Подбор материала для выступления основные требования

Оглавление:

Публичные выступления, виды, структура, осн. этапы

Публичное выступление —это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

Ораторское мастерство состоит из 5этапов: 1)подбор необходимого материала, содержания публичного выступления, 2)Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности , 3)”Словесное выражение”, литературная обработка речи, 4)Заучивание, запоминание текста , 5)Произнесение.

Сегодня в ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа: докоммникативный(1.Определение темы и цели выступления. 2.Оценка аудитории и обстановки. 3.Подбор материала4.Создание текста. 5.Репетиция.), коммуникативный (Произнесение речи. Ответы на вопросы, ведение полемики.

)и посткоммуникативный(анализ речи).

Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога — сообщение и воздействие. Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким — либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Свои цели и задачи следует сообщить слушателям.

Важно оценить состав будущей аудитории. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить. Знание своих слушателей, “прицельная” подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого — то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.

Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и донести до слушателя слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются: — знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи; — умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории; — умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией; — безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи; — умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 59 ; Нарушение авторских прав

Этапы подготовки устного выступления: тема, цель, вид и форма речи

Любое выступление предполагает наличие предмета речи, цели (что должны узнать слушатели, в чем убедиться, что сделать), требует определенной композиции и логики, лингвистически оформляется.

Содержание

Подготовка к выступлениям включает в себя, во-первых, повседневную систематическую подготовку (повышение своего мастерства — самообразование, повышение культуры устной и письменной речи, работа над техникой речи, критический анализ выступлений современных ораторов, выработка риторических навыков и умений: навык отбора и изучения литературы, навык составления плана, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени, умение самостоятельно готовить выступление, доходчиво и убедительно говорить, отвечать на вопросы, контактировать с аудиторией и т.д.) и, во-вторых, подготовку конкретной речи.

Перед каждым человеком, готовящимся выступить публично, встает ряд вопросов, связанных с целью выступления (что говорить, зачем и кому?), с местом и временем выступления (где, когда и как долго?), с эффективностью речи (как нужно говорить, чтобы достичь поставленной цели?).

Любое выступление предполагает наличие предмета речи, цели (что должны узнать слушатели, в чем убедиться, что сделать), требует определенной композиции и логики, лингвистически оформляется.

В соответствии с этим классическая схема подготовки речи включает пять этапов:

  1. 1) Инвенция — «нахождение и изобретение речи» (подбор необходимого материала, содержания);
  2. 2) диспозиция — «порядок» (план, логическая последовательность, композиция, расположение материала);
  3. 3) элокуция — «словесное выражение» (составление текста, его литературная обработка);
  4. 4) мемория — «память» (запоминание, заучивание текста);
  5. 5) Гипокризис — «разыгрывание» (произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами).

Остановимся на основных моментах, связанных с подготовкой конкретного устного выступления.

Выбор темы

Тема может быть задана или выбрана самостоятельно, в ней должна быть новизна, она должна соответствовать вашим познаниям и интересам, быть интересна и понятна слушателям, увлекательна, важна, уместна (например, серьезный доклад даже на очень важную тему не стоит произносить на банкете, поскольку его никто не воспримет должным образом). Важно, чтобы ваши знания и опыт в выбранной теме были выше, чем у слушателей. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя «объять необъятное», охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Формулировка темы не должна быть слишком длинной и сложной, должна содержась указание на тот круг вопросов, который будет рассмотрен, т.е. простая, краткая, лаконичная, но в то же время броская формулировка темы выполняет функцию сигнальной информации, активизирует внимание слушателей. Неудачные формулировки — слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д. Например, неудачны следующие названия речей: Деревья. Металлургия. Экология (чересчур кратко и общо, ни о чем не говорит). Разумный семейный бюджет (скучно, не вызывает интереса).

Определение общей целевой установки и конкретной цели, которая обуславливается конкретной аудиторией (речь не читается вообще) и должна соответствовать сформулированной теме; причем конкретная цель выступления должна быть прямо и ясно заявлена в самом начале. Эффективность выступления определяется степенью реализации целевой установки, отношением достигнутого результата к поставленной цели.

По содержанию и общей целевой установке (психологическим мотивам) оратора различают следующие виды речи:

  1. 1) развлекательная речь (приветственная, благодарственная, праздничная и др.), ее цель — развлечь слушателей, поддержать их интерес и внимание, она звучит в кругу друзей, на банкете;
  2. 2) информационная речь должна пробудить любознательность, дать новое представление о предмете, это может быть повествование, объяснение или описание (в лекции преобладает какая-нибудь из этих характерных черт); в ней не должно быть ничего спорного, она должна быть актуальной; должна удовлетворять запросам слушателей;
  3. 3) агитационная речь бывает трех видов: воодушевляющая, убеждающая, побуждающая (призывающая к действию). Три этих вида целевых установок частично перекрывают друг друга (например, для того, чтобы убедить в чем-то, нужно сначала воодушевить слушателей своей речью; для того чтобы призвать к действию, необходимо воодушевить и убедить).

Возможно и сочетание разных целей в одном выступлении. Например, развлекательная речь может содержать какую-то информацию, интересную для слушателей, а также элементы воздействия. Любой вид речи может содержать шутки, метафоры, сравнения, которые, прежде всего, характерны для развлекательной речи. Но оратор должен ясно представлять себе, какая из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь. Например, перегруженность серьезного доклада остротами, юмором, личными примерами, может снизить эффект выступления, конкретная цель не будет достигнута. Об этом очень хорошо сказал Д.И. Писарев:

«Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью — тогда начинается умственное распутство. Для всех существует одно великое и общее правило: идея прежде всего».

Определение формы речи

По своей форме речь бывает

    монологической (лекция — системное изложение знаний с широкой аргументацией (45-90 минут); доклад — выступление на собрании, совещании, симпозиуме, научной конференции и т.д.; устный рассказ, информация, проповедь, репортаж, обзор событий и др.)

  • и диалогической (беседа, дискуссия, спор, диспут, полемика).
  • Монолог может перерасти в диалог, когда, скажем, публика начинает задавать вопросы, вести спор с оратором. Есть специальные ораторские приемы для диалогизации монологической формы речи: вопросно-ответный ход (оратор, угадывая возможные вопросы слушателей, сам их формулирует и отвечает на них) и риторические вопросы (служат для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, не требуют ответа).

    Сейчас очень популярны диалогические формы речевого общения (вспомните популярные телевизионные передачи и ток-шоу: «Один на один», «Тема», «Герой дня», «Час пик» и др.).

    Сбор материала, его отбор, обработка, обдумывание, записи и заметки

    Оратору нужно намного больше материала, чем он впоследствии употребит, поэтому материал должен собираться на перспективу, а не только для конкретной речи.

    Обдумывание включает в себя проверку фактов, уточнение мыслей, их упорядочивание и варьирование, что приводит к выработке собственной позиции. Обработка собранного материала и обдумывание основных положений приводит к их четкому уяснению и выражению в законченных фразах.

    Составление плана выступления

    В плане выступления развертывается логическая структура речи. Известный русский судебный деятель и оратор Л.Ф. Кони в «Советах лекторам» писал: «Для у спеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекали из первой, третья — из второй и т.д., так чтобы был естественный переход от одного к другому».

    Составление плана выступления — это начальный этап работы над композицией речи, над ее логической структурой, определение порядка, в котором будет излагаться материал. На разных этапах подготовки устного выступления составляются различные по цели и назначению планы: предварительный; рабочий; основной.

    По своей структуре планы бывают простые и сложные (развернутые или тезисные), содержащие подпункты. Главное требование к плану выступления — логичность и последовательность, соответствие теме выступления и поставленным целям. Традиционная структура и плана, и текста выступления — трехчастная, включающая в себя вступление, главную часть и заключение.

    Подготовка (написание) текста выступления, формулирование вступления и заключения

    Начинать подготовку текста речи надо с главной, наиболее ответственной части, так как введение и заключение определяются содержанием главной части и могут меняться в процессе подготовки выступления.

    Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения («закон края»), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, «чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего» (А.Ф. Кони).

    Вопрос о том, надо ли полностью писать текст выступления или достаточно одного плана или конспекта речи (сжатого или развернутого), остается открытым. Это определяется индивидуальными особенностями оратора, уровнем его ораторского мастерства, степенью владения языком, конкретной ситуацией, связанной с произнесением речи. Но написанная речь лучше запоминается и дольше удерживается в памяти, ее можно проверять, исправлять и дополнять, улучшая форму и содержание. Написание речи ведет к оттачиванию языка, стиля, к лаконизму, точности, ясности, выразительности, образности.

    Подготовка к произнесению речи (мысленное и риторическое освоение), отработка хорошей техники речи и поведения, репетиция выступления

    Даже если текст выступления готов, это еще не значит, что вы готовы произнести его перед слушателями. Необходимо тренироваться в его произнесении до тех пор, пока вы не почувствуете себя свободно и уверенно. Подготовка к произнесению может быть нескольких видов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Речь может быть:

    1. 1) написана полностью и заучена наизусть (применяется при чтении лекций, выступлениях в официальной обстановке, политических выступлениях, где одно неосторожно сказанное слово может вызвать непредвиденный эффект);
    2. 2) написана полностью и прочитана по рукописи (выступления по радио, доклад перед группой ученых-специалистов);
    3. 3) сказана экспромтом, импровизированная речь (может быть вызвана требованием момента на неофициальных собраниях, в экстренных случаях заменяет подготовленную речь или, наоборот, неподготовленную, например, на экзаменах или семинарах), свидетельствует о высокой степени ораторского мастерства;
    4. 4) сказана с предварительной подготовкой, но без записи и заучивания.

    Читайте так же:  Нотариус наро фоминск сахно

    30.08.2016, 6847 просмотров.

    Подготовка к выступлению

    Всякое выступление необходимо хорошо подготовить. Как минимум такая подготовка включает следующие этапы:

    • 1) анализ объективных факторов выступления;
    • 2) выбор темы, подбор материала, создание плана выступления;
    • 3) написание текста речи;
    • 4) определение формы выступления;
    • 5) репетиция.
    • 1. Анализ объективных факторов выступления. К объективным факторам публичной речи относятся такие факторы, которые не зависят от выступающего: качественный и количественный состав аудитории, физические (пространственно-временные) параметры и условия выступления.

    Анализ качественного состава аудитории. Подготовку к публичной речи следует начать с составления портрета аудитории. Необходимо выяснить как можно полнее о тех людях, которые являются клиентами выступающего, каковы их запросы и интересы, удовлетворить которые он призван. Надо помнить, что в конечном счете цель выступления не самоактуализация, а удовлетворение интересов заказчиков. Поэтому нужно дать четкий ответ на вопрос, какая информация нужна людям, перед которыми надо выступить, и каковы их интересы. Хороший оратор должен прежде всего сформулировать ту главную идею, которую он должен будет донести до сознания слушателя. В соответствии с этим вся подготовка должна быть подчинена реализации этой задачи. И эту стержневую идею необходимо как танк продвигать вперед, вновь и вновь возвращаясь на исходную позицию, несмотря ни на какие коммуникативные препятствия, помехи и барьеры.

    В соответствии с этим выступающему следует хорошо изучить при подготовке к публичной речи социокультурные, демографические, социально-психологические качества слушателей, а также их уровень образования, квалификации, подготовки и т.д. Все названные качества и свойства аудитории являются важными, так как они помогут определить стиль выступления, его язык, манеру речи и т.д. Важно также понять, насколько слушатели знакомы с той темой, о которой пойдет речь. Если, например, предметом разговора будет «фьючерс» или «большой адронный коллайдер», то несомненно нужно по-разному излагать тему для школьников и аспирантов, для физиков и экономистов и т.д.

    При этом если аудитория по степени подготовки более или менее однородная, то можно считать, что повезло, так как примерно с одинаковым успехом будут понимать все слушатели. Сложнее обстоит дело тогда, когда речь обращена одновременно к разным по своим свойствам слушателям. В этом случае следует ориентироваться в первую очередь на наименее подготовленную часть аудитории, потому что тогда поймут все. Хотя, конечно, наиболее подготовленные слушатели могут испытывать при этом определенную скуку по некоторым наиболее простым для них вопросам. Но именно в силу своего высокого статуса и образования они, как правило, способны оценить ситуацию и оправдать стиль и уровень выступления, стремление оратора говорить языком, доступным для всех.

    Учет количественного состава аудитории. При подготовке к публичной речи следует учитывать не только качественный состав аудитории, но и ее численность. Дело в том, что количество слушателей, собравшихся на выступление, будет существенно влиять на разнообразие мнений и интересов, на дифференциацию аудитории по уровню образования, квалификации, возрасту и т.д. Следовательно, чем больше количественный состав аудитории, тем, как правило, более простой и доступной для понимания должна быть речь. Это, естественно, не касается того случая, когда оратор обращается к однородной аудитории специалистов.

    Кроме того, численность аудитории следует учитывать также и при решении вопроса о том, готов ли оратор к тому, чтобы справиться с массовой реакцией на различные фрагменты выступления; к тому, чтобы отвечать на самые разнообразные и многочисленные вопросы, которые будут заданы в конце выступления. Наконец, представление о количественном составе аудитории нужно иметь для того, чтобы учесть, придется ли выступать с микрофоном или без него; где и как развесить схемы и плакаты; будут ли видны слайды и т.д.

    Учет физических параметров и условий выступления. Большое значение при подготовке к публичной речи имеет место и время ее проведения. Размер помещения, степень его комфортности, оснащенности техническими средствами и т.д. – все это следует учитывать. Это поможет оратору определить, что лучше использовать при выступлении – слайды или схемы, карточки или листы, микрофон или силу голоса и т.д. Например, если в аудитории нет кафедры, то текстом, написанным на листах, физически невозможно воспользоваться. В этом случае лучше будет применить карточки.

    Важно также учесть, с какой стороны будет направлен свет, все ли из слушателей будут видеть выступающего. При оценке места выступления необходимо учитывать особенности фигуры оратора, силу зрения, слуха и т.д. Если, например, окажется, что высота кафедры не соответствует росту выступающего, необходимо это учесть и принять нужные меры. Неуклюже выглядит оратор, голова которого едва возвышается над трибуной. Необходимо, чтобы выступающий был виден по грудь, тогда он воспринимается привычно.

    При анализе аудитории важно также оценить возможность соблюдения оптимальной зоны общения между выступающим и слушателями. Она должна быть не менее 3,6 м. Это расстояние обеспечивает достаточную комфортность выступления, возможность удержать в ноле зрения всю аудиторию и всем уделить достаточное внимание.

    Время выступления имеет также большое значение для его успеха. Если выступление предполагается в конце рабочего дня, вечером, когда люди уже достаточно утомились, то данный фактор следует учитывать как в содержании, так и в стиле изложения материала. В этом случае речь по возможности должна быть простой, доходчивой, без сложных словосочетаний и «заумных» мыслей. Кроме того, многие слушатели во время выступления будут думать о том, как им провести остаток дня, какие дела еще сделать и т.д.

    2. Выбор темы, подбор материала, создание плана выступления.

    Выбор темы выступления. Главная цель выступления – раскрыть основную идею, которую необходимо довести до слушателей. Поэтому выбор темы должен быть подчинен реализации данной цели. Рекомендуется подобрать и проанализировать несколько вариантов тем и выбрать наиболее оптимальный из них. Процесс этот непростой, а порой даже мучительный, ибо в данном случае приходится отказываться от некоторых хороших идей и мыслей, они бы украсили речь, но их нужно убрать по различным причинам: нехватка времени, перегруженность содержания и т.д.

    После того как оратор определился с темой, ее необходимо конкретизировать – разбить на небольшое число подзаголовков, их должно быть немного, и они должны быть логически увязаны между собой.

    Подбор материала. Для того чтобы публичная речь была содержательной и интересной, а выступающий чувствовал бы себя более уверенно, желательно пользоваться различными источниками. Обычно их подразделяют на:

    • а) опыт, накопленный самим автором (личностные источники);
    • б) опыт, накопленный человечеством (социальные источники).

    Личностные источники:

    • • личный опыт, знания, практика;
    • • собственное видение и оценка предмета изложения;
    • • личные встречи, беседы, выступления и т.д.

    Социальные источники:

    • • официальные документы и материалы;
    • • результаты социологических исследований;
    • • справочные издания;
    • • научная литература;
    • • художественная литература;
    • • средства массовой информации.

    При сборе материала следует учитывать, что факты, взятые из личного опыта, всегда более наглядны и убедительны, хотя социальные источники предоставляют возможность получения более обширной информации.

    Создание плана выступления. Для того чтобы слушателям было легче следить за ходом мыслей и понять логику выступления, необходимо с самого начата ознакомить их с тем, о чем будет идти разговор. Для этого следует хорошо продумать структуру и план выступления. Типичный план выступления включает вступление, основную часть, подведение итогов.

    Вступление. Речь следует начать с некоего формального предварительного вступления, цель его – завладеть вниманием слушателей, которые еще не угомонились, когда, например, оратор вошел в помещение. Ему необходимо продумать, какой прием употребить, чтобы привлечь внимание: пословица, поговорка, шутка, необычный и яркий факт, подходящий к месту анекдот, ссылка на текущее состояние дел и т.п. После этого следует изложить общий план выступления, не вдаваясь в подробности, ибо в противном случае на слушателей обрушится такой поток информации, который они не сумеют «переварить» и скорее потеряют интерес к выступлению еще до того, как будет изложена основная часть. Как показывает практика, оптимальным будет план, состоящий из 3–4 пунктов.

    Основная часть. При подготовке этой части выступления важно, чтобы все разделы ее были разбиты на такие подразделы, которые слушатели будут способны без труда усвоить. В течение всего выступления необходимо выделять особые «вехи», они должны как бы показывать слушателям место текущего момента выступления в общем плане. Такими «вехами» могут быть подзаголовки общей идеи, на которые будет обращено внимание. При этом важно, чтобы данная общая идея постоянно присутствовала в выступлении и не ускользала надолго от внимания слушателей. Для этого необходимо уже на стадии подготовки определить ключевые термины, понятия и фразы, которые следует повторять для того, чтобы слушатели лучше запомнили существо основной мысли. Также необходимо подготовить иллюстрации, схемы, слайды для визуального восприятия информации.

    Заключение выступления. Прежде всего надо отметить, что не следует затягивать заключение, оно должно быть четким, ясным и лаконичным. Нужно сделать резюме основных моментов выступления. Далее необходимо как можно убедительнее и ярче сформировать заключительное утверждение, которое содержало бы основную идею выступления. Хорошим заключительным аккордом может быть мобилизационный призыв к действию. Например: «Наши цели ясны, задачи определены. За работу, друзья!».

    3. Написание текста речи. На данном этапе подготовки к выступлению следует учитывать те различия, которые существуют между разговорным и письменным языком речи. В частности, слова и выражения, используемые в письменной речи, могут звучать несколько странно или даже нелепо в устной речи. Это происходит потому, что в устной коммуникации имеются свои особенности восприятия. Грамматически безупречно построенное предложение, вполне подходящее для научной статьи, может с большим трудом восприниматься в речевом общении. Да и сама речь может при этом показаться чрезмерно высокопарной и «сверхправильной» и производить на слушателей отрицательное впечатление. Поэтому устная речь должна быть предельно понятной и четкой, доступной слушателям.

    Следующая особенность – это недопустимость информационных перегрузок в устном выступлении. Если письменная коммуникация дает возможность потратить на осмысление написанного столько времени, сколько необходимо, то в процессе восприятия речи такой возможности нет. Поэтому в случае информационной перегрузки речи слушатель либо запомнит ее малую долю, либо вовсе перестанет слушать.

    Чтобы слушатели не заскучали и не запутались в смысле речи тренер и консультант по ораторскому искусству Макс Аткинсон рекомендует учитывать различия между устным словом и письменным. Приведем некоторые из них [1] .

    • • «Сверхправильная» речь звучит высокопарно, безжизненно или помпезно, скрывая от слушателей личность оратора.
    • • Использование слов, практически не встречающихся в повседневном разговоре, затрудняет понимание выступления.
    • • Профессиональный жаргон и сокращения необходимо свести к абсолютному минимуму. Если их невозможно избежать, надо убедиться, что слушатели их понимают.
    • • Поскольку сленг и ругательства могут оскорбить чувства кого-либо из присутствующих, лучше их не употреблять.
    • • Чем длиннее предложение и сложнее его структура, тем труднее слушателям его понять. Поэтому используются по возможности короткие простые предложения.
    • • Повторение тех же слов в начале каждого предложения из группы однородных играет ту же роль, что и маркер в маркированном списке: оно напоминает слушателям, что все предложения принадлежат одной группе.
    • • Повторение не только поможет аудитории лучше понять смысл слов, но и значительно усилит их воздействие.
    • • Однако не все повторы полезны: такие слова, как «действительно» или «в сущности», лишь отвлекают внимание слушателей.
    • • Наибольшая простота в выборе слов и построении предложений принесет аудитории наибольшую пользу.
    • • Письменный текст неизмеримо превосходит устный в способности сохранять и предавать детальные знания.
    • • Самая распространенная ошибка – пытаться сообщить слушателям перегруженную деталями информацию.
    • • Позволяя ораторам выводить на экран детальную информацию в огромном объеме, презентация, основанная на слайдах, препятствует упрощению материала.
    • • Погружаясь в бесконечные детали, можно произвести впечатление неуверенного и недостаточно владеющего материалом человека.
    • • Упрощение содержания выступления не только облегчит слушателям понимание слов, но и произведет впечатление авторитетного, прекрасно владеющего материалом оратора.

    Читайте так же:  Требования закона 196 фз

    Помимо этих рекомендаций назовем и другие, которые помогут создать текст речи, приемлемый для восприятия слушателями:

    • • сформулировать и зафиксировать основную идею выступления;
    • • составить план речи, отражающий ее структуру;
    • • особое внимание уделить началу и окончанию выступления, так как именно они легче запоминаются слушателями;
    • • определить основные термины и ключевые фразы, которые необходимо будет повторять несколько раз для того, чтобы основные мысли зафиксировались в сознании слушателей более прочно;
    • • продумать способы доказательства и убедительности основных тезисов;
    • • подготовить необходимые слайды, схемы, графики и т.д., которые помогут слушателям визуально закрепить информацию;
    • • подготовить необходимые яркие примеры из жизни, литературы, СМИ и т.д., иллюстрирующие речь оратора; в этом же ряду стоят пословицы, поговорки, притчи и т.п.;
    • • предложения и фразы не должны быть слишком длинными;
    • • набрать текст выступления таким шрифтом, который будет наиболее удобным. Пометить текст речи в тех местах, где вам необходимо сделать паузу. Например, одной вертикальной чертой – короткую паузу, двумя чертами – длинную паузу.
    • 4. Определение формы выступления. В деловой коммуникации основными формами выступления перед аудиторией являются:
      • • экспромт;
      • • использование конспекта;
      • • использование полного текста выступления.

    Экспромт короткая речь, созданная сразу, без подготовки. Часто на собраниях, заседаниях, совещаниях приходится выступать экспромтом. Но следует иметь в виду, что импровизация эффективна и имеет смысл только тогда, когда выступающий владеет достаточной информацией и обладает способностью эффективно использовать ее без предварительной подготовки. Экспромт бывает необходим, когда человек не был заранее осведомлен и не предполагал, что ему придется выступать. В остальных случаях выступление должно быть хорошо подготовлено. И если только оратор не гений, то следует остерегаться импровизации, ибо в этом случае можно упустить основную мысль. Как свидетельствовуют многие великие ораторы, в наибольшей степени удаются те экспромты, которые тщательно готовятся.

    В большинстве случаев при подготовке к выступлению придется обратиться к написанию конспекта или полного текста. Существуют общие требования, предъявляемые к ним:

    • • напечатанный или написанный на карточке или на листе текст должен легко читаться;
    • • текст должен быть написан понятным и ясным языком;
    • • в тексте должны быть проставлены смысловые «вехи» или маркеры, обозначающие опорные пункты и основные мысли выступающего;
    • • совершенно недопустимо, когда текст написан слишком мелким шрифтом или неразборчивым почерком.

    Несмотря на эти общие моменты, существуют определенные предпочтения при их выборе.

    Полный текст. При выборе этого варианта выступления следует иметь в виду, что читают главным образом только такие речи, которые требуют буквального воспроизведения текста в силу самого типа выступления: дипломатические речи, торжественные доклады, официальные сообщения и т.д.

    Конспект. В деловой коммуникации, когда большинство выступлений проводится перед сравнительно небольшой аудиторией, наиболее приемлемой формой будет использование кратких тезисов. Предпочтительность выступления с опорой на конспект обусловлена также тем, что успех выступления снижается примерно на 20% в том случае, если текст прочитан «по бумажке».

    Для не уверенных в себе людей можно предложить компромиссный вариант. Ои состоит в том, что в краткий конспект выступления включаются полным текстом основные положения и формулировки речи, которые при необходимости можно будет цитировать.

    В зависимости от характера выступления следует заранее решить, что использовать для записи речи – бумагу или жесткие карточки. Стандартные листы лучше использовать в том случае, если необходимо сделать большой доклад перед многочисленной аудиторией, особенно когда следует придерживаться регламента. Кроме того, для этого нужна кафедра или стол, на которые можно было бы положить листы бумаги. В остальных случаях лучше использовать жесткие карточки размером примерно 10×15 см, их на всякий непредвиденный случай следует пронумеровать. При этом желательно произносить текст по памяти, время от времени заглядывая в свои заметки.

    5. Репетиция. Нужна репетиция для того, чтобы проконтролировать содержание текста, критически осмыслить его и оценить, что в нем следует изменить кардинально или слегка подправить, а также следует просчитать и скорректировать время, необходимое для выступления. Кроме того, репетиция способствует лучшему запоминанию содержания речи и усвоению ее основных положений. Чем больше повторяется текст и делается это в разное время, тем прочнее он остается в памяти, усваивается основная идея и общая структура выступления. Это нужно для того, чтобы постоянно оратор мог осознавать, в каком пункте он находится в процессе выступления, о чем он уже сказал и какие вопросы следует еще объяснить.

    Для того чтобы успешно справиться с этими задачами, полный текст или конспект речи произносится несколько раз вслух. Лучше это сделать перед зеркалом, обращая внимание также на невербальные средства коммуникации. Выступающему желательно тренироваться до такой степени, чтобы каждое слово, каждое выражение было усвоено до автоматизма, т.е. сделалось «своим». Не должно быть никакого замешательства при произнесении слов и выражений. Любая заминка, непроизвольная пауза считаются недопустимыми, поскольку сразу же создают критический настрой на восприятие всей речи. Это, конечно, не означает, что паузы сами по себе не нужны. Как уже отмечалось, они, напротив, необходимы, когда присутствуют к месту.

    Хорошая репетиция предполагает также предварительное выступление перед друзьями, близкими людьми, рекомендации которых помогут принять определенные меры по улучшению выступления. Весьма полезно также записывать выступление на аудио- или видеотехнику и посредством этого оценить и критически осмыслить выступление.

    Готовясь к репетиции, желательно поставить себя на место слушателей и предугадать те вопросы, которые скорее всего будут заданы. Хорошо бы отрепетировать ответы на них. Но сделать это надо так, чтобы они звучали как экспромт и производили впечатление спонтанности.

    Подбор материала для выступления основные требования

    1.Определение темы и цели выступления.

    2.Оценка аудитории и обстановки.

    Ответы на вопросы, ведение полемики.

    Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей (Например: «Нужны ли нам атомные электростанции?», «Состояние охраны труда и техники безопасности в цехе № 5», «О подготовке к проведению сертификации изделий». При разработке повестки для совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Поэтому целесообразно «расшифровывать» пункт повестки дня «Разное», «О разном» — человек будет иметь возможность заранее подготовить и продумать свое выступление. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие.

    Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога — сообщение и воздействие. Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким — либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Свои цели и задачи следует сообщить слушателям.

    Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое . ), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.

    Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление.

    Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.

    Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

    В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой — то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

    Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно — белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.

    Знание своих слушателей, «прицельная» подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого — то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.

    Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление — в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон .

    Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние в 20 — 30 сантиметров между ртом и микрофоном.

    Важное значение имеет и размещение слушателей в аудитории. Проксемика — наука о временной и пространственной организации общения — описывает следующие способы:

    18. Публичное выступление

    18. Публичное выступление

    Публичное выступление – это выступление перед аудиторией, изложение какой-либо информации, возможно, с показом наглядного материала, с определенной целью.

    Цели публичного выступления могут быть самыми разными: проинформировать, объяснить, заинтересовать, убедить, переубедить, побудить к действию или воодушевить.

    В зависимости от цели подразделяются и виды речей: информационные (повествовательные, описательные, объяснительные), агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию) и развлекательные.

    В современной практике в зависимости от конкретной сферы применения публичные выступления подразделяются на следующие виды:

    1) академические (лекция, научный доклад, научное сообщение). Отличительные черты – научная терминология, аргументированность, логическая культура, сообщение сведений научного характера;

    2) судебные (обвинительная или защитная речь). Отличительные черты – анализ фактического материала, использование данных экспертизы, ссылки на показания свидетелей, логичность, убедительность;

    3) социально-политические (выступление на заседании, агитаторская, митинговая речь). Такие речи могут носить призывной или разъяснительный характер. Отличительные черты – разнообразие изобразительных и эмоциональных средств, черты официального стиля, использование политических и экономических терминов;

    4) социально-бытовые (приветственная, застольная, поминальная речь). Отличительные черты – призыв к чувствам; свободный план изложения; использование сравнения, метафоры, торжественный стиль.

    Первым этапом любого вида публичного выступления является подготовка – определение темы, подбор материала и сбор дополнительной информации. Хорошее выступление определяется глубиной содержания (сутью) и формой изложения (стилем). И то и другое требует времени и упорной работы. Чтобы ваше выступление достигло цели, соберите как можно больше информации о предполагаемой аудитории: к кому вы обращаетесь, сколько будет людей, узнайте их возраст, круг интересующих вопросов, уровень образования, профессии ваших будущих слушателей. Выясните, насколько они осведомлены в вопросах, касающихся вашего выступления. Чем больше у вас будет собрано материала, тем легче вам будет донести информацию до аудитории, а также ответить на вопросы, рассмотреть и опровергнуть возражения, в т. ч. и заведомо провокационные и нечестные. Но не стремитесь в одном выступлении объять необъятное. То, что вы говорите, варианты, которые вы предлагаете, должны быть понятны и приемлемы для собеседника. Не увлекайтесь терминологической лексикой, чрезмерным количеством статистических выкладок, доказывая, насколько вы умны и красноречивы. Ваша цель – быть понятым.

    Читайте так же:  Статья 399 ук

    Речь составляется в соответствии с законами логического мышления. В ней должно содержаться сообщение необычное, возбуждающее интерес, либо жизненно важное обстоятельство. Абстрактные рассуждения чередуются в речи с конкретными фактами, иллюстрирующими эти рассуждения. Яркая, убеждающая аргументация, свежая, захватывающая информация, материал, составленный в форме поиска истины, заставляет аудиторию воспринимать выступление, затаив дыхание. Факты, которые приводятся в публичной речи, должны быть проверены, все выводы – продуманы, выверены.

    Второй этап – это представление подготовленного материала. Здесь нужно соблюсти три условия: подстроиться под аудиторию, завладеть ее вниманием и наблюдать за тем, как воспринимается информация, совпадает ли реакция с той, которую вы ожидали.

    В начале выступления важно сконцентрировать внимание аудитории, наладить контакт и относительную непринужденность в общении с присутствующими.

    Необходимо начинать свою речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели. Речь имеет отклик у слушателя только тогда, когда в сознании оратора сам он, аудитория и слово сольются воедино. Для этого нужно знать, о чем выступающий будет говорить. Если речь заранее не обдумана и не спланирована, оратор не может чувствовать себя уверенно перед слушателями, а уверенность – это одна из главнейших составляющих успеха.

    Каждое публичное выступление должно соответствовать целому ряду основных требований.

    Первое из них – определенность, ясность. Слушатели должны ясно понимать все слова и выражения, употребляемые выступающим. Когда оратор использует незнакомые для аудитории слова, то возникает неопределенность и непонимание. Вы должны изложить предлагаемую информацию в доступной, ясной форме. Вам следует стремиться, чтобы ваша информация была услышана и правильно понята.

    Современная аудитория желает, чтобы оратор говорил так же просто, как в личной беседе. У хорошего оратора слушатели не замечают манеры говорить, они воспринимают только предмет, о котором идет речь.

    Для убеждающего воздействия необходимо, чтобы уровень говорения соответствовал уровню понимания. Аргументы должны быть взяты из сферы деятельности слушателей, информация должна быть приемлема по половозрастным особенностям и по возможности наглядно представлена.

    Следующее обязательное требование к публичному выступлению – это последовательность. Она достигается тогда, когда изложение идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания знакомого и близкого к далекому. Следует продумать композицию выступления. Ограничьте ваше выступление 20 мин, т. к. большинство людей не способны долго и внимательно слушать. Чаще всего применяется трехкомпонентная структура: вступление (5-10 % времени выступления), основная часть, заключение (5 % времени выступления).

    В начале вашего выступления тезисно перечислите основные мысли, которые вы собираетесь раскрыть. В ходе изложения более подробно останавливаетесь на тех или иных положениях, которые на ваш взгляд интересны для аудитории. В заключение необходимо резюмировать речь, повторить основные выводы и положения, призвать к действию. Начало и конец выступления должны быть связаны друг с другом. То, что сказано в конце, лучше запоминается слушателями.

    Очень важно соблюдать композиционную соразмерность материала, разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении.

    Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – не способна воздействовать на чувства и через них на разум. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

    Для активизации внимания, формирования в человеческой психике умственной напряженности, эмоциональной тональности опытные ораторы используют тонкие риторические приемы, цитаты, примеры.

    Ораторское искусство обязательно включает в себя культуру речи и знание норм литературного языка. Существует целый ряд типичных ошибок в устной речи: неправильный выбор слов, употребление лишних слов, употребление близких по звучанию слов, непонимание значения слов. Недопустимы также ошибки в произношении звуков и их сочетаний, в ударении.

    Речевая грамотность оратора проявляется в умении приспособить речь к определенной ситуации и искусстве интонирования. С помощью интонации, увеличения, уменьшения скорости речи, ее громкости задействуется мышление и эмоциональное восприятие. Важные слова и мысли выделяются интонационно, с особой энергией, перед их высказыванием делаются паузы.

    Для того чтобы воздействие было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом. Голос способен передавать, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием речевого дыхания. Меняйте громкость голоса и скорость речи, показывайте свое волнение и заинтересованность в отношении обсуждаемого вопроса.

    Качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения – дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения.

    Еще в процессе подготовки к выступлению вы должны укреплять веру в свою способность управлять аудиторией, тренироваться в овладении конкретными риторическими приемами.

    Существует правило: если хочешь овладеть каким-то искусством, упражняйся постоянно, настойчиво, неустанно. В ораторском искусстве необходимо усвоить технику, механизмы, культуру речи с помощью системы тренировок, упражнений в сочетании с практикой выступлений. Обучение ораторскому искусству и изложению своих мыслей заключается в устранении скованности, в том, чтобы помочь человеку чувствовать себя свободно, непринужденно, уверенно, воодушевленно и вести себя корректно перед аудиторией.

    Попросите кого-нибудь, кто не является специалистом в вашей области, выслушать вас и высказать свое мнение. Интересно ли было вас слушать? Имеет ли ваше выступление смысл? Понятно ли вы говорите?

    Уложились ли вы в отведенное время, что было удачным в выступлении, какие недостатки и почему они возникли?

    Вероятнее всего, с первого раза вы будете не удовлетворены результатом, т. к. потратите много лишних слов, и у вас будет ощущение, что вы не сказали чего-то очень важного. Тогда необходимо еще раз продумать свои идеи, подобрать подходящие слова, убрать лишние и пояснить что-то схемами или рисунками. Репетируйте до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно и не выучите ваше выступление почти наизусть. Оратор должен основательно знать материал своего выступления. Не плохо будет иметь под рукой справочный материал для тех, кто захочет получить более подробное обоснование. Это к тому же вселяет уверенность, спокойствие, твердость в аргументации информационного сообщения.

    Очень важно научиться преодолеть так называемую «ораторскую лихорадку» или чрезмерное волнение. Симптомы ее испытывают многие: это нервозность, суетливость в движениях рук, бледность или, наоборот, излишний румянец, красные пятна на лице, учащенный пульс и др. Все это не только сковывает движения, но и приводит к «психическому зажиму», неспособности эффективно мыслить. Нужно овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу.

    Ваше выступление ни в коем случае не должно принимать вид просто дословной передачи материала или чтения текста на одной ноте, не обращая внимания на знаки препинания, т. к. в таком выступлении практически полностью отсутствует контакт с аудиторией.

    Для поддержания контакта с аудиторией или для его восстановления можно воспользоваться следующими приемами:

    1) усилить громкость голоса или, наоборот, понизить его;

    2) сосредоточить взгляд на тех, кто мешает выступлению;

    3) ввести удлиненную паузу, создав в тексте кульминационный момент;

    4) внезапно задать вопрос аудитории;

    5) использовать наглядные средства, схемы, диаграммы, картины, иллюстрирующие рассуждения;

    6) изменить темп речи, подчеркивая важные мысли путем их перефразировки.

    Существуют также несколько способов влияния на восприятие человеком информации. Для этого важно определить, в какой модальности (зрительной, слуховой, кинестетической) информацию можно представить наилучшим образом. Зрительная модальность является в большинстве случаев самым удачным вариантом. Зрительно можно представить себе одновременно большое количество информации, а это значит, что все сложные объекты (со множеством деталей), системы со сложными процессами и отношениями можно воспринимать целиком.

    Создайте «стержень» зрительного образа, т. е. сначала проговорите только самое основное, сделав на этом ударение. После этого постепенно переходите к деталям, дополняя и расширяя этот образ. Дополните словесное описание рисунками, схемами, диаграммами. Это особенно полезно в тех случаях, когда ваш собеседник испытывает трудности с построением зрительного образа.

    Чтобы помочь человеку создать зрительный образ того, о чем вы говорите, попытайтесь очень точно описать то, как вы сами представляете предмет или событие, о котором говорите, используйте как можно более подробное описание, не бойтесь повторить то, что наиболее существенно. Добавляйте эмоциональную окраску, т. е. говорите с воодушевлением, заинтересованно, особо выделяйте самые важные моменты. Наиболее запоминающимися и убедительными являются те ораторы, которые говорят от сердца. Задействуйте жестикуляцию: когда человек рассказывает о том, что он видит «мысленным взором», он начинает «рисовать» это в воздухе с помощью рук, и, как ни странно, собеседнику это часто помогает.

    Жестикулируйте, подчеркивая наиболее важные моменты с помощью рук, лица и верхней части тела, чтобы придать своим мыслям большую яркость и живость. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Жестикуляцию можно классифицировать в соответствии с назначением: выразительная, описательная, указующая, подражательная. Жестами пользуются при описаниях, при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.

    Но правильно пользоваться жестами – трудная задача. Пользуйтесь жестами по мере ощущения потребности в них. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи, т. к. не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. Вносите разнообразие в жестикуляцию, не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории (например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию).

    Для более эффективного воздействия на слушателей используйте следующие способы:

    1) эффект первых фраз. Сразу привлечь внимание к себе как к личности. Например: «Я рад(а) встрече с вами»;

    2) эффект квантового выброса информации. Для предупреждения потери внимания аудитории необходимы «россыпи» новизны;

    3) эффект аргументации. Использовать убедительные и доступные для усвоения слушателей доказательства, особенно если доводы связаны со сферой профессиональных интересов присутствующих;

    4) эффект релаксации. Психологически объединить разных людей в зале, настроить их на сопереживание. Юмор, шутка, острое слово помогут сплотить людей в интеллектуальной деятельности, удержать и усилить их внимание;