Требования к организации компьютерного обучения дошкольников

Оглавление:

Рекомендации по использованию компьютерных игр.

  1. Лучше не применять компьютер там, где можно обойтись без него.
  2. Компьютерные игры не должны подменять собой обычные игры детей, а должны ходить в их структуру и взаимодополнять их.
  3. Большое значение имеет правильный подбор игр, соответствующий возрастным возможностям детей.
  4. Особое место в проведении подобного рода занятий занимает предварительная работа с детьми (обогащение знаний по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами).
  5. Большое значение для быстрого освоения игры имеет правильная постановка задачи.
  6. Замечено, что дети лучше справляются с заданиями, если работают парами.
  7. Игры на компьютере доступны детям уже с 5 лет.
  8. Не забывайте радоваться успехам ребенка.
  9. Необходима подготовка вариантов разноуровневых заданий. Так если ребенку задание покажется слишком легким, он быстро потеряет к нему интерес, слишком трудные занятия вызовут тот же эффект.
  10. По ходу занятий необходимо проводить физминутки. Также будет полезно использование специальных упражнений на занятиях физкультурой, которые помогут в развитии мелкой моторики детей. Что в свою очередь будет способствовать боле успешному овладению компьютером.
  11. Все занятия должны проходить под строгим присмотром воспитателя.
  12. Для привлечения дополнительного интереса к компьютерным играм можно проводить дополнительные мероприятия с детьми. Например, если вы собираетесь дать детям компьютерную игру о космосе, то можно предложить детям перед этим поиграть в игру по аналогичной теме на прогулке.

Что же касается родителей, то существует ряд рекомендаций для того, чтобы компьютерные игры не навредили ребенку, а развивали его. Например, В. Моторин рекомендует:
Для эффективного и правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника, педагогам и родителям следует применять на практике ряд рекомендаций.
Прежде всею необходимо выбирать, жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим — активные, динамические. Надо знать своего ребенка или воспитанника и рекомендовать, ему такие игры, которые не будут его перегружать. Присмотритесь к ребенку. Если он перевозбужден, значит, надо уменьшить уровень сложности игры или вообще сменить ее тип. Если вы замечаете, что ребенок стал излишне нетерпелив в общении с окружающими, это может быть последствием компьютерных игр: дети привыкают к тому, что компьютер реагирует на их действия мгновенно, и замедленная реакция окружающих начинает их нервировать. В этом случае объясните ребенку, в чем суть, проблемы, и подберите игры поспокойнее, в которых ему придется больше думать и меньше действовать.
¨ Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Определить, содержит ли игра элементы исследования, можно по следующим признакам.
¨ Продолжительность игры выбирается в соответствии с возрастом ребенка и характером игры. У каждой игры свой ритм и своя продолжительность. Ритм и продолжительность должны быть сбалансированы. Если ритм игры напряжен, то игра не должна быть продолжительной,
¨ Не рекомендуется прерывать игру ребенка до завершения эпизода — человек должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
¨Некоторые игры очень хорошо подходят для совместной игры взрослого и ребенка, прежде всего адвентурные и ролевые. Дети воспринимают их как необычные мультфильмы. Их большая продолжительность по времени не сказывается отрицательным образом на развитии ребенка, в отличие от таких жанров, как 3D-Action или аркады. К тому же совместная игра создает доверительные отношения в плане решения проблем ребенка, связанных с компьютером.
¨У детей 5—8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому основной способ взаимодействия с вычислительной техникой в данном возрасте происходит посредством игровой деятельности. При неправильном подборе игровых программ, в частности основанных на жестокости, агрессивности или чистой развлекательности, возможно, такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться: в нежелании общаться с друзьями, заниматься учебой, спортом, общественной жизнью, в «уходе» в виртуальный мир компьютера.
Итак, чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствии, необходимо проконтролировать выбор жанра игры, содержание, систему управления, настройку интерфейса и уровня сложности. Мнения ПО поводу допустимой продолжительности игровых сеансов очень сильно различаются, но главный принцип должен выполняться неукоснительно — нельзя играть, в игры в ущерб другим занятиям.
При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развиваются внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним. Педагогам следует помнить, что в дошкольном возрасте главная задача — воспитание психологической готовности к применению компьютера и создание чувства комфортности в процессе работы на нем, т. е. при всей полезности не стоит насаждать вычислительную технику насильно. Во всем важно чувство меры.

Дорогие друзья, если Вам понравилась статья, поддержите Нас, поделитесь с Друзьями!

Компьютерные игры в дошкольном учреждении

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.
Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большин­стве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране — это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция соз­нания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира — это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно об­ращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как пере­дает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговремен­ным.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от са­мых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику де­тей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движе­ний пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализато­ров, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах. Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирова­ния таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные па­мять и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую го­товность ребенка к обучению в школе.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролиро­вать выполнение действий, оценивать результаты. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно по­мочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые ка­чества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усид­чивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Компьютерные игры в отечественной дошкольной педагогике — одна из самых новых и актуальных проблем. Группой программистов, психологов, педагогов и других специалистов Ассоциации «Компьютер и детство» был разработан программно-методический комплекс «КИД/Малыш».

В настоящее время на современном рынке программные средства для дошкольного образования представлены в широком многообразии. Из их чис­ла необходимо выбрать компьютерные программы для дошкольников, кото­рые должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности.
Из числа данного вида программ можно отметить разработки комплекса «КИД/Малыш». Но ввиду удаленности от областных сервисных центров и недоступности данного комплекса, чаще всего приходится применять более дос­тупные программные средства, отвечающие требованиям к компьютерным играм, применяемым в дошкольном образовании.

Существует множество современных программ, специально предназна­ченных для обучения отдельным предметам: математике, развитию речи, род­ному и иностранному языку и т.д. Есть также развлекательные программы, не содержащие педагогических знаний, но которые также могут эффективно применяться в образовательных целях благодаря разнообразным методиче­ским приемам.
Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстети­ческого, нравственного и физического развития ребенка. Широкое внедрение компьютера повысит общий уровень воспитательно-образовательной работы в детских учреждениях. Компьютер является сложным объектом познания, что предъявляет более высокие требования к организации деятельности ребенка. Становясь средством познания, компьютер способствует психологическому развитию ребенка, закреплению уже сформированных знаний и навыков, по­знанию нового, реализации потенциальных творческих возможностей, разви­тию фантазии, самостоятельности. Особое значение для развития дошкольни­ка имеет его ведущая деятельность — игра, поэтому компьютеры в детском са­ду используются, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, инте­ресная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он реша­ет самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса дошкольного учреждения. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический про­цесс новыми возможностями.

«Диалог» с персональным компьютером никогда не должен становить­ся диалогом с машиной как «персоной», поэтому процесс освоения ребенком компьютера как средства осуществления человеческой деятельности оборачи­вается не прямой связью «ребенок — компьютер», а опосредованной — «ком­пьютер — ребенок — цель».

Занятия по ознакомлению с природой направлены на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей взаимосвязи растений и животных с внешней средой. В системе формирования отношений детей к природе большое место занимает развитие познавательного интереса к приро­де, а также эстетических чувств, связанных с ее красотой.
В ходе занятий по ознакомлению с природой детям может быть пред­ложена игра «Приключения животных». «Приключения животных» — обу­чающая программа в виде забавной и веселой игры позволит детям лучше по­знакомиться с миром живой природы. Эта игра представит на экране монито­ра, животных с разных уголков земного шара, которых дети не видели даже в зоопарке. Слоны, мартышки, змеи, жирафы, бобры, осьминоги, летучие мыши — и множество других самых разных и экзотических зверей. Дети узнают мно­го нового не только о том, как выглядят эти животные, но и как они живут, узнают про их жизнь в дикой природе, их повадки и привычки. Они смогут сами помочь бобру выстроить платину на реке, и обустроить его «хатку»; со­вершат «ночное путешествие» с летучей мышью в поиске питания; узнают «подземный мир» муравьев.

Читайте так же:  Образец заявления на расторжение трудового договора

Занятия по обучению грамоте нацелены закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и произ­водить звуковой анализ слов — это становится основой для ознакомления де­тей с буквами и обучения чтению. Осуществлять звуковой анализ слова, ис­пользуя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интона­ционное выделение звуков в слове. Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3 — 4 слов, делить предложение на слова, называя их по порядку. Всему этому может помочь игра «Веселая Аз­бука». «Веселая Азбука» — это первое знакомство со звуками и буквами, она объяснит и поможет закрепить, что такое слоги, и как из них составлять слова. Игра содержит упражнения, с помощью которых дети без труда смогут нау­читься читать.
Например, одно из заданий в игре «Веселая Азбука»: компьютерные картинки знакомят детей с буквами русского алфавита, при этом каждой бук­ве соответствует определенная картинка. На экране появляются четыре кар­тинки и буква, на которую начинается предмет, изображенный на одной из картинок. В ходе игры ребенок должен найти правильную картинку.

Занятия по развитию элементарных математических представлений направлены, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творче­ской задачи. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и прак­тическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и само­оценке. Применение компьютерных игр особенно важно на данных занятиях. Они помогают в простой, наглядной форме, на основе конкретной модели осознать и усвоить тот материал, который был дан детям на занятиях.
Первое знакомство с миром математики станет приятным и интересным с помощью игры «Планета чисел». Эта игра научит детей 3-7 лет распозна­вать цвета и фигуры, сопоставлять размеры, высоту, расстояние, выполнять простые логические задачи, поможет формированию навыков счета в преде­лах десяти, знакомству с порядковыми числительными, знакомству с поня­тиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание».
Игры: «Сравни и заполни», «Игра с одним обручем», «Заполни пустые клетки» познакомят детей с классификацией фигур по 2 и 3 свойствам (цвету, форме, величине), помогут закрепить отношения «больше», «меньше», «рав­но», находить отличительные признаки.

Программа обучения детей в компьютерно-игровом комплексе ДОУ.

Целью данной программы является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных техно­логий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы:

I. Ознакомительно-адаптационный цикл.
Задачи:

  1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:
    • познакомить с историей, назначением и устройством ЭВМ.
  2. Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере.
  3. Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребен­ком и компьютером.
  4. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
    • познакомить с клавиатурой и манипулятором «Мышь».

II. Образовательно-воспитательный цикл.
Задачи:

  1. Формировать навыки учебной деятельности:
    • учить осознавать цели;
    • выбирать системы действий для достижения цели;
    • учить оценивать результаты деятельности.
  2. Формировать элементарные математические представления:
    • совершенствовать навыки счета;
    • изучать и закреплять цифры;
    • проводить работу с геометрическими фигурами;
    • решать простейшие арифметические задачи;
    • развивать умение ориентироваться на плоскости;
    • закреплять представления о величине предметов.
  3. Развивать речь:
    • расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;
    • формировать звуковую культуру речи и грамматический строй речи.
  4. Развивать сенсорные возможности ребенка.
  5. Формировать эстетический вкус.
  6. Развивать знаковую функцию сознания.
  7. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка:
    • воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
    • приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

III. Творческий цикл.
Задачи:

  1. Развивать конструктивные способности.
  2. Тренировать память, внимание.
  3. Развивать воображение.
  4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мыш­ление; использовать элементы развития эвристического мышления.
  5. Развивать потребности к познанию.

Структура занятий.

Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.
I этап — подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к ком­пьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимна­стика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, мотор­ного аппарата к работе.

II этап — основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

III этап — заключительный.
Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, то­чечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку). Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность каждого этапа занятия:
1 этап — 10-15 минут,
2 этап — 10-15 минут,
3 этап — 4-5 минут.
После каждого занятия проветривание помещения.

Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечи­вающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия. Работа на компьютере сопряжена с вынужденной сидячей позой. Это весьма неблагоприятно влияет на организм ребенка и способствует его быст­рому утомлению. Утомление развивается потому, что костно-мышечная сис­тема детей 5-6 лет еще далека от функционального совершенства и плохо переносит физические нагрузки. Вот почему важно, чтобы ребенок сидел за компьютером правильно, в удобной для него позе. Правильная рациональная поза важна еще и в связи с профилактикой зрительного утомления ребенка, так как при работе на ПК приходится рассматривать предметы на близком расстоянии и на фоне светящегося экрана монитора. К особенностям зритель­ной работы детей за компьютером относится также и то, что им приходится довольно часто переводить взгляд с экрана на клавиатуру ПК и обратно. Сле­довательно, аккомодационный аппарат глаза ребенка находится в состоянии постоянного напряжения. Для снятия напряжения аккомодационного аппарата глаза разработан комплекс упражнений гимнастики для глаз, доступные де­тям. Однако, для повышения интереса к упражнениям и качественного вы­полнения, их желательно проводить в игровой форме.
Практика показала: большое значение для быстрого освоения игры име­ет правильная постановка игровой задачи. С этой целью разработаны кон­спекты занятий — игр, занятий — сказок, позволяющих повысить интерес де­тей.

Занятие «Собери картинку»

1 ЭТАП. Игра «Собери картинку»
— Дети к нам пришли гномики в гости и принесли картинку, но пока они к нам шли они поссорились, и в результате картинка оказалась разорванной. Давайте помирим гномиков и поможем им собрать картинку. (Дидактическая игра «Собери картинку»).

Физ. минутка. Игра «Гномик» Спрятался ловко в моем кулачке
Маленький гномик в большом колпачке.
Если мы тихо (громко, весело, ласково) его позовем,
Маленький гномик покинет свой дом (дети зовут так, как сказано).
За маленьким гномиком, да­вай-ка,
Все движения повторяй-ка,
Раз и два и три ну-ка, повтори! (дети по­вторяют движения).

— А гномики нам прислали картинку не просто так. Они хотят познакомить нас с интересным прибором, с помощью которого можно легко собирать такие же картинки на компьютере. Знакомство с «мышью».
1. Осматривание «мыши». Почему она так называется.
2. Положение руки при работе с «мышью» и способ управления.

2 ЭТАП.
Педагог объясняет детям, как собирать картинки из частей с помощью «мыши».
Самостоятельная деятельность детей, помощь воспитателя каждому ре­бенку в работе с «мышью».

3 ЭТАП.
Итог занятия: повторение названия манипулятора «мышь», его на­значение, способ управления.

Гимнастика для глаз:
Открываем глазки — раз,
А зажмуриваем — два,
Раз, два, три, четыре,
раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули

Требования к организации компьютерного обучения дошкольников.

С.Л. Новоселова приводит следующие требования к организации компьютерного обучения:

1. Дошкольное учреждение, приобретающее компьютерно – игровой комплекс (КИК), должно иметь в штате воспитателя-методиста для работы с детьми в компьютерном комплексе.

2. Для оборудования компьютерно-игрового комплекса должны быть выделены специальные помещения, включающие компьютерный и игровой залы, непосредственно примыкающие друг к другу, а также зал для психологической разгрузки. Нельзя устанавливать компьютеры в игровых комнатах, в тесных помещениях.

3. Требования к компьютерному залу.
3.1. Площадь зала должна быть достаточной для размещения 6—8 компьютеров типа БК 00-10 и БК 00-11 с цветными мониторами и ДВК со вспомогательным столом для воспитателя из расчета 5—6 м2 на каждую ЭВМ.
3.2. Стены и потолок должны быть окрашены в пастельные тона и иметь матовую фактуру без блеска и бликования. Нежелательна декоративная роспись, контрастирующая с пастельными тонами стен и потолка.
3.3. Покрытие пола должно обладать антистатическими свойствами. Это могут быть деревянные полы, покрытые специальным линолеумом.
3.4. Освещение рекомендуется оборудовать слева по отношению к ребенку, сидящему за компьютером. Нельзя допускать, чтобы дети наблюдали за изображением в условиях бликования или слабой освещенности экрана.
Освещение зала — в пределах 400 люкс, рабочего места ребенка — 250 люкс.
3.5. В компьютерном зале необходима хорошая вентиляция воздуха.
3.6. Суммарное время, проводимое за компьютером, не должно превышать 15 минут в неделю на одного ребенка.

4. Требования к игровому залу .
4.1. Игровой зал должен иметь площадь не менее 40 м
4.2. Стены и потолок должны быть окрашены в цвета, гармонирующие с общей цветовой гаммой компьютерного зала.
4.3. Игровой зал оснащается средообразующими модульными предметами, игровым оборудованием для сюжетно-ролевых, сюжетно-дидактических, дидактических игр, конструирования, изобразительной деятельности и пр.
4.4. В зале не должно быть излишней декоративности, обилия растений, игровых тематических зон.

5. В непосредственной близости от компьютерного игрового зала необходимо иметь площадку для активных движений. Это может быть обычный физкультурный зал, помещение для музыкальных занятий, комната, оборудованная по типу мини-стадиона, и т. п. Важно, чтобы были созданы все условия для укрепления здоровья детей, развития движений.

6. Зал психологической разгрузки (релаксации) .
6.1. Зал должен быть оборудован для проведения с детьми процедур, связанных с профилактикой близорукости, снятия зрительного и нервного напряжения, которые могут возникать после занятий в компьютерном зале.
6.2. По возможности зал следует оборудовать по типу зимнего сада: разместить различные растения, яркие цветы, аквариумы, птиц в клетке и т. и.
6.3. Зал релаксации может иметь репродуктор для трансляции успокаивающих мелодий.
Из всего этого можно сделать вывод о, том, что в использовании компьютера необходимо придерживаться рекомендаций специалистов, в противном случае можно нанести непоправимый вред здоровью детей.

Дорогие друзья, если Вам понравилась статья, поддержите Нас, поделитесь с Друзьями!

Читайте так же:  Регистрация по месту жительства матери

Модель предельно-ориентированной компьютерной среды развивающего обучения детей дошкольного возраста тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02, кандидат педагогических наук Тараненко, Ольга Юрьевна

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Тараненко, Ольга Юрьевна

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

1.1 Отечественный и зарубежный опыт использования компьютерной техники в целях развития и образования детей дошкольного возраста.

1.2 Возможности использования компьютеров в развитии детей дошкольного возраста.

1.3 Состояние проблем компьютерного обучения детей дошкольного возраста.

1.4 Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста .

Выводы по первой главе.

ГЛАВА П. РАЗРАБОТКА НАУЧНаПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ .

2.1 Информатизация дошкольного уровня образования.

2.2 Информационно-обучающая среда на базе учебного компьютерного видео-центра для детей дошкольного возраста.

2.3 Модульная предметно-ориентированная среда.

2.3.1 Обучающая компьютерная среда.

2.3.1.1 Компьютерный игровой комплекс.

2.3.1.1.1 Методические рекомендации для преподавателя компьютерного класса.

2.3.1.2 Спортивно-компьютерный игровой комплекс.

2.3.1.2.1 Методика проведения занятий по программам СКИК.

2.3.2 Развивающие игры .

2.3.3 Конструктивная деятельность.

2.4 Интегрированный курс « Познание мира ».

2.5 Модель организационной структуры интегрированного курса « Познание мира ».

2.6 Межпредметные связи в обучении в модульной предметно-ориентированной среде.

2.7 Преемственность в образовательном процессе

2.8 Служба сопровождения образовательной системы УКВЦ дошкольной ступени в системе НКО.

Выводы по второй главе.

ГЛАВА Ш. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ВИДЕОЦЕНТРА НА МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЫ.

3.1 Обоснование методики организации педагогического эксперимента.

3.2 Подготовительный эксперимент.

3.3 Формирующий эксперимент.

3.4 Обобщающий эксперимент.

3.5 Экспертная оценка экспериментальной работы по внедрению модульной предметно-ориентированной среды в обучение и развитие детей дошкольников в структуре НКО на базе УКВЦ.

Выводы к третьей главе.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Модель предельно-ориентированной компьютерной среды развивающего обучения детей дошкольного возраста»

Информатизация общества характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможности доступа к информации, процессами ускоренной автоматизации и роботизации всех отраслей производства и управления, радикальными изменениями социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности.

В настоящее время существенно ускорился процесс информатизации общества, что приводит к серьезным изменениям во всех областях жизни человека. Производство и потребление знания приобретают все большую значимость. Для успешного развития современногЬ общества необходим высокий уровень образования, предполагающий формирование нового типа мышления . Он характеризуется открытостью и гибкостью по отношению к новому, рефлексивностью и критичностью , умением видеть объект всесторонне во взаимосвязи с окружающим миром, способностью находить варианты решения задач.

Проблема развития информационных компьютерных технологий и внедрение их в различные звенья системы образования сегодня является одной из наиболее значимых. Компьютер многофункционален, его устройство таково, что он может быть полезен человеку любой профессии . Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Уже к середине 80-х гг. был накоплен достаточный опыт, который показал, что в образовании компьютер может быть применен не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений — от детского сада до средней школы и вуза .

Одной из актуальнейших проблем современного образования является коррекция структуры, содержания и методов обучения в соответствии с научно-техническими и социальными перспективами развития общества.

Данное диссертационное исследование является продолжением работы к.п.н. Степанова С.А. «Модель интегрированного учебно-воспитательного комплекса непрерывного компьютерного образования в межшкольном учебном компьютерном видео — центре» в направлении поиска и реализации потенциальных возможностей оптимизации дошкольного процесса обучения и воспитания как первой ступени учебного процесса системы непрерывного компьютерного образования ( НКО ).

Формирование и осуществление оптимальной стратегии учебно-воспитательного процесса образования дошкольников предполагает достижение максимально возможных результатов при минимальных физических и временных затрат со стороны обучаемого .

Оптимизация процесса обучения одновременно направлена на создание максимально благоприятных условий на основе применения новых информационных технологий ( НИТ ) для активизации познавательной деятельности детей, развития их интеллектуальных способностей и коммуникативности , необходимых для успешного процесса познания.

В дошкольном возрасте происходит становление личности ребенка , закладываются основы знаний. Все возрастающий объем информации, которую дети должны усвоить не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения и воспитания.

Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что ряд компьютерных умений можно сформировать у ребенка примерно с 4-5 лет. Однако установлено, что теоретические основы информатики каждому ребенку дошкольнику еще не нужны. Компьютер должен входить в жизнь детей через игру и другие увлекательные, свойственные этому возрасту занятия .

Актуальность избранной темы определяется следующими аспектами: во-первых, в большинстве дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) обучение на компьютере не имеет определенной формы организации игровой деятельности ребенка. В ряде случаев отмечена стихийная организация свободной игры дошкольника с компьютером, которая малоэффективна, или сведение использования компьютеров к целям обучения в ущерб решению задач развития и воспитания детей дошкольного возраста; во-вторых, тем, что выявлено наличие существенного разброса в понимании преподавателями целей и задач «курса информатики» на данном возрастном уровне, «узость» методической базы преподавания; в-третьих, отсутствует учет специфики работы ДОУ , конкретных возрастных групп, игнорируются психолого-педагогические аспекты организации компьютерного обучения и развития, программы компьютерных игр-занятий не переплетаются с привычными занятиями по определенным методикам; в-четвертых, игровой компьютерный зал рассматривается только как место подготовки детей к игре с компьютером, без разнообразия поведения, привлечения ребенка к иным видам творчества, будящим фантазию ребенка и дающим возможность реализовать также и двигательную активность; в-пятых, содержание и организация компьютерного обучения дошкольников не рассматривается с позиции НКО.

Перечисленные аспекты делают актуальным на современном этапе внедрения НИТ в учебно-воспитательный процесс дошкольной ступени создание модели, реализующей комплексное развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста на межпредметной основе и в структуре НКО.

Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло, сделать компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей.

Это и определило проблему исследования, состоящую в поиске эффективных путей развития детей с помощью компьютерных средств.

Объектом исследования является процесс обучения и развития детей дошкольного возраста в информационной среде.

Предметом исследования является процесс развития и обучения детей дошкольного возраста в предметно-ориентированной среде в составе учебно-воспитательного комплекса.

Цель исследования состоит в разработке модели предметно-ориентированной компьютерной среды обучающего и развивающего назначения, основанной на применении новых информационных технологий для детей дошкольного возраста и интегрированного курса «Познание мира».

Гипотеза: если построить предметно-ориентированную среду обучающего и развивающего назначения, и разработать соответствующий программно-методический комплекс, то это:

• позволит подготовить детей к комфортной (как в психологическом, так и в практическом отношении) жизни в условиях информатизации общества, воспитать у ребенка психологическую готовность к применению компьютера в своей деятельности;

• будет содействовать более прочному и качественному усвоению знаний и интеллектуальному развитию ребенка;

• поможет сформировать у ребенка восприятие себя и мира не на уровне отдельных предметов, а в их единстве, вырабатывать устойчивый интерес к познанию окружающего мира;

• поможет выявить природные склонности детей к определенным видам деятельности и использовать компьютер для их развития;

• обеспечит более динамичный контроль и коррекцию внешних воздействий на ребенка (посредством службы сопровождения образовательного процесса).

В соответствии с целью, проблемой и принятой гипотезой при исследовании оказалось необходимым решить следующие задачи:

1. Изучить состояние информационного обеспечения в ДОУ города и найти пути его улучшения.

2. Изучить состояние проблемы педагогического исследования в теории и на практике. С этой целью провести анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы. Проанализировать имеющийся опыт применения компьютера в дошкольных учреждениях, как в нашей стране, так и за рубежом. Выявить на этой основе пути усиления эффективности дошкольного образования, используя компьютеризацию обучения.

3. Провести анализ особенностей развития детей дошкольного возраста (как в психологическом, так и в педагогическом аспекте), выделить наиболее существенные его характеристики по материалам психолого-педагогической литературы.

4. Выявить и проанализировать факторы влияния компьютеров на различные стороны развитая детей дошкольного возраста.

5. Спроектировать модель предметно-ориентированной компьютерной среды в составе учебно-воспитательного комплекса.

6. Разработать на основе спроектированной модели предметно-ориентированной среды интегрированный курс в структуре НКО для разных возрастных групп ДОУ.

7. Исследовать эффективность предложенных программ и провести экспериментальную проверку методики организации занятий в предметно-ориентированной среде для детей дошкольного возраста в системе НКО.

8. Подготовить методические рекомендации по повышению эффективности процесса обучения для преподавателя интегрированного курса с учетом возрастных особенностей развития психических процессов у детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

Теоретические методы: анализ научной литературы по методике, педагогике , психологии; изучение материалов конференций; анализ статей журналов « Информатика образования», « Дошкольное воспитание », « Вопросы психологии »; изучение и обобщение опыта использования компьютеров в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений. Эмпирические методы: анкетирование , исследовательские беседы с преподавателями-методистами, интервьюирование, целенаправленное наблюдение за учебно-восшггательным процессом воспитанников ДОУ района, метод контрольных срезов, экспериментальная проверка адекватности разработанной системы интегрированного курса и прогноза развития дошкольников по экспертным оценкам преподавателей компьютерных классов в ДОУ.

Теоретической основой исследования явились:

— положения педагогики дошкольного этапа образования;

— результаты психолого-педагогических исследований по вопросам развитая психических процессов (Д.В. Выготский /представление о зоне ближайшего развития/, В.В. Давыдов , Д.В. Эльконин /о резервных возможностях психики дошкольников, о способностях к « внутреннему плану действия »/, А.Н. Леонтьев /проблемы развитая психики/, Ж. Пиаже /развитие интеллектуальных способностей/, С.Л. Рубинштейн , А.В. Запорожец /особенности психики в дошкольном возрасте/, П.Я. Гальперин /вопросы психологии обучения/, И.Ф. Талызина /система усвоения навыков умственных действии/, Ш.А. Амонашвили );

— педагогические взгляды и опыт применения специализированных развивающих rap (Ф. Фребель , Е. Водовозова, Б.Н. Никитин, З.А. Михайлова , Ю. Филатов, и др.);

— методики конструирования в дошкольном возрасте, как основы для конструктивно-технических способностей и технического мышления (специалисты фирмы LEGO DAKTA, П.А. Компанеец и др.);

— исследования по методологи использования НИТ в обучении (В.В. Александров , Т.А. Бороненко, А.П. Ершов, М.И. Жалдак , В.А. Извозчиков, М.К. Марков, Н.В. Маркова , Е.И. Машбиц, А.И. Ракитов, И.В. Робеют, И.А. Румянцев );

— исследования по теории и практике внедрения компьютерных технологий на дошкольном уровне (С. Пейперт , Ю.М. Горвиц, С.А. Новоселова, Г.П. Петку , Я. Маргодис, А. Иванов и др.);

Научная новизна исследования заключается в подходе к моделированию образовательного процесса детей дошкольного возраста, предполагающего взаимосвязь дидактических условий эффективного обучения, психологических аспектов развития ребенка с одновременным конструированием модульной предметно-ориентированной среды, основанной на применении НИТ.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены дидактические условия использования компьютерных средств в развивающем обучении детей дошкольного возраста; обосновано, что построенная модель предметно-ориентированной среды и разработанный программно-методический комплекс могут быть реализованы как в учреждениях дополнительного образования, так и на базе ДОУ.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что оно доведено до логического конца, его плодами могут воспользоваться все заинтересованные лица, т.к. оно заключает в себе:

Читайте так же:  Приказ об отпуске ошибочно

— модульную предметно-ориентированную среду;

— схему взаимодействия модулей.

Апробация и внедрение результатов диссертации. За период с 1989 по 1999 г. основные положения диссертации докладывались и внедрялись в практику в форме педагогического эксперимента: путем проведения экспериментально-опьггной работы автором и учителями учебного компьютерного видео-центра Петродворцового района г. Санкт-Петербурга; путем внедрения в дошкольные образовательные учреждения Петродворцового района г. Санкт-Петербурга №№ 7,13,14,17,18; через опубликованные автором работы; через выступления с докладами и сообщениями: на научно-практических конференциях «Информационная культура современной школы» (Санкт-Петербург, 1996), «Современные технологии в начальном образовании» (Москва, 1999), на открытых уроках в УКВЦ и дошкольных учреждениях Петродворца и Санкт-Петербурга при участии учителей, воспитателей , учителей-предметников информатики, методистов, студентов, ученых, работников образования (1989 — 1999 гг.).

Основные результаты исследования нашли отражение в 4 публикациях в сборниках и методических пособиях.

Научные положения, выносимые на защиту:

1. Положение о том, что разработанная модульная среда, представляющая многофункциональный набор компонентов образует «развивающую предметную среду», формирует у ребенка целостное восприятие себя и мира не на уровне отдельных предметов, а в их единстве, вырабатывает устойчивый интерес к познанию окружающего мира и создает более гибкие и взаимосвязанные формы обучения детей дошкольного возраста, формирует учебную деятельность, помогает раскрывать индивидуальные возможности каждого ребенка, создает более комфортные условия для обучения, помогает выявить природные склонности детей к определенным видам деятельности и использовать компьютер для их развития.

2. Положение о том, модульная предметно-ориентированная среда должна включать взаимосвязанные компоненты, поддерживающие три основных вида деятельности: игровую (подвижно-развивающие игры), компьютерную (развивающие компьютерные игры) и конструктивную, что позволит адаптировать ребенка к компьютерной среде, расширить опыт оперирования реальными предметами и удовлетворить потребность в физической активности.

3. Положение о том, что модель предметно-ориентированной среды и реализуемый предметао-методический комплекс позволяют, не меняя содержание обучения, изменять набор современных программных средств.

4. Положение о том, что существует необходимость взаимодействия модели предметно-ориентированной среды и динамичной службы сопровождения образовательного процесса для контроля и коррекции внешних воздействий на ребенка.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В тексте диссертации имеются 2 таблицы и 14 рисунков.

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения (по отраслям знаний)», Тараненко, Ольга Юрьевна

ВЫВОДЫ к третьей главе.

Выявлено положительное отношение к применению компьютеров в образовании детей дошкольного возраста у родителей воспитанников ДОУ и у воспитателей, которые ясно понимают, что развивающие компьютерные игры не заменяют процесс обучения в детском саду, а существенно дополняют его, вызывают у детей гамму положительных эмоций, как необходимого условия глубинной внутренней мотивации к учебе.

Результаты педагогического эксперимента подтвердили исходную гипотезу, доказали, что методика интегрированного курса «Познание мира», построенного на основе применения в образовательном процессе модульной предметно-ориентированной среды оказывает влияние на становление личности ребенка , развитие познавательной активности, творческих способностей.

Подтверждено, что предлагаемая модель предметно-ориентированной среды эффективна с точки зрения долгосрочных результатов развития ребенка.

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность , культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становится сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии . Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию -первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого -заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Диссертационное исследование в направлении совершенствования форм и методов развития и обучения детей дошкольного возраста с применением новых информационных технологий на модели предметно-ориентированной среды в рамках учебно-воспитательного комплекса, входящего в систему непрерывного компьютерного образования имеет следующие результаты:

1. Исследована деятельность дошкольников и раскрыты проблемы компьютерного обучения детей дошкольного возраста на современном этапе.

2. Раскрыты психолого-педагогические особенности развития дошкольников с применением обучающей компьютерной среды и без нее.

3. Выделено и определено понятие предметно-ориентированной среды обучающего и развивающего назначения.

4. Разработана модель предметно-ориентированной среды, состоящая их трех компонентов — модулей.

5. На основе исследования модели определена структура среды, включающая программно-аппаратные средства, элементы, обеспечивающие физическую активность и конструктивную деятельность детей.

6. Выделены дидактические условия взаимодействия элементов модели, обеспечивающие ее целостность, динамичность, гибкость (настраиваемость на усовершенствованные программные средства).

7. Разработан, на основе представленной модели, программно-методический комплекс, включающий образовательную программу интегрированного курса « Познание мира » и учебные программы « Познание мира через компьютерные системы », « Конструктивная деятельность », «Подвижно-развивающие игры»; критерии отбора развивающих компьютерных игр , дидактические средства для конструирования и осуществления игровой деятельности.

8. Разработаны методические рекомендации для преподавателей, основные направления, приемы в развитии познавательных интересов.

9. Сформулированы условия взаимодействия модели и службы психолого-педагогической поддержки образовательного процесса детей дошкольников.

10. Предложена схема взаимодействия модулей в структуре представленной модели.

11. Разработаны условия, обеспечивающие преемственность развития и обучения детей дошкольного возраста в рамках непрерывного компьютерного образования.

12. Экспериментально подтверждено, что предлагаемая модель предметно-ориентированной компьютерной среды достаточно эффективна с точки зрения долгосрочных результатов развития детей.

Внедрение средств новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс детей дошкольного возраста неизбежно влечет за собой введение новой педагогической технологии обучения.

В диссертационном исследовании показано, что модульная среда, представляющая многофункциональный набор компонентов образует «развивающую предметную среду», формирует у ребенка целостное восприятие себя и мира не на уровне отдельных предметов, а в их единстве, вырабатывает устойчивый интерес к познанию окружающего мира, создает более гибкие и взаимосвязанные формы обучения детей дошкольного возраста, формирует учебную деятельность, помогает раскрывать индивидуальные возможности каждого ребенка, создает более комфортные условия для обучения, помогает выявлять природные склонности детей к определенным видам деятельности и использовать компьютер для их развития.

На модульной предметно-ориентированной среде реализуется интегрированный курс, особенностью которого, как уже доказано в работе, является развитие познавательных психических процессов детей через познание окружающего мира с одновременным обеспечением подготовки к решению разнообразных задач в области информационных технологий на последующих ступенях общего образования.

Возможной тактикой внедрения новых педагогических технологий обучения, основанной на использовании СНИТ , может быть организация информационно-методических центров, аналогичных учебному компьютерному видео-центру Петродворцового района г. Санкт-Петербурга, объединяющих в единую сеть различные образовательные учреждения с дошкольной ступени.

Функционирование дошкольных информационно-методических центров, концентрирующих и распространяющих перспективные технологии обучения детей дошкольного возраста, сможет в сравнительно сжатые сроки обеспечить внедрение модульной предметно-ориентированной среды, основанной на применении СНИТ, в учебно-воспитательную работу ДОУ, и перевести процесс информатизации дошкольного звена на более высокий уровень, предполагающий использование многофункционального набора компонентов, образующих « развивающую предметную среду », сопрягаемую с ПЭВМ .

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Тараненко, Ольга Юрьевна, 1999 год

1. Абрамян J1.A., Антонова Т.В., Артемова JI.B. Игра дошкольника . //Под редакцией Новоселовой C.JI. -М.: Просвещение. -1989. -С. 286.

2. Аванесова В.Н., Венгер JI.A., Запорожец А.В., Поддьяков Н.Н., Сакулина Н.П., Усова А.П. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. //М.: Просвещение. -1965. -С. 187.

3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения./ЛЗопросы психологии. 1988.№ 6. С.71-77

4. Александров В.В., Алексеев А.И., Семенков А.И. ЭВМ : игра и творчество. //Д.: Машиностроение. Ленингр. отд. -1989. -С. 128.

5. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. //Вопросы психологии. -1969. -№ 6. С. 21-23.

6. Андреев В.И. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. //Изд. Казанского Университета. 1989.

7. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе. //Психология формирования и развития личности. -М.: Наука. -1988. -С. 3-19.

8. Артемова Л.В. Педагогические условия развития сюжетно-ролевых игр . //В сб. «Игра и ее роль в развитии ребенка-дошкольника». -М. -1978. -С. 74-83.

9. Архипова И.А., Матвеева А.А. Психодиагностическая работа в начальной школе. Часть I Определение готовности к обучению к школе. //СПб.: Стройлеспечать. -1996.

10. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности. //Вопросы психологии. -1983.-С. 118-125.

11. Аткинсон Р.С. Человеческая память и процесс обучения. //М.: Прогресс. -1980. -С. 528.

12. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. //М.: Просвещение. -1982. -С. 191.

13. Бабанский Ю.К. Концепция содержания, методов и форм организации обучения в современной общеобразовательной школе. //М.: Педагогика. -1989. -С. 416-434.

14. Бальчитис Б.И. Компьютер как средство воспитания дошкольников . //Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания: Материалы науч.-технич. Семинара. Серия 9: экономика и система управления. -М.:

15. ЦНИИ « Электроника ». -1989. -С. 41-43.

16. Барболин М.П. Методологические основы развивающего обучения. //М.: Высшая школа. -1991. -С. 232.

17. Барболин М.П. Современная концепция развивающего обучения. //СПб. -1997. -С. 20.

18. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. //Под ред. А. В. Запорожца. -М.: Прогресс.-1985.-С. 319.

19. Белавина И. Психологические последствия компьютеризации детской игры. //ИНФО№ 3.-1991. -С 91-94. №4.-С. 99-102.

20. Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. //Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство. -1982. -С. 106.

21. Богоявленская Д.Б. Диагностика творческих способностей. //Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания. Серия 9: экономика и система управления. М.: ЦНИИ « Электроника ».-1989. — С. 13-16.

22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. //М.: Просвещение. -1968. -С. 464.

23. Болотова Н.В., Кузнецов Е.В. Я и Черепашка. // Изд-во Краснояр. ун-та. -1992.-С. 64.

24. Болтянский В., Рубцов В. Игровые компьютерные среды учебного назначения. // Информатика и образование. -1990. № 5. -С. Ю-15.

25. Болтнянский В.Г., Рубцов В.В. Проблемы компьютеризации обучения. // Математика в школе. -1986. № 1. -С. 69-72.

26. Бондаровская В.М. Вопросы эргономики в процессе взаимодействия ребенка с компьютером. //Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания: Материалы н-т. семинара. Серия 9: Экономика и система управления. -М.: ЦНИИ « Электроника ». -1989. -С. 31-33.

27. Бондаровская В.М., Повякель И. Психолого-эргономическое обеспечение программных средств. //Информатика и образование. -1990. № 5. -С. 68-73.

28. Бондаровская В.М., Никонова И.Ю. Система DIL, предназначенная для применения в детском саду. //Информатика и образование. -1990. № 1.29.30,31.