Выходное пособие судей проект закона

Оглавление:

Выходное пособие судей проект закона

«О внесении изменения в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»» упорядочение правового регулирования льгот и выплат судьям, уходящим в отставку

О проекте федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (упорядочение правового регулирования льгот и выплат судьям, уходящим в отставку).

Федеральные арбитражные суды
Российской Федерации

Пресса о ВАС РФ

Судьи засобирались в отставку — судебная система РФ может столкнуться с кадровыми проблемами

В ближайшее время российская судебная система может столкнуться с определенными кадровыми проблемами. В структуре, практически никогда не испытывавшей недостатка в кадрах, наметился отток как опытных судей, так и молодежи. Число представителей российского судейского сообщества, решивших распрощаться с некогда желанной мантией, стало заметно увеличиваться.

При этом судейские кресла оставляют или планируют сделать это как опытные служители Фемиды, так и молодые юристы. Особенно чувствительной эта проблема может стать для Москвы и других российских мегаполисов, пишет «Коммерсант». По словам председателя столичной квалификационной коллегии судей Алексея Мариненко, в текущем году в отставку может подать примерно на четверть больше судей, чем в прошлом.

«Все спешат получить отставку, а то боятся, что отменят выходное пособие», — провидчески пошутил в апреле нынешнего года член Высшей квалификационной коллегии судей РФ, председатель Краснодарского краевого суда Александр Чернов, когда ВККС пришлось принять отставку сразу у нескольких десятков судей. А 24 мая на пленарном заседании Совета судей РФ стало ясно, что эти опасения небеспочвенны. Его членам был представлен текст законопроекта «О внесении изменений в Закон РФ «О статусе судей в РФ» и Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ» в части определения стажа работы в должности судьи». Он предусматривает, что право на ежемесячное пожизненное содержание и выходное пособие сохранят только те уходящие в отставку судьи, которые отслужили 15 лет в суде и достигли возраста 55 лет для женщин и 60 — для мужчин. При этом к судейскому стажу работы проект относит только время работы на должности судьи.

В обоснование проекта приводились доводы о том, что новое регулирование поднимет престиж судейской профессии и исключит случаи притока на судебные должности жадных до льгот, случайных людей. Однако выступавшие на заседании Совета судей с этим не согласились, никто не одобрил эту идею и в кулуарах. Глава Высшего Арбитражного Суда РФ Антон Иванов сказал, что судебная система нуждается в пополнении разными юристами: и адвокатами, и корпоративными юристами, и дал понять, что предлагаемая реформа будет этому препятствовать. Судья ВАС Анатолий Першутов напомнил, что судебная система уже потеряла множество людей, которые ушли в отставку, опасаясь введения нового регулирования и потери пособия. В случае принятия проекта, спрогнозировал Першутов, в суды на работу будут приходить люди 40-45 лет, а молодых кадров не будет.

Затем в начале июня Совет судей предложил компромисс по вопросу о судейском стаже для обеспеченной отставки. Орган судейского сообщества принял решение одобрить проект «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в части определения стажа работы в должности судьи» и, как говорится в тексте постановления, «направить его в Министерство финансов Российской Федерации для дальнейшей реализации постановления Конституционного Суда». Однако в редакции, предложенной Советом судей, данный законопроект позволяет включать в судейский стаж уходящего в отставку судьи предшествующую работу прокурором, следователем и адвокатом, но при том условии, что стаж работы непосредственно в должности судьи составляет не менее 10 лет.

Относительно положений законопроекта об увеличении возраста ухода судей в отставку (его предлагается увеличить с 50 до 55 лет для женщин и с 55 до 60 лет для мужчин) Совет судей, по всей видимости, пока предпочел не высказываться. По крайней мере, документов на этот счет не опубликовано.

Не исключено, что все эти факторы привели к тому, что, как выяснилось на заседании совета судей Москвы, за последние девять месяцев уволилось 77 судей, тогда как за весь 2010 год было удовлетворено 79 прошений об отставке.

Кроме того, к определенным кадровым проблемам в судебной системе могут привести и планируемые изменения и дополнения в ст. 217 Налогового кодекса, согласно которым выходное пособие судей будет обложено 13-процентным подоходным налогом (соответствующий законопроект уже принят Госдумой в первом чтении). Для служителей Фемиды, проработавших в должности судьи 20 лет, такое пособие составляет примерно 2 млн руб. Учитывая, что ежемесячное пожизненное содержание судьи (пенсия) с тем же сроком выслуги составляет 54 тыс. руб., о выходе на заслуженный отдых без потерь в виде подоходного налога задумываются, по мнению «Ъ», многие.

Однако председатель ККС Москвы Мариненко считает, что далеко не все судьи с выслугой уволятся, чтобы не потерять в выплатах. «Потеря 13% [подоходного налога]- 250-300 тыс. руб.- не та сумма, чтобы терять престижную и высокооплачиваемую работу».

Судебную реформу учли в трехлетнем бюджете

В Госдуму внесли проект федерального бюджета на 2019–2021 годы, в нем рассчитано финансовое обеспечение судов на 2019 год. Штатная численность (согласно закону о бюджете от 2018 года), по сравнению с прошлым годом, осталась такой же. Судей судов общей юрисдикции без учета мировых судей останется работать 25 433 человека, работников их аппарата – 68 616 человек. То есть судебная реформа на общую численность сотрудников системы судов общей юрисдикции не повлияла.

Читайте так же:  Орган опеки в сзао

В арбитражах бюджет учитывает 4319 судей, работников аппарата – 11 856 человек. В судебном департаменте численность сотрудников без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства составляет 6615 человек, из них 522 являются работниками центрального аппарата. В Верховном суде насчитывается 1392 работника аппарата.

Проект 2019 года учитывает бюджетные ассигнования на выплату выходного пособия судьям, ушедшим или удаленным в отставку «в том числе в связи с отказом судей от перевода в создаваемые кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции». На 2019 год запланировано 4,2 млрд руб., на 2020 год – 5,6 млрд руб., а на 2021 год эта цифра увеличится почти вдвое и составит 9,8 млрд руб. В эти же суммы включены единовременные пособия в связи со смертью судьи, ежемесячные возмещения в связи с гибелью судьи нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении.

В проекте бюджета заложены также ассигнования на выплаты денежных компенсаций истцам по решениям Европейского суда по правам человека. Они не изменились с 2018 года и вплоть до 2021 года составят по 600 млн руб. ежегодно. При этом реальные выплаты эти суммы могут не покрыть – в 2016 году Россия заплатила по решениям суда 500 млн руб., а в 2017 году – уже 1 млрд руб.

Несмотря на проект Минюста, в документе на следующую трехлетку не учитываются отдельной статьей расходы по выплатам для адвокатов по назначению. Проект, который ведомство представляло летом 2018 года, пока не внесен в Госдуму. По закону деятельность защитников по назначению оплачивается из федерального бюджета, однако после 2014 года в правительстве перестали прописывать в целевой статье расходов выплаты вознаграждения адвокатам по назначению.

Законопроект начал проходить профильные комитеты. Запланировано, что первое чтение основной финансовый план пройдет 24 октября.

Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

Главная > Пояснительная записка

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации

«О статусе судей в Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – проект федерального закона) подготовлен в развитие реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации и совершенствованию системы оплаты труда на государственной гражданской службе, проводимых во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в целях обеспечения социальных гарантий судей Российской Федерации.

Совершенствование денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, которыми также являются работники аппаратов судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, обеспечивающие деятельность судов, предусматривающее, в том числе ежегодное изменение размера их денежного содержания, целесообразно сопровождать изменениями условий оплаты труда судей.

Размеры и темпы роста оплаты труда судей должны быть сопоставимы с размерами и темпами роста денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих – работников аппаратов соответствующих судов.

Для регулирования размера оплаты труда судей затрагиваются автономные элементы данной системы – ежемесячное денежное поощрение и ежеквартальное денежное поощрение, которые не зависят от личного вклада и статуса судьи (как, например, оклад за квалификационный класс, ежемесячная доплата за выслугу лет, доплаты за ученую степень, ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», за знание и использование иностранного языка) и не влияют на другие выплаты (как должностной оклад).

Проектом федерального закона предлагается поэтапное повышение размеров ежемесячного денежного поощрения судей судов Российской Федерации различного уровня на 0,3 должностного оклада судьи соответствующего уровня, начиная с 2014 года по 2016 год включительно.

При этом предлагаемые проектом федерального закона изменения предусматривают индексацию должностных окладов судей с 1 октября 2015 года.

К 2017 году уровень среднемесячного денежного содержания Председателя Конституционного Суда Российской Федерации достигнет 98 процентов денежного вознаграждения Президента Российской Федерации, установленного Указом Президента Российской Федерации от 25 июня 2002 года № 655 «О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Предлагаемые проектом федерального закона изменения не трансформируют установленную Федеральным законом от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» систему оплаты труда судей.

Изменение проектом федерального закона размеров ежемесячного денежного поощрения и ежеквартального денежного поощрения судей, предусматривает соответственно изменение порядка формирования фонда оплаты труда судей в части указанных выплат.

Указанные изменения повлекут не только изменение размеров оплаты труда судей, но и увеличение размеров выходного пособия судьям при увольнении, ежемесячного пожизненного содержания судьям, уходящим в отставку и пребывающих в отставке, 50-процентной ежемесячной надбавки судьям имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, которые зависят от изменения размеров ежемесячного денежного поощрения.

Правительство России

О внесении в Госдуму проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации»

Распоряжение от 22 октября 2012 года №1967-р. Принятие федерального закона направлено на совершенствование процедуры присвоения квалификационных классов судьям и увеличение количества квалификационных классов судей с существенной дифференциацией оплаты за каждый квалификационный класс.

Читайте так же:  Приказ росатома 680-п

Распоряжение от 22 октября 2012 года №1967-р

Проект федерального закона разработан и внесен Минфином России во исполнение подпункта «д» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. №Пр-2801.

Подпунктом «д» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. №Пр-2801 предусмотрена подготовка изменений в законодательные акты Российской Федерации, предусматривающих совершенствование процедуры присвоения квалификационных классов судьям и увеличение количества квалификационных классов судей с существенной дифференциацией оплаты за каждый квалификационный класс.

В настоящее время постановлениями Верховного Совета Российской Федерации от 21 сентября 1992 г. №3503-1 и от 13 мая 1993 г. №4960-1 установлены порядок присвоения квалификационных классов судьям, их виды (высший квалификационный класс и первый–пятый квалификационные классы) и размеры доплат судьям за квалификационные классы в процентном отношении к должностным окладам от 15% (пятый квалификационный класс) до 30% (высший квалификационный класс).

Законопроектом предлагается увеличить количество квалификационных классов судей с шести до десяти. При этом размеры дополнительных выплат предлагается повысить с 15% до 30% от должностного оклада за низший квалификационный класс и с 30% до 150% за высший. Также предусматривается возможность выплаты судьям премий и оказания им материальной помощи в пределах установленного фонда оплаты труда.

Также законопроектом предлагается установить ежемесячное денежное вознаграждение судье, а также возможность выплаты иных ежемесячных надбавок, ежеквартального денежного поощрения, не входящего в состав ежемесячного денежного вознаграждения, и в пределах установленного фонда оплаты труда выплаты судьям премий и оказания им материальной помощи.

Размер ежемесячного денежного вознаграждения каждого конкретного судьи с учётом ежеквартального денежного поощрения не будет уменьшен по сравнению с оплатой труда, которая ему производится в настоящее время в соответствии с действующим законодательством.

Выплата выходного пособия судьям при увольнении, ежемесячного пожизненного содержания судьям, уходящим в отставку, и 50-процентной ежемесячной надбавки судьям, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, будет производиться из расчёта ежемесячного денежного вознаграждения.

При этом размеры выходного пособия, ежемесячного пожизненного содержания и 50-процентной надбавки судьям, имеющим право на получение пожизненного содержания, но продолжающим работать, не будут уменьшены по сравнению с размерами указанных выплат, рассчитанными исходя из действующих в настоящее время нормативов, в связи с увеличением размеров выплат по квалификационным классам.

Законопроектом учтено положение о пересмотре судьям, пребывающим в отставке на день вступления в силу законопроекта, выплат по ранее присвоенным квалификационным классам согласно таблице соответствия для работающих судей. При этом сохранена норма действующего законодательства, в соответствии с которой пребывающему в отставке судье выплачивается ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% заработной платы работающего по соответствующей должности судьи.

В связи с введением в системе оплаты труда судей нового понятия «ежемесячное денежное вознаграждение» взамен «заработной платы» законопроектом предусмотрено внесение изменений в ряд нормативных правовых актов Российской Федерации в части корректировки понятий.

Кроме того, признаётся утратившим силу ряд нормативных правовых актов, устанавливающих в настоящее время значительное количество различных надбавок и выплат в оплате труда судей.

Принятие федерального закона направлено на совершенствование процедуры присвоения квалификационных классов судьям и увеличение количества квалификационных классов судей с существенной дифференциацией оплаты за каждый квалификационный класс.

Высший арбитражный суд теряет 13% судей еще до своего упразднения

Как стало известно «Ъ», вчера добровольно подали в отставку не менее семи старейших судей Высшего арбитражного суда (ВАС), проект упразднения которого в понедельник внес в Госдуму президент Владимир Путин. Уволиться решили в основном судьи с 20-летним стажем, имеющие право на полноценную компенсацию и максимальное пожизненное денежное содержание. В судейском сообществе говорят, что большинство из них не хотят переезжать в Санкт-Петербург и считают унизительной необходимость участвовать в конкурсе для перехода в объединенный Верховный суд (ВС).

В пресс-службе ВАС «Ъ» вчера подтвердили, что заявление об отставке подали сразу семь судей, не уточняя, кто именно и по каким причинам. Впрочем, этих заявлений уже больше, говорит источник «Ъ», близкий ВАС. По его словам, в отставку подали почти все представители «старой гвардии» судей ВАС, назначенные на эту должность еще в 1992 году Верховным советом РФ. По данным сайта ВАС, в его составе десять таких судей. Двое из них — председатель административного судебного состава Михаил Юхней, а также один из самых молодых в этом списке 50-летний судья Александр Чистяков — в отставку, по данным «Ъ», не подавали. Ряд источников «Ъ» утверждают, что в отставку уходят председатель судебного состава по договорному праву Ольга Козлова, а также судьи Сергей Бондаренко, Наталья Весенева, Людмила Воронцова, Надежда Ксенофонтова, Марина Пронина и Наталья Харчикова. Кроме того, к увольняющимся судьям, по данным «Ъ», присоединилась судья Александра Медведева: хотя она была назначена судьей ВАС лишь в декабре 2006 года, до этого она много лет работала председателем судебного состава Федерального арбитражного суда Московского округа.

Как президент приступил к реформе высших судов

Даже если кто-то из этого списка все же остается на своих постах, в отставку в любом случае подал почти весь третий судебный состав ВАС, занимавшийся проблемами договорного права — спорами о купле-продаже, по перевозкам, кредитам, залогам, банковским вкладам, сделкам с ценными бумагами и недвижимостью. А учитывая, что из 90 судей, предусмотренных штатным расписанием ВАС, заполнены только 53 вакансии и еще одну временно занимает судья в отставке, этот высший суд фактически теряет более 13% своих судейских кадров. При этом упразднение ВАС должно произойти лишь через полгода после вступления в силу внесенных поправок, которое состоится не раньше конца этого года. «Для ВАС такая потеря высокопрофессиональных юристов крайне болезненна»,— заявили в пресс-службе суда.

Читайте так же:  Приказ минфина 146н 25122008

Судьи ВАС были недоступны для комментариев. В аппарате Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС), куда должны были поступить заявления судей об отставке, вчера отказались от комментариев, переадресовав все вопросы главе ВККС Николаю Тимошину (судья ВС). Его телефон не отвечал. Опрошенные члены ВККС заявили «Ъ», что им ничего не известно об этих заявлениях, предположив, что информация к ним, скорее всего, поступит не раньше ноября, когда должно состояться очередное заседание ВККС.

Как Сергей Нарышкин начал сливать Верховный суд и ВАС

По словам источника «Ъ», близкого ВАС, решение старейших судей уйти в отставку напрямую связано с предстоящим упразднением ВАС. «Эти судьи работают в арбитражной системе более 20 лет. Они начинали карьеру еще в системе Госарбитража СССР, в 1992 году уже пережили его реорганизацию и переназначение и не хотят снова через это проходить»,— пояснил собеседник «Ъ». Кроме того, эти судьи не хотели переезжать в Санкт-Петербург (напомним, что новый единый суд должен будет функционировать именно в этом городе). Не исключают в судейском сообществе, что подчиненные главы ВАС Антона Иванова, учитывая его сложные отношения с главой ВС Вячеславом Лебедевым, не хотят переходить под руководство господина Лебедева, что может косвенно указывать на перспективу его назначения председателем будущего единого суда.

Согласно федеральному закону «О статусе судей», ушедшему в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей.

Кроме того, выйдя в отставку, судья, имеющий стаж не менее 20 лет, может пожизненно получать не облагаемую налогом сумму — 80% ежемесячного денежного вознаграждения работающего в его бывшей должности судьи (у не проработавших такой срок отставных судей более низкое содержание, и выплачивается мужчинам — с 55 лет, а женщинам — с 50 лет).

Но для судей упраздняемого суда выход в отставку регулируется иначе. По действующему закону им может быть предложен перевод в другой суд, а в случае отказа судья имеет право «на выход в отставку на общих основаниях». В законе указано, что «в этом случае ему выплачивается компенсация в размере 12 ежемесячных денежных вознаграждений по последней должности». То есть «золотой парашют» может оказаться существенно меньше, чем при добровольной отставке. К тому же, согласно предложенным Владимиром Путиным поправкам в Конституцию, перевода судей ВАС в ВС не предполагается, а предусмотрен многоступенчатый конкурс. Пока неясно, придется ли действующим судьям ВАС (а также ВС) сдавать экзамены создаваемой специально экзаменационной комиссии или этот фильтр будет предусмотрен только для кандидатов со стороны. В любом случае ветераны ВАС вынуждены будут получить рекомендацию квалификационной коллегии судей (ее состав пока также неизвестен), а затем и кадровой комиссии при президенте, в которой ВАС пока представляет только его председатель Антон Иванов (см. «Ъ» от 8 октября). В любом случае внесенные поправки уже сейчас предусматривают последующую корректировку базовых для судебной системы законов, в том числе «О статусе судей», так что вопрос о перспективах материального обеспечения судей ВАС вообще может быть решен принципиально иначе.

Как бизнес-омбудсмена подвели под судебную реформу

В этой ситуации решение представителей «старой гвардии» ВАС уйти в отставку выглядит логичным как с моральной, так и материальной точки зрения, отмечают опрошенные «Ъ» юристы. «Когда Минфин несколько лет назад предложил облагать налогом единовременные выплаты уходящим в отставку судьям, многие судьи в разных регионах поспешили подать в отставку, не полагаясь на развитие ситуации, хотя в итоге проект так и не был принят»,— вспоминает один из собеседников «Ъ» в судейском сообществе.

Руководитель арбитражной группы юридической фирмы Vegas Lex Кирилл Труханов считает, что подавшие в отставку судьи «просто не видят себя в новой системе, в новом суде». «Они привыкли к той эффективной системе арбитражных судов, которая создавалась еще Вениамином Яковлевым и была доработана при Антоне Иванове,— говорит господин Труханов.— Новая система не представляется благом для рассмотрения коммерческих споров, так что со стороны этих судей отставка — это логичный шаг».

Анна Занина; Анна Пушкарская, Санкт-Петербург