Когда вступает в силу приказ 1408

Оглавление:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 июня 2010 г. N 636 «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» (утратил силу)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 июня 2010 г. N 636
«Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий»

Приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1408 настоящий приказ признан утратившим силу

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ, вступающего в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования) с 5 ноября 2013 г. устанавливаются новые категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, а также условия получения права на управление транспортными средствами

В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 52, ст. 6396; 2009, N 8, ст. 971), приказываю:

Утвердить по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации:

примерную программу подготовки водителей транспортных средств категории «А» (приложение N 1);

примерную программу подготовки водителей транспортных средств категории «В» (приложение N 2);

примерную программу подготовки водителей транспортных средств категории «С» (приложение N 3);

примерную программу подготовки водителей транспортных средств категории «D» (приложение N 4);

примерную программу подготовки водителей транспортных средств категории «E» (приложение N 5).

Письмо Минобрнауки России от 01.08.2014 N АК-2131/06 «Об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств» (вместе с «Разъяснениями об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 августа 2014 г. N АК-2131/06

РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

В связи с вступлением в силу 11 августа 2014 г. приказа Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2014 г., регистрационный N 1408) и в связи с многочисленными запросами, поступающими от организаций, которые осуществляют обучение водителей транспортных средств, Минобрнауки России направляет разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере профессионального обучения водителей транспортных средств.

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

СООТВЕТСТВУЮЩИХ КАТЕГОРИЙ И ПОДКАТЕГОРИЙ

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» — Федеральный закон N 196-ФЗ.

Приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2014 г., регистрационный N 33026) — приказ N 1408.

Приказ Минобрнауки России от 18 июня 2010 г. N 636 «Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» (зарегистрирован Минюстом России 13 августа 2010 г., регистрационный N 18150) — приказ N 636.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам профессионального обучения водителей транспортных средств — автошколы.

Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1408 — Примерные программы.

Вопрос 1. Федеральным законом N 196-ФЗ установлено 16 категорий и подкатегорий транспортных средств. Приказом N 1408 утверждено 28 примерных программ. Чем вызвана необходимость такого количества примерных программ?

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступивший в действие 5 ноября 2013 г., установил новый перечень категорий и подкатегорий транспортных средств. В соответствии с новой редакцией статьи 25 Федерального закона N 196-ФЗ был существенно расширен перечень типов транспортных средств, который включает 10 основных категорий и 6 подкатегорий транспортных средств.

Введение подкатегорий обусловлено новыми требованиями Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г., с поправками, принятыми 28 сентября 2004 г. в г. Вене, и направлено на облегчение процесса обучения и получения водительских удостоверений. Например, желающим управлять грузовиками с небольшой грузоподъемностью и автобусами вместимостью менее 16 посадочных мест не обязательно будет проходить курс обучения для управления большегрузными автомобилями и многоместными автобусами. Желающие также могут освоить вождение автомобиля с автоматической трансмиссией.

В целях реализации Федерального закона N 196-ФЗ приказом N 1408 утверждены 28 примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий:

1) 16 примерных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий: «A», «B», «C», «D», «BE», «CE», «DE», «Tm», «Tb», «M», «A1», «B1», «C1», «D1», «C1E», «D1E»;

2) 10 примерных программ переподготовки водителей транспортных средств: с категории «B» на категорию «C», с категории «B» на подкатегорию «C1», с категории «B» на категорию «D», с категории «B» на подкатегорию «D1», с категории «C» на категорию «B», с категории «C» на категорию «D», с категории «C» на подкатегорию «D1», с категории «D» на категорию «B», с категории «D» на категорию «C», с категории «D» на подкатегорию «C1»;

3) 2 примерные программы повышения квалификации водителей транспортных средств категорий «M», «A», подкатегорий «A1», «B1» с автоматической трансмиссией, категорий «B», «C», «D», подкатегорий «B1», «C1», «D1» с автоматической трансмиссией.

Программы повышения квалификации позволят водителям, которые имеют специальную отметку в водительском удостоверении о праве управления транспортным средством с автоматической трансмиссией, обучиться управлению транспортным средством с механической трансмиссией. Программы очень короткие и включают только обучение вождению транспортного средства: 10 часов для мототранспорта и 16 часов для автотранспорта.

Вопрос 2. В чем принципиальное отличие Примерных программ, утвержденных приказом N 1408, от тех, которые были утверждены приказом N 636?

В Примерных программах содержание образования разделено на циклы: базовый (изучается один раз при получении любой категории или подкатегории и перезачитывается при обучении на любую другую категорию); специальный, необходимый для подготовки водителей транспортных средств определенной категории или подкатегории; профессиональный цикл, обеспечивающий освоение основ профессии водителя (изучается при обучении на те категории и подкатегории транспортных средств, которые могут осуществлять перевозку пассажиров и грузов).

При этом последовательность изучения разделов и тем учебных предметов базового, специального и профессионального циклов определяется автошколами.

Особое внимание в Примерных программах уделено вопросам психологии водителя, поэтому в базовый цикл введен новый предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя». В процессе освоения данного предмета обучающиеся смогут освоить навыки саморегуляции и профилактики конфликтов.

В учебном предмете «Основы управления транспортным средством» впервые предложено изучение принципов экологичного и экономичного управления транспортным средством, а также таких вопросов, как обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения, детская пассажирская безопасность.

Количество часов по предмету «Первая помощь» сокращено. Это связано с уменьшением перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи, которые утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 477н.

Примерными программами предусмотрены различные учебные планы для обучения вождению на транспортных средствах с механической трансмиссией и на транспортных средствах с автоматической трансмиссией.

В Примерных программах увеличено количество часов практических занятий.

Длительность теоретических занятий измеряется в академических часах, а длительность практических занятий по обучению вождению в астрономических часах.

Впервые предусмотрена возможность проведения занятий в условиях дорожного движения в темное время суток, в условиях недостаточной видимости.

Разработка учебных маршрутов по вождению возложена на руководителей автошкол. Можно предусмотреть маршруты с разной интенсивностью, включая сложные участки, кроме тех, где учебная езда запрещена правилами дорожного движения.

В учебный предмет «Вождение транспортных средств» включена тема «Движение с прицепом», на которую отведено 6 часов. Обучение движению с прицепом проводится по желанию обучающегося. Для выполнения задания используется прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Кроме изменения содержания учебных предметов новым является то, что Примерные программы содержат планируемые результаты освоения программы, систему оценки результатов освоения программы, условия реализации программы (организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические, материально-технические) и учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию Примерной программы.

Впервые введены формулы для определения пропускной способности учебных кабинетов и необходимого количества транспортных средств в автошколе.

Вопрос 3. Нужно ли будет педагогическим работникам автошкол проходить повышение квалификации?

Примерные программы содержат требования к кадровым условиям их реализации. Так, педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональным стандартам. Преподаватели и мастера производственного обучения вождению в автошколе должны иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы. Так же у мастеров производственного обучения должно быть удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

Вопрос 4. Действительно ли все кандидаты в водители после обучения в автошколе получат навыки профессионалов?

Федеральным законом N 196-ФЗ подготовка водителей отнесена к профессиональному обучению. В свою очередь, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что профессиональное обучение в образовательной организации заканчивается квалификационным экзаменом, что подтверждается свидетельством о профессии водителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 196-ФЗ к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие соответствующего возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и прошедшие профессиональное обучение.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к программам профессионального обучения относятся программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Из этого следует, что результатом обучения является присвоение новой профессии или повышение квалификации работника по уже имеющейся профессии. Следует отметить, что данный подход, относящийся к водителям транспортных средств различных категорий, присутствует давно. Начиная с 1993 года, в Российской Федерации действуют программы обучения, не устанавливающие различия в обучении водителей, работающих по найму и не имеющих право работать по найму. Отсутствует и отметка в водительском удостоверении, запрещающая работать по найму.

Читайте так же:  Мтс отчетность 2019

Включение учебных предметов профессионального цикла в Примерные программы обучения предполагает введение обучающегося в автомобильную профессию посредством изучения общих положений транспортного законодательства, основ организации грузовых и пассажирских перевозок, а также методов оптимизации перевозочного процесса и снижения вредного влияния на окружающую среду.

Данный подход соотносится с международным опытом и соответствующими нормативными правовыми документами.

Получение дополнительных практических профессиональных навыков Примерными программами не предусмотрено. Практические навыки, необходимые для профессиональной деятельности в качестве водителя, могут быть приобретены при прохождении профессионального отбора в автопредприятиях, при стажировке водителя перед допуском к самостоятельной работе.

Вопрос 5. Можно ли осуществлять образовательную деятельность по реализации программ профессионального обучения водителей транспортных средств без заключения Госавтоинспекции о соответствии материально-технической базы установленным требованиям и согласования программ с Госавтоинспекцией?

В соответствии с подпунктом «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» наличие согласованных с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также заключения Госавтоинспекции о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям — для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств в соответствии с частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» является обязательным лицензионным требованием при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности.

В связи с этим для осуществления образовательной деятельности по реализации Примерных программ, утвержденных приказом N 1408, необходимо наличие заключения Госавтоинспекции о соответствии материально-технической базы, установленной требованиями, и программ, согласованных с Госавтоинспекцией.

Вопрос 6. Кем устанавливается процедура согласования с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также получения заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям?

Порядок согласования с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также получения заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям устанавливается Госавтоинспекцией.

Вопрос 7. Как привести учебно-материальную базу в соответствие с требованиями программ?

Условия реализации Примерных программ предусматривают раздел «Материально-технические условия реализации Примерной программы». Данный раздел содержит перечень учебного оборудования (технических средств обучения и учебно-наглядных пособий по предметам), требования к учебным транспортным средствам и закрытым площадкам (автодромам) для первоначального обучения вождению.

Установлен минимально допустимый размер закрытой площадки (автодрома) — не менее 0,24 га. Примерные программы устанавливают различные требования к закрытым площадкам и автодромам. Автошколам, которые начнут обучение на новые категории и подкатегории, понадобится оснащение соответствующим учебным оборудованием и транспортными средствами.

Для приведения учебно-материальной базы в соответствие с Примерными программами необходимо обеспечить выполнение требований, установленных в разделе V приказа N 1408 «Условия реализации примерной программы».

Вопрос 8. Необходимо ли иметь в автошколе прицеп?

Необходимо. В автошколе должны быть созданы условия для предоставления обучающемуся возможности обучения вождению с прицепом, поскольку Примерной программой предусмотрено обучение вождению транспортного средства с прицепом по желанию обучающегося. Наличие прицепа является также одним из требований к учебно-материальной базе, установленной Примерными программами.

Вопрос 9. Необходимо ли иметь в автошколе аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя и тренажер?

Необходимость применения аппаратно-программного комплекса тестирования и развития психофизиологических качеств водителя определяется автошколой. В качестве тренажера может использоваться учебное транспортное средство.

Вопрос 10. Когда автошколы должны начать работать по Примерным программам, утвержденным приказом N 1408?

Автошколы должны начать обучение по Примерным программам с момента вступления в силу приказа N 1408.

В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» Примерные программы вступают в действие по истечении 10 дней с момента их официального опубликования в изданиях Правительства Российской Федерации — официальных публикаторах документов.

Вопрос 11. Каким образом будут завершать обучение в автошколе обучающиеся, которые начали обучение до момента вступления в действие приказа N 1408?

Обучающиеся, которые начали обучение до момента вступления в действие приказа N 1408, завершают обучение в соответствии с программами, утвержденными приказом N 636.

С момента вступления в силу приказа N 1408 обучение должно производиться в соответствии с Примерными программами.

Вопрос 12. Какие требования предъявляются к документам, которые выдаются по итогам освоения программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий?

В соответствии с разделом VI Примерных программ по результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя. Минобрнауки России подготовлены и направлены в автошколы Методические рекомендации по разработке, заполнению, учету и хранению бланков свидетельств о профессии водителя.

Вопрос 13. Необходимо ли будет переоформлять лицензию на осуществление образовательной деятельности в связи с вступлением в действие Примерных программ?

В связи с вступлением в действие Примерных программ переоформление лицензии не предусмотрено. В соответствии с частью 9 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности переоформляются до 1 января 2016 года.

Автошколы могут осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей транспортных средств, если в лицензии содержится такой вид образования, как профессиональное обучение.

Вопрос 14. Какие преимущества дают Примерные программы, утвержденные приказом N 1408?

Введение в действие Примерных программ позволит гражданам страны реализовать свои права на получение новых категорий и подкатегорий, установленных Федеральным законом N 196-ФЗ.

Примерные программы предоставляют возможность обучения и, соответственно, получения водительского удостоверения на право управления транспортными средствами как с механической трансмиссией, так и с автоматической трансмиссией.

Примерные программы обучения на категорию «M» позволяют подросткам освоить навыки безопасного управления мопедами, скутерами и стать полноправными участниками дорожного движения.

Программы повышения квалификации позволяют водителям, которые имеют специальную отметку в водительском удостоверении о праве управления транспортным средством с автоматической трансмиссией, достаточно быстро обучиться и получить право на управление транспортным средством с механической трансмиссией.

Преимуществом для автошкол является то, что базовый цикл имеет единое содержание во всех Примерных программах подготовки на категории и подкатегории (за исключением программ подготовки на категории BE, CE, DE, и подкатегории, в которых базовый цикл отсутствует). Это обеспечивает возможность одновременно проводить занятия с обучающимися, независимо от того, на какую категорию или подкатегорию они пришли обучаться.

Модульный принцип построения Примерных программ позволяет оптимизировать сроки обучения в автошколе. При незначительном увеличении общего количества часов на обучение по сравнению с приказом N 636 (так, например, в Примерной программе профессиональной подготовки на категорию «B» — общее количество часов на обучение увеличено на 34 часа) перезачет учебных предметов базового цикла (84 часов учебного времени) позволит значительно (практически вдвое) сократить сроки обучения для тех, кто уже имеет любую категорию или подкатегорию.

Для тех обучающихся, которые по собственной инициативе желают повторно изучить базовый цикл при обучении на другую категорию, такая возможность Примерными программами предусмотрена.

Объем времени, отводимый Примерными программами на обучение приемам вождения автомобилем, увеличен за счет того, что один час практических занятий обучения вождению рассматривается как астрономический.

В Примерные программы включены темы, предусматривающие обучение приемам экономичного, безопасного и эффективного управления транспортным средством.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408
«Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»

С изменениями и дополнениями от:

19 октября 2017 г.

См. Методические рекомендации по разработке организационно-методической документации для реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий, направленные письмом Минобрнауки России от 18 августа 2015 г. N АК-2292/06

См. Методические рекомендации по разработке методики и технического средства контроля эффективности, безопасности и экологичности вождения в условиях дорожного движения и рекомендаций по их применению для профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий, направленные письмом Минобрнауки России от 18 августа 2015 г. N АК-2290/06

См. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий, утвержденные письмом Минобрнауки России от 18 августа 2015 г. N АК-2294/06

См. Методические рекомендации по дополнению учебных планов и программ подготовки водителей положениями, касающимися обучения применению порядка упрощенного оформления дорожно-транспортных происшествий, и организации обучения по данной теме, направленные письмом Минобрнауки России от 13 апреля 2015 г. N АК-1041/06

Об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств см. письма Минобрнауки России от 11 сентября 2014 г. N АК-2924/06, от 11 сентября 2014 г. N АК-2925/06 и от 1 августа 2014 г. N АК-2131/06

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 «Об утверждении Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816) приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации:

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «А» (приложение N 1);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» (приложение N 2);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «С» (приложение N 3);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «D» (приложение N 4);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «BE» (приложение N 5);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «СЕ» (приложение N 6);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «DE» (приложение N 7);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Тm» (приложение N 8);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Тb» (приложение N 9);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «М» (приложение N 10);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории «А1» (приложение N 11);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории «В1» (приложение N 12);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории «С1» (приложение N 13);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории «D1» (приложение N 14);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории «С1E» (приложение N 15);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории «D1E» (приложение N 16);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «В» на категорию «С» (приложение N 17);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «В» на подкатегорию «С1» (приложение N 18);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «В» на категорию «D» (приложение N 19);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «В» на подкатегорию «D1» (приложение N 20);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «С» на категорию «В» (приложение N 21);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «С» на категорию «D» (приложение N 22);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «С» на подкатегорию «D1» (приложение N 23);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «D» на категорию «В» (приложение N 24);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «D» на категорию «С» (приложение N 25);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «D» на подкатегорию «С1» (приложение N 26);

Читайте так же:  Патент на год для граждан молдовы

примерную программу повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий «М», «А», подкатегорий «A1», «B1» с автоматической трансмиссией (приложение N 27);

примерную программу повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий «В», «С», «D», подкатегорий «B1», «C1», «D1» с автоматической трансмиссией (приложение N 28).

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2010 г. N 636 «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2010 г., регистрационный N 18150).

Новые программы обучения водителей

Программы профессионального обучения водителей транспортных средств.

11 августа вступают в силу новые программы профессионального обучения водителей, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации. На основании этих программ все автошколы в нашей стране, начнут подготавливать водителей по новой методике. После вступления в законную силу приказа № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», в России в полной мере заработает принятый в прошлом году закон «О безопасности дорожного движения».

Напомним, что 5.11.2013 года на территории России вступил в силу новый закон ФЗ-92, который предусматривает введения новых дополнительных категорий транспортных средств, на которые необходимо получать права, пройдя обучение в автошколе. Но, несмотря на вступление федерального закона о безопасности дорожного движения в РФ, в полную меру заработать он не смог, в связи с отсутствием утверждённых программ подготовки водителей в соответствии с новыми требованиями к водителям, и к автошколам.

К примеру новый закон ФЗ-92 ввел новую категорию «М»-мопед. Эта категория разрешает на законных основаниях водить мопедами и скутерами. Но, к сожалению, до 11 августа не один человек не мог пройти обучение на эту категорию в автошколе в связи с отсутствием программы подготовки. Формально с момента вступления в законную силу закона о безопасности дорожного движения, водители скутеров и мопедов управляли ими в нарушение действующего законодательства. К счастью сотрудники ГИБДД не проверяли у водителей этой техники наличие водительского удостоверения и не применяли к ним мер административного характера предусмотренные КоАП РФ.

Но теперь с 11 августа 2014 году после вступления в законную силу новых программ обучения в автошколах сотрудники Госавтоинспекции, по всей видимости, начнут привлекать к ответственности лиц управляющих скутерами и мопедами без водительского удостоверения. Поэтому всем без исключения водителям подобной техники необходимо пройти обязательное обучение в автошколе и сдать экзамены в органах ГИБДД, чтобы получить права с категорией «М».

! Внимание. Пройти обучение программы подготовки на категорию «М» можно только при достижении возраста 16 лет.

Как изменится уровень подготовки в автошколах?

Согласно действующему законодательству, к автошколам отныне предъявляется более жесткие требования, чем было раньше. Теперь автошкола должна существовать не только на бумаге. В соответствии с правилами лицензирования автошкол, отныне учебное заведение должно получать заключение в органах ГИБДД, о соответствие базы программам обучения. Теперь у автошкол должна быть определенная техническая база. К примеру, большая площадка для обучения водителей, определенные размеры классов в зависимости от количества обучаемых.

Из чего состоят новые программы обучения в автошколах?

Согласно новым правилам обучения в автошколах, и утвержденных Министерством образования методик обучения все программы представляют собой определенные модули обучения. К примеру, есть базовый (стандартный) модуль подготовки, продолжительностью 84 часа. Эту программу проходят все ученики независимо, на какую категорию проходит обучение.

Примечательно, что если Вы ранее прошли обучение базового модуля, получив права определенной категории, то для того, чтобы получить новую категорию Вам не надо будет проходить заново эту программу.

Чем новые программы обучения в автошколах отличаются от старых?

Изменений в новых программах много. Так в частности изменилось время обучения в автошколах. Но стоит отметить, что при наличии открытой категории и для получения новой категории срок подготовки сократился, когда как подготовка на получение прав впервые увеличилась.

Обучение на категорию «В»:

Было: 156 часов (Теория — 106 часов, Вождение — 50 часов)

Стало: 190 часов (Теория — 130 часов, Вождение — 56 часов)

Согласно новым программа обучения в автошколах, вступающие в силу 11 августа 2014 года, вводится обязательные внутренние экзамены в автошколах для проверки знаний учеников. Напомним, что ранее автошколы проводили внутреннее тестирование знаний, но делалось это формально, и не смотря на плохие результаты экзаменов, кандидаты в водители все равно направлялись в органы ГИБДД для сдачи классификационных экзаменов.

Поэтому в новую программу подготовки водителей включено время на сдачу внутренних экзаменов, которое составляет 4 часа.

Сколько времени проходит обучение на категорию «С», если есть открытая категория «В»?

Согласно новым программам подготовки водителей, если водитель имеет открытую категорию «В», то при обучении на другую категорию (в нашем случае категория «С») водитель не проходит обучение базового модуля подготовки. Соответственно от общего времени обучения необходимо отнять 84 часа, которые затрачиваются при прохождении базовой программы подготовки. Поэтому для обучения на вторую категорию потребуется на 84 часа меньше.

Сколько времени проходит обучение на категорию «М»?

Новая программа подготовки водителей для управления транспортными средствами категории «М» (скутер, мопед и т.п.) включает в себя 100 часов обучения теории (правила дорожного движения) и 18 часов вождения. Четыре часа отводится на сдачу экзаменов в автошколе.

Что делать если в обучение в автошколе началось по старым правилам, а окончание подготовки будет проходить после вступления в силу новых программ обучения в автошколах?

Напоминаем, что согласно правовым нормам в случае ужесточение нового законодательства, закон обратной силы не имеет. Поэтому тем, кто начал обучаться в автошколах до 11 августа нечего опасаться. Процесс обучения в автошколе и сдача экзаменов в Госавтоинспекции пройдет по старым правилам. Но если ученик поступит в автошколу после 11 августа 2014 года, то он должен будет проходить обучение по новым программам подготовки.

Можно ли в автошколе сдать официальный теоретический экзаменов и площадку, без прохождения испытания ГИБДД?

Да новый закон о безопасности дорожного движения предусматривает и такую возможность. Но для этого автошкола должна обладать определенной технической базой. Так в частности все автотранспортные средства, которые будут участвовать в экзамене должны быть оборудованы системами фото и видео фиксации и другими специальными электронными средствами. Также к помещениям, в которых проводятся проверка знаний правил дорожного движения, также существует масса требований. Если автошколы будут оборудованы в соответствии с законом, то ей разрешат принимать теоретические экзамены и экзамены на площадке, результаты которых будут приниматься в зачет. Кандидату в водителе после прохождения данных экзаменов необходимо будет сдать только вождение в городе в присутствие сотрудника ГИБДД.

Увеличится ли качество подготовки водителей, покажет время. Но как нам кажется, новые программы подготовки в течение нескольких лет способны изменить уровень обучения в автошколах. Конечно для снижения количества ДТП в стране этого мало, но тем не менее несколько ситуация на дорогах изменится.

В заключение предлагаем Вам список некоторых новых программ в автошколах, список предметов и количество часов, минимум, который необходим для прохождения подготовки в водители.

Приказ Минобрнауки РФ от 19.10.2017 N 1016

Зарегистрировано в Минюсте России 13 ноября 2017 г. N 48847

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИКАЗ
от 19 октября 2017 г. N 1016


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ КАТЕГОРИЙ И ПОДКАТЕГОРИЙ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2013 Г. N 1408, И В ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ КАТЕГОРИЙ И ПОДКАТЕГОРИЙ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 МАЯ 2015 Г. N 486

Утвердить по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации прилагаемые изменения, которые вносятся в отдельные примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2014 г., регистрационный N 33026), и в отдельные примерные программы переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2015 г. N 486 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2015 г., регистрационный N 38726).

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 19 октября 2017 г. N 1016

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ КАТЕГОРИЙ И ПОДКАТЕГОРИЙ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2013 Г. N 1408, И В ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ КАТЕГОРИЙ И ПОДКАТЕГОРИЙ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 МАЯ 2015 Г. N 486

1. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «А», утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2014 г., регистрационный N 33026) (далее — приказ N 1408), после слова «страхование;» дополнить словами «оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;».

2. В примерной программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», утвержденной приказом N 1408:

1) в абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 после слова «страхование;» дополнить словами «оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;»;

2) в абзаце третьем подпункта 3.2.1.1 слова «низкозамерзающие жидкости; применяемые в системе стеклоомывателей; рабочее место водителя; назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов и сигнальных ламп; порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «низкозамерзающие жидкости, применяемые в системе стеклоомывателей; рабочее место водителя; назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов и сигнальных ламп; порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

3. В примерной программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «С», утвержденной приказом N 1408:

1) в абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 после слова «страхование;» дополнить словами «оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;»;

2) в абзаце третьем подпункта 3.2.1.1 слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

4. В примерной программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «D», утвержденной приказом N 1408:

1) в абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 после слова «страхование;» дополнить словами «оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;»;

2) в абзаце третьем подпункта 3.2.1.1 слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

5. В абзаце третьем подпункта 3.3.1 примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tm», утвержденной приказом N 1408, после слова «страхование;» дополнить словами «оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;».

6. В примерной программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tb», утвержденной приказом N 1408:

2) абзац семнадцатый подпункта 3.1.3 дополнить словами «; устройство вызова экстренных оперативных служб и принцип его действия»;

4) в абзаце третьем подпункта 3.3.1 после слова «страхование;» дополнить словами «оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;»;

Читайте так же:  Адвокат воробьев владимир владимирович отзывы

7. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «М», утвержденной приказом N 1408, после слова «страхование;» дополнить словами «оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;».

8. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «А1», утвержденной приказом N 1408, после слова «страхование;» дополнить словами «оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;».

9. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В1», утвержденной приказом N 1408, после слова «страхование;» дополнить словами «оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;».

10. В примерной программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «С1», утвержденной приказом N 1408:

1) в абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 после слова «страхование;» дополнить словами «оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;».

2) в абзаце третьем подпункта 3.2.1.1 слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

11. В примерной программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «D1», утвержденной приказом N 1408:

1) в абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 после слова «страхование;» дополнить словами «оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;»;

2) в абзаце третьем подпункта 3.2.1.1 слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

12. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с категории «В» на категорию «С», утвержденной приказом N 1408, слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

13. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с категории «В» на категорию «С1», утвержденной приказом N 1408, слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

14. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с категории «В» на категорию «D», утвержденной приказом N 1408, слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

15. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с категории «В» на категорию «D1», утвержденной приказом N 1408, слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

16. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с категории «С» на категорию «В», утвержденной приказом N 1408, слова «низкозамерзающие жидкости; применяемые в системе стеклоомывателей; рабочее место водителя; назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов и сигнальных ламп; порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «низкозамерзающие жидкости, применяемые в системе стеклоомывателей; рабочее место водителя; назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов и сигнальных ламп; порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

17. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с категории «С» на категорию «D», утвержденной приказом N 1408, слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

18. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с категории «С» на категорию «D1», утвержденной приказом N 1408, слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

19. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с категории «D» на категорию «В», утвержденной приказом N 1408, слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

20. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с категории «D» на категорию «С», утвержденной приказом N 1408, слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

21. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с категории «D», утвержденной приказом N 1408, на категорию «С1» слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

22. Пункт 5.5 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с категории «А» на подкатегорию «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2015 г. N 486 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2015 г., регистрационный N 38726) (далее — приказ N 486), считать пунктом 5.4.

23. Пункты 5.5 и 5.6 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «А1» на категорию «А», утвержденной приказом N 486, считать соответственно пунктами 5.3 и 5.4.

24. Пункт 5.6 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «А1» на подкатегорию «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, утвержденной приказом N 486, считать пунктом 5.4.

25. В примерной программе переподготовки водителей транспортных средств с категории «В» на подкатегорию «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, утвержденной приказом N 486:

1) в пункте 3.1 подпункты 3.1.1 — 3.1.3 считать соответственно подпунктами 3.1.1 — 3.1.4;

2) пункт 5.7 считать пунктом 5.4.

26. Пункты 5.7 и 5.8 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа на категорию «А», утвержденной приказом N 486, считать соответственно пунктами 5.3 и 5.4.

27. В пункте 3.1 подпункты 3.1.1 — 3.1.3 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа на подкатегорию «А1», утвержденной приказом N 486, считать соответственно подпунктами 3.1.1 — 3.1.4.

28. Пункт 5.8 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с категории «С» на подкатегорию «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), утвержденной приказом N 486, считать пунктом 5.4.

29. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «С1» на категорию «В», утвержденной приказом N 486, слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

30. Пункт 5.9 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «С1» на подкатегорию «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), утвержденной приказом N 486, считать пунктом 5.4.

31. Пункт 5.10 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с категории «D» на подкатегорию «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), утвержденной приказом N 486, считать пунктом 5.4.

32. Пункт 5.11 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «D1» на подкатегорию «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), утвержденной приказом N 486, считать пунктом 5.4.

33. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «С1» на категорию «С», утвержденной приказом N 486, слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

34. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «С1» на категорию «D», утвержденной приказом N 486, слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

35. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «С1» на подкатегорию «D1», утвержденной приказом N 486, слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

36. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «D1» на категорию «В», утвержденной приказом N 486, слова «низкозамерзающие жидкости; применяемые в системе стеклоомывателей; рабочее место водителя; назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов и сигнальных ламп; порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «низкозамерзающие жидкости, применяемые в системе стеклоомывателей; рабочее место водителя; назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов и сигнальных ламп; порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

37. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «D1» на категорию «С», утвержденной приказом N 486, слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

38. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «D1» на подкатегорию «С1», утвержденной приказом N 486, слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

39. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории «D1» на категорию «D», утвержденной приказом N 486, слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».