Пенсия за выслугу лет фармацевтам
Не засчитали в льготный медицинский стаж работу фармацевтом ЦРБ
Здравствуйте! Очень надеюсь на квалифицированную помощь и ответ!Мне не засчитали в льготный медицинский стаж когда я работала фармацевтом в ЦРБ(именно такая запись в трудовой книжке) в период с 03.08.1987г по 13.02.1992 год(в этот период находилась в декретном отпуске по беременности и родам с 07.03.1988 по09.07.1988г,в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 10.07.1988 по01.11.1989 г, в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 02.11.1989 г. по31.08 1990 г.т.к.эти отпуска приходились на период моей работы фармацевтом ЦРБ). с 14.02.1992 года и по настоящее время работаю медсестрой (имеется диплом медсестры)в поликлинике в сельской местности. общий стаж в данной ЦРБ с 03.08.1987 года. Обратилась в суд, там не засчитали работу фармацевтом в ЦРБ, обязали отработать эти года.и гдето в апреле 2015 года можно будет оформляться на льготную пенсию(Стаж будет 25 лет) Правомерно ли мне отказали в льготном стаже, ведь было постановление СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397″ О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» с изменениями от 03.08.1972 г. там есть п.2 Аптечные учреждения (аптечные пункты при больницах) -фармацевты,занятые изготовлением лекарств, занятые контролем за изготовлением и отпуском лекарств. Я занималась отпуском готовых лекарств в отделения ЦРБ, как почти все фармацевты, работающие в то время при ЦРБ. Самого названия Аптека раньше не было, она стала так называться только 3 или 4 года назад. А в период моей работы просто была должность фармацевт ЦРБ.Подскажите,пожалуйста,как мне быть, что делать и не отменят ли медицинский льготный стаж в сельской местности 25 лет в 2015 ( май месяц)году когда мне нужно будет с этим вопросом, обращаться в пенсионный фонд,в связи с пенсионной реформой. Большое спасибо!
Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:
Сегодня мы уже ответили на 553 вопроса .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.
Юристы уже работают над вопросом.
Похожие вопросы
Зачисляется ли в льготный медицинский стаж работа в детских яслях на должности групповой медицинской сестры. Работала в 1983г
Засчитывается ли работа на 0,5 ставки в льготный медицинский стаж?
Льготный медицинский стаж
Почему не входит в льготный мед. Стаж работы декретный отпуск?
Работа врачом в частной клинике не учитывается в медицинский стаж
Пенсия за выслугу лет фармацевтам
Ответ: В соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. от 19.12.2016) имеют право на досрочную пенсию независимо от достигнутого возраста лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время в указанных целях применяются «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения», а также «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения», утвержденные Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009). Указанный выше Список не содержит должностей фармацевт либо провизор. Таким образом, для фармацевтов и провизоров досрочная (по выслуге лет) страховая пенсия законодательством не предусмотрена.
НТМ — Новини Твого Мiста
Может ли фармацевт уйти на пенсию по выслуге лет? Если да, то какие для этого должны быть условия?
Нина Ивановна
Условием для назначения пенсии за выслугу лет является наличие специального стажа работы на должностях и в учреждениях не менее 25 лет. Это установлено статьей 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» .
Перечень заведений и учреждений образования, здра-воохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 г . № 909 (с последующими изменениями). Перечнем предусмотрены провизоры, фармацевты (независимо от наименования должностей), лаборанты, работающие в аптеках, аптечных киосках, аптечных магазинах, контрольно — аналитических лабораториях.
Перечень провизорских должностей в учреждениях здравоохранения и Перечень должностей младших специалистов с фармацевтическим образованием (фармацевтов) в учреждениях здравоохранения утверждены приказом Министерства здравоохранения Украины 28 октября 2002 г № 385.
При этом, правом на пенсию за выслугу лет пользуются работники не всех фармацевтических (аптечных ) учреждений, а только те, которые прямо указаны в Перечне.
В частности, фармацевты аптечных баз (складов) право на пенсию за выслугу лет не имеют .При этом работа по специальности в заведениях, учреждениях и на должностях до 1 января 1992 г ., которая давала право на пенсию за выслугу лет в соответствии с ранее действующим законодательством засчитывается в стаж для назначения пенсии за выслугу лет.
Следовательно, для определения права на зачисление в специальный стаж определенного периода работы необходимо, чтобы человек работал в учреждениях и на должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет. В случае, если из записей трудовой книжки невозможно сделать такой вывод, в управление Пенсионного фонда дополнительно предоставляется уточняющая справка заведения (учреждения). Также при решении этого вопроса могут быть рассмотрены другие документы (Положение об учреждении, структуре, штатные расписания, аккредитационный сертификат и т.п.) .
Работа по специальности в заведениях, учреждениях и на должностях, предусмотренных указанным перечнем, дает право на пенсию независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности заведений и учреждений.
Итак, провизоры, фармацевты (независимо от наименования должностей), лаборанты, работающие в частных аптеках, аптечных киосках, аптечных магазинах, контрольно-аналитических лабораториях, также пользуются правом выхода на пенсию за выслугу лет, как указанные работники государственных учреждений.
Задайте СВОЙ вопрос нашему специалисту. Ответ вскоре будет опубликован в этом разделе и на страницах «Проспекта Трубников».
Пенсия по выслуге лет фармацевтических работников
Может ли фармацевтический работник в сельской местности рассчитывать на пенсию по выслуге лет? Стаж работы фармацевтом в аптеке 35 лет.
6 ответов на вопрос от юристов 9111.ru
Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная (льготная) пенсия по старости медицинским работникам может быть назначена досрочно лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Список должностей медицинских работников (работников здравоохранения) и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
—вашу консультацию нужно готовить обращайтесь на платной основе. адрес внизу ответа.
Может. Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста производится лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.
Согласно Постановления Совета Министров СССР от 17.12.59 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», подлежащего применению в возникшем пенсионном споре, в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения включался период работы в аптеках, отделениях аптек и аптечных пунктах (в том числе при больницах, поликлиниках, санаториях и т. д.) в качестве фармацевтов, занятых изготовлением лекарств или занятых контролем за изготовлением и отпуском лекарств. Настоящее Постановление утратило силу с 1 октября 1993 года.
С учетом того, что указанный нормативный акт утратил свою юридическую силу с 1 октября 1993 года, в медицинский стаж подлежит включению период работы фармацевтом по 30 сентября 1993 года.
Если по основанию:лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста То необходимо принимать во внимание следующее:
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 декабря 2012 г. N 30
О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРАВ ГРАЖДАН НА ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ .
17. При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Добрый день Татьяна, Списком работ, профессий, должностей и учреждений работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, не предусмотрены такие учреждения как аптеки и такие должности как фармацевт, поэтому права на досрочную пенсию эти работники не имеют.
К сожалению, нет.
В России под фармацевтом понимают специалиста со средним фармацевтическим образованием, закончившим колледж или училище.
Прови?зор (лат. pro — «пред» visor — «вижу», предвидящий, заготавливающий) — это специалист с высшим фармацевтическим образованием, работающий в сфере производства, хранения и продажи лекарственных препаратов. Провизором называют аптечного работника с высшим фармацевтическим образованием, в отличие от фармацевта, который должен иметь среднеспециальное образование.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, трудовая пенсия по старости устанавливается независимо от их возраста.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 (в редакции постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. №449) должность «провизор», «фармацевт» не предусмотрена с вытекающими отсюда правовыми последствиями в части досрочного пенсионного обеспечения.
Пенсия за выслугу лет — профессиональное право фармацевтических работников
Кто имеет право на пенсию за выслугу лет?
Право на льготные условия пенсионного обеспечения медицинских и фармацевтических работников закреплено в ст. 77 Основ законодательства о здравоохранении.
В п. «е» ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» сказано, что право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста имеют в том числе работники здравоохранения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Правительством. Перечень учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее — Перечень), утвержден постановлением КМУ от 04.11.1993 г. № 909. Согласно этому Перечню в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, засчитывается период работы в должности провизора, фармацевта (независимо от названия должности), лаборанта в аптеке, аптечном киоске, аптечном магазине, контрольно-аналитической лаборатории. При этом работа по специальности в учреждениях и должностях, указанных в Перечне, дает право на пенсию независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности таких учреждений.
Так, провизоры, фармацевты (независимо от названий должностей), лаборанты, работающие в частных аптеках, аптечных киосках, аптечных магазинах, контрольно-аналитических лабораториях, имеют право выхода на пенсию по выслуге лет, как и работники государственных учреждений.
По словам наших читателей, бывают случаи, когда должностные лица Пенсионного фонда Украины отказываются признавать должность заведующего аптечным учреждением как подпадающую под действие постановления КМУ № 909 и, как следствие, отказывают в оформлении пенсии за выслугу лет. Мы, в свою очередь, хотим напомнить, что согласно приказу МЗ от 29.03.2002 г. № 117, которым утверждены квалификационные характеристики профессий работников здравоохранения, квалификационными требованиями к заведующему аптечным учреждением являются:
- полное высшее образование (специалист, магистр) по направлению подготовки «Фармация», специальность «Фармация»;
- прохождение интернатуры по специальности «Провизор общего профиля» с последующей специализацией по специальности «Провизор-организатор»;
- повышение квалификации (курсы усовершенствования, стажировка, предаттестационные циклы и т.д.);
- наличие сертификата провизора-специалиста и удостоверения о присвоении (подтверждении) квалификационной категории по этой специальности;
- стаж работы по специальности — не менее 5 лет.
Согласно Лицензионным условиям осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами (далее — Лицензионные условия) должности заведующих, заместителей заведующих аптеками, аптечными складами (базами) могут замещаться только работниками, имеющими дипломы учебных заведений III–IV уровней аккредитации и соответствующими требованиям, которые установлены п. 4.1 Лицензионных условий. В аптеках, расположенных в сельской местности, должности заведующих, заместителей заведующих могут занимать лица, имеющие дипломы учебных заведений I–II уровней аккредитации.
То есть, из вышеприведенного можно сделать вывод, что данную должность может занимать именно провизор, что, в свою очередь, подпадает под действие постановления КМУ № 909. В этом документе четко указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют в том числе провизоры, независимо от названия должности.
Подача и оформление документов для назначения пенсии за выслугу лет
Порядок подачи и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий утвержден постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 25.11.2005 г. № 22-1. Согласно этому документу к заявлению о назначении пенсии за выслугу лет следует прилагать справку о присвоении заявителю идентификационного номера; документы о месте проживания (регистрации); ходатайство (направление) о досрочном выходе на пенсию; документы, подтверждающие выполнение работы, дающей право на назначение такого вида пенсии.
При этом орган, назначающий пенсию, оказывает помощь в получении документов, недостающих для назначения пенсии, имеет право требовать от предприятий, учреждений и организаций, физических лиц дооформления в трехмесячный срок со дня подачи заявления дополнительных документов, а также (при необходимости) проверять обоснованность их выдачи.
Обращаем внимание на то, что пенсии за выслугу лет назначаются при увольнении с работы, которая дает право на этот вид пенсии. В случае зачисления после назначения пенсии за выслугу лет на работу, дающую право на этот вид пенсии, выплата пенсии прекращается и возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с работы.
Аккредитация аптечного учреждения vs пенсия за выслугу лет
При оформлении работником аптечного учреждения пенсии за выслугу лет должностные лица Пенсионного фонда Украины требуют предоставить справку о прохождении аптечным учреждением аккредитации. При этом они руководствуются письмом Министерства труда и социальной политики Украины от 10.02.2004 г. № 03-2/18-02-6 «О начислении в стаж работы, который дает право на пенсию за выслугу лет, периода работы на должностях провизоров, фармацевтов в негосударственных аптеках». Министерство юстиции Украины, в свою очередь, письмом от 28.04.2011 г. № 3915-0-4-11/101 сообщило, что письма — это служебная корреспонденция, они не являются нормативно-правовыми актами, а могут лишь носить разъяснительный, информационный и рекомендательный характер и не должны содержать новых правовых норм, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер. Такие правовые нормы должны быть изложены исключительно в нормативно-правовом акте, утвержденном соответствующим распорядительным документом, согласованном с заинтересованными органами и зарегистрированном в органах юстиции в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации нормативно-правовых актов. В случае установления письмами новых правовых норм они подлежат отзыву с мест применения органом, который их выдал, и отмене.
Требуя аккредитационный сертификат, должностные лица Пенсионного фонда Украины руководствуются также приказом МЗ от 28.10.2002 г. № 385 «Об утверждении перечней учреждений здравоохранения, врачебных, провизорских должностей и должностей младших специалистов с фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения». Так, если название фармацевтического учреждения (независимо от формы собственности), которое указано в трудовой книжке (лицензии на осуществление хозяйственной деятельности), не отвечает Перечню учреждений здравоохранения, аккредитационный сертификат является обязательным документом для определения права на пенсию за выслугу лет, поскольку в соответствии с данным сертификатом определяется название фармацевтического (аптечного) учреждения.
Напомним, что 17.12.2012 г. Правительство приняло постановление № 1216 относительно внесения изменений в Порядок государственной аккредитации учреждений здравоохранения. Виталий Пашков, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой частного права Полтавского юридического института Национального университета «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», проанализировал последствия введения аккредитации аптек для их работников. В течение 2 лет после вступления в силу постановления КМУ № 1216 аккредитация фармацевтических (аптечных) учреждений осуществляется на добровольных началах согласно поданному ими заявлению. По мнению В. Пашкова, если раньше разъяснение Министерства труда и социальной политики Украины № 03-2/18-02-6 можно было не принимать во внимание из-за отсутствия нормативно-правовых актов, регламентирующих аккредитацию аптечных учреждений, то сегодня это разъяснение является актуальным, несмотря на так называемую добровольность. Таким образом, аптечное учреждение может не проводить аккредитацию, однако возможным последствием в таком случае может стать неучтение должностными лицами Пенсионного фонда Украины указанного периода в специальный стаж работы работников.
Возможным решением сложившейся проблемы могла бы послужить отмена аккредитации аптечных учреждений. Соответствующий законопроект «О внесении изменения в статью 16 Основ законодательства Украины о здравоохранении (относительно аккредитации аптечных учреждений)» был принят за основу еще 9 октября минувшего года. Он предусматривает дополнение ст. 16 Основ законодательства Украины о здравоохранении Украины положением, согласно которому не подлежат аккредитации аптечные учреждения, осуществляющие деятельность на основании соответствующей лицензии. Однако лучше было бы, если бы предложенная поправка выглядела следующим образом: «Не подлежат аккредитации аптечные учреждения» без словосочетания «, осуществляющие деятельность на основании соответствующей лицензии», поскольку отсутствие лицензии на осуществление розничной торговли аптечными учреждениями делает невозможным осуществление данного вида хозяйственной деятельности. Такое мнение было изложено в рамках подготовленного нами юридического заключения к законопроекту № 2226.
Судебная практика
Решение должностных лиц Пенсионного фонда Украины об отказе в оформлении пенсии за выслугу лет может быть обжаловано в порядке административного судопроизводства. В связи с этим судебная практика имеет в своем арсенале как выигрышные, так и проигрышные дела работников аптечных учреждений, выступивших в качестве истцов к территориальным органам Пенсионного фонда Украины.
Так, в Хмельницкий горрайонный суд Хмельницкой области обратился работник аптечного учреждения с иском к управлению Пенсионного фонда Украины в г. Хмельницкий, которое отказало ему в назначении пенсии за выслугу лет. Ответчик объяснил это тем, что период работы фармацевтом в Хмельницкой областной фирме «Фармация» засчитать в стаж выслуги лет невозможно, поскольку необходимы были подтверждающие документы (устав, положение). Изучив материалы, суд постановлением от 21.12.2012 г. по делу № 2218/20656/2012 удовлетворил административный иск и признал противоправными действия управления Пенсионного фонда Украины в г. Хмельницкий по отказу в назначении пенсии за выслугу лет и обязал назначить пенсию.
9 февраля 2012 г. Львовский апелляционный административный суд оставил без изменений постановление Тячевского районного суда Закарпатской области от 30.09.2009 г. по делу № 2а-2970/09 о признании противоправным решения управления Пенсионного фонда Украины в Тячевском районе и обязательстве назначить пенсию за выслугу лет. Так, еще в августе 2009 г. работница аптечного учреждения обратилась в суд с административным иском к управлению Пенсионного фонда Украины в Тячевском районе о признании противоправным решения о неназначении ей пенсии за выслугу лет. В представленной апелляционной жалобе управление Пенсионного фонда Украины в Тячевском районе просило указанное постановление отменить и принять новое, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Требования обосновывалось тем, что истец надлежащим образом не подтвердила наличие у нее стажа работы для назначения пенсии за выслугу лет. На момент обращения истца в управление Пенсионного фонда стаж работы составлял всего 22 года, поскольку документ об аккредитации аптечного учреждения не был подан. Руководствуясь действующим законодательством Украины, Львовский апелляционный административный суд оставил без удовлетворения апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Украины в Тячевском районе.
Таким образом, Вы можете обжаловать решение Пенсионного фонда Украины о неназначении пенсии за выслугу лет в порядке административного судопроизводства. Для этого обеспечьте доказательства противоправного отказа — письменный отказ пенсионного отдела о назначении пенсии за выслугу лет и наличие документов, подтверждающих Ваш трудовой стаж.
Пенсия за выслугу лет фармацевтическим работникам: кому, как и когда?
Последняя официальная позиция Пенсионного фонда Украины
По данному вопросу есть официальная позиция Пенсионного фонда Украины, который еще зимой 2014 г. предоставил разъяснение касательно него:
«Условием для назначения пенсии за выслугу лет является наличие специального стажа работы в должностях и в учреждениях не менее 25 лет. Это установлено статьей 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении».
Перечень учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 г. № 909 (далее — Перечень).
В перечне указаны провизоры, фармацевты (независимо от наименования занимаемых ими должностей), лаборанты, которые работают в аптеках, аптечных киосках, аптечных магазинах, контрольно-аналитических лабораториях.
Перечень провизорских должностей в учреждениях здравоохранения и перечень должностей младших специалистов с фармацевтическим образованием (фармацевтов) в учреждениях здравоохранения утверждены приказом МЗ Украины от 28.10.2002 г. № 385.
При этом правом на пенсию за выслугу лет пользуются работники не всех фармацевтических (аптечных) учреждений, а только те, которые прямо указаны в Перечне.
В частности, фармацевты аптечных баз (складов) права на пенсию за выслугу лет не имеют.
При этом работа по специальности в учреждениях и в должностях до 1 января 1992 г., которая давала право на пенсию за выслугу лет в соответствии с ранее действующим законодательством, засчитывается в стаж для назначения пенсии за выслугу лет.
Следовательно, для определения права на зачисление в специальный стаж определенного периода работы необходимо, чтобы человек работал в учреждениях и в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет. В случае, если из записей трудовой книжки невозможно сделать такой вывод, в районное (городское) управление Пенсионного фонда дополнительно предоставляется уточняющая справка учреждения. Также при решении этого вопроса могут быть рассмотрены другие документы (Положение об учреждении, структуре, штатное расписание, аккредитационный сертификат и т.п.).
Работа по специальности в учреждениях и в должностях, предусмотренных указанным Перечнем, дает право на пенсию независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений.
Итак, провизоры, фармацевты (независимо от наименования занимаемых ими должностей), лаборанты, которые работают в частных аптеках, аптечных киосках, аптечных магазинах, контрольно-аналитических лабораториях, также пользуются правом выхода на пенсию за выслугу лет, как и указанные работники государственных учреждений», — говорится в разъяснении Пенсионного фонда Украины.
Условия для начисления пенсии за выслугу лет
Отметим, что в связи с изменениями законодательства Украины разъяснение Пенсионного фонда Украины частично утратило актуальность.
В частности, изменились положения статьи 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении».
Так, до 1 января 2016 г. и мужчины, и женщины выходили на пенсию за выслугу лет независимо от возраста. Условием для этого было наличие необходимого (25 лет) специального стажа работы, и такая пенсия назначалась при условии увольнения с должности, которая давала право на пенсию за выслугу лет.
С 1 января 2016 г. для них установлен пенсионный возраст — от 50 до 55 лет (в зависимости от даты рождения фармацевтического работника). При этом и женщинам, и мужчинам установлен единый возраст выхода на пенсию. Пенсионный возраст увеличивается постепенно. В частности, лица с датой рождения до 30 июня 1966 г. будут выходить на пенсию за выслугу лет по достижении 50-летнего возраста; родившиеся в период с 1 июля по 31 декабря 1966 г. право на такую пенсию будут иметь в возрасте 50 лет 6 мес, а с 1 января по 30 июня 1967 г. — по достижении 51-летнего возраста и т.д. Лица, родившиеся после 1 января 1971 г., будут иметь право на пенсию за выслугу лет по достижении 55 лет.
Пенсии за выслугу лет назначаются при достижении указанного пенсионного возраста и при наличии следующего специального стажа:
- с 1 апреля 2015 г. по 31 марта 2016 г. — 25 лет 6 мес;
- с 1 апреля 2016 г. по 31 марта 2017 г. — 26 лет;
- с 1 апреля 2017 г. по 31 марта 2018 г. — 26 лет 6 мес;
- с 1 апреля 2018 г. по 31 марта 2019 г. — 27 лет;
- с 1 апреля 2019 г. по 31 марта 2020 г. — 27 лет 6 мес;
- с 1 апреля 2020 г. по 31 марта 2021 г. — 28 лет;
- с 1 апреля 2021 г. по 31 марта 2022 г. — 28 лет 6 мес;
- с 1 апреля 2022 г. по 31 марта 2023 г. — 29 лет;
- с 1 апреля 2023 г. по 31 марта 2024 г. — 29 лет 6 мес;
- с 1 апреля 2024 г. или после этой даты — 30 лет.
В то же время, если фармацевтический работник имеет по состоянию на 1 апреля 2015 г. стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет, — 25 лет, а на 31 декабря 2015 г. — 25 лет 6 мес, такую пенсию ему назначат независимо от возраста при условии увольнения с работы, дающей право на пенсию за выслугу лет.
Таким образом, для оформления пенсии за выслугу лет провизорам и фармацевтам необходимо достичь указанного пенсионного возраста и иметь определенный законом специальный стаж.
Как указано выше, для определения права на пенсию за выслугу лет Пенсионный фонд Украины руководствуется постановлением Кабинета Министров Украины № 909, которым установлен перечень учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Так, право на пенсию за выслугу лет имеют провизоры, фармацевты (независимо от наименования должностей) и лаборанты, которые работают в аптеках, аптечных киосках, аптечных магазинах и контрольно-аналитических лабораториях. Работа по специальности в учреждениях и в должностях, предусмотренных Перечнем, дает право на пенсию независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений.
Определяя право на назначение пенсии за выслугу лет, органы Пенсионного фонда Украины руководствуются также нормами других законов, постановлений Правительства, приказов министерств и ведомств. Это касается, например, вышеупомянутого приказа МЗ Украины № 385, в котором, однако, в перечне фармацевтических (аптечных) учреждений не указан аптечный пункт как структурное подразделение аптеки.
Если предприятия, учреждения, организации или их правопреемники расположены на временно оккупированной территории Украины или в районах проведения антитеррористической операции, специальный трудовой стаж может подтверждаться по данным, имеющимся в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования.
Также при решении этого вопроса могут быть рассмотрены другие документы (положение об учреждении, структуре, штатное расписание, аккредитационный сертификат и т.п.).
Тем не менее, как показывает практика, не все фармацевтические работники могут оформить пенсию за выслугу лет. Есть случаи, когда сотрудники Пенсионного фонда отказывают фармацевтическим работникам, которые работают в аптечных пунктах и на аптечных складах, в оформлении такой пенсии, ссылаясь на то, что такие учреждения не включены в Перечень.
— К сожалению, да. По поводу этой проблемы мы получаем очень много писем из регионов Украины. Это связано с тем, что действующий Перечень учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, не содержит указанных выше аптечных учреждений. Зато Перечень включает аптечные киоски, существование которых в соответствии с Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами прекращено еще 29 декабря 2012 г. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено определение термина «аптечный магазин». Зато фармацевтическим работникам, работающим в таких магазинах, пенсия за выслугу лет предусмотрена.
— Во-первых, Перечень требует приведения его в соответствие с действующим законодательством Украины. В связи с этим еще зимой 2016 г. Всеукраинская фармацевтическая палата выступила с инициативой дополнить его, а также пункт 3 Перечня учреждений здравоохранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Украины от 28.10.2002 г. № 385, вышеуказанными аптечными учреждениями с целью защиты права фармацевтических работников на оформление и начисление пенсии за выслугу лет. С соответствующим письмом мы обращались к Александре Павленко, на то время первому заместителю министра здравоохранения.
Данный вопрос поднимался во время заседания экспертной группы по дерегуляции фармацевтического рынка при Министерстве здравоохранения Украины. Получив тогда поддержку от ее участников, мы планировали подготовить соответствующие проекты изменений с целью дальнейшего направления для ознакомления участникам экспертной группы и общественного обсуждения. Однако с уходом А. Павленко с занимаемой должности работа экспертной группы остановилась и по сей день не возобновлена. Поэтому, к сожалению, процесс решения проблемы пока поставлен на паузу.
Нужен ли аккредитационный сертификат аптеки для оформления пенсии за выслугу лет?
Часто фармацевтические работники спрашивают, обязательно ли предоставлять в Пенсионный фонд аккредитационный сертификат аптеки для оформления пенсии за выслугу лет, учитывая, что на сегодня аккредитация аптек является добровольной.
Требуя аккредитационный сертификат, сотрудники Пенсионного фонда руководствуются, кроме прочего, приказом МЗ Украины № 385. Если название аптечного учреждения (независимо от формы собственности), которое указано в трудовой книжке (лицензии на осуществление хозяйственной деятельности), не отвечает Перечню учреждений здравоохранения, аккредитационный сертификат является обязательным документом для определения права на пенсию за выслугу лет, поскольку в соответствии с данным сертификатом определяется название аптечного учреждения.
То есть аптечное учреждение может не проводить аккредитацию, однако возможным последствием в таком случае может стать неучтение должностными лицами Пенсионного фонда Украины указанного периода в специальный стаж работы работников.
Засчитывается ли период обучения в высшем учебном заведении в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет?
Ответ на схожий вопрос размещен на сайте Главного управления Пенсионного фонда Украины в Черновицкой обл. еще в мае прошлого года и касается медицинских работников.
Среди прочего, в сообщении речь идет о том, что время обучения в профессионально-технических учебных заведениях, высших учебных заведениях в специальный стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет не засчитывается.
Учитывая, что законодательством установлены одинаковые требования для назначения пенсии за выслугу лет как медицинским, так и фармацевтическим работникам, очевидно, что это также распространяется на последних.