Отчетность перед избирателями
Статья 32. Отчетность депутата перед избирателями
Статья 32 . Отчетность депутата перед избирателями
1. Депутат самостоятельно организует работу на своем избирательном округе и подотчетен своим избирателям, учитывает их интересы и предложения в своей деятельности.
Ведет прием граждан, рассматривает обращения избирателей, принимает меры по ним согласно действующему законодательству.
Депутат отчитывается перед избирателями о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации не реже одного раза в год.
2. Депутату Совета обеспечиваются необходимые условия для проведения отчетов и встреч с избирателями округа. По его просьбе соответствующие органы местного самоуправления муниципального образования Динской район, администрации государственных и муниципальных предприятий, учреждений, безвозмездно выделяют помещения, направляют по приглашению депутата для участия во встречах своих представителей, оказывают другую помощь.
Информация об изменениях:
Решением Совета муниципального образования Динской район от 29 июня 2011 г. N 258-18/2 в пункт 3 статьи 32 настоящего приложения внесены изменения
3. Заместитель председателя Совета по связям с общественными объединениями в соответствии с данными, представляемыми депутатами, составляет график отчета перед избирателями в средствах массовой информации.
Объем и периодичность выступлений определяются исходя из выделенных средств бюджета муниципального образования на освещение деятельности Совета.
Редактирование предоставленных депутатом материалов без его согласия не допускается.
Отчетность депутата: право, а не обязанность?
Как известно, муниципальные депутаты в соответствии с законодательством несут ответственность перед населением (избирателями). При этом форму отчета о своей деятельности они вправе выбирать самостоятельно, например, опубликовать отчет в средствах массовой информации или отчитаться на собрании с избирателями, либо выступить с докладом на сессии совета, предварительно оповестив граждан об этом.
На бумаге такая правовая возможность неплоха: население уполномочивает лицо представлять их интересы, значит, оно вправе и требовать отчетности, как депутат выполняет возложенные населением на него обязанности. Казалось бы, очевидная логическая цепочка, которую в уме должен уметь составлять каждый избранный депутат, и поступать в соответствии с ее выводами, а именно: представлять отчеты о своей деятельности избирателям. Но российский закон любит играть с терминами, которые допускают для депутатов (да и для иных представителей власти) возможность уклоняться от выполнения своих обязанностей. Существующее недоразумение можно было бы списать на отсутствие достаточной квалификации у законодателей, но тогда мы должны напрочь забыть о законах регулирующих нашу с вами жизнь. А они сплошь изобилуют императивным характером и временными категориями, отступление от которых грозит если не лишением свободы, то внушительными штрафами.
Карикатура с сайта Сaricatura.ru
Вот и в данном случае, отчетность депутатов перед населением вынесена законом в категорию обычных «взаимоотношений депутата и населения». А категория «обязанности депутатов» по своей основной части относится к полю регулирования муниципального представительного органа. А значит, если на выборах вы голосовали осознанно и вдумчиво, то тогда вы имеете более или менее вменяемый местный совет, который сразу же принялся устранять этот пробел и занялся разработкой поправок в устав муниципального образования. Если такого не произошло, то значит, вы не совсем ответственно подошли к последним выборам.
Группа карельских активистов решила проверить представительный орган Петрозаводского городского округа и направила ряду местных депутатов обращения с просьбой/требованием отчитаться за свою деятельность. Количество полученных ответов говорит само за себя – 0.
Жители Петрозаводска не смогли добиться от своих депутатов отчета о работе. Фото: Валерий Поташов
Два года назад аналогичное требование было отправлено в совет Медвежьегорского района, количество ответов полученных от депутатов – 0.
В Медвежьегорском районе данные результаты можно списать на неконституционную (на мой взгляд) модель формирования представительного органа через делегирование. А вот результаты, полученные в Петрозаводске, не поддаются никаким разумным объяснениям. Абсолютная оторванность депутатского корпуса, непонимание цели своего нахождения в статусе депутата.
Уставы Медвежьегорского района, Сегежского района содержат абсолютно неконкретную формулировку «депутат информирует о своей деятельности», а в уставе Кондопожского района в принципе не существует раздела «обязанность депутатов». Да и, правда, какие у них могут обязанности? Устав Петрозаводского городского округа содержит отсылочную норму, что порядок отчетов регулируется решением совета. Обнаружить такое решение не удалось.
Здание администрации Петрозаводска. Фото: Валерий Поташов
Главный аргумент, который мы может слышать от защитников сложившегося положения дел: «У всех так! Зачем нам отвлекать себя от работы ненужными бумажками!». Ненаучный аргумент легко опровергается ненаучным методом «пальцем в небо». Для этого необходимо просто открыть несколько сайтов муниципальных образований за пределами Карелии.
Устав городского совета муниципального образования город Набережные Челны:
«Депутат обязан отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через средства массовой информации не реже одного раза в год»
Устав муниципального образования «Момский район» Республики Саха (Якутия):
«Депутат в срок, установленный уставом муниципального образования, или по требованию избирателей обязан отчитываться перед избирателями округа о своей работе»
Регламент Собрания представителей муниципального образования Суворовский район:
«Депутат обязан отчитаться перед своими избирателями (в избирательном округе) не реже двух раз в год и регулярно сообщать избирателям непосредственно на встречах, а также через средства массовой информации о выполнении своей предвыборной программы. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата, если под этим требованием стоит не менее 1% (но не менее 50) подписей от числа избирателей данного избирательного округа»
Устав городского поселения Селятино Наро-Фоминского муниципального района:
«Депутаты не реже одного раза в год в марте или сентябре обязаны отчитываться перед жителями на собрании граждан»
Валентина Евсеева. Фото: vk.com
В свете сложившего положения дел особняком стоит единственный в Карелии отчет депутата Медвежьегорского муниципального района Валентины Евсеевой. Ее отчет можно критиковать, можно спорить о неполных сведениях или о недостаточно хорошо проделанной работе. Но приверженность принципам открытости и отчетности, понимание смысла депутатской деятельности достойно уважения. Возможно, поднятая Валентиной Евсеевой планка станет обычным явлением через некоторое время – для этого нужно всего лишь ответственно подойти к своему голосу на ближайших выборах.
Поддержать «Чернику»
Вы можете обсудить материалы онлайн-журнала «Черника» в наших группах в социальных сетях: vk и facebook.
И поддержать редакцию можно, перечислив приемлемую для Вас сумму любым удобным способом.
Отчеты депутатов
Самостоятельным институтом непосредственной демократии являются отчеты депутатов перед избирателями.
До принятия ныне действующей Конституции принцип отчетности депутатов был конституционным. В связи с фактическим закреплением свободного мандата депутата Государственной Думы перед избирателями Конституцией РФ и Федеральным законом от 08.05.1994 № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» он перестал быть таковым.
Однако принцип отчетности имеется в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ о статусе депутатов представительных органов государственной власти субъекта РФ и представительных органов местного самоуправления и, следовательно, сохраняет свою значимость в качестве института непосредственной демократии [1] .
Отчетность депутатов перед избирателями – один из важнейших показателей тесной связи представительных органов государственной власти и местного самоуправления с населением и форма контроля граждан за работой депутатов. Не всякое выступление депутата перед избирателями следует рассматривать как его отчет. Нельзя считать отчетом выступление депутата в газете, по радио, телевидению, беседы с группами или отдельными избирателями. Несмотря на их значение в ознакомлении населения с деятельностью представительного органа государственной власти или местного самоуправления, они являются не отчетами, а способами доведения информации о работе представительного органа до сведения избирателей.
Отчет представляет собой выступление депутата с докладом о его работе и работе представительного органа государственной власти или местного самоуправления за определенный период времени на собрании избирателей или собрании (конференции) политической партии, общественного объединения, предполагающее широкое обсуждение и оценку его избирателями.
Отчеты проводятся по инициативе депутата не реже двух раз в год. Однако большинство законов о статусе депутатов предусматривают возможность проведения внеочередного отчета депутата по требованию избирателей.
При неудовлетворительной оценке работы депутата избиратели вправе использовать меры общественного воздействия, к которым относятся: критика на собрании избирателей, в печати или иной форме; предупреждение депутата о том, что он слабо работает; вынесение общественного порицания и др. Постановление об оценке деятельности депутата заносится в протокол, который отражает весь ход собрания и передается в представительный орган государственной власти или местного самоуправления [2] . Помощь в организации и проведении отчетов депутатов оказывают органы местного самоуправления [3] .
Тщательно подготовленное и проведенное собрание избирателей по отчету депутата становится хорошей трибуной критики и самокритики и важной формой контроля избирателей за деятельностью депутатов, повышения их ответственности.
- [1] См.: Решение Куменской районной Думы Кировской области от 02.03.2007 №16/105 «Об утверждении Положения о проведении отчетов депутатов Куменской районной Думы перед избирателями».
- [2] См.: решение Свободненского городского Совета народных депутатов Амурской области от 06.06.2002 № 112 «Об итогах отчетов депутатов перед избирателями».
- [3] См.: решение Мценского городского Совета народных депутатов Орловской области от 20.03.2008 № 30/366-ГС «Об отчете Мценского городского Совета народных депутатов и депутатов за период с марта 2007 года по март 2008 года».
Отчетность перед избирателями
Какие меры, на Ваш взгляд, позволят снизить потребление алкоголя
Начало: 25.01.2019 00:00:02
Окончание: 24.02.2019 00:00:02
Голосов: 13
Опрос не активен.
Депутат не реже одного раза в год отчитывается перед избирателями своего избирательного округа о проделанной работе. (Положение о статусе депутата Совета городского округа»Город Нарьян-Мар»)
Отчетность перед избирателями
Уважаемые избиратели!
18 декабря 2018 года в 10.00 по адресу: ул. Гиляровского, д. 44 («Пространство STORIES», Главный зал) состоится отчет депутатов Совета депутатов муниципального округа Мещанский Ковалевского Д.Г., Аксеновой О.А., Панасенко И.М., Рейнхиммеля Ю.А., Долинского М.С. перед избирателями.
18 декабря 2018 года в 18.00 по адресу: Переяславский пер., д. 6 (ТЦСО «Мещанский») состоится отчет депутатов Совета депутатов муниципального округа Мещанский Толмачевой Н.С., Ретеюма А.А. перед избирателями.
20 декабря 2018 года в 17.00 по адресу: Пушкарев пер., д. 19 состоится отчет депутатов Совета депутатов муниципального округа Мещанский Закускина А.А., Даниловой А.Г., Иорданяна А.В.
В соответствии с Порядком проведения отчета депутата Совета депутатов муниципального округа Мещанский перед избирателями, утвержденным решением Совета депутатов муниципального округа Мещанский от 24 января 2017 года № Р-03, регламент отчета определяется депутатом самостоятельно.
Ознакомиться с регламентом отчета депутата Рейнхиммеля Ю.А. можно здесь.
Отчеты депутатов Совета депутатов муниципального округа Ростокино перед избирателями
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Список изменяющих документов
(в ред. законов г. Москвы от 12.03.2003 N 16 ,
от 14.05.2003 N 25 , от 31.05.2006 N 22 , от 26.12.2007 N 51 ,
от 26.05.2010 N 25 , от 28.07.2011 N 36 , от 04.04.2012 N 7 ,
от 11.04.2012 N 8 (ред. 27.06.2012), от 26.12.2012 N 72 ,
от 06.02.2013 N 7 , от 03.04.2013 N 13 , от 15.05.2013 N 21 ,
от 11.12.2013 N 68 , от 30.04.2014 N 21 , от 16.07.2014 N 41 ,
от 25.02.2015 N 5 , от 29.04.2015 N 17 , от 08.07.2015 N 44 ,
от 07.10.2015 N 53 , от 07.10.2015 N 56 , от 18.11.2015 N 64 ,
от 27.01.2016 N 1 , от 28.09.2016 N 33 , от 28.12.2016 N 52 ,
от 28.12.2016 N 53 , от 28.12.2016 N 55 , от 17.05.2017 N 15 ,
от 28.06.2017 N 19 , от 12.07.2017 N 27 )
Статья 13. Депутат представительного органа
(в ред. Закона г. Москвы от 11.04.2012 N 8)
(в ред. Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 22)
4. Депутат представительного органа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом города Москвы, законами города Москвы, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
(в ред. Закона г. Москвы от 11.04.2012 N 8)
4.1. Депутат представительного органа обязан:
(в ред. Закона г. Москвы от 11.04.2012 N 8)
1) регулярно не реже одного раза в месяц вести прием избирателей;
2) своевременно рассматривать обращения граждан, организаций независимо от организационно-правовой формы, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления и давать на них ответы в пределах своей компетенции;
3) отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через средства массовой информации не реже одного раза в год;
4) утратил силу. — Закон г. Москвы от 04.04.2012 N 7.
(часть 4.1 введена Законом г. Москвы от 26.05.2010 N 25)
4.2. Депутат представительного органа должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами и настоящим Законом.
(часть 4.2 введена Законом г. Москвы от 04.04.2012 N 7; в ред. Закона г. Москвы от 11.04.2012 N 8)
4.3. Проведение встреч депутата представительного органа с избирателями в форме публичных мероприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Законом города Москвы от 4 апреля 2007 года N 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований».
(часть 4.3 введена Законом г. Москвы от 28.12.2016 N 53)