Руководитель проекта в строительстве договор
Руководитель проекта строительства
Проектная деятельность может быть направлена на различные сферы деятельности человека, однако наиболее масштабными являются начинания, связанные с капитальным строительством. Чтобы обеспечить реализацию такого рода инициативы, необходимо организовать работу всех участников и контролировать ее исполнение. Такую функцию выполняет руководитель проекта строительства.
Роль и квалификация ответственного за реализацию строительства
Руководителя проекта в строительстве чаще всего нанимают под конкретную инициативу, например, строительство плавательного бассейна, торгово-развлекательного комплекса или жилого здания. При этом в зависимости от специфики деятельности фирмы возможен вариант ведения специалистом всего комплекса работ (от нулевого цикла до сдачи в эксплуатацию) или же концентрации на определенных видах работ (внутренняя отделка, установка отопительных или вентиляционных систем, монтаж оборудования).
Работодатели требуют от руководителя такого рода определенных умений и знаний, которые напрямую зависят от сложности предполагаемых заданий.
Усредненный профиль специалиста по руководству строительством выглядит приблизительно так:
- высшее строительное или инженерное образование, иногда для несложных проектов могут пригласить профессионала со средним специальным образованием, но с большим опытом работы в отрасли;
- опыт работы в строительстве не меньше 3-5 лет, в том числе на руководящих должностях, зачастую ищут специалиста, который руководил ранее возведением аналогичного объекта;
- умение построить команду и управлять ней или организовать эффективное взаимодействие уже имеющихся сотрудников;
- знание законодательной и нормативной базы, регулирующей строительную отрасль, а также основ финансового учета и сметного дела;
- знание и использование в практической деятельности специального программного обеспечения (MS Project, Primavera, Spider, AutoCAD и др.);
- умение работать в интенсивном (часто ненормированном) режиме, вести переговоры, в т.ч. сложные, и принимать ответственные решения.
В последнее время в процессе развития межгосударственных связей от специалистов все чаще требуется знание английского языка.
Чаще всего руководитель строительства должен работать с сотрудниками, предоставленными работодателем. Однако бывают случаи, когда ему поручают сформировать собственную команду «с нуля» или разрешают привести с собой 1-2 наиболее важных сотрудников. Поэтому умение работать в команде с разными людьми, находить с ними общий язык для достижения поставленных целей является одним из наиболее ценных качеств менеджера в строительной отрасли.
Уровень заработной платы обычно устанавливается в индивидуальном порядке после собеседования и принятия решения о заключении договора. Кроме ежемесячной оплаты часто предполагаются премии по результатам проведенной работы (после окончания инициативы и сдачи в эксплуатацию сооружения).
Руководитель строительного проекта, основы должностной инструкции
Работа руководителя проекта в строительстве предполагает выполнение целого ряда обязанностей, которые четко прописаны в должностной инструкции. За ее основу может быть взят Профессиональный стандарт «Организатор строительного производства», утвержденный приказом Минтруда №930н от 21 ноября 2014 года, а также Устав конкретной организации и другие ее акты локального характера.
Должностная инструкция менеджера составляется обычно кадровым и юридическим подразделениями и утверждается директором предприятия или руководителем организации.
Принятый на работу специалист изучает ее и ставит личную подпись об ознакомлении, после чего несет ответственность за надлежащее ее исполнение. Один экземпляр инструкции передается лично сотруднику.
Кроме указанных в предыдущем разделе требований к квалификации и опыту работы, менеджер обязан иметь необходимые для выполнения своих функций знания и умения, в частности:
- требования законодательства Российской Федерации относительно порядка составления и оформления проектной документации;
- технические требования по организации строительного производства и технологии проведения работ различной направленности;
- требования законодательства касательно технического регулирования в отрасли строительства;
- перечень допусков и разрешительных документов, порядок их подготовки и оформления;
- нормативные требования в части подготовки стройплощадок, проведения приемочных работ и оформления их результатов;
- нормы расхода технических и материальных ресурсов для различных видов работ;
- виды стройматериалов, конструкций, изделий, механизмов, их свойства и характеристики;
- порядок оформления разных документов (договора с подрядными организациями и поставщиками, заявки на материалы и сырье, тендерная документация);
- методы планирования (календарное, сетевое, проектное, сводное);
- способы организации строительного контроля;
- основы сметного дела;
- основы менеджмента (работа с трудовым коллективом).
В должностные обязанности руководителя строительного проекта могут входить такие пункты:
- контроль поданной проектной документации по всему объекту и его отдельным участкам;
- оформление необходимых для проведения строительных работ допусков и разрешений, оборудование и подготовка строительной площадки;
- расчет потребности строительного участка в технических и материальных ресурсах (материалы, изделия, конструкции), планирование их поставок, хранения, распределения и расходования на участках;
- определение перечня необходимых строительных механизмов и машин, их распределение по участкам для эксплуатации;
- распределение поступающих по внешним сетям ресурсов (электроэнергия, газ, вода) по участкам;
- оперативное планирование, координация и текущий контроль прохождения всех процессов, организация мероприятий по выявлению и устранению обнаруженных дефектов;
- ведение соответствующей исполнительной и текущей документации;
- планирование строительных процессов и контроль над их исполнением и соответствием действующим нормам, правилам, стандартам и проектным документам;
- осуществляет контроль приемочный завершенных отдельных этапов или процессов (конструкций, элементов, инженерных сетей), ведет соответствующую отчетность;
- подготовка в передаче заказчику результат выполненных строительно-монтажных работ (весь объект или его отдельный комплекс), а также составление пакета документов, необходимых для работы приемочной комиссии.
Кроме этих функций, руководителю, отвечающему за строительство, вменяется еще ряд обязанностей, связанных с менеджерской деятельностью:
- проведение мероприятий в части внедрения системы качества строительства, ее анализа и совершенствования, оптимизация производства в соответствии со стандартами качества;
- выполнение действий, направленных на повышение производительности труда и повышение эффективности хозяйственно-производственной деятельности, путем внедрения новых технологий и интенсификации производства;
- планирование и контроль над выполнением действий, направленных на исполнение действующего законодательства страны относительно охраны труда, охраны окружающей среды и пожарной безопасности, в том числе инструктаж сотрудников по данным вопросам, подготовку и оценку рабочих мест;
- распределение обязанностей, функций и отдельных поручений между подчиненными работниками, координация и контроль их исполнения, дополнительное консультирование сотрудников в случае необходимости, решение спорных вопросов и конфликтных ситуаций;
- соблюдение относительно работников трудового законодательства, создание надлежащих условий труда;
- вносить для рассмотрения руководителя организации вопросы касательно назначения или увольнения сотрудников, их поощрения или наложения взысканий на них.
Менеджер строительного проекта в процессе своей деятельности обладает такими правами:
- участвовать в обсуждении и принятии решений высшего руководства, касающихся проведения строительно-монтажных работ;
- визировать и подписывать документы, имеющие отношение к выполнению его должностных обязанностей;
- инициировать проведение производственных совещаний по всем вопросам, касающимся организации и проведения работ (закупки, подряд и субподряд, проведение тендеров и др.) и проводить их по поручению руководства;
- проверять своевременность и качество данных поручений;
- получать от других специалистов и структур необходимые документы и информации;
- требовать приостановки или прекращения работ в случае обнаружения недостатков, давать указания относительно их исправления;
- требовать от директората содействия для более качественного исполнения своих прямых обязанностей.
Руководитель строительного проекта несет ответственность в соответствии с трудовым, административным, гражданским и уголовным законодательством России в зависимости от характера и тяжести совершенного ним проступка или правонарушения.
В должностной инструкции также должно быть указано, кому подчиняется руководитель строительного проекта. Чаще всего вышестоящими начальниками для него являются генеральный директор фирмы и его заместитель по строительству.
Должностная инструкция
Руководитель проекта (строительство)
Образец должностной инструкции руководителя проекта
Образец должностной инструкции составлен с учетом профстандарта Организатор строительного производства
1. Общие положения
1.1. Руководитель проекта относится к категории руководителей.
1.2. На должность руководителя проекта принимается лицо:
1) имеющее высшее образование (бакалавриат);
2) освоившее дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки;
3) прошедшее повышение квалификации по направлению профессиональной деятельности в области строительства не реже одного раза в пять лет;
4) имеющее стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее пяти лет.
1.3. Руководитель проекта должен знать:
1) требования законодательства Российской Федерации к составу, содержанию и оформлению проектной документации;
2) требования технической документации к организации строительного производства на участке строительства;
3) требования законодательства Российской Федерации к проектной документации, к порядку проведения и технологиям производства строительных работ;
4) требования законодательства Российской Федерации в сфере технического регулирования в строительстве;
5) состав и порядок подготовки документов для оформления разрешений и допусков для строительного производства;
6) требования законодательства Российской Федерации к порядку и документальному оформлению приема-передачи законченных объектов капитального строительства и этапов (комплексов) работ;
7) требования законодательства Российской Федерации к порядку обустройства и подготовки строительных площадок (внутриплощадочных подготовительных работ);
8) технологии производства различных видов строительных работ;
9) нормативные и проектные показатели потребности строительного производства в материально-технических ресурсах (по видам материально-технических ресурсов);
10) виды и свойства основных строительных материалов, изделий и конструкций;
11) виды и характеристики основных строительных машин, механизмов, энергетических установок, транспортных средств;
12) методы сводного планирования поставки, распределения и расходования различных видов материально-технических ресурсов;
13) порядок документального оформления заявок на различные виды материально-технических ресурсов;
14) правила страхования различных видов материально-технических ресурсов;
15) правила приемки и документального оформления материальных ценностей;
16) состав и классификацию затрат по созданию и хранению запаса материальных ценностей;
17) порядок хозяйственных и финансовых взаимоотношений строительной организации с заказчиками и подрядными организациями;
18) способы и методы оперативного управления строительным производством (управление по проектам, сетевое планирование, календарное планирование, проектное планирование, сводное планирование);
19) методы определения видов и объемов строительных работ и производственных заданий;
20) порядок расчета затрат, связанных с потерями (порча, устаревание) материальных ресурсов;
21) порядок оформления заявок на строительную технику, оборудование и технологическую оснастку;
22) методы технико-экономического анализа и оценки основных показателей производственно-хозяйственной деятельности;
23) методы выявления резервов повышения эффективности производства строительных работ;
24) средства и методы организационной и технологической оптимизации производства строительных работ;
25) современные достижения в области строительного производства и промышленности строительных материалов;
26) основы системы менеджмента качества и особенности ее внедрения в строительном производстве;
27) порядок разработки и оформления локальных нормативных технических документов (стандартов организации);
28) средства и методы документальной и инструментальной оценки соответствия требованиям стандартов организации;
29) основные методы метрологического обеспечения инструментальной оценки соответствия требованиям стандартов организации;
30) требования технической документации к порядку приемки скрытых работ и строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства;
31) правила осуществления работ и мероприятий строительного контроля;
32) средства и методы документального и инструментального контроля соблюдения технологических процессов и результатов производства строительных работ;
33) методы устранения причин появления дефектов строительных работ (применение альтернативных строительных технологий, повышение квалификации работников);
34) требования договора строительного подряда к спецификации объекта, порядку сдачи-приемки законченного объекта капитального строительства и этапов (комплексов) работ, наличию сопроводительной документации и срокам сдачи работ;
35) основания и порядок принятия решений о консервации незавершенного объекта капитального строительства;
36) правила документального оформления приема-передачи законченных объектов капитального строительства и этапов (комплексов) работ;
37) правила документального оформления консервации незавершенного объекта капитального строительства;
38) требования законодательства Российской Федерации, а также договора строительного подряда к состоянию передаваемого заказчику объекта капитального строительства;
39) виды и характеристики технологической оснастки, применяемой при различных видах строительных работ;
40) требования законодательства Российской Федерации к правилам содержания и эксплуатации техники и оборудования;
41) особенности строительного производства на опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства;
42) способы и методы планирования строительного производства (сетевое планирование, календарное планирование, проектное планирование, сводное планирование);
43) правила ведения исполнительной и учетной документации строительного производства;
44) правила ведения отчетности по выполненным видам и этапам строительных работ;
45) порядок составления отчетной документации по использованию материальных ценностей (ведомости расхода и списания материальных ценностей);
46) методики расчета потребности строительного производства в трудовых ресурсах;
47) методы и средства управления трудовыми коллективами;
48) принципы распределения функций организации и руководства, способы коллективного управления процессами строительного производства;
49) виды документов, подтверждающих профессиональную квалификацию и наличие допусков к отдельным видам работ;
50) основные вредные и (или) опасные производственные факторы;
51) виды негативного воздействия на окружающую среду при проведении различных видов строительных работ и методы их минимизации и предотвращения;
52) требования законодательства Российской Федерации в сферах охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды;
53) основные санитарные правила и нормы, применяемые при производстве строительных работ;
54) основные требования трудового законодательства Российской Федерации, права и обязанности работников;
55) требования к рабочим местам и порядок организации и проведения специальной оценки условий труда;
56) правила ведения документации по контролю исполнения требований по охране труда, пожарной безопасности и охране окружающей среды;
57) основные методы оценки эффективности труда;
58) основания для привлечения к ответственности и меры административной и уголовной ответственности за нарушение трудового законодательства Российской Федерации;
59) Правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, трудовые договоры;
60) правила по охране труда и пожарной безопасности при производстве строительных работ;
61) ……… (другие документы, материалы и т.д.)
1.4. Руководитель проекта должен уметь:
1) осуществлять проверку комплектности и качества оформления проектной документации, оценивать соответствие содержащейся в ней технической информации требованиям нормативной технической документации;
2) применять нормативно-техническую и проектную документацию при планировании и распределении производственных ресурсов;
3) подготавливать документы для оформления разрешений и допусков для производства строительных работ на участке строительства, в том числе в охранных зонах;
4) разрабатывать планы (сетевые, объектовые, календарные) строительного производства;
5) производить расчеты соответствия объемов производства строительных работ нормативным требованиям к трудовым и материально-техническим ресурсам;
6) определять состав и объемы вспомогательных работ по созданию инфраструктуры участка строительства (средства связи и диспетчеризации, транспортные коммуникации и инженерные сети, бытовые помещения);
7) определять номенклатуру и осуществлять расчет объемов (количества) и графика поставки строительных материалов, конструкций, изделий, оборудования и других видов материально-технических ресурсов в соответствии с планами строительного производства;
8) разрабатывать графики поставки, эксплуатации, обслуживания, ремонта строительной техники, машин и механизмов в соответствии с планами строительного производства;
9) определять необходимый перечень и объем ресурсов, поставляемых через внешние инженерные сети (вода, электроэнергия, тепло) в соответствии с планами строительного производства;
10) планировать поставку и контроль распределения и расходования материально-технических ресурсов на участке строительства;
11) составлять и проверять заявки на материально-технические ресурсы, строительную технику, машины и механизмы, ресурсы, поставляемые через внешние инженерные сети;
12) производить документальный, визуальный и инструментальный контроль качества и объемов (количества) поставляемых материально-технических ресурсов, строительной техники, машин и механизмов, ресурсов, поставляемых через внешние инженерные сети;
13) планировать и контролировать выполнение работ подрядных организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт строительной техники, оборудования, технологической оснастки;
14) выполнять и проверять расчеты расходования средств на обеспечение строительного производства материально-техническими ресурсами;
15) разрабатывать и контролировать выполнение сводных планов строительного производства на участке строительства;
16) определять виды и сложность, рассчитывать объемы строительных работ и производственных заданий в соответствии с имеющимися материально-техническими ресурсами, специализацией подрядных организаций, специализацией и квалификацией работников участка строительства;
17) осуществлять документальное сопровождение строительного производства;
18) устанавливать причины отклонения технологических процессов от требований нормативной технической документации, технических условий, технологических карт, карт трудовых процессов;
19) устанавливать причины отклонений результатов строительных работ от требований нормативной технической и проектной документации;
20) осуществлять документальное сопровождение работ и мероприятий строительного контроля;
21) осуществлять документальное сопровождение работ и мероприятий приемочного контроля законченных видов и этапов строительных работ (объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, инженерных сетей);
22) разрабатывать исполнительно-техническую документацию по законченным объектам капитального строительства, этапам (комплексам) работ, консервации незавершенных объектов капитального строительства;
23) осуществлять мероприятия по обеспечению соответствия состояния результатов строительных работ требованиям санитарно-гигиенических норм и условиям договора строительного подряда (чистота, отсутствие излишков материалов, техническое состояние);
24) анализировать и обобщать опыт строительного производства;
25) разрабатывать локальные нормативные технические документы (стандарты организации) в области организации строительного производства;
26) осуществлять оценку соответствия процессов и результатов строительного производства требованиям локальных нормативных технических документов (стандартов организации);
27) осуществлять технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности на участке строительства;
28) осуществлять анализ эффективности использования производственных ресурсов;
29) разрабатывать и планировать мероприятия по повышению эффективности использования производственных ресурсов;
30) осуществлять технико-экономический анализ результатов внедрения новых методов и форм организации труда, рационализаторских предложений, внедрения новой техники и технологий, механизации и автоматизации строительных работ, оптимизации использования материально-технических и иных ресурсов;
31) определять рабочие места, находящиеся под воздействием вредных и (или) опасных факторов производства строительных работ и использования строительной техники;
32) определять перечень работ по обеспечению безопасности участка строительства (ограждение строительных площадок, ограждение или обозначение опасных зон, освещение, обеспечение средствами пожаротушения, аварийной связи и сигнализации);
33) определять перечень необходимых средств коллективной и (или) индивидуальной защиты работников участка строительства;
34) определять перечень необходимых мер по обеспечению работников участка строительства бытовыми и санитарно-гигиеническими помещениями;
35) осуществлять и контролировать документальное сопровождение результатов контроля исполнения правил по охране труда, требований пожарной безопасности и охраны окружающей среды, требований промышленной безопасности;
36) определять требуемое количество, профессиональный и квалификационный состав работников в соответствии с производственными заданиями и календарными планами строительного производства на участке строительства;
37) определять оптимальную структуру распределения работников для выполнения процессов строительного производства;
38) оценивать результативность и качество выполнения руководителями участков производства работ (объектов капитального строительства), отдельных участков производства работ производственных заданий, должностных (функциональных) обязанностей;
39) оценивать психологический климат в трудовом коллективе и его влияние на выполнение производственных заданий;
40) определять недостающие компетенции руководителей участков производства работ;
41) ……… (другие навыки и умения)
1.5. Руководитель проекта в своей деятельности руководствуется:
1) ……… (наименование учредительного документа)
2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)
1.6. Руководитель проекта подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)
1.7. Руководитель проекта осуществляет руководство ……… (наименование структурного подразделения)
1.8. В период отсутствия руководителя проекта (отпуска, временной нетрудоспособности, др.) его обязанности исполняет заместитель (работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением).
1.9. ……… (другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Организация строительного производства на участке строительства (объектах капитального строительства):
1) подготовка строительного производства на участке строительства;
2) материально-техническое обеспечение строительного производства на участке строительства;
3) оперативное управление строительным производством на участке строительства;
4) приемка и контроль качества результатов выполненных видов и этапов строительных работ на участке строительства;
5) сдача заказчику результатов строительных работ;
6) внедрение системы менеджмента качества на участке строительства;
7) разработка мероприятий по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности на участке строительства;
8) обеспечение соблюдения на участке строительства правил и норм по охране труда, требований пожарной безопасности и охраны окружающей среды.
2.2. Осуществление руководства подчиненными работниками.
2.3. ……… (другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Руководитель проекта исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции подготовка строительного производства на участке строительства:
1) осуществляет входной контроль проектной документации по участку строительства, организацию входного контроля проектной документации по объектам капитального строительства;
2) оформляет разрешения и допуски, необходимые для производства строительных работ на участке строительства;
3) осуществляет планирование и контроль выполнения подготовки и оборудования участка строительства;
4) осуществляет планирование строительного производства на участке строительства.
3.1.2. В рамках трудовой функции материально-техническое обеспечение строительного производства на участке строительства:
1) определяет потребность строительного производства на участке строительства в строительных материалах, конструкциях, изделиях и других видах материально-технических ресурсов;
2) осуществляет сводное планирование поставки и контроль распределения, хранения и расходования материально-технических ресурсов на участке строительства (объектах капитального строительства и отдельных участках производства работ);
3) определяет перечень строительной техники, машин и механизмов, требуемых для осуществления строительного производства;
4) осуществляет сводное планирование поставки, эксплуатации, обслуживания и ремонта строительной техники, машин и механизмов на участке строительства (объектах капитального строительства и отдельных участках производства работ);
5) определяет потребность строительного производства в ресурсах, поставляемых через внешние инженерные сети (вода, электроэнергия, тепло);
6) осуществляет сводное планирование поставки и контроль распределения и расходования ресурсов, поставляемых через внешние инженерные сети на участок строительства (объект капитального строительства и отдельные участки производства работ);
7) осуществляет входной контроль качества и объемов (количества) поставляемых материально-технических ресурсов, строительной техники, машин и механизмов, ресурсов, поставляемых через внешние инженерные сети;
8) осуществляет контроль расходования средств на материально-техническое обеспечение строительного производства.
3.1.3. В рамках трудовой функции оперативное управление строительным производством на участке строительства:
1) осуществляет сводное оперативное планирование и контроль осуществления процессов строительного производства на участке строительства;
2) координирует процессы строительного производства на участке строительства;
3) осуществляет разработку, планирование и контроль выполнения оперативных мер, направленных на исправление дефектов результатов строительных работ на участке строительства;
4) ведет текущую и исполнительную документацию по производственной деятельности участка строительства.
3.1.4. В рамках трудовой функции приемка и контроль качества результатов выполненных видов и этапов строительных работ на участке строительства:
1) осуществляет планирование и контроль выполнения работ и мероприятий строительного контроля;
2) осуществляет разработку, планирование и контроль выполнения мер, направленных на предупреждение и устранение причин возникновения отклонений результатов строительных работ от требований нормативной технической, технологической и проектной документации;
3) осуществляет приемочный контроль законченных видов и этапов строительных работ (объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, инженерных сетей);
4) ведет установленную отчетность по выполненным видам и этапам строительных работ;
5) внедряет и совершенствует систему менеджмента качества строительного производства.
3.1.5. В рамках трудовой функции сдача заказчику результатов строительных работ:
1) осуществляет планирование и контроль выполнения работ и мероприятий по подготовке к сдаче заказчику результатов строительных работ (законченных объектов капитального строительства, этапов (комплексов) работ, консервации незавершенных объектов капитального строительства);
2) приводит результаты строительных работ в соответствие требованиям нормативных технических документов и условиям договора строительного подряда;
3) подготавливает исполнительно-техническую документацию, подлежащую предоставлению приемочным комиссиям;
4) представляет результаты строительных работ приемочным комиссиям.
3.1.6. В рамках трудовой функции внедрение системы менеджмента качества на участке строительства:
1) осуществляет планирование и контроль выполнения работ и мероприятий по внедрению системы менеджмента качества строительного производства;
2) проводит анализ и оценку эффективности внедрения системы менеджмента качества строительного производства;
3) осуществляет оптимизацию строительного производства на основании требований и рекомендаций системы менеджмента качества.
3.1.7. В рамках трудовой функции разработка мероприятий по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности на участке строительства:
1) определяет основные резервы строительного производства, осуществляет планирование и контроль выполнения мероприятий повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности и производительности труда на участке строительства;
2) осуществляет планирование и контроль выполнения работ и мероприятий по внедрению новых технологий строительного производства, обеспечивающих повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности на участке строительства;
3) проводит оценку результатов работ и мероприятий, направленных на повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности на участке строительства.
3.1.8. В рамках трудовой функции обеспечение соблюдения на участке строительства правил и норм по охране труда, требований пожарной безопасности и охраны окружающей среды:
1) осуществляет планирование и контроль выполнения работ по приведению участка строительства в соответствие правилам по охране труда, требованиям пожарной безопасности и охраны окружающей среды;
2) осуществляет контроль проведения на участке строительства мероприятий по инструктажу и соблюдению работниками правил по охране труда, требований пожарной безопасности и охраны окружающей среды;
3) осуществляет планирование и контроль подготовки производственных территорий, участков работ и рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда.
3.1.10. В рамках трудовой функции руководства подчиненными работниками:
1) распределяет трудовые функции, служебные задания между подчиненными работниками и осуществляет контроль за их выполнением;
2) оказывает подчиненным работникам консультативную поддержку, дает разъяснения и указания в рамках выполнения трудовых функций подчиненными работниками;
3) обеспечивает в отношении подчиненных работников соблюдение трудового законодательства и законодательства об охране труда, создание условий труда, отвечающих установленным требованиям;
4) разрешает конфликтные ситуации между подчиненными работниками;
5) вносит на рассмотрение ……… (наименование должности руководителя) представления о приеме, перемещении и увольнении работников; предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий;
6) ……… (другие обязанности)
3.1.11. В рамках выполнения своих трудовых функций:
1) выполняет поручения своего непосредственного руководителя;
2) проходит периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
3.1.12. ……… (другие обязанности)
3.2. ……… (другие положения о должностных обязанностях)
Руководитель проекта имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Подписывать и визировать ……… (виды документов)
4.3. Инициировать и проводить совещания по вопросам организации закупок и контроля за их осуществлением.
4.4. Запрашивать и получать от структурных подразделений, специалистов необходимую информацию, документы.
4.5. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.
4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.7. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценка качества исполнения своих трудовых функций.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
4.9. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.
4.10. ……… (иные права)
5. Ответственность
5.1. Руководитель проекта привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
— за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ……… (другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Организатор строительного производства», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.11.2014 N 930н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. ……… (другие заключительные положения).
Пять «нет» при назначении Руководителя проекта.
Предлагаемые автором признаки «Пять НЕТ» — это опыт и практика первых лиц в проектной деятельности. Они позволяют не тратить время на некоторых кандидатов при принятии решений о назначении руководителя (управляющего, директора, менеджера) проекта, так как наличие хотя бы одного такого признака гарантирует неуспех проекта и возникновение проблем в работе «на ровном месте».
В последнюю минуту…
Когда статья была уже готова, я пересказал ее одному из моих коллег из категории «назначающих» руководителей проектов. На что он начал «фыркать» как лошадь, которая смеется (манера такая), что в переводе означало: «Где ж ты такого найдешь?!». («Бедный Йорик! Как ему не повезло по жизни!» — подумалось мне тогда).
Конечно же, у каждого из нас можно найти признаки таких «Пять НЕТ». Но есть невидимая граница, за которой они становятся доминирующими. Как говорил Бывалый: «. гордыня, тщеславие и чужие жены — грехи смертные. Но и добродетельных управляющих не бывает».
Введение
Реальная ситуация: Вы – тот человек, который должен выбрать и назначить на проект его руководителя. Если вы заинтересованы в успехе, то должны подобрать такого руководителя, который смог бы обеспечить успех именно этого проекта.
Когда вам предлагается описание кандидата в нескольких десятков его позитивных характеристик или рекомендаций, то это практика, которая «как бы» общепринятая и сомнению не подлежит. Перед вами также могут предстать десяток претендентов с прекрасными резюме, «с комсомольским блеском в глазах» и «готовых на все». Но как раз «готовые на все» и «любыми средствами» в современную культуру и этику менеджмента проектов и программ (в дальнейшем – МПП) не вписываются.
Выбирать приходится именно вам. А принятие решений на практике – это не то, о чем пишут в книгах. В подавляющем большинстве случаев топ-менеджеры при принятии решений используют датчики «слабых сигналов», которые не могут быть объяснены окружающим или быть «научно-обоснованными». Недоучет таких «слабых сигналов» приводит к неуспеху в последующем. Но это потом, когда уже поздно.
В практике же для решения подобных вопросов используется профессиональный инструментарий (позиционирование) из «живого» менеджмента проектов (Lively Project Management).
Часть 1. Признаки профессиональной непригодности к менеджменту проектов и программ
Признаки профнепригодности к МПП из практики
Практика многих профессионалов в области МПП – тяжелый путь успехов и неудач, достижений и ошибок – выявил несколько доминирующих характеристик людей, принципиально значимых для неуспеха проекта. Они «выстраданы» поколениями первых лиц проектной деятельности в бизнесе и компаниях. Они настолько важны именно для МПП в его современном понимании, что явное наличие хотя бы одного из них ставит крест на профессиональной карьере человека, который называет себя «управляющим», «директором», «руководителем» или «менеджером» проектов.
Эти признаки отражают доминирующую позицию отношения человека с некоторыми элементами контекста проекта (рис. 1) и названы Пять признаков профессиональной непригодностик МПП:
1. Негативная картина мира по отношению к окружающей действительности.
2. Цинизм по отношению к людям и моральным ценностям
3. Эгоцентризм по отношению к собственному «Я».
4. Искажения по отношению к фактам и их интерпретациям.
5. «Продажность» по отношению к созданным ценностям и людям.
Рис. 1. Признаки профессиональной непригодности по отношению к элементам контекста проектной деятельности
Такие характеристики — это определенная система ценностей и позиционирования, которые практически не меняются. Они статичны, формируются в течение длительного времени и перевоспитанию «по приказу» в течение дня или месяца не подлежат. Приказать «любить человека» по понедельникам и средам можно, но как быть с остальными днями недели?
Если вы знаете об этих признаках и все равно назначаете человека на позицию руководителя проекта, то, скорее всего, желаете (осознанно или неосознанно) «завала» проекта. Поэтому проводите «тайную операцию», применяя технику использования «агента влияния».
Комментарий . «Агент влияния» — это термин из лексикона в геополитических проектах. Означает человека (не шпиона, не завербованного и, может быть, очень достойного уважения), которого «проталкивают» и «ставят» на значимую позицию, но он абсолютно не способен справиться именно с этим делом. Он часто даже и не знает об истинной причине своего назначения, но «тайные силы» знают, что именно этот человек именно это дело и завалит.
«Пять НЕТ» при назначении руководителя проекта
1. НЕТ – негативная картина мира (Негативист)
Основная позиция: «Сегодня плохо — завтра будет еще хуже».
Устойчивое «плохое» настроение, которое транслируется на других, расхолаживает людей в проекте. Построение отношений в команде на основе убежденности «плохое – это норма жизни» создает проблемы и групповую позицию пассивности. Позиционирование «что ни делай – мир не улучшиться» принципиально противоречит МПП как позитивно созидающей деятельности по созданию новых ценностей будущего, которые улучшают мир.
В рамках проектной деятельности такой управляющий видит во всем опасность и угрозу, а начинает проект с оценки рисков и неприятностей. Причем еще на стадии обсуждения самой проектной идеи, делая скептические замечания и призывая «опуститься на землю», он на уровне неосознанного транслирует свое упадническое настроение на других.
Внутренне негативист будет занимать позицию, ориентированную на создание ситуации, в которой подтверждается именно его «картина мира», а это означает, что он будет ориентирован на неуспех проекта. Отсюда – подмена целей, ссылки на нехватку ресурсов, постоянная «загрузка» окружающих (не только членов команды) проблемами, интриги и т.п.
Позиция в случае неприятностей: «Я же предупреждал!». Именно в этой ситуации для негативиста – праздник. А по праздникам – кто же работает?!
2. НЕТ – цинизм (Циник)
Это состояние пренебрежения социальными нормами в обществе и презрительного отношения к людям. Цинизм – заразен, а умный цинизм еще и убедителен. В рамках такого позиционирования первого лица формируется такой же тип отношений и в проектной группе, так как говорить о «команде проекта» в такой ситуации не приходится. Формируется «стая», у которой нет правил по отношению к окружающим – заказчику, спонсору, людям.
Позиционирование проводится в соответствие с принципом «Человек человеку – волк», а достижение целей любыми средствами — вне Правил этики (см. ниже). «Заповеди господни» в такой атмосфере не соблюдаются. Для того, чтобы украсть из проекта ресурсы, нет никаких сдерживающих моральных преград. Отношение к стейкхолдерам такое же, как к Буратино, «кинуть» которых считается «нормальным». Но этого мало.
Надо, чтобы такой человек еще и с удовольствием делился своим опытом с подрастающим поколением, наставляя его на «путь истинный». Только тогда он становится «истинным» циником.
3. НЕТ – эгоцентризм (Эгоцентрист)
Основное позиционирование: «Мир создан для меня», «Я и все остальное». Любить самого себя нужно все-таки в меру, хотя «мера» может быть и большой. Ибо мы являемся всего лишь отражением реальности и отношений.
«Я-позиция» в проекте – это позиция принятия решений. Поэтому все решения будут приниматься через призму «Я». Обычная подмена интересов заказчика, спонсора и проекта на «свои». Форма и риторика такой подмены могут быть разнообразными. Иногда сразу можно не понять «суть вещей» — «эгоцентрист» не означает «неумный».
Антитезой эгоцентризма является Первое правило «спецназа» управляющего проектов [1]:
Воплощение мечты и замыслов заказчика проекта в реальность является специфическим назначением профессии управляющего проектов.
«Мы-позиция» в проекте — это дополнительный ресурс, основанный на позитивной синергии членов проектной команды и отражающий биологическую сущность человека, как существа созидающего. МПП – это всегда командная игра. В ней могут быть «лидеры», «капитаны» и другие роли, но всегда справедлив Принцип «успеха команды»:
Успех команды проекта является успехом каждого, а успех каждого является успехом всей команды.
«Я-кание» достаточно распространено в практике. Руководитель, всегда говорящий «Я» вместо «МЫ», тянет одеяло на себя. Это свидетельство не профессионального управляющего проектов, а тех, кто «косит» под него. Если же иногда «заносит» в область «Я-кания», то полезно помнить, что гордыня и тщеславие – грехи смертные.
4. НЕТ — искажения (Исказитель)
Достоверная информация и ее адекватная интерпретация в проекте позволяет принимать хорошие решения. «Объективное» преподнесение информации по идее всегда должно быть основано на фактах. Но в проектной деятельности всегда их будет не хватать в силу «дефицита информации» [1].
Вольное обращение с фактами часто создает искаженную картину реальности. Если же информация «препарирована», а ее интерпретация несет осознано или неосознанно целевой характер или чей-то субъективный взгляд на ситуацию, выдаваемый за «объективную» картину, то и решения будут носить такой же характер. Причины здесь две: неосознанная и осознанная.
Неосознанная означает отношение к этим фактам из-за неверно определенного контекста проекта или личностного позиционирования «исказителя». Например, все факты рассматриваются только с точки зрения личной выгоды, а потом доказывается, что это отражает интересы всех. Человек занимает «Я-позицию» и все трактует именно с нее. Тогда и интерпретация реального состояния проекта будет «Я – и картина проекта, как мне выгодно».
Пытаться понять такое часто неконструктивно, так как разбираться с индивидуальными «тараканами» – это задача психологии, а не МПП. Но такая позиция переносится на действия, которые на уровне неосознанного выстраиваются именно под нее. И тогда весь проект направляется не на реальность, а на искаженные или вообще подмененные цели.
Осознанная означает, что человек попросту дает недостоверную информацию – либо он использует прием «полуправды», либо откровенно врет, пытаясь получить какую-либо выгоду. «Исказитель» осознанно вводит в заблуждение людей, используя многочисленные приемы формирования искаженной и/или подмененной «картины ситуации».
По жизни, слушая кого-то, мы исходно находимся в состоянии доверия. И это – нормально. Но иногда возникает ситуация – а реальная-то картина – другая. Хотя все используемые факты имели место быть, но у человека есть цель и он осознанно «подгоняет» факты под нее. Такой прием часто называют «аргументированным мнением».
Вы можете хорошо знать особенности руководителя проекта и «фильтровать его базар». Но дело в том, что в проекте много других людей, которые этого могут и не уметь делать. Искажения деформируют картину реальности, что приводит к неадекватным решениям со стороны не только заказчика, но и стейкхолдеров и членов команды. Отсюда – и неадекватность их действий. Получается – это все вокруг виноваты в неуспехе проекта.
Если «исказитель» «привирает» перед девушкой с целью ей понравиться – это его личное дело. Но когда это происходит в проекте, то наносит прямой урон всем его участникам. И главный виновник неуспеха проекта тот, кто назначает таких людей на руководство.
5. НЕТ – продажность (Продавец)
МПП работает только по заказам или как партнер, а не «продает» готовый товар.
Принцип «честной» позиции МПП
Основная позиция — «Все продается – все покупаются», «Все хотят одного – денег» и т.п. Конечно, это — приобретенная позиция и носит социальный характер. Но может быть и профессиональной установкой, например, у специалистов по продажам. Принципиально позиция, психология, мотивация «продавца» в проекте – это вне проектной культуры.
В проектной практике есть понятие: «продажа проекта». Это сленг, некорректно означающий привлечение инвесторов и партнеров, обеспечение поддержку проекта. А «продажа товара» — это «деньги ваши – стали наши», а раз так, то каждый делает со своими деньгами, что захочет.
С деньгами же, которые выделены на проект, вы не можете делать все, что захотите. Они предназначены для конкретных работ, выполнение которых позволяет получить результаты проекта, а невыполнение – привести к неуспеху.
В терминах «продаж» не определяются такие характеристики в проекте, как «командный дух», «взаимопомощь», «энтузиазм» и многие другие. Пока задача оценки вклада «неизмеримых» характеристик в промежуточные и конечные результаты проекта не решена. И навряд ли имеет общее решение.
Установка на «продажу» требует такого позиционирования и психологии, которые очень существенно отличается от установки на проект. А рассказы с умным лицом в наукообразных терминах, как в парадигме «продавец-покупатель» интерпретируется МПП соответствуют Принципу «научной подкованности» специалиста:
Научно подкованный специалист по двигателям легко и на «грамотном профессиональном языке» объяснит, как работает экипаж подводной лодки, любому студенту философского факультета.
Успешный «пиэм» как правило слабый «продажник», «продажник» – это вообще не «пиэм», так как «Продажа» результатов проекта не входит в профессиональную компетенцию управляющего проектов» (Правило «ограничения компетенции» управляющего проектов).
Часть 2. Профнепригодный управляющий проектов
О требованиях к управляющему проектов
Управляющий «неизмерим» в точных показателях
Закон «неизмеримости» управляющего
Есть десятки и сотни характеристик, которые предлагаются специалистами по человеческим ресурсам и описывают якобы «эффективного менеджера проектов». Часто они непонятно откуда взяты и не имеют отношения именно к категории управляющих, руководителей и менеджеров проектов.
Есть стандарты компетенции специалистов и менеджеров проектов и программ, которые имеют как международный статус, так и отражают страновой или привязанный к конкретной модели характер. Таких «стандартов компетенции» в области МПП уже несколько десятков, а всевозможных корпоративных – «несть им числа».
Главным же для понимания их области применимости являются ответы на следующие вопросы:
· Для каких базовых проектного подхода и модели они разработаны?
· Для какого профессионального профиля они предназначены?
Количество достаточно широко применяемых моделей в современном МПП – несколько десятков. А профессионального отношения (профилей) специалистов к проектам – не меньше. Если образно, то представьте себе что речь идет о таком понятии как «транспорт» (как аналога широты понятия «проектный подход») и соответствующем профессиональном обеспечении его функционирования. В МПП также есть свои «техники», «администраторы», «диспетчеры», но и «водители», «пилоты» и «командиры».
В области транспорта вне здравого смысла находится назначение хорошего специалиста по автомобильным движкам на позицию командира подводной лодки. Но в области МПП такое происходит сплошь и рядом, а потом руководитель компании удивляется: но у него же сертификат компании (института, ассоциации, сообщества) «Roga & Kopita Ltd.»!
Плачевные последствия таких назначений, которые дорого обходятся компании или бизнесу. Это результат невежества в области МПП «назначающих» лиц или следствие из принципа «Пипл схавает»:
Невежество заказчика в области МПП обойдется в лишние затраты и повышенные риски неуспеха проекта именно для него.
Оценка признаков профнепригодности
Трудности часто возникают при выявлении и оценке признаков профнепригодности. Например, как может быть эгоцентристом или циником человек, который подарил конфетку чужому ребенку «просто так»? А разве может негативный человек ТАК радоваться победе нашей сборной по футболу над командой острова Ю-фи? А разве «продать» чертежи «Запорожца» по цене готового самолета – это плохо для компании-исполнителя?
К тому же каждый признак имеет множество интерпретаций, а его значимость зависит от конкретной ситуации. Влияние его «подлой сущности» на отдельные элементы контекста проекта может быть скрыто за обилием информации, событий и интерпретаций.
У каждого «назначающего» есть свои взгляды и характеристики для оценки того или иного признака. Они могут очень отличаться между собой и иметь разную меру в понимании того, является ли рассматриваемый признак доминирующим или всего лишь одной из сторон многогранности человека, как совокупности не только сплошных достоинств, но и некоторых недостатков. Трактовки могут быть разные, но в той или иной социальной и профессиональной группе понимание таких признаков сходно.
В данной статье рассматриваются эти признаки в такой профессиональной области как МПП. Поэтому и оценивать их целесообразно по принципиально значимым для проекта параметрам:
1. Результативность проекта.
2. Эффективность осуществления проекта.
3. Ресурсы, которые расходуются не на цели проекта.
В этом смысле все признаки профнепригодности негативно влияют на результативность и эффективность. Значительная часть ресурсов расходуется не на цели проекта, а на некоторые латентные интересы, определяемые позиционированием назначенного руководителя проекта. К тому же он инстинктивно будет подбирать людей прямого подчинения «под себя». А по контингенту можно судить и о руководителе – они будут поступать так же.
Искать «истоки» формирования признаков – это задача для психологов. При назначении же руководителя проекта важно выявить степень их выраженности, так как отдельные проявления не свидетельствует об их доминирующем характере. Например, плохое настроение у человека может быть временное, а искажение фактов – результат единичной встречи с «информатором», у которого могут быть и свои интересы в предоставлении неадекватной информации.
Каждый из этих признаков достоин отдельного исследования, а число их интерпретаций такое же, как и «назначающих» руководителя проекта. Более того, используются и другие характеристики типа «НЕТ» в зависимости от сложившейся практики и принципов назначения руководителя проектов в той или иной корпоративной и/или профессиональной культуре.
Если что-то непонятно в проекте, то имеет смысл предположить наличие у руководителя того или иного «признака профнепригодности» и попытаться построить целостную картину из такой гипотетической позиции. Например, если вдруг кто-то действует на первый взгляд «себе во вред», то, возможно, что позитивный успех проекта разрушает его негативную «картину мира» и он своими руками это делает (случай из практики).
Особо следует учитывать, что противоречия между латентными целями профнепригодных к МПП специалистов и целями проектов часто приводит к «войне». А насколько «война» в проекте непродуктивна и каких требует затрат знает каждый опытный управляющий [5].
Об этике профессии менеджер проектов
Деятельность по проекту всегда ограничена как ресурсами, так и моральными, нравственными и этическими нормами. Здесь есть весьма размытая грань между «хорошо – плохо» в рамках тех или иных корпоративных культур. При выборе «готового на все» руководителя проекта — нравственную сторону такого решения «назначающий» берет на себя.
Готовность на все – это и предательство, и физическое уничтожение препятствий, и воровство и многое другое. Конечно, такой путь может быть более эффективным. Например, физическое устранение конкурента часто просто эффективное управленческое решение – «дешево и сердито». Взятка – это наиболее быстрый и часто экономически выгодный путь решения управленческой задачи.
Не может МПП быть вне рамок нравственной шкалы «хорошо – плохо». Элементы социальной природы являются не ограничением на функционирование системы (системный подход) или осуществления процесса (процессный подход), а есть атрибуты таких целостных понятий как «проект» и «осуществление проекта». Современный МПП – это социальная область профессиональной деятельности, имеющая дело с людьми и их ценностями. Применительно к руководителю проекта и вообще к профессионализму в МПП нравственные нормы выражаются в Правилах этики:
Правило этики № 1:
Цели проекта должны быть позитивными с позиции общечеловеческих ценностей.
Правило этики № 2:
Цели проекта не могут достигаться любыми средствами и любой ценой.
Правило этики № 3:
Профессионально состоятелен тот специалист, который одновременно:
· соблюдает этические нормы.
«Цель – любой ценой и любыми средствами» — такой путь часто предполагает нравственный выбор средств для достижения целей. Достижение результата может быть более успешным вне рамок морали и этики. Но в случае этической неразборчивости остается «послед» — неэтичный менеджмент, репутационные издержки, нежелание людей работать с тем, для кого заповеди господни ничего не стоят.
Назначая руководителем неразборчивого в средствах человека, именно вы формируете культуру «неэтичного» менеджмента проектов в вашей компании и бизнесе. Это происходит путем подбора в проект людей такого же типа. Через некоторое время «вдруг» количество перейдет в качество и тогда мало не покажется…
Резюме
1. «Назначающий» руководителя на проект имеет проблему выбора:
· назначить руководителем того, кто представлен в рамках «позитивной модели» и совокупности характеристик, которым он «соответствует – не соответствует»;
· исключить из списка кандидатов тех людей, которые имеют выраженный хотя бы один признак из «Пять НЕТ», так как его наличие приведет к проблемам и неуспеху проекта либо по ходу его реализации, либо впоследствии.
2. «Пять НЕТ» являются достаточно статичными характеристиками, которые «не перевоспитываются». Они «сильнее», чем корпоративная культура, или правила поведения и работы, исключить их влияние на проект невозможно.
3. Назначая на руководство проекта человека следует учесть, что неосознанно он будет подбирать и формировать команду «под себя». Это означает, что в скором времени вы будете иметь не одного профнепригодного к МПП человека, а целую группу.