Ответственность за статистическую отчетность в рб

Наказания сотрудников за искажение итогов труда. Ответственность за искажение статистической отчетности

Автор: Виктория Трофимова

Виктория Трофимова, юрист

Наряду с бухгалтерской и налоговой отчетностью предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять государству статистическую отчетность в установленные сроки по утвержденной форме. Статистическая отчетность — это сведения о хозяйственной деятельности предприятия и состоянии дел на предприятии, необходимые государству для осуществления статистического наблюдения. Общие правила предоставления статистической отчетности установлены Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ. Искажение статистической отчетности, т.е. неверное отражение/неотражение сведений о хозяйственной деятельности организации в статистической отчетности РФ, несомненно, влияет на достоверность и полноту информации, представляемой в Росстат хозяйствующими субъектами. В настоящей статье речь пойдет об ответственности за искажение статистической отчетности и наказании, применяемом в отношении лиц, их допустивших.

Рассмотрим пример из судебной практики.

Сотрудница учреждения обратилась в суд с иском к работодателю о признании приказов о наложении дисциплинарных взысканий незаконными, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, морального вреда. Из материалов дела следует, что она была уволена по инициативе работодателя на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей). Из числа дисциплинарных проступков, повлекших ее увольнение, истицей оспаривалось вмененное ей как в нарушение служебных обязанностей искажение учетных данных, повлекшее искажение статистической отчетности по всему учреждению. Что повлекло применение к истице дисциплинарного взыскания в виде замечания. А на момент вынесения приказа об ее увольнении имела место быть совокупность неснятых и непогашенных дисциплинарных взысканий. Суд признал увольнение законным, в удовлетворении исковых требований истице было отказано. Судебная коллегия подтвердила правильность данного решения (апелляционное определение Ульяновского областного суда от 08 сентября 2015 г).

Это не единственный случай привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за искажение статистической отчетности. Рассмотрим Решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 30.04.2015 г.

Сотрудник учреждения, в должностные обязанности которого входило формирование статистической отчетности, был уволен работодателем по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Из материалов дела следует, что при проведении текущего контроля было установлено искажение истцом статистических данных, что в конечном итоге привело к искажению статистической отчётности ежемесячной и годовой. Более того, обстоятельства свидетельствуют о том, что истец скрывал совершение дисциплинарного проступка, внося ложную информацию в учетно-статистические документы, что препятствовало работодателю обнаружить данный проступок непосредственно после его совершения. Учитывая характер и обстоятельства совершённого дисциплинарного проступка, наличие двух дисциплинарных взысканий за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, суд пришел к выводу, что вынесенное в отношении истца дисциплинарное взыскание в виде увольнения за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей является законным и обоснованным.

Таким образом, искажение статистической отчетности свидетельствует о ненадлежащем исполнении работником возложенных на него должностных обязанностей и является основанием для привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности. Привлечь работника к дисциплинарной ответственности за искажение статистической отчетности можно не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Однако работодателем должны быть соблюдены порядок и сроки привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Более того, работника, допустившего искажение статистической отечности, можно уволить, если последний на момент вынесения приказа об увольнении уже имеет два взыскания, которые не сняты и не погашены. Но при несоблюдении процедуры наложения дисциплинарного взыскания увольнение работника будет признано незаконным, а работник — подлежащим восстановлению на работе.

Если сотрудник докажет, что должностной инструкцией не предусмотрена обязанность нести ответственность за искажение данных статистической отчетности, то привлечение к дисциплинарной ответственности по данному основанию будет признано судом незаконным, а сам приказ — подлежащим отмене (решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 1 апреля 2013 г. Дело № 2-304/2013).

Необходимо отметить, что представление в Росстат недостоверной статистической информации признается административным правонарушением (ст. 13.19 КоАП РФ). Субъектами данного административного правонарушения являются руководители организаций либо должностные лица организации, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации. К примеру, предприятие представило в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате». Однако позднее представило письмо о том, что просроченная задолженность по заработной плате отсутствует, а представленный раннее отчет по форме № 3-Ф ошибочный. Таким образом, предприятием была представлена недостоверная статистическая информация, вследствие чего руководитель предприятия привлечен к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа (решение Омского областного суда от 19 января 2010 г по делу № 77-05/06/2010 г).

Доводы заявителя о том, что она вправе вносить уточнения в статистические данные, суд признаёт необоснованными, поскольку внесение изменений в форму статистической отчётности не освобождает лицо, ответственное за представление статистических данных, от ответственности за ранее представленные недостоверные данные. К такому выводу пришел Центральный районный суд г. Омска в решении от 07.04.2010, рассматривая жалобу сотрудницы одного из учреждений, ответственной за предоставление статистической информации, на постановление должностного лица Территориального органа Федеральной службы государственной статистики. Суд посчитал позицию органа государственной статистики правомерной, тем самым действия заявителя были квалифицированы по ст. 13.19 КоАП РФ.

Арбитражный управляющий также может быть привлечен к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ (Обзор судебной практики ВС РФ за 1 квартал 2013 г). В ходе проведения процедуры банкротства юридического лица арбитражному управляющему могут быть переданы полномочия руководителя данного юридического лица, что предусмотрено Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Ст. 99 данного Федерального закона закрепляет перечень прав и обязанностей внешнего управляющего, утвержденного арбитражным судом при проведении процедуры внешнего управления. Конкурсный управляющий в порядке ст. 129 Федерального закона № 127-ФЗ также принимает на себя полномочия руководителя предприятия-должника до даты прекращения производства по делу о банкротстве или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего. Таким образом, в случае если на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для руководителя такого должника (ч. 1 ст. 20.2), что позволяет отнести арбитражного управляющего к субъектам административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ.

В судебной практике имеются случаи, когда искажение статистической отчетности квалифицировалось по ст. 8.5 КоАП РФ. Например, Постановлением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Общество с ограниченной ответственностью признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ. Как видно из оспариваемого постановления, Обществу вменяется сокрытие или искажение экологической информации. Однако суд пришел к выводу, что форма статистической отчетности № 2-ЛС служит отчетом об объемах добычи твердых полезных ископаемых. Данные сведения нельзя назвать экологической информацией в смысле, придаваемом такой информации статьей 8.5 КоАП РФ. При этом в утвержденных Госкомстатом формах статистической отчетности прямо указано, что ответственность за нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации, наступает по ст. 13.19 КоАП РФ (решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2014 г по делу № А56-20693/2014).

Арбитражный суд Московской области, рассмотрев аналогичное дело, встал на сторону заявителя, оспаривавшего постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ. Суд пришел к выводу, что доводы и цифры, изложенные в акте, протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении, опровергаются первичными документами. Следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, в действиях общества административным органом не установлен (решение Арбитражного суда Московской области от 26 октября 2009 г. по делу № А41-27902/09).

Что касается срока давности привлечения к административной ответственности за искажение данных статистической отчетности, то согласно п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление об административном правонарушении выносится не позднее чем через два месяца со дня совершения административного правонарушения.

Еще один вид ответственности за искажение данных статистической отчетности предусмотрен ст. 3 Закона Российской Федерации от 13.05.1992 № 2761-I «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности», согласно которой за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности. Однако в силу отсутствия методики расчета суммы ущерба судебная практика не располагает такими случаями.

Таким образом, изучив законодательство РФ и судебную практику по вопросу, обозначенному в теме настоящей статьи, можно сделать вывод, что искажение статистической отчетности свидетельствует о ненадлежащем исполнении лицом, в служебные обязанности которого входит представление статистической информации, своих обязанностей, что является основанием для привлечения последнего к дисциплинарной ответственности. Работодателем должны быть соблюдены порядок и сроки привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Работник, допустивший искажение статистической отечности, может быть уволен работодателем, если на момент вынесения приказа об увольнении уже имеет два дисциплинарных взыскания, которые не сняты и не погашены. Однако при несоблюдении процедуры наложения дисциплинарного взыскания увольнение работника будет признано незаконным, а работник — подлежащим восстановлению на работе. Привлечь работника к дисциплинарной ответственности за искажение статистической отчетности можно не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Искажение статистической отчетности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ. Субъектами данного административного правонарушения являются руководители организации либо должностные лица организации, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации, либо арбитражные управляющие, которым в ходе проведения процедуры банкротства юридического лица переданы полномочия его руководителя. Срок давности привлечения к административной ответственности за искажение данных статистической отчетности составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения. За нарушение порядка представления государственной статистической отчетности предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности. Однако на практике данная норма не работает в силу отсутствия методики расчета суммы ущерба.

Штрафы за непредставление статотчетности и представление недостоверных сведений выросли в несколько раз

Какими стали штрафы

Напомним: ранее за непредставление статистической отчетности или представление недостоверной статистической информации штраф в размере от 3 до 5 тыс. руб. накладывался на должностное лицо. При повторном нарушении штраф оставался таким же.

Новая редакция статьи 13.19 КоАП РФ устанавливает, что административный штраф накладывается на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. рублей; на юридических лиц — от 20 до 70 тыс. руб. При повторном нарушении штрафные санкции увеличиваются в несколько раз: на должностных лиц — от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 до 150 тыс. руб.

Штрафные санкции применяются за каждый отчет, который представлен с нарушением предусмотренного порядка.

Срок, в течение которого организацию могут оштрафовать, не изменился: это два месяца (ч.1 ст.4.5 КоАП РФ). Исчисляется он со дня, следующего за датой представления отчета (указана на бланке статформы).

За что могут оштрафовать?

Штраф может быть наложен, если компания не представит статотчет в установленные сроки или укажет в отчете недостоверные данные. Какие данные считаются недостоверными?

Разъясняет Максим Прохоров, эксперт компании СКБ Контур по отчетности в Росстат:
«Может показаться, что представление недостоверных сведений — достаточно экзотическая ситуация, которая мало кого коснется. Однако это не так. Согласно п. 6 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620), недостоверный отчет — это отчет, подготовленный с нарушением указаний по его заполнению, арифметическими и логическими ошибками. Указания по заполнению утверждаются Росстатом для каждой формы статотчетности. Они помогут разобраться, как рассчитать каждый показатель и проверить отчет на арифметические и логические ошибки».

Читайте так же:  Федеральный закон об обязательном страховании осаго

Какие статформы сдавать?

Дополнительная сложность — узнать, какие статистические формы нужно представлять. Дело в том, что перечень статформ, которые нужно сдавать конкретной компании, зависит от категории, к которой она относится (крупное предприятие, среднее предприятие, малое предприятие, микропредприятие).

Уточнить свой список форм можно в территориальном органе статистики или с помощью сервиса http://formstat.info/. Кроме того, на многих региональных сайтах статистики реализован сервис, позволяющий по коду ОКПО получить перечень статистических форм, которые организация должна предоставить в текущем году.

Малые и микропредприятия отчитываются на выборочной основе. Если организация попала в выборку, территориальный орган статистики обязательно сообщит ей об этом письменно, по телефону или электронной почте. Главное, чтобы у статистики были актуальные контактные данные организации. Перечни респондентов, которые должны отчитываться по конкретным формам статистических наблюдений, размещаются на региональных сайтах статистики в разделе «Статистическая отчетность» > «Списки отчитывающихся хозяйствующих субъектов».

Ответственность за статистическую отчетность в рб

2. Указание в первичных учетных документах недостоверной информации о хозяйственных операциях —

влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до десяти процентов суммы денежной оценки соответствующих хозяйственных операций.

Статья 23.18. Нарушение порядка представления данных государственной статистической отчетности

1. Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики, если в этих деяниях нет состава преступления, —

влекут наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от пятидесяти до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от ста до двухсот базовых величин.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, —

влекут наложение штрафа в размере от ста пятидесяти до трехсот пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от ста пятидесяти до четырехсот базовых величин, а на юридическое лицо — от двухсот до четырехсот пятидесяти базовых величин.

3. Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики, осуществляющим ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию, —

влекут наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин.

4. Деяния, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, —

влекут наложение штрафа в размере от ста пятидесяти до трехсот базовых величин.

Статья 23.19. Непредставление информации об изменении юридического адреса

Непредставление должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленный срок органу, проводящему регистрацию, информации об изменении юридического адреса —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

Статья 23.20. Нарушение установленного порядка регистрации и информирования о финансовых операциях

Нарушение установленного порядка регистрации и информирования уполномоченных государственных органов о финансовых операциях, подлежащих особому контролю, —

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин.

Статья 23.21. Нарушение порядка размещения заказов на изготовление бланков строгой отчетности, их изготовления и использования

1. Нарушение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем установленного порядка размещения заказов на изготовление бланков строгой отчетности, их использования (в том числе хранения, учета) —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

2. Нарушение должностным лицом установленного порядка изготовления (в том числе учета, хранения и перевозки) бланков строгой отчетности —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, —

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Статья 23.22. Несоблюдение требования об обязательной регистрации бланков строгой отчетности

Несоблюдение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем требования об обязательной регистрации бланков строгой отчетности в Государственном реестре бланков строгой отчетности —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Статья 23.23. Нарушение порядка использования иностранной безвозмездной помощи

1. Использование получателями иностранной безвозмездной помощи до получения удостоверения, подтверждающего ее регистрацию, —

влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до двухсот базовых величин.

2. Нецелевое использование получателями иностранной безвозмездной помощи (полностью или частично), а также имущества и иных средств, полученных от ее реализации, либо использование такой помощи и (или) средств на цели, запрещенные законодательством, —

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до трехсот базовых величин с конфискацией этой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, а на юридическое лицо — до ста процентов стоимости полученной иностранной безвозмездной помощи с конфискацией этой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации.

3. Невнесение иностранной безвозмездной помощи, полученной наличными денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, на счета в банках Республики Беларусь в срок, установленный законодательством Республики Беларусь, —

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до трехсот базовых величин.

Статья 23.24. Предоставление иностранным гражданином или лицом без гражданства иностранной безвозмездной помощи на цели, запрещенные законодательством

Предоставление иностранным гражданином или лицом без гражданства иностранной безвозмездной помощи на осуществление деятельности, запрещенной законодательством Республики Беларусь, —

влечет депортацию с конфискацией этой помощи.

Статья 23.25. Нарушение порядка ведения государственного кадастра

Нарушение должностным лицом порядка ведения государственного кадастра либо умышленное искажение им сведений государственной регистрации, учета и оценки объектов, подлежащих включению в государственный кадастр, —

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Статья 23.26. Нарушение законных прав депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутата местного Совета депутатов

1. Нарушение законных прав депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутата местного Совета депутатов либо создание им препятствий в осуществлении своих полномочий, а равно нарушение неприкосновенности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь —

влекут наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.

2. Оставление должностным лицом без официального ответа запроса или обращения депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, запроса депутата местного Совета депутатов, а также несвоевременное их рассмотрение либо умышленное представление по ним ложной, неполной или неточной информации —

влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.

Статья 23.27. Нарушение законодательства при распоряжении государственным имуществом

1. Нарушение законодательства о залоге, сдаче в аренду государственного имущества или ином распоряжении им, не повлекшее выбытия имущества из государственной собственности, —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до пятисот базовых величин.

2. То же деяние, повлекшее выбытие имущества из государственной собственности, —

влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от пятисот до тысячи базовых величин.

Статья 23.28. Нарушение порядка проведения экспертизы

Нарушение порядка проведения научно-технической, экологической и иных видов экспертиз —

влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.

Статья 23.29. Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь

Умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, если это деяние не влечет уголовной ответственности, а равно покушение на такое пересечение —

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с депортацией или без депортации.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Республику Беларусь с нарушением правил пересечения Государственной границы Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства для приобретения права убежища либо лиц, обратившихся с ходатайствами о признании их беженцами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 23.30. Нарушение пограничного режима

Нарушение правил въезда, временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств, производства работ в пограничной зоне, а также нарушение правил учета и содержания самоходных и несамоходных плавучих средств на пристанях, причалах, в портах и иных пунктах базирования, их плавания и нахождения во внутренних водах Республики Беларусь в пределах пограничной зоны и в принадлежащей Республике Беларусь части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов либо содержание таких плавучих средств вне установленных пунктов базирования, отход от берега или причаливание к берегу вне этих пунктов базирования, а равно покушение на такие нарушения —

влекут предупреждение с депортацией или без депортации либо наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с депортацией или без депортации.

Статья 23.31. Нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь

1. Нарушение правил пересечения Государственной границы Республики Беларусь, а равно покушение на такое нарушение —

влекут предупреждение с депортацией или без депортации либо наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с депортацией или без депортации.

2. Нарушение правил ведения хозяйственной и иной деятельности на Государственной границе Республики Беларусь либо в приграничной полосе, а равно покушение на такое нарушение —

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с депортацией или без депортации, а на юридическое лицо — от пятидесяти до ста базовых величин.

3. Нарушение правил плавания и пребывания невоенных и военных плавучих средств в принадлежащей Республике Беларусь части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, а равно покушение на такое нарушение —

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с депортацией или без депортации.

4. Нарушение правил захода иностранных плавучих средств в порты Республики Беларусь и пребывания в них —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин с депортацией или без депортации.

5. Нарушение правил вылета воздушных судов с территории Республики Беларусь, а также их посадки в Республике Беларусь, а равно покушение на такое нарушение —

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин с депортацией или без депортации.

Статья 23.32. Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь

Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, а равно покушение на такое нарушение —

влекут предупреждение с депортацией или без депортации либо наложение штрафа в размере до десяти базовых величин с депортацией или без депортации.

Примечание. Пункт пропуска через Государственную границу Республики Беларусь — территория в пределах железнодорожного вокзала (станции), речного порта, аэропорта, аэродрома, военного аэродрома, а также другое специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный и иные виды контроля пересекающих Государственную границу Республики Беларусь лиц, транспортных средств и товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь и вывозимых из Республики Беларусь.

Статья 23.33. Распространение средствами массовой информации заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство Президента Республики Беларусь

Рассылка новостей журнала «Планово-экономический отдел»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 12, декабрь 2015

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Об ответственности за правонарушения, связанные с представлением статистической информации

Рубрика «Юридическая консультация»

В.В. БЕЛОКОПЫТОВ, юрист. В.М. ФИЛИППЕНКОВ, юрист

Государственная власть и общественные институты получают официальную статистическую информацию о социально-экономическом положении страны от органов государственной статистики. Источником данных является статистическая и бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов. От ее достоверности зависят и сводные показатели экономики в целом. Однако качество этой информации нередко вызывает справедливые нарекания со стороны пользователей.

Статистическая отчетность в республике беларусь: требования к составлению, порядок представления

Порядок организации и ведения государственной статистики в Республике Беларусь определяется Законом Республики Беларусь от 28.11.2004 № 345-З «О государственной статистике» (в ред. от 02.07.2009; далее — Закон № 345-З), а также другими нормативными правовыми актами.

Термины и определения

Государственные статистические наблюдения представляют собой сбор и обработку первичных статистических данных (информации) об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь, осуществляемые органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями (абз. 4 ст. 1 Закона № 345-З).

Читайте так же:  Цена осаго калуга

Государственное статистическое наблюдение осуществляется путем сбора от отчитывающихся субъектов статистической информации (первичных статистических данных по формам государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) в виде документированной информации) в целях формирования сводной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны.

Юридические лица, их филиалы и представительства, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны представлять в органы государственной статистики первичные статистические данные, необходимые для проведения государственных статистических наблюдений, по формам государственного статистического наблюдения на безвозмездной основе, а также выполнять решения органов государственной статистики и уполномоченных государственных организаций, принятые в пределах их компетенции.

Основными требованиями, предъявляемыми к представляемой статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, являются полнота, достоверность, своевременность (п. 2 ст. 12 Закона № 345-З). Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм государственного статистического наблюдения и в инструкциях по их заполнению, являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов.

Статистическая информация по формам государственного статистического наблюдения может быть представлена отчитывающимися субъектами непосредственно или передана через их представителей, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Статистическая информация составляется, хранится и представляется отчитывающимися субъектами по установленным формам государственного статистического наблюдения на бумажных и (или) электронных носителях.

В электронном виде статистическая информация может представляться отчитывающимся субъектом при наличии у него соответствующих технических возможностей и по согласованию с территориальным органом государственной статистики.

Конкретная форма представления статистической информации (бумажная, электронная), как правило, содержится в указаниях по заполнению формы государственной статистической отчетности — специальном акте законодательства, устанавливающем как саму форму, так и порядок ее составления и представления.

К статистической информации, представленной в электронном виде, предъявляются следующие требования: идентичность статистической информации, представляемой отчитывающимися субъектами в электронном виде, бумажному носителю; соблюдение структуры файлов, установленной отчитывающимся субъектам территориальным органом статистики, в т. ч. наличие электронной цифровой подписи. При невыполнении указанных требований статистическая информация считается непредставленной.

Датой представления статистической информации по формам государственного статистического наблюдения считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

Последствия несоблюдения законодательства в области государственной статистики

Представлением недостоверной статистической информации считается неправильное отражение отчетных статистических данных в формах государственного статистического наблюдения вследствие нарушения действующих инструкций по заполнению форм государственного статистического наблюдения, арифметических или логических ошибок. Отчитывающиеся субъекты, допустившие факты представления недостоверной статистической информации, после обнаружения этих фактов представляют исправленную статистическую информацию с копиями документов, содержащих обоснования для внесения исправлений. Достоверность этих данных проверяется органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями путем сопоставления их с данными первичных учетных документов, являющихся источником сведений для бухгалтерского учета (подп. 1.3 ст. 9, подп. 1.3 ст. 11 Закона № 345-З).

Термины и определения

Первичный учет — это регистрация объектов, фактов, событий, процессов, производимая в первичном учетном документе, являющемся источником сведений для бухгалтерского учета (абз. 8 ст. 1 Закона № 345-З).

При выявлении этими органами фактов нарушения порядка представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, представления недостоверной статистической информации они вправе давать респонденту обязательные для исполнения указания об устранении выявленных искажений в данных государственной статистической отчетности и вносить соответствующие изменения в сводные статистические данные (информацию) (подп. 1.4 ст. 9 Закона № 345-З).

Более того, органы государственной статистики с целью реализации полномочий имеют право применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

В данном случае речь идет о применении к нарушителям установленных законодательством мер ответственности, пере-
численных в п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 18.05.1999 № 22 «О некоторых мерах по недопущению искажений данных государственной статистической отчетности» (в ред. от 12.04.2008; далее — Декрет № 22).

В частности, в соответствии со ст. 23.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) представление искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности влекут применение мер административной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

При представлении искаженных данных государственной статистической отчетности из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшем причинение крупного ущерба либо существенного вреда правам и законным интересам граждан или государственным либо общественным интересам (злоупотребление властью или служебными полномочиями), а также представлении заведомо ложных данных государственной статистической отчетности (служебный подлог) должностные или иные уполномоченные лица несут уголовную ответственность , предусмотренную соответственно ч. 2 ст. 424 и ч. 2 ст. 427 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК).

Искажением данных государственной статистической отчетности является неправильное отражение (неотражение) первичных статистических данных в государственной статистической отчетности.

За представление искаженных (заведомо ложных) данных государственной статистической отчетности, ее несвоевременное представление или непредставление независимо от привлечения к административной, экономической или уголовной ответственности виновные лица в обязательном порядке привлекаются к дисциплинарной ответственности (подп. 1.4 Декрета № 22).

Субъекты правонарушений в сфере государственной статистики

В соответствии со ст. 7 Закона № 345-З одним из субъектов правоотношений в области государственной статистики являются респонденты . К ним относятся юридические лица Республики Беларусь, их обособленные подразделения, а также представительства иностранных организаций, расположенные на территории Республики Беларусь.

Обратите внимание

Садоводческие товарищества, а также физические лица, в т. ч. индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства являются респондентами только специальных государственных статистических наблюдений (единовременных учетов, переписей, обследований), если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Соответственно, субъектом рассматриваемых правонарушений является должностное лицо (индивидуальный предприниматель), ответственное за представление статистической информации. Ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений (в т. ч. за соблюдение порядка ее представления, а равно представление достоверной статистической информации), является руководитель организации, ее филиала и представительства .

В соответствии с подп. 2.2 ст. 12 Закона № 345-З респонденты обязаны представлять достоверные первичные статистические данные в объеме, в сроки и адреса, указанные в формах государственных статистических наблюдений, за подписями лиц, ответственных за составление и представление этих данных. Это означает, что формы государственной статистической отчетности подписываются руководителем организации, ее филиала и представительства (в случае его отсутствия — лицом, его замещающим), уполномоченным заместителем руководителя.

Составы уголовного и административного правонарушений в качестве субъекта, ответственного за представление статистической информации, помимо должностного лица, выделяют иное лицо, уполномоченное на составление и выдачу официальных документов .

Возложение обязанностей по представлению и составлению статистической отчетности на лицо должно быть оформлено приказом (распоряжением) руководителя и (или) отражено в должностных обязанностях работника.

Полномочия по составлению и представлению государственной статистической отчетности могут предоставляться руководителем в форме устного поручения. Уполномоченное лицо также может перепоручить ее составление иному подчиненному ему лицу.

Как правило, этим лицом на предприятии, в организации является главный бухгалтер, его заместитель, бухгалтер, секретарь, инженер и т. п.

Практика свидетельствует о том, что в ряде случаев ответственным за представление статистической информации предприятием является физическое лицо — индивидуальный предприниматель или директор юридического лица, оказывающие бухгалтерские услуги по гражданско-правовому договору.

Обратите внимание

К ответственности привлекается лицо, допустившее искажение государственной статистической отчетности, несвоевременно представившее отчетность в соответствующие органы или давшее неправомерное указание о внесении соответствующих исправлений в нее.

Также бывают случаи, когда статистическая отчетность была вовремя подготовлена и подписана у руководителя уполномоченным лицом, однако не вовремя отправлена по почте по вине канцелярии организации, что исключает вину уполномоченного лица.

К административным правонарушениям, связанным с представлением данных государственной статистической отчетности органам государственной статистики, государственным органам (организациям), относятся нарушения, перечисленные в ст. 23.18 КоАП, совершенные лицом:

по неосторожности, — представление искаженных данных государственной статистической отчетности или непредставление государственной статистической отчетности;

в форме умысла или по неосторожности, — несвоевременное представление такой отчетности.

Объектом правонарушения являются отношения, связанные с порядком представления данных государственной статистической отчетности, а также их достоверностью. Указанные действия (в зависимости от санкций соответствующих частей ст. 23.18 КоАП) влекут наложение штрафа в размере от 20 до 200 базовых величин.

Согласно Процессуально-исполнительному кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел о таких правонарушениях к рассмотрению наделены:

должностные лица Комитета государственного контроля Республики Беларусь (п. 16 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП);

должностные лица органов государственной статистики — на составление протоколов по ч. 1 и ч. 2 ст. 23.18 КоАП (п. 23 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП, постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 31.10.2008 № 389 «О наделении полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению» в ред. от 04.03.2010);

прокурор (п. 7 ч. 2 ст. 3.30 ПИКоАП).

Кроме того, правом на составление протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 и ч. 4 ст. 23.18 КоАП, наделены органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, органы, осуществляющие государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и воспроизводством лесов, органы Министерства экономики Республики Беларусь.

Дела об административных правонарушениях указанной категории уполномочены рассматривать:

единолично судья районного (городского) суда (ст. 3.2 ПИКоАП);

органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (ст. 3.7 ПИКоАП).

К административной ответственности привлекаются физические лица, если в их действиях отсутствует состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 427 УК.

Для решения данного вопроса необходимо проведение проверки согласно ст. 174 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

Подтверждением отсутствия в правонарушении признаков преступления может являться наличие в деле об административном правонарушении копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Административное правонарушение отличает от уголовного наличие или отсутствие в действиях лица корыстной или иной личной заинтересованности в нарушении порядка представления статистической информации. При наличии такой заинтересованности действия лица влекут уголовную ответственность, а административное дело подлежит прекращению по правилам, предусмотренным ч. 2 ст. 3.32 ПИКоАП.

Как уже упоминалось ранее, искажение статистической информации в форме представления заведомо ложных данных государственной статистической отчетности влечет ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 427 УК за служебный подлог . Ответственность за служебный подлог наступает независимо от последствий. Санкция ч. 2 ст. 427 УК предусматривает наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или лишения свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Искажение отчетности может возникнуть в результате ошибок и (или) недобросовестных действий, совершенных должностным или иным уполномоченным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности.

В последнем случае может быть нанесен ущерб в крупном размере или существенный вред правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам. Такие действия с использованием служебных полномочий могут квалифицироваться как злоупотребление властью или служебными полномочиями , за что предусмотрена уголовная ответственность в виде наказания лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 2 ст. 424 УК).

Обратите внимание

Недобросовестное действие и ошибка разграничиваются намерениями, лежащими в основе действий, приведших к искажению отчетности, т. е. их преднамеренностью или непреднамеренностью. К уголовной ответственности могут быть привлечены лица, совершившие умышленные действия по искажению отчетности для представления ее органам государственной статистики и уполномоченным государственным организациям.

Преступление считается оконченным с момента внесения должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделки документов, либо составления и выдачи заведомо ложных документов, совершенных с целью искажения данных государственной статистической отчетности.

Независимо от привлечения лица, виновного в представлении искаженных (заведомо ложных) данных государственной статистической отчетности, несвоевременном представлении или непредставлении такой отчетности, к административной, экономической или уголовной ответственности согласно подп. 1.4 Декрета № 22 оно привлекается к дисциплинарной ответственности.

Согласно ст. 198 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) за совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания :

Для отдельных категорий работников с особым характером труда (работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования, авиационного персонала гражданской авиации Республики Беларусь) могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного воздействия.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий регулируется нормами гл. 14 ТК.

Читайте так же:  Образец заявления от родителей в спортивную школу

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю.

При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве.

К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами.

Согласно подп. 3.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет № 5) руководители организаций вправе применять к работникам, нарушившим производственно-технологическую, исполнительскую или трудовую дисциплину, в качестве меры дисциплинарного взыскания лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев.

Увольнение как крайняя мера дисциплинарной ответственности

Неоднократное (два раза и более в течение 6 месяцев) представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений является дискредитирующим обстоятельством, за которое предусмотрено увольнение (подп. 6.13 Декрета № 5).

До увольнения работника по указанному основанию проводится проверка допущенных им нарушений, результаты которой оформляются актом (служебной запиской), а также истребуется письменное объяснение работника.

В случае отказа работника от дачи объяснений составляется соответствующий акт.

Характеристика правонарушений, совершенных в сфере государственной статистической отчетности за 2014 год

Правонарушения, связанные с представлением данных государственной статистической отчетности, выявленные в 2014 г., характеризуются следующими показателями.

За 2014 г. совершено 1711 административных правонарушений, предусмотренных ст. 23.18 КоАП, в т. ч.: ч. 1 указанной статьи — 1463, ч. 2 — 21, ч. 3 — 227, ч. 4 — 0.

За указанный период зарегистрировано 92 преступления, предусмотренных ч. 2 ст. 427 УК.

Как следует из приведенной статистики, наибольшее количество выявленных административных правонарушений совершено по ч. 1 ст. 23.18 КоАП (представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики). Эта норма предусматривает за совершенное нарушение наказание в виде штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин.

Рассмотрим группы правонарушений, наиболее часто встречающиеся на практике.

Представление органам государственной статистики искаженных данных государственной статистической отчетности

Анализ сведений о привлечении к административной ответственности свидетельствует о том, что имеют место случаи искажения данных самых разных форм государственной статистической отчетности, установленных законодательством (формы 12-вэс (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг», 4-ф (средства) «Отчет о составе средств», 12-тэк «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов» и т. п.).

Пример 1

В государственной статистической отчетности по форме 4-ун «Отчет об объеме платных услуг населению» квартальной периодичности объем платных услуг населению за различные отчетные периоды 2014 г. был завышен организацией на 2 и 1,3 млн руб., а за соответствующие периоды предыдущего года — на 0,6 млн руб.

Пример 2

Организацией в государственной статистической отчетности по форме 12-тэк «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов» месячной периодичности были представлены искаженные данные.

Расход котельно-печного топлива был занижен: за январь 2014 г. — на 9 т условного топлива (на 33,3%); за январь—февраль — на 5 т условного топлива (на 39,1%); за январь—март — на 1 т условного топлива (на 4%). По расходу электрической энергии занижение составило: за январь—февраль 2014 г. — 12 тыс. кВт·ч (42,8%); за январь—март 2014 г. — 13 тыс. кВт·ч (38,2%) и т. п. Искажения данных указанной статистической отчетности были установлены по всем отчетным периодам.

Этой же организацией в государственной статистической отчетности по форме 4-тэк (топливо) «Отчет об остатках, поступлении и расходе топлива» завышалось количество поступивших дров, а также занижалось количество израсходованных дров.

Пример 3

Сельскохозяйственной организацией в государственной статистической отчетности по форме 12-сх (животноводство) «Отчет о состоянии животноводства» за январь—август 2014 г. были отражены данные о приросте молодняка, привесах крупного рогатого скота от выращивания, производстве и реализации молока, наличии коров молочного стада, фактически скошенных (убранных) площадях пшеницы, ячменя, овса, тритикале и валовом сборе ячменя, которые не соответствуют данным первичных бухгалтерских документов по учету продукции животноводства и растениеводства.

Пример 4

В форме государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду», представленной организацией в органы государственной статистики в установленные сроки, за январь—март, январь—май, январь—август 2014 г. в показатель «Фонд заработной платы работников списочного и несписочного состава и внешних совместителей» была ошибочно включена материальная помощь, оказываемая родителям при рождении ребенка, а также для подготовки детей-школьников к началу учебного года. За январь—сентябрь 2014 г. списочная численность работников в среднем за период была завышена на число работников, находящихся в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в результате ошибочных арифметических расчетов.

Непредставление органам государственной статистики государственной статистической отчетности

Наибольшее количество подобных нарушений в 2014 г. было связано с непредставлением государственной статистической отчетности по форме 12-г (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» при наличии в организации такой задолженности.

Несвоевременное представление органам государственной статистики государственной статистической отчетности

Подобные правонарушения имели место во многих организациях. Практика привлечения к административной ответственности свидетельствует о том, что средний размер штрафа, наложенного за правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 23.18 КоАП, в 2014 г. составлял 20 базовых величин.

Пример 5

Организацией была несвоевременно представлена государственная статистическая отчетность по форме 6-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в эксплуатацию объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» с периодичностью представления 8 раз в год. Срок ее представления в отдел статистики истек 10 ноября 2014 г., а представлена она была 11 ноября.

Также несвоевременно была представлена государственная статистическая отчетность по формам 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах» и 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов» месячной периодичности, срок представления которой истекал соответственно 25 и 29 сентября (отчеты были представлены 1 октября).

Пример 6

Организация не представила в органы государственной статистики государственную статистическую отчетность по форме 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах» к 25-му числу после отчетного периода. Отчетность была представлена только 29-го числа.

Повторные нарушения в течение одного года

По ч. 2 ст. 23.18 КоАП к административной ответственности привлекаются должностные и (или) иные уполномоченные лица за искажение данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.

Данная норма предусматривает наложение штрафа в размере от 100 до 200 базовых величин.

Пример 7

Предприятие повторно в течение года после наложения административного взыскания не представило в органы государственной статистики государственную статистическую отчетность по форме 12-г (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате».

Пример 8

Организация повторно в течение года после наложения административного взыскания представила в органы государственной статистики государственную статистическую отчетность по форме 12-г (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате», которая содержала искаженные статистические данные.

Пример 9

Предприятие повторно в течение года после наложения административного взыскания по ч. 1 ст. 23.18 КоАП несвоевременно представило в органы государственной статистики государственную статистическую отчетность по форме 12-г (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате».

Средний размер штрафа за правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 23.18 КоАП, в 2014 г. составлял 100 базовых величин.

Нарушения, связанные с представлением статистической информации государственным органам, не являющимся органами государственной статистики

По ч. 3 ст. 23.18 КоАП к административной ответственности привлекаются должностные и (или) иные уполномоченные лица за представление искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики. Указанные действия влекут наложение штрафа в размере от 20 до 80 базовых величин.

Как правило, перечисленные действия должностных лиц выявляются в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий и ведомственных проверок.

Пример 10

При проведении областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды плановой проверки предприятия был выявлен факт искажения данных, содержащихся в представленной государственной статистической отчетности по форме 1-вода (Минприроды) «Отчет об использовании воды».

Пример 11

Должностное лицо, ответственное за составление и представление государственной статистической отчетности, представило в областное управление по надзору за рациональным использование топливно-энергетических ресурсов такую отчетность по форме 4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства и других вторичных и возобновляемых энергоресурсов», содержащую искаженные данные. Это было обнаружено.

По ч. 4 ст. 23.18 КоАП к административной ответственности привлекаются должностные и (или) иные уполномоченные лица за повторное в течение одного года после наложения административного взыскания по ч. 3 ст. 23.18 КоАП представление искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики. В 2014 г. лица по данной части ст. 23.18 КоАП не привлекались, что обусловлено в т. ч. ограничениями, установленными Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (в ред. от 06.05.2015) в части периодичности проведения плановых проверок.

Уголовные преступления, связанные с искажением данных государственной статистической отчетности

Как отмечалось ранее, за внесение должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделку документов, либо составление и выдачу заведомо ложных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности с целью искажения данных государственной статистической отчетности, предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 427 УК.

Корыстная или иная личная заинтересованность, которая выражается в стремлении создать видимость благополучного положения на предприятии, желании избежать привлечения к дисциплинарной и иной ответственности, увольнения с занимаемой должности за невыполнение прогнозных показателей и т. п., является основанием для привлечения должностного лица не к административной, а к уголовной ответственности.

Пример 12

Бригадир производственной бригады внесла заведомо ложные сведения в официальные документы (акты на выбытие животных и птицы, отчет о движении скота и птицы) с целью сокрытия падежа 8 голов молодняка.

Пример 13

Главный бухгалтер организации из личной заинтересованности внесла в отчет о состоянии расчетов по форме 12-ф (расчеты) ложные сведения об отсутствии просроченной кредиторской задолженности по заработной плате работникам, которая на самом деле имела место, во избежание проведения разбирательства по факту невыплаты заработной платы и последующего привлечения к административной ответственности.

Выводы

1. Государственное статистическое наблюдение осуществляется в целях формирования сводной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны, в связи с чем законодательством Республики Беларусь установлены унифицированные формы и единый порядок составления и представления статистической отчетности.

2. Ответственность за представление статистической информации несет руководитель организации, ее филиала и представительства либо уполномоченное его приказом (распоряжением) и (или) должностной инструкцией лицо.

3. Законодательством Республики Беларусь в зависимости от намерений лиц, допустивших нарушения порядка составления государственной статистической отчетности и представления ее в органы государственной статистики, предусмотрена за них административная или уголовная ответственность.

4. Лицо, виновное в представлении искаженных данных государственной статистической отчетности, ее несвоевременном представлении или непредставлении, привлеченное к административной или уголовной ответственности, одновременно привлекается и к дисциплинарной ответственности.

5. От достоверности первичных статистических данных зависит надежное функционирование системы сбора, обработки, обобщения, накопления, хранения, защиты, представления, распространения и использования статистических данных (информации) об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь.

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 12 (150), декабрь 2015 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.