Кто имеет право проверять организацию

Государство не может разрешить любому предприятию функционировать безнадзорно. Контроль соблюдения законодательства, правил и норм, а также обязательных требований производится с помощью проверок – комплекса тех или иных мер со стороны уполномоченных органов. Как юрлица, так и ИП могут быть подвергнуты проверке для оценки их действий (или бездействия) и их закономерных результатов. С какими видами контроля может столкнуться частный бизнесмен?

Законная основа проверок

Порядок этих процедур, а также права и обязанности контролеров и предпринимателей оговариваются федеральным законодательством и правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ФЗ. Федеральный закон № 294 регламентирует особенности проверок большинством органов:

  • трудовая инспекция;
  • пожарный надзор;
  • Роспотребнадзор;
  • надзоры по отдельным видам деятельности.

Налоговые проверки подпадают не под этот ФЗ, а под положения НК РФ (гл.14).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Один из несомненных плюсов нового ФЗ – это лимит на количество проверок, который существенно уменьшил прессинг контроля на представителей малого бизнеса. Периодичность плановых контролирующих мер ограничена 1 разом в 3 года, а одну и ту же сферу деятельности по одинаковым вопросам можно проверять не чаще раза в год.

Классификация проверок

В зависимости от цели, предмета проверки и самого контролирующего органа можно выделить такие их виды.

  1. Соответствие принятому графику:
    • плановые: проверяют соответствие требованиям закона и сведениям, подаваемым при регистрации и отчетах предприятия (график таких проверок ежегодно публикуется на сайте генпрокуратуры);
    • внеплановые: контролируют исполнение выданных ранее предписаний, проверяют полученную информацию о возможности аварийных ситуаций, вреда жизни или здоровью, окружающей среде, имуществу; такая проверка часто является реакцией на жалобы граждан или конкурентов.
  2. Форма проверки:
    • документарная: изучаются документы, с помощью которых осуществляется деятельность предпринимателя;
    • выездная: проверяются не только документы, но и любые другие подтверждения определенных подозрений (оценивать могут результаты опросов, осмотров, экспертиз и т.п.).

Налоговиков более всего заботит, чтобы в бюджет вовремя поступали положенные деньги. Дабы не легализовались сомнительные доходы, не утаивались налоговые сборы, не создавались фирмы-«однодневки», своевременно возвращался НДС и т.п., налоговые органы осуществляют 2 вида проверок.

  1. Камеральная (разновидность документарной) – проводится после каждого отчета предпринимателя. Обычно проходит автоматизировано, лишь в случае разночтений в декларации ИНФС может попросить о переделке или дополнительных разъяснениях. При неудовлетворительном результате бизнесмену дается 5 дней на исправление, или в течение декады будет принято решение о начислении штрафа и пени, не исключая выплат по обнаруженным недоимкам. Длится «камералка» до 3 месяцев после сдачи отчета.
  2. Выездная – контролеры приходят к ИП и проверяют все, что сочтут нужным, включая помещение, имущество и даже ваших контрагентов – правда, только по вопросам, касающимся предмета проверки. Инспектор составит справку, а на ее основе – акт о результатах с предписаниями по устранению нарушений. Радует, что такое «нашествие» редко происходит чаще раза в 3 года и не может быть проведено повторно по тому же вопросу.

Сравнительная таблица:

Чтите ли вы Трудовой кодекс?

Соблюдение предприятием закона о труде отслеживает Трудовая инспекция. Ее представители могут обрадовать визитом любое предприятие, но по плану это происходит раз в трехлетие (план опубликован на сайте Роструда и Генеральной прокуратуры). Представители трудовой инспекции могут кооперироваться для контроля с другими проверяющими, например, с выездной проверкой налоговиков.

Однако, если на бизнесмена поступила жалоба, проверить условия труда могут вне плана, особенно если работодателем недоволен обиженный сотрудник. Чтобы Трудовая инспекция не застала врасплох:

  • перечитайте трудовые договоры на предмет соответствия ТК РФ;
  • уточните, всем ли сотрудникам предоставлялся ежегодный отпуск и вовремя ли выплачиваются оклады;
  • исключите возможность трудоустройства без оформления;
  • правильно обосновывайте увольнения;
  • аккуратно ведите всю кадровую документацию.

Нарушителям ТК грозят штрафы, возможна дисквалификация до 3 лет и даже уголовная ответственность.

Пожарная проверка

Пожарный надзор рано или поздно проверяет всех, и опасаются этой проверки едва ли не больше, чем визита налоговиков. Сайт МЧС публикует план проверок, он дублируется на сайте Генпрокуратуры. Попасть в план ваше предприятие имеет шанс 1 раз в 3 года, если не поступит неожиданная жалоба.

В любом случае, о визите «дорогих» гостей вы узнаете за сутки: им нужно сначала получить согласование проверки в прокуратуре. Гости действительно могут оказаться «дорогими»: штрафы за нарушение пожарной безопасности составляют от 90 до 500 тыс. руб., деятельность нерадивого ИП может быть остановлена на 1-3 мес.

Проверять будут не только наличие противопожарного арсенала, но и соответствующую документацию, среди которой:

  • приказ о прохождении противопожарного инструктажа;
  • планы эвакуации;
  • регламент обесточивания в конце рабочего дня;
  • выделение мест для курения и т.п.

Роспотребнадзор

Если предприятие оказывает услуги или продает товары, Роспотребнадзор будет следить, чтобы права потребителей ни в коем случае не нарушались.

Под проверку попадают любые факты, которые могут влиять на обеспечение прав потребителей:

  • площадь помещений;
  • состояние вентиляции и канализации;
  • соответствие санитарным нормам и сертификатам качества;
  • размещение товаров;
  • температурный режим;
  • наличие недовольных чем-либо соседей и др.

Нарушителей ждет административный штраф до 500 тыс. руб. и жесткое предписание на устранение недостатков.

Некоторые виды деятельности ИП предполагают получение соответствующего разрешения – лицензии. Любая лицензируемая деятельность подконтрольна Ростехнадзору.

Если вы не обходите закон, скрывая доходы или нарушая правила лицензии, проверка Ростехнадзора вам не страшна. Трудно было соблюсти все условия для выдачи лицензии, но если вы уже прошли этот сложный этап, достаточно их просто поддерживать, за чем и наблюдает Ростехнадзор. Также в его компетенции – экологический, технологический, промышленный, строительный контроль.

Прокурорская проверка

Если в прокуратуру поступает информация о том, что ИП нарушены законы, которые находятся вне компетенций других контролирующих органов, то в любую организацию может нагрянуть прокурорская проверка.

ВАЖНО! Прокурор не вправе производить проверку, подконтрольную другому госоргану.

Ее особая «опасность» для ИП в том, что, в отличие от других проверок, она четко не регламентирована правовыми актами, кроме ФЗ «О прокуратуре РФ», которое может трактоваться достаточно широко.

Зато визита прокурора не стоит опасаться ИП с чистой совестью – поводом для проверки может стать только сообщение о нарушении, поступившее от граждан, СМИ, должностных лиц. На такие сообщения прокуратура обязана отвечать в течение месяца, естественно, сначала проверив их.

По результатам проверки прокурор может и отклонить не подтвердившуюся жалобу, либо констатировать нарушения, потребовав их устранить. Если обнаруженные факты достаточно серьезны, прокуратура инициирует ликвидацию предприятия по суду.

Полицейская проверка

Сотрудники полиции также могут проверять деятельность ИП. Поводом может послужить внешняя жалоба или внутренняя оперативная информация правоохранителей, а обоснованием – постановление о проверке: просто так полиция вас вряд ли потревожит.

Полицейские будут стараться проверить факты и подозрения, которые могут свидетельствовать о преступлениях в предпринимательской деятельности. Сотрудники полиции обычно навещают предприятие нежданно-негаданно и ведут себя наиболее вызывающим образом, по сравнению со всеми другими контролерами, поэтому психологически эта проверка является самой сложной для ИП.

Результатом полицейской проверки может стать возбуждение административного или уголовного дела либо передача материалов для рассмотрения в компетентные органы.

Если ИП занимается определенными видами деятельности, с проверкой к нему могут пожаловать более специфические контролеры – органы, контролирующие именно эти сферы. Протокол проверок ничем не отличается от надзора другими органами. Итак, кто же может навестить ИП в зависимости от особенностей его отрасли:

  • таможенный контроль;
  • Росстандарт (метрологический надзор);
  • антимонопольная служба;
  • банковский контроль (со стороны ЦБ РФ);
  • Росздравнадзор (Федеральная служба контроля здравоохранения);
  • Росфиннадзор (контроль бюджетно-финансовой сферы);
  • Роскомнадзор (контроль использования средств коммуникации, информационных технологий, охраны персональных данных);
  • Россельхознадзор (проводит экологический, земельный, атмосферный контроль);
  • Ространснадзор;
  • органы социальной защиты;
  • ревизоры от МИН образования и науки;
  • военные комиссариаты;
  • жилищная инспекция.

«Контрольные» каникулы

Чтобы облегчить малому бизнесу выживание в условиях экономического кризиса, государство приняло ФЗ № 246 от 13.07.2015, который лимитирует плановые проверки для многих категорий предпринимателей, а особенно для ИП.

Распоряжение Правительства РФ № 724-р от 19 апреля 2016 г. запрещает контролерам с 1 июля 2016 г. требовать у предпринимателя для проверки целый ряд документов.

В целом, можно констатировать снижение «проверочного давления» на представителей малого бизнеса.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Состоялось наречение заместителя управляющего делами Московской Патриархии архимандрита Саввы (Тутунова) во епископа Зеленоградского

Святейший Патриарх Кирилл возглавил первое в 2019 году заседание Высшего Церковного Совета

Святейший Патриарх Кирилл встретился с главой Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии

Состоялось первое в 2019 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Назначены новые наместники Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Донского и Новоспасского ставропигиальных монастырей

Какие организации имеют право осуществлять проверку документов на приходе, в том числе финансовых? Разъяснение Юридической службы Московской Патриархии

С 2014 года журнал «Приход» выходит с ежеквартальным приложением «Вопрос-ответ» под редакцией руководителя Юридической службы Московской Патриархии монахини Ксении (Чернеги).

В первом выпуске за 2014 год публикуется разъяснение по вопросу «Какие организации имеют право осуществлять проверку документов на приходе, в том числе финансовых?»

Правом осуществлять проверки на приходе наделены многие организации, в том числе:

  • налоговые органы;
  • органы юстиции;
  • органы охраны объектов культурного наследия (если здание храма относится к объектам культурного наследия);
  • органы прокуратуры;
  • органы, заключившие с приходом договоры пользования государственным и муниципальным имуществом, в том числе земельными участками;
  • органы пожарного надзора.
Читайте так же:  Заявление в полицию о недостаче

При проведении прокурорского надзора органы прокуратуры вправе затребовать любые документы, в том числе финансовые. Однако данное требование должно быть обусловлено поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, что и является основанием проведения проверки.

При этом необходимо иметь ввиду, что требование о предоставлении финансовых документов при проведении проверок в рамках Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях получения информации по операциям, связанным с финансированием экстремистской, в том числе террористической, деятельности, составляет компетенцию Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Данное требование не распространяется на проверки прокуратуры.

В соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства юстиции России от 30.12.2011 № 456 (далее — «регламент») в предмет контроля, осуществляемого органами юстиции в отношении религиозных организаций, включена их деятельность по расходованию денежных средств и использованию иного имущества (п.п. 4) п. 3 регламента).

Данный регламент не предусматривает конкретный перечень истребуемых при проведении проверок документов. Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в отношении некоммерческой организации органы юстиции имеют право запрашивать и получать информацию о ее финансово-хозяйственной деятельности у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций.

Таким образом, запрашивать такую информацию непосредственно у религиозной организации органы юстиции не вправе.

В соответствии с п. 33 регламента специалист Минюста России (территориального органа) готовит проект распоряжения о проведении проверки, в тексте которого должен содержаться перечень документов, представление которых организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Сведения о документах, которые требуется предоставить в ходе проверки, содержатся также в уведомлении о проведении проверки, направляемом в адрес религиозной организации (п. 40 регламента).

Согласно п. 19 регламента план проведения проверок некоммерческих организаций на текущий год размещается на информационных стендах в доступных для ознакомления местах и интернет-сайтах Минюста России (его территориальных органов). В этой связи приходам, при получении уведомлений о проведении проверок, следует согласовывать с епархиальными архиереями необходимость представления документов согласно перечню.

Предоставлять данные о членах (участниках) прихода не следует, поскольку в соответствии со своими внутренними установлениями Русская Православная Церковь не ведет учет прихожан.

Кроме того, список членов (участников) прихода содержит специальные категории персональных данных, касающихся религиозных убеждений граждан. Эти персональные данные в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» отнесены к специальным категориям персональных данных, распространение которых религиозными организациями допускается исключительно с письменного согласия субъектов персональных данных (п. 5 ч. 2 ст. 10 указанного закона).

Таким образом, при отсутствии письменного согласия сотрудников и духовенства прихода запрашиваемый список членов (участников) прихода не может быть представлен в органы юстиции.

Ответ подготовлен юрисконсультом Юридической службы Московской Патриархии О.М. Трайниным

Если к Вам пришла проверка. Как действовать?

Прежде всего, Вы должны знать, что проверки бывают плановые и внеплановые.

Плановые проверки проходят не чаще 1 раза в 3 года.

Внеплановые проверки осуществляются в определенных законом случаях:

  • жалоба от потребителя о нарушении его прав
  • контроль устранения нарушений
  • приказ руководителя органа государственного контроля, изданный в содействии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ
  • жалоба или информация в СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайной ситуации или непосредственного причинения соответствующего вреда.

О предстоящей плановой проверке предпринимателя должны уведомить за 3 дня, о внеплановой – за 24 часа (в установленном законом случае).

На что нужно обратить внимание при появлении проверяющего на пороге предприятия:

  • лицо, предъявляющее служебное удостоверение, должно быть указано в распоряжении или приказе на проверку
  • заверенная копия распоряжения или приказа должна быть вручена проверяемому под роспись
  • выездные проверки, как плановые, так и внеплановые, могут проводиться только в присутствии руководителя или иного уполномоченного представителя организации, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя.

Исключение составляет проверка, основанием которой является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций.

По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностного лица обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю.

Проверка органами полиции

Полиция начинает проверку, как правило, с того, что смотрит документы на помещение (например, договор аренды или свидетельство о праве собственности), уставные документы или свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя, а также лицензии (если они необходимы для деятельности предпринимателя).

Если вы занимаетесь торговлей, то ревизоры проверят наличие разрешения на торговлю, накладные на товар, сертификаты, ценники, кассовый аппарат и связанные с ним документы. Затем могут проверить и продавцов (наличие регистрации или прописки, медицинскую книжку).

Попросите проверяющих представиться, показать служебные удостоверения и рассказать о причинах проверки.

Внимательно сопоставьте данные, указанные в постановлении на проведение проверки, и предъявленные документы. Проводить проверку могут только лица, указанные в постановлении.

На подлинном удостоверении МВД указаны должность и звание его обладателя, проставлены соответствующие подписи и печати, сотрудник на фотографии — в форме. Обратите внимание на срок, до которого действительно удостоверение. Если оно просрочено, пришедшее к вам должностное лицо проводить проверку не вправе.

Затем необходимо вызвать руководителя и представителя юридической службы компании, которые смогут взять ситуацию под контроль.

Сотрудник фирмы должен точно назвать свое имя, фамилию, отчество и должность согласно штатному расписанию. Все дальнейшие вопросы проверяющих нужно переадресовать своему вышестоящему начальству. Ни в коем случае нельзя оказывать активное сопротивление сотрудникам полиции.

Все работники фирмы должны знать статью 51 Конституции: никто не обязан свидетельствовать против себя самого.

Полномочия УЭБ – Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК ГУ МВД).

Полномочия УЭБ и действия его сотрудников регламентированы Законом N 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года, согласно которому у них есть право:

  • производить осмотр производственных, складских, торговых и других служебных помещений, мест хранения и использования имущества;
  • изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
  • производить досмотр транспортных средств в присутствии не менее двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, — в отсутствие указанного лица;
  • изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;
  • требовать все имеющиеся данные, которые могут указать на признаки преступления, настоять на обязательном проведении в срок не более 30 дней ревизии всех видов деятельности предприятия, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии;
  • хранить имущество, которое они посчитают бесхозным, и в установленном порядке решать вопрос о его дальнейшей принадлежности.

Что может быть основанием для полицейской проверки?

1. Сомнительные партнеры. Формально у проверяющих нет к организации никаких претензий, но «засветился» какой-либо субъект, имевший с данной компанией контакты по роду своей служебной деятельности, или другая фирма, с которой связывают хозяйственные отношения, нарушила закон, и тут же на компанию «падает тень» недобросовестного партнера, именно из-за этого УЭБ проявляет к ней определенный интерес. Этот тип проверки трудно предугадать, поскольку опасность часто приходит оттуда, откуда ее не ждешь.

2. Ненадежный сектор. Организация попадает под ревизию вместе с другими компаниями определенного вида деятельности. Часто проверяют организации общепита, стройплощадки, салоны сотовой связи. Пристальное внимание со стороны милиционеров может быть вызвано также определенной ситуацией в регионе. Например, причиной визита оперативников могут стать теракты или криминальные «разборки» бандитских группировок.

3. Жалобы. Допустим, потребителю в розничной точке продали спиртные напитки, употребление которых привело к отравлению. Покупатель решил, что товар «самопальный» или контрабандный, и написал заявление в УЭБ. В этом случае полиция непременно отреагирует. Хотя вполне может быть, что компания ничего и не нарушала.

Как происходит административный процесс.

На основании пп. 2 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении:

  • немедленно после выявления такого правонарушения;
  • в течение двух суток после выявления правонарушения, если требуется дополнительно выяснить обстоятельства дела либо данные о физическом или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

В протоколе должны быть указаны следующие данные:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • ФИО, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Читайте так же:  Мировой суд ленинский район 4 участок

При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам разъясняются их права и обязанности.

Об этом делается запись в протоколе. Более того, им должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом и написать объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.

Протокол подписывают должностное лицо, его составившее, физическое лицо или законный представитель юридического лица. Если они отказываются подписать протокол, то в нем делается соответствующая запись.

Осмотр производственных, складских, торговых и других служебных помещений, мест хранения и использования имущества.

Чтобы проверить информацию о нарушениях, связанных с предпринимательской деятельностью фирмы, сотрудники милиции вправе осмотреть любые ее помещения: торговые, складские и т.д. Исключение составляют личные жилые помещения предпринимателя — осматривать их без судебного решения или согласия проживающих там граждан нельзя.

Чтобы осмотр был законным, милиционеры должны:

  • предъявить постановление о проведении проверки. Этого требует Закон «О полиции»;
  • пригласить не менее двух понятых;
  • разъяснить участникам осмотра их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе;
  • предъявить понятым и другим участникам осмотра все, что обнаружили и изъяли;
  • составить протокол осмотра.

Копию протокола проверяющие обязаны вручить представителю фирмы, предпринимателю или его представителю под расписку. Невыполнение этой обязанности может свести на нет все усилия полиции.

Оперативники могут осматривать офис, склады, торговые залы и т.д. только в присутствии представителя фирмы, предпринимателя или его представителя.

Проверка, ревизия финансово-хозяйственной деятельности.

Если оперативники хотят осуществить проверку, ревизию финансово-хозяйственной деятельности, требуйте постановление о проведении проверки. Форма этого документа утверждена приказом МВД России от 02.08.2005 N 636. В постановлении должны быть перечислены лица, имеющие право участвовать в ревизии. Постановление должно быть заверено печатью. Без печати оно недействительно.

Вы вправе отказать оперативникам, если они не подтвердят правомерность своих требований.

Если же требование милиции законно, то за отказ его выполнить предусмотрен административный штраф: для руководителя фирмы от 300 до 500 рублей, для фирмы — от 3000 до 5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

По закону срок проверки, ревизии не может превышать 30 дней. Если ревизия продолжается больше 30 дней, она неправомерна, и действия контролеров можно обжаловать в суде.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Проверка проводится сотрудниками милиции, в должностные обязанности которых входит выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. К проверке могут привлекаться сотрудники Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалисты — ревизоры подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.

Ревизия представляет собой комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Ревизия проводится сотрудниками Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалистами-ревизорами подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.

Полномочия проверяющих:

Сотрудники полиции вправе изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий. В случае, если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются должностным лицом органа внутренних дел, проводящим проверку или ревизию, и передаются лицу, у которого изымаются подлинные документы. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел, проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе об изъятии.

Проверка участковым

Компетенция участковых установлена Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции утвержденной приказом МВД от 16 сентября 2002 г. N 900. Этот приказ дает право и обязывает участкового проводить проверки деятельности фирм. Инспектор может поинтересоваться, есть ли разрешение на право торговли или другой деятельности, имеется ли кассовый аппарат. Однако, если он станет просить накладные на товар, другую бухгалтерскую документацию, фирма вправе ему отказать, поскольку это уже не входит в его компетенцию.

Еще один вопрос, который может волновать участкового, — наличие средств охраны офисных и складских помещений фирмы.

Приходить с такой проверкой один раз в три месяца участковый не только имеет право, но и обязан.

Если имущество фирмы, по мнению инспектора, недостаточно защищено, он сообщит об этом начальнику отдела милиции. Начальник РОВД напишет представление об устранении обнаруженных недостатков и установит для этого срок.

Проверка транспортной полицией

Если фирма сталкивается с перевозкой товара, то не исключено ее знакомство с представителями транспортной полиции. Компетенция этой службы ограничена происшествиями на железнодорожном, водном и авиационном транспорте, а также на территории, которая прилегает к аэропортам, вокзалам и железнодорожным путям. Сотрудники транспортной полиции могут проверять грузы, вскрывать контейнеры. Но для этого им нужны веские основания, например, серьезные подозрения, что фирма перевозит оружие или наркотики. Следует помнить: проверять груз сотрудники органов внутренних дел могут только в присутствии понятых, а по результатам проверки должен быть составлен протокол.

Если пришла проверка налоговых органов

Достаточно часто налоговые органы посещают организации торговли с целью проверки применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять ККТ, иначе они рискуют быть привлеченными к административной ответственности, установленной ст. 14.5 КоАП РФ.

Итак, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг в организациях торговли, а также индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях ККТ влечет наложение административного штрафа. При этом индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.

Налоговые органы осуществляют контроль за применением ККТ в частности, путем проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.

Они же налагают на них штрафы в случаях и порядке, установленных КоАП РФ. Достаточно часто налоговые инспекторы в рамках проверки применения ККТ совершают контрольную закупку. Кого же штрафуют при таких проверках? Налоговые органы могут привлекать к ответственности только организации и индивидуальных предпринимателей, а не продавцов, которые в данном случае вступают в правоотношения с покупателем от имени организации, то есть стороной в договоре купли-продажи является именно организация или предприниматель. Отметим, что организация не избежит ответственности, даже если предпримет все зависящие от нее меры по обеспечению соблюдения работником правил применения ККТ, например, ознакомит продавца с устройством и правилами эксплуатации кассовой техники, правилами расчетов с покупателями, порядком применения ККТ при продаже товаров, правилами заполнения кассовой книги и оговорит эти обязанности в трудовом договоре. Однако проверяемое лицо могут признать невиновным, если будет установлено, что у него не было возможности соблюдать нормы и правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и он принял все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Процедура проверки:

  • проверяющие должны представить руководителю или другому должностному лицу организации (представителю индивидуального предпринимателя) поручение налогового органа и служебные удостоверения
  • после этого они документально фиксируют результаты проверки соблюдения законодательства о применении ККТ. Как правило, по результатам проверки составляется акт (в двух экземплярах), в котором отражаются факты нарушения и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по результатам проверки. При этом обстоятельства совершения правонарушения могут быть подтверждены документами, оформленными в ходе проверки, объяснениями должностных лиц
  • акт подписывается всеми проверяющими и представителем организации (индивидуальным предпринимателем или его представителем), присутствующим при проверке. В день проведения проверки один экземпляр акта передается руководителю (представителю) проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю, другой — должностному лицу налогового органа, правомочному рассматривать дело об административном правонарушении.
  • в случае неприменения ККТ должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, возбуждает дело об административном правонарушении (пп. 1 п. 1, п. 3 ст. 28.1 КоАП РФ).

Проверка Роспотребнадзора

Основания и сроки проверки: в настоящее время соблюдение санитарных норм и правил контролирует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы. Ревизоры вправе проверить любых бизнесменов, поскольку все они должны соблюдать санитарное законодательство.

Практически каждую проверку Роспотребнадзор начинает c контрольной закупки. Первое, что начнут проверять контролеры – санитарно-эпидемиологические заключения на продаваемый товар. Например, на расфасованную воду, фрукты и овощи, детскую одежду и обувь, мебель, парфюмерию, канцтовары и т.д. Весь перечень продукции, которая должна пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу, вы найдете в приказе Минздрава России от 15 августа 2001 г. N 325. Потом ревизоры перейдут к проверке того, как организация соблюдает санитарные нормы и правила (СанПиН). Заметим, что их очень много и они весьма разнообразны. При этом каждая организация обязана иметь у себя полный текст СанПиН по своему роду деятельности.

Читайте так же:  Образец доверенности на адвоката в суде

Продавцы продуктов питания, например, должны обязательно иметь медицинские книжки с отметками о медосмотрах. Такое требование распространяется и на практикантов. Кроме того, продавцы продуктов не должны курить на рабочем месте и в подсобных помещениях, хранить сигареты и предметы личной гигиены в карманах спецодежды.

Специальные СанПиН существуют для продавцов непродовольственных товаров (по конкретному виду торговли).

Наконец, итогом проверки станет производственный контроль в организации (СП 1.1.1058-01). Он включает в себя такие мероприятия, как медицинские осмотры работников, их гигиеническое воспитание и аттестация. Также сюда входит внутренний контроль за наличием сертификатов и санитарно-эпидемиологических заключений на товары, дератизация, дезинфекция, дезинсекция.

Эти и другие мероприятия, сроки их проведения и ответственных лиц торговая организация должна закрепить в программе производственного контроля. Ее примерную форму можно найти в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июля 2002 г. N 26. В ходе контрольной закупки ревизоры проверяют, не обманывают ли продавцы покупателей. Также инспекторы обращают внимание на качество обслуживания, соблюдение санитарных норм и правил торговли.

Роспотребнадзор наделен правом, также как и налоговая и милиция, проверять применение ККТ.

Организации и предприниматели обязаны обеспечить не только санитарные условия своей деятельности, но и должны заботиться о своем противопожарном состоянии. Для этого обязательно нужно назначить ответственного за противопожарное состояние. А также периодически проводить противопожарный инструктаж, а его результаты фиксировать в специальном журнале. Подробно о том, что именно требуется от бизнесменов, говорят Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

В первую очередь, – как фирма или предприниматель соблюдают ППБ. Для этого потребуют у проверяемого субъекта инструкцию о мерах пожарной безопасности для каждого пожароопасного участка.

Она должна быть в каждой организации и у каждого предпринимателя. Инструкция должна определять места для курения, обязанности и действия работников при пожаре. В ней необходимо определить, как содержать здание, помещение, эвакуационные пути, как вызвать пожарную охрану, как отключить вентиляцию и электрооборудование при пожаре и в конце рабочего дня. Кроме того, в помещениях на видных местах должны висеть планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Заметим, что эти планы должны совпадать с планом здания.

Особое внимание инспекторы уделят подъездным путям к торговому зданию, выходам, пожарным и поэтажным лестницам, водоисточникам. Они всегда должны быть исправными, свободными, не загроможденными, а зимой – очищенными от снега и льда. Следующим шагом инспекторов станет проверка огнетушителей. Сколько их должно быть в торговой фирме, можно также в ППБ. А вот когда фирме следует обзавестись автоматической системой пожаротушения или пожарной сигнализацией, сказано в Нормах пожарной безопасности (НПБ 110-03). Они утверждены приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 315.

Ответственность за нарушения.

Степень ответственности зависит от самого нарушения. На практике бывает, что проверяющие в предписании просто рекомендуют организации устранить нарушение в разумный срок. Такое случается, когда нарушение незначительное и требует небольших материальных трат (например, отремонтировать потолок на торговом складе или освободить проходы к запасным выходам).

Если нарушение может нанести вред здоровью граждан, то суд временно (до 90 суток) может приостанавливать деятельность организаций и предпринимателей (п. 1 ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Это правило ввел Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ. До этого такое право имел орган санэпиднадзора или пожарный инспектор. Например, временно закрыть продуктовый магазин, пока продавец не проведет дезинфекцию или предприниматель не починит электропроводку. Наряду с этим ревизоры вправе оштрафовать нарушителей СанПиН и ППБ.

Обращаем внимание: если продавец нарушает правила личной гигиены (например, уклоняется от медосмотра), штрафуют его, а не организацию.

Кроме административной ответственности предусмотрена и уголовная ответственность. Если нарушения СанПиН повлекли массовые заболевания или отравления людей, то предпринимателя или должностное лицо могут оштрафовать на сумму до 80 000 руб. (п. 1 ст. 236 Уголовного кодекса РФ). А если из-за нарушений санитарии наступила смерть человека, то можно лишиться свободы на пять лет (п. 2 ст. 236 Уголовного кодекса РФ). За нарушение ППБ, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью, виновное лицо может получить минимум штраф до 80 000 руб., максимум три года лишения свободы (п. 1 ст. 219 Уголовного кодекса РФ). Если нарушения ППБ повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то виновник может лишиться свободы до пяти или до семи лет соответственно (п. 2 и 3 ст. 219 Уголовного кодекса РФ).

Проверка Трудовой инспекции

Основания для проверки

Трудовая инспекция может проверить любую фирму. Плановая проверка по времени займет около месяца. Однако инспектор по необходимости (как правило, из-за большого объема документов) может продлить этот срок. Плановые проверки могут быть комплексными – тогда компанию посетят два инспектора. Один проверит «законность» документов. Второй – охрану труда, то есть соответствие условий работы нормам по охране труда.

Проверка трудовой инспекции может быть совместной с налоговой инспекцией, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования. А также целевой – в этом случае инспектор исследует документы по определенной «тематике» (например, все, что касается зарплаты).

Большинство же проверок носит внеплановый характер. Они проводятся по инициативе других государственных органов (например, прокуратуры) или работников фирм. Кроме того, проверка может быть вызвана произошедшим в компании несчастным случаем. Врачи извещают о них милицию, а те в свою очередь – трудинспекцию и прокуратуру.

Трудовая инспекция проверяет предприятия малого и среднего бизнеса по двум направлениям: документы по трудовым отношениям (по кадровой работе) и документы, связанные с охраной труда.

К кадровым документам относятся прежде всего: учредительные документы, коллективный договор, все, что касается оплаты труда (положение о премировании, о надбавках, расчетные листы), правила внутреннего трудового распорядка. Трудовые договоры, штатное расписание (форма N Т-3), табели учета рабочего времени и расчета зарплаты (формы N Т-12 и 13), больничные листы. График отпусков, личные карточки, приказы. Трудовые книжки, книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Документы, связанные с охраной труда: инструкции по охране труда, документы, подтверждающие прохождение работниками обучения, медосмотров, журнала инструктажа по технике безопасности.

По результатам проверки инспектор составляет акт. В акте должно быть указано, какие документы были затребованы и какие нарушения выявлены. Один экземпляр акта остается у вас, второй инспектор забирает себе. Кроме того, инспектор делает пометку в журнале проверок. Такой журнал должен быть в каждой компании. Инспектор отмечает причину и результат проверки, свои данные (ФИО), ставит подпись и штамп.

Если инспектор все-таки найдет у вас какие-либо нарушения, он выносит предписание об устранении этих нарушений. У этого документа есть определенные реквизиты: номер, дата составления, кому выдано (как правило, на имя руководителя), что именно нарушено (со ссылкой на закон) и в какой срок должны устранить. Этот срок должен быть реальным.

За нарушения руководителя компании трудовая инспекция имеет право привлечь к административной ответственности, если его действия подпадают по условия статей 5.27 (часть 1)-5.34 и 5.44 Кодекса об административных правонарушениях: за нарушение требований законов о труде. Для этого инспектор составляет протокол, где должно быть указано: кто вынес, на кого (ФИО, средняя зарплата, домашний адрес), что установлено в результате проверки, объяснение по поводу нарушений. После этого выносится постановление о назначении административного взыскания.

Напоминаем: если вы считаете, что проверяющие злоупотребляют своими правами и нарушают Ваши права, обжалуйте их действия (бездействие), предписания обратившись к вышестоящему руководству, в прокуратуру, в суд или к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Ленинградской области.