Штраф за не закрытие обособленного подразделения
Как поступить, если не было своевременно подано заявление о закрытии обособленного подразделения ООО на ЕНВД?
С юридическим лицом, постановкой на учёт в качестве плательщика ЕНВД и обособленным подразделением следует учесть следующее.
Для начала нужно разделить две вещи. Первое — переход на ЕНВД предполагает отдельную постановку на учёт в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД. Второе — уведомление об открытии и закрытии обособленных подразделений это отдельная обязанность юридического лица, не связанная с режимами налогообложения.
Первое — ЕНВД. Если юридическое лицо начинает деятельность, переводимую на ЕНВД, то оно обязано встать на учёт в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД. После осуществления такой постановки организации присваивается отдельный КПП вида ХХХХ45УУУ, где ХХХХ — код налогового органа, где осуществлена постановка, 45 — код причины постановки на учёт — постановка на учёт в качестве плательщика ЕНВД, а УУУ — порядковый номер постановки на учёт по этой причине. При прекращении деятельности, переводимой на ЕНВД, юридическое лицо снимается с учёта в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД. Для этих постановок и снятий установлены сроки пять дней с момента начала или прекращения такой деятельности.
Второе — обособленное подразделение. Обязанность по уведомлению налогового органа об открываемых и закрываемых обособленных подразделениях установлена в пп. 3 и 3.1 п. 2 статьи 23 НК РФ. Срок для этого действия — месяц со дня создания, три дня со дня закрытия. Обособленное подразделение — территориально обособленное подразделение, в котором оборудованы стационарные рабочие места.
Исходя из этого, при прекращении деятельности, облагаемой ЕНВД, следовало подать заявление о снятии с учёта в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней с момента прекращения деятельности. И отдельно следует сообщить о закрытии обособленного подразделения.
Ответственность за несвоевременное сообщение о прекращении деятельности
Вопрос-ответ по теме
ООО на УСН было открыто обособленное подразделение, деятельность данным подразделением не ведется уже год, рабочих мест нет. Какие санкции могут применить ИФНС если сейчас подать сообщение о закрытии? И как нам лучше сделать, чтобы избежать санкций?
Ответственность за несвоевременное сообщение о прекращении деятельности через обособленное подразделение предусмотрена ст. 15.6 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух.
1. Рекомендация: Как закрыть обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством
Чтобы закрыть (ликвидировать) обособленное подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством (т. е. простое обособленное подразделение, например, офис, склад и т. д.), необходимо совершить следующие действия:
- принять и оформить решение о закрытии обособленного подразделения;
- подготовить подразделение к закрытию и расформировать штат сотрудников подразделения;
- уведомить налоговую инспекцию;
- уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.*
Как уведомить налоговую инспекцию о закрытии простого обособленного подразделения
О том, что юридическое лицо прекращает работать через простое обособленное подразделение, необходимо сообщить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации (абз. 3 подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это имеет смысл сделать в течение трех рабочих дней со дня ликвидации стационарных рабочих мест, оборудованных в подразделении.*
Закон устанавливает, что сообщение о закрытии простого обособленного подразделения нужно представить в инспекцию «в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации» через подразделение (абз. 3 подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).
Приведенное положение сформулировано довольно расплывчато и требует надлежащего толкования. Важно разобраться в следующих вопросах:
- что законодатель понимает под термином «прекращение деятельности через подразделение»;
- как исчисляется трехдневный срок.*
Прекращение деятельности через обособленное подразделение
Закон устанавливает, что основанием для уведомления инспекции о закрытии обособленного подразделения является не принятие решения о ликвидации такого подразделения (как в случаях закрытия филиала или представительства), а факт прекращения работы через подразделение.
Считается, что юридическое лицо действует через обособленное подразделение, если выполняются два условия (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ):
1. Подразделение территориально обособлено от организации, то есть расположено по адресу, отличному от юридического адреса компании.
2. В подразделении оборудованы стационарные рабочие места, то есть рабочие места, созданные на срок более одного месяца.
Следовательно, организация прекратит вести деятельность через подразделение тогда, когда хотя бы одно из указанных условий выполняться не будет. Например, когда будет расторгнут договор аренды помещения, в котором расположен офис, или когда все сотрудники офиса будут уволены (переведены на другую работу).*
Предпочтителен второй вариант, то есть ликвидация стационарных рабочих мест. Во-первых, именно факт наличия либо отсутствия таких рабочих мест имеет определяющее значение при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения простого обособленного подразделения (постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. по делу № А14-8856/2010/337/28, ФАС Дальневосточного округа от 13 октября 2009 г. № Ф03-5338/2009 по делу № А59-814/2009, ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. по делу № А56-40913/2006). Во-вторых, во избежание трудовых споров имеет смысл сначала решить кадровый вопрос, а уже затем прекращать отношения с арендодателем. К тому же бывают ситуации, когда организация, имеющая простое обособленное подразделение, не арендует недвижимость под офис, а владеет недвижимым имуществом на праве собственности либо ведет деятельность по месту нахождения движимого имущества (письмо УФНС России по г. Москве от 1 апреля 2008 г. № 09-14/031347). В таких ситуациях деятельность через подразделение будет считаться прекращенной только в одном случае – при ликвидации стационарных рабочих мест.
Порядок исчисления срока
По общему правилу (т. е. если нормы НК РФ прямо не предусматривают иное) срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Следовательно, в статье 23 Налогового кодекса РФ речь идет именно о рабочих, а не о календарных днях.
Организации имеет смысл сообщить о прекращении деятельности через простое обособленное подразделение в течение трех рабочих дней со дня ликвидации стационарных рабочих мест по месту нахождения подразделения.
На практике это выглядит следующим образом. Сначала руководитель подразделения (иное уполномоченное лицо) проводит комплекс мероприятий, связанных с закрытием подразделения. Затем (или одновременно с проведением мероприятий) работодатель расформировывает штат сотрудников подразделения. Как правило, в последнюю очередь увольняют либо переводят (перемещают) на другую работу руководителя подразделения. В течение трех рабочих дней с момента расторжения (изменения) трудового договора с руководителем генеральный директор организации (иное уполномоченное лицо) представляет в инспекцию по месту нахождения юридического лица сообщение о закрытии простого обособленного подразделения.
В течение 10 дней с момента получения сообщения (но не ранее окончания выездной налоговой проверки, если таковая проводится) инспекция снимает организацию с учета по месту нахождения простого обособленного подразделения (абз. 3 п. 5 ст. 84 НК РФ).
Как уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов
Юридическое лицо, закрывшее простое обособленное подразделение, обязано уведомить об этом орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о страховых взносах).
Функции по контролю за уплатой страховых взносов осуществляют (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах):
- Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы;
- Фонд социального страхования РФ (ФСС России) и его территориальные органы.
Организация должна представить в адрес территориального органа каждого из фондов письменное сообщение о закрытии обособленного подразделения. Сообщения нужно подать в течение месяца со дня прекращения деятельности через это подразделение. При нарушении срока уведомления с юридического лица могут взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).
Закон не устанавливает каких-либо требований к содержанию сообщений. В обоих сообщениях целесообразно указать наименование юридического лица, адрес, ИНН, КПП, регистрационный номер в соответствующем фонде, дату принятия решения о закрытии обособленного подразделения и реквизиты такого решения, дату фактического прекращения деятельности через подразделение и дату уведомления об этом налоговой инспекции, а также наименование и место нахождения подразделения.*
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях
«Статья 15.6. Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.*
2. Нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде –
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей».
Штраф за обособленное подразделение
Штраф за обособленное подразделение
Похожие публикации
Если фирма в предусмотренном порядке не зарегистрирует созданное подразделение, она будет привлечена к административной ответственности. Расскажем в статье, какой штраф за обособленное подразделение грозит фирме, и как его избежать.
Штраф за неоткрытие обособленного подразделения
В соответствии с положениями ст. 116 НК РФ, если компания нарушит порядок процедуры регистрации обособленных подразделений, то она привлекается к административной ответственности и обязана выплатить штраф в размере 10 тыс. руб. Кроме того, если фирма или ИП будут вести экономико-хозяйственную деятельность без оформления на учете в налоговой службе, штраф будет взыскан в объеме 10% от прибыли (не меньше 40 тыс. руб.).
Так, штраф за неоткрытие обособленного подразделения будет наложен, если компания не совершает следующие действия:
- Не подает в инспекцию ФНС заявления о постановке на учет обособленного подразделения. Пакет документации считается поданным, если полностью соответствует требованиям законодательства.
- Не уведомляет в письменной форме об открытии обособленного подразделения в установленный срок.
- Не уведомляет и не заявляет о постановке на учет по адресу расположения обособленного подразделения (до 30 дней включительно – пп. 3 п. 2 ст. 23 НК).
Штрафные санкции будут применены по каждому подразделению, в отношении которого были совершены предусмотренные нарушения. Таким образом, если обособленных подразделений 11, будет начислен штраф в размере 110 000 рублей (11 х 10 000).
В том случае, когда обособленное подразделение расположено на территории той же инспекции ФНС, что и головная фирма, административная ответственность в связи с нарушением положений ст. 116 НК РФ может быть не применена. В такой ситуации компания может быть оштрафована на сумму 200 рублей, согласно ст. 126 НК РФ. Нарушением будет признано не пропуск сроков или несоблюдение правил подачи заявления, а непредоставление документов для осуществления фискального контроля.
Дополнительно, за нарушение сроков и ведение деятельности без прохождения регистрации в ФНС может быть оштрафован руководитель фирмы. Штрафные санкции будут применены на основании ст. 15.3 КоАП РФ. Размер штрафа варьируется от 500 до 3000 рублей.
Как избежать штрафа за обособленное подразделение?
По общепринятому определению обособленным подразделением признается какое-либо отделение фирмы, который территориально удален от ее расположения и оснащен стационарным местом трудоустройства. Наличие такого стационарного подразделения может быть как прописано в учредительных документах фирмы, так и нет.
Чтобы не возникло требования уплатить штраф за обособленное подразделение, требуется уведомить налоговиков о его образовании. Это нужно сделать в течение месяца со дня создания ОП.
Кроме того, фирма должна встать на учет в инспекции ФНС по местонахождению каждого из своих обособленных подразделений. Когда отдельные подразделения располагаются в одном городе, но на различных подотчетных территориях, компания может выбрать одну инспекцию ФНС по расположению какого-либо из филиалов (п. 4 ст. 83 НК РФ).
Для регистрации подается уведомление о создании подразделения по форме С-09-3-1 и документацию, подтверждающую факт его образования. Новому подразделению будет присвоен собственный КПП. ИНН будет аналогичным головной фирме. Постановка на учет проводится в течение пяти рабочих дней.
Какова процедура закрытия структурного подразделения?
Вопрос-ответ по теме
Какова процедура закрытия структурного подразделения? (в какие органы и какие документы необходимо предоставлять?) Уточнение вопроса 386564 : И меется ввиду обычное структурное подразделения магазин в торговом центре
Как можно заключить из вопроса, речь идет об обособленном подразделении общества — магазине. Подробный алгоритм закрытия обособленного подразделение приведен в рекомендации ниже.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .
Рекомендация: Как закрыть обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством
Чтобы закрыть (ликвидировать) обособленное подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством (т. е. простое обособленное подразделение, например, офис, склад и т. д.), необходимо совершить следующие действия:
Как принять и оформить решение о закрытии простого обособленного подразделения
Закон не устанавливает, к компетенции какого органа юридического лица относится вопрос о принятии решения о закрытии простого обособленного подразделения. Как правило, такое решение принимает единоличный исполнительный орган (например, генеральный директор), поскольку именно он руководит текущей деятельностью организации.
Вместе с тем, учредительные документы организации могут устанавливать, что вопрос о ликвидации простого обособленного подразделения относится к компетенции иного органа управления (если это не запрещено законом). Например, устав ООО может предусматривать, что решение о закрытии подразделения принимает общее собрание участников, а устав акционерного общества может относить этот вопрос к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).
Кроме того, учредительные документы и (или) положение, на основании которого действует обособленное подразделение, могут предусматривать, что наряду с решением о закрытии такого подразделения нужно принять решения и по иным вопросам. Одним из таких вопросов зачастую является вопрос об утверждении порядка ликвидации подразделения. Так, в положении или ином внутреннем документе может быть прописан целый комплекс мероприятий, связанных с закрытием обособленного подразделения: назначение генеральным директором ликвидационной комиссии подразделения, обязательное уведомление кредиторов организации, подписавших договоры с руководителем подразделения, и т. д. При этом устав может предусматривать необходимость утверждения порядка ликвидации органом юридического лица, принявшим решение о закрытии подразделения.
Совет (mod = 166, id = 958)
Даже если внутренние документы организации не регулируют процедуру закрытия подразделения и не обязывают утверждать порядок его ликвидации, в решении (приказе генерального директора) о закрытии подразделения имеет смысл хотя бы в общих чертах обозначить план необходимых действий. Например, генеральному директору целесообразно не просто поручить проведение ликвидации тому или иному лицу (органу), а указать, какие именно действия и в какие сроки требуется совершить.
Такая конкретизация позволит избежать негативных последствий ликвидации подразделения (к примеру, трудовых споров с сотрудниками подразделения, споров с арендодателем помещения, в котором располагается подразделение, и т. д.).
Обязано ли юридическое лицо, закрывающее обособленное подразделение, соблюсти требования статьи 63 Гражданского кодекса РФ (mod = 131, id = 5760)
Правила статьи 63 Гражданского кодекса РФ к процедуре закрытия обособленного подразделения не применяются. Они регулируют порядок ликвидации юридического лица. Обособленные подразделения юридическими лицами не являются (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Следовательно, при закрытии подразделения не требуется:
- назначать ликвидационную комиссию или ликвидатора юридического лица;
- публиковать сообщение о ликвидации в органах печати;
- письменно уведомлять всех кредиторов организации;
- составлять и утверждать промежуточный ликвидационный баланс, уведомлять об этом налоговую инспекцию;
- рассчитываться по долгам с кредиторами;
- составлять и утверждать окончательный ликвидационный баланс.
Отдельные требования к проведению ликвидации обособленного подразделения могут предусматриваться учредительными документами организации и (или) Положением о подразделении. К примеру, не запрещено прописать правило об обязательном назначении ликвидационной комиссии подразделения. Однако это не означает, что организация исполняет требования, установленные законом в отношении ликвидируемых юридических лиц. Ведь речь идет не о ликвидационной комиссии юридического лица (органе, необходимом в силу закона), а о ликвидационной комиссии обособленного подразделения (органе, помогающем упростить процедуру закрытия подразделения).
Как подготовить простое обособленное подразделение к закрытию
Принятие решения о закрытии простого обособленного подразделения само по себе не свидетельствует о том, что это подразделение ликвидировано. Такое решение является лишь основанием для совершения комплекса действий, связанных с прекращением деятельности организации через свое подразделение.
Учредительные документы организации, Положение об обособленном подразделении, решение о закрытии подразделения могут предусматривать, что процедуру (порядок) ликвидации подразделения устанавливает:
- либо орган управления юридического лица (например, генеральный директор путем издания соответствующего приказа);
- либо руководитель подразделения.
Как правило, полный список мероприятий по подготовке подразделения к закрытию определяется исходя из конкретной ситуации. Например, если организация арендует помещение, в котором располагается офис, имеет смысл заранее проанализировать, будет ли такое помещение использоваться обществом после закрытия офиса. Если необходимость в аренде недвижимости отпадет, целесообразно проверить, в каком порядке можно расторгнуть договор аренды. К примеру, если договор предусматривает право арендатора на односторонний отказ при условии уведомления арендодателя за три месяца до прекращения договора, уведомление об отказе имеет смысл направить в ближайшие дни после принятия решения о закрытии офиса. Подробнее о расторжении договора аренды см. Как досрочно расторгнуть договор аренды по инициативе арендатора.
Имеет смысл уделить внимание и вопросу об учете имущества, закрепленного за подразделением. Так, если подразделение выделено на отдельный баланс, нужно поручить бухгалтерии провести необходимые мероприятия, связанные с закрытием этого баланса. Как правило, требуется провести опись активов подразделения и передать имущество головной организации по акту приема-передачи.*
Нужно ли уведомить территориальные органы внебюджетных фондов по месту нахождения простого обособленного подразделения о закрытии этого подразделения (mod = 131, id = 5761)
Если бы организация состояла на регистрационном учете в таких органах, то о ликвидации подразделения необходимо было бы сообщить с целью снятия с учета. Однако юридическое лицо, имеющее простое обособленное подразделение, по месту нахождения этого подразделения в органах внебюджетных фондов на учете не состоит.
Ведь основанием для регистрации в органах внебюджетных фондов по месту нахождения обособленного подразделения является наличие следующих трех условий (п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», п. 12 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п, подп. 1 п. 2Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей – юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н):
- подразделение имеет отдельный баланс;
- подразделение имеет отдельный расчетный счет;
- подразделение самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.
Подразделения, не являющиеся филиалами и представительствами, не обладают всеми тремя перечисленными признаками. В частности, законодательство не предусматривает возможности открытия расчетного счета для простого обособленного подразделения (п. 4.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»). Следовательно, вставать на учет в органах внебюджетных фондов по месту нахождения такого подразделения и сниматься с этого учета при закрытии подразделения не нужно.
Как уведомить налоговую инспекцию о закрытии простого обособленного подразделения
О том, что юридическое лицо прекращает работать через простое обособленное подразделение, необходимо сообщить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации (абз. 3 подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это имеет смысл сделать в течение трех рабочих дней со дня ликвидации стационарных рабочих мест, оборудованных в подразделении.*
Обоснование
Закон устанавливает, что сообщение о закрытии простого обособленного подразделения нужно представить в инспекцию «в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации» через подразделение (абз. 3 подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).
Приведенное положение сформулировано довольно расплывчато и требует надлежащего толкования. Важно разобраться в следующих вопросах:
- что законодатель понимает под термином «прекращение деятельности через подразделение»;
- как исчисляется трехдневный срок.
Прекращение деятельности через обособленное подразделение
Закон устанавливает, что основанием для уведомления инспекции о закрытии обособленного подразделения является не принятие решения о ликвидации такого подразделения (как в случаях закрытия филиала или представительства), а факт прекращения работы через подразделение.
Считается, что юридическое лицо действует через обособленное подразделение, если выполняются два условия (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ):
1. Подразделение территориально обособлено от организации, то есть расположено по адресу, отличному от юридического адреса компании.
2. В подразделении оборудованы стационарные рабочие места, то есть рабочие места, созданные на срок более одного месяца.
Следовательно, организация прекратит вести деятельность через подразделение тогда, когда хотя бы одно из указанных условий выполняться не будет. Например, когда будет расторгнут договор аренды помещения, в котором расположен офис, или когда все сотрудники офиса будут уволены (переведены на другую работу).*
Предпочтителен второй вариант, то есть ликвидация стационарных рабочих мест. Во-первых, именно факт наличия либо отсутствия таких рабочих мест имеет определяющее значение при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения простого обособленного подразделения (постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. по делу № А14-8856/2010/337/28, ФАС Дальневосточного округа от 13 октября 2009 г. № Ф03-5338/2009 по делу № А59-814/2009, ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. по делу № А56-40913/2006). Во-вторых, во избежание трудовых споров имеет смысл сначала решить кадровый вопрос, а уже затем прекращать отношения с арендодателем. К тому же бывают ситуации, когда организация, имеющая простое обособленное подразделение, не арендует недвижимость под офис, а владеет недвижимым имуществом на праве собственности либо ведет деятельность по месту нахождения движимого имущества (письмо УФНС России по г. Москве от 1 апреля 2008 г. № 09-14/031347). В таких ситуациях деятельность через подразделение будет считаться прекращенной только в одном случае – при ликвидации стационарных рабочих мест.
Порядок исчисления срока
По общему правилу (т. е. если нормы НК РФ прямо не предусматривают иное) срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Следовательно, в статье 23 Налогового кодекса РФ речь идет именно о рабочих, а не о календарных днях.
Вывод
Организации имеет смысл сообщить о прекращении деятельности через простое обособленное подразделение в течение трех рабочих дней со дня ликвидации стационарных рабочих мест по месту нахождения подразделения.
На практике это выглядит следующим образом. Сначала руководитель подразделения (иное уполномоченное лицо) проводит комплекс мероприятий, связанных с закрытием подразделения. Затем (или одновременно с проведением мероприятий) работодатель расформировывает штат сотрудников подразделения. Как правило, в последнюю очередь увольняют либо переводят (перемещают) на другую работу руководителя подразделения. В течение трех рабочих дней с момента расторжения (изменения) трудового договора с руководителем генеральный директор организации (иное уполномоченное лицо) представляет в инспекцию по месту нахождения юридического лица сообщение о закрытии простого обособленного подразделения.
В течение 10 дней с момента получения сообщения (но не ранее окончания выездной налоговой проверки, если таковая проводится) инспекция снимает организацию с учета по месту нахождения простого обособленного подразделения (абз. 3 п. 5 ст. 84 НК РФ).
Как уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов
Юридическое лицо, закрывшее простое обособленное подразделение, обязано уведомить об этом орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о страховых взносах).
Функции по контролю за уплатой страховых взносов осуществляют (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах):
- Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы;
- Фонд социального страхования РФ (ФСС России) и его территориальные органы.
Организация должна представить в адрес территориального органа каждого из фондов письменное сообщение о закрытии обособленного подразделения. Сообщения нужно подать в течение месяца со дня прекращения деятельности через это подразделение. При нарушении срока уведомления с юридического лица могут взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).
Закон не устанавливает каких-либо требований к содержанию сообщений. В обоих сообщениях целесообразно указать наименование юридического лица, адрес, ИНН, КПП, регистрационный номер в соответствующем фонде, дату принятия решения о закрытии обособленного подразделения и реквизиты такого решения, дату фактического прекращения деятельности через подразделение и дату уведомления об этом налоговой инспекции, а также наименование и место нахождения подразделения.*
Александр Поротиков
кандидат юридических наук, судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
Виталий Перелыгин
эксперт ЮСС «Система Юрист»
Михаил Латушкин
кандидат юридических наук, начальник правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»
* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.
Закрытии обособленного подразделения, порядок сдачи отчетности
Вопрос-ответ по теме
Организация (на УСН) состоит из головного офиса и двух обособленных подразделений (зарегистрированных в той же ИФНС, что и головной офис), не наделенных правом начисления и выдачи заработной платы (Зоомагазин №1, Зоомагазин № 2). 30 апреля 2017 (последний рабочий день) мы закрываем Зоомагазин № 2. Издан приказ от 13.04.2017 о закрытии 30.04.2017 Зоомагазина №2. 27 апреля 2017 выдана заработная плата сотрудникам ликвидируемого обособленного подразделения Зоомагазин № 2 и 27 апреля 2017 перечислен соответствующий НДФЛ по месту регистрации данного обособленного подразделения. 30 апреля в ИФНС по ТКС будет направлено Сообщение по форме № С-09-3-2 о закрытии ОП 30 апреля 2017. Правильно ли в Сообщении по форме № С-09-3-2 в строке «Дата принятия решения о прекращении деятельности (закрытии)» указать дату 30.04.2017, т.е. последний день работы обособленного подразделения (а не дату издания приказа / решения о закрытии обособленного подразделения, т. е. 13.04.2017). В какие сроки следует предоставить в ИФНС расчет 6-НДФЛ и 2-НДФЛ по ликвидируемому обособленному подразделению? Предоставьте, информацию в форме конкретных ответов на поставленные вопросы.
Заполняя поле «Дата принятия решения о прекращении деятельности (закрытии)» указывается дата прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения), т.е. 13.04.2017 года. Это следует из порядка заполнения формы С-09-3-2.
- Исходя из условий вопроса (в части применения организацией УСН) можно сделать вывод что закрываемые обособленные подразделения не являются филиалами и относятся к категории иных обособленных подразделений. В противном случае, из положений пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что право применения упрощенной системы налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые фактически имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиала и образованные в соответствии с требованиями гражданского законодательства. В данном случае указанное в учредительных документах общества подразделение фактически не существует, а потому общество не может считаться имеющим филиал.
- Справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ необходимо представить в налоговую инспекцию по месту учета обособленного подразделения. Сделать это надо не позднее даты снятия обособленного подразделения с учета. В дальнейшем по итогам года справки и расчет по закрытому обособленному подразделению сдавать не нужно.
При этом снятие с учета обособленных подразделений осуществляется налоговым органом в пятидневный срок со дня получения сообщения о закрытии обособленного подразделения. Обоснование: Статья 84 НК РФ.
Если по месту учета обособленного подразделения справки и расчет не представлены, их можно сдать в общеустановленный срок (т. е. до 1 апреля года, следующего за тем, в котором ликвидировано обособленное подразделение). Однако в этом случае справки будет сдавать головное отделение организации по месту своего учета.
Более подробно с особенностями заполнения справок 2-НДФЛ и отчета 6-НДФЛ при ликвидации обособленных подразделений можно ознакомиться в Обосновании.
Закрытие обособленного подразделения
Цитата: Вопрос: Организация с нарушением срока (через два месяца) подала в налоговую инспекцию сообщение о закрытии обособленного подразделения. Может ли налоговая инспекция привлечь организацию к административной ответственности?
Ответ: За нарушение срока представления в налоговый орган сообщения о прекращении деятельности через обособленное подразделение возможно привлечение должностных лиц организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Обоснование: На основании п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Согласно пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 указанной статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией): в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства); в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения). Пункт 7 указанной статьи закрепляет, что сообщения, предусмотренные п. п. 2 и 3 ст. 23 НК РФ, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Согласно п. 5 ст. 84 НК РФ в случаях прекращения российской организацией деятельности через филиал или представительство (закрытия филиала или представительства), иностранной некоммерческой неправительственной организацией деятельности на территории Российской Федерации через отделение снятие с учета российской организации налоговым органом по месту нахождения этого филиала (представительства), иностранной организации налоговым органом по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации через это отделение осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения. В случае прекращения деятельности (закрытия) иного обособленного подразделения российской организации (иностранной организации) снятие с учета организации налоговым органом по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется на основании полученного налоговым органом сообщения российской организации в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (заявления иностранной организации) в течение 10 дней со дня получения этого сообщения (заявления), но не ранее окончания выездной налоговой проверки организации в случае ее проведения. На основании п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере двухсот рублей за каждый непредставленный документ. В силу ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей. Таким образом, законодательством о налогах и сборах установлена обязанность организаций предоставлять сведения о закрытии обособленных подразделений в течение трех дней со дня принятия решения. При этом субъектом ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, являются должностные лица юридического лица, следовательно, налоговый орган не может привлечь организацию к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ за нарушение срока (через два месяца) представления заявления о закрытии обособленного подразделения.
Е.Д.Носкова Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения 20.05.2013