Требования к пешеходным дорожкам
Требования к пешеходным дорожкам
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.
4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).
4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4—4.7 Правил.
Требования к пешеходным дорожкам
24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по правому краю проезжей части — в следующих случаях:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
- движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
- по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
- по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
- велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
Колонны велосипедистов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов, верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80—100 м.
24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.
Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.
Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
- управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
24.11. В велосипедной зоне: велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, при соблюдении требований пунктов 9.1 1 — 9.3 и 9.6 — 9.12 настоящих Правил;
Справочник строителя | Устройство внутриквартальных проездов и тротуаров
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОРОГАМ И ТРОТУАРАМ
Дорожное строительство ведется с учетом природно-климатических условий, в зависимости от которых делится на пять зон: I — вечной мерзлоты, II — избыточного увлажнения, III — переменного увлажнения, IV — недостаточного увлажнения, V — засушливую.
Долговечность дорог определяется конструкцией и применяемыми материалами, выбор их должен производиться с учетом ожидаемой интенсивности движения транспорта, климатических и грунтово-геологических условий, микрорельефа и наличия местных строительных материалов (см. табл.).
Улицы и дороги могут иметь следующие основные элементы: проезжую часть, тротуары, пешеходные дороги, велосипедные дорожки, полосы зеленых насаждений, разделительные полосы, откосы насыпей и выемок, обочины и кюветы открытой системы водостоков, подпорные стенки, технические и резервные полосы, остановки общественного транспорта, автостоянки. Границами улиц и дорог являются красные линии, которыми и определяется их ширина.
Полосы зеленых насаждений используют для отделения проезжей части от тротуаров, а также тротуаров от застройки. Технические полосы предусмотрены для прокладки подземных инженерных сетей, резервные полосы — для последующего расширения проезжей части или реконструкции улицы.
Проезжая часть улиц, дорог, площадей и проездов должна иметь дорожную одежду.
Дорожная одежда состоит из следующих элементов:
покрытия (верхнего слоя одежды) из одного, двух или трех слоев различных материалов. Поверх покрытия часто укладывают слой износа, периодически возобновляемый в процессе эксплуатации дороги;
основания (несущей части одежды), обеспечивающего равномерную передачу нагрузок на подстилающий слой и земляное полотно, состоящего из одного или нескольких слоев различных материалов:
подстилающего слоя (нижней части одежды), передающего нагрузки на земляное полотно и выполняющего функции дренажа и теплоизоляции.
Конструкции дорожных одежд должны подбираться с возможно меньшим числом укладываемых слоев, допускать максимальную механизацию работ и использование местных строительных материалов. Привозные и дефицитные материалы следует использовать в минимальных количествах преимущественно для устройства покрытий.
К дорожным одеждам предъявляют определенные требования по прочности, покрытия должны быть ровными, шероховатыми и беспыльными. Эксплуатационные качества дорог во многом будут зависеть от выбранной конструкции дорожных одежд и вида покрытия (см. табл.). Прочность дорожной одежды характеризуется эквивалентным модулем деформации (модулем упругости). В конструкциях дорог модули деформации (упругости) материалов должны возрастать по слоям снизу вверх. Рациональное соотношение модулей смежных слоев в пределах 1,5-3,5. Механические и теплофизические свойства материалов основания и покрытия дорожных одежд по возможности должны быть одинаковыми или близкими.
При выборе и расчете конструкций дорожных одежд можно руководствоваться ориентировочными характеристиками дорожно-строительных материалов согласно таблицы..
Для определения эквивалентного модуля упругости дорожной одежды используют данные (см. табл.).
Большинство дорог, особенно на улицах местного движения и проездах, по интенсивности движения транспорта и грузонапряженности не требует дорожных покрытий капитального типа. Конструкции дорожных одежд могут выполняться с применением местных материалов и отходов промышленности. В сельских населенных пунктах покрытие дорог целесообразно устраивать из минеральных материалов, обработанных битумом на дороге, а покрытия тротуаров — из штучных материалов. Рекомендуемые типы конструкций дорожных одежд для сельских населенных пунктов в различных природно-климатических зонах представлены на рис. 1, 2, 3.
Дороги из камня делают двух типов — из отдельных брусчатых камней и булыжно-бетонных плит шестигранной формы. Второй тип заслуживает особого внимания, так как устройство таких дорог позволяет проводить работы индустриальными методами и не требует рабочих с высокой квалификацией для подтески и подгонки отдельных брусчатых камней.
Применение бетонных плит для устройства тротуаров должно найти широкое распространение, так как это позволяет делать тротуары сборными и сохранять плиты (путем разборки тротуаров) при прокладках и ремонте подземных коммуникаций. Кроме того, тротуары из цветных бетонных плиток имеют хороший вид и оживляют улицу, особенно при наличии зеленых насаждений. Тротуарная плитка изготовляется из серого и розового бетона без армирования, прямоугольной (25 х 12,5 см) и квадратной формы (25 х 25), а также фигурной — восьмеркой, крестовой и др. Плитки на тротуарах и бульварах укладывают на бетонное или песчаное основание, которое сверху заливают раствором; швы между плитками заделывают раствором. Для устройства бордюра применяют прямоугольные плиты размерами 20 х 40 см и 20 х 80 см.
В последние годы в практике благоустройства территории зданий стали уделять особое внимание подъездам. Для и> оформления используют малоразмерные вибропрессованные и прессованные малоразмерные плиты с декоративным покровным слоем (рис . 4.).
Пример устройства подъезда
При этом возникают различные варианты организации работ при укладке плит и для этого разработаны соответствующие схемы укладки (см. табл.).
Основания тротуаров устраивают толщиной 8. 12 см из цементобетона М 200, щебня, гравия, кирпичного боя, ракушечника, шлака, укрепленного грунта. Асфальтобетонные покрытия тротуаров делают из песчаного или мелкозернистого асфальтобетона в один слой толщиной 3. 5 см. Инженерные сети не должны располагаться под проезжей частью улиц, их укладывают в технических полосах или полосах озеленения и только в порядке исключения под тротуарами.
Электрокабели прокладывают на глубине 0,6. 0,8 м, при нескольких кабелях их располагают на расстоянии 0,15м друг от друга. Трубы водопровода и канализации укладывают ниже расчетной глубины промерзания грунта с учетом природно-климатической зоны. Вдоль дороги создают зеленые насаждения в виде однорядной посадки деревьев в лунках на тротуарах, рядовой посадки деревьев на газонных полосах, совмещенной рядовой посадки деревьев и групповой или рядовой посадки кустарников. Деревья высаживают на расстоянии 2,5. 3 м от бордюра проезжей части, кустарники на расстоянии 1 м. При рядовой посадке расстояние между деревьями должно быть не менее 5 м, между кустарниками — 1 м, при создании двухрядной живой изгороди — 0,3—0,5 м. От наружных стен зданий и сооружений деревья следует рассаживать на расстоянии не менее 5 м, кустарники — 1,5 м. Возле пешеходных переходов и остановок общественного транспорта на расстоянии 10 м запрещается высаживать деревья и кустарники высотой более 0,5 м.
Справочник строителя | Устройство внутриквартальных проездов и тротуаров
ПЕШЕХОДНЫЕ ДОРОЖКИ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАСТРОЙКИ
Сеть пешеходных дорожек должна соединять кратчайшими расстояниями наиболее притягательные для населения пункты. Поэтому при их проектировании надо учитывать наиболее целесообразные направления движения пешеходных потоков и рациональную их организацию. Они должны обеспечивать удобные подходы от любого подъезда к остановкам общественного транспорта, учебным, детским, торговым зданиям, пунктам культурно-бытового обслуживания.
В жилых группах должны быть проложены дорожки к спортивным и хозяйственным площадкам, а также к площадкам отдыха. Ширина дорожек должна быть постоянной на всем их протяжении, и для транзитных дорожек она составляет 2,5. 3,0 м, для прогулочных — 1,5 и для тропинок — 0,75 м.
Для установки скамеек отдыха на дорожках можно сделать уширение на 1,5 м.
Для пешеходных дорожек и тропинок допускаются следующие максимальные продольные уклоны: для дорожек шириной 3. 2,5 м — 6. 8%, шириной 1,5 м — 8. 10%, для тропинок — 10. 12%. Если рельеф превышает эти уклоны, необходимо устраивать ступени, пандусы, серпантинные спуски.
Поперечные уклоны, допускаемые при устройстве дорожек, тропинок и площадок, следующие: для двускатных дорожек шириной 3 м — 2. 3 %, для односкатных шириной 3 м — 3 %, для дорожек шириной 2,25 м — 3. 4%, для прогулочных дорожек (односкатных) — 4. 5%, для площадок разного назначения — 2. 3%. Площадки разного назначения следует проектировать с устройством дренажей мелкого заложения.
Виды дорожных покрытий. Поверхность проездов должна иметь специальное покрытие, которое облегчает проезд автотранспорта. Дорожная одежда должна быть достаточно прочной и долговечной, водонепроницаемой, соответствовать характеру движения, обеспечивать сцепление колес с дорожным покрытием, т. е. быть шероховатой. К дорожной одежде предъявляются, кроме того, требования индустриализации и механизации производства работ, санитарно-гигиенические требования эксплуатации и уборки (беспыльность, бесшумность при движении транспорта, возможность механизированной уборки).
В кварталах и микрорайонах используют следующие схемы конструкций дорожных одежд для проезжей части: асфальтовые; щебеночные и гравийные, обработанные вяжущими материалами; сборные из цементно-бетонных плит (табл. 1).
Таблица 1.
Вид дорожки, площадки
Транзитная дорожка круглогодичного пользования
Песчаный асфальт, плитки бетонные
Транзитная и прогулочная дорожки шириной 2,25 м
Прогулочная дорожка шириной 1,5 м
Литой асфальт, плитки бетонные
Спецсмесь, резинобитум, асфальтобетон, изол
Плитки бетонные, песок, гравийная крошка
Площадка для мусоросборников
Пешеходные дорожки шириной 1 м
Покрытия тротуаров применяют двух видов: асфальтовые и сборные из цементно-бетонных плит. Требования к покрытиям тротуаров предъявляются почти такие же, как и к проездам: достаточная прочность, долговечность, беспыльность при ходьбе, экономичность, механизация производства и эксплуатации.
Покрытия жилых территорий микрорайона могут быть жесткие (из литого и песчаного асфальта, плиточные) и нежесткие (из гравийной крошки, песка, уплотненного грунта, газоны). При выборе типа покрытия необходимо учитывать его назначение, экономическую целесообразность, возможности промышленности, а при выборе конструкции — свойства грунта (рис. 1).
Рисунок 1. Сечения внутримикрорайонных дорожных покрытий: а — конструкция асфальтобетонных отмосток, тротуаров и внутримикрорайонных проездов; б — конструкция дорожной одежды проезжей части, тротуара и отмостки из плитки; в — конструкция тротуаров из бетонной плитки и тротуаров, предусматривающих проезд; г — конструкция дорожек и площадок в зоне отдыха; д — конструкция спортплощадок; 1 — асфальтобетон литой; 2 — цементобетон (класс В15, Мрз 100); 3 — песок (Мк=2 мм); 4 — асфальтобетон песчаный (марка 11, тип Д); 5 — асфальтобетон крупнозернистый (тип 1); 6 — щебень фракционированный (М 400); 7 — асфальтобетон мелкозернистый (марка 1, тип В); 8 — садовый бортовой камень БР 100.20.8; 9 — бортовой камень БР 100.30.15; 10 — бетон (класс В15, Мрз 100); 11 — битум; 12 — бетонные тротуарные плиты; 13 – цементо-песчаная смесь сухая; 14 — асфальтобетон; 15 — утрамбованный грунт; 16 — бетонные плиты ЭДД; 17 — спецсмесь (гранитные высевки — 60%, песок — 10%, глина — 20%, известь — 10%); 18 — щебень известняковый; 19 — щебень мелкозернистый известняковый; 20 — щебень крупнозернистый известняковый; i — поперечный уклон
Наиболее распространенным видом покрытия до недавнего времени считались асфальтовые. Однако в последнее время более прогрессивными и экономичными считаются сборные покрытия. Они наиболее индустриальны, при ремонте их можно разобрать, не повредив, и использовать вновь. Однако применение того или иного типа плиток должно быть объективно оправдано (рис. 2). Дорожки и площадки с жестким покрытием окаймляют бордюрным камнем. Все дорожки по ширине должны быть кратны ширине движения человека, т.е. 75 см. Исключение составляют лишь дорожки с плиточным покрытием; их ширина определяется размерами применяемых плиток.
Рисунок 2. Фрагменты мощений из фигурных элементов (1. 3) и тротуарной плитки (4. 6)
В рекомендуемом нормами балансе территорий для селитебных зон улицы, дороги, проезды, площади и автостоянки с жестким покрытием занимают на первую очередь 15. 16 % общей территории, а на перспективу — 18. 20%.
В жилом районе улицы и автостоянки с жестким покрытием занимают от 13 % его территории при 2-этажной застройке и до 17,3 % — при 16-этажной.
В микрорайоне проезды, подъезды к домам, хозяйственные площадки, открытые автостоянки при жилых домах с жестким покрытием занимают 22 % при 2-этажной застройке и 12 % — при 16-этажной.
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная консультация
Федеральное законодательство
- Главная
- «ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ. ПОТ Р 0-200-01-95» (утв. Приказом Минтранса РФ от 13.12.95 N 106)
- На момент включения в базу документ опубликован не был
4. Требования к территории и производственным площадкам
4.1.1. Территория предприятия и производственные площадки должны соответствовать настоящим Правилам и действующим нормативным правовым актам (п. п. 66, 67 и 59 Приложения 1 к настоящим Правилам).
4.1.2. Территория предприятия и производственные площадки должны освещаться в ночное время. Наружное освещение должно иметь управление, не зависимое от управления освещением внутри здания.
4.1.3. На территории предприятия должны быть выделены специальные места для курения.
4.1.4. На территории предприятия хранение различного металла, деталей и агрегатов должно быть организовано в специальных местах на стеллажах.
4.1.5. Подвижной состав, агрегаты, подлежащие списанию или ремонту, при хранении вне помещений должны размещаться на площадках, выровненных и имеющих твердое покрытие, а в зимнее время очищенных от снега. Для предупреждения падения агрегатов и самопроизвольного перемещения подвижного состава необходимо устанавливать специальные упоры.
загромождать дороги, проходы, проезды к пожарным водоемам, гидрантам, местам расположения пожарного инвентаря и оборудования;
устанавливать на открытых стоянках автомобили в количестве, превышающем норму, а также нарушать установленный порядок расстановки;
беспорядочно размещать и хранить (приваливать, опирать) материалы, агрегаты, запчасти, шины и т.п. у элементов зданий, сооружений и оград.
4.2.1. Территория предприятия должна ограждаться и содержаться в чистоте и порядке. Мусор, производственные отходы, негодные запасные части и т.п. необходимо своевременно убирать на специально отведенные места.
4.2.2. Территория предприятия должна быть оборудована водоотводами и водостоками. Люки водостоков и прочих подземных сооружений должны находиться в закрытом положении.
При производстве ремонтных, земляных и других работ на территории предприятия открытые люки, траншеи и ямы должны быть ограждены. В местах перехода через траншеи устанавливаются переходные мостики шириной не менее 1 м с перилами высотой не менее 0,9 м.
4.2.3. Свободная территория предприятия должна быть озеленена. Проезды и проходы, примыкающие к производственным, административным и санитарно-бытовым помещениям, летом необходимо поливать, а зимой очищать от снега и в случае обледенения посыпать песком или шлаком.
4.2.4. На территории предприятия должны быть обозначены проезды для транспортных средств и пешеходные дорожки и установлены дорожные знаки в соответствии с действующим нормативным правовым актом (п. 51 Приложения 1 к настоящим Правилам).
Для прохода людей на территорию предприятия должна быть устроена проходная или калитка в непосредственной близости от ворот. Запрещается проходить через ворота.
4.2.5. Для движения транспортных средств и персонала по территории предприятия составляется схематический план с указанием разрешенных и запрещенных направлений движения, поворотов, выездов, съездов и т.д., который вывешивается у ворот вместе с надписью «Берегись автомобиля» и освещается в темное время суток.
4.2.6. На территории предприятия с количеством автомобилей 50 и более и (или) числом постов технического обслуживания и ремонта 10 и более следует предусматривать движение транспорта в одном направлении без встречных и пересекающихся потоков. Допускаются встречные и пересекающиеся потоки автомобилей при интенсивности движения не более 5 автомобилей в час.
4.2.7. Покрытие всех подъездных путей должно быть твердым (бетон, асфальт, клинкер, булыжник и т.п.).
4.2.8. Ширина проездов на территории предприятия должна соответствовать требованиям, указанным в нормативном правовом акте (п. 67 Приложения 1 к настоящим Правилам).
4.2.9. В местах пересечения подъездных путей канавами, траншеями, железнодорожными линиями и т.п. должны устанавливаться настилы или мосты для проездов.
4.2.10. Пешеходные дорожки на предприятии должны иметь твердое покрытие, ширину не менее 1 м и наименьшее количество пересечений с проездами.
4.3.1. Открытые площадки для хранения автомобилей должны располагаться отдельно от зданий и сооружений на расстоянии (в зависимости от категории производства), установленном действующим нормативным правовым актом (п. 66 Приложения 1 к настоящим Правилам). Они должны иметь твердое и ровное покрытие с уклоном для стока воды. Поверхность площадок необходимо очищать (летом от грязи, зимой от снега и льда).
4.3.2. Площадки, расположенные в районах с температурой воздуха (зимой) ниже -15° C, должны оборудоваться средствами для подогрева автомобилей, облегчающими пуск двигателей в холодное время года.
4.3.3. При оборудовании средствами подогрева площадок для хранения автомобилей, работающих на сжатом или сжиженном газе, конструкция подогревающих устройств должна исключать возможность нагрева газовых баллонов.
4.3.4. Устройства, облегчающие пуск двигателей в холодное время года, должны обеспечивать безопасность обслуживающего персонала и водителей.
4.3.5. Площадки должны иметь разметку, выполненную несмываемой краской или другим способом и определяющую место установки автомобилей и проезды. При разметке следует учитывать, что расстояние между двумя параллельно стоящими автомобилями должно быть достаточным для свободного открывания дверей кабины.
4.3.6. Площадки для хранения автомобилей, перевозящих ядовитые и инфицирующие вещества, фекальные жидкости и мусор, должны располагаться на расстоянии не менее 10 м друг от друга и от площадок для хранения других автомобилей.
4.3.7. Площадки для хранения автомобилей, перевозящих горюче — смазочные материалы, должны располагаться на расстоянии не менее 12 м друг от друга и от площадок других автомобилей, и на них может храниться не более 50 автомобилей.
4.4.1. Временные стоянки автомобилей в полевых условиях должны отвечать следующим требованиям:
для стоянки должны выделяться площадки, очищенные от стерни, сухой травы и валежника, опаханные по периметру полосой в 1 м, находящиеся на расстоянии не ближе 10 м от построек, лесных складов, стогов соломы, токов, хлебов на корню и лесонасаждений;
на каждой площадке должна располагаться группа автомобилей не более 10 шт. Расстояние между автомобилями в группе должно быть не менее 1 м, а между группами — не менее 10 м;
4.4.2. Запрещается устраивать стоянки автомобилей в зоне высоковольтной линии электропередач без согласования с организацией, эксплуатирующей линию;
4.4.3. Площадки для хранения топлива и смазочных материалов должны:
размещаться на очищенной от валежника, стерни и сухой травы земле и находиться на расстоянии не ближе 100 м от места лесоразработки, уборки, обмолота хлеба, стогов соломы, сена, посевов, стоянки автомобилей, тракторов и т.д., не ближе 50 м от строений и сооружений;
располагаться в более низких местах и опахиваться по периметру полосой в 3 м;
4.4.4. Бочки с топливом должны быть наполнены не более чем на 95% их объема, укладываться вверх пробками и защищены от солнечных лучей.
Для хранения порожней тары должна выделяться площадка на расстоянии не менее 20 м от склада топлива.
4.4.5. На временных стоянках автомобилей и в местах хранения топлива и смазочных материалов запрещается курить, разводить костры и выполнять ремонтные работы, связанные с применением открытого огня.
4.4.6. На временных стоянках и площадках для хранения топлива должны устанавливаться противопожарные щиты, оснащенные необходимым противопожарным оборудованием и инвентарем. Щиты должны окрашиваться в белый цвет с красной окантовкой шириной 20 — 50 мм, а оборудование и инвентарь — в красный.
4.5.1. Пункты заправки автомобилей топливом и смазочными материалами, размещаемые на территории предприятия, должны соответствовать настоящим Правилам, а также действующими нормативными правовыми актами (п. п. 66, 79 Приложения 1 к настоящим Правилам) и обеспечивать удобную и безопасную заправку.
4.5.2. При наличии на заправочном пункте нескольких заправочных колонок они должны располагаться так, чтобы обеспечить безопасный подъезд и заправку автомобилей одновременно на всех колонках.
4.5.3. Планировка территории заправочного пункта и расположение водоприемных устройств должны исключать попадание сточных вод и нефтепродуктов за пределы этой территории. Покрытие проездов у раздаточных колонок не должно давать искру при ударе и быть стойким к воздействию нефтепродуктов и пожаробезопасным.
4.5.4. Автозаправочные пункты, размещенные на территории предприятия, должны соответствовать требованиям действующих нормативных правовых актов (п. п. 53, 54, 80 Приложения 1 к настоящим Правилам).
4.5.5. На пунктах заправки должны быть вывешены на видном месте основные правила безопасности при заправке автомобилей.
4.5.6. Передвижные топливно-заправочные пункты должны устанавливаться не ближе 12 м от зданий и сооружений.
4.5.7. Посты для выпуска сжатого природного газа или слива сжиженного нефтяного газа должны соответствовать действующему нормативному правовому акту (п. 59 Приложения 1 к настоящим Правилам) и могут располагаться на одной площадке при условии разделения их глухой негорючей перегородкой, превышающей высоту подвижного состава на 0,5 м.
Расстояние от площадки до зданий и сооружений, в зависимости от степени их огнестойкости, регламентируется действующими документами, но должно быть не менее 9 м, а до подземных резервуаров и топливораздаточных колонок — не менее 6 м.
4.6.1. Погрузочно-разгрузочные площадки и подъездные пути к площадкам должны иметь ровное, желательно твердое покрытие и содержаться в исправном состоянии: спуски и подъемы в зимнее время должны очищаться от льда (снега) и посыпаться песком или шлаком.
В местах пересечений подъездных путей с канавами, траншеями и железнодорожными линиями должны быть устроены настилы или мосты для переездов.
Ответственность за состояние подъездных путей и погрузочно — разгрузочных площадок несут грузоотправитель и грузополучатель.
Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь размеры, обеспечивающие необходимый фронт работ для установленного количества автомобилей и работников.
4.6.2. При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту) — не менее 1,5 м.
Если автомобиль устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и автомобилем должен соблюдаться интервал не менее 0,5 м. Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м.
При погрузке (выгрузке) грузов с эстакады, платформы, рампы высотой, равной уровню пола кузова, автомобиль может подъезжать вплотную к ним.
В случаях неодинаковой высоты пола кузова автомобиля и платформы, эстакады, рампы необходимо использовать трапы, слеги и т.п.
4.6.3. Эстакады, платформы, рампы для производства погрузочно — разгрузочных работ с заездом на них автомобилей должны оборудоваться указателями допустимой грузоподъемности и колесоотбойными устройствами.
4.6.4. Движение автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках и подъездных путях должно регулироваться общепринятыми дорожными знаками и указателями. Движение должно быть поточным. Если в силу производственных условий поточное движение организовать нельзя, то автомобили должны подаваться под погрузку и разгрузку задним ходом, но так, чтобы выезд их с территории площадки происходил свободно, без маневрирования.
Освещенность помещений и площадок, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, должна соответствовать действующему нормативному правовому акту (п. 73 Приложения 1 к настоящим Правилам).
4.6.5. Склады для временного хранения перевозимых грузов, расположенные в подвальных и полуподвальных помещениях и имеющие лестницы с количеством маршей более одного, должны снабжаться устройствами (трапы, транспортеры, подъемники) для подъема и спуска грузов.
Склады, расположенные выше первого этажа и имеющие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 2 м, оборудуются подъемниками для спуска и подъема грузов.
4.6.6. При централизованных перевозках, прежде чем направить автомобили, погрузочно-разгрузочные механизмы и работников на место погрузки или выгрузки грузов, администрация автопредприятия обязана проверить, соответствуют ли условия работы у грузоотправителей и грузополучателей требованиям охраны труда. Если условия работы не обеспечивают безопасности погрузочно — разгрузочных работ, запрещается направлять на место погрузки и выгрузки грузов автомобили и работников до устранения опасности.
4.6.7. Администрация предприятия должна систематически осуществлять контроль за работой автомобилей на объектах и принимать совместно с руководством обслуживаемых организаций меры по улучшению процесса транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, а также устранению выявленных нарушений.
2.2. Обязанности пешеходов
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств *(35).
Основными путями пешеходного движения вдоль проезжей части являются тротуары и пешеходные дорожки, и только при их отсутствии допускается использовать обочины.
Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также перевозящие или переносящие громоздкие предметы, могут отступить от этих требований и даже при наличии тротуара и обочины двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам и обочинам создает помехи пешеходам.
Так как появление людей на проезжей части всегда опасно, то указанная категория участников движения должна воспользоваться таким правом лишь в крайнем случае.
Пешеходы — самая незащищенная категория участников дорожного движения. Доля пострадавших пешеходов в ДТП составляет в городах до 60%. Для пешеходов выделяют специальные пути движения — тротуары, пешеходные дорожки, пешеходные переходы.
В местах наиболее интенсивного движения пешеходов, напротив школ, детских садов и в других случаях, в целях принудительного снижения скорости транспортных средств создают искусственные неровности (так называемые «лежачие полицейские»).
Движение пешеходов по велосипедной дорожке допустимо, когда нет возможности двигаться по тротуару, пешеходной дорожке или обочине. При этом приоритет в движении принадлежит велосипедистам. ПДД подчеркивают, что движение пешеходов может осуществляться только по внешнему, то есть примыкающему к тротуару или обочине (а не к разделительной полосе), краю проезжей части.
В Правилах говорится, что пешеходы должны двигаться навстречу транспортному потоку. Соблюдение этого требования при движении по дорогам вне населенных пунктов обязательно.
Для уменьшения вероятности наезда транспортных средств на пешеходов, движущихся по краю проезжей части, Правила дорожного движения требуют от пешеходов двигаться навстречу транспортному потоку. При таком порядке движения пешеходы видят приближающиеся транспортные средства и могут при необходимости своевременно принять меры предосторожности.
В отличие от пешеходов, лицам, передвигающимся в инвалидных колясках без двигателя, ведущим в руках велосипед, мопед, мотоцикл, предписано двигаться по ходу движения транспортных средств. Вызвано это тем, что коляска, велосипед, мопед, мотоцикл имеют сзади световозвращатели красного цвета, а спереди — белого. Нарушение установленного Правилами порядка движения может повлечь неправильную ориентировку водителей транспортных средств в темное время суток.
В соответствии с пунктом 4.2. ПДД движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.
Законодатель не случайно включает в понятие «пешая колонна» фразу «организованная». Она приобретает признак «организованности» при наличии спереди и сзади колонны сопровождающих с сигнальными устройствами: днем — с флажками красного цвета, ночью — с фонарями соответствующего цвета *(36).
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
Движение организованных пеших колонн по проезжей части создает серьезные помехи для движения транспортных средств, приводит к значительному сужению проезжей части, усложняет маневрирование, резко снижает пропускную способность дороги. Поэтому в рассматриваемом пункте Правил четко регламентируется порядок их движения.
Правила дорожного движения ограничивают движение организованных пеших колонн следующими условиями:
а) двигаться только по направлению движения транспортных средств (это условие по существу запрещает пропуск пеших колонн по улицам с односторонним движением в случаях, если их движение должно быть направлено навстречу транспортному потоку);
б) колонна по ширине должна быть организована не более чем по четыре человека в ряд.
Сопровождающие колонну лица должны двигаться спереди и сзади колонны по линии ее левого края. Практика показывает, что расстояние, на котором следует располагаться сопровождающим относительно колонны, должно быть около 10 метров спереди и сзади нее. Свет фонарей должен быть ориентирован определенным образом: переднего сопровождающего (фонарь белого цвета) — вперед, заднего сопровождающего (фонарь красного цвета) — назад относительно направления движения.
В любом случае движение организованных пеших колонн по проезжей части допускается как исключение из общего правила. Иными словами, если есть возможность провести группу людей по тротуару или обочине, то проводить ее надо именно там. В соответствии со СНиП 2.07.01-89 ширина пешеходной части тротуаров в городах колеблется в широких пределах (до 4,5 метров), а на автомобильных дорогах ширина обочины может быть от 1,75 до 3,75 метров (СНиП 2.05.02-85).
Правила запрещают водить группы детей по проезжей части. Для организованных групп детей могут использоваться только тротуары и пешеходные дорожки, а при их отсутствии возможно использование в этих целях и обочин.
В последнем случае введены дополнительные ограничения на движение (лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых). Порядок сопровождения взрослыми групп детей при следовании их по обочине Правилами не регламентируется.
Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны *(37).
По определению пешеходный переход — это участок проезжей части, обозначенный соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой, и выделенный для движения пешеходов через дорогу. Таким образом, Правила дорожного движения допускают пересечение пешеходами проезжей части в основном в местах, обозначенных специальными техническими средствами организации движения. Выполнение этого правила — залог обеспечения безопасности пешеходов.
Порядок движения зависит от выбранного в каждом конкретном случае способа организации движения. Наземные пешеходные переходы могут быть регулируемыми (с ручным регулированием или с помощью светофора) и нерегулируемыми. Независимо от типа перехода они должны быть обозначены соответствующими знаками и (или) разметкой.
Для обозначения пешеходного перехода применяются знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», которые согласно ГОСТ 23457-86 размещаются у границ перехода с каждой его стороны. При этом знак 5.19.1 устанавливается слева от дороги, а знак 5.19.2 — справа. При наличии разметки ширина пешеходного перехода определяется границами размеченного участка проезжей части. В свою очередь, ширина размечаемого участка зависит от интенсивности пешеходного движения. При ширине пешеходного перехода от четырех до шести метров применяется разметка 1.14.1, при большей ширине — разметка 1.14.2. В последнем случае при переходе проезжей части пешеходам следует ориентироваться на направление нанесенных стрел.
Помимо наземных сооружают подземные и надземные пешеходные переходы, являющиеся по существу развязками транспортных и пешеходных потоков в разных уровнях. Эти переходы гарантированно обеспечивают безопасность движения и являются более предпочтительными, чем наземные в одном уровне. Такие переходы обозначают соответствующими знаками «Подземный пешеходный переход» и знаками «Надземный пешеходный переход».
Правила разрешают при отсутствии обозначенных пешеходных переходов переходить дорогу на перекрестках по линии тротуаров или обочин, если, конечно, в этих местах не установлены ограждения, препятствующие переходу. Ширина полосы проезжей части, которую можно использовать пешеходам для перехода дороги на перекрестке при отсутствии пешеходных переходов, определяется шириной соответствующих тротуаров или обочин. Таким образом, запрещается двигаться по диагонали перекрестка или по другой траектории, выходящей за пределы названной полосы.
При этом Правила дорожного движения подходят к решению этого вопроса с точки зрения собственной оценки пешеходом таких условий при принятии решения о возможности перехода дороги в конкретном месте.
Критерием для устройства пешеходного перехода является в большинстве случаев достаточно высокая и устойчивая интенсивность пешеходных потоков, то есть массовая потребность в пересечении дороги в конкретном месте.
Сложнее ситуация, когда интенсивность пешеходного потока не достигает величины, необходимой для организации пешеходного перехода. Правилами в этом случае разрешено неорганизованное движение пешеходов через проезжую часть, но при определенных условиях, указанных в данном пункте Правил. Главным условием является хорошая видимость для пешеходов: дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.
Правила требуют от пешехода именно «экспертной» оценки всех условий при принятии решения о переходе дороги. Дорога должна просматриваться на таком расстоянии, чтобы появление автомобиля не создавало опасности для пешехода. Безопасным можно считать расстояние 200-300 метров. Это ориентировочное значение, а на практике пешеходу рекомендуется, кроме указанного, учитывать скорость движения автомобиля и возможную скорость собственного движения (1,5-2,0 м/с).
Естественно, что при наличии на дороге разделительных полос, пешеходных или дорожных барьерных ограждений пересечение пешеходами проезжей части не допускается.
В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора *(38).
Регулируемые пешеходные переходы оборудуются пешеходными двухсекционными светофорами, на светофильтрах которых нанесены символы пешеходов. Пешеходные светофоры работают в координации с транспортными и обеспечивают регулирование очередности пропуска транспортных средств и пешеходов. На регулируемых пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые, в дополнение к светофорной сигнализации допускается применение звуковой сигнализации, работающей в согласованном режиме с фазой разрешающего сигнала пешеходного светофора. Применение мигания зеленого сигнала светофора в течение трех секунд непосредственно перед его выключением дает возможность пешеходу оценить безопасность перехода.
Для обеспечения безопасности пешеходов на пешеходных переходах иногда применяют вызывное пешеходное устройство, с помощью которого пешеходы могут «вызвать» по запросу разрешающий для них зеленый сигнал. После нажатия соответствующей кнопки на табло появляется надпись «Ждите», а через определенное время включается зеленый сигнал для пешеходов и, соответственно, красный для транспортных средств.
Регулируемыми считаются также пешеходный переход, на котором пешеходный светофор отсутствует, а пешеходы при пересечении проезжей части руководствуются сигналами транспортных светофоров, и переход, где порядок движения определяется сигналами регулировщика.
В соответствии с пунктом 4.5. Правил на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Согласно пункту 14.1 Правил дорожного движения на нерегулируемом пешеходном переходе водитель должен уступать дорогу пешеходам (см. комментарии к указанному пункту) со всеми вытекающими для водителя последствиями в случае невыполнения данного требования.
Однако и пешеходы обязаны принимать все возможные меры предосторожности и не создавать для водителей критических ситуаций, выходя на проезжую часть перед находящимся близко транспортным средством.
Считается, что ситуация становится критической, если водитель во избежание наезда на неожиданно вышедшего на проезжую часть пешехода прибегает к экстренному торможению. Перед выходом на проезжую часть пешеход должен убедиться в отсутствии приближающегося транспортного средства. В противном случае пешеход вправе выходить на проезжую часть только после того, как убедится, что водитель его видит и снижает скорость или что расстояние до транспортного средства и скорость последнего позволяют совершить переход, не переходя на бег, равно как и не заставляют водителя экстренно тормозить во избежание наезда.
В пункте 13.1 Правил дорожного движения есть исключение: пешеход, переходящий проезжую часть на перекрестке по линии тротуаров или обочин, имеет преимущество перед выезжающими с перекрестка транспортными средствами, завершающими правый или левый поворот.
Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика) *(39).
Данное положение в равной мере относится к движению пешеходов как по пешеходным переходам, так и вне их. При движении по нерегулируемому переходу это означает, что выбираемый пешеходом интервал в транспортном потоке для перехода через дорогу должен быть достаточным, по крайней мере, для безостановочного движения пешехода от тротуара до середины проезжей части.
Требование скорейшего и безостановочного движения через проезжую часть дороги носит общий характер и не зависит от степени оборудования перехода техническими средствами организации движения. Задержка или остановка пешехода допускаются лишь по причине, связанной с обеспечением безопасности движения. Такие ситуации часто возникают на широких дорогах (4 полосы движения и более) при интенсивных транспортных потоках. Но Правила четко оговаривают место возможной остановки: на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. При наличии островка безопасности пешеходы должны ожидать возможности дальнейшего движения только на нем. Для дальнейшего движения на нерегулируемом переходе пешеход опять должен ждать появления приемлемого интервала в транспортном потоке, а на регулируемом переходе — разрешающего сигнала светофора или регулировщика.
При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть *(40).
Данное требование по смыслу аналогично пункту 3.2 Правил дорожного движения, который касается только водителей транспортных средств. Если пешеходы находятся уже на проезжей части (например, переходят дорогу по разрешающему сигналу светофора), то они немедленно должны освободить ее, то есть в зависимости от того, какой тротуар (обочина, островок безопасности) ближе, вернуться либо продолжить путь, сделав это по возможности быстрее. При этом пешеходы должны выполнить основное требование данного пункта — уступить дорогу приближающимся транспортным средствам с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом.
Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4-4.7 Правил *(41).
Из всех происшествий с пешеходами примерно 4% вызвано наездами на них в зоне мест остановок маршрутных транспортных средств. В целях обеспечения безопасности пешеходов Правила конкретно определяют место ожидания маршрутных транспортных средств и такси: только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. Специальная посадочная площадка обычно приподнята над проезжей частью на 0,2-0,3 метра (для трамвая высота посадочной площадки должна быть не более 0,3 метра от головки рельса). Посадочная площадка выполняет две функции: обеспечивает безопасность находящихся на ней людей и повышает удобство и быстроту посадки и высадки пассажиров.
При движении от тротуара (обочины) к приподнятой посадочной площадке и обратно пешеход обязан выполнять требования пунктов 4.4-4.7 Правил дорожного движения и не создавать помех для движения транспортных средств. Но эти требования в зоне мест остановки действуют только при отсутствии маршрутного транспортного средства. В случае остановки маршрутного транспортного средства на обозначенном месте остановки вступает в силу требование пункта 14.6 Правил, обязывающее водителя уступить дорогу пешеходам, идущим к этому транспортному средству или от него. Однако и в этом случае пешеход в интересах собственной безопасности должен перед выходом на проезжую часть убедиться, что водитель приближающегося транспортного средства видит его, снижает скорость и готов его пропустить.
Во всех иных ситуациях ожидать маршрутное транспортное средство следует на тротуаре или обочине, а выходить на проезжую часть в отсутствии маршрутного транспортного средства или при его движении запрещается *(42).