Бюджетное учреждение гражданский кодекс
Гражданский кодекс
Статья 120. Учреждения
1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Статья 123.22. Государственное учреждение и муниципальное учреждение
СТ 123.22 ГК РФ
1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
6. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.
Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.
7. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.
8. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.
Комментарий к Ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ
1. Комментируемая статья устанавливает общие положения порядка исполнения обязательств отдельными типами государственных и муниципальных учреждений.
Пункт 1 комментируемой статьи констатирует факт деления всех государственных и муниципальных учреждений на 3 типа — казенные, бюджетные и автономные. При этом п. 2 комментируемой статьи определяет, что порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. В данном случае речь идет прежде всего о применении норм БК РФ (см. ст. ст. 6, 161 и др.), ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (см. ст. 2 и др.) и ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (см. ст. ст. 9, 9.1, 9.2 и др.).
Общее правило для всех типов государственных и муниципальных учреждений, закрепленное в п. 3 комментируемой статьи, выражается в отсутствии ответственности государственного и муниципального учреждения по обязательствам собственников своего имущества.
2. Пункты 4 — 6 комментируемой статьи развивают общие положения об ответственности учреждений. В частности, п. 4 определяет, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Понятие казенного учреждения закреплено в БК РФ. Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии со ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ.
3. Пункт 5 комментируемой статьи определяет особенности ответственности бюджетного учреждения. Указанный тип государственного или муниципального учреждения отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. В том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
В соответствии со ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
4. Понятие автономного учреждения дано в ст. 2 ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. Особенностью имущественной ответственности автономного учреждения является тот факт, что оно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.
5. Пункт 7 комментируемой статьи не устанавливает никаких ограничений по преобразованию государственных или муниципальных учреждений в иные некоммерческие организации, если эта возможность предусмотрена правовым актом в форме закона.
6. Пункт 8 комментируемой статьи нормативно закрепляет метод рамочного регулирования правового положения государственных и муниципальных учреждений. Его суть в том, что императивным образом очерчиваются пределы усмотрения, в том числе нормативного, какого-либо субъекта. В этих пределах названный субъект сам избирает линию собственного поведения. Именно поэтому законодатель выделяет тот факт, что особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.
7. Применимое законодательство:
— БК РФ (см. ст. ст. 6, 161 и др.);
— ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (см. ст. 24);
— ФЗ от 10.11.2009 N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» (см. ст. 2 и др.);
— ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (см. ст. 2 и др.);
— ФЗ от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (см. ст. 26);
— ФЗ от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (см. ст. 26);
— ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (см. ст. ст. 9, 9.1, 9.2 и др.);
— Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»;
— Постановление Правительства РФ от 26.05.2015 N 503 «Об отдельных вопросах согласования (одобрения) сделок, совершаемых федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук»;
— Постановление Правительства РФ от 23.05.2013 N 436 «Об отдельных вопросах согласования (одобрения) некоторых сделок, совершаемых федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»;
— Постановление Правительства РФ от 18.10.2007 N 684 «Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества»;
— Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 N 590 «О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления»;
— Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»;
— Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения».
8. Судебная практика:
— Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» ;
———————————
Следует учитывать, что ст. 120 ГК РФ утратила силу согласно ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ с 01.09.2014.
— Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (см. п. п. 2, 15.1);
— Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.06.2016 по делу N А56-33686/2015 (о взыскании с федерального государственного казенного учреждения задолженности и неустойки по договору теплоснабжения, а при недостаточности денежных средств у учреждения — с Российской Федерации в лице Минобороны РФ в порядке субсидиарной ответственности);
— Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2016 N 20АП-3537/2016 по делу N А54-7108/2015 (о взыскании задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений, неустойки, судебных расходов);
— Апелляционное определение Свердловского областного суда от 05.04.2016 по делу N 33-5815/2016 (об обязании государственного учреждения обеспечить безопасные условия проживания несовершеннолетних граждан в общежитии, обязании собственника имущества учреждения в лице исполнительного органа субъекта РФ обеспечить финансирование соответствующих мероприятий);
— Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.04.2016 N Ф01-966/2016 по делу N А39-628/2015 (о взыскании неустойки по муниципальным контрактам на выполнение работ в целях обеспечения муниципальных нужд городского округа);
— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.08.2016 N Ф05-10839/2016 по делу N А40-232265/15-171-1960 (о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности);
— Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.07.2016 N Ф08-4466/2016 по делу N А22-3984/2015 (о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности по налогам);
— Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.06.2016 N Ф10-1794/2016 по делу N А14-4897/2015 (о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг, а при недостаточности имущества, находящегося в распоряжении у муниципального учреждения, субсидиарную ответственность возложить на муниципальное образование);
— Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.07.2016 N Ф07-5471/2016 по делу N А56-53383/2015 (о ликвидации муниципального совета местного самоуправления местного образования «Многоквартирный жилой дом»);
— Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.08.2015 N Ф07-5504/2015 по делу N А05-13074/2014 (о признании недействительным (ничтожным) заключенного с муниципальным учреждением договора о возмещении убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения);
— Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2016 N 04АП-2118/2016 по делу N А78-16449/2015 (о признании недействительными решений антимонопольного органа о привлечении к ответственности за совершение правонарушения);
— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2016 N 12АП-6624/2016 по делу N А06-550/2016 (о взыскании задолженности, неустойки, судебных издержек на оплату услуг представителя).
Бюджетное учреждение гражданский кодекс
РАСПОРЯЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Субъектом права собственности могут выступать не только граждане и организации, но и само государство. Государственной собственностью в Российской Федерации считается имущество, принадлежащее Российской Федерации или ее субъектам. Такое имущество передается государственным предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, которые пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом в соответствии с целями своей деятельности.
В статье рассмотрим законный режим имущества бюджетного учреждения, в том числе правила распоряжения бюджетным учреждением имуществом учредителя.
Правовое положение бюджетных учреждений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК РФ), а также Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (статья 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Основной вид деятельности бюджетного учреждения должен соответствовать предметам и целям деятельности, определенным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и его уставом. В рамках основных видов деятельности, предусмотренных уставом бюджетного учреждения, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание, от выполнения которого учреждение отказаться не вправе (пункт 3 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Порядок формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения определяются (пункт 7 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ):
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Изменения в Гражданском кодексе — Учреждение
Под учреждением будет пониматься унитарная некоммерческая организация, которая создана собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).
Закон будет прямо указывать на то, что собственником имущества учреждения является учредитель (абз. 2 п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). Учреждение же будет иметь лишь право оперативного управления на имущество, которое:
собственник закрепил за учреждением,
учреждение приобрело по иным основаниям.
Гражданский кодекс РФ будет предусматривать следующие виды учреждений (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ):
частное учреждение (учредитель гражданин или юридическое лицо),
государственное учреждение (учредитель Российская Федерация или ее субъект),
муниципальное учреждение (учредитель муниципальное образование).
При создании учреждения не будет допускаться соучредительство нескольких лиц (абз. 2 п. 2 ст. 123.21 ГК РФ). Следовательно, у любого учреждения будет только один учредитель. Однако учреждение, созданное несколькими учредителями до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ (т. е. до 1 сентября 2014 года), не будет подлежать ликвидации по такому основанию. Это учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей можно будет преобразовать в автономную некоммерческую организацию или фонд (ч. 16 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).
В отношении любого учреждения (независимо от его вида) Гражданский кодекс РФ будет устанавливать следующие правила.
Во-первых, учреждение будет отвечать по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также иным имуществом в случаях, установленных в законе (п. 3 ст. 123.21 ГК РФ). Если денежных средств или имущества будет недостаточно, собственник соответствующего имущества будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Такие случаи предусмотрены для государственного и муниципального учреждения, а также для частного учреждения.
Во-вторых, органом учреждения будет являться его руководитель, назначаемый учредителем. Руководителя государственного или муниципального учреждения можно будет избрать коллегиальным органом, после чего избранного руководителя должен будет утвердить учредитель. Однако это будет возможно в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.
Кроме того, учредитель сможет принять решение о создании подотчетных ему коллегиальных органов учреждения. Их компетенцию, порядок создания и принятия ими решений будут определять закон и устав учреждения.
Такие правила будут установлены в пункте 4 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ.
В отношении государственного и муниципального учреждения Гражданский кодекс РФ будет предусматривать следующее:
такое учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества (п. 3 ст. 123.22 ГК РФ),
это учреждение можно преобразовать в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом (п. 7 ст. 123.22 ГК РФ),
порядок финансового обеспечения деятельности учреждения, а также особенности правового положения учреждений отдельных типов определяются законом (п. 2, 8 ст. 123.22 ГК РФ),
такое учреждение может быть трех видов: казенное, бюджетное или автономное (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ). Казенное учреждение, как и сейчас, будет отвечать по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При их недостаточности собственник имущества учреждения будет нести субсидиарную ответственность по его обязательствам (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ).
В каком порядке бюджетное учреждение будет отвечать по своим обязательствам с 1 сентября 2014 года
В каком порядке автономное учреждение будет отвечать по своим обязательствам с 1 сентября 2014 года
В отношении частного учреждения Гражданский кодекс РФ будет устанавливать следующие правила (ст. 123.23 ГК РФ):
такое учреждение полностью или частично финансирует собственник его имущества,
это учреждение можно преобразовать в автономную некоммерческую организацию или фонд,
учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При недостаточности денежных средств собственник имущества несет субсидиарную ответственность.
Читайте о нововведениях:
Материал Юридической справочной системы Система Юрист
К ВОПРОСУ ОБ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРИНОСЯЩУЮ ДОХОД
Внесение Федеральным законом «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ ряда изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, касающихся правового регулирования деятельности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, является продолжением реформы, начатой Правительством Российской Федерации еще в 2010 году: сделать государственные и муниципальные учреждения заинтересованными в качественном выполнении услуг на базе имущества, переданного им в оперативное управление, а также предоставить более широкие возможности в своей сфере деятельности зарабатывать самостоятельно (коммерциализация учреждений).
Ранее был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2011 г., которым также были внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации,
Как отмечали депутаты Государственной Думы при обсуждении проекта данного Федерального закона, а также ученые и практики, Закон нарушает конституционный принцип равенства государственной (муниципальной) и частной форм собственности в гражданской сфере.
Согласно положениям Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ государство и муниципальные образования освобождены от субсидиарной ответственности по долгам учреждений (кроме казенных учреждений) как участников гражданских правоотношений. При этом сохранен ранее установленный запрет на обращение взыскания по долгам учреждений в отношении практически всего используемого ими имущества и запрет на банкротство учреждений. Субсидиарная ответственность публичного собственника по долгам бюджетного учреждения оставлена на случай ликвидации бюджетного учреждения (п. 7 ст. 63 ГК РФ в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ)(1) и по долгам, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения (абз. 2 п. 5 ст. 123.22 ГК РФ в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ).
С принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ суды стали четко разграничивать, в какой период был заключен договор с бюджетным учреждением: если договор заключен до 1 января 2011 г., то по долгам бюджетного учреждения к ответственности субсидиарно привлекается его учредитель и не придается значение тому, что долг образовался уже после 1 января 2011 г. Если договорные отношения оформлены после указанной даты, субсидиарная ответственность публичного собственника не наступает(2).
Смогут ли бюджетные учреждения и как скоро заработать имущество, которым
будут отвечать в полном объеме при осуществлении предпринимательской деятельности, остается неясным. Пока же бюджетные учреждения, не имея уставного капитала и достаточного собственного имущества, пополнили ряды коммерческих организаций и предпринимателей, отвечающих за предпринимательские риски перед контрагентами всем имуществом.
Этот дисбаланс в имущественной ответственности предпринимателей и бюджетных учреждений еще больше увеличен поправкой, внесенной в п. 3 ст. 50 ГК РФ Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ: фраза «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность» заменена на новую — «некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность». Справедливо отмечено, что подобная замена означает выведение бюджетных учреждений из сферы действия презумпции ответственности «за чужую вину», которая установлены п. 3 ст. 401 ГК РФ для всех лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью(1).
Реформа бюджетных учреждений одновременно привела к законодательному изменению правовой природы договора финансовой аренды (лизинга), который из чисто предпринимательского договора преобразован в договор с участием любых субъектов гражданского оборота, в том числе учреждений и даже граждан(2). Согласно этим изменениям не имеет значения, направлена деятельность арендатора (лизингополучателя) на получение прибыли (дохода) или нет.
Снятие данного ограничения преследовало цель включения бюджетных учреждений в сферу лизинга напрямую в качестве арендаторов (лизингополучателей) нужного им имущества, чтобы они не ждали бюджетного финансирования на эти цели. Ранее участие государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в лизинговых сделках достаточно жестко регулировалось государством (как субсидиарно ответственным лицом по долгам учреждений) путем создания компаний с государственным участием, которые заключали договоры финансовой аренды в качестве лизингодателей с организациями государственного (муниципального) сектора. Создавалась своеобразная «подушка» безопасности от оперативного взыскания долгов по договору лизинга со стороны госкомпаний-лизингодателей.
С отменой «страховки» по возмещению кредиторам долгов бюджетных учреждений публичными собственниками бюджетные учреждения–лизингополучатели, не исполняющие свои обязательства по уплате лизинговых платежей или при порче (не сохранности) предмета лизинга, чаще всего не имеют достаточно иного имущества кроме денежных средств, чтобы удовлетворить имущественные требования лизингодателя. В этом случае взыскание обращается на денежные средства на счетах учреждения. Уменьшение денежных средств, основная часть которых предназначена для выплаты заработной платы работникам и оплату коммунальных услуг, ведет к нестабильности в работе учреждения.
Не увеличивает «привлекательность» бюджетных учреждений как надежных партнеров в рыночных экономических отношениях и новое положение ст. 50 ГК РФ (п. 5), которое устанавливает, что некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (т. е. как минимум десять тысяч рублей). Трудно представить, как сможет кредитор бюджетного учреждения, которое не оплачивает полученный товар (работы, услуги) на суммы,
значительно превышающие десять тысяч рублей, взыскать долг с учреждения.
При установленном режиме имущественной ответственности бюджетных учреждений они (в подавляющем большинстве) не смогут стать для иных участников рынка надежными партнерами.
Вместе с тем судебная практика последнего времени показывает, что законодательная отмена субсидиарной ответственности публичных собственников по долгам бюджетных учреждений не означает невозможности привлечения публичных учредителей к имущественной ответственности по долгам бюджетного учреждения помимо вышеперечисленных случаев.
Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в порядке надзора рассмотрел дело, где бюджетное учреждение заключило договор подряда с целью выполнения капитального ремонта здания, в котором осуществляется его уставная деятельность, т. е. действовало от своего имени как юридическое лицо, приобретающее по заключенной им сделке соответствующие права и обязанности.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что увеличение стоимости здания, на которое муниципальное образование имеет право собственности, влечет для него обязанность по оплате этого увеличения стоимости при неисполнении учреждением обязанности по оплате спорных работ(1). Исключение субсидиарной ответственности по долгам учреждения не должно влечь неосновательного обогащения публично-правового образования как собственника имущества. А увеличение стоимости имущества, пока не доказано иное, признается равным стоимости спорных работ.
Подобный подход к вопросу о возмещении участникам гражданских правоотношений долгов бюджетных учреждений следует признать справедливым. Принятое судебной инстанцией решение выравнивает диспропорцию, которую внес законодатель, исключив субсидиарную ответственность публичных собственников по долгам бюджетных учреждений.