Музыкально дидактическое пособие

Музыкально-дидактическое пособие «Море музыки»

В том, что музыкальное восприятие — сложный эмоциональный и умственный процесс, требующий различных методических приемов, нет сомнений ни у одного музыкального руководителя. Но как суметь уложить в душу, сердце и разум 5-7 летнего ребенка то, чего и взрослому-то, порой не под силу? Часто задаваясь этим вопросом, ища разные пути и решения, автором было разработано музыкально-дидактическое пособие «Море музыки», значительно облегчающее усвоение достаточно сложных классических произведений.

Цель пособия заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Пособие представляет собой комплекс наглядного и раздаточного материалов. Оно универсально, мобильно и просто в обращении.

Описание:

  • учебный стенд с изображением «Моря музыки» размером 2 х 1,5 м

  • магнитная доска, дублирующая изображение стенда в черно-белых тонах размером 50 х 30 см

  • раздаточный материал: карточки с изображением элементов игры

«Компас настроений» — пособие, отображающее эмоционально-образное содержание произведения, с подвижной стрелкой двух цветов :красного и синего (в соответствии с эмоциональным восприятием ребенка конкретного произведения)

«Палитра инструментов» — пособие, помогающее определить стиль произведения, вид и тембр звучания инструментов симфонического оркестра и оркестра народных инструментов.

Методика применения: Дети отправляются в морское путешествие (цветное изображение). Число участников определяется количеством комплектов пособий. Детям раздают карточки и пособия, предлагают прослушать произведение. Аналогичными карточками пользуется и водящий (ребенок, воспитатель, музыкальный руководитель), который во время анализа произведения крепит их к черно-белому изображению магнитной доски, постепенно «раскрашивая» и «оживляя» внезапно потемневшее море, рассказывая о музыке. Анализ произведения ведем по следующей схеме :

а) «Компас настроений» — эмоциональная сфера, характеризующая чувства и настроения, переданные в музыке

б) «Кто — что» — (если имеются) моменты программности и изобразительности

в) Средства музыкальной выразительности:

— темп (корабли с названиями «Очень медленный», «Медленный», «Быстрый», «Очень быстрый»)

— регистр (звуковысотный утес: высокий, средний, низкий)

— ритм (ритмическое течение: долгие звуки, короткие звуки)

— тембр (тембровый остров : палитра цветов радуги)

— динамика (дельфин папа — f,ff, дельфин мама- mf, mp, дельфиненок — p,pp)

— лад (маяк: мажор, минор)

г) форма музыкального произведения:

— стиль (палитра инструментов)

— структура (1-2-3 х частная формы)

д) жанры (киты : песня, танец, марш, ведущих в оперу, балет и оперетту)

Музыкальный репертуар: подбирается согласно стратегического плана музыкального руководителя.

Каждая часть пособия может быть использована, как самостоятельная музыкально-дидактическая игра. А в целом это полный и последовательный анализ музыкального произведения. Однако не следует сразу на одном занятии выполнять все задание. Это можно сделать на последующих занятиях, постепенно раскрашивая «Море музыки».

Данное пособие применяется со средней группы, где дети характеризуют содержание, передающее характер и средства выразительности. Со старшей группы используется все пособие, где дети знакомятся со стилем, жанрами и формой произведения.

Сайт для воспитателей детских садов

Музыкально-дидактические пособия

Дидактические пособия и игры способствуют музыкально-сенсорному развитию ребенка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к музыке, желание чаще ее слушать, играть на инструментах.

Веселые нотки

Помогают изучать названия нот, с их помощью дети могут определять темп произведения (быстро-тихо).

Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и тучка»

Музыкально-дидактическая игра на различение тембра различных музыкальных инструментов «Угадай на чем я играю».

Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка»

Музыкальные часы

«Музыкальные карточки»

предназначены для развития у детей умения внимательно слушать и различать знакомые мелодии. По картинкам дети узнают и поют песни, а так же можно включать музыку на диске, а дети ищут правильные иллюстрации к этим песням.

Волшебные кубики

Музыкальные конфетки

Игра направлена на формирование музыкального слуха, восприятие звуков окружающей действительности. Обогащение познавательных интересов. Развитие памяти, сообразительности, самостоятельности. Воспитание уверенности в себе.

Шумелки

Музыкальные «лесенки»

Помогают различать восприятие и различение последовательностей из трёх, четырёх, пяти и восьми ступеней лада, идущих вверх и вниз.

Экологический проект «Сделаем чистой нашу планету!»

Экологический проект для старших дошкольников «Сделаем чистой нашу планету!» Тип проекта: информационно – исследовательский, творческий. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста – воспитатели – родители. Продолжительность реализации проекта: долгосрочный.

Конспект занятия по аппликации. Тема: «Угости Федору чаем»

Конспект занятия по аппликацииТема: «Угости Федору чаем» Старшая группа Цели и задачи: продолжать знакомить детей с выполнением аппликации способов обрыва бумаги; упражнять в работе.

Конспект занятия по познавательному развитию «Цветик — семицветик»

Конспект занятия по познавательному развитию «Цветик — семицветик» Приоритетное направление: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Цель: Закрепление знаний, умений.

«Путешествие в страну Здоровейка». Познавательный досуг для старшей группы

«Путешествие в страну Здоровейка»Познавательный досуг для старшей группы Цель: повышение уровня экологической культуры дошкольников путем создания инновационных экологических пространств. Задачи: вызвать у детей.

Конспект интегрированного занятия «В гости к весне»

Конспект интегрированного занятия «В гости к весне» Форма работы: познавательное развитие. Возраст: 6 — 7 лет. Программные задачи: — совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формировать познавательную задачу; -.

Перспективный план кружковой работы по изобразительной деятельности «Умелые руки…

Перспективный план кружковой работы по изобразительной деятельности «Умелые руки» Рисунок- это волшебство. И если ты постиг его, Рисуй и знай, Что с волшебством Ты.

«Удивительный мир Виталия Бианки!…

«Удивительный мир Виталия Бианки»Познавательно-творческий проект с детьми средней группы.Постановка проблемы Современные дети интересуются больше мультфильмами, играми на телефонах, компьютерах и т.п. Что естественно отдаляет их от художественных произведений. Это влияет на.

Как правильно и эффективно обучить ребен…

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако в настоящий момент навык чтения у школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и родителей. Подавляющее большинство трудностей.

Как подготовить ребенка к школе?

В условиях современного развития общества, главным, для многих родителей дошкольников, является вопрос – нужно ли специально готовить ребенка к школе. Наверное, каждая мама хочет, чтобы ее ребенок вырос самым-самым –.

«Тили-тили-тили-бом загорелся кошки…

«Кошкин дом» По мотивам одноименной сказки С. Маршака ПОД МУЗЫКУ ВЫХОДЯТ ДВА РАССКАЗЧИКА.1 Рассказчик: Слушайте взрослые, слушайте дети, жила-была кошка на свете. Заморская, ангорская.2 Рассказчик: Жила она не так.

«Послушай, покажи, расскажи!» («Ну-ка, угадай-ка!») Авторское музыкально-дидактическое пособие.

Валентина Юрьевна Иванцова
«Послушай, покажи, расскажи!» («Ну-ка, угадай-ка!») Авторское музыкально-дидактическое пособие.

«Послушай, покажи, расскажи!»

Авторское музыкально-дидактическое пособие

Цель: развивать музыкальную память, закрепляя знания о знакомых музыкальных пьесах, характере и настроении музыки, музыкальных инструментах(наглядно и на слух), оркестрах и ансамблях.

Оборудование: три диска, соединенные между собой (по типу кругов Луллия)с иллюстрациями к музыкальным пьесам, картинками музыкальных инструментов, симфонического оркестра, скрипичного ансамбля, смайликов настроения (круги съемные-можно составлять с другими иллюстрациями в зависимости от цели)

Описание.После прослушанного отрывка музыки (можно брать разные части пьесы), дети выставляют круги по стрелке так, чтобы характер музыки совпал с иллюстрацией и картинкой инструмента. После выполненного, дети отмечают название музыки, её характер или настроение, какой инструмент звучал (один, оркестр, ансамбль).

Авторское пособие «Чудо-домик» .

Электронное многофункциональное музыкально-дидактическое пособие для развития ритмических способностей «Музыкальные загадки» «Музыкальные загадки» — авторское многофункциональное музыкально-дидактическое пособие на развитие ритмических способностей детей старшего.

Читайте так же:  Налог на прибыль от продажи квартиры в 2019 году

Дидактическое пособие «Музыкально-дидактические игры»

1 Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка д/с «Теремок» Дидактическое пособие «Музыкально-дидактические игры» Разработала музыкальный руководитель Султанова А.С. Г.п.Пойковский

2 Музыкально-дидактическое пособиe. Дидактическая игра исторически сложившийся, педагогически оправдавший себя вид деятельности детей дошкольного возраста. Это форма обучения детей, в которой эффект обучающего воздействия достигается косвенным путем, преломляясь через игровую задачу, игровое правило, игровое действие. Известно, что методы прямого обучения ориентированы прежде всего на накопление определенных знаний, умений и навыков, тогда как косвенные в первую очередь оказывают стимулирующее влияние на развитие ребенка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и усвоения знаний. Дидактическая игра игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.педагогическая ценность дидактических игр отмечалась многими исследователями. Среди первых педагогов, исследовавших процесс обучения детей с использованием игр, следует назвать Е. И. Тихееву, выделившую два вида дидактического материала: искусственный (настольно-печатные игры парные картинки, лото, разрезные картинки, игрушки) и естественный (овощи, плоды, цветы и т. д.). Дидактические игры, по мнению Е.И.Тихеевой, следует подбирать так, чтобы каждая них способствовала развитию различных сторон личности, вместе с тем, желательно выделение одной какой-нибудь особенности. Начиная с 30-х годов, дидактическая игра вошла в практику детского сада и как метод, и как форма обучения дошкольников. Теория вопроса музыкально-дидактических игр в области музыкального воспитания и обучения дошкольников освещена в исследованиях Н.А.Ветлугиной. Она рассматривает названные игры в качестве универсального средства развития музыкально-сенсорных способностей. Содержание, правила и действия в процессе игр Н. А. Ветлугина подчиняет задачам систематического и планомерного развития звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха детей дошкольного возраста. Ею определены типы музыкальнодидактических игр в соответствии с дидактическими задачами и развертыванием действий: наглядно-предметные (настольные) игры; подвижные с элементами музыкально-пластической импровизации; танцевально-хороводные. При этом выделены следующие компоненты музыкальнодидактической игры: дидактическая задача, игровое правило, игровое действие, игровое содержание, которые помогают педагогу акцентировать

3 внимание детей на игровом сюжете, игровом действии, а не на дидактической задаче. Это способствует созданию у дошкольников ярких впечатлений, ощущения радости от игры Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания, но и учатся любить, ценить и понимать музыку. Цель использования музыкально-дидактических игр и игровых упражнений с детьми дошкольного возраста — развитие творческих способностей дошкольников и последовательное приобщение их к музыкальному искусству. Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий — создание предметно-развивающей среды и условий для формирования у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь дошкольникам разобраться в средствах музыкальной выразительности; побудить их к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях, воспитание гармоничной личности. Известный специалист в области музыкального воспитания дошкольников Н.А.Ветлугина считает, что в музыкальном воспитании детей необходимо применять вспомогательные наглядные средства, которые поясняют содержание музыки. Применение наглядных пособий в работе с дошкольниками имеет особое значение. Сложность и своеобразие музыки, особенность её восприятия требуют привлечения вспомогательных, «немузыкальных» средств. Б.М..Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов». Разнообразные по содержанию и красочно оформленные пособия по музыкально-дидактическим играм привлекают внимание детей, вызывают желание петь и слушать музыку. Систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром. Музыкально-дидактические игры могут быть представлены не только наглядными методическими пособиями, но так же каким-либо процессом например, движением, пением и какой-либо ситуацией например, драматизацией в соответствии с развитием музыкальных образов. Дидактические игры на музыкальных занятиях применяются с раннего возраста. Основным материалом для малышей становятся игрушки и детские музыкальные инструменты. Постепенно появляются музыкальные игрушки,

4 большее наименование музыкальных инструментов, настольно-печатные игры, а также используются и технические средства обучения. Во всех видах деятельности непосредственно образовательной области «Музыка» (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) могут и должны быть использованы музыкально-дидактические игры или игровые приёмы. Музыкально-дидактические игры играют большую роль в жизни дошкольника. Посредством игры они получают новые знания, учатся применять их в окружающем мире. Игры позволяют развивать память, внимание, чувство ритма, музыкальный слух и многое другое. С помощью игры можно определить характер музыкального произведения, его эмоциональную окраску. Существует множество игр для развития восприятия различного характера музыки. Самое простое — это игра «Весело — грустно». Цель: развивать у детей представления о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; грустная, печальная). Ход игры: дети слушают пьесу весёлого или грустного характера и с помощью пособия определяют её характер. В роли пособия могут быть использованы карточки: солнышко и тучка, веселый клоун и грустный клоун; или же это могут пособия созданные своими руками. Большое удовольствие ребята получают от совместного изготовления игрушки. Следовательно, и играть с такой игрушкой будет гораздо интереснее. 1.Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и тучка» (для младшей группы) Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, радостная, печальная, грустная). Расширять словарный запас детей Атрибуты: Карточки с изображением солнца, тучки, тучки с дождем по количеству детей. Две большие карточки с тем же изображением для демонстрационного показа. Ход игры: Детям раздаются карточки (по одному комплекту) и предлагается послушать три музыкальных произведения. Дети поочередно определяют характер каждого из них, и показывая карточку с изображением,соответствующим характеру музыки.

6 2.Музыкально дидактическая игра «Клоуны». Цель: формирование ладового слуха. Вызвать эмоциональный отклик на контрастную выразительность мажора и минора. Атрибуты игры: иллюстрация (на плотном картоне) — Клоун, веселый и грустный, изображающим улыбку или грусть. Ход игры. Педагог рассматривает с детьми иллюстрацию (дидактическое пособие) с изображением сказочного персонажа. Затем напоминает, что музыка бывает весёлая мажорная и грустная минорная. Исполняются разнохарактерные отрывки из музыкальных произведений. В соответствии с характером звучащей мелодии, детям необходимо повернуть ротик Клоуна в нужное положение (Клоун улыбается, Клоун грустит). Музыкальный материал. Д. Кабалевский «Клоуны» 3.Музыкально дидактическая игра «Лесенка» (для младшей и средней группы) Цель. Развивать звуковысотный слух и голос. Атрибуты игры. Лесенка из пяти ступенек ( в младшей группе из трёх) игрушки (матрешка, мишка, зайчик), металлофон. Ход игры:

7 Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. В игре участвует несколько детей. Музыкальный материал. «Лесенка» Е. Тиличеева 4.Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем я играю». (4-5 лет) Цель: Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов. Развивать тембровый слух. Атрибуты: Ширма, детские музыкальные инструменты: дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка. Ход игры. 1 вариант. Ведущий за ширмой поочерёдно играет на детских музыкальных инструментах. (Дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.) Дети отгадывают инструмент по звучанию. По щелчку в презентации появляется соответствующая картинка музыкального инструмента. 2 вариант. По щелчку в презентации появляется картинка музыкального

8 инструмента. Дети выбирают аналогичный инструмент из предложенных, называет его и играет на нём. 5.Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка» (младшая и средняя группа) Цель: развитие у детей звуковысотного слуха. Задача. Учиться звукоподражанию разных голосов животных своим голосом, изменяя тембр, высоту согласно своим возможностям. Ход игры Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная, веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст: Кубик детям передай. Кто пришел к нам, угадай! Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, показать голосом, как кошечка здоровается («мяумяу-мяу») и т.п. Затем игра продолжается. На гранях кубика могут быть изображены: кошка, собака, петушок, поросенок, лошадка, уточка. 6.Музыкально-дидактическая игра «Три подружки» (для старшей группы) Цель. Игра на определение характера, динамики, регистра, гармонизации музыки

Читайте так же:  1-с отчетность страховщиков

9 Ход игры.учить детей самостоятельно при думать название каждой части произведения «Три подружки» Д.Б.Кабалевского по характеру, настроению, средствам музыкальной выразительностью. Самостооятельно высказываться о её характере, настроении. ты игры. рточки с изражением трех девочек (плачущей, злой, играющей) Музыкальный материал. Д. Кабалевский «Плакса», «Злюка», «Резвушка» 7. Музыкально-дидактическая игра «Цветик — семицветик» (для старшей группы) Цель. Развитие памяти и музыкального слуха Игровой материал: большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка рисунки к сюжетам прослушиваемых произведений по разделу программы «Слушание музыки». «Кавалерийская» (Д. Б.Кабалевский) «Клоуны» (Д.Б. Кабалевский) «Новая кукла» (П.И.Чайковский) «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом» (П. И. Чайковский) «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» (П. И. Чайковский) «Шествие гномов» (Э. Григ). «Дед Мороз» (Р. Шуман) Ход игры. Дети сидят полукругом. Приходит садовник (воспитатель) и приносит необыкновенный музыкальный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его обратной стороной

10 и видит рисунок по сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель проигрывает или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера и темпа музыки данного произведения, его жанра. Если игра проводится на занятии, то достаточно использовать 2-3 лепестка, а если в свободное время, то все лепестки. 8.Музыкально дидактическая игра «Учитесь танцевать». (для старших дошкольников) Цель. — Развитие чувства ритма. Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих). Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание. 11.Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные инструменты» Цель: Развивать тембровый слух. Подготовка. Разрежьте листы на карточки.

11 Ход игры. 1 вариант (для читающих детей): разложите карточки с названиями на столе или на полу. Перемешайте карточки с картинками. Раскладывайте их на карточки с названиями соответственно. Также можно играть наоборот: раскладывайте карточки с названиями на карточки с картинками. 2 вариант: Перемешайте карточки с картинками. Раскладывайте их на 4 стопочки: струнные, клавишные, ударные, духовые инструменты. 3 вариант: Перемешайте карточки с картинками. Наугад возьмите верхние 3-6 карточек (в зависимости от возраста ребенка). Разложите выбранные карточки по настоящему размеру нарисованных на них инструментов (здесь ребенку может понадобиться помощь взрослого).

Музыкально-дидактические пособия

Светлана Сульманова
Музыкально-дидактические пособия

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагаю пособия, которые мы используем с детьми во время НОД и в свободное время.

Эти пособия я изготовила сама и активно использую в своей работе музыкального руководителя.

— игра-путешествие с музыкальными заданиями. Дети с большим интересом играют и выполняют задания. В игре принимают участие 3-5 детей. С помощью фишек и игрового кубика поочерёдно выполняют ходы и выполняют встречающиеся задания (прохлопать ритм, назвать имя композитора, музыкальный жанр и др.).

«Бродилка народная»

— игра-путешествие с заданиями по русским народным праздникам. Цель игры: обобщение и закрепление ранее полученных знаний.

«Ритмическая гусеница»

Цель: развитие чувства ритма

В игре принимают участие 3-5 детей. с помощью житонов на экране выкладывают заданный музыкальным руководителем ритм. (большие житоны — это длинный звук «ТА», а маленький житон — это короткий звук «ТИ») после дети хлопают выложенный на экране ритм.

«Волшебное зеркало»

Цель: рефлексия деятельности и эмоционального состояния.

Дети отвечают на вопрос: какое настроение после занятия? Понравилась игра или песня или музыкальное произведение.

Надеюсь, что мой опыт будет полезен и вам, уважаемые коллеги.

Всем творческих успехов и интересных проектов!

Спасибо за внимание!

Авторские дидактические пособия по подготовке детей к школе Большое внимание уделяю созданию обучающей среды. Дизайн логопедического кабинета оказывает успешную адаптацию детей к новым условиям и обеспечивает.

Дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики рук Одно из ведущих направлений моей методической работы — развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Для обогащения.

Дидактические пособия Дидактическое пособие «Воображуля Маша» Цели: развитие тонкой моторики пальцев, гибкости кистей рук; воспитание аккуратности, желания.

Дидактические пособия Дидактическая игра «Собери бусы» Цели и задачи: • закреплять представления детей об основных цветах; • закреплять умения группировать предметы.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Дидактические пособия своими руками Хочу представить вашему вниманию дидактические пособия, сделанные своими руками. Дидактическая игра «ЖАДИНА» Алгоритм изготовления.

Дидактические пособия своими руками Пособия для детей, сделанные руками воспитателей, всегда несут тепло, дополнительную энергию. Они нравятся детям, удобны в использовании,.

Мастер-класс «Дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников представлений об опасных ситуациях» «Построение работы с детьми по формированию представлений об опасных ситуациях в быту и способах поведения в них» Мастер класс Тема «Дидактические.

Дидактические пособия Интеллектуальная игра «Крестики — нолики». Цель: Создание условий для развития познавательных способностей детей (внимания, памяти, логического.

Музыкально-дидактические игры и пособия на музыкальных занятиях Маленький ребёнок уже в маленьком возрасте знакомится с окружающей средой. Он сталкивается с людьми, с животными, с разными предметами,.

Музыкально-дидактическое пособие Бизикуб -«Музыкальный куб-шкатулка»

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ БИЗИКУБ

« Музыкальный куб — шкатулка»

Пособие изготовила — Симаева С.Ш.

1 квалификационная категория

МАДОУ «Детский сад №105»

« Музыкальный куб — шкатулка».
Музыкально дидактические игры в ДОУ

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных в непосредственно-образовательной деятельности. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают в них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Оформление дидактического материала должно быть интересно и красочно, например музыкальные образы, иллюстрированные на карточках – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.

Представляю интересное развивающее пособие для дошкольников. Это развивающий « Музыкальный куб-шкатулка».

Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей в музыкальном зале, в групповой комнате и с родителями дома.
Цель использования дидактического пособия:
Повышать интерес детей к получению знаний о музыке, средствах выразительности в музыке, музыкальных инструментах.
Развивать умственные и творческие, музыкальные способности.
Основные достоинства пособия:
— Такие кубы многофункциональны, просты в изготовлении, удобны в использовании.
— Их можно использовать в разных видах деятельности.
— Развивают музыкальные и творческие способности детей.
— Являются ярким элементом предметно – пространственной среды.
— Мобильны.
— Дошкольники могут помогать воспитателю в изготовлении таких пособий. — Создание эмоциональной отзывчивости. — Любой старший дошкольник способен аккуратно приклеить картинку. В такие кубики дети будут играть с большим удовольствием, потому что они изготовлены с их помощью.
— Благодаря таким кубам можно закреплять ранее полученные знания в игровой форме.
— Можно использовать в разных возрастных группах.

Читайте так же:  Увольнение в табеле пример

Данное пособие можно начинать использовать в работе с дошкольниками от трёх-четырех лет и до выпуска детей в школу, усложняя задания для детей старшего дошкольного возраста, использование в работе такого куба, задачи которого направлены на развитие основных музыкальных способностей — музыкальная память, музыкальная грамотность, музыкальный слух, чувство ритма приведет к успехам в музыкальной деятельности дошкольников. даст детям заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса выполнения заданий.

Верхняя часть куба. она и открывающаяся часть куба оснащена:

1.не звучащая клавиатура,

4. самодельная трещотка,

На левой стороне располагается куба:

1. картинки изображения длительностей нот.

2. длительности нот – черные полоски разной толщины, соответствующие длительностям нот.

На правой стороне располагается куба:

1.изображение клоуна, жогнглирующего шариками, на шарики можно прикрепить картинки.

2. картинки с изображением детских музыкальных инструментов.

На тыльной стороне куба располагаются:

1. 3 вращающихся диска для определения средств музыкальной выразительности.

1. проигрыватель дисков, диски,

2. детские музыкальные инструменты,

Музыкально-дидактические игры соответствующие расположенным по сторонам куба атрибутам:

Музыкально-дидактическая игра « Спой и сыграй знакомую песню, подыгрывая на пианино»

Цель: развивать музыкальную память, музыкальный слух, умение петь акапелльно.

Игровой материал : куб — клавиатура.

Ход игры: Ведущему предложить детям изображение или игрушку по знакомым песням и предложить «подыгрывая» себе на клавиатуре спеть знакомую песню.

Музыкально-дидактическая игра « Сочиняем песенки» (5-7лет)

Цель: . учить придумывать мелодию на слова знакомых четверостиший, развивать певческие умения.
Игровой материал : куб -клавиатура.

Ход игры: Ведущая предлагает вспомнить знакомые четверостишия по временам года, детские стишки А.Барто, стихи к праздникам, предлагает представить, что играет на пианино и пропевает песню, остальные дети –жюри, оценивают пение и награждают, аплодисментами или грамотами.

Музыкально-дидактическая игра «Наш оркестр» (5-7лет)

Цель : развивать тембровый слух, умения согласовывать действия совместно играя в оркестре .

Игровой материал: куб- бубен. пищалки. самодельная трещотка, ксилофон . Ход игры: Ведущая предлагает детям устроить смотр оркестров, чей оркестр быстрее сможет собраться и весело сыграть вместе, тот выиграет и получит приз, достает проигрыватель и диски из куба, подбирает для разных групп оркестра разные пьесы, а дети сами организуются в группы и выбирают себе инструменты на кубе, договорившись.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки» (3-5лет)

Цель : развивать тембровый слух.

Игровой материал: куб -бубен. пищалки. самодельная трещотка, ксилофон. Ход игры: Ведущая предлагает ребяткам прослушать игру на выбранном инструменте и ответить что это за инструмент звучит, можно предложить сыграть на инструменте ребенку, а остальным отгадать и тот кто правильно отгадывает получает фишку.

Музыкально-дидактическая игра «ДИРИЖЕР И ОРКЕСТР» (5 – 7 лет)

Цель: формирование у детей способности к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах).
Игровой материал: верхняя часть куба с расположившимися ударными музыкальными инструментами , ритмическая народная песня «Андрей-воробей», палочка для дирижера .
Ход игры:
Педагог выбирает 5 детей детей на четыре стороны куба. Один участник стоит за клавиатурой и поет,4 участника подыгрывают на инструментах. Все дети исполняют песню «Андрей-воробей», по указанию дирижера, Педагог должен обращать внимание, чтобы пение было протяжным, спокойным. В качестве дирижера сначала выступает педагог, а потом любой ребенок по желанию.

Музыкально-дидактическая игра «ПРИГЛАШЕНИЕ » (5 – 7 лет)

Цель: развитие креативных возможностей детей и способствовать формированию навыков совместной творческой деятельности.
Игровой материал: верхняя часть куба с расположившимися ударными музыкальными инструментами , проигрыватель, диск с пьесой, например «Апипа» тат.нар.песня.
Ход игры: Вариант1 Ведущим выступает взрослый , который или сам играет пьесу или ставит аудиозапись пьесы.Задача каждого музыканта – дополнять общий мелодичный рисунок звучанием своего инструмента,но не хаотично, а в ритм музыке.

Вариант2 .Можно усложнить.дети ходят вокруг куба на запев, а на припев останавливаются и поыгрывают на том инструменте напротив которого он оказался.

. Музыкально-дидактическая игра « Определи инструмент» (5-7 лет)

Цель: развивать тембровый слух и ритмический слух
Игровой материал : инструменты на стороне куба и повторные инструменты на столе.
Ход игры: Двое детей, один стоит за кубом, другой спиной к нему за столом с расположенными там муз.инструментами Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

. Музыкально-дидактическая игра «Укрась музыку » (5-7лет)

Цель: развитие креативных возможностей детей и способствовать формированию навыков совместной творческой деятельности.
Игровой материал : верхняя сторона куба с инструментами, магнитофон с записью «Камаринская» П.И.Чайковского,музыкальные инструменты из куба остальным детям.
Ход игры: Ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.

Музыкально-дидактическая игра «НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» (4– 6 лет)

Цель: учить детей простейшим приемам игры на детских музыкальных инструментах, развивать чувство ритма.
Игровой материал: детские музыкальные инструменты на кубе – ксиллофон, бубен, трещотка, пищалки.
Ход игры: Дети придумывают рассказ о своем путешествии и изображают его на каком-либо инструменте. Например: бежала по лестнице, тяжело поднималась по горке, прыгала через скакалку, скатилась с горки. Кого встретили по пути.
Один ребенок изображает путешествие, другой – узнает. Дети одной группы начинают музыкальное путешествие, а второй группы продолжают. После окончания игры на инструменте выясняется, что изображала каждая группа участников.

Музыкально-дидактическая игра «ЛЮБИМ МЫ ИГРАТЬ В ОРКЕСТР» (5-7лет)

Цель: учить детей самостоятельно объединяться в ансамбль Игровой материал: верхняя сторона куба и музыкальные инструменты из куба,проигрыватель, диск.

Активизировать интерес детей к различным видам музыкальных инструментов; Развитие ритмического слуха; Развитие музыкальной памяти и фантазии; Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу; Доставить детям радость от совместной игры.