Требования предъявляемые к психодиагностам
19.3. Требования, предъявляемые к кадровому психодиагносту
Колдуй, баба, колдуй, дед,
Трое сбоку — ваших нет,
Туз бубновый, гроб сосновый,
Про стрельца мне дай ответ!
Л. Филатов. Про Федота-стрельца, удалого молодца
Существенное влияние на результат психодиагностической работы оказывают многочисленные субъективные факторы. В графической форме они представлены на рис. 19.2.
Разберем предложенную схему более подробно.
Это первая группа субъективных факторов, влияющих на результаты диагностической работы. Профессиональное мировоззрение специалиста в свою очередь определяется особенностями полученного диагностом образования. Наличие базового психологического образования может свидетельствовать о глубоком понимании методологических основ прикладной психологии и усвоенных за годы обучения в вузе профессиональных нормах и деонтологических принципах. Большое влияние на систему ценностей и убеждений специалиста оказывает профессиональная среда.
Это вторая группа субъективных факторов, влияющих на работу кадрового психодиагноста. Существует оправданное мнение, что в профессиях типа «человек — человек» важнейшую роль играет личность специалиста. Рассматривая этот вопрос с позиций кадрового консультирования, можно обозначить некоторые индивидуально-психологические качества, повышающие профессиональную эффективность консультанта-психодиагноста:
1) Мотивационно-ценностные особенности:
• выраженный интерес к людям;
• на дальнейшее профессиональное чностное развитие;
• отсутствие выраженного мотива власти.
2) Характерологические качества:
• устойчивая позитивная самооценка;
• развитые коммуникативные качества (гибкость в общении, умение устанавливать и поддерживать контакт с различными категориями людей, способностью к эмпатии, на построение конструктивных партнерских отношений с окружающими; богатство ролевого репертуара);
• повышенный уровень личной ответственности;
• устойчивость в отношении психологического давления;
• высокий уровень эмоционального и волевого самоконтроля;
• уверенность в себе и результатах своей деятельности.
• высокий уровень интеллектуального развития (выраженные способности к анализу и обобщению информации, интеллектуальная гибкость);
• умение решать интеллектуальные (диагностические) задачи в условиях дефицита информации;
• развитое произвольное внимание;
• высокий уровень вербального развития (умение грамотно и понятно излагать свои мысли, составлять тексты).
4) Темперамент, особенности высшей нервной деятельности:
• скорость психических процессов не ниже среднего.
Кроме того, существенным является наличие у специалиста по психодиагностике определенного личностного и жизненного опыта.
Перечисленные выше качества психодиагноста описывают «идеального» специалиста. В реальной жизни успешный специалист в большинстве случаев формирует индивидуальный стиль профессиональной деятельности за счет уникального сочетания и компенсации одних личностных черт вторыми.
Однако у подобной компенсации существуют определенные ограничения. В связи с этим необходимо перечислить психологические противопоказания к профессии психодиагноста:
• недостаточно высокий интеллектуальный уровень;
• сниженный культурный уровень;
Это третья группа субъективных факторов, оказывающих влияние на результаты психодиагностики. Профессиональная роль определяется уровнем технологической оснащенности, т. е. уровнем владения психодиагностическими инструментами и их возможностями в предоставлении необходимой для эффективной кадровой работы информации.
Дополнительные задачи и временные затраты на разные виды работ влияют на отношение к диагностической работе и понимание ее контекста. Если психодиагност совмещает свою основную работу с консультационным сопровождением организации, то создаются предпосылки для более тонкой, глубокой реализации критериев отбор.
В целом уровень профессиональной активности специалиста по кадровой психодиагностике имеет огромное значение. Его «надситуативная» активность (т.е. стремление выйти за рамки узкой задачи в соответствии с комплексным видением ситуации) не только расширяет контекст психодиагностики, но и создает предпосылки для формирования новых возможных направлен кадровой работы.
Опрос руководителей кадровых служб и специалистов по оценке персонала позволил выделить ряд параметров, которые имеет смысл учитывать при подборе кандидата на должность психодиагноста.
Требования, предъявляемые при подборе кандидата на должность психодиагноста
1. Предпочтительное образование — психологическое отдельными ее частями оборудование. Как правило, высокое качество подготовки чаще всего встречается у выпускников психологических факультетов университетов и педагогических вузов. Большое значение имеет психологическая специализация. Индивидуально-психологической диагностикой лучше владеют выпускники кафедр медицинской психологии, общей психологии и психологии труда. Наибольшим опытом проведения социально-психологической диагностики обладают те, кто специализировался по кафедре социальной психологии.
2. Важны опыт практической диагностической работы и знание конкретных методик. В профессиональный актив кадрового психодиагноста должны входит тесты, позволяющие решать широкий спектр задач и получать комплексное представление об испытуемом. Желательны опыт работы и свободное владение несколькими комплекснымчностными опросниками (тест Кэттела, ММРІ, CPI и др.), тестами способностей (КОТ, матрицы Равена, тест Векслера), проективными методиками («дом-дерево-человек», тест Люшера, «рисунок несуществующего животного», рисуночный апперцептивный тест). Желательно, чтобы опыт практической диагностической работы были не менее одного года.
3. Для выявления уровня профессиональной подготовки психодиагноста можно использовать вопрос о структуре Заключения по результатам психодиагностического обследования. Заключение должно быть ориентировано на конкретную задачу (профотбор, включение в кадровый резерв и пр.) и иметь структуру, позволяющую принимать решение о профессиональной пригодности испытуемых (соответствии требованиям руководящей должности и пр.).
4. Некоторое представление об итоговой продукции психодиагноста можно получить, ознакомившись с образцами заключений, написанных им ранее. При этом следует обратить внимание на:
• объем Заключения (обычно полноценный психологический портрет занимает 1,5—2 страницы машинописного текста);
• литературный стиль и уровень грамотности;
• умение излагать результаты тестирования доступным языком (без чрезмерного использования специальных терминов);
• соответствие структуры и формы изложения материала задачам тестирования;
• наличие выводов и рекомендаций;
• соблюдение этических и деонтологических принципу при изложении конфиденциальной информации.
5. Квалифицированный психодиагност обладает необходимыми знаниями и опытом по формированию тестових батарей под конкретную задачу. При этом учитываются не только соответствие шкальной структуры методик критериям отбор оценки, но и общая продолжительность и порядок предъявления тестов.
6. Психолог, имеющий диагностический опыт, знает временные затраты, связанные с диагностической процедурой, обработкой и написанием Заключения.
7. Методики, применяемые специалистом по психодиагностике, должны соответствовать профессиональным требованиям (быть валидными, надежными и иметь нормы, соответствующие социально-демографическим характеристикам испытуемых).
1. Кадровая психодиагностика направлена на изучение таких качеств работника, которые имеют значение с точки зрения его профессиональной успешности, развития и эффективного межличностного взаимодействия в процессе труда.
2. Индивидуально-психологические особенностчности — динамичная, меняющуюся в процессе жизни и деятельности система. Поэтому их изучение и анализ должны строиться с позиции раскрытия потенциала личности для дальнейшего развития.
3. Психограмма — список психологических профессионально важных качеств работника, влияющих на его эффективность в процессе достижения профессионально значимого результата.
4. В рамках кадрового консультирования используются четыре основных вида представления результатов диагностики, удобные с точки зрения принятия кадровых решении: 1) расчет баллов по критериям оценки; 2) ранжирование испытуемых (рейтинг, место в списки); 3) категоризация (отнесение испытуемого к тот иной группе класса) и 4) содержательное описание особенностей личности (заключение, портрет, характеристика).
5. В современной психологии существует несколько наиболее распространенных подходов к изучению и анализу личности, которые являются основной для психодиагностических исследований: конституциональный, факторный, блочный и мотивационно-динамический.
6. В структуре требований к кадровому психодиагносту выделяются профессиональное мировоззрение, индивидуально-психологические особенности и техническая оснащенность.
1. Как вы понимаете термин «кадровая психодиагностика»?
2. Что является результатом профессиографического этапа?
3. Назовите основные отличия критериального и технологического этапов.
4. Каким требованиям должны соответствовать методики, направленные на изучение и измерение психологических показателей предрасположенности человека к определенной профессиональной деятельности?
5. Дайте характеристику наиболее распространенным подходам к изучению и анализу личности, которые являются основной для психодиагностических исследований.
6. Охарактеризуйте основные типы психодиагностических методик.
7. Перечислите основные психологические противопоказания к исполнителю профессиональной деятельности кадрового психодиагноста.
19.3. Требования, предъявляемые к кадровому психодиагносту
Колдуй, баба, колдуй, дед,
Трое сбоку — ваших нет,
Туз бубновый, гроб сосновый,
Про стрельца мне дай ответ!
Л. Филатов. Про Федота-стрельца, удалого молодца
Существенное влияние на результат психодиагностической работы оказывают многочисленные субъективные факторы. В графической форме они представлены на рис. 19.2.
Разберем предложенную схему более подробно.
Это первая группа субъективных факторов, влияющих на результаты диагностической работы. Профессиональное мировоззрение специалиста в свою очередь определяется особенностями полученного диагностом образования. Наличие базового психологического образования может свидетельствовать о глубоком понимании методологических основ прикладной психологии и усвоенных за годы обучения в вузе профессиональных нормах и деонтологических принципах. Большое влияние на систему ценностей и убеждений специалиста оказывает профессиональная среда.
Это вторая группа субъективных факторов, влияющих на работу кадрового психодиагноста. Существует оправданное мнение, что в профессиях типа «человек — человек» важнейшую роль играет личность специалиста. Рассматривая этот вопрос с позиций кадрового консультирования, можно обозначить некоторые индивидуально-психологические качества, повышающие профессиональную эффективность консультанта-психодиагноста:
Рис. 19.2. Субъективные факторы, оказывающие влияние на психодиагностику
1) Мотивационно-ценностные особенности:
• выраженный интерес к людям;
• ориентация на дальнейшее профессиональное и личностное развитие;
• отсутствие выраженного мотива власти.
2) Характерологические качества:
• устойчивая позитивная самооценка;
• развитые коммуникативные качества (гибкость в общении, умение устанавливать и поддерживать контакт с различными категориями людей, способность к эмпатии, ориентация на построение конструктивных партнерских отношений с окружающими; богатство ролевого репертуара);
• повышенный уровень личной ответственности;
• устойчивость в отношении психологического давления;
• высокий уровень эмоционального и волевого самоконтроля;
• уверенность в себе и результатах своей деятельности.
• высокий уровень интеллектуального развития (выраженные способности к анализу и обобщению информации, интеллектуальная гибкость);
• умение решать интеллектуальные (диагностические) задачи в условиях дефицита информации;
• развитое произвольное внимание;
• высокий уровень вербального развития (умение грамотно и понятно излагать свои мысли, составлять тексты).
4) Темперамент, особенности высшей нервной деятельности:
• скорость психических процессов — не ниже среднего.
Кроме того, существенным является наличие у специалиста по психодиагностике определенного личностного и жизненного опыта.
Перечисленные выше качества психодиагноста описывают «идеального» специалиста. В реальной жизни успешный специалист в большинстве случаев формирует индивидуальный стиль профессиональной деятельности за счет уникального сочетания и компенсации одних личностных черт другими.
Однако у подобной компенсации существуют определенные ограничения. В связи с этим необходимо перечислить психологические противопоказания к профессии психодиагноста:
• недостаточно высокий интеллектуальный уровень;
• сниженный культурный уровень;
Это третья группа субъективных факторов, оказывающих влияние на результаты психодиагностики. Профессиональная роль определяется уровнем технологической оснащенности, т. е. уровнем владения психодиагностическими инструментами и их возможностями в предоставлении необходимой для эффективной кадровой работы информации.
Дополнительные задачи и временные затраты на разные виды работ влияют на отношение к диагностической работе и понимание ее контекста. Если психодиагност совмещает свою основную работу с консультационным сопровождением организации, то создаются предпосылки для более тонкой, глубокой реализации критериев отбора.
В целом уровень профессиональной активности специалиста по кадровой психодиагностике имеет огромное значение. Его «надситуативная» активность (т.е. стремление выйти за рамки узкой задачи в соответствии с комплексным видением ситуации) не только расширяет контекст психодиагностики, но и создает предпосылки для формирования новых возможных направлений кадровой работы.
Опрос руководителей кадровых служб и специалистов по оценке персонала позволил выделить ряд параметров, которые имеет смысл учитывать при подборе кандидата на должность психодиагноста.
Требования, предъявляемые при подборе кандидата на должность психодиагноста
1. Предпочтительное образование — базовое психологическое. Как правило, высокое качество подготовки чаще всего встречается у выпускников психологических факультетов университетов и педагогических вузов. Большое значение имеет психологическая специализация. Индивидуально-психологической диагностикой лучше владеют выпускники кафедр медицинской психологии, общей психологии и психологии труда. Наибольшим опытом проведения социально-психологической диагностики обладают те, кто специализировался по кафедре социальной психологии.
2. Важны опыт практической диагностической работы и знание конкретных методик. В профессиональный актив кадрового психодиагноста должны входить тесты, позволяющие решать широкий спектр задач и получать комплексное представление об испытуемом. Желательны опыт работы и свободное владение несколькими комплексными личностными опросниками (тест Кэттела, ММРI, CPI и др.), тестами способностей (КОТ, матрицы Равена, тест Векслера), проективными методиками («дом-дерево-человек», тест Люшера, «рисунок несуществующего животного», рисуночный апперцептивный тест). Желательно, чтобы опыт практической диагностической работы были не менее одного года.
3. Для выявления уровня профессиональной подготовки психодиагноста можно использовать вопрос о структуре Заключения по результатам психодиагностического обследования. Заключение должно быть ориентировано на конкретную задачу (профотбор, включение в кадровый резерв и пр.) и иметь структуру, позволяющую принимать решение о профессиональной пригодности испытуемых (соответствии требованиям руководящей должности и пр.).
4. Некоторое представление об итоговой продукции психодиагноста можно получить, ознакомившись с образцами заключений, написанных им ранее. При этом следует обратить внимание на:
• объем Заключения (обычно полноценный психологический портрет занимает 1,5—2 страницы машинописного текста);
• литературный стиль и уровень грамотности;
• умение излагать результаты тестирования доступным языком (без чрезмерного использования специальных терминов);
• соответствие структуры и формы изложения материала задачам тестирования;
• наличие выводов и рекомендаций;
• соблюдение этических и деонтологических принципов при изложении конфиденциальной информации.
5. Квалифицированный психодиагност обладает необходимыми знаниями и опытом по формированию тестовых батарей под конкретную задачу. При этом учитываются не только соответствие шкальной структуры методик критериям отбора или оценки, но и общая продолжительность и порядок предъявления тестов.
6. Психолог, имеющий диагностический опыт, знает временные затраты, связанные с диагностической процедурой, обработкой и написанием Заключения.
7. Методики, применяемые специалистом по психодиагностике, должны соответствовать профессиональным требованиям (быть валидными, надежными и иметь нормы, соответствующие социально-демографическим характеристикам испытуемых).
1. Кадровая психодиагностика направлена на изучение таких качеств работника, которые имеют значение с точки зрения его профессиональной успешности, развития и эффективного межличностного взаимодействия в процессе труда.
2. Индивидуально-психологические особенности личности — динамичная, меняющуюся в процессе жизни и деятельности система. Поэтому их изучение и анализ должны строиться с позиции раскрытия потенциала личности для дальнейшего развития.
3. Психограмма — список психологических профессионально важных качеств работника, влияющих на его эффективность в процессе достижения профессионально значимого результата.
4. В рамках кадрового консультирования используются четыре основных вида представления результатов диагностики, удобные с точки зрения принятия кадровых решении: 1) расчет баллов по критериям оценки; 2) ранжирование испытуемых (рейтинг, место в списке); 3) категоризация (отнесение испытуемого к той или иной группе или классу) и 4) содержательное описание особенностей личности (заключение, портрет, характеристика).
5. В современной психологии существует несколько наиболее распространенных подходов к изучению и анализу личности, которые являются основной для психодиагностических исследований: конституциональный, факторный, блочный и мотивационно-динамический.
6. В структуре требований к кадровому психодиагносту выделяются профессиональное мировоззрение, индивидуально-психологические особенности и техническая оснащенность.
1. Как вы понимаете термин «кадровая психодиагностика»?
2. Что является результатом профессиографического этапа?
3. Назовите основные отличия критериального и технологического этапов.
4. Каким требованиям должны соответствовать методики, направленные на изучение и измерение психологических показателей предрасположенности человека к определенной профессиональной деятельности?
5. Дайте характеристику наиболее распространенным подходам к изучению и анализу личности, которые являются основной для психодиагностических исследований.
6. Охарактеризуйте основные типы психодиагностических методик.
7. Перечислите основные психологические противопоказания к исполнителю профессиональной деятельности кадрового психодиагноста.
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Я думал сначала говорить подробно в моих записках вообще о ружейной охоте, то есть о стрельбе, о дичи, о ее нравах и местах жительства. но также о легавых собаках, ружьях, о разных принадлежностях охоты и вообще о всей ее технической части.
… но книжка моя может попасть в руки охотникам деревенским, далеко живущим от столиц и значительных городов, людям небогатым, не имеющим средств выписать все охотничьи снаряды готовые, прилаженные к делу в современном, улучшенном состоянии.
С. Аксаков. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии
Last update 06:37:44 AM GMT
Требования к психодиагностическим методикам и их пользователям
1. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ТЕСТЫ) должны удовлетворять следующим требованиям:
а) цели, предмет и область применения методики должны быть однозначно сформулированы. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумеваются особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т. п.;
б) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для
передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний, или ЭВМ, используемой для предъявления заданий и анализа ответов;
в) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;
г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандар-тизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы);
д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы;
е) головная методическая организация определенного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.
2. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ основываются на таких требованиях, как:
а) четкое формулирование цели, предмета и области применения методик. Дополнение: инструкция по применению снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;
б) наличие инструкции к проведению, прошедшей специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (текстов, рисунков, аудио- или видеозаписей и т. п.);
в) наличие процедуры обработки результатов, включающей в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;
г) возможность воспроизведения (повторения) пользователями-разработчиками нормативногоисследования по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных; д) ведение головной организацией банка данных, обеспечивающих подготовку пользователей и переподготовку (в соответствии с пересмотренными стандартами методики).
Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций, в обязанности которых входит составление библиотек аттестованных психодиагностических методик. Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться годной для применения в практической психологии. Это не исключает возможности применения неаттестованных методик в исследовательских целях.
Разные требования предъявляются к пользователям, являющимся профессиональными психологами, и пользователям-непсихологам.
а) должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области;
б) должен отвечать за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики, должен предупреждать возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, незнакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста;
в) должен пользоваться преимущественным правом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии. Психолог пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе с помощью их приобретения в качестве индивидуальной профессиональной собственности. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок;
г) не должен руководствоваться в подборе методик в батарею (программу обследования) субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходить из требований максимальной эффективности диагностики — максимум надежности при минимуме затрат;
д) должен вести параллельно с использованием методик научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ведение такой научно-методической работы входит в основной круг обязанностей психолога, работающего в исследовательских и практических учреждениях. В этой работе психолог поддерживает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы;
е) должен обеспечивать тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, принятого на определенный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;
ж) должен обеспечивать конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе личного доверия. Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;
з) должен хранить профессиональную тайну: не передавать лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывать перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность;
и) обязательно должен рассматривать наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу презумпции невиновности в судопроизводстве;
к) должен сообщать в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики. Отдельные теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.
При этом пользователь-непсихолог:
а) должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен применить именно аттестованные методики;
б) должен выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики, если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладеванию методикой);
в) должен автоматически брать на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, получая доступ к п-методикам;
г) должен следовать всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам. Он не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация;
д) не должен использовать методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного применения высокопрофессиональных экспертных методов;
е) должен содействовать психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимать меры для предотвращения некорректного использования методик.
Все приведенные требования находятся в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратно сформулированы в виде следующих принципов:
3) этической и юридической правомочности;
4) квалифицированной пропаганды психологии;
6) благополучия клиента;
7) профессиональной кооперации;
8) информирования клиента о целях обследования;
9) морально-позитивного эффекта исследования;
10) гражданственности и патриотизма.
Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. С. 12-14.
Last update 06:37:44 AM GMT
Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям
Валидность буквально означает «полноценный», «пригодный», «соответствующий». Характеристика психодиагностической методики как валидной свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначена.
Надежность методики характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или измеряемого психологического свойства).
Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Точность психологической методики в определенном смысле можно сравнивать с точностью технических измерительных инструментов. Микрометр, например, более точный инструмент, чем линейка.
Однозначность методики характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется.
Этические требования к работе психодиагноста
Профессионально-этические нормы работы в сфере психодиагностики сформулированы в ряде принципов. Они раскрываются и взаимодополняются в работах современных психологов А.А. Бодалева и В.В.Столина, а также А.Г Шмелева. Анализ и сопоставление позиций этих авторов позволил выявить восемь основопологающих этических принципов в психодиагностике:
1. Принцип ответственности: предполагает ответственность психолога-диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого в процессе диагностики.
2. Принцип компетентности: предполагает, что психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными психологами, имеющими базовое высшие психологическое образование. Психодиагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.
3. Принцип конфиденциальности. Данной принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.
4. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.
5. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.
6. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, и не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в программу обследования психолог не руководствуется субъективными предпочтениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надежности при минимуме затрат. Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психодиагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный «принципу презумпции невиновности» в судопроизводстве.
7. Принцип эффективности предлагаемыхрекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.
8. Принцип комплексной диагностики – принцип сочетания различный методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.
Нормы профессиональной этики психолога-диагноста в России однозначно не определены и не зафиксированы в соответствующих нормативно-правовых актах.
Наиболее полно нормативные правила представлены в учебнике А.А.Бодалева и В.В.Столина. Авторы выделяют требования к психодиагностической литературе и методическим материалам, требования к психодиагностическим методикам, требования к пользователям методик.
К пользователям, являющимся профессиональными психологами, и к пользователям-непсихологам предъявляются разные требования. Пользователь-психолог:
а) должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области;
б) отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики. Он предупреждает возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, не знакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста;
в) пользуется преимущественным правом по сравнению с непрофессионалами на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии. Он пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе приобретения их в качестве индивидуальной профессиональной собственности.
Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок;
г) в подборе методик в комплексную программу обследования не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требования максимальной эффективности диагностики: максимум надежности при минимуме затрат;
д) параллельно с использованием методик ведет научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ведение такой научно-методической работы входит в основной круг обязанностей психолога, работающего и в исследовательских, и в лечебных учреждениях. В этой работе психолог поддерживает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы;
е) обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, принятого на определенный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;
ж) обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать эту информацию. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;
з) психолог хранит профессиональную тайну: не передает лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывает перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность;
и) обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу «презумпции невиновности» в судопроизводстве;
к) сообщает в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики.
1.6. ТРЕБОВАНИЯ К ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
Повышенный интерес к проблеме психологической диагностики связан с появлением новой профессии — практического психолога. Кроме профессиональных знаний в области психокоррекции, психотерапии, дефектологии и психологического консультирования психологдиагност должен быть знаком с основами наук о человеке и обществе, пограничных с психологией (медициной, педагогикой, социологией, правом и др.). Однако важнейшей составной частью деятельности практического психолога-диагноста является непосредственно психологическая диагностика. С помощью психодиагностики — например, в общеобразовательной и профессиональной школе — решается целый ряд задач, стоящих перед работниками образо- вательно-воспитательных учреждений (от детского сада и школы до интерната того или иного типа):
• определение готовности ребенка к школьному обучению;
• выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, работа с трудными детьми, определение причин отклоняющегося поведения и т. п.;
• дифференциация обучения, реализация индивидуального подхода, профориентация и т. д. Психологическая диагностика нашла свое применение в пунктах профконсультаций, где
проводится работа по профотбору и профориентации, а также в учреждениях службы занятости населения, на предприятиях и в специализированных учебных заведениях. Это позволяет выбрать наиболее подходящую профессию для того или иного индивида, достичь необходимый уровень квалификации.
Существует еще две области, где использование психологической диагностики просто необходимо. Прежде всего, это клинико-консультационная и психотерапевтическая работа, которая проводится с целью поиска причин возникновения конкретных проблем у консультируемых (навязчивые страхи и переживания, сложности в отношениях с близкими и т. п.), а также выбор способов и приемов, способствующих их разрешению.
Другой областью применения психологической диагностики является судебная практика, проведение судебно-медицинской экспертизы. Психолог-диагност проводит обследование потерпевших, подозреваемых, а также свидетелей, формулирует психологическое заключение о тех или иных качествах личности, уровне интеллектуального развития, психофизиологических особенностях и т. п.
К пользователям психодиагностических методик предъявляются определенные требования. Психодиагност (в его роли чаще всего выступает практический или медицинский психолог) должен в совершенстве знать основы дифференциальной психометрии, владеть психодиагностическими методиками, уметь квалифицированно оценивать возможность их применения на практике. В зависимости от целей психодиагностического исследования (обследования) результаты данного исследования вместе с рекомендациями по коррекции изучаемых качеств или развитию свойств личности могут быть переданы другим специалистам (педагогам, дефектологам, врачам, в том числе психотерапевтам, невропатологам, другим врачам общемедицинской практики, а в необходимых случаях — психиатрам).
Квалифицированному психодиагносту следует знать границы своей компетенции и сферу действия методик психодиагностического обследования. Он не имеет права предлагать свои услуги и использовать технические средства, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам.
В работе психолога-диагноста с потенциальными клиентами не должно оставаться места никакой дискриминации по признаку происхождения, возраста, расовой или социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии или национальности. К каждому испытуемому у психолога-диагноста должен быть выработан индивидуальный подход, ему необходимо проявлять особое «чутье» к той культурной среде, к которой принадлежит клиент (испытуемый). В качестве примера приведем несколько ситуаций, когда следует руководствоваться профессиональным «чутьем», интуицией и профессиональной этикой*.
• Вы работаете в закрытом образовательном учреждении для трудных подростков. Вы видите во дворе подростка, курящего марихуану;
• Во время практики по консультированию и психологии малых групп одна из ваших клиенток говорит вам об аборте и ее чувствах в данной ситуации;
• Во время бесед клиент признался вам, что он гомосексуалист и подумывает о самоубийстве;
• У вас проходит курс консультаций чернокожий студент. В качестве проблемы он упоминает расизм, царящий в колледже. А вы — белый;
• Вы работаете в центре психологического консультирования по проблемам профориентации и обнаруживаете, что один из членов персонала имеет сексуальные отношения со студенткой — вашей клиенткой;
• Вы преподаете сексуальное воспитание в старших классах и пятнадцатилетняя девочка признается вам, что она беременна и родители выгонят ее из дома, если узнают об этом. Рассмотрите эти примеры в качестве вопросов на экзамене по профессиональной этике —
этот экзамен будет длиться всю вашу жизнь.
Исходя из перечисленных выше положений, можно констатировать: диагностические психологические методики должны применяться только высококвалифицированными диагностами; благодаря этому будет выполнен первый шаг по защите информации от неправильного использования этих психодиагностических методик. Конечно, необходимая квалификация меняется в зависимости от типа применяемых диагностических методик. Например, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта для большинства личностных тестов и опросников требуется длительное их освоение и высокая квалификация психолога-диагноста. Для определения достижений в учебной и профессиональной деятельности методом тестирования диагносту требуется лишь минимальная специализация в психологической подготовке.
Так или иначе, к пользователям психодиагностических методик предъявляются следующее общие требования.
1. Работа психолога-диагноста должна быть построена на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Это его право. Решение психолога-диагноста по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учреждения или вышестоящей управленческой организацией. Отменить решение психолога может лишь специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов-психологов и наделенная соответствующими властными полномочиями.
2. Психолог-диагност должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в выводах и рекомендациях.
3. Психолог, работающий в образовательных учреждениях, обязан информировать тех, кому он подчинен административно, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав ребенка другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми. Подробнее о деятельности психолога-диагноста в образовательных учреждениях см. п. 1.7.
4. Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические и психокоррекционные методики в пользование некомпетентных лиц.
* Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники. Практическое руководство. — М., 1999. — С. 27-28.
5. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и оказанию психологического воздействия профессионально неподготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по своему незнанию пользуется услугами таких лиц. Это требование особенно актуально в наши дни, когда на книжных развалах привокзальных площадей или у метро каждый может приобрести «популярные» тесты, сборники или альманахи тестов, обещающие за 10 минут определить, что вы за птица.
При работе с клиентами практический психолог-диагност должен строго соблюдать мо- рально-этические нормы поведения, воспитывать и формировать у себя профессионально важные качества. К таким профессионально важным качествам практического психолога согласно Н. Н. Обозову* относятся следующие:
1. Общительность и контактность.
Характеризуется внимательным отношением психолога к собеседнику, способностью следить за каждым его словом, жестом, мимикой. Психолог-консультант должен уметь воспринимать состояние клиента без суетливости, особенно когда консультируемый нервничает, проявляет застенчивость. Непринужденность поведения психолога успокаивает клиента, способствует установлению между ними доверительных отношений, откровенности в диалогах. Это в свою очередь дает возможность точнее диагностировать затруднения, состояния клиента, свойства его личности.
2. Динамичность и гибкость поведения.
Динамичность и гибкость поведения психолога заключается в его способности легко переключаться с одной темы на другую, если того требует ход собеседования или психологического тестирования. Психолог должен уметь свободно выходить из возможных тупиковых положений при собеседовании.
3. Эмоциональная сдержанность и терпимость.
Психолог обязан быть предельно сдержанным в своих реакциях на возможные срывы клиента, готовым практически к любому его поведению. Помимо умения сдерживать себя, скрывать в известной мере свои невольные оценки и эмоциональные реакции психолог должен в случае необходимости успокоить клиента, найти весомые доводы, которые помогут снять его напряжение.
4. Высокий уровень общей культуры поведения.
Общая культура поведения достигается путем поддерживания разнообразных контактов психолога с людьми из других сфер профессиональной деятельности. Так, если общение с деятелями искусства и литературы расширяет нравственно-этический кругозор психолога, то общение его с рабочими, инженерами, организаторами производства, руководителями предприятий, организаций и фирм увеличивает запас знаний практической жизни. Повышению уровня общей культуры поведения способствуют также чтение периодической печати, художественной литературы, знакомство с лучшими образцами культурного наследия.
5. Профессиональный такт.
Основой профессионального такта психолога-практика является соблюдение профессиональной тайны, которую Н. Н. Обозов назвал «своеобразной гарантией надежности личности психолога». Психолог может затрагивать интимные стороны жизни клиента только при его добровольном желании. При этом психолог должен сам убедить клиента в соблюдении тайны психодиагностического обследования.
Важнейшей составной частью профессионального такта психолога является деликатность. Деликатность особенно важна при установление личного доверия с клиентом противоположного пола. Характерная черта деликатности — уважение человека, признание его прав на свободу мысли, чувств, поведения. Если психолог чувствует, что «раскрытие» может повредить клиенту, он должен тактично остановить его личные излияния.
* См. Обозов Н. Н. Психологическое консультирование: Метод, пособие. — СПб.: МАПН, I995. — С. 22-26.
6. Умение «держать» свою линию поведения.
Это качество пригодится психологу в тех случаях, когда консультируемый нервничает, переключается с одной темы на другую, что нередко заводит собеседование в тупик неразрешимых проблем. Важно своевременно возвращать беседу к главной проблеме, волнующей клиента или выявленной психологом в процессе общения.
7. Умение совместно анализировать ситуацию затруднений.
В основе этого качества лежит принцип «отношений партнерства», когда психолог отождествляет себя с личностью клиента и с этой позиции способен понять его затруднения, правильно проанализировать его состояние, мотивы поведения и образ жизни. Поставив себя на место клиента, психолог вместе с ним может найти вариант выхода из сложившейся трудной ситуации. Это в свою очередь будет способствовать укреплению доверия клиента к рекомендациям психолога.
8. Хорошее знание основ конфликтологии.
В сфере общения и межличностных отношений знания, умения и навыки разрешения конфликтов — важнейшее профессиональное качество практического психолога. Особенно необходимо оно при работе с интровертированным, застенчивым клиентом: ему сложнее выйти из напряженной ситуации, и он чаще всего уходит от конфликта, включаясь в эмоциональную или интеллектуальную конфронтацию.
Степень соответствия реально сформированных профессионально важных качеств требованиям профессиограмм характеризует уровень профессиональной компетенции практического психолога.
Менее строгие требования предъявляются к специалистам смежных с психологией областей — учителям, врачам, социологам и другим пользователям психодиагностических методик. Эти пользователи могут использовать отдельные, хорошо теоретически и психометрически обоснованные психодиагностические методики, предварительно проконсультировавшись с психологом-диагностом по вопросу об особенностях применения тех или иных аттестованных психодиагностических методик.
Если психолог предупреждает пользователя о том, что правильное применение методик требует специальной подготовки по владению этими методиками, то пользователь обязан выбрать другую методику либо предварительно пройти соответствующую подготовку. Если пройти такую подготовку не представляется возможным, то для проведения обследования клиента (испытуемых) привлекают психолога-диагноста (это может быть подготовленный практический или медицинский психолог) либо отказываются от проведения психодиагностики.
Пользователь-смежник психодиагностических методик следует всем этическим нормативам проведения исследования (обследования), не имеет права злоупотреблять доверием испытуемых. Наоборот, он обязан предупреждать их о том, как и где будут использоваться результаты психологической диагностики.
Любой пользователь-смежник содействует психологам в соблюдении этических и правовых нормативов, принимает меры для предупреждения некорректного использования методик.