Полномочия понятие и содержание

Оглавление:

Делегирование полномочий

  • Менеджмент
  • Психология менеджмента
  • Модели менеджмента

Полномочия и их виды

Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять управленческие решения.

Полномочия представляются должности, а не лицу, её занимающему.

Полномочия проявляются в виде двух общих типов:

Линейные полномочия

Передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее по цепочке к другим подчиненным. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями, например, в тех пределах, которые установлены законом или уставом организации.

Последовательная цепочка возникающих линейных полномочий создаёт иерархию уровней управления. Наиболее наглядный пример цепи команд — иерархия военной организации. При большой длине цепи команд наблюдается существенное замедление скорости обмена информацией.

Существует два понятия, которые должны всегда учитываться: принцип единоначалия и необходимость ограничения нормы управляемости.

Согласно принципу единоначалия работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать перед ним.

Норма управляемости — это количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю.

Штабные полномочия

Данные полномочия помогают организации использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия для решения задач консультативного или обслуживающего характера.

Основные виды штабных полномочий делятся на рекомендательные, координационные, контрольно-отчетные, согласительные.

Рекомендательные полномочия заключаются в том, что их обладатель при необходимости может давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям, каким образом лучше всего решить тот или иной узко-профессиональный вопрос.

Координационные полномочия связаны с выработкой и принятием совместных решений.

Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, осуществлять ее анализ и направлять полученные результаты вместе с полученными выводами в соответствующие органы.

Принцип делегирования полномочий

В рамках управленческой структуры происходит рациональное распределение и перераспределение прав, обязанностей и ответственности между ее субъектами. Этот процесс, принципы которого были разработаны в 1920-х гг. П.М.Керженцевым, получил название «делегирование организационных полномочий и ответственности».

Делегирование — представляет собой процесс передачи руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия.

Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

Обычно делегируются следующие виды работы:

  • рутинная работа;
  • специализированная деятельность;
  • частные и малозначимые вопросы;
  • подготовительная работа.

Однако существует комплекс управленческих задач, решение которых следует оставить за руководителем. Долг первого лица в фирме — принять на себя выполнение задач с высокой степенью риска, содержащих аспекты стратегической важности и носящих конфиденциальный характер и все необычные, выходящие за рамки сложившегося регламента и традиций операции.

И не подлежат делегирование такие вопросы, как:

  • установление целей;
  • принятие решений;
  • выработка политики организации;
  • руководство сотрудниками и их мотивация;
  • задачи высокой степени риска;
  • необычные и исключительные дела;
  • задачи строго доверительного характера.

При делегировании полномочий руководитель делегирует (устанавливает) обязанности; определяет права и уровень ответственности при выполнении полномочий.

Преимущества делегирования полномочий:

  • возможность заниматься задачами, требующими личного участия руководителя;
  • сосредоточение на стратегических задачах и перспективных планах развития предприятия;
  • это лучший способ мотивации творческих и активных работников;
  • это лучший способ обучения;
  • это способ профессиональной карьеры.

Эффективность делегирования полномочий очевидна, но не все управляющие спешат его применять по следующим причинам:

  • сомнение в компетентности других сотрудников, боязнь, что они сделают хуже;
  • боязнь потерять власть и занимаемую должность;
  • недоверие к подчиненным, низкая оценка их способностей;
  • амбициозность и завышенная самооценка;
  • боязнь, что его действия будут неверно истолкованы коллегами и начальством.

Рассмотрим более подробно важность практического применения делегирования в управлении предприятием.

Практическое применение делегирования в управлении предприятием

Делегирование полномочий происходит не только на официальной, но и большей частью на полуофициальной или даже неофициальной основе, и предполагает наличие благоприятного морально-психологического климата в коллективе и взаимного доверия между руководителями и исполнителями. Делегированию полномочий предшествует значительная подготовительная работа. Она состоит в том, чтобы определить: для чего, кому, каким образом делегировать полномочия? Какие выгоды для него, самих подчиненных и организации в целом при этом могут быть получены? Какие препятствия могут возникнуть?

Главная практическая ценность принципа делегирования полномочий состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел, рутинных операций и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня. Одновременно этот метод является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности.

Главная задача руководителя — не самому выполнять работу, а обеспечить организацию трудового процесса силами коллектива, взять на себя ответственность и применить власть для достижения поставленной цели.

Особо деликатный аспект принципа делегирования — организация контроля за действиями подчиненных. Постоянная опека только вредит. Отсутствие контроля может привести к срыву работ и анархии. Решение проблемы контроля — в четко налаженной обратной связи, в свободном обмене информацией между коллегами и, конечно, в достаточно высоком авторитете и управленческом мастерстве руководителя.

Часто возникает проблема психологического выбора: выполнение какой задачи поручить исполнителю знакомой или принципиально новой. Чаще всего делегируется выполнение новой задачи, особенно если она кажется руководителю малопривлекательной, рутинной. Такое решение далеко не всегда верно. Проблема в том, что, передав решение задачи кому-либо, руководитель все равно несет ответственность за ее выполнение и контролировать, а тем более просто наблюдать (т.н. мониторингом) за ходом реализации знакомой проблемы значительно легче.

Опытные администраторы часто поручают способному исполнителю немного более сложные задачи, чем он привык выполнять. В этом случае желательно подготовить задание в форме письменного распоряжения. Получив сложную задачу, исполнитель раскрывается более полно и получает искреннее удовлетворение от выполнения задания и оказанного ему доверия.

Следует отметить, что принцип делегирования полномочий мало применяют лица, недавно получившие повышение в должности, т.к. им трудно отказаться от привычного стереотипа прошлой деятельности. Однако руководитель, сам сортирующий корреспонденцию и печатающий на машинке при скучающем секретаре, вызывает сожаление, но не сочувствие.

Иногда принцип делегирования полномочий не дает ожидаемого эффекта: исполнитель не в полном объеме выполняет возложенные не него руководящие функции. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда необходимо принимать непопулярные в коллективе решения: наложение взысканий за нарушение трудовой дисциплины; лишение премий; разбирательство аморальных поступков работающих и т.д. Под различными предлогами исполнитель старается передать решение этих проблем своему руководителю, чтобы выглядеть в глазах коллектива с лучшей, как ему кажется, стороны. Среди других причин чаще всего называют неуверенность в правильности принимаемого ответственного решения, недостаточный опыт, принципиальное несогласие с мнением руководителя.

При распределение управленческих полномочий в организации необходимо учитывать ряд важнейших обстоятельств:

  • Полномочия должны быть достаточными для достижения стоящих перед данным субъектом целей. Поэтому следует помнить, что цели всегда являются первичными и определяющими объем предоставленных полномочий.
  • Полномочия каждого субъекта должны увязываться с полномочиями тех, с кем ему приходится сотрудничать, чтобы обеспечить их взаимодействие и в конечном счете сбалансированность всей системы управления.
  • Полномочия в организации должны быть четкими, чтобы каждый сотрудник знал: от кого он их получает, кому передает, перед кем несет ответственность и кто должен отвечать перед ним.
  • Исполнители должны самостоятельно решать все проблемы в рамках своей компетенции и нести полную ответственность за свою деятельность и ее результаты.

Понятие, содержание и субъекты представительства. Доверенность в гражданском и предпринимательском праве

Под представительством в правоведении понимается совершение одним лицом (представителем) в пределах имеющихся у него полномочий сделок и иных юридических действий от имени и в интересах другого лица (представляемого).

Согласно ст. 182 ГК РФ сделка, совершаемая представителем на основании его полномочий, непосредственно создает, изменяет или прекращает гражданские права и обязанности представляемого. При этом с помощью представительства могут осуществляться не только имущественные, но и некоторые личные неимущественные права (например, оформление и подача заявки на получение патента на изобретение). Однако не допускается совершение через представи­теля сделок, которые по своему характеру могут быть совершены только лично, а также других сделок в случаях, предусмотренных законом (ст. 182 ГК РФ). Так, только лично можно составить заве­щание, выдать доверенность, заключить договор пожизненного со­держания и др.

В отношениях представительства принято различать трех субъек­тов: представляемого, представителя и третье лицо, с которым у пред­ставляемого возникает правовая связь благодаря действиям предста­вителя.

В роли представляемого может выступать любой субъект граждан­ского права независимо от состояния его дееспособности.

Читайте так же:  Заявление форма дп-1

К лицам, которые могут выступать представителями, предъявляются более жесткие требования. Во-первых, представители-граждане должны обладать, как правило, полной дееспособностью. В виде исключения в качестве представителей юридических лиц в сфере торговли и обслу­живания могут выступать граждане, достигшие трудового совершенно­летия, то есть 16 лет. Во-вторых, юридические лица могут брать на себя функции представителей, если это не расходится с теми целями и за­дачами, которые указаны в их учредительных документах. В-третьих, законодательство содержит ряд прямых запретов в отношении выпол­нения представительских функций некоторыми лицами. Так, главные бухгалтеры не могут получать по доверенности денежные средства по чекам и другим документам в банках, а также товароматериальные цен­ности для организаций, в которых они работают.

Действия представителя создают, изменяют или прекращают граж­данские права и обязанности представляемого лишь тогда, когда они совершаются в пределах предоставленных представителю полномо­чий. Если же представитель превышает свои полномочия, представ­ляемый свободен от каких бы то ни было обязательств перед третьим лицом, с которым представитель вступил в правовые отношения от его имени.

В качестве третьего лица, с которым представляемый с помощью представителя заключает гражданско-правовую сделку или совершает иное юридическое действие, может выступать любой субъект граждан­ского права. Однако п. 3 ст. 182 ГК РФ запрещает представителю со­вершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одно­временно является, за исключением случаев коммерческого представи­тельства. Например, представитель не может сам купить то имущество, которое поручил ему продать представляемый.

Основаниями возникновения представительства, согласно ст. 182 ГК РФ, могут являться административный акт, закон или доверен­ность.

Представительство, основанное на административном акте, — это представительство, при котором представитель обязуется действовать от имени представляемого в силу административного распоряжения последнего. Чаще всего данная ситуация имеет место тогда, когда орган управления юридического лица издает приказ о назначении работника на должность, связанную с осуществлением определенных представи­тельских функций. В этом случае полномочия представителя опреде­ляются изданным администрацией приказом, либо следуют из долж­ностной инструкции работника, либо явствуют из обстановки, в которой действует представитель (например, продавец, кассир, приемщик за­казов).

В ряде случаев представительские отношения возникают по прямо­му указанию закона, в силу чего данный вид представительства имену­ется законным представительством. Так, законными представителями малолетних детей являются их родители, полномочия которых осно­вываются на фактах материнства и отцовства. Аналогичную роль игра­ют усыновление, установление опеки и ряд других юридических фак­тов. Особенностями данного вида представительства является то, что они, во-первых, возникают независимо от волеизъявления представ­ляемого, а во-вторых, полномочия представителя в них непосредствен­но определены законом.

Представительство, основанное на доверенности, в отличие от вы­шеперечисленных видов обязательного представительства, является представительством добровольным. Это означает, что оно возникает по воле представляемого, который определяет не только фигуру пред­ставителя, но и его полномочия. На совершение юридических дей­ствий от имени представляемого в этом случае требуется согласие и самого представителя. Между представляемым и представителем заключается договор, определяющий их внутренние взаимоотношения (обычно договор поручения). При этом, если стороной такого догово­ра является лицо, постоянно и самостоятельно представляющее ин­тересы предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательства (например, биржевой брокер, страховой агент и т. д.), возникает так называемое коммерческое представительство (ст. 184 ГК РФ), главной особенностью которого является то, что ком­мерческий представитель может быть одновременно представителем разных сторон в сделке при условии, когда обе стороны согласны с та­ким представительством либо когда оно прямо предусмотрено зако­ном.

Для представительства перед третьими лицами представляемый обычно выдает представителю особый письменный документ, име­нуемый доверенностью. Согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. Чаще всего доверен­ность выдается для подтверждения полномочий добровольного пред­ставительства, основанного на договоре, но, в отличие от договора, регулирующего внутренние отношения между представителем и пред­ставляемым, доверенность призвана обеспечить внешний эффект представительства, а именно установить правовую связь между пред­ставляемым и третьим лицом посредством действий представителя.

К доверенности предъявляются следующие требования.

• Доверенность должна быть оформлена специальным образом. Для действительности доверенности требуется, чтобы она была обле­чена в письменную форму. В ней должны быть четко отражены полномочия представителя и содержаться другие реквизиты, не­обходимые для доверенности. На совершение сделок, требующих нотариальной формы, за исключением случаев, предусмотренных законом, требуется нотариальный порядок удостоверения дове­ренности. Так, в соответствии со ст. 187 ГК РФ нотариально долж­на быть также оформлена доверенность, выдаваемая в порядке передоверия. Доверенности, выдаваемые от имени юридических лиц, кроме выдаваемых в порядке передоверия, нотариального удостоверения не требуют. Такие доверенности должны быть под­писаны руководителями или иными уполномоченными лицами этих организаций с приложением печати юридического лица, а до­веренности на получение или выдачу денег и других имуществен­ных ценностей, кроме того, подписаны главным (старшим) бух­галтером.

• Доверенность является сугубо срочной сделкой. В соответствии со ст. 186 ГК РФ максимальный срок действия доверенности состав­ляет 3 года. Если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение 1 года со дня ее совершения. Исключение составляет нотариально удостоверенная доверенность, выданная для совершения действий за границей, которая сохраняет силу до ее отмены, если в самой доверенности не содержится указаний о конкретном сроке ее действия. В любом случае в доверенности должна содержаться дата ее совершения, без которой доверенность будет признана недействительной.

• Доверенность является именным документом. В ней должно быть указано лицо, которому она выдана, а также лицо, которое соста­вило эту доверенность. При этом доверенность может быть вы­дана как на имя одного лица, так и на имя нескольких лиц, кото­рые могут выступать сообща или каждый по отдельности. Выдать доверенность также может не только одно лицо, но и несколько лиц, например совместно выступающих в качестве стороны по договору.

Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершить те действия, на которые оно уполномочено. При наличие определенных условий представитель может возложить выполнение этих действий на другое лицо в порядке передоверия, что влечет за собой изменение субъектного состава представительских отношений. В соответствии со ст. 187 ГК РФ передоверие возможно в двух случаях: когда представи­тель прямо уполномочен на это доверенностью и когда представитель вынужден к этому силой обстоятельств для охраны интересов пред­ставляемого. Представитель, передавший свои полномочия другому лицу, должен известить об этом представляемого и сообщить ему не­обходимые сведения о своем заместителе. В противном случае вся от­ветственность за действия заместителя возлагается на представителя, передавшего свои полномочия. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверен­ности, на основании которой она выдана.

Действующее законодательство предусматривает несколько видов доверенностей. В зависимости от объема и характера выраженных в них полномочий различают генеральные (общие), специальные и ра­зовые доверенности.

Генеральной считается доверенность, которая уполномочивает пред­ставителя на совершение широкого круга сделок и других юридиче­ских действий, связанных, как правило, со всем объемом деятельности представляемого (например, доверенность на управление имуществом гражданина, доверенность управляющего филиалом юридического лица).

Специальная доверенность предоставляет представителю право со­вершать также неограниченное число сделок или иных юридических действий от имени представляемого, однако в ней либо очерчивается определенная сфера деятельности представителя, либо перечисляют­ся конкретные, как правило, однородные возможные действия пред­ставителя (например, доверенность, выданная адвокату на ведение дела в суде, доверенность экспедитору на получение и отправление грузов).

Разовая доверенность выдается на совершение одной конкретной сделки или иного юридического действия (получение почтового пере­вода, подписание договора, составление акта и т. д.).

Прекращение действия доверенности наступает в перечисленных ниже случаях.

• Доверенность прекращается вследствие истечения ее срока, а применительно к разовой доверенности — вследствие соверше­ния представителем того действия, на которое он был уполно­мочен.

• Лицо, выдавшее доверенность, в любой момент может ее отменить, а лицо, получившее доверенность, может от нее отказаться. Отказ от этого права является недействительным. На лицо, выдавшее доверенность, возлагается обязанность известить об ее отмене лицо, которому доверенность была выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми выдана до­веренность.

• Прекращение действия доверенности закон связывает также с прекращением юридического лица, смертью, признанием не­дееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсут­ствующим гражданина, которым (которыми) была выдана до­веренность.

Права и обязанности, возникшие в результате действий представи­теля до того, как он узнал о прекращении доверенности, сохраняют силу для представляемого и его правопреемников в отношении тре­тьих лиц.

Понятие, содержание и особенности бюджетных полномочий (компетенции) Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований

Бюджетные полномочия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований — это принадлежащие им полномочия (компетенция) в лице соответствующих государственных органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах.

Читайте так же:  Типовой договор на закупку продуктов

К бюджетным полномочиям Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований относятся права:

P на собственный бюджет;

P получение закрепленных и регулирующих бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;

P использование средств собственного бюджета для финансирования потребностей государства или его территориальных подразделений соответственно их задачам и функциям;

P самостоятельное определение направлений расходов собственных бюджетов;

P распределение собственных бюджетных доходов между бюджетами данной территории;

P формирование и использование в рамках собственного бюджета целевых и резервных фондов;

P объединение средств своего бюджета со средствами других бюджетов и иных финансовых ресурсов;

P привлечение в бюджеты заемных средств (выпуск облигаций федеральных займов, займов субъектов РФ и муниципальных займов, использование банковского кредита и др.);

P оказание финансовой поддержки нижестоящим бюджетам;

P компенсацию за счет средств вышестоящего бюджета в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих после утверждения бюджета вследствие решений вышестоящих органов государственной власти;

P самостоятельное распоряжение дополнительно выявленными или сэкономленными средствами (свободными остатками средств);

P правовое регулирование отношений, касающихся собственного бюджета (издание законов, положений и других нормативных актов);

P судебную защиту бюджетных прав.

На каждом уровне бюджетные полномочия имеют свои особенности и различия по содержанию, порождают отношения, свойственные субъектам именно данного уровня.

Анализ бюджетных полномочий государства и его территориальных образований имеет важное значение для решения задач совершенствования межбюджетных отношений, направленного на обеспечение сбалансированности интересов всех участников этих отношений, справедливое перераспределение средств между бюджетами, способствующее выравниванию уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.

Содержание бюджетных полномочий (компетенции) Российской Федерации обусловлено ее суверенитетом, распространяющимся согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 4) на всю территорию России. Принадлежность бюджетных полномочий суверенному государству придает им особый характер, отличает от полномочий других субъектов.

Посредством бюджетных полномочий РФ проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и в конечном счете единая социально-экономическая политика.

Бюджетные полномочия РФ и ее субъектов тесно связаны между собой и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные отношения.

Бюджетные полномочия субъектов РФ отражают связи последних по линии бюджета по трем направлениям:

  • 1) с федеральными органами власти;
  • 2) с другими субъектами РФ;
  • 3) с органами местного самоуправления.

Важной стороной в характеристике бюджетных полномочий субъектов РФ является бюджетное равноправие данных субъектов. Правовой основой компетенции субъектов РФ, помимо конституционных норм и федерального законодательства, является законодательство самих субъектов РФ: конституции и уставы, законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, иное специальное законодательство субъектов РФ.

Все муниципальные образования, виды которых определяются законодательством субъектов РФ (районы, города и др.) в лице их органов местного самоуправления, обладают бюджетными полномочиями. Важное значение этих полномочий состоит в том, что с их помощью создается финансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления на всех уровнях социально-экономических и других вопросов местного значения.

Указанные полномочия обеспечивают органам местного самоуправления в пределах их компетенции возможность регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей.

Положения федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в области бюджетного права конкретизируются в нормативных актах самих органов местного самоуправления.

Законодательство исходит из принципа равенства всех муниципальных образований в праве на самостоятельный местный бюджет, утверждаемый представительным органом местного самоуправления, в их правах на получение, распределение и самостоятельное использование бюджетных доходов. Однако особенности муниципальных образований, обусловленные законодательством субъектов РФ, влияют на конкретное содержание принадлежащих им бюджетных полномочий.

Бюджетные полномочия государства и его территориальных образований более подробно рассмотрены в табл. 1.

Таблица 1

Бюджетные полномочия государства и его территориальных образований

Бюджетно-правовой статус Российской Федерации

Бюджетно-правовой статус субъектов РФ

Бюджетно-правовой статус муниципальных образований

1. Законодательное регулирование бюджетных отношений в закрепленных Конституцией РФ пределах ведения исходя из компетенции Российской Федерации. Установление основ федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития. Определение основ бюджетного устройства и бюджетного процесса, действующих на всей территории России, которые конкретизируются в актах органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. В рамках компетенции РФ по вопросам бюджетной системы принимаются законы и иные правовые акты (указы Президента РФ, акты Министерства финансов РФ и др.)

1. Законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории исходя из основ, установленных законодательством РФ. При этом учитываются особенности системы муниципальных образований и административно-территориального устройства каждого субъекта РФ, системы его органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующих на данной территории.

Законодательство субъектов РФ определяет виды бюджетов, функционирующих на их территории, принципы их взаимосвязи, а также порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения этих бюджетов, порядок осуществления контроля в отношении их

1. Право регулировать бюджетные отношения на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с компетенцией, определяемой законодательством РФ и субъектов РФ. Они принимают решения по вопросам распределения и использования бюджетных доходов муниципальных образований, конкретизируют правила бюджетного процесса применительно к местным условиям в принимаемых ими нормативных актах (например, в Положении о бюджетном процессе) и т.д.

2. Право на самостоятельный федеральный бюджет как необходимый атрибут государственности и суверенитета РФ. Такое право закреплено в Конституции РФ, в которой особо записано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет (п. «з» ст. 71). Российское законодательство детально регламентирует порядок его формирования и исполнения

2. Право каждого субъекта РФ на самостоятельный бюджет — республиканский, краевой, областной и т.д., утверждаемый соответствующим представительным органом власти.

Этот бюджет обеспечивает денежными средствами деятельность органов власти субъекта РФ, выполнение социально-экономических планов и программ по обеспечению жизнедеятельности соответствующего государственного образования и удовлетворению потребностей его населения.

В пределах имеющихся средств субъекты РФ вправе увеличивать нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурных учреждений, правоохранительных органов, на охрану окружающей среды и другие цели.

Представительные органы власти субъектов РФ самостоятельно утверждают бюджет и контролируют его исполнение

2. Право на самостоятельный местный бюджет, утверждаемый представительным органом местного самоуправления. Вмешательство вышестоящих (иных) органов в разработку, утверждение и исполнение местного бюджета не допускается. Принцип такой независимости органов местного самоуправления в отношении подведомственного бюджета закреплен в Конституции РФ (ст. 132) и соответствующих федеральных законах

3. Право устанавливать налоги, сборы, другие источники доходов, подлежащие зачислению в бюджетную систему. При этом установление общих принципов налогообложения согласно Конституции РФ (п. «и» ч. 1 ст. 72) относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. В ведении Российской Федерации непосредственно находятся те налоги и сборы, которые отнесены к федеральным

3. Право устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ налоги, сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ и местные бюджеты, а также определять их размеры

3. Право представительного органа местного самоуправления устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ местные налоги, сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в местный бюджет, а также право определять размеры этих платежей, льготы. Право органов местного самоуправления устанавливать местные налоги и сборы закреплено в Конституции РФ (ст. 132)

4. Право разграничивать (распределять) бюджетные доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. При этом часть доходных источников РФ оставляет в своем ведении, относя их к федеральным доходам. Из них формируется федеральный бюджет. Это налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.

Другую часть бюджетных доходов Российская Федерация закрепляет за бюджетами субъектов РФ или передает им в форме отчислений по утверждаемым нормативам (например, от налога на добавленную стоимость).

Отдельные виды бюджетных доходов, отнесенных к федеральным, законодательство РФ закрепляет за местными бюджетами (например, государственную пошлину)

4. Право распределения доходов между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами соответствующей территории.

При этом субъект РФ вправе закрепить за местными бюджетами находящиеся в их распоряжении источники доходов в полном объеме или в определенной части (проценте) на долговременной основе.

Помимо этого в компетенцию субъектов РФ входит ежегодное регулирование местных бюджетов путем передачи им отчислений по установленным размерам от собственных (субъектов РФ) налогов, других платежей. Из бюджетов субъектов РФ по решению их органов власти местным бюджетам передаются также дотации и субвенции

4. Право самостоятельно расходовать средства местных бюджетов. Определять объем финансирования из местных бюджетов по социально-экономическому развитию муниципального образования и направления использования бюджетных средств на эти цели, а также на содержание органов местного самоуправления, другие цели. Органы местного самоуправления вправе увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурных учреждений, правоохранительных органов и др., определять дополнительные льготы и пособия и т.п.

Читайте так же:  Образец заявления на один день без содержания

5. Право определять компетенцию субъектов РФ и органов местного самоуправления по установлению на подведомственной им территории налогов, сборов, других бюджетных доходов и их размеров

5. Определение исходя из законодательства РФ бюджетных прав муниципальных образований (в составе соответствующих субъектов РФ) в лице их органов местного самоуправления

5. Право выделять в качестве составной части местного бюджета сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, городских районов, не являющихся муниципальными образованиями

6. Установление основ разграничения расходов между бюджетами. Согласно законодательству РФ такой основой является разграничение имущества и компетенции между органами государственной власти РФ и ее субъектов, а также органами местного самоуправления

6. Право объединять бюджетные ресурсы субъектов РФ со средствами других бюджетов на договорной основе. Такое объединение может быть произведено также со средствами предприятий, организаций и граждан для финансирования экономических, природоохранных и социальных программ, в том числе совместных и межрегиональных

6. Право объединять на договорной основе средства местного бюджета со средствами иных бюджетов для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственного и непроизводственного назначения. При этом бюджеты могут быть любого уровня, так как в законодательстве на этот счет не содержится каких-либо ограничений

7. Регулирование бюджетов субъектов РФ путем передачи отчислений от налогов и других источников доходов, а также выделения в них дотаций, субвенций, оказание финансовой поддержки из федерального бюджета в других формах

7. Право на получение закрепленных за бюджетом субъекта РФ налогов и других источников дохода, а также отчислений от регулирующих доходов.

Так, в доходы бюджетов субъектов РФ зачисляются:

  • а) налоги, сборы, другие обязательные платежи, отнесенные в соответствии с законодательством РФ к уровню доходов субъектов РФ;
  • б) часть налога на прибыль предприятий в соответствии с федеральным законодательством;
  • в) поступления от сдачи в аренду (или продажи) имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
  • г) дивиденды от совместных предприятий в соответствии с долей субъекта РФ в собственности этих предприятий;
  • д) часть доходов от приватизации имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
  • е) выявленные государственным контролем сокрытые (заниженные) от налогообложения доходы (прибыль) предприятий, организаций и учреждений, находящихся в собственности субъектов РФ;
  • ж) некоторые платежи федерального уровня и др.

Кроме того, в бюджеты субъектов РФ передаются отчисления от федеральных доходных источников по нормативам, утвержденным органами власти РФ на планируемый год.

Другая часть этих доходов должна быть зачислена в федеральный бюджет. При недостаточности указанных доходов для сбалансирования бюджетов субъектов РФ им передаются из федерального бюджета дотации и субвенции, используемые в порядке, установленном законодательством РФ

7. Право на получение собственных закрепленных федеральным и региональным законодательством за местными бюджетами доходов, а также отчислений от регулирующих источников доходов. Право на получение из вышестоящих бюджетов необходимых финансовых ресурсов при наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями. Так, за местными бюджетами закреплены местные налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ.

К другим собственным доходам местных бюджетов отнесены:

  • а) доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
  • б) не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;
  • в) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель;
  • г) платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;
  • д) не менее 50% налога на имущество предприятий;
  • е) подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
  • ж) доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
  • з) штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;
  • и) государственная пошлина.

Кроме того, в местные бюджеты зачисляются доли (в процентах) федеральных налогов, распределяемые между бюджетами разных уровней (часть подоходного налога с физических лиц, налога на добавленную стоимость и др.).

При недостаточности средств для сбалансирования местных бюджетов им передаются из бюджетов субъектов РФ дотации, субвенции, ссуды по решению представительных органов власти субъектов РФ, оказывается помощь из фонда финансовой поддержки муниципальных образований

8. Право образовывать в федеральном бюджете оборотную кассовую наличность в размере, необходимом для покрытия временных кассовых разрывов, резервные и целевые фонды, в том числе Фонд финансовой поддержки субъектов РФ

8. Право образовывать в рамках своего бюджета резервные и целевые фонды, в том числе Фонд финансовой поддержки муниципальных образований, а также оборотную кассовую наличность

8. Право образовывать в местных бюджетах в пределах объемов их бюджетов резервные и целевые фонды, а также оборотную кассовую наличность

9. Полномочия по организации единой бюджетной отчетности по бюджетам всех уровней (осуществляются Министерством финансов РФ)

9. Право самостоятельно использовать доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступления в бюджет или экономии в расходах, свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало текущего финансового года. Все эти средства, именуемые в законодательстве свободными бюджетными средствами, вышестоящим органам власти запрещено изымать из ведения субъектов РФ.

Указанные средства могут быть вложены органами власти субъектов РФ в хозяйственные мероприятия, в ценные бумаги, предоставлены для временного использования в форме процентных и беспроцентных ссуд. Однако это допускается только при условии финансирования плановых расходов и зачисления в бюджет полученных от этих операций средств

9. Право самостоятельно использовать свободные бюджетные средства. К ним законодательство относит дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета средства и суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате превышения доходов над расходами или экономии в расходах. По решению представительного органа местного самоуправления они могут быть вложены в хозяйственные мероприятия, в ценные бумаги, за их счет предоставляются процентные и беспроцентные займы

10. Контроль за использованием субъектами РФ и муниципальными образованиями выделенных им из федерального бюджета средств

10. Право контролировать использование средств муниципальными образованиями, выделенных им из бюджетов субъектов РФ, а также соблюдение органами местного самоуправления бюджетного законодательства

10. Право самостоятельно определять организационные формы контроля за исполнением утвержденного им бюджета. Так, по их решению могут быть созданы муниципальная налоговая служба для сбора местных налогов и сборов, муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета

11. Право на компенсацию потерь в доходах бюджета субъекта РФ или увеличение его расходов за счет средств федерального бюджета в том случае, если они обусловлены принятием в ходе исполнения бюджета решений органа федеральной власти

11. Право на компенсацию увеличившихся расходов или уменьшившихся доходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти.

Это право как важная гарантия стабильности местных бюджетов закреплено в Конституции РФ (ст. 133). Здесь имеются в виду случаи, когда принятое вышестоящим органом власти решение приводит к уменьшению доходов и увеличению расходов местных бюджетов. Компенсация производится за счет средств вышестоящих бюджетов

12. Предусмотренные законодательством бюджетные права субъектов РФ гарантируются судебной защитой. При нарушении их федеральными органами представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ вправе обратиться за защитой в арбитражный суд

12. Гарантированное Конституцией РФ право местного самоуправления на судебную защиту (ст. 133), распространяющееся и на область бюджетных отношений