Проблема с полисами осаго 2019
Как купить ОСАГО без проблем: 5 советов автовладельцам
Несмотря на ряд существенных законодательных изменений, кризис в сфере обязательного страхования ответственности автовладельцев продолжает набирать обороты. Многие страховые компании фактически поставлены в условия выживания. Причем речь идет как о мелких и средних региональных страховщиках, так и о ведущих игроках рынка.
Закон подразумевает, что страховщик не может напрямую отказать потребителю, который хочет купить полис ОСАГО , поэтому в ход идут другие методы. Стремясь понизить свою убыточность в секторе «автогражданки» и сократить количество застрахованных индивидуальных клиентов, компании переносят свои представительства в отдаленные районы, сокращают число менеджеров и часы работы отделений, замыкают процессы принятия решений на центральные офисы.
От теории к практике
В теории такие действия направлены на снижение затрат и повышение финансовой устойчивости страховой компании, которая заинтересована не только продать полис, но и ответить по своим обязательствам в рамках страхового случая. Но на практике складывается довольно неприглядная картина. Автовладельцы, желающие купить или продлить полис, сталкиваются с серьезными трудностями. Они вынуждены ехать десятки и даже сотни километров до ближайшего представительства страховой компании, по несколько дней ждать завершения процедуры проверки, отбиваться от навязчивых предложений «купить дополнительную страховку». И все равно остается риск формального отказа страховщика в продаже полиса из-за нехватки бланков или отсутствия связи с единой базой данных.
Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.
Выберите тип ТС
Страховщики в кризисе
В большинстве случаев страховые компании действительно не лукавят. И дефицит бланков, и отсутствие в конкретном офисе продаж прямого доступа к информационным базам, и нехватка менеджеров — все эти проблемы реально существуют и являются следствием того глубочайшего кризиса, в котором находится сектор обязательного страхования автогражданской ответственности. На сегодняшний день нет ни одной страховой компании, которая работала бы по «автогражданке» и не испытывала бы серьезных проблем. В отдельных регионах ситуация близка к катастрофической, поскольку убыточность автостраховщиков давно перешагнула стопроцентный барьер. Даже увеличение тарифов ОСАГО не помогло разрешить сложившуюся ситуацию.
Взгляд потребителя
Потребитель смотрит на эту ситуацию с другой стороны. Наличие полиса — обязательное условие эксплуатации автомобиля. Его необходимо купить или вовремя продлить, но на практике сделать это бывает очень сложно. Понятно, что в таких условиях у людей возникает негативное отношение к страховым компаниям, желание написать жалобу, вызвать полицию, восстановить справедливость. Желание вполне понятное, но решить проблему не поможет, поскольку на сегодняшний день и страховые компании, и их клиенты поставлены в одинаково проигрышные условия. Что делать в такой ситуации?
Какими могут быть проблемы с ОСАГО и как их решить
Из года в год тысячи россиян сталкиваются с трудностями при оформлении полиса ОСАГО. Им пытаются помогать власти и общественные организации типа РСА, но их усилия не всегда эффективны. Даже появление электронного полиса не решило до конца вопрос. Проблемы с ОСАГО остаются, и порой кажется, что вопросов к страховщикам не становится меньше. Помимо роста тарифов, недовольство вызывают навязывание дополнительных услуг, плохая организация работы, нежелание страховщиков идти навстречу своим клиентам и другие проблемы.
Проблемы и их решения
Даже самый глубокий анализ ситуации не объясняет, почему происходят проблемы с полисами ОСАГО в 2018 году. Наиболее частыми из них являются:
- отсутствие бланков;
- навязывание дополнительных услуг;
- проблемы с доступом к базе данных при оформлении е-ОСАГО;
- неправильный расчет;
- несвоевременные или заниженные выплаты.
Кроме того, никуда не подевалось и мошенничество со страховками. Поддельные полисы все еще продаются – просто водители стали более осторожными, а бланки получили современную защиту.
Проблемы с получением полиса
Проблемы с оформлением ОСАГО в 2018 году возникают уже на стадии оформления полиса. Сертифицированных точек продажи пока недостаточно, а электронный полис не везде можно оформить из-за неразвитой инфраструктуры и отсутствия доступа к интернету.
Проблемы со страховщиками появляются и при попытке застраховаться в чужом регионе, хотя это абсолютно не запрещено российским законом.
Случаи необоснованного отказа в выдаче страховки до сих пор встречаются.
Давайте разберемся, что делать, если появилась проблема застраховать автомобиль по ОСАГО. Первым делом надо уяснить, что в обязательном страховании ответственности автовладельцев заинтересованы не только страховщики, но и государство. Именно оно обязано создать нормальные условия для функционирования рынка и следить за выполнением всех правил.
Нехватка бланков
Иногда страховщик заявляет клиенту о том, что нет бланков, и тому ничего больше не остается, как искать другую страховую компанию либо ждать. Ситуация неприятная, но отчаиваться и идти на уступки СК не нужно.
Да, проблема отсутствия полисов ОСАГО в страховых компаниях еще совсем недавно была довольно распространенной. Долгое время это был настоящий бич для страхователей, но ситуация меняется в лучшую сторону, и сегодня бланков должно хватать всем.
Упрощает ситуацию тот факт, что при страховании по «единому агенту» разрешено использовать бланки любых компаний. В противном случае проблема с бланками ОСАГО решается подачей жалобы на страховую в РСА.
Проблемы со страховыми выплатами
Выплата компенсации пострадавшим – головная боль для любой страховой компании. Как правило, все они коммерческие и терять деньги просто так не собираются. Что касается ОСАГО, то даже здесь возникают следующие проблемы:
- Страховщик сильно занижает размер или задерживает выдачу компенсации.
- Случай не признается страховым и в выплате отказывают.
Последнее справедливо, если страховщик заподозрит пострадавшего водителя в сговоре с виновником ДТП, а случай подходит под положения Федерального Закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» . Дело в таких случаях чаще разрешается только в суде. Занижение сумм, как правило, связано с совместной ответственностью нескольких виновников ДТП, если они установлены. Тогда потерпевшему начисляют суммы поочередно от разных страховых компаний.
Проблемы с электронной «автогражданкой»
Призванный облегчить оформление страховки, электронный полис ОСАГО проблем некоторым автовладельцам только добавил. Процедура оформления предполагает регистрацию в единой базе АИС Российского союза автостраховщиков через интернет.
Система работает неплохо, но ошибки, связанные с человеческим фактором, АИС полностью не исключает. База виснет, особенно когда к ней обращается слишком большое количество пользователей. Часто при заполнении форм вносятся неверные данные, что служит причиной отказа в выдаче полиса. Иногда оплата проходит с опозданием и так далее.
Почти все эти вопросы решаются со специалистами страховой компании или РСА.
Отзывы россиян о том, что творится с ОСАГО в 2018 году, показывают, что нельзя исключать и вероятность утечки данных банковских карт при пользовании электронной системы. Также можно по неосторожности попасть на сайт-клон и заплатить за полис мошенникам.
Навязывание дополнительных услуг
До сих пор нам пытаются продать ОСАГО с дополнительными услугами. Как правило, под видом добровольного страхования жизни и здоровья. Встречаются и следующие предложения страховщиков, от которых якобы невозможно отказаться:
- страхование от рисков потери работы и несчастных случаев;
- комиссии за консультации и оформление;
- платное СМС-обслуживание;
- оплачиваемый эвакуатор;
- услуги автоюриста или эксперта-оценщика.
Закон «О защите прав потребителей» прямо говорит о незаконности таких действий и необходимости возмещения убытков потребителю за счет продавца услуги.
В этом случае клиент имеет право расторгнуть договор в течение пяти рабочих дней после его заключения ( Указание Банка России № 3854-У от 20 ноября 2015 года ). Сделать это можно, отправив заявление СК по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
При обращении клиента в РСА или суд страховую компанию могут оштрафовать на 50% от стоимости страховки или даже лишить лицензии.
Наиболее проблемные регионы
В прошлом году РСА представил рейтинг, который отражает, в каких регионах проблемы с ОСАГО с точки зрения страховщиков, стоят наиболее остро.
Первые двадцать мест отводятся субъектам РФ с наиболее негативными показателями в плане прибыльности. В «красную зону» попали регионы с самым высокими размерами средних выплат, процентом страховых случаев и отношением судебных к несудебным выплатам.
Первые три места антирейтинга заняли Адыгея, Волгоградская область и Карачаево-Черкессия.
В «желтой зоне» убыточность признана на грани приемлемой, а в «зеленой» – приемлемой или вовсе отсутствующей.
Банк России констатирует увеличение числа проблемных регионов по ОСАГО. И там, и в РСА падение доходности автострахования связывают с действиями мошенников. В результате государство приняло решение исключить денежную составляющую из компенсационных выплат и организовать единую сеть сертифицированных автотехцентров.
Ожидать ли изменений к лучшему
Замена денежных выплат ремонтом – тоже своего рода навязывание услуги, качество которой пока ничем не гарантировано. В прошлом году РСА установил порог продаж полисов в убыточных регионах (не более 20%), но их все равно не стало больше. При этом такое решение выгодно лидеру рынка (читай – монополисту) – Росгосстраху. Ситуация исправляется очень медленно, и пока автовладельцам остается лишь задаваться вопросом, что делать в 2018 году со страховкой, и когда прекратится беспредел страховых компаний по ОСАГО?
В действующем законе об ОСАГО без юридической подготовки разобраться сложно.
Сам факт обязательности страхования воспринимается как навязанная государством услуга безо всякой возможности апелляции.
Пользуясь безграмотностью населения, страховые компании продолжают его бессовестно грабить, навязывая никому не нужные продукты и обделяя в страховых выплатах.
Если изучить последние отзывы о беспределе в страховых компаниях по ОСАГО в 2018 году, можно сделать весьма неприятные выводы. Страховщики используют любую возможность, любой предлог, чтобы минимизировать собственные риски и затраты, увеличивая доходы за счет клиентов.
Буквально за 2 года стоимость ОСАГО выросла на 40%. Да, поднялись размеры страховых выплат, но для основной массы добросовестных водителей ничего не изменилось. Они не попадают в ДТП десятилетиями, а вынуждены платить каждый год. Когда закончатся бардак и проблемы с ОСАГО – в 2018 году или позже, никто не знает.
Согласно закону, действия, направленные на получение выплат и компенсацию ущерба, по-прежнему инициируются пострадавшей стороной. А если она не в состоянии этого сделать?
С другой стороны, есть и позитивные сдвиги. Раньше страховая была обязана провести осмотр ТС в течение 5 дней со дня его подачи на осмотр. Теперь компания обязана осмотреть поврежденный автомобиль в тот же срок, но с момента подачи документов на выплату. Это существенно экономит время страхователя.
Также вдвое выросла сумма выплат по Европротоколу (до 50 тыс. рублей). Но владелец авто до сих пор может не рассчитывать на компенсацию, если не предоставил ТС на осмотр в указанные сроки. Экспертизу приходится проходить повторно, поскольку экспертиза, проведенная без участия представителей страховщика, не учитывается. Все это оттягивает срок страховой выплаты.
И еще один спорный момент. Начиная с января текущего года, больше не существует возможности обратиться в страховую компанию виновника с целью получить компенсацию. Этот вопрос теперь решается исключительно через собственную страховую. В меньшую сторону изменен и предельный процент по износу авто (с 80 до 50%). Одним словом, не все, что происходит со страховками ОСАГО в 2018 году, дает надежду на позитивные изменения.
Что делать, когда проблему самостоятельно не решить
Отказ в заключении договора должен быть мотивированным и документально оформленным. Другими словами, страховая организация обязана выдать на руки письменный отказ с указанием точной причины. Только тогда удастся доказать ее вину.
Нужно знать, как заставить страховую компанию заключить договор ОСАГО. Вполне понятно, что обычные уговоры здесь не помогут, и стоит обратиться к другому страховщику, если есть возможность. Если такой возможности нет, то сделать это можно только двумя путями:
- подачей жалобы в саму компанию;
- обращением с иском в суд.
Непременно потребуется помощь юриста, найти которого поможет РСА. Можно воспользоваться собственным опытом или отзывами близких и выбрать юридическую фирму по рекомендации.
Прежде чем перейти к кардинальным мерам, можно попробовать решить вопрос в досудебном порядке. Как уже было сказано, если есть проблемы с получением полиса ОСАГО или другие спорные вопросы со СК, на нее подается жалоба.
Если при личном общении с представителями страховщика вопрос решить не удается, можно обратиться в РСА с просьбой помочь разобраться. Как правило, это помогает. Если не получается, можно попытаться воздействовать на СК через Роспотребнадзор, прокуратуру, Антимонопольную службу или Центральный банк.
Если ни одно обращение в вышеуказанные инстанции не дало результат, остается один выход – действовать через суд. Чаще они сами советуют это сделать. А все обращения и заявления послужат в суде подтверждением того, что страховая компания нарушила обязательства, гражданские права и так далее.
Когда вы полностью уверены в своей правоте, подавайте исковое заявление в суд, и далее уже будут решать юристы. Чтобы не потратить напрасно время и деньги, воспользуйтесь помощью квалифицированного специалиста.
Проблемы с ОСАГО
Купить бланк договора ОСАГО должен каждый собственник автомобиля и только после садиться за руль. Однако не все так просто, поскольку существуют различные проблемы с ОСАГО. Чтобы избежать проблем каждый водитель должен знать, как правильно покупать защиту и фиксировать страховой случай.
Какие бывают проблемы по ОСАГО и пути их решения
К сожалению, не все так просто и водители сталкиваются с различными проблемами, как во время получения продукта, так и при выплате. Основные проблемы:
- жаловаться в РСА и Центральный банк
- покупать ОСАГО через официальный сайт или брокера Сравни. ру
- подавать документы заранее, за 30 дней
Решение проблемы: покупать ОСАГО на сайте Сравни.ру, который является официальным представителем страховщиков
Решение проблемы: изучать правила, обращаться в суд
Проблемы при покупке полиса
Самая распространенная проблема при покупке – это конечно навязанные услуги. Купить бланк обязательной защиты порой без «допника» совершенно невозможно. Страховые агенты и представители готовы придумать различные отговорки, чтобы не оформлять только бланк договора.
Как правило, страховщики дополнительно обязывают купить страхование:
- жизни и здоровья
- имущества
Необходимо знать, что согласно закону каждый клиент сам принимает решение, какие дополнительные продукты оформлять. Если страховщик навязывает, необходимо:
- записать разговор на диктофон или камеру
- получить ОСАГО с дополнительной услугой
- обратиться с жалобой в РСА и Центральный банк
- потребовать возврата страховой премии по допнику
Конечно, есть еще один способ оформления, согласно которому клиенту потребуется:
- написать заявление (шаблон можно скачать в интернете и на сайте РСА)
- приложить копии документов
- предоставить заявление и документы страховщику за месяц до оформления
- получить подтверждение того, что все документы приняты
Согласно закону страховщики обязаны выдать ОСАГО в течение 30 дней после принятия полного пакета документов. В противном случае можно обращаться с жалобой в Центральный банк и РСА. Будьте уверены, что страховая организация сама пригласит в офис и оформит все согласно общим требованиям.
Проблемы при наступлении страхового случая
При наступлении страхового случая необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы зафиксировать аварийный случай. Однако в результате последних изменений водители сами могут зафиксировать страховой случай и обратиться за выплатой. Самая распространенная проблема с ОСАГО при наступлении страхового случая – это не правильное заполнение европротокола. Если вы решили не вызывать ГИБДД и фиксировать все самостоятельно, стоит учитывать, что:
- все разделы европротокола должны быть корректно заполнены
- нельзя исправлять данные
- заполнять разделы необходимо обычной шариковой ручкой, печатными буквами
- на документе должна стоять оригинальная подпись, как виновной стороны, так и потерпевшей
Помимо документа необходимо:
- сделать качественные фотографии с места ДТП
- в течение 5 рабочих дней обратиться в офис страховщика
Если будут допущены ошибки – страховая компания может отказать на законном основании. Если вы сомневаетесь, то опытные эксперты советуют вызвать сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара, который за небольшую плату не только зафиксирует аварию, но и поможет подготовить документы и быстро получить выплату.
Проблемы при выплате возмещения
Казалось бы, все документы поданы, и компания обязана произвести выплату. Однако не все так просто и во время выплаты возникают проблемы.
Проблемы с ОСАГО
Купить бланк договора ОСАГО должен каждый собственник автомобиля и только после садиться за руль. Однако не все так просто, поскольку существуют различные проблемы с ОСАГО. Чтобы избежать проблем каждый водитель должен знать, как правильно покупать защиту и фиксировать страховой случай.
Какие бывают проблемы по ОСАГО и пути их решения
К сожалению, не все так просто и водители сталкиваются с различными проблемами, как во время получения продукта, так и при выплате. Основные проблемы:
- жаловаться в РСА и Центральный банк
- покупать ОСАГО через официальный сайт или брокера Сравни. ру
- подавать документы заранее, за 30 дней
Решение проблемы: покупать ОСАГО на сайте Сравни.ру, который является официальным представителем страховщиков
Решение проблемы: изучать правила, обращаться в суд
Проблемы при покупке полиса
Самая распространенная проблема при покупке – это конечно навязанные услуги. Купить бланк обязательной защиты порой без «допника» совершенно невозможно. Страховые агенты и представители готовы придумать различные отговорки, чтобы не оформлять только бланк договора.
Как правило, страховщики дополнительно обязывают купить страхование:
- жизни и здоровья
- имущества
Необходимо знать, что согласно закону каждый клиент сам принимает решение, какие дополнительные продукты оформлять. Если страховщик навязывает, необходимо:
- записать разговор на диктофон или камеру
- получить ОСАГО с дополнительной услугой
- обратиться с жалобой в РСА и Центральный банк
- потребовать возврата страховой премии по допнику
Конечно, есть еще один способ оформления, согласно которому клиенту потребуется:
- написать заявление (шаблон можно скачать в интернете и на сайте РСА)
- приложить копии документов
- предоставить заявление и документы страховщику за месяц до оформления
- получить подтверждение того, что все документы приняты
Согласно закону страховщики обязаны выдать ОСАГО в течение 30 дней после принятия полного пакета документов. В противном случае можно обращаться с жалобой в Центральный банк и РСА. Будьте уверены, что страховая организация сама пригласит в офис и оформит все согласно общим требованиям.
Проблемы при наступлении страхового случая
При наступлении страхового случая необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы зафиксировать аварийный случай. Однако в результате последних изменений водители сами могут зафиксировать страховой случай и обратиться за выплатой. Самая распространенная проблема с ОСАГО при наступлении страхового случая – это не правильное заполнение европротокола. Если вы решили не вызывать ГИБДД и фиксировать все самостоятельно, стоит учитывать, что:
- все разделы европротокола должны быть корректно заполнены
- нельзя исправлять данные
- заполнять разделы необходимо обычной шариковой ручкой, печатными буквами
- на документе должна стоять оригинальная подпись, как виновной стороны, так и потерпевшей
Помимо документа необходимо:
- сделать качественные фотографии с места ДТП
- в течение 5 рабочих дней обратиться в офис страховщика
Если будут допущены ошибки – страховая компания может отказать на законном основании. Если вы сомневаетесь, то опытные эксперты советуют вызвать сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара, который за небольшую плату не только зафиксирует аварию, но и поможет подготовить документы и быстро получить выплату.
Проблемы при выплате возмещения
Казалось бы, все документы поданы, и компания обязана произвести выплату. Однако не все так просто и во время выплаты возникают проблемы.
Оформление страхового полиса ОСАГО
Полис ОСАГО должен быть оформлен на любой автомобиль, без него нельзя передвигаться по дорогам общего пользования. Помимо того, что за отсутствие оформленного автогражданского страхования предусмотрены штрафы, это нарушение может нести и более серьезные последствия. Водитель, не застраховавший свою гражданскую ответственность полисом ОСАГО, рискует попасть в ситуацию, когда ему придется оплачивать ремонт не только своей машины, но и той, которую он по неосторожности повредил. Именно поэтому важно изучить нюансы оформления ОСАГО и продлевать полис каждый год.
Электронное оформление ОСАГО
Многие автовладельцы сталкиваются с невозможностью купить и оформить ОСАГО. Страховые компании не хотят продавать полисы в отдельных регионах в связи с большей убыточностью. Поскольку отказать в заключении публичного договора агент не имеет права, страховщики идут на различные хитрости. Например, устанавливают неудобное время работы агентов (1-2 часа в день), переносят офисы продаж в отдаленные районы, завозят слишком мало бланков для оформления ОСАГО при большом спросе.
Все это приводит к тому, что автовладельцы не могут застраховать свою ответственность и покупают полисы с рук, которые часто оказываются подделкой, либо вовсе ездят без страховки. Выходом из этой ситуации стало введение электронного ОСАГО. Сегодня абсолютно все страховые компании обязаны продавать полисы ОСАГО через свои сайты в сети интернет.
Для того чтобы купить и оформить полис таким способом, не нужно ехать в страховую компанию, достаточно зайти на ее сайт, ввести необходимые сведения. После оплаты на электронную почту поступит договор ОСАГО, который является официальным документом. С таким полисом можно ездить на машине, регистрировать ее в ГАИ и не опасаться подделки.
Какие документы нужны для оформления?
Список бумаг, которые может потребовать страховой агент при оформлении ОСАГО регламентирован законодательством. Страховщик не имеет права просить никаких дополнительных документов. И тем более не может отказать в продаже полиса, если автовладелец имеет на руках перечень, указанный в Законе:
- Заявление (бланк можно скачать в интернете и заполнить заранее или получить в офисе продаж и написать на месте);
- Паспорт для обычных граждан и выписка из ЕГРЮЛ – для юридических лиц;
- СТС или паспорт на машину;
- Права водителей, которые будут ездить на автомобиле;
- Диагностическая карта с действующим сроком годности.
Для оформления ОСАГО желательно иметь с собой оригиналы всех указанных выше документов. Закон предусматривает возможность предъявления копий, но только если страховая компания не имеет возражений. Также допускается передача документов агенту в электронном виде, при этом покупатель полиса несет ответственность за достоверность данных бумаг.
При продлении договора в одной и той же компании не обязательно иметь при себе оригиналы документов. Поскольку все необходимые сведения страховщик может получить из своей информационной базы. Отказ в оформлении ОСАГО при таких обстоятельствах является нарушением Правил ОСАГО.
Заключение страхового договора ОСАГО через интернет
Для того чтобы оформить ОСАГО через интернет, нужно зайти на сайт любой страховой компании и произвести расчет стоимости полиса. Для этого нужно ввести следующие показатели:
Следующим этапом оформления страховки через интернет будет введение данных о водителях для расчета индивидуальных скидок на полис. Тут указывается:
- Дата начала действия договора;
- Адрес регистрации владельца машины;
- Фамилия, имя и отчество водителя;
- Серия, номер и дата получения водительского удостоверения;
Так последовательно вводится информация обо всех людях, которые будут ездить на машине. Дальше в интернет-оформлении следует блок данных о собственнике машины, в котором пишется:
- Адрес электронной почты, куда страховая компания пришлет бланк полиса;
- Телефон для связи;
- Фамилия, имя и отчество выгодоприобретателя, дата его рождения, номер паспорта и адрес место проживания.
После чего система посчитает цену полиса ОСАГО. В зависимости от страховой компании можно произвести оплату различными способами: банковской картой, электронными деньгами или со счета мобильного телефона.
После получения страхового полиса останется только распечатать его на домашнем принтере и возить с собой как обычное ОСАГО. Если страхователь не имеет возможности произвести печать документа или желает получить бланк с официальной печатью страховщика, это можно сделать, обратившись в офис продаж компании. Также полис может быть выслан водителю Почтой России, однако расходы на пересылку ложатся на страхующегося водителя.
Диагностическая карта при оформлении ОСАГО
В настоящее время страховые компании следят за обязанностью водителей проходить технический осмотр автомобилей. Для этого при оформлении страхового полиса ОСАГО агент в обязательном порядке потребует предъявить ему действующую диагностическую карту. Без этого продажа страхового договора невозможна.
При этом не имеет значения дата очередного технического осмотра, карта должна действовать в день оформления полиса. Даже если ее срок истекает на следующий день, страховая компания не может отказать в заключении договора.
Некоторые водители не следят за сроком окончания техосмотра и продлевают карту только перед покупкой полиса. Это неправильно и чревато серьезными последствиями. Отсутствие у виновника на момент аварии действующей диагностической карты является поводом для регресса. Это значит, что страховая компания оплатит ремонт машины пострадавшего, но впоследствии взыщет сумму выплаты с нарушителя. Чтобы избежать таких неприятных последствий, необходимо продлевать техосмотр вовремя, независимо от даты окончания ОСАГО.
Рассчитывая сумму премии при оформлении ОСАГО, страховые компании применяют специальную формулу, подставляя в нее различные множители. Одним из них является коэффициент КБМ.
Так называемый бонус-малус, очень важный показатель для водителей. С его помощью можно получить как значительную скидку при покупке страхового полиса, так и его существенное удорожание. Автовладелец, впервые оформляя ОСАГО, получает третий класс страхования, который соответствует коэффициенту КБМ, равному единице. Таким образом, множитель никак не влияет на цену полиса.
Каждый год, который водитель проездит без ДТП, уменьшает коэффициент на 0,05, давая скидку на покупку полиса, равную 5%. Так, через 10 безаварийного вождения дисконт на ОСАГО составит целых 50%. При этом учитываются только те столкновения, где страхователь был виновником. Если же водитель постоянно попадает в аварии, вместо скидок цена на полис будет расти. Например, две аварии в год по вине автовладельца увеличат стоимость ОСАГО более, чем в два раза.
Раньше граждане могли легко избежать штрафа за аварийное вождение, просто сменив страховую компанию. Потому что каждый страховщик вел учет аварий своих клиентов самостоятельно. Сегодня схитрить не получится. Российским союзом автостраховщиков была разработана специальная база данных, доступ к которой имеют все компании, оформляющие ОСАГО. С ее помощью агент легко может проверить класс вождения покупателя, применив скидку на полис или наоборот – наказание.
Страховка жизни при оформлении ОСАГО
Зачастую страховые компании в погоне за прибылью, навязывают покупателям страхование жизни при оформлении ОСАГО. Агенты хитростью заставляют граждан оформлять вместе с полисом и другие страховки. Например, страхование от несчастного случая или квартиры. При этом страховщик ссылается на то, что страховка продается только вместе с дополнительными полисами. Законно ли это? Нет.
Агент не имеет права навязывать потребителю никакие лишние полисы. Отказ в продаже ОСАГО по этой причине является незаконным. Если страхователь предоставил в компанию все необходимые документы, менеджер обязан выписать ОСАГО, даже если клиент отказывается покупать дополнительные страховки.
Для того чтобы обезопасить граждан от навязанных услуг, Центральным Банком РФ был введен специальный термин, который называется «период охлаждения». С помощью этой нормы закона гражданин, которому продали ненужную страховку, имеет право расторгнуть ее в течение 5 рабочих дней и получить назад полную стоимость. Единственное условие при этом – отсутствие любых страховых случаев по полису в период охлаждения.
Контролем за нарушениями страховщиками правил продажи полисов и навязывания дополнительных услуг занимается Федеральная антимонопольная служба. Туда можно подать жалобу на недобросовестную страховую компанию.
Доверенность на оформление ОСАГО
Все действия в рамках оформления страхования ОСАГО: покупка полиса, внесение изменений в условия договора, подача заявления на выплату — может исполнять только собственник автомобиля, который является выгодоприобреталем. Даже, если водитель вписан в полис и распоряжается машиной по своему усмотрению, он не может подавать никаких бумаг в страховую компанию, если не является владельцем машины.
Однако собственник может передоверить свои права любому человеку, при этом не играет роли вписан доверитель в ОСАГО или нет. Для этого необходим поход к нотариусу, который составит доверенность на право предоставления интересов в страховой компании и получения страхового возмещения.
Доверенность оформляется платно, средняя цена документа составляет 1 т. р. Имея такой документ, доверитель сможет совершать любые действия от имени автовладельца: покупать, расторгать полис, вписывать других водителей, подавать заявления на выплату и прочее.
Льготы при страховании
Оформление полис ОСАГО стоит немало даже для обычных граждан, не говоря уже о малозащищенных слоях населения. Для того, чтобы поддержать некоторые категории страхователей, законодательство предусмотрело для них льготы на приобретение ОСАГО. Речь идет об инвалидах.
Для таких лиц Государство предоставляют гарантии в виде оплаты 50% стоимости страхового полиса. Группа инвалидности при этом роли не играет. Скидка предоставляется при страховании автомобилей, принадлежащих инвалидам, либо лицам, у которых такой человек находится на попечении. Машиной помимо владельца смогут управлять еще два человека.
Льгота предоставляется не страховой компанией, а органами местного самоуправления. Это значит, что покупая ОСАГО, необходимо будет оплатить его полную стоимость. Далее нужно обратиться отдел соцзащиты для получения компенсации. При себе нужно иметь документы:
- Страховой полис ОСАГО и квитанцию о его оплате;
- Свидетельство об инвалидности;
- Гражданский паспорт;
- Заявление.
Нужна ли машина при оформлении ОСАГО?
В большинстве случаев для заключения договора страхования ОСАГО машина не требуется. Однако законодательство наделяют страховую компанию возможностью произвести предстраховой осмотр автомобиля при продаже ОСАГО. При этом автовладелец не обязан показывать машину в офисе продаж страховщика. Агент должен сам согласовать дату и место обследования. Если же стороны не придут к согласию или полис оформляется через интернет, страхование производится без осмотра транспортного средства.
Техническое состояние транспортного средства не играет роли при заключении договора гражданской ответственности и не является основание для отказа в выдаче полиса. Страховщик просто фиксирует видимые повреждения, составляя соответствующий акт. Страхователь должен ознакомиться с документом и при отсутствии возражений удостоверить его своей личной подписью.
Время и сроки страховки
ОСАГО оформляется в день обращения в офис продаж. Обычно граждане покупают страховку сразу на год. Однако есть водители, которые пользуются машиной всего несколько месяцев летом, а на всю зиму ставят в гараж. Таким людям не хочется переплачивать за годовой полис.
Согласно Закону об ОСАГО договор может быть заключен не меньше, чем на один год. Но в полисе может быть описано специальное условие, которое называется периодом сезонного использования.
Так, если машина эксплуатируется нечасто можно сэкономить на стоимости ОСАГО. Например, оформляя ОСАГО можно ограничить период страхования 3 месяцами и заплатить 50% от стоимости годового полиса. Полис будет заключен на год, но ездить на машине разрешено только в обозначенные месяцы. Страхователь может выбрать любой период, начиная с 3 месяцев. Можно даже предусмотреть два отрезка времени в рамках одного договора.
Заключив договор ОСАГО с ограничением эксплуатации машины по времени, автовладелец всегда может продлить этот срок, пропорционально доплатив страховую премию. Обратите внимание, для того чтобы увеличить промежуток использования автомобиля, нужно написать в страховую компанию письменное обращение. При это заявить о своем намерении необходимо в день, когда период эксплуатации машины разрешен.
Ошибка при оформлении полиса ОСАГО
Страховой агент может допустить ошибку при оформлении полиса, поэтому гражданам рекомендуется внимательно проверять все указанные в ОСАГО сведения перед оплатой. Нужно отладить правильность заполнения таких данных как:
- Фамилия, имя и отчество страхователя;
- Название машины;
- Регистрационный номер;
- Номер кузова;
- Срок страхования;
- Реквизиты водителей.
Если недочет был замечен уже дома, необходимо обратиться в страховую компанию для внесения изменений в бланк. Устранение недочета происходит путем заключение дополнительного соглашения к страховому договору. Такое соглашение называется аддендум. Страхователю будет выдан новый полис, повторяющий условия старого. Изменится только номер ОСАГО и исчезнет допущенная агентом ошибка.
В некоторых случаях допускается внесение изменений прямо в старый бланк полиса. При этом все подписи и правки должны быть заверены печатью страховщика, иначе они считаются недействительными.
Отказали в заключении страхового договора
Несмотря на то, что страховщики не имеют права отказывать в оформлении ОСАГО, граждане до сих пор сталкиваются с проблемой покупки полисов. Существуют три основания для отказа оформить страховку:
- Автовладелец не предоставил полный пакет документов;
- На момент покупки закончился срок годности диагностической карты;
- Полис хочет оформить не собственник автомобиля, который не имеет при себе нотариальной доверенности на право предоставления интересов в страховой компании.
Все остальные причины для отказа незаконны. Если страховой агент не хочет оформлять ОСАГО, гражданин может подать жалобу в РСА или Центральный Банк для привлечения компании к административной ответственности.
Помимо электронного ОСАГО для управления покупки полисов Союзом автостраховщиков был организован так называемый единый агент продажи автогражданского страхования. Через такие точки продаж можно приобрести страховой полис любой компании. Однако водитель не сможет сам выбрать страховщика, он будет назначен ему в произвольном порядке, исходя из номера ПТС. Для того чтобы узнать наименование компании, которая будет присвоена машине через систему единый агент, нужно зайти на сайт РСА и специальном окошке ввести серию и номер паспорта машины. Там же можно посмотреть адреса офисов продаж, где осуществляется работа по оформлению страховок ОСАГО.
Возможные проблемы с оформлением ОСАГО
В настоящее время достаточно много проблем, с которыми сталкиваются водители, намеревающиеся приобрести страховой полис ОСАГО:
- Отсутствие бланков ОСАГО;
- Неправильное применение коэффициента бонус-малус;
- Навязывание дополнительных страховых продуктов;
- Огромные очереди в офисах продаж.
ОСАГО – это социальный вид страхования. Без автогражданского страхования водители не могут эксплуатировать свои автомобили. Именно поэтому государство защищает граждан при нарушении их прав страховщиками. На любые неправомерные действия агента автовладелец может пожаловаться в контролирующие органы – ЦБ РФ и РСА.
Жалобу можно оформить, не выходя из дома. Достаточно зайти на сайт вышеуказанных организаций и составить обращение, приложив подтверждающие документы. Надзорный орган направит запрос страховщику и проведет проверку. Если по результатам расследования будут выявлены нарушения, компания создавшая проблему с оформлением ОСАГО будет оштрафована. Жалобщик получит письменный ответ с результатами проделанной работы.