Заявление о прохождении аттестации экстерном
Ответы на вопросы
Поступил в 2016 году на заочную форму обучения. Подписал согласие на обучение по индивидуальному учебному плану. Имею диплом о среднем профессиональном образовании по профилю обучения. Срок обучения — 5 лет, меня зачислили на 2 курс с 4-летним сроком обучения. Обучение проводится с использованием дистанционных технологий (обучаюсь из дома через электронный кабинет). Теоретическое обучение, текущую и промежуточную аттестацию прошел с опережением календарного учебного графика. Имею ли я право досрочно завершить курс обучения и досрочно защитить выпускную квалификационную работу и получить диплом? В ВУЗе отказывают в этом.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Таким образом, на сегодняшний день не существует единых норм и правил по индивидуальной программе обучения. Каждым ВУЗом такие нормы устанавливаются самостоятельно.
Добрый день, уважаемые коллеги! Подскажите, может ли обучающийся, достигший 18 лет, не освоивший программу основного общего образования, написать заявление по собственному желанию об отчислении его из образовательной организации? Может ли он быть отчислен? Спасибо!
Досрочное отчисление из школы возможно только по основаниям, перечисленным в статье 61 Закона «Об образовании в РФ»:
1) по инициативе обучающегося или его родителей, например при переводе в другую школу;
2) по инициативе школы, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
3) в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, обязаны ли общеобразовательные организации приобретать контурные карты по истории и географии для учащихся за счет субвенции.
На данный момент все еще не сложилось однозначного мнения по данному вопросу.
Мне (преподавателю школы) в расписании поставили 6 уроков подряд без моего согласия. На мои требования предоставить перерыв на обед, администрация школы ссылается на приказ МИНОБРНАУКИ № 536. Но тогда должны быть созданы условия для того, чтобы человек смог пообедать в школе. Ничего этого нет. Подскажите, кто прав и как быть
В соответствии со ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут. Такой перерыв на практике получил название «обед» или «обеденный перерыв». Его длительность должна определяться исходя из конкретных условий с учетом специфики деятельности работодателя и существующей организации питания работников. Конкретная продолжительность обеда устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
Здравствуйте. Я работаю в техникуме. Наш техникум осуществляет обучение по программам профессиональной подготовки выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида. Обучение очное, за счет средств бюджета субъекта РФ. Один из обучающихся с ОВЗ планирует в этом году закончить обучение по одной профессии и на следующий год поступать вновь для обучения по другой профессии. Имеем ли мы право принять его на повторное обучение по программе профессиональной подготовки за счет средств бюджета субъекта РФ при наличии вакантных мест? Имеет ли в данном случае значение статус инвалида или лица с ограниченными возможностями здоровья? Имеет ли значение, что при выпуске из техникума и на момент, когда он планирует повторное поступление, обучающийся еще не достигнет возраста 18 лет?
Согласно положениям п. 3 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. К сожалению, никакого исключения для граждан с ограниченными возможностями, нет.
Добрый день! Подскажите пожалуйста, к какой образовательной услуги согласно Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 относится обучение по охране труда, пожарно-технический минимум, обучение по промышленной безопасности и оказание первой помощи пострадавшим на производстве. С уважением, Шаров Сергей Владимирович
Реализация образовательных программ осуществляется в соответствии с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации. Таким образом, для того, чтобы определить, к какой конкретно образовательной услуге относится то или иное направление, следует дать больше информации об образовательной программе.
Добрый день, подскажите, пожалуйста, как юридически грамотно следует поступать в ситуациях, когда обучающийся (студент) меняет форму и направление обучения — заключать дополнительное соглашение к договору или новый договор. Вопрос возникает в связи с тем, действующим законодательством предусмотрено «» увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается. «, а при смене формы обучения или направления подготовки стоимость увеличивается в некоторых случаях. Будет ли правомерно заключить доп. соглашение о расторжении действующего договора по соглашению сторон и заключить новый на оставшийся период обучения с новыми существенными условиями? Львович Елена Ароновна
В соответствии с п. 2. ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).
Добрый день! Согласно статье 41 ФЗ «Об образовании» педагогические работники должны пройти обучение навыкам оказания первой помощи. Может ли медицинский работник, имеющий среднее профессиональное образование, не работающий в медицинском учреждении, проводить обучение по оказанию первой помощи? Данный медицинский работник работает в учреждении дополнительного профессионального образования. Спасибо!
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 313-ФЗ в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, которые устанавливают, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи (ч. 11 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Порядок такого обучения законом или подзаконными актами, разъяснениями или письма Министерства образования и науки Российской Федерации не установлен.
После проверки, нам было выдано предписание о включении в список документов при приеме — копии паспортов двух родителей. Подскажите, пожалуйста, вправе ли организация запрашивать копии паспортов родителей, если в Законе об образовании в Российской Федерации написано, что прием осуществляется по заявлению родителей при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность? МБДОУ «Д/с № 1»
Правила приема в образовательные учреждения дошкольного образования регулируются Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования». П. 9 указанного документа устанавливает, что прием граждан осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя).
Заявления о зачислении ребёнка в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации
Руководителю МАОУ «Основная общеобразовательная школа №» г. Перми
ФИО руководителя
Адрес:
ФИО родителя,
родителя несовершеннолетнего ФИО (г.р.)
место проживания:
1 сентября 2016 г., в соответствии с положениями ст. 17 ч. 1 и 3, ст. 44 ч. 3 пункты 1 и 3, ст. 63 ч. 4 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для нашего несовершеннолетнего ребенка ФИО ребенка (г.р.) была выбрана форма получения общего образования в форме семейного образования. В соответствующий орган управления образования направлено уведомление о данном выборе в соответствии с требованиями ст. 63 ч. 5 указанного Федерального закона.
В связи с этим, на основании ст. 17 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п. 9, ст. 34 ч. 3, ст. 57 ч. 2 и ч. 3 указанного Федерального закона, прошу:
- зачислить моего ребенка в 1 класс руководимой Вами общеобразовательной организации в качестве экстерна для прохождения промежуточной и/или государственной итоговой аттестации, издав соответствующий распорядительный акт;
- организовать аттестацию моего ребенка экстерном в соответствии с действующими нормативными правовыми актами в области образования.
В соответствие с Постановлением Правительства Пермского края от 17.09.2013 № 1224-п «Об утверждении Порядка предоставления компенсации затрат родителям (законным представителям) на получение обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в Пермском крае» прошу предоставить мне денежную компенсацию в размере 80% расчетного показателя расходов на образование 1 учащегося в год на соответствующей ступени обучения, установленного нормативным правовым актом Пермского края.
Реквизиты счета ФИО родителя
Подпись: _________________ (ФИО родителя) Дата
ФИО, должность, подпись работника школы, принявшего данное заявление:
Заявление о прохождении аттестации экстерном
*оригинал документа, удостоверяющего личность совершеннолетнего гражданина
*оригинал документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) несовершеннолетнего гражданина
*оригинал свидетельства о рождении ребёнка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающихся)
*документы (при их наличии), подтверждающие освоение общеобразовательных программ (справка об обучении в образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего, справка о промежуточной аттестации в образовательной организации, документ об основном общем образовании)
*могут быть предоставлены документы за период, предшествующий обучению в форме самообразования, семейного образования, в образовательных организациях иностранных государств
*при отсутствии личного дела, ГБОУ школа №106 оформляет личное дело на время прохождения аттестации
2.3. Результаты освоения экстерном учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих на основании лицензии образовательную деятельность, засчитываются.
2.4. Срок подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации экстерном, а также формы прохождения промежуточной аттестации устанавливает ГБОУ школа №106. Срок подачи заявления для прохождения государственной итоговой аттестации не может быть менее трёх месяцев до её начала.
2.5. При приёме заявления администрация школы знакомит экстерна, родителей (законных представителей) несовершеннолетних экстернов с лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, Уставом, настоящим Положением, положением о порядке и формах проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, образовательной программой.
2.6. Директор школы издаёт приказ о зачислении экстерна в ГБОУ школу №106 для прохождения аттестации, в котором устанавливаются сроки и формы промежуточной аттестации. Копия приказа хранится в личном деле экстерна.
2.7. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или непрохождение промежуточной аттестации в сроки, определённые приказом, при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Родители (законные представители) несовершеннолетнего экстерна при поддержке школы обязаны создать условия для ликвидации промежуточной задолженности и обеспечить контроль за своевременностью её ликвидации.
2.8. Экстерны, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые школой, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни экстерна.
Положение о промежуточной и государственной аттестации 2016
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧОУ «Школа Экспресс»
___________ О.Д. Владимирская
«___» ________________ 2016 г.
Приказ №_____
«___» ________________ 2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим Советом
«___» ________________ 2016 г.
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКСТЕРНОВ
В ЧОУ «ШКОЛА ЭКСПРЕСС» САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Санкт-Петербург
2016 г.
- 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- 1.В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» лица, осваивающие основную образовательную программу » форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и (или) государственную итоговую аттестацию (далее — аттестация) в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе (далее − образовательная организация).
- 2.Экстерны − лица, зачисленные в образовательную организацию для прохождения аттестации.
- 3.В ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга проходят экстерном аттестацию лица, не имеющие начального общего, основного общего или среднего общего образования.
- 4.При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе: пользование учебной литературой из библиотечного фонда ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга, посещение лабораторных и практических занятий, участие в различных олимпиадах и конкурсах.
- 5.Экстерн имеет право получать необходимые консультации не менее 2 учебных часов по каждому учебному предмету, по которому он проходит аттестацию.
- 6.ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга по желанию экстернов, их родителей (законных представителей) может оказывать дополнительные платные образовательные услуги экстернам.
- 2.ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ЭКСТЕРНАМИ
- 1.Заявление о прохождении аттестации экстерном подастся директору ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга совершеннолетним гражданином лично или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего гражданина но форме согласно приложению 1.
- 2.Вместе с заявлением представляются следующие документы:
– оригинал документа, удостоверяющего личность совершеннолетнего гражданина,
– оригинал документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) несовершеннолетнего гражданина,
– оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося)
– личное дело, документы (при их наличии), подтверждающие освоение общеобразовательных программ (справка об обучении в образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего, справка о промежуточной аттестации в образовательной организации, документ об основном общем образовании).
- 3.В случае отсутствия документов, подтверждающих обучение в образовательных учреждениях РФ, экстерн проходит диагностическое тестирование. При отсутствии личного дела на время прохождения аттестации, на экстерна оформляется личное дело в ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга.
- 4.ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга засчитываются результаты освоения экстерном учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих на основании лицензии образовательную деятельность.
- 5.Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации экстерном, а также формы прохождения промежуточной аттестации устанавливаются ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга. Срок подачи заявления для прохождения государственной итоговой аттестации экстерном не может быть менее трех месяцев до ее начала.
- 6.При приеме заявления о прохождении аттестации экстерном ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга обязана ознакомить экстерна, родителей (законных представителей) несовершеннолетних экстернов с лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, уставом образовательной организации, локальным актом, регламентирующим порядок проведения промежуточной аттестации, положениями о порядке и формах проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам начального общего, основного общего образования и среднего общего образования, образовательной программой.
- 7.Зачисление экстерна в ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга для прохождения аттестации происходит на основании приказа директора, в котором устанавливаются сроки и формы промежуточной аттестации. Копия приказа хранится в личном деле экстерна.
- 8.Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождении промежуточной аттестации в сроки, определенные приказом директора ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга, при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
- 9.Родители (законные представители) несовершеннолетнего экстерна обязаны создать условия для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации по согласованию с директором ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга.
- 10.Экстерны, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые приказом директора ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни экстерна, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
- 3.АТТЕСТАЦИЯ ЭКСТЕРНОВ
- 1.Сроки, порядок проведения, формы и периодичность промежуточной аттестации экстернов устанавливаются приказом директора, решением учебно-методического совета, на основании образовательной программы ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга.
- 2.Промежуточная и государственная итоговая аттестация проводятся в течение одного учебного года. Сроки промежуточной аттестации устанавливаются приказом директора и учебно-методического совета. Сроки государственно итоговой аттестации устанавливаются в соответствии с приказами Министерства образования и культуры РФ и Комитетом по образованию Санкт-Петербурга.
- 3.Результаты промежуточной аттестации экстернов отражаются в протоколах.
- 4.Государственная итоговая аттестация экстернов проводится в соответствии с положениями о государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования.
- 5.Экстерны, не прошедшие государственную итоговую аттестацию или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным 11рограммам.
- 6.Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и не проходившим государственную итоговую аттестацию, выдается справка о промежуточной аттестации.
- 7.Экстернам, прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ государственного образца об основном общем или среднем общем образовании образовательной организацией, в которой проводилась государственная итоговая аттестация.
- Предыдущая
- Следующая
Рекомендации по организации получения общего образования в форме экстерната
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА
в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации
Приложение к письму Минобразования России от 23 января 2002 г. № 03-51-16ин/13-03
В целях разъяснения поступающих запросов организаций, общеобразовательных учреждений и граждан. Департамент образовательных программ и стандартов общего образования подготовил методические рекомендации по организации получения общего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Экстернат как форма получения общего образования предоставляет обучающимся возможность высвободить время для углубленных занятий творчеством, спортом, научными исследованиями, сосредоточить усилия на подготовке в вуз.
Организация экстерната в общеобразовательных учреждениях подчиняется требованиям следующих нормативно-правовых актов: Положение о получении общего образования в форме экстерната, утвержденное приказом Минобразования России от 23 июня 2000 г. № 1884 (зарегистрирован Минюстом России 4 июля 2000 г, № 2300), приказ «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства образования Российской Федерации от 23 июня 2001 г. № 1884» от 17 апреля 2001 г. № 1728 (зарегистрирован Минюстом России 17 мая 2001 г. № 2709); Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. № 1075, зарегистрирован Минюстом России 17 февраля 2000 г. № 2114); Положение о золотых и серебряных медалях «За особые успехи в учении. » (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. № 1076, зарегистрированный Минюстом России 17 февраля 2000 г. № 2113).
На основании ст. 10 Закона Российской Федерации «Об образовании» правом выбора формы, а также сочетания форм получения общего образования обладает совершеннолетний гражданин, а также родители (законные представители) несовершеннолетнего. Администрация, педагогические советы общеобразовательных учреждений могут предложить, но не вправе изменять без желания обучающихся и их родителей форму получения образования.
Требования к уровню освоения общеобразовательных программ определяются государственным образовательным стандартом.
По Закону Российской Федерации «Об образовании» получение общего образования гражданами впервые, в том числе и в форме экстерната, осуществляется бесплатно.
Решение о предоставлении гражданам возможности получать общее образование в форме экстерната в данном общеобразовательном учреждении принимает его учредитель, что отражается в уставе учреждения. Данный подход обосновывается необходимостью финансирования процедур промежуточной и государственной (итоговой) аттестации экстернов.
В соответствии с Положением о получении общего образования в форме экстерната за счет средств учредителя должны быть профинансированы консультации экстернов перед каждым экзаменом, проведение экзаменов и проверка экзаменационных работ членами экзаменационной комиссии. Экстерн имеет право посещать лабораторные и практические занятия, проводимые для обучающихся по очной форме. При большом количестве экстернов подобные занятия могут быть организованы специально за счет средств учредителя. Учредитель может также принять на себя решение о финансировании организационной работы с экстернами. Нормативы финансирования определяются в зависимости от возможностей учредителя, количества экстернов и прочих условий.
Для обучающихся очно существует возможность прохождения экстерном промежуточной аттестации по некоторым предметам. Это является сочетанием двух форм получения общего образования: очной и экстернатной. Обучающемуся в конкретном общеобразовательном учреждении по очной форме не может быть отказано в сочетании форм получения общего образования, если даже экстернат в данном учреждении уставом не предусмотрен. В связи с тем, что обучающийся очно включен в контингент учреждения, средства на его обучение (независимо от формы) заложены. Родителям обучающегося, желающего пройти аттестацию экстерном по отдельным предметам, нужно Подать заявление об этом директору общеобразовательного учреждения, указав, по каким предметам нужна промежуточная аттестация досрочно. Такая форма реализует индивидуальный подход к обучению, более полное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся.
При сочетании очной и экстернатной форм получения образования обучающемуся устанавливается график прохождения промежуточной аттестации в соответствии с режимом работы общеобразовательного учреждения. Если обучающимся по очной форме не пройдена промежуточная аттестация в форме экстерната по определенному предмету, то он продолжает обучение по очной форме в установленном порядке.
Экстернат осуществляется только на основании заявления, которое должен подать совершеннолетний гражданин лично. За несовершеннолетнего заявление подает один из родителей (законных представителей).
Общеобразовательное учреждение, предоставляющее возможности для получения образования в форме экстерната, может отказать в приеме заявления только при отсутствии Мест для организации промежуточной и государственной (итоговой) аттестации экстернов.
При приеме заявления на экстернат администрация общеобразовательного учреждения может требовать только документы, указанные в Положении о получении общего образования в форме экстерната, а также те, которые удостоверяют личность заявителя. При подаче заявления родителями (законными представителями) несовершеннолетнего рекомендуется директорам Общеобразовательных учреждений просить родителей о присутствии самого ребенка.
Если отсутствуют документы, подтверждающие уровень образования, то в общеобразовательном учреждении определяется уровень подготовки будущего экстерна с помощью промежуточной (диагностической) аттестации. Порядок ее устанавливает общеобразовательное учреждение. В данной ситуации нужно учитывать знакомство экстерна с формами аттестации, так как возможны ошибки при оценке качества знаний экстерна из-за незнания Им каких-либо форм аттестации. При этом исключены дополнительные психологические или социологические исследования.
Представление справки о промежуточной аттестации из другого общеобразовательного учреждения подтверждает уровень освоения учебных программ, но не освобождает экстерна автоматически от прохождения промежуточной аттестации по всем или некоторым предметам. Решение о перезачете отметок принимает согласно Положению о получении общего образования в форме экстерната руководитель общеобразовательного учреждения.
Срок подачи заявления для прохождения промежуточной аттестации устанавливается общеобразовательным учреждением. Обычно это возможно в течение всего учебного года, исключая период государственной (итоговой) аттестации и летние каникулы. Срок подачи заявления для прохождения государственной (итоговой) аттестации установлен в Положении о получении общего образования в форме экстерната не менее чем за три месяца до ее начала (т. е. до 1 марта), что обусловливается необходимостью проведения предшествующих мероприятий: промежуточной аттестации, решения вопроса о допуске к государственной итоговой аттестации, выбора предметов для ее прохождения и т. п.
Согласно вышеназванному Положению экстерн самостоятельно осваивает учебные программы, в общеобразовательное учреждение обращается только для прохождения промежуточной и итоговой аттестации по установленному графику. Порядок, форма и сроки промежуточной аттестации устанавливаются самим учреждением. Все это должно быть обязательно доведено до сведения экстернов, родителей несовершеннолетних экстернов.
Государственная (итоговая) аттестация, дающая право на получение документа государственного образца, проводится на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации независимо от форм получения образования.
Общеобразовательное учреждение не несет ответственности за обучение экстерна и не проводит с ним в инициативном порядке систематических занятий. Однако экстерну не может быть отказано в праве пользования библиотекой, посещения лабораторных и практических работ, консультаций перед экзаменом, участии в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении.
Учебные занятия для экстерна могут проводиться только по его желанию в качестве дополнительной платной образовательной услуги на основании Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505). Допуск экстерна к прохождению аттестации при условии посещения курса лекций или иных занятий по договору является грубейшим нарушением действующих нормативных правовых актов.
Награждение экстернов золотыми и серебряными медалями, похвальными грамотами и похвальными листами осуществляется на основании соответствующего положения. Претендентами на медаль следует проходить промежуточную аттестацию в 10-11(12) классах в соответствии с порядком, установленным в Положении о награждении золотой и серебряной медалями.
Получение общего образования в форме экстерната не ограничивается возрастом, однако следует учитывать, что возраст приема в общеобразовательное учреждение для получения образования в любой форме устанавливается иными нормативными актами. Получение общего образования в форме экстерната распространяется и на начальное образование, но рекомендуется при необходимости для учащихся начальной школы использовать более приемлемую форму — получение общего образования в семье. Изучать же программу начального общего образования экстерном можно посоветовать лицам, вышедшим из младшего школьного возраста, но по каким-либо причинам не сумевшим получить начальное образование своевременно.
В настоящее время встречаются факты заключения договоров между не аккредитованным негосударственным общеобразовательным учреждением и государственным общеобразовательным учреждением, имеющим аккредитацию, а также между государственным общеобразовательным учреждением и образовательным учреждением начального или среднего профессионального образования на прохождение государственной (итоговой) аттестации обучающимися и получение в результате аттестата о среднем (полном) общем образовании. По действующим нормативным документам такая форма работы между образовательными учреждениями не предусмотрена.
В связи с тем что гражданин имеет право на получение бесплатного общего образования впервые, недопустимо одновременное обучение и получение документа государственного образца в двух различных образовательных учреждениях, дающих основное общее и среднее (полное) общее образование.
В документах государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании запись об экстернате или иной форме получения образования не делается.
Лицам, не прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, рекомендуем выдавать справку установленной формы. Для прохождения государственной (итоговой) аттестации в следующем учебном году этим лицам следует подать новое заявление в общеобразовательное учреждение.
В целях успешной организации экстерната рекомендуем:
- документацию по экстернам выделить в отдельное делопроизводство;
- на протоколах промежуточной и итоговой аттестации делать пометку «экстернат»;
- прохождение обучающимся очно промежуточной аттестации за курс предмета в экстернатной форме следует оформлять отдельным протоколом;
- справку о промежуточной аттестации хранить в личном деле учащегося, в классном журнале в графе по предмету напротив его фамилии делается запись «сдал экстерном» и выставлять экзаменационные отметки;
- проводить разъяснительную работу с родителями, чтобы решение о переводе ребенка на экстернатную форму обучения принимали осторожно, взвешенно, с учетом обеспечения качественного общего образования.
Право выбора формы получения образования остается за ребенком и родителями. Задача общеобразовательного учреждения в данном случае — осуществить это право, ознакомить с существующими законодательными нормативными актами, создать необходимые условия, своевременно оказывать профессиональную помощь.
Руководитель Департамента
А. В. БАРАННИКОВ
Экстернат как форма обучения в общеобразовательной школе
Про экстернат слышали все. Многие даже уверены, что представляют себе, что это такое. Эта статья не для них, а для тех, кто такой уверенности не испытывает, но хотел бы узнать больше.
В течение последних лет, то есть на протяжении всего времени существования в Москве системы школ-экстернатов, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества экстернов. Это вызвано, с одной стороны, постепенным распространением информации об общеобразовательном экстернате как форме образовательных услуг (что можно отнести к субъективным факторам) и, с другой стороны, ростом объективной потребности в этих услугах.
Что такое экстернат? Это форма получения образования, предполагающая самостоятельное изучение общеобразовательных программ различного уровня начального, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Аттестация может быть проведена и в негосударственных учреждениях, прошедших аккредитацию и имеющих право выдавать документы государственного образца.
Законодательной основой экстерната является “Примерное положение о получении общего образования в форме экстерната”. Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, предметным курсам.
Экстернаты существуют уже не один десяток лет. Раньше в Москве их было всего два или три на округ. Обучаться в них разрешали детям, которые жили с родителями за границей, инвалидам или “гениям”, способным заниматься самостоятельно, без присмотра и понуканий. Несколько лет назад всем средним учебным заведениям позволили открывать у себя экстернаты. По оценкам Министерства образования, только 15-20% экстернов – это те ребята, которым такая форма обучения рекомендована по медицинским или социальным показателям. Остальные же предполагают таким образом сберечь время, силы и нервы для поступления в вуз. По данным министерства, за последние десять лет число детей, осваивающих школьную программу через экстернат, возросло в десять раз.
Основные мотивы, побуждающие ребят и их родителей отдавать предпочтение экстернату перед обычной, – очной, формой общего образования, хорошо известны. В основном это: стремление освободить время для целенаправленной подготовки к поступлению в вуз, занимаясь на подготовительном отделении и(или) с репетиторами; для занятий профессиональной деятельностью; желание заниматься в первую очередь теми школьными предметами, которые субъективно интересны и(или) необходимы для последующей деятельности; при невозможности или затруднённости ежедневного посещения школы (из-за болезни, спортивных тренировок, репетиций и т.д.).
Как правило, экстернами становятся: старшеклассники, готовящиеся к поступлению в вуз; старшеклассники, активные члены спортивных клубов и команд, выезжающие на сборы и соревнования; старшеклассники, члены хореографических и театральных коллективов. Количество экстернов быстро увеличивается. Этому способствует увеличение учебной нагрузки в старших классах школы, особенно в специализированных школах, гимназиях, лицеях; стремительно уменьшающаяся вероятность поступления в престижные московские вузы без помощи репетитора. Константин Циолковский, Илья Мечников, Иннокентий Анненский, Муслим Магомаев, Александр Градский, Хулио Иглесиас, Василий Шукшин, Александр Сокуров, Павел Чухрай, Геннадий Бортников, Николас Кейдж окончили экстерном кто школу, кто гимназию, кто институт, кто университет, кто консерваторию. Если вы жалеете, что в сутках всего 24 часа, то отныне вы вправе не тратить треть из них на посещение школы и приготовление уроков. Серьезные занятия спортом, музыкой, искусством в старшем школьном возрасте удобны только учащимся экстерната. Тем же, кто, не имея этих специфических способностей, просто готовится к поступлению в вуз под руководством репетиторов по математике и русскому, также вполне можно заменить обычную школу экстернатом.
Родители старшеклассников знают, что учиться в 9–11-х классах их детям трудно. А не лучше ли, во-первых, сохранить здоровье своему ребенку и, во-вторых, дать ему возможность лучше подготовиться в вуз (прицельно занявшись предметами, которые действительно пригодятся в будущем)? Именно такой шанс предоставляет экстернат.
Преимущество экстерната состоит в том, что он дает возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, освобождает время для подготовки в вуз, позволяет в более свободном режиме получить общее образование и пр.
Экстернат может быть организован по-разному. Есть школы, которые организуют репетиторские занятия индивидуально с каждым экстерном.
Существуют также школы, которые организуют группы экстернов по подготовке к экзаменам. В таких случаях, чаще всего, занятия, например, по программе 10–11 классов, проходят два-три раза в неделю в течение учебного года (интенсив).
Можно пройти интенсивный курс. Без посещения занятий в школе: весь учебный процесс организован через Интернет.
Главный принцип экстерната – освободить учеников от ежедневных многочасовых занятий в школе, сэкономив, таким образом, время, но при этом дать полноценное образование. Система экстерната устроена так, что за минимальный период времени учащийся получает максимальное количество информации. Мнение о том, что получаемые знания поверхностны, как правило, ошибочно. Ученик осваивает программу самостоятельно, а степень усвоения контролирует педагог. Для этого обучающийся сдает зачеты и экзамены и на основании положительных результатов государственной аттестации получает аттестат государственного образца.
Несмотря на то, что данная форма обучения существует давно, и в ней накоплен большой опыт работы, существует немало трудностей, которые приходится преодолевать в работе с учащимися-экстернами. Это, например: отсутствие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой; нерегулярное посещение занятий учащимися; несвоевременная сдача домашних работ; большая занятость в других учебных заведениях; состояние здоровья; учащиеся с низкими интеллектуальными возможностями, ограниченным кругозором.
Проблемы экстерната определяются его основной задачей, состоящей в обеспечении удобной и доступной по срокам и порядку проведения и, вместе с тем, объективной и соответствующей государственному стандарту аттестации и оказание дополнительных образовательных услуг, облегчающих подготовку к этой аттестации.
Проблемы научно-методической разработки и обеспечения основных форм учебных занятий, характерных для экстерната, включая научно-методическую разработку необходимых для этого учебных и аттестационных материалов. Соответственно, научно-методические задачи делятся на вопросы научно-методического обеспечения аттестации, индивидуальных и групповых консультаций, обзорных и установочных лекций, самостоятельной работы экстернов.
Эффективное проведение индивидуальных и групповых консультаций предполагает накопление и анализ типичных и наиболее часто встречающихся вопросов экстернов по предметам, по возможности лаконичные и ясные ответы на эти вопросы и создание своего рода “катехизисов” по предметам. Подготовка и издание таких “катехизисов” значительно уменьшила бы необходимость в очных консультациях, во всяком случае, позволяя экономить время для ответов на неординарные вопросы. В западноевропейских и североамериканских школах, предлагающих экстернат в общем комплексе образовательных услуг, достаточно широко практикуются консультации по телефону и через электронную почту (e-mail). Они освобождают экстерна от необходимости физически присутствовать во время консультации в классной комнате и делают значительно более свободным и удобным выбор времени консультации. При условии незначительных дополнительных вложений в техническое оснащение московских школ, такого рода консультации могут быть организованы, по крайней мере, в некоторых из них.
Научно-методическое обеспечение обзорных и установочных лекций включает в себя разработку соответствующих тематических планов, подготовку и издание методических пособий (“путеводителей”) и опорных конспектов по предметам. Самостоятельная работа учащихся – второй основной элемент экстерната как формы образования, здесь могут использоваться методические пособия (организация самостоятельной работы, приёмы работы с текстом, методы психологической организации и подготовки); рабочие тетради, например, наподобие серии “Могу учиться сам!” (6–7 классы); аудио– и видеокассеты; гипертекстовые хрестоматии на компакт-дисках; учебные материалы на сервере школы-экстерната; также возможна разработка многовариантного учебного плана как основы индивидуального учебного плана экстерна.
Отдельное направление работы – научно-методическое обеспечение интенсивного курса. По существу речь идёт об организации экстерната на основе технологий дистанционного образования (дистанционных технологий).
Следует помнить: от школы зависит многое, но далеко не все. Очная, или очно-заочная форма обучения, или экстернат – это лишь формы, а результат обучения (то есть знания) зависит от стремления учиться!
В рамках экстерната возможна подготовка к ЕГЭ, ведь там изучаются все предметы. Она проводится в виде дополнительных занятий, на которых формируется адаптация к самой форме такого тестирования и наилучшим образом показать свои знания в ее рамках. А сам ЕГЭ для экстернов проходит точно так же, как и для обычных школьников.
Если при подаче заявления на экстернатную форму получения образования отсутствуют документы, подтверждающие уровень образования, то в общеобразовательном учреждении определяется уровень подготовки будущего экстерна с помощью промежуточной (диагностической) аттестации. Порядок ее устанавливает школа.
Для учащихся в школе предусмотрена возможность прохождения экстерном промежуточной аттестации по некоторым предметам. Это является сочетанием двух форм получения общего образования: очной и экстернатной. Учащемуся в конкретном образовательном учреждении по очной форме не может быть отказано в сочетании форм получения образования, даже если экстернат в данном учреждении уставом не предусмотрен. В связи с тем, что учащийся по очной форме включен в контингент школы, средства на его обучение (независимо от формы) заложены. Родителям (законным представителям) ученика, желающего пройти аттестацию экстерном по отдельным предметам, нужно подать заявление директору школы, указав, по каким предметам нужна промежуточная аттестация досрочно.
При сочетании очной и экстернатной форм получения образования учащемуся устанавливается график прохождения промежуточной аттестации в соответствии с режимом работы школы.
Пройти промежуточную аттестацию можно в течение всего учебного года, исключая период государственной (итоговой) аттестации и летних каникул, срок прохождения устанавливается общеобразовательным учреждением.
Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации, которая предшествует итоговой и проводится по предметам инвариантной части учебного плана школы, определяются самим учреждением и доводятся до сведения экстерна. Количество экзаменов должно быть не более 12 в год в целях исключения перегрузки обучающихся. Могут быть и другие формы (зачеты, контрольные работы), которые не входят в это число. Отметки, полученные экстерном, следует считать допуском для прохождения итоговой аттестации, и они засчитываются как годовые. Предметы, определенные учащимся, как экзамены по выбору, обязательно сдаются при промежуточной аттестации.
Срок подачи заявления для прохождения государственной (итоговой) аттестации установлен в Положении о получении общего образования в форме экстерната: не менее чем за три месяца до ее начала. Согласно вышеназванному Положению экстерн самостоятельно осваивает учебные программы, а в общеобразовательное учреждение обращается только для прохождения аттестации по установленному графику.
В Методических рекомендациях по организации получения общего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях РФ (от 23 января 2002 года) сказано, что: “Общеобразовательное учреждение не несет ответственности за обучение экстерна и не проводит с ним в инициативном порядке систематических занятий”. Однако экстерну не может быть отказано в праве пользования библиотекой, посещения лабораторных и практических работ, консультаций перед экзаменом, участия в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении.
Существует более удобная, ускоренная форма экстерната – так называемый интенсивный курс. Интенсивные курсы бывают разные, например, за год десятиклассники могут пройти всю программу 10–11-го классов. Есть и такой вариант интенсивного курса: одиннадцатиклассники ускоренно, за полгода, проходят весь курс, сдают экзамены, за исключением обязательных, которые пишут одновременно с очниками. По окончании экстерната выпускникам выдают обычные аттестаты.
В документах государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании запись об экстернате или иной форме получения образования не делается.
Право выбора формы получения образования остается за ребенком и родителями. Задача общеобразовательного учреждения в данном случае – осуществить это право, ознакомить с существующими законодательными нормативными актами, создать необходимые условия, своевременно оказывать профессиональную помощь.
В завершение хотелось бы отметить, что экстернат как форма обучения накладывает огромную ответственность как на учащегося, так и на его родителей, а также на педагогический коллектив и администрацию школы. Учащийся и его родители должны осознавать ту степень нагрузки, которая ложится на плечи их ребенка, и оказывать реальную помощь в реализации прав ребенка на получение среднего образования.