Маринченко аВ безопасность жизнедеятельности учебное пособие

Оглавление:

Маринченко аВ безопасность жизнедеятельности учебное пособие

Качественные учебники —
для качественного образования

17.Экология. Безопасность жизнедеятельности.

Автор: Холостова Е.И., Прохорова О.Г.

Стоимость: 275.00 руб.

Автор: Холостова Е.И., Прохорова О.Г.

Стоимость: 341.00 руб.

Автор: Арустамов Э.А.

Стоимость: 352.00 руб.

Автор: Арустамов Э.А.

Стоимость: 440.00 руб.

Автор: Никифоров Л.Л., Персиянов В.В.

Стоимость: 242.00 руб.

Автор: Никифоров Л.Л., Персиянов В.В.

Электронный каталог библиотеки
ФГБОУ ВО МГППУ

  • Новые поступления
  • Простой поиск
  • Расширенный поиск
  • Авторы
  • Издательства
  • Серии
  • Тезаурус (Рубрики)
  • Учебная литература:
    • Список дисциплин
  • Информация о фонде
  • Помощь

Электронный каталог: Маринченко, А.В. — Безопасность жизнедеятельности

Маринченко, А.В. — Безопасность жизнедеятельности

Маринченко, А.В.
Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / А.В. Маринченко. – 3-е издание, дополненное и переработанное. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 360 с. – ISBN 978-5-394-00503-9.

Учебное пособие написано в соответствии с примерной программой Министерства образования РФ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и с учетом государственных стандартов для экономических, социальных и гуманитарных специальностей. Рассматриваются вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в производственной, природной и жилой среде, безопасности и экологичности технических систем, организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, управление и правовое регулирование ими. Для студентов высших и средних специальных учебных заведений, преподавателей, специалистов, занимающихся вопросами обеспечения безопасности жизнедеятельности на объектах экономики.

Маринченко аВ безопасность жизнедеятельности учебное пособие

Учебное пособие написано в соответствии с примерной программой Министерства образования РФ по дисциплине»Безопасность жизнедеятельности» и с учетом государственных стандартов для экономических,

С 2006 года книга «Безопасность жизнедеятельности» переиздавалась 3 раза. Дата первого издания «Безопасность жизнедеятельности»: май 2006 года, последнее, 3-е издание вышло в мае 2009 года.

2009, май: книга на бумаге «Безопасность жизнедеятельности», ISBN: 978-5-394-00503-9, издательство «Издательский дом «Дашков и К»», 360 стр., твёрдая обложка, тираж 2500 экземпляров

2007, май: книга на бумаге «Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие», ISBN: 978-5-91131-527-6, издательство «Издательский дом «Дашков и К»», 359 стр., твёрдая обложка, тираж 3000 экземпляров

2006, май: книга на бумаге «Безопасность жизнедеятельности», ISBN: 5-94798-877-1, издательство «Дашков и К»

Тема 1. Предмет и задачи курса Безопасность жизнедеятельности. 1043

Краткий конспект лекций

Цель занятия: Ознакомление с основными понятиями курса, идентификация опасностей.

1. Влияние темпов научно- технического прогресса на безопасную жизнедеятельность людей.

2. Основные понятия и термины в курсе безопасной жизнедеятельности.

3. Характеристика ЧС и их генезис, классификация.

4. Организация единой государственной системы по обеспечению безопасности в ЧС.

Ключевые слова: Опасность, безопасность, чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа, стихийное бедствие.

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Эти угрозы могут быть обусловлены самыми разными причинами, прежде всего

экономического, социально-экономического, техногенного и другого характера. Одной из важных проблем безопасности является защита от аварий, катастроф и других неблагоприятных воздействий, приводящих к большому материальному ущербу и людским потерям, строительными методами. Цель курса БЖД — это обеспечение общей грамотности в области безопасности, достижение безопасности человека в среде обитания. Основными задачами курса БЖД являются:1) идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;2) защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;3) ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;4) создание нормального, т.е. комфортного состояния среды обитания человека.

На протяжении всего существования человеческая популяция, развивая экономику, создавала и социально-экологическую систему безопасности. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий, уровень безопасности человека возрастал. В настоящее время средняя продолжительность жизни в наиболее развитых странах составляет около 77 лет. Вторгаясь в природу, законы которой ещё далеко не познаны, создавая новые технологии, люди формируют искусственную среду обитания – техносферу. Если учесть, что нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстаёт от темпов научно-технического прогресса, становится очевидным увеличение риска для здоровья и жизни современного человека. Безопасность человека определяется отсутствием ситуаций, способных вызвать травмы, ухудшение здоровья или смерть. Предметом изучения являются психологические и физиологические возможности человека в различных ситуациях.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийногоили иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери. К чрезвычайным ситуациям социального характера относятся:

  • войны;
  • локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)
  • голод;
  • крупные забастовки;
  • массовые беспорядки, погромы, поджоги и др.

ЧС одного типа могут вызывать, в свою очередь, ЧС других типов. Также ЧС классифицируются по скорости распространения опасности, которая является важной составляющей факторов воздействия на человека и окружающую среду. В основе классификации ЧС по масштабу лежат величина территории, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба. По масштабу чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы на (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»):

  1. Локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
  2. Муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 500 тыс рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
  3. Межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;
  4. Регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
  5. Межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
  6. Федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

Читайте так же:  Требования к вакансии уборщица

ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы):

    Первая– стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса.

Причины возникновения ЧС и сопутствующие им условия подразделяют на внутренние и внешние.

К внутренним причинам относятся:

  • сложность технологий;
  • недостаточная квалификация и некомпетентность обслуживающего персонала;
  • проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании;
  • физический и моральный износ оборудования и механизмов;
  • низкая трудовая и технологическая дисциплины и др.

К внешним причинам относятся:

  • стихийные бедствия;
  • неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов;
  • терроризм;
  • войны.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Республики Казахстан), органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

· разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

· обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

· прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации

чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и

контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· ликвидация чрезвычайных ситуаций;

· осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

· реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Вопросы для самоконтроля:

1. Цели и задачи курса БЖ. Предмет изучения.

2. Чрезвычайные ситуации определение, их классификация.

3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее задачи.

Литература:

1.Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник для бакалавров / под ред. Э.А. Арустамова. — 18-е изд, перераб. и доп. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. — 448 С.

2. Маринченко, А.В. Безопасность жизнедеятельности[Текст] : учебное пособие. — 5-е изд., доп. и перераб. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — 360 С.

3.Основы безопасности жизнедеятельности. В 2 ч. Ч.

4.Никифоров, Л.Л. Безопасность жизнедеятельности[Текст] : учебное пособие. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — 496 С.

5.Безопасность жизнедеятельности[Текст] : учебное пособие / под ред. А. И. Сидорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2012. — 552 С.

Читайте так же:  1c 8 программная лицензия

6. Почекаева, Е.И. Экология и безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие/ Почекаева, Е.И. ; Под ред. Ю.В. Новикова .- Ростов н/Д. : Феникс, 2010.- 556 c.- (Высшее образование).

7.Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] : учеб.

8.Цуркин, А. П. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс] : учеб-практ. пособие / А. П. Цуркин, Ю. Н. Сычев. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. – 320 с. — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=90807

Тема 2: Социально-опасные заболевания

Цель занятия: познакомить студентов с социально-опасными заболеваниями, показать влияние пагубных привычек на состояние здоровья, научить профилактике по всем видам социально-опасных заболеваний

Маринченко аВ безопасность жизнедеятельности учебное пособие

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Фундаментом всей жизнедеятельности человека, источником всех ресурсов его хозяйственной деятельности является природа. Наука долго не замечала проблемы воздействия цивилизации на природу. Но к началу XX в. мощность влияния на биосферу антропогенных процессов стала сопоставима с естественными процессами. Внедрение экологически грязных технологий, освоение новых территорий, выброс в атмосферу вредных газов, загрязнение окружающей среды радиоактивными отходами, сжигание углеводородного топлива и многие другие негативные факторы привели к масштабному выбросу в атмосферу углерода.

Постоянно сталкиваясь с такими огромными объемами углекислого газа, экологические системы суши оказались не в состоянии поглощать его и выделять кислород. Более того, природа, адаптировавшись к таким условиям, стала выделять углекислый газ. И как следствие – увеличилось число природных катастроф: засухи, ураганы, торнадо по своей силе становятся все масштабнее и разрушительнее.

Неужели природа, которой “надоело” страдать от варварской хозяйственной деятельности человечества, перешла к военным действиям против обидчика? Но ведь эта война для человечества – заранее проигранная война. Победи в ней человек, и неизбежны вопросы: а где жить? чем дышать? что пить и есть? Если же победит природа – указанные вопросы нет смысла задавать.

Стал актуальным вопрос о постижении законов функционирования биосферы как целостной системы. Именно этим вопросом и занимается наука экология. Экологическая проблема стала одной из востребованных общечеловеческих проблем в современном мире. Она явилась следствием развития человеческого общества, научно-технической революции и научно-технического прогресса, индустриализации, урбанизации, постоянного возрастания демографической нагрузки на природу, нарушения естественного мироустройства.

В 2002 г. был принят Федеральный закон “Об охране окружающей среды”, где сказано: “В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма”.

Экологическая культура, экологическое мышление должны стать приоритетными ценностями каждого россиянина, и особенно специалистов, которые будут работать в системе государственного управления, территориальных органов самоуправления, городском хозяйстве, экономике.

Структура учебника должна дать студентам ответы на такие общие вопросы, как основные законы экологии; учение о биосфере; здоровье и окружающая среда обитания. Также в учебнике проанализированы глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Значительное место уделяется основам экономики природопользования, экозащитной технике и технологиям.

Качество окружающей среды и анализ потенциальных возможностей ее основных экологических составляющих рассмотрены в главе “Экологический мониторинг”.

Жизнь заставляет современное общество создавать систему внешнего регулирования – систему норм права, охраняемых силой государства. Эти вопросы подробно излагаются в главе “Основы экологического права”.

Новацией учебника является глава “Экологические аспекты урбанизации”. Здесь анализируются не только экологическая обстановка, способы охраны окружающей среды и проблемы природопользования населенных пунктов, но и эстетические аспекты окружающей природной среды.

Необходимо подчеркнуть, что человечество осознало новую жизненно важную потребность – экологическую безопасность личности, общества, государства и мира в целом. Ее обеспечение становится в третьем тысячелетии более необходимым, нежели удовлетворение потребностей в новых товарах, услугах и других материальных и моральных запросах. Предлагаемый учебник ставит своей целью научить сохранять, оберегать, правильно распоряжаться природными ресурсами, которые любезно предоставила в наши владения Мать-природа, доказать сопричастность всех нас тому, что происходит с окружающей средой, а через ее изменения – и с самим человеком.

Глава 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ

1.1. Экология: предмет, основные понятия и законы

Экология – это наука, изучающая отношения организмов (особей, популяций, биоценозов и т. п.) между собой и с окружающей их неорганической природой; общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня; среду обитания живых существ (включая человека).

Глобальная экология изучает биосферу в целом, т. е. экологическую систему, охватывающую земной шар. К числу главных задач современной глобальной экологии относятся изучение антропогенных изменений в среде обитания и обоснование методов ее сохранения и улучшения в интересах человечества. В связи с этим большое значение приобретает прогнозирование изменений экологической ситуации в будущем и на этой основе разработка на ближайшие годы и на отдаленную перспективу мероприятий, направленных на сохранение и улучшение среды обитания людей, на предотвращение нежелательных изменений биосферы.

Читайте так же:  Налоговая декларация на вмененный доход бланк

Экология как наука сформировалась в середине XIX столетия, когда возникло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям. В 1866 г. немецкий естествоиспытатель Эрнест Геккель в двухтомной монографии “Общая морфология организма” назвал экологией один из разделов биологии – науку об условиях обитания организмов в окружающей их среде. От древнегреческого oikos (дом, жилище) образовано не только наименование этой науки, но и понятие “ойкумена” (экумена), служащее для обозначения природы, освоенной и обжитой человеком. Ныне, когда человек осваивает космос, ойкумена вышла за пределы Земли, а экология, пусть еще не как знание, но хотя бы как термин, проникла в сознание каждого, она перестала быть отраслью одной лишь биологии, на родство с ней претендуют и география, и политэкономия, и философия, да и весь комплекс естественных и общественных наук. Более того, экология вышла за рамки научного понятия и стала предметом тревог и забот каждого государства и каждой личности. Экология, следовательно, касается всех, ибо экологический кризис, если он перерастет в экологическую катастрофу, не пощадит никого.

Интерес к экологии в мире возрастал по мере внедрения в хозяйственную практику достижений научно-технической революции. В 60–70-е гг. XX в. усилилась прикладная направленность экологии, связанная с изучением экосистем и биосферы в целом, а именно круговорота воды и воздуха как целого с выделением отдельных его компонентов: цепей питания; глобального загрязнения окружающей среды; системного анализа и управления как средой обитания, так и деятельностью человека.

Устойчивое функционирование биосферы как целостной системы обеспечивает условия жизни человечества как одной из составных частей глобальной экосистемы. Непонимание законов функционирования экосистем разного уровня или недостаточный их учет стали причинами современного кризисного состояния биосферы. Проблема экологической безопасности в наши дни приобрела всеобщее, в том числе и политическое, значение, став на один уровень с проблемой ядерной безопасности. Однако сложившееся представление о том, что экологические проблемы сводятся лишь к борьбе с загрязнением среды, тормозит создание глобальной системы экологической безопасности. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо познать и практически использовать фундаментальные законы формирования, устойчивости и методов рациональной эксплуатации экологических систем. Организмы, живущие в биосфере, можно изучать на уровне популяций, сообществ и экосистем.

Популяцией называют группу особей одного вида, находящихся во взаимодействии, совместно населяющих общую территорию и воспроизводящих себя в поколениях. Слово “популяция” происходит от латинского populus – народ, население. Экологическую популяцию, таким образом, можно определить как население одного вида на определенной территории.

Сообщества организмов связаны теснейшими материально-энергетическими связями с неорганической средой. Растения могут существовать только за счет постоянного поступления в них углекислого газа, воды, кислорода, минеральных солей. Организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических соединений с использованием энергии Солнца, называют автотрофами, а с использованием энергии, освобождающейся при химических реакциях, – химотрофами. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, называют гетеротрофами.

Биогеоценоз – это динамическое, устойчивое сообщество растений, животных, микроорганизмов, находящееся в постоянном взаимодействии и непосредственном контакте с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы. Биогеоценоз состоит из биотической (биоценоз) и абиотической (экотоп) частей, которые связаны непрерывным обменом веществ и представляют собой открытую систему (рис. 1.1).

В биогеоценоз поступают солнечная энергия, минеральные вещества почвы, газы атмосферы, вода. Продукцией биогеоценоза являются тепло, кислород, углекислый газ, биогенные вещества. Основной функцией биогеоценоза является обеспечение круговорота веществ и потоков энергии.

Биотическая часть биогеоценоза представлена биоценозом.

Биоценоз – это самоподдерживающаяся, саморегулирующаяся система, состоящая из определенного комплекса видов, в которой осуществляется круговорот веществ и энергии.

К важнейшим характеристикам биоценоза относятся: