Основы таможенной логистики учебное пособие ю н самолаев

Оглавление:

Репозиторий БНТУ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОЙ ЛОГИСТИКИ. Методическое пособие. Министерство образования Республики Беларусь

1 3819 Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Таможенное дело» О.Н. Лабкович Н.Н. Капустина ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОЙ ЛОГИСТИКИ Методическое пособие Минск БИТУ 2010

2 Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Таможенное дело» О.Н. Лабкович Н.Н. Капустина ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОЙ л о г и с т и к и Методическое пособие для студентов дневной формы обучения специальности «Таможенное дело» Минск БНТУ 2010

3 УДК : (075.8) ЪШЬ&пШГГ Л12 Рецензенты: заместитель председателя таможенного комитета Республики Беларусь С. В. Борисюк; профессор кафедры «Менеджмент» БНТУ Б.И. Гусаков Лабкович, О.Н. Л12 Основы таможенной логистики: методическое пособие для студентов дневной формы обучения специальности «Таможенное дело» / О.Н. Лабкович, Н.Н. Капустина. — Минск: БІІТУ, с. ISBN Методическое пособие предназначено для использования в учебном процессе. Издание содержит основные теоретические сведения по дисциплине «Логистика в таможенном деле». Пособие имеет практическое назначение. УДК : (075.8) ББК я7 ISBN Лабкович О.Н., Капустина Н.Н., 2010 БНТУ, 2010

4 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 4 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕКСИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ. 5 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ. 7 ОСНОВНЫЕ МИКРОЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И СИСТЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА. 20

5 ВВЕДЕНИЕ Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами. Логистику можно понимать как инструмент, обеспечивающий подготовку, проведение и завершение коммерческих операций. Методическое пособие предназначено для формирования навыков стратегического мышления у студентов, целостных и систематизированных знаний об основных элементах логистических систем и их применение на практике в таможенном деле, научить студентов ориентироваться в комплексной логистической системе, показать интегрированную систему регулирования и контроля материальных, финансовых, информационных и т.д. потоков в таможенном деле. В процессе обучения студенты должны постигнуть сущность логистики в таможенном деле, особенности управления в этой сфере, виды и основные функции логистических систем, основные принципы логистического процесса при осуществлении внешнеэкономической деятельности, международную практику логистического подхода в таможенной деятельности, научиться анализировать экспортно-импортные операции с точки зрения экономического эффекта для государства, обосновать алгоритм организации таможенной деятельности с целью повышения эффективности внешнеэкономической деятельности. 4

6 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕКСИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ ПРИЧИНЫ, ФУНКЦИИ, КОНЦЕПЦИИ И ЗАДАЧИ ЛОГИСТИКИ Логистика — это процесс планирования, управления и контроля эффективного (с точки зрения снижения затрат) потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей. Принципиальная новизна логистического подхода — органическая взаимосвязь, интеграция областей управления транспортом, складским хозяйством, запасами, трудовыми ресурсами, организации информационных систем, коммерческой деятельности и других в единую материалопроводящую систему. С концептуальных позиций можно выделить следующие принципы логистики: системообразующий; интегриующий; регулирующий; результирующий. В соответствии с современными задачами логистики выделяют два вида ее функций — оперативные и координационные. Оперативные функции связаны непосредственно с управлением движения материальных потоков в сфере снабжения, производства и распределения и по существу мало отличаются от функций традиционного материально-технического обеспечения. Координационные функции предполагают: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование развития перспективных 5

7 рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей потребителей. Взаимосвязанные системные концепции: концепция общих затрат; концепция предотвращения подоптимизации; концепция финансовых обменов. Цель логистического подхода — достижение желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем сквозного оптимального управления материальными и сопутствующими потоками. На основании вышеуказанной цели логистика решает следующие задачи: прогноз спроса и планирование запасов на его основе; определение необходимой мощности производства и транспорта; разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками; разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями; построение математических моделей функционирования логистических систем; разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач. Оценках экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения рассматривается в разделе следующих слагаемых: снижение запасов на всем пути движения материального потока; сокращение времени прохождения продукции по логистической цепи; снижение транспортных затрат; 6

8 сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на погрузочно-разгрузочные операции. Активная интеграция мировой экономики и глобализация бизнеса способствовала созданию международных логистических систем. Интеграционная ликвидация традиционных национальных, таможенных и других барьеров сделала возможным свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы через границу и в то же время повысило роль логистической координации. В рамках международных соглашений были разработаны и предприняты меры, упрощающие, минимизирующие, а в ряде случаев и устраняющие факторы, тормозящие про хождение товаропотоков, например, такие, как различия в национальных стандартах на продукцию, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и соответствующим финансовым расчетом, импортные квоты и экспортные ограничения, весьма жесткие требования к упаковке и этикированию грузов, разнообразие технических параметров транспортных средств и путей сообщений и т.д. Одновременно создавались международные распределительные центры, менялись схемы размещения складов, происходила концентрация перегрузочно-складских пунктов в условиях интеграции экономик стран Западной Европы и создания единого рынка. В результате были созданы предпосылки формирования оптимально организованной системы взаимодействия всех участников внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности (ВЭД) в процессе таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств для достижения максимально возможного полезного эффекта. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ Материальный поток — продукция в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортиро 7

9 вание, складирование и проч.) и/или технологических (механическая обработка, сборка и проч.) операций и отнесенная к временному интервалу. Информационный поток — совокупность сообщений, генерируемых исходным материальным потоком в логистической системе, между логистическими системами и внешней средой, предназначенных для реализации управляющих функций. Финансовый поток — направленное движение финансовых ресурсов, обращающихся в логистической системе, а также между ней и внешней окружающей средой, необходимое для обеспечения эффективного движения материального потока. Сервисный поток — совокупность услуг, непосредственно связанных с материальным потоком и обеспечивающих его продвижение способом наиболее эффективным с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей. Логистические активности — действия, прикладываемые к материальному потоку в целостной логистической системе, реализующей поставленные цели. При этом выделяют: логистические операции и логистические функции. Логистическая операция — любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему информационных, финансовых, сервисных потоков. Логистическая функция — укрупненная группа логистических операций, направленная на реализацию целей логистической системы и задаваемая значениями показателей, являющихся ее выходными переменными. Логистическая система — адаптивная система, выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции, состоящая из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой. Логистические системы можно разделить на макрологистические и микрологистические. 8

10 Макропогисттеской системой — это система, которая не имеет целью извлечение прибыли или решение каких-либо корпоративных проблем организации бизнеса и создается на уровне территориального или административно-территорианьного образования для решения социально-экономических, экологических, военных и других задач подобного рода. Микрологистическая система — это система, которая, как правило, относится к определенной организации бизнеса, например к предприятию — производителю товара, и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых, сервисных) в процессе призводства. Звеном логистической системы называется экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках построения логистической системы, выполняющий свою локальную цепь посредством определенных логистических операций или функций. Логистическая цепь — множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченных по материальному или сопутствующим потокам и осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой или до конечного потребителя. Логистический канал — упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи и их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков материальных ресурсов, необходимых для производства конкретного вида продукции, до ее конечных потребителей. Таможенная логистика возникает и имеет место там где формируются глобальные макрологистические системы внешнеторгового оборота, т.е. когда таможенные органы становятся звеньями логистической цепи. Основные объекты таможенной логистики: экспортно-импортные товарные потоки, являющиеся частным случаем логистического потока в сфере внешней торговли; 9

11 внешнеторговые потоковые процессы; таможенные опрерации. Таможенная логистическая процедура — совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус экспортно-импорных товарных потоков для таможенных целей. Таможенные логистические опрерации — отдельные действия в отношении экспортно-импортных товарных потоков, совершаемые участниками ВЭД и таможенными органами, при их таможенном оформлении в процессе физического перемещения через таможенную границу. Таможенная логистическая система — адаптивная система организационного типа, выполняющая определенные таможенные процедуры, состоящая из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой. ОСНОВНЫЕ МИКРОЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И СИСТЕМЫ Оптимизация продолжительности логистического цикла является важнейшей проблемой таможенной логистики. Для ее решения используют различные современные логистические концепции. Наиболее широкое распространение в мировой практике получили такие, как «точно в срок», «планирование потребностей/ресурсов», «тощее производство», «реагирование на спрос». Концепция «точно в срок» система современного производства и поставки деталей, комплектующих изделий к месту производственного потребления в необходимых количествах и в нужное время с целью минимизации затрат, связанных с запасами. Концепция основана на идее синхронизации процессов доставки материальных ресурсов с потребностью в них, т.е. на координации снабжения, производства и сбыта, и позволяет 10

Читайте так же:  Приказ 404 мчс с изменениями

12 приспособить производство к изменениям, которые вызваны сбоям в технологических линиях, колебаниями спроса на выпускаемую на рынок продукцию. Поставка материальных ресурсов в необходимых количествах к тому времени. Когда звено логистической системы (производство) в них нуждается, обеспечивает ритмичность выпуска и повышение качества готовой продукции, а высвобождаемая при этом часть складских помещений используется для других целей. Таким образом, данная технология производства и материальнотехнического обеспечения исключает излишние производственные и товарные запасы, а в перспективе предполагает их ликвидацию. На концепции «планирование потребностей/ресурсов» (RP) базируются логистические системы толкающего типа. В микрологистической системе «толкающего типа» производство деталей, компонентов, полуфабрикатов и сборка из них готовой продукции осуществляется по жестко заданному производственному расписанию. Материальные ресурсы и полуфабрикаты «выталкиваются» с одного звена производственной логистической системы на другое. Аналогичным образом готовая продукция выталкивается в дистрибьютивную сеть. В настоящее время при организации производства активно используется концепция «тощее производство». Сущность концепции выражается следующими принципами: достижение высокого качества продукции; уменьшение размера партии производимой продукции и времени производства; обеспечение низкого уровня запасов; подготовка высококвалифицированных работников; использование гибких производственных технологий. В концепции реализуется идея сочетания низкой себестоимости при больших объемах массового производства и разнообразия продукции и гибкости мелкосерийного производства. 11

13 Уменьшение продолжительности подготовительного и производственного этапов и размера партии позволяет сократить общее время производства, быстрее реагировать на изменения рыночного спроса. Концепция «реагирование на спрос» (DDT) позволяет добиться максимального сокращения времени реализации на изменение спроса путем быстрого пополнения запасов в тех точках рынка, где прогнозируется рост спроса, улучшает координацию и взаимоотношения производителей, оптовиков и розничных торговцев как звеньев интегрированной логистической цепи. В рамках логистической концепции «реагирование на спрос» реализуются также: микрологистические концепции «быстрого реагирования» (QR), «непрерывного пополнения запасов» (CR), «автоматического пополнения запасов» «AR». В основе всей концептуальной структуры построения логистических систем лежит оценка качественной стороны ее функционирования. Под качеством можно понимать совокупность объективно существующих свойств логистической системы, уровень которых обусловлен показателями, определяющими эффективность ее функционирования. При этом под свойствами понимаются только те показатели системы, которые проявляются в процессе реализации (применения, использования). Свойства могут быть положительными (например, обеспечивающими существование новых и эффективных способов получения и переработки материального или сопутствующих потоков) или отрицательными (например, ухудшающими экологическую ситуацию, технологичность, безопасность). Поэтому качество логистической системы является такой характеристикой, которая одновременно и в совокупности учитывает все ее свойства (как положительные, так и отрицательные), относящиеся к полученным при реализации результатам. 12

14 Качество логистической системы дает информацию о том, какой эффект потенциально может дать предполагаемое логистическое решение. Причем при определении эффекта следует учитывать не какое-то одно свойство логистической системы (например, отдельные высокопроизводительные звенья внутри предприятия), а весь комплекс свойств, которые будут проявляться и на микрологических, и на макрологических уровнях. При анализе логистической системы необходимо учитывать не только те свойства, которые влияют на результат ее реализации, но и те, которые определяют совокупные затраты. Современное развитие таможенного дела ориентировано на экстенсивный путь развития таможенного дела при выделении фискальной функции в качестве детерминирующей функции таможенных органов, для которой логистические подходы не являются определяющими. В то же время естественная эволюция развития таможенной логистики не может произойти без следующего этапа — этапа формирования базисных предпосылок ее дальнейшего развития и становления. Это связано с тем, что в настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования ВЭД на процессы международной интеграции белорусской экономики в международное экономическое пространство. Основой деятельности таможенных органов могут стать новые принципы, определенные в рамочных стандартах обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли, принятых Всемирной таможенной организацией. В качестве показателя эффективности таможенной системы предполагается принять затраты времени на прохождение таможенных формальностей при оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами, при условии обеспечения эффективного таможенного контроля.

15 Микрологистаческая таможенная логистическая система предназначена для рационализации и оптимизации перемещения экспортно-импортных товарных потоков через таможенную границу с целью сокращения времени и затрат ресурсов в процессе таможенных процедур. На макрологистическом уровне международное сотрудничество предполагает расширение круга торговых партнеров, поиска новых рынков сбыта товаров и услуг, что обуславливает необходимость развития двусторонних отношений активизации государственного участия в международных объединениях и организациях. Это в свою очередь выдвигает требования качественного улучшения и интеграции сотрудничества в области таможенного дела, повышения эффективности деятельности представительств белорусских таможенных органов за рубежом. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ Закупочная логистика — управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятий материальными ресурсами. Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Эта цель достигается решением целого ряда задач, которые можно сгруппировать следующим образом: 1. Соблюдение обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий. 2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них. 3. Выполнение требований производства по количеству сырья материалов и комплектующих изделий. Закупочная логистика представляет собой вид деятельности, без осуществления которой невозможна нормальное 14

16 функционирование предприятия. Она является связующим звеном между разными товаропроизводителями, координаторами их работы, решающим важные задачи материального обеспечения производства. Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики. Объектом изучения производственной логистики являются внутрипроизводственные логистические системы: промышленные предприятия; оптовые предприятия, имеющие складские сооружения; грузовые станции и др. Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и микроуровне. На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, а также являются источником материальных потоков. На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой комплекс взаимосвязанных подсистем, образующих определенную целостность, единство. Это подсистемы: организация закупки, организация работы складов, транспортно-складская, управление движением материалов в производстве, организация сбыта продукции и др. Они обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из нее. Основная задача производственной логистики состоит в создании и обеспечении эффективного функционирования интегрированной системы управления материальными потоками на предприятии. Управление материальным потоком на промышленном предприятии представляет собой процесс целенаправленного воздействия на производственные подразделения, занятые 15

17 продвижением материальных и информационных потоков из пункта производства в пункт потребления продукции. Логистика распределения это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров. Основной целью распределительной логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с минимальными затратами. В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, распределительная логистика призвана удовлетворить сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами. При этом, необходимо исходить из задач удовлетворения основных потребностей потребителя продукции, которые включают следующее: своевременную доставку товара, способность удовлетворить экстренные нужды заказчика, аккуратные обращения с товарами при погрузочно-разгрузочных работах, готовности изготовителя к быстрой замене дефектных изделий и поддержании определенного уровня товарно-материальных запасов. Поставщик и потребитель товаров представляют собой две микрологистические системы, связанные между собой логистическим каналом или каналом распределения. Канал распределения — это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Логистический канал — упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителя. Физическое перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации запасов в определенных местах. 16

18 Склад — здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителям. Логистика складирования — управление материальными потоками в процессе снабжения запасами, переработки и физического распределения заказов. В соответствии со ст. 49ТК Республики Беларусь все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению, которое завершается применением к товарам таможенных процедур, помещением товаров под таможенный режим или совершением таможенных операций для завершения действия этого режима, исчислением и взиманием таможенных платежей. С целью обеспечения сохранности товаров до завершения их таможенного оформления, проведения таможенного контроля таких товаров предусмотрена таможенная процедура временного хранения. Складом временного хранения являются специально выделенные и оборудованные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям ТК Республики Беларусь. Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов. Транспортирование — комплексная логистическая активность, связанная с перемещением материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции определенными транспортными средствами в логистической цепи и состоящая из комплексных и элементарных активностей, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование, охрану и др. 17

Читайте так же:  Косгу штраф гибдд

19 Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики. На уровне логистического управления процесс транспортирования состоит из следующих основных этапов: выбор способа транспортирования; выбор вида транспорта; выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортированию; оптимизация параметров транспортного процесса. Современная логистическая практика транспортироки связана с экспансией перевозок, осуществляемых одним экспедитором (оператором) из донного диспетчерского центра и по единому транспортному документу (мультимодальные, интермодальные и др.). ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА Информационная логистика организует поток данных, сопровождающих материальный поток и является тем существенным для предприятия звеном, которое связывает снабжение, производство и сбыт. С помощью электронных баз данных, передаваемых по логистической цепи, осуществляется анализ деятельности как всей цепи, так и каждого ее звена, производиться сравнение ее положения с положением конкурентов. Структура баз данных, как правило, отражает особенности деятельности предприятия и характеризует все узловые точки, входные и выходные пути к ним и соответствующие информационные потоки. Внедрение компьютерной системы обмена электронными документами позволяет вместо сопровождающих груз многочисленных документов передавать по каналам связи синхронно с грузом информацию, содержащую по каждой отправляемой единице все реквизиты, необходимые для характеристики товара, при такой системе на всех 18

20 участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. Информационная логистика сегодня напрямую затрагивает базовые аспекты международной торговли, интегрируя таможенные органы в институционную инфраструктуру логистической системы внешнеэкономической деятельности. Информационная логистическая система (ИЛС) — кммуниакционная система по сбору, переработке и передаче информации на макро- или микрологистическом уровнях, где происходят сложные процессы преолбразования материалов в готовую продукцию, обращаются потоки сырья, полуфабрикатов, инструмента, трудовых затрат, денежных средств и т.д. Информационная технология (ИТ) — совокупность методов и средств, производственных процессов и программнотехнических средств, объединенных в технологическую цепь, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса и повышения их надежности и оперативности. Электронный документ — закодированное и переданное в информационную систему электронное сообщение, все реквизиты которого заверены в соответствии с нормативными требованиями. Электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить искажение информации в электронном документе. Успешное функционирование структуры таможенных органов возможно только при наличии такой системы информации, которая позволит связать воедино всю таможенную дея 19

21 тельность и управлять ею исходя из принципов единого целого. Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности, инструмент реализации основных информационных технологий, базирующихся на современном программно-техническом комплексе. Система управления рисками (СУР) направление работы таможенных органов, предполагающее отказ от тотального контроля за всеми товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу, и ереход к выборочному контролю. НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА Парадигма таможенной логистики базируется на том, что ее возникновение и практическое применеие имеет мемто только там, где формируются глобальные макрологистические системы внешнеторгового оборота, т.е. когда таможенные органы становятся звеньями логистических цепей. Логистическая система управления внешней торговли является по существу совокупностью множества взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, основными элементами которой являются таможенные и другие ораны государственного управления ВЭД, методы тарифного и нетарифного регулирования экспортно-импортных товарных потоков, таможенные и внешнеторговые посредники, экспортеры и импортеры товаров, потребители. Основные цели таможенной логистики: повышение эффективности таможенного администрирования и создание благоприятных условий для участников ВЭД; 20

22 обеспечение таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу; своевременное и полное наполнение доходной части бюджета Республики Беларусь. Под таможенным регулированием понимают направление государственной деятельности, заключающееся в установлении порядка и правил, при соблюдении которых юридические и физические лица реализуют право на перемещение товаров и транспорных средств через таможенную границу. 21

23 ЛИТЕРАТУРА 1. Самолаев, Ю.Н. Основы таможенной логистики: учебное пособие / Ю.Н. Самолаев. — М.: Апьфа-М: ИНФРА-М, с. 2. Иванов, Ф.Ф. Построение логистической системы в трансформирующейся экономике / Ф.Ф. Иванов, С.А. Пелих. — Минск: РИВШ, Гаджинский, А.М. Логистика: учебник / А.М. Гаджинский е изд., перераб и доп. — М., Еловой, И.А. Управление потоками в логистических системах мировой экономики / И.А. Еловой, В.И. Похабов, М.М. Колос; под науч.ред. В.Ф. Медведева. — Минск, Григорьев, М.И. Логистика: учебное пособие для студентов вузов / М.И. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. — М., Емельянов, А.А. Имитационное моделирование в управлении рисками / А.А. Емельянов. — СПб., Бауэрсокс, Д. Логистика: интегрированная цепь поставок: пер. с англ. / Д.Д. Бауэрсокс, Д.Д. Клосс. — М.: Олимп- Бизнес, Кретов, И.И. Логистика во внешнеторговой деятельности: учебное пособие. — 2-е изд. перераб. и доп. / И.И. Кретов, К.В. Садченко; Акад. внеш. торговли. — М.: Дело и сервис, с. 9. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. — М., 1989

24 Учебное издание ЛАБКОВИЧ Ольга Николаевна КАПУСТИНА Наталья Николаевна ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОЙ ЛОГИСТИКИ Методическое пособие для студентов дневной формы обучения специальности «Таможенное дело» Ответственный за выпуск Е.О. Коржуева Подписано в печать Формат 60×84 Vie- Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Гарнитура Таймс. Уел, печ. л. 1,34. Уч.-изд.л. 1,05. Тираж 100. Заказ 8. Издатель и полиграфическое исполнение: Белорусский национальный технический университет. ЛИ 02330/ от Проспект Независимости, , Минск.

Таможенная логистика

Особенности разработки системы контроллинга в таможенных органах. Этапы формирования таможенной и околотаможенной логистической инфраструктуры. Анализ функций таможенной логистики: помощь в заполнении декларации, послетаможенное сопровождение грузов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2) Развитие таможенной и околотаможенной логистической инфраструктуры, предоставляющей услуги в рамках таможенных правоотношений, обусловлено потребностями рынка, внешнеэкономического оборота.

3) Информационная логистика сегодня напрямую затрагивает базовые аспекты международной торговли, интегрируя таможенные органы в институциональную инфраструктуру логистической системы ВЭД. Она организует и координирует поток данных, сопровождающий материальный поток, и является тем существенным для логистической системы элементом, который связывает снабжение, производство и сбыт.

4) Реализация Концепции происходит в два периода: проведение работ по подготовке значительного расширения существующей практики таможенного оформления в приграничных субъектах РФ и непосредственно осуществление этого оформления.

5) К основным проблемам относятся: отсутствие в приграничных субъектах РФ квалифицированных специалистов и недостаточность инфраструктуры в приграничных субъектах РФ.

Таким образом, упрощение таможенных формальностей и сокращение времени таможенного оформления должны сопровождаться комплексом мер по повышению эффективности правоохранительной и антикоррупционной деятельности таможенной службы Российской Федерации.

Таким образом, на сегодняшний день таможенная логистика предназначена для решения сложных задач, призванных сделать процессы импорта и экспорта продукции и товаров наиболее оптимальными и менее затратным.

1. Интранс. Логистический оператор [ Электрон. ресурс] : Таможенная логистика. Режим доступа: World Wide Web. URL — http://intrans.net/%D1%81ustoms-logistics

2. Самолаев Ю.Н. Основы таможенной логистики: Учебное пособие. — М.: Альфа-М:ИНФРА-М,2008. — С.227

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 №17) в редакции от 16.04.2010- М.: АБАК, 2011.- ст. 215 ТК ТС, с. 141.

4. ТАМОЖНЯ РУ — аналитический портал [Электрон. ресурс] : Таможенные режимы и процедуры. Режим доступа: World Wide Web. URL — http://www.tamognia.ru/mode/

5. Питер-Карго комплексные логистические решения [Электрон. ресурс] : Виды таможенных режимов. Режим доступа: World Wide Web. URL — http://www.cargopiter.ru/p27/index.html

6. Самолаев Ю.Н. Основы таможенной логистики: Учебное пособие. — М.: Альфа-М:ИНФРА-М,2008. — С. 241.

7. Стаханов Д.В., Стаханов В.Н. Таможенная логистика, М.: ПРИОР, 2000. — с. 154-156.

8. Молчанова О.В. Таможенное дело: учебное пособие. — М.: Феникс, 2007. — С. 89.

9. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга. Ростов н/ Д: Экспертное бюро; М.: Гардарика, 1996. — С.177.

10. Федоров Л.С. , Кравченко М.В. Информационная логистика: учебное пособие. — М.:КНОРУС, 2010. — с. 150 -152.

11. Всероссийский рекламно-информационный журнал «Транспортная империя» [ Электрон. ресурс] : Проблемы и перспективы логистики. Режим доступа: World Wide Web. URL — http://www.ti-nn.ru/

12. Федоров Л.С. , Кравченко М.В. Информационная логистика: учебное пособие. — М.:КНОРУС, 2010. — С.143.

13. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 №17) в редакции от 16.04.2010- М.: АБАК, 2011.- глава 3 ТК ТС, с. 39 — 44.

14 Федоров Л.С. , Кравченко М.В. Информационная логистика: учебное пособие. — М.:КНОРУС, 2010. — С.210.

15 Самолаев Ю.Н. Основы таможенной логистики: Учебное пособие. — М.: Альфа-М:ИНФРА-М,2008. — с. 197 -199.

16 АлтГТУ [Электронный ресурс]: Функции отдела ЕАИС. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.altstu.ru

17 Там же. — С. 200.

18 Афонин П.Н., Сальников И.А. Информационное обеспечение в таможенных органах: Учебник. СПб.: Санкт-Петербургский филиал РТА, 2006.- с.206-209

19 Письмо ФТС России от 11.04.2005 № 18-12/11114 «О направлении информации» (дата обращения 17.11.11).

20 Концепция таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к Государственной границе РФ// Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru

21 ФТС РФ одобрила проекты создания 49 таможенно-логистических терминалов, 25 октября 2010 года // Сайт «Все о таможне». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.tks.ru

Читайте так же:  Ходатайство на получение решения суда

22 Стригин А. Остановка в Бурачках // «Российская Бизнес-газета» № 789 (7) от 22 февраля 2011 года. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.rg.ru

23 100% таможенных постов готовы принимать декларации по Интернету, 11 октября 2010 года // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru

24 Ход реализации Концепции// Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru

25 Всероссийский рекламно-информационный журнал «Транспортная империя» [ Электрон. ресурс] : Проблемы и перспективы логистики. Режим доступа: World Wide Web. URL — http://www.ti-nn.ru/

26 Ход реализации Концепции// Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru

27 Куренков П.В., Забненков В.С. Проблемы взаимодействия субъектов транспортного рынка при осуществлении внешнеторговых перевозок // Журнал «Логистика сегодня «, март 2010 г. № 2 (44), с. 104

Основы таможенной логистики учебное пособие ю н самолаев

Студенту: заявка на трудоуст-ройство, опрос, вакансии

Работодателю: добавление вакансий, сотрудничество

Сегодня свой
день рождения празднует
Васильева Наталия Сергеевна
Коллектив института
от души поздравляет Вас!

Литература и другие источники информации, рекомендуемые кафедрой для изучения

1. Таможенный кодекс таможенного союза. Издательство «Проспект», 2010

2. ФЗ РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в российской Федерации.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2011)

4. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2011)

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2011)

6. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ. «Об основах государственного ре¬гулирования внешнеторговой деятельности».

7. Федеральный закон от 27.07. 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

8. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 28.09.2010)

9. Решение Комиссия Таможенного Союза №319 от 18.06.10 «О техническом регулировании в таможенном союзе».

10. Решение Комиссия Таможенного Союза №235 от 16.04.10 «Об определении уполномоченных органов государственной власти государств-членов Таможенного союза для взаимодействия с Комитетом по вопросам регулирования внешней торговли»

11. Постановление Правительства РФ от 29 Декабря 2007 г. N 995 «О порядке осуществления федеральными органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным Банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

12. Постановление правительства Российской Федерации от 17.06.2008 № 877-р «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».

13. Приказ ФТС от 20 января 2010 г. №78 «Об утверждении Типового положения о подразделении по внедрению перспективных таможенных технологий регионального таможенного управления»

14. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ. Российская газета от 20.03.2008

15. Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Одобрена Решением коллегии ФТС России от 29 августа 2008 года

16. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: издание официальное. М. : Стандартинформ, 2008.

17. Пансков В. Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России. Издательство: Финансы и статистика, 2008 18. Тимошенко И. В. Таможенное право России. Учебник для вузов. Издательство: Феникс, 2009

19. Халипов С. В. Таможенное право. Учебник. Издательство: Высшее образование, 2009

20. Андриашин Х. А. Таможенное право. Гриф УМО ВУЗов России. Издательство: Магистр, 2008

21. Бакаева О. Ю. Таможенное право. Гриф УМО МО РФ. Издательство: Норма, 2008

22. Бекяшев К. А. Таможенное право. Учебник. Издательство: Проспект, 2010-10-23

23. Боровиков А. Ф. Конституционные гарантии прав и свобод российских граждан в сфере таможенных правоотношений: теория и практика. Издательство: СПбГУП, 2009

24. Грузовая таможенная декларация / транзитная декларация (ГТД / ТД ) Издательство: Благовест-В, 2007

25. Завражных М. Л. Таможенное право России. Учебное пособие. Издательство: Омега-Л, 2010

26. Истомин С. И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов. Издательство: Деловой двор, 2008

27. Кирсанов А. Ю. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: монография. Издательство: Элит, 2007

28. Коган М. В. Таможенное дело. Гриф УМО МО РФ. Издательство: Феникс, 2007

29. Козырин А. Н. Таможенное право России. Практикум. Издательство: Норма, 2009

30. Коник Н. В. Таможенное дело. Учебное пособие Издательство: Омега-Л, 2010

31. Панченко В.И. Валютное регулирование в таможенном деле. Учебное пособие для ВУЗов. Издательство «Троицкий мост»,2010

32. Романова О. Менеджмент в таможенном деле. Издательство: Энергия, 2008

33. Рутгайзер В. М. Таможенная стоимость и ее оценка. Издательство: Международная академия оценки и консалтинга, 2007

34. Свинухов В. Г. Таможенно — тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. Гриф МО РФ. Издательство: Экономистъ, 2005

35. Самолаев Ю. Н. Основы таможенной логистики. Гриф УМО ВУЗов России. Издательство: Альфа, 2008

36. Таможенные процедуры. Издательство: Благовест-В, 2008

37. Товароведение и экспертиза в таможенном деле. Том 1. Теоретические основы непродовольственных товаров. Учебник для ВУЗов. Издательство «Троицкий мост» 2010

Интернет-поддержка при изучении экономических дисциплин

38. Агентство консультаций и деловой информации «Экономика»// http://www.akdi.ru.

39. Аналитические доклады по экономическим проблемам России (на сайте «Национальной Электронной библиотеки») //http://www.nns.ru/ analytdoc/anal2.html.

40. История экономической мысли (eng) // http://socserv2.socsci. mcmaster.ca/

41. Макроэкономическая статистика России (на сайте Экономической экспертной группы Министерства финансов Российской Федерации) // http://www.eeg.ru.

42. Макроэкономическая статистика России (на сайте Аналитической лаборатории «Веди») // http://www.vedi.ra/statbase.htm#l.

43. Обзоры состояния экономики России (на сайте Института экономи¬ки переходного периода) // http://www.online.ru/sp/iet/ trends/.

44. Аналитические доклады по экономическим проблемам России (на сайте Экспертного института) // http://www.exin.ru/test/ doc.html.

45. Перечень информационных ресурсов Интернета (в том числе по эко¬номике) в помощь учащимся // http://referats-tv.stars.ru/link/.

46. Corp. On-line учебники, статьи и обзоры по различным аспектам биз¬неса // http://www.europrimex.com/education/center_line. htm.

47. E-MANAGEMENT (полнотекстовые публикации по вопросам эко¬номики, менеджмента и маркетинга на предприятии) // http://e-management.newmail.ru/.

48. Институт экономики переходного периода (книги, статьи по пробле¬мам экономики переходного периода) // http://www.iet.ru/ .

49. Кризис мирового капитализма. Сорос Дж. (книга для всех, кого ин¬тересуют проблемы экономики, политических деятелей и их советни¬ков, специалистов исследовательских институтов и аналитических ве¬домств, специалистов по финансам) // http://capitalizm.narod.ru/.

50. Черкасова В.А. Книга для чтения по экономике для преподавателей экономики (архивированный файл в формате MS Word — ZIP, 111 Kb)/ /http://www.hse.ru/inter/cher.zip.

51. Адреса в Интернете русских и иностранных сайтов с материалами по различным проблемам экономики // http://www.econline.hl.ru/.

Интернет-поддержка при изучении специальных дисциплин и дисциплин специализации

52. tsouz.ru – Официальный сайт таможенного союза

53. customs.ru – Официальный сайт Федеральной таможенной службы России

54. government.consultant.ru – Банк данных нормативных документов правительства Российской Федерации

55. duma.gov.ru – Государственная дума ФС РФ

56. http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511 – Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: издание официальное. М.: Стандартинформ, 2008.

57. consultant.ru – Консультант плюс. Официальный сайт

58. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ.

59. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

60. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ. «Об основах государственного ре¬гулирования внешнеторговой деятельности».

61. Федеральный закон от 27.07. 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

62. Приказ от 20.01.2010 № 78 «Об утверждении Типового положения о подразделении по внедрению перспективных таможенных технологий регионального таможенного управления.

63. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ.

64. Постановление правительства Российской Федерации от 17.06.2008 № 877-р «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».

65. Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

66. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: издание официальное. М. : Стандартинформ, 2008.