Требования к личности учителя по ушинскому
Рефераты на гуманитарные темы
Проблема подготовки современного учителя — одна из важнейших социально-педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушинский особое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды по этому вопросу изложены им в целом ряде работ.
В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде статей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей» Понятие «народный учитель» в профессиональном смысле отсутствовало, поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного заведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных неродных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т.е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более педагогического образования.
В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К, Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней был представлен яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему. Прежде всего К, Д. Ушинский утвердил мысль о том, что учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе: «. влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» .
В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя. посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, — одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения» .
Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского, серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать учитель, является убеждение: «Учитель обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением» . Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.
Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания, и не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями» . Ушинский разработал вопрос о различных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по тем наукам, которые он будет преподавать. Для народного учителя, писал К. Д. Ушинский, необходимо всестороннее широкое образование.
Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук в учительской семинарии, Ушинский вместе с тем придавал большое значение специальной педагогической и методической подготовке учителя. Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые бы помогли ему ясно и четкое определить цель воспитания и ясно руководить процессом воспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны учителю также для развития умственных способностей детей и привлечения их активного внимания.
Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в педагогической работе. Эти навыки строятся на научных основах, но все же это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.
Кроме того, Ушинский считал, что будущему народному учителю следует сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.
Перед педагогическими факультетами К. Д. Ушинский ставил три задачи: 1) разработка наук, всесторонне изучающих человека «со специальным приложением к искусству воспитания» ; 2) -подготовка широко образованных педагогов; 3) распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений. Наряду с выполнением этих задач педагогические факультеты должны обеспечивать высококвалифицированными кадрами учительские институты и семинарии.
Разрабатывая проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский рассматривает роль женщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению, могут быть «не только отличными учительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами в классах высших, и притом — преподавательницами таких предметов, каковы, например, химия, физика, высшая геометрия и т.д.» .
Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам.
При всем разнообразии и многоплановости взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки. Значительную часть своих работ он посвятил именно народному учителю. Его понимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою творческую силу, зовут к новому научному поиску, они действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.
Требования к личности учителя по ушинскому
Сервис бесплатной оценки стоимости работы
- Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
- Расчет стоимости придет на почту и по СМС
Номер вашей заявки
Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.
Требования к личности учителя по ушинскому
Требования к личности педагога. Специфика взаимодействия педагога с участниками педагогического процесса
Общественная значимость педагогического труда определяет высокие требования к личности учителя. Еще с древнейших времен общество вручало свое будущее — детей — самым опытным, мудрым, высоконравственным людям.
Высокий моральный облик — необходимое качество личности учителя, так как учитель ежедневно дает уроки нравственности своим воспитанникам. Следовательно, циник, морально нечистоплотный человек не должен быть учителем. «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений», — подчеркивал К. Д. Ушинский.
Необходимый арсенал качеств личности учителя — ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость (нравственное качество педагога и оценка меры его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом). Учитель, прежде всего, сам оценивает свою деятельность и ее результаты, поэтому очень важно, чтобы эта оценка была беспристрастной, объективной. По словам Я. А. Коменского, «учителями должны быть люди. честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны прививать другим».
Из всех нравственных качеств существенней всего для учителя — любовь к детям. Это требование к личности учителя можно найти в трудах каждого выдающегося педагога, однако, лучше всего об этом сказал педагог В. А. Сухомлинский: «Что значит хороший учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком».
Одна любовь к детям еще не определяет успешности педагогической деятельности. Нужны определенные качества личности, которые обеспечивают успех в педагогическом труде — педагогические способности.
Таблица 8
Комплекс педагогических способностей (в трактовке Н. В. Кузьминой)
Гностические
способности Учитель должен уметь учиться сам, систематизировать изученное, быть способным к познанию индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), своих собственных индивидуальных особенностей.
Проектировочные способности Учитель должен уметь проектировать личность ученика, возможности его развития, свою деятельность.
Конструктивные способности Проявляются в умении делать сложное доступным, учитывать возрастные и индивидуальные способности учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Коммуникативные способности Связаны с умениями устанавливать и поддерживать контакты с детьми, другими учителями, родителями учащихся, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия.
Организаторские способности Учитель должен уметь организовывать детей, вести их за собой, включать в разнообразные виды деятельности, побуждать к самовоспитанию.
Учителю необходимы: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность (человечность, доброта, отзывчивость, уважение к людям).
Весьма желательны для педагога такие качества, как наличие чувства юмора; дополнительные возможности воздействия на школьников получает учитель, имеющий способности и умения в какой-либо области: технике, спорте, музыке, живописи и т. д.
Качество, которое объединяет все названные качества, активизирует их развитие — профессиональная педагогическая направленность. Это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность.
Отсутствие или слабое развитие какого-либо профессионально значимого качества может быть компенсировано сильным развитием другого, кроме того, недостаточные качества можно и должно развивать.
А. В. Мудрик в своей книге «Учитель: мастерство и вдохновение» (1986) советует выбирающим педагогическую профессию воздержаться от вступления на педагогическую стезю:
— если у Вас плохое здоровье и врачи считают, что оно не улучшится;
— если Вы, несмотря на долгую и упорную работу над собой, обладаете плохой дикцией;
— если, несмотря на все усилия, у Вас не получается устанавливать контакты с людьми;
— если люди, младшие и старшие, вызывают у Вас стойкую неприязнь или постоянно раздражают;
— если Ваши товарищи утверждают, что Вам не хватает доброты, что Вы часто несправедливы, что у Вас трудный характер.
Противопоказания педагогической деятельности:
— не может быть учителем аморальный человек, не имеющий твердых убеждений;
— неумение сдерживать раздражение, излишняя резкость в обращении с детьми;
— серьезные дефекты речи, хронические заболевания гортани, органов слуха и зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата.
Специфика взаимодействия педагога с учениками, их родителями, коллегами по работе
Педагогическое взаимодействие — это специально организованный процесс, направленный на решение воспитательных задач. Сущностью педагогического взаимодействия являются взаимные изменения взаимодействующих сторон в результате взаимных воздействий и влияний.
Основные характеристики взаимодействия: взаимопознание; взаимопонимание; взаимоотношение; взаимные действия; взаимовлияние. Все характеристики взаимосвязаны: чем лучше знают и понимают друг друга участники педагогического процесса (педагоги, учащиеся, родители), тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, и в результате усиливается их влияние друг на друга.
Типология взаимодействия в трактовке М. И. Рожкова и Л. В. Байбородовой применима к характеристике взаимодействия участников педагогического процесса на всех уровнях: учитель-ученик, педагог-педагог, педагог-родитель и т. д.):
Таблица 9
Тип взаимодействия Характеристика
Сотрудничество Это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, совместный контроль и оценка результатов работы, прогнозирование новых целей и задач. Это наиболее эффективный тип взаимодействия, который характеризуется гуманными, доброжелательными, доверительными и демократичными взаимоотношениями, совместными действиями. При сотрудничестве возможны противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон.
Диалог Диалог в отличие от сотрудничества не предполагает постановку общей цели совместной деятельности, однако обладает большим воспитательным потенциалом: диалог помогает участникам педагогического процесса лучше узнать друг друга, понять и мысленно встать на позицию другого человека, обменяться мнениями, прийти к согласию.
Условия эффективности диалога — открытость, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.
Соглашение В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон о их роли и функциях в той или иной деятельности для достижения результата совместной деятельности. Соглашение в отличие от сотрудничества характеризуется нейтральным отношением сторон друг к другу.
Опека Это забота одной стороны о другой (учителя об учениках), когда одни действуют по преимуществу как передатчики, а другие — как потребители готового опыта, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающе-потребительский характер, в результате у школьников может сформироваться односторонне-потребительская позиция.
Подавление Это пассивное подчинение одной стороны другой, что проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, что и как сделать. Взаимодействие-подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, формирует у одних — пассивность, приспособление, неуверенность, у других — деспотичность, агрессию по отношению к людям. Подавление вселяет в учеников страх, неприязнь к педагогу, поэтому учитель должен отказаться от взаимодействия, основанного на подавлении.
Индифферентность (безразличие) Характерны нейтральные формальные отношения. Главный путь перехода к более плодотворным типам взаимодействия — включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для совместных положительных переживаний. Этот тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений.
Конфронтация Это скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения, психологической несовместимости людей. Задача педагога — найти способы перехода к диалогу, соглашению.
Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, так как он может сопутствовать всем другим типам взаимодействия и носит, как правило, временный характер. Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов участников взаимодействия. Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Конфликт требует обязательного разрешения. Разрешение конфликта может идти в различных направлениях и переходить в конфронтацию (открытая борьба за свои интересы), подавление (одна сторона поступается своими интересами), соглашение (взаимные уступки), сотрудничество (поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон).
Все типы взаимодействия взаимосвязаны: большие воспитательные возможности имеют сотрудничество и диалог, однако в конкретной ситуации кто-то из школьников может нуждаться в опеке, проявлении внимания и заботе, с кем-то сложились деловые отношения на основе соглашения, а по отношению к кому-то оправданы в данный момент и жесткие требования, то есть необходимо учитывать конкретные условия при выборе оптимального типа взаимодействия.
Все системы взаимодействия (между педагогами и учащимися, между педагогами и родителями, между учителями) взаимосвязаны, влияют друг на друга. Определяющую роль выполняет взаимодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль отношения педагогов и школьников, педагогов и родителей зависит от характера отношений в педагогическом коллективе.
Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня коммуникативной культуры педагога, основу которой составляют общительность (устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты) и уровень нравственной воспитанности педагога (проявление такта, внимание к мнению и предложению другой стороны, уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие).
Ушинский о народном учителе и его подготовке
Любые студенческие работы — ДОРОГО!
100 р бонус за первый заказ
Проблема подготовки современного учителя — одна из важнейших социально-педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушинский особое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды по этому вопросу изложены им в целом ряде работ.
В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде статей показывает, что “самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей”
Понятие “народный учитель” в профессиональном смысле отсутствовало, поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного заведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных неродных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более педагогического образования.
В статье “О пользе педагогической литературы” (1857) К, Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней был представлен яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему. Прежде всего К, Д. Ушинский утвердил мысль о том, что учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе: “. влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений”.
В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя: “Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя. посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения”.
Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского, серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать учитель, является убеждение;_У_читель обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. “Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением”. Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.
Кроме того, Ушинский считал, что будущему народному учителю следует сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.
Перед педагогическими факультетами К. Д. Ушинский ставил три задачи: 1) разработка наук, всесторонне изучающих человека “со специальным приложением к искусству воспитания”; 2) -подготовка широко образованных педагогов; 3) распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений. Наряду с выполнением этих задач педагогические факультеты должны обеспечивать высококвалифицированными кадрами учительские институты и семинарии.
Разрабатывая проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский рассматривает роль женщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению, могут быть “не только отличными учительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами в классах высших, и притом — преподавательницами таких предметов, каковы, например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.”.
Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам.
При всем разнообразии и многоплановости взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки. Значительную часть своих работ он посвятил именно народному учителю. Его понимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою творческую силу, зовут к новому научному поиску, они действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.
Требования к личности учителя по ушинскому
Как утверждает народная пословица: «Учитель создает общество и нацию». В данном мудром высказывании сохраняется справедливость и отображается социальный и гуманитарный смысл труда педагога. В реальности учитель находится у истоков в развитии производственных сил любого государства, его социального прогресса и творческого потенциала. Без педагога не может быть политика, ученого, героя или поэта. Большинство людей на планете разделяются на учителей и учеников. При этом необходимо отметить, что каждый может быть и учеником, и учителем. В наше время профессия педагога – одна из наиболее массовых. Давно замечено, что массовые профессии не могут быть престижными. Работа учителя кажется с одной стороны обычной, иногда даже банальной. Однако в реальности эта профессия уникальна. В качестве доказательства выступает память, сохраняющая на всю жизнь образы любимых учителей. Высокое обозначение профессии учителя предъявляет к его личности такие же высокие требования. Об этом говорилось и педагогами прошлого, и современниками. Последнее время появились активные поиски путей реорганизации педагогического образования в 21 веке. Возникли новые теории, которые имеют прямое отношение к обновлению профессиональной подготовки педагога. Так, например, необходимо обратить внимание на теорию становления и развития профессионализма учителя, целостности педагогического процесса, инновационности деятельности, субъектности и саморазвития личности учителя. Помимо всего прочего, анализируя мировые тенденции в среде образования, а именно профессионально-педагогические, выдвигаются свидетельства в необходимости предъявления самых высоких требований к личностным качествам учителя. Новый этап педагогической мысли в стране обуславливает необходимость обращения к истокам отечественной педагогики, для того чтобы осмыслить ее идеалы, духовные и культурные ценности, для уточнения и углубления вклада в ее развитие прогрессивных ученых второй половины 19 века, а именно, основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского. Необходимо отметить тот факт, что длительное время игнорировались гуманные общечеловеческие ценности и основы воспитания личности, выработанные К.Д.Ушинским. учитывая все вышесказанное, становится актуальным новое видение и прочтение трудов Ушинского с точки зрения гуманистических ценностей, духовного, нравственного воспитания и его видения личности учителя. Все это указывает на актуальность и важность выбранной темы. Объект исследования – система взглядов К.Д. Ушинского на учителя и его становление как личности. Предметом работы является учитель и его значимость в нынешней системе образования. Целью данного исследования является рассмотрение теории К.Д. Ушинского о личности учителя, осмысление идеалов, духовных и культурных ценностей и их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах. Для того чтобы достичь поставленной цели исследования, следует решить такие задачи: 1. Проанализировать литературу по выбранной тематике; 2. Рассмотреть К.Д. Ушинского в качестве личности и учителя; 3. Раскрыть основную теорию педагога и его видение личности учителя и его подготовки; 4. Изучить основные проблемы образования в наше время в разрезе теории Ушинского о личности учителя. Особенности формирования современных процессов и социокультурной реформации приводят образование в центр понимания реальности и перспективы общества в виде главного фактора, которое обеспечивает нужное обновление уклада жизни и формирование демократического общества. В связи с этим учителю отводится главная роль в новой цивилизации. Осуществление этой роли реально только в результате формирования новой парадигмы деятельности учителя. Необходимо пересматривать образовательные ценности и системы, которые отвечают насущным потребностям человечества, формировать новую личность учителя. В особенно сложные периоды исторического формирования прогрессивные силы общества учитывали всю значимость профессии учителя, считают жизненно важным решить все вопросы его подготовки, что и является гипотезой данного исследования. Основные методы работы – теоретический анализ педагогической литературы по исследуемой проблеме, систематизация, обобщение и классификация фактов. Структура работы составляет: 30 страниц. Исследование состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы и выводы к ним, заключения и библиографии.
Изучив в современных моделях социальный заказ на роль педагога-профессионала своего дела и ставя перед собой главную задачу отследить генезис развития профессионализма педагога в разных временных периодах, определить важные требования к личности педагога как профессионала, можно сделать вывод, что К.Д. Ушинский в своих литературных трудах наиболее четко дал определение роли учителя в образовательном учреждении. Он высказал свое видение народного учителя, его личности для наиболее плодотворного сотрудничества с учениками. Ученый особенно подчеркивал важные черты личности педагога, необходимые для работы в воспитательной и образовательной сферах. Следовательно, в нашем исследовании была достигнута основная цель, а именно – рассмотрена теория К.Д. Ушинского о личности учителя, осмыслены идеалы, духовные и культурные ценности и их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах. В процессе работы были выполнены следующие задачи: 1. Рассмотрены и проанализированы труды классика педагогики К.Д. Ушинского, разрабатывающего концепцию профессионально-педагогической подготовки педагога; 2. Изучена деятельность Ушинского как личности и в качестве педагога; 3. Проанализированы его идеи народного воспитания, которые послужили базой для организации и создания оригинальной русской педагогики; 4. Раскрыта теория педагога и его взгляды на личность учителя-воспитателя, а также на его подготовку; 5. Проблемы и вопросы образования, появившиеся сегодня в стране, могут объясняться теорией развития образования по размышлениям К.Д. Ушинского; 6. Литературное наследство ученого невозможно полностью оценить, т.к. он представляет теории обучения, образования и развития, которые актуальны и сейчас; 7. Он внес огромный вклад в развитие мировой педагогики как науки. Большинство педагогических высказываний К.Д. Ушинского были отзывами на особенно острые вопросы его современности, критикой плохого состояния образовательно-воспитательной работы в школах и семьях. Он предложил свои взгляды на улучшение педагогической деятельности. Творчество Ушинского полностью соответствовало образовавшимся потребностям в преобразовании системы образования России, подчинялось решению главных социально-педагогических задач эпохи. Многие его идеи остаются актуальными и сейчас.
1. Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. — М., Педагогика. 1974 г., — 144с. 2. Салтанов Е.Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского //Педагогика. № 4.– 2004 г. – С. 12 – 22. 3. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании //Собрание сочинений: В 11 т. — М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. — Т. 2. – 450 с. 4. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы //Собрание сочинений: В 11 т. — М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. — Т. 2. – 358 с. 5. Ушинский К.Д. Три элемента школы // Избр. пед. соч. – Т.1 – М.: Учпедгиз, 1953. – 638 с. 6. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания // Избр. пед. соч. – Т.1 – М.: Учпедгиз, 1953. – 638 с. 7. Щукин А.Н. Ушинский К.Д. // Самые знаменитые люди России. – М.: Вече т.2: Н-я, 1999. – 530 с.
11.6. Ушинский о учителя и его подготовке
Лицо учителя, по мнению Ушинского, значит все в деле воспитания, поэтому он должен быть всесторонне подготовленным к учительской работы.
Выдающийся педагог указывал, что народным учителем может быть только человек, который близок к народу, тесно связана с ним, знает народную речь, живет народными интересами. Учитель должен быть высокообразованным человеком с энциклопедическими знаниями, любить свою профессию, быть всегда заинтересованным в совершенствовании своего мастерства, владеть педагогическим тактом. Ему важно знать свое дело, четко представлять цель педагогической деятельности, иметь высокую практическую подготовку, владеть методикой обучения и воспитания, уметь излагать свои знания определенно и точно быть не только хорошим преподавателем, но и не менее умелым воспитателем.
Ушинский отмечал, что учитель должен быть психологом, знать психологию ребенка, изучать и хорошо знать своего питомца, ежеминутно находиться в сфере психологических явлений. Необходимым условием успеха учителя является его знакомство с научными основами педагогики и построение своей деятельности на передовых достижениях педагогической теории.
Если народный учитель хочет иметь моральное воздействие на детей и их родителей, его жизнь не должно противоречить школьным установкам. Он должен иметь привычку к простого, скромного, деятельного и честной жизни; знать жизнь и быт тех детей, которых будет учить.
Ушинский был недоволен системой подготовки народных учителей в России. В статье «Проект учительской семинарии» он разработал систему подготовки будущих учителей для сельских народных школ. Он также высказывал предложения по созданию в университетах педагогических факультетов, где бы готовили преподавателей педагогики и учителей для средних школ.
Для повышения квалификации народных учителей Ушинский предлагал организовывать при семинариях высшие педагогические курсы, ежегодные лекции по педагогике и психологии, он положительно относился к проведению учительских съездов, собраний, совещаний.
Ушинский разработал проект учительской семинарии, куда советовал принимать только тех, в ком можно предусмотреть хороших учителей. Предварительный отбор семинаристов происходит через обучение в течение нескольких лет в подготовительной учительской школе с последующей сдачей экзамена. Воспитанники, уже приняты за экзаменом, должны оставаться в семинарии три месяца и ждать окончательного зачисления, которое осуществляет ученый совет семинарии по каждому воспитаннику отдельно.
В семинарии наряду с изучением необходимых учебных предметов происходит основательная практическая подготовка будущих учителей. Ушинский считал, что народный учитель должен в совершенстве владеть письмом, уметь рисовать, чертить, выразительно читать и обязательно петь. Кроме общих и специальных предметов семинаристы должны прослушать курс естественных наук, подходит для объяснения предметов, окружающих крестьянского мальчика, короткие курсы сельского хозяйства и практической общедоступной медицины. Народный учитель должен уметь советом и делом подать нужную агроном. и медицинскую помощь крестьянам.
Главную деятельность учительской семинарии Ушинский усматривал в практических занятиях. С целью практической подготовки будущих учителей он впервые вводит педагогическую практику для семинаристов.
Ушинский считал целесообразным ввести институт классных ординаріїв, то есть таких старших учителей класса, которые, преподавая в своем классе как можно больше уроков, вместе с тем следили бы за преподаванием всех других предметов в классе, а также за успехами учащихся этого класса. По сути Ушинский предложил идею введения должности классного руководителя.
Важны мнения Ушинского о необходимости предоставления педагогического образования женщинам. Работая в Смольном институте, он открыл для воспитанниц педагогический класс. Указывал, что «тщательностью, точностью в исполнении своих обязанностей, терпением и умением обращаться с детьми женщины могут превосходить мужчин.»