Постановление 1397 от 17121959 срок действия

Оглавление:

Официальный сайт органов власти МО «Селенгинский район»

Об изменении правоприменительной практики при определении продолжительности специального стажа педагогических и медицинских работников

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста, предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Нормы подпунктов 19, 20 пункта 1 статьи 27 не являются самостоятельными, а действуют в системной связи с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать списки и правила.

29 октября 2002 года постановлением Правительством РФ №781 утверждены Списки должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, которые применяются в настоящее время при назначении досрочной трудовой пенсии педагогическим и медицинским работникам.

Согласно конституционно-правовому смыслу, вытекающему из постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001г. №8-П, определения Конституционного Суда РФ от 20.11.2008г. №868-О-О, возможно сохранение права на включение в стаж соответствующей деятельности времени работы в определенных должностях и учреждениях, за период, когда законодательством предусматривался их зачет в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию. В правоприменительной практике это означает, что в каждом конкретном случае периоды работы до 01.10.1993 в должностях и в учреждениях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций должностей, утв Постановлением Совета Министров СССР от 17. 12.1959 г. №1397, могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ при рассмотрении вопроса досрочного пенсионного обеспечения с учетом законодательства и нормативных правовых актов, действовавших на 31.12.2001.

При этом стаж на соответствующих видах работ после 01.10.1993 г. подлежит исчислению в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулировавшими вопросы досрочного пенсионного обеспечения медицинских и педагогических работников, и действовавшими последовательно во времени.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о праве на досрочное пенсионное обеспечение могут быть применены законодательные и другие нормативно правовые Акты, действовавшие в момент выполнения работы и иной деятельности, которая дает право на досрочное назначение пенсии. А именно, при досрочном установлении пенсии педагогическим и медицинским работникам, могут быть применены поледовательно следующие нормативные правовые акты к периодам работы:

до 1 октября 1993 года Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17. 12.1959 г. №1397 (далее Перечень №1397);

с 1 октября 1993 года по 1 ноября 1999 года нормы Постановления Совета Министров СССР от 06.09.1991 г. №463 и 464 соответственно;

с 1 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года — нормы Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067 и №1066 соответственно;

после 11 ноября 2002 года нормы Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781

Перечень №1397 к периодам работы до 1 октября 1993 года применяется не в обязательном порядке, а только в каждом конкретном случае, в интересах и по волеизъявлению гражданина.

Таким образом, при обращении застрахованного лица за установлением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 19 или 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы, дающей право на досрочную пенсию могут быть исчислены по трем вариантам:

При рассмотрении вопроса о применении Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 к периодам работы до 1 октября 1993 года необходимо иметь ввиду следующее:

1. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее Положение). Порядок применения Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 разъяснен в Инструктивном письме Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 №1-63-И.

2. Перечень состоит из двух разделов «Наименование учреждений, организаций» и «Наименование должностей». Граждане, работавшие в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем рассчитывали, на то, что периоды их работы будут засчитаны в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет без дополнительных условий. Таким образом, учитывая нормы постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 №8-П, определения Конституционного Суда РФ от 20.11. 2008 №868-О-О, Перечень может быть применен в полном объеме. Перечень применяется в системной связи с разъяснением Госкомтруда СССР от 17.05.1960 №19 «О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей…». утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 17.05.1960 №662.

3. Положением предусмотрена работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в специальный стаж при соблюдении определенных условий, например, если гражданином выработано не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем.

Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 утратило свое действие 1 октября 1993 года, поэтому оснований для распространения условий, предусмотренных указанным постановлением, применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется. Таким образом, граждане, не выработавшие на дату отмены Постановления 1397 требуемой продолжительности стажа и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397.

Изложенная позиция по существу согласуется с конституционно-правовым смыслом, выявленном в определениях Конституционного Суда Российской Федерации, например, в Определении от 20.11.2008 № 869-О-О, в Определении от 25.12.2008 № 1056-О-О, согласно которой лица, не имевшие право на зачет соответствующих периодов деятельности в рамках постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, не могут рассчитывать на его включение в указанный стаж.

С учетом складывающейся судебной практики по данному вопросу, аргументации Верховного Суда Российской Федерации, а также мнения Минздравсоцразвития Российской Федерации исключение составляют:

периоды работы в должности «пионервожатая».

Периоды работы в должности «пионервожатая», имевшие место до 1 октября 1993 года, могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии наличия не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ, в соответствии с законодательством, действующим на день, установления пенсии.

применение льготного порядка исчисления стажа.

В случае, если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности, а часть — в городе, месяц работы в сельской местности считать за 1,2 месяца, но пенсия назначается только при наличии специального стажа работы не менее 30 лет.

4. . Согласно пункту 4.1 «Исчисление стажа» Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.08.1986 № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» при исчислении стажа для назначения пенсий за выслугу лет допускается суммирование времени работы в должностях, предусмотренных разделами I «Учителя и другие работники просвещения» и II «Врачи и другие медицинские работники» Перечня 1397. В этом случае пенсия назначается по выбору заявителя либо как работнику просвещения, либо как работнику здравоохранения. Поэтому, при применении Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 к периодам работы до 1 октября 1993 года возможно применение суммирования стажа работы педагогических и медицинских работников в целях определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Постановление 1397 от 17121959 срок действия

Получаете ли вы премии?

Да, обычно в размере 13-й зарплаты

Нет, но нам стабильно выплачивают стимулирующие

Премии-то выдают, но это и не премии, а способ доведения зарплаты до средней по региону

Какие премии? Нам бы саму зарплату выплатили…

Всего проголосовало: 160

Когда слова не расходятся с делом

номер 09, от 27 февраля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

8 Марта. В этот день чествуют женщину. Ее неповторимость, искренность, красоту, профессиональную чуткость… Да, без разговоров о роли женщин в развитии экономики, политики и общества не обойтись. Этот праздник и появился в свое время как доказательство того, что женщины способны трудиться во всех сферах деятельности наравне с мужчинами. Они доказали. И показали, как ценна и прекрасна женственность, как она к месту в любом деле. И особенно в педагогике… О вас, наши дорогие и прекрасные учительницы, классные руководительницы, директрисы, большинство материалов этого номера!

Под рубрикой «А вы читали?» мы публикуем рецензию на новый сборник Дмитрия Липскерова «Туристический сбор в рай». В сборнике три десятка рассказов: от коротеньких миниатюр на две-три страницы до обстоятельных жизненных историй. Все персонажи – простые люди, которых легко встретить на улице или в метро. И кто знает, может быть, вы обнаружите среди них себя.

Писатель, путешественник и автор «Учительской газеты» Владимир Супруненко снова собирается в дорогу. В марте-апреле этого года его маршрут пройдет вдоль Нила, а в июне-июле он отправится в… Гилею. Где это? Присоединяйтесь и узнаете! Все подробности – в анонсе экспедиции.

Наши приложения

Доводы подскажет Верховный суд

Как найти аргументы для назначения досрочной пенсии

Гражданские дела — это дела, связанные с разрешением судом самых разнообразных конфликтов, возникающих из широкого спектра правоотношений (гражданских, публичных, трудовых, пенсионных, семейных и т.д.). При разрешении гражданских дел необходимо учитывать и судебную практику применения норм процессуального и материального права. Только при этих условиях может быть обеспечена эффективная судебная защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

Конституция РФ возлагает на Верховный суд РФ как на высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам осуществление судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции и предоставление разъяснений по вопросам судебной практики.

Педагогические работники образовательных учреждений за защитой своих прав на досрочное назначение трудовой пенсии обращаются в районный суд. На решения всех судов, принятых по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба. После рассмотрения дела судом кассационной инстанции решение вступает в законную силу. Очень часто бывает, что одна из сторон не согласна с принятым решением и обращается в суд надзорной инстанции.

Читайте так же:  Требования к кухне Общепит

Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений президиума Верховного суда РФ, могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

В соответствии со статьей 376 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

В порядке надзорного производства такие дела рассматриваются Верховным судом РФ. Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов. Иногда бывает так, что именно Верховный суд РФ, рассматривая дело в надзорной инстанции, ставит последнюю точку.

Так, например, Верховный суд РФ, рассмотрев в порядке надзора гражданское дело №14-В06-34, вынес определение, в котором фактически признал, что лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.

В соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного постановлением Совета министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 и утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953, пунктом 3 Приложения №6 к инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года №94, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Поскольку заявительница, осуществляя в период с 1977 по 2004 год педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права — с 1979 по 1989 год, то с учетом положений ст.ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости. С учетом указанных обстоятельств вынесенные по делу судебные постановления, которыми удовлетворены требования истицы о включении периодов нахождения ее в учебных отпусках в специальный стаж и назначении пенсии, признаны законными.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 6 апреля 2007 года №81-В07-7 отказ заявительнице во включении в специальный стаж времени работы в сурдологическом центре после его реорганизации из школы-интерната на том основании, что такое учреждение не включено в список учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, признан неправомерным, поскольку, несмотря на реорганизацию школы-интерната и ее переименование, данное учреждение является общеобразовательным учреждением для детей, педагогические работники которого осуществляют педагогическую деятельность в полном объеме.

В определении от 25 июля 2008 года №2-В08-7 Верховный суд РФ указал, что период службы заявителя в Советской армии до 1 января 2002 года подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. В определении отмечено, что Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года N8-П и определение от 5 ноября 2002 года N320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР.

Период службы заявителя в Советской армии относился к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, вышеназванный период службы подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Верховный суд РФ регулярно публикует обзоры судебной практики, которые готовятся на основе анализа судебных постановлений и утверждаются постановлением президиума Верховного суда РФ. В обзорах публикуются ответы на вопросы, в том числе и на вопросы применения пенсионного законодательства. Без единообразия судебной практики обеспечение в стране единства законности, подлинного равенства всех граждан перед законом и судом невозможно, поэтому указанные разъяснения очень важны.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года (утв. постановлением президиума Верховного суда РФ от 1 августа 2007 года) при ответе на вопрос 10 разъяснено, что период работы в должности «пионервожатая», если на момент выполнения работы в указанной должности действовало постановление Совета министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года (утв. постановлением президиума Верховного суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.) разъяснено, что период нахождения педагогов на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст.ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ №516 от 11 июля 2002 года.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

В Обзоре законодательства и судебной практики по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации за IV квартал 2004 года (утв. постановлением президиума ВС РФ от 9 февраля 2005 г.) разъяснено, что поскольку действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для назначения пенсии на льготных условиях, суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей, если подтверждение стажа документами невозможно по причинам, не зависящим от работника.

Педагогическим работникам, которые столкнулись с проблемами при обращении за досрочным назначением трудовой пенсии и собираются в судебном порядке отстаивать свои права, при обосновании своей позиции стоит воспользоваться доводами, приводимыми в разъяснениях Верховного суда РФ, учитывая, что он занимает особое место в судебной системе. Верховный суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов.

Для единообразия правоприменения имеют важное значение позиции, изложенные в судебных постановлениях Верховного суда РФ.

Читайте так же:  Трудовой кодекс статья 816

Конституция РФ в ст. 126 определяет, что Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Разъяснения по вопросам судебной практики заключаются в объяснении того, как следует понимать и применять нормы права. При неопределенности в понимании отдельных правовых норм и отсутствии единообразия практики их применения возникает необходимость в разъяснениях. Разъяснения Верховного суда РФ по вопросам судебной практики имеют официальный характер, соответственно являются обязательными.

Норма части 5 статьи 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» определяет, что Верховный суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики. Закон в части 1 статьи 6 устанавливает: «Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации». Разъяснения Верховного суда РФ по вопросам судебной практики, оформленные в виде постановлений пленума Верховного суда РФ, охватываются этим перечнем судебных актов, поэтому они тоже обладают обязательной силой.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 39), поэтому очень важным является устранение случаев нарушения законности при назначении гражданам трудовых пенсий.

Сергей ХМЕЛЬКОВ, заместитель заведующего правовым отделом ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Досрочная пенсия в Российской Федерации — отобранное право

С разрушением флагмана социализма — СССР, местная буржуазия активно принялась отвоёвывать себе место под солнцем. Наступление на права рабочих развернулось по всем фронтам. Пенсии — лишь один из них.

В повседневной жизни для приобретения знаний и в целях заботы о здоровье мы нередко обращаемся к трудящимся в области просвещения и здравоохранения. Из-за намеренного разрушения промышленности они стали самой массовой категорией работников, выходящих на заслуженный отдых до общеустановленного срока.

В данной статье на примере педагогических и медицинских работников мы поговорим о праве на пенсию за выслугу лет, реализация которого стала затруднительной ещё до нынешней масштабной «реформы», когда уже происходило косвенное повышение пенсионного возраста.

Российская Федерация унаследовала основные советские социальные гарантии в области социального обеспечения. Данное наследие, как и многое другое, оказалось попросту ненужным тем, кто встал у руля расколотого корабля. В 2018 году для выхода на пенсию ранее 60 и 55 лет указанным категориям необходимо иметь 25 лет страхового стажа (30 — для городских медработников). Основным фактором, влияющим на получения права, является правильный подсчёт временных промежутков, которые законодательно включены в специальный (льготный) стаж (далее — Стаж).

При социализме к ним относились периоды, в которые по объективным причинам работник не имеет возможности непосредственно напрямую осуществлять медицинскую или педагогическую (далее — Льготную) деятельность. Оно и понятно — трудовые будни любого человека не могут состоять только из постоянного выполнения профессиональных обязанностей на определённой должности. Мы болеем, учимся, повышаем свои профессиональные навыки, ходим в отпуск, служим в армии, рожаем детей и осуществляем уход за ними.

Такие периоды советское законодательство, стоявшее на страже прав трудящихся, включало в Стаж для назначения пенсии за выслугу лет [1] . Но «ярмо коммунизма» было победно сброшено с плеч дорогих россиян. Поэтому восстановление «потерянной» реакционерами в октябре 1917 г. России не могло не затронуть права будущих пенсионеров. Дорвавшиеся до власти капиталисты, с помощью подконтрольных им «народных избранников», начали нещадно выбрасывать из этого стажа всё, что не имело отношения к работе.

Итак. Отпуск по уходу за ребёнком одним из первых был исключён из Стажа. Буржуазные законодатели пояснили: раз женщина в декрете, то она не осуществляет трудовой деятельности, а значит — не испытывает моральной и психологической нагрузки за которую предусмотрена пенсия за выслугу лет. Ограничились теми, кто был в таком отпуске до октября 1992 года [2] . Что получилось? Ухаживающие, например, за одним ребёнком работники теперь «имеют возможность» получить это право на 3 года (максимальный срок отпуска) позже. А если детей — больше, то, при взятии полного отпуска, заслуженная пенсия «отодвигается» на 6, 9 и более лет. Таким наглым образом одно из основных завоеваний социализма, как правило — для женщин, было обращено против самих трудящихся. Хочешь пенсию — работай, а маленького ребёнка девай куда знаешь. И как же это вяжется с современной стратегией повышения рождаемости?

Борьба с коммунистической идеологией шла полным ходом. Так, в педагогический Стаж не включаются, например, должности, связанные с пионерскими организациями, работа в которой осуществлялась после 1993 года (сопряжённые с ней должности были исключены из льготного списка). Т.е. работники просвещения всё ещё продолжали трудиться в оставшихся пионерских кружках, воспитывая подрастающее поколение, но без права на пенсию за выслугу лет. Но теперь школа декоммунизирована, а пионерия — уничтожена.

Отдавая долг Родине, советские солдаты знали, что она тоже их любит, и не бросит. Поэтому происходило включение периода службы в вооружённых силах СССР в двойном размере, при условии, если 2/3 стажа будет приходиться на Льготную деятельность (исключение — медработники, служившие по специальности). Однако в 1993 году было отменено и это [3] , посему служба уже в вооружённых силах РФ с данного времени перестала засчитываться в Стаж. Теперь так: отдал долг — свободен, Родина тебе ничего не должна!

На этом военная служба не была оставлена в покое. Не так давно — в ноябре 2017 года — служба в Советской армии стала исключаться из Стажа при условии — если Льготная работа берёт своё начало после 1 января 1992 года. Обоснование шикарно: «…законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с таковой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда» [4] . Надо полагать, что обязательная служба в армии (флоте) не только не является неблагоприятным воздействием, связанным с психологической нагрузкой, но и не забирает годы жизни (в Союзе — это два-три года), на протяжении которых работник мог трудиться.

Время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала соответствующая деятельность, так же было выброшено из Стажа в 1993 году. Но и этого оказалось мало. По мнению «эффективных» управленцев, не нужно включать учёбу и тогда, когда она закончилась позднее 1 октября 1993 года. Например, если работник просвещения учился с 1989 по 1994 гг., то ПФР смело выбрасывает данный промежуток. А судебная практика в различных регионах отличается — где-то суды решают этот вопрос в пользу педагога, где-то — против.

Даже такие небольшие промежутки, как дни сдачи крови — и те не подлежат включению! И это на фоне призывов к добровольной сдаче крови и закреплённого в ст. 186 Трудового кодекса РФ права работника на освобождение от работы в связи со сдачей крови, сохранением за ним не только рабочего места, но и среднего заработка. Справедливости удаётся добиться только через суд. Хотя ещё в 1998 г. ПФР и издал Письмо [5] , которое позволяло включать «донорские» дни в Стаж, но с началом действия в 2002 г. новых правил исчисления периодов [6] , включаемых в Стаж, этот сюжет был пропущен, а про то Письмо благополучно забыли.

Не нашлось места в новых правилах и курсам повышения квалификации. Здесь работникам так же не оставили выбора, ведь повышение квалификации является их обязанностью, выполняемой по приказу работодателя. Суммарный период обучения к моменту назначения пенсии в среднем составляет несколько месяцев.

Пенсионная «реформа» 2002 года положила конец 77-летней истории пенсий за выслугу лет для трудящихся в области просвещения и здравоохранения. Теперь у них есть право на «досрочное пенсионное обеспечение» — новое наименование урезанного социального обязательства со стороны «щедрой» буржуазии. Обновлённые порядки в прямом смысле начали отсекать немалое количество работников от заработанного ими права. В новом тысячелетии к условиям назначения пенсий прибавилась, например, так называемая «полная норма выработки» [7] , т.е., работа весь трудовой день только на льготной должности — сюрприз для тех, кто или совмещал несколько должностей (льготную с не являвшейся таковой), или ввиду постоянных сокращений был вынужден брать на себя обязанности, не связанные с профессиональной деятельностью, или вовсе узнавал (как правило, при обращении за пенсией), что другая часть его ставки уже не входит в новый список должностей и профессий, по которым полагаются льготы. А главным критерием исчисления Стажа стала уплата страховых взносов в ПФР, что порой совершенно не мешает его игнорировать.

Советский законодатель учитывал и учебные отпуска, во время которых работающие педагоги и медработники получали образование по специальности, находясь на заочном обучении. В 2007 г. российские «творцы» законов посчитали ненужным этот пережиток тоталитарного режима [8] . И даже уплата работодателем за этот промежуток страховых взносов не является препятствием. Теперь только и остаётся — отстаивать своё право в буржуазном суде, надеясь на человечность вершителей правосудия.

Как мы видим, для лишения граждан их прав в сфере пенсионного обеспечения, совсем не обязательно проводить шумную кампанию по повышению пенсионного возраста (или как принято официально говорить — совершенствовать пенсионную систему). Его и так тихонько «корректируют» в сторону увеличения с помощью нехитрых и, разумеется, законодательно обоснованных изменений, большинство из которых, как пишут «демократические» судьи в своих решениях, «не нарушают права граждан». Если произвести средний подсчёт, то у педагогов и медиков повышение возраста выхода на пенсию составило примерно 6-8 лет (армия, декрет, курсы, вуз…). А уж совсем скоро, с 2019 г., эти цифры будут ещё выше. Так сказать — «подарок» на Новый год от, как некоторые ошибочно полагают, своих, более добрых капиталистов.

Находящееся под их контролем государство не остановится, и будет постоянно менять методы подсчёта периодов работы, выбрасывая другие промежутки. Какие именно — можно предположить. Например, в оплачиваемом отпуске работник официально не исполняет свои трудовые обязанности, а значит, тоже не испытывает моральной и психологической нагрузки. Долой! Отпуск по беременности и родам. Полгода за просто так? Вон из стажа! Родила — сама виновата, раз не хочешь пенсию. Не так ли? Можно ещё посчитать только часы, а не дни, ведь медики и учителя проводят на работе не 24 часа в сутки, а, значит, есть время, когда они не страдают, а подло и коварно спят. В топку это время!

Читайте так же:  Долгопрудный мировой суд 31

На «льготность» времени работы в разных случаях влияют и другие факторы. Меняющиеся списки учреждений и наименований профессий вынуждают через суд устанавливать их соответствие, а ошибки в бесконечно растущей бюрократической волоките подчас лишают трудящихся остатков социальных гарантий.

Рассмотренное положение рабочих в области просвещения и здравоохранения показывает намеренное и целенаправленное ущемление их пенсионных прав. Если СССР шёл путём проб и ошибок (конечно, не стоит сбрасывать со счетов и имевшиеся недостатки, об исправлении которых мы уже, к сожалению, не узнаем), то РФ идёт совершенно иной, верной только для эксплуататоров, дорогой.

Но можно же и возразить. Например, именно в «святые» 90-е была возвращена возможность получения полной пенсии [9] при продолжении льготной работы. Однако не надо забывать о том, в какую нищету загнала контрреволюция педагогов и медиков (как, впрочем, и подавляющее большинство населения), катастрофически низкий уровень пенсионного обеспечения, когда одним из немногих способов повысить своё финансовое положение было — дотянуть до пенсии и продолжить работу [10] . Мало что изменилось и сейчас, несмотря на приближающееся 20-летие «вставания с колен», пенсионное обеспечение работников просвещения и здравоохранения является лишь небольшой прибавкой к зарплате, позволяющей немного повысить уровень материального благосостояния.

История движется по спирали. В одних случаях она заходит на новый, более прогрессивный виток, в других — скатывается по наклонной. Урезание социальных прав есть одна из неизбежных форм капиталистической эксплуатации трудящихся. «Россия, которую мы потеряли» реставрируется уже третий десяток лет. И если согласимся плыть дальше именно на этой лодке, то спустя время она сама раскачается и утонет. А мы вместе с ней.

1. См.: Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397 (ред. от 03.08.1972, с изм. от 12.04.1984) «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») // СПС «Консультант Плюс».
2. См.: п. 103 Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» // «Российская газета», № 219, 06.10.1992.
3. См.: п. 1 Перечня решений Совета министров СССР, которые не применяются на территории РФ. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 (ред. от 29.10.2002) «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 27.09.1993, № 39, ст. 3625.
4. Определение Верховного Суда РФ от 27.11.2017 № 43-КГ17-7 // СПС «Консультант Плюс».
5. Письмо ПФ РФ от 07.12.1998 № 06-28/10740 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж “донорских” дней» // СПС «Консультант Плюс».
6. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 15.07.2002, № 28, ст. 2872.
7. См.: п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 15.07.2002, № 28, ст. 2872.
8. См.: Учебные отпуска на льготной работе. URL: https://pfrf.ru/branches/voronezh/news

2016/09/21/120029 (дата обращения: 09.11.2018).
9. См.: Федеральный закон от 29.02.1996 № 21-ФЗ «О выплате пенсии за выслугу лет работникам образования, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях образования для детей» // «Собрание законодательства РФ», 04.03.1996, № 10, ст. 829.
10. См.: Мидонова Е.А. Оптимальное сочетание интересов государства и личности в пенсионном обеспечении педагогических работников // «Право и политика», 2007, № 8.

Нормативно-правовые акты:

  • Закон РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1990, № 27, ст. 351.
  • Закон РФ от 25.09.1992 № 3543-1«О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» // «Российская газета», № 219, 06.10.1992.
  • «Кодекс законов о труде Российской Федерации» (утв. ВС РСФСР 09.12.1971) (ред. от 25.09.1992) // СПС «Консультант Плюс».
  • Федеральный закон от 29.02.1996 № 21-ФЗ «О выплате пенсии за выслугу лет работникам образования, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях образования для детей» // «Собрание законодательства РФ», 04.03.1996, № 10, ст. 829.
  • Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397 (ред. от 03.08.1972, с изм. от 12.04.1984) «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения») // Первоначальный текст документа опубликован в издании «СП СССР», 1960, № 1, ст. 2.
  • Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 (ред. от 22.09.1993) «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно — эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» // СПС «Консультант Плюс».
  • Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463 (ред. от 22.09.1993) «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» // СПС «Консультант Плюс».
  • Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 (ред. от 29.10.2002) «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 27.09.1993, № 39, ст. 3625.
  • Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 (ред. от 19.02.2001) «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» // «Собрание законодательства РФ», 04.10.1999, № 40, ст. 4856.
  • Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // «Российская газета», № 212, 06.11.2002.
  • Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 15.07.2002, № 28, ст. 2872.
  • Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» // Официальный интернет-портал правовой информации https://pravo.gov.ru, 24.07.2014.
  • Определение Верховного Суда РФ от 27.11.2017 № 43-КГ17-7 // СПС «Консультант Плюс».
  • Письмо ПФ РФ от 07.12.1998 « 06-28/10740 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж “донорских” дней» // СПС «Консультант Плюс».

Периодическая литература:

  • Бацвин Н. Включение дополнительных отпусков в трудовой стаж: анализ судебной практики // Трудовое право. 2013. № 2. С. 103 — 112.
  • Гончарова М. Досрочная пенсия не для всех // ЭЖ-Юрист. 2012. № 44. С. 11.
  • Гусев А.Ю. Дефекты пенсионного законодательства, регулирующего вопросы исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии // Администратор суда. 2017. № 3. С. 12 — 14.
  • Егоров В. Без муки нет науки // ЭЖ-Юрист. 2014. № 34. С. 11.
  • Куревина Л.В. Особенности назначения досрочной пенсии педагогическим работникам // Отдел кадров коммерческой организации. 2012. № 1. С. 46 — 56.
  • Мидонова Е.А. Оптимальное сочетание интересов государства и личности в пенсионном обеспечении педагогических работников // «Право и политика», 2007, № 8.