Понятие и полномочия прокуратуры российской федерации
Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!
Правоохранительные органы
Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.
Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, регламентирована Законом РФ “О прокуратуре Российской Федерации”, а также Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”.
Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Основное содержание деятельности прокуратуры составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами.
Принципами организации и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность.
Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей прокурорской системы задачи.
Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры заключается в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов государственного самоуправления, общественных объединений.
Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.
Прокуратура РФ: понятие, задачи, функции.
Любые студенческие работы — ДОРОГО!
100 р бонус за первый заказ
Прокуратура РФ является одним из старейших и важнейших правоохранительных органов государства. Современная российская прокуратура – это единая централизованная система федеральных органов, уполномоченных осуществлять от имени государства надзор за соблюдением и исполнением законов в РФ, уголовное преследование, а так же ряд иных функций в соответствии с законодательном РФ.
Общие цели деятельности современной прокуратуры Российской Федерации указаны в п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», где определено, что прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения: 1) верховенства закона; 2) единства и укрепления законности; 3) защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи деятельности прокуратуры определяются ее государственно-правовым назначением и местом в правоохранительной системе РФ. Как орган, призванный обеспечить единство и укрепление законности в Российской Федерации, прокуратура призвана обеспечить: 1) своевременное выявление нарушений закона; 2) своевременное устранение нарушений закона; 3) предупреждение нарушений закона.
К числу функций современной прокуратуры Российской Федерации следует отнести:
- функцию надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации;
- функцию уголовного преследования;
- функцию координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- функцию участия прокурора в рассмотрении дел судами;
- функцию участия в правотворческой деятельности;
- функцию международного сотрудничества прокуратуры РФ с соответствующими органами других государств и международными организациями.
Основная функция прокуратуры состоит в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Правовые основы организации и деятельности прокуратуры в РФ закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», других федеральных законах, международных договорах Российской Федерации.
В Конституции РФ прокуратуре посвящена ст. 129, помещенная в гл. 7 «Судебная власть». В ней закреплено, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Помимо ст. 129, в Конституции РФ содержится ряд статей, имеющих значение для характеристики правового статуса прокуратуры: ст. 71 (п. «о»), согласно которой вопросы прокуратуры отнесены к предмету ведения Российской Федерации, ст. 83 (п. «е») и ст. 102 (п. «з» ч. 1), которыми определен порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ. Определенное отношение к правовому регулированию деятельности прокуратур субъектов Федерации имеют конституции (уставы) субъектов РФ. Речь идет о содержащихся в основных законах субъектов РФ нормах, основанных на положениях Конституции РФ и федеральных законов, а также о правоустанавливающих нормах, принятие которых прямо не исключается федеральным законодательством.
Основным элементом правового обеспечения деятельности прокуратуры, безусловно, остается Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации».
Уголовно-процессуальный, Гражданский, Арбитражный процессуальные кодексы также занимают существенное место в правовом регулировании организации и порядка деятельности прокуратуры РФ. Ими определяются основания участия прокурора в рассмотрении дел судами, право обращения прокурора в суд с заявлением и порядок его вступления в дело, полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел.
КОМПЕТЕНЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В результате изучения главы студент должен:
знать
- • понятие, виды, пределы компетенции прокуратуры РФ;
- • полномочия и другие составляющие компетенцию прокуратуры РФ;
- • понятие и особенности полномочий прокурора, виды полномочий прокурора (основные и дополнительные полномочия);
уметь
- • выделять виды компетенции (общую, компетенцию видов прокуратур, индивидуальную компетенцию) прокуратуры РФ;
- • определять пределы компетенции прокуратуры РФ;
- • определять полномочия прокурора, характерные душ основных направлений прокурорской деятельности;
владеть
• навыками оперирования основными понятиями, характеризующими компетенцию и полномочия прокуратуры РФ.
Понятие компетенции прокуратуры Российской Федерации
Компетенция органов прокуратуры непосредственно связана с ее правовым статусом – правовым положением органов и учреждений прокуратуры, наделенных совокупностью полномочий для осуществления ими своих функций, отражающих их место и роль в обществе и государстве. Положение органов прокуратуры РФ определено ст. 1 Закона о прокуратуре, что же касается места и роли прокуратуры в российском государстве, то оно уникально. Прокуратура призвана быть балансом, уравновешивающим исполнение законов всеми органами власти, и является органом высшего надзора за законностью, обслуживающим в равной мере все три ветви власти, не входя ни в одну из них [1] . Представляется, что помещение законодателем ст. 129 Конституции РФ, регламентирующей деятельность прокуратуры, в главу «Судебная власть» не соответствует ее назначению и положению в государстве. В связи с этим необходимо конституционное решение вопроса о месте прокуратуры среди трех ветвей власти, указанных в Конституции РФ. В силу специфики осуществляемой прокуратурой деятельности и ее общего назначения оптимальным решением было выделение норм, регламентирующих организацию и деятельность прокуратуры, в отдельную главу Конституции РФ.
Для того чтобы органы прокуратуры могли осуществлять надзор, они должны иметь специальные полномочия. Это непременное условие выполнения надзорных функций. Отсутствие, недостаток полномочий – серьезное препятствие в борьбе с правонарушениями. Полномочие – сложное понятие. Оно включает в себя субъективное право – это установленная законом возможность совершать определенные действия, но в нем заложена и необходимость его осуществления. Полномочия предоставляются для достижения определенных целей.
При обсуждении концепции реформирования прокуратуры в центре внимания участников дискуссии в числе других был вопрос о полномочиях прокуратуры. В последнее время по нему сформировались две противоположные позиции.
С одной стороны, имеет место попытка перенести на российскую почву опыт правовых систем западных государств, преимущественно англосаксонской. В этой системе, как известно, прокуратура рассматривается исключительно как орган уголовного преследования, осуществляющий процессуальное руководство предварительным расследованием преступлений и государственное обвинение в суде, лишенный любых надзорных полномочий.
С другой стороны, высказываются мнения о необходимости сохранения прокуратуры в качестве универсального государственно-правового института, осуществляющего всеобъемлющий надзор за законностью. Сторонники данной позиции приводят в пример опыт прокурорского надзора в дореформенной Российской Империи и в СССР, отмечая его положительные моменты в деле обеспечения правового порядка в стране.
«Модель прокуратуры в первой позиции, – пишет по этому поводу профессор В. К. Звирбуль, – нацелена на возвышение роли суда, развитие состязательных начал в уголовном судопроизводстве. Это ее несомненные достоинства, но оценивать их следует в совокупности с тем, что теряется при ее внедрении. Общество лишится важной и необходимой для правового государства деятельности по охране закона путем надзора за точным и единообразным его исполнением. В случае реализации второй модели названный вид государственной деятельности сохраняется и последовательно доводится до надзора за исполнением законов судами и участниками судебного разбирательства, что в определенной мере ущемляет суверенность суда в осуществлении правосудия» [2] .
Большинство точек зрения в современной юридической науке находится посредине приведенных крайних позиций.
Как уже отмечалось выше, прокуратура наделяется полномочиями в целях борьбы с правонарушениями, что является служебным долгом прокурора, его субъективной обязанностью. Таким образом, каждой обязанности соответствует право и наоборот. Полномочия прокурора – это единство прав и обязанностей, субъективные права, предоставленные органу или должностному лицу для выполнения возложенных на него функций.
В правовом статусе прокуратуры нет дифференциации прав и обязанностей. Они находятся в сочетании. Служебный долг прокуроров совмещает их воедино в понятии «полномочия». Так, согласно ст. 10 Закона о прокуратуре прокуроры не только вправе рассматривать жалобы и заявления, содержащие сведения о нарушителях законности, но и обязаны это делать для принятия мер по их устранению.
По целевому назначению полномочия прокурора делятся на два вида: основные и дополнительные. Основные – полномочия по выполнению надзорных и некоторых ненадзорных функций. Они делятся на полномочия:
- – предметные, касающиеся предмета надзора, т.е. правовых действий поднадзорных субъектов (полномочия на чужие действия);
- – функциональные, относящиеся к непосредственному выполнению поднадзорных функций (полномочия на собственные прокурорские действия).
Как предметные, так и функциональные полномочия являются отраслевыми.
Дополнительные полномочия – полномочия организационного плана (вспомогательные), такие как: распределение деятельности по отраслям и исполнителям, подбор и расстановка кадров и т.д. Общих, единых полномочий для всего надзора не существует, все полномочия подразделяются на направления деятельности и отрасли с учетом их специфики.
Полномочия прокурора делятся на пять основных направлений деятельности:
- – общий надзор, включающий надзор за: соблюдением законов и законностью правовых актов; соблюдением прав и свобод человека и гражданина; исполнением законов органами административной юрисдикции; соблюдением законов в отношении несовершеннолетних;
- – надзор за соблюдением законности органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
- – надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначенных судом мер принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражей;
- – надзор за исполнением законов судебными приставами;
- – участие прокурора в рассмотрении дел судами.
Объем полномочий обусловливается целями и задачами прокуратуры. Полномочий должно быть достаточно для достижения целей и решения поставленных задач, они должны выполнять служебные функции. Цель деятельности прокуратуры двояка: с одной стороны, это обеспечение законности, с другой – охрана субъективных прав граждан, юридических лиц и государства. Указанными целями и определяется характер полномочий. Совокупность полномочий и поставленные государством цели и задачи образуют содержание компетенции прокуратуры. Цели и задачи – главный элемент компетенции.
В науке конституционного права понятие компетенции рассматривается как совокупность властных полномочий [3] .
Компетенцию нередко приравнивают к правоспособности, так как компетенция и правоспособность определяют правовое положение различных субъектов. Правоспособность – это способность иметь права и обязанности, компетенция – реальные полномочия. Следовательно, компетенция есть реальные полномочия, которыми государство наделяет органы прокуратуры. Полномочия прокуратуры исходят от высших органов государственной власти, в связи с чем прокуроры являются фактически представителями центра в субъектах РФ, городах и районах.
- [1]Кожевников О. А. О месте прокуратуры в системе государственных органов: матер. Всерос. науч.-практ, конф. Екатеринбург, 2001; Мельников Н. В. Прокурорская власть // Государство и право. 2002. № 2. С. 15.
- [2]Звирбуль В. К. Перспективы развития прокурорского надзора в правовом государстве // Советское государство и право. 1990. № 9. С. 53.
- [3] Советское государственное право: учебник / под ред. С. С. Кравчука. М., 1980. С. 391.
Образовательный портал — все для студента юриста.
I. Прокуратура РФ.
1. Прокуратура РФ: понятие и конституционный статус.
Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации
Деятельность прокуратуры РФ регулируют нормы права отраженные в статье 129 Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ».
2. Принципы деятельности Прокуратуры РФ.
Принципы организации и деятельности Прокуратуры РФ (статья 4 ФЗ «О прокуратуре РФ):
3. Полномочия Прокуратуры РФ.
Полномочия прокурора (статья 22 и статья 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»):
— Рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
— Разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод.
— Принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
— При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
— В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
— В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
-В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
— Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
А) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
Б) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
В) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
— Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
— Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:
А) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
Б) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
В) вносит представление об устранении нарушений закона.
— Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
4. Прокурорский надзор.
Важнейшей деятельности прокуратуры РФ является надзор.
Прокурорский надзор — это деятельность прокуроров по проверки законности решений и действий органов власти, общественных объединений, должностных лиц.
Прокурорский надзор способствует предупреждению, профилактике и пресечению противоправных деяний, восстановлению нарушенных прав и законных интересов, способствует привлечению виновных к ответственности.
Виды прокурорского надзора, соответствии со статьей 2 ФЗ «О прокуратуре РФ» :
— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
— надзор за исполнением законов судебными приставами;
-надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Основные нормативные правовые акты, связанные с деятельностью по осуществлению прокурорского надзора (статьи 23,24,25, 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»):
1) Протест прокурора — статья 23.
2) Представление прокурора — статья 24.
3) Постановление прокурора — статья 25.
4)Предостережение о недопустимости нарушения закона — статья 25.1.
5. Система органов прокуратуры РФ.
Система органов прокуратуры РФ (статья 11 ФЗ «О прокуратуре РФ):
Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:
— Генеральная прокуратура РФ.
— Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры.
— Прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
— Научные и образовательные учреждения.
В систему прокуратуры Российской Федерации входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, состоящий из:
— Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ.
— Следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные и военные следственные управления.
— Следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненные к ним специализированные и военные следственные отделы.
Более подробно систему органов прокуратуры можно посмотреть в этой таблице.
6. Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ.
Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ, регламентируется нормами права Раздела V ФЗ «О прокуратуре РФ».
В соответствии со статьей 40 ФЗ «О прокуратуре РФ», устанавливаются следующие требованиям к кандидатам на должности прокуроров или следователей органов прокуратуры РФ:
— Наличие гражданства РФ
— Отсутствие любого другого гражданства.
— Наличие необходимых моральных, профессиональных и деловых качеств.
— Годность по состоянию здоровья к службе в органах прокуратуры РФ
— В отношении кандидата нет решения суда, запрещающего занимать кандидату государственную должность государственной службы.
Дополнительные требования к кандидатам или работникам органов прокуратуры:
— Необходимость пройти процедуру допуска к государственной тайне.
— Работники органов прокуратуры не должны быть подчинены или подконтрольны близким родственникам.
— Устанавливается минимальный возраст в 25 лет, со стажем работы прокурором или следователем в 3 года для должностей прокурора города, района и приравненных к ним специализированных прокуратур.
— Устанавливается минимальных возраст в 30 лет, со стажем работы прокурором или следователем в 5 лет, для должностей прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров.
— В исключительных случаях возможно назначение на должность помощников прокурора или следователей студентов юридических факультетов аккредитованных вузов, при условии окончания ими 3 курсов.
— На должности военных прокуроров или следователей могут быть назначенные лица, пир условии их годности к военной службе и наличии офицерского звания.
7. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами.
Формы участия прокуроров в рассмотрении дел судами, в соответствии со статьями 35,36,37,38,39 ФЗ «О прокуратуре РФ»:
1. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
2. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
3. Генеральный прокурор РФ может участвовать в заседаниях Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.
4. Генеральный прокурор РФ имеет право на обращение в КС РФ по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан.
Понятие и полномочия прокуратуры российской федерации
Организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
• надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
• надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
• надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
• надзор за исполнением законов судебными приставами;
• надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
• уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
• координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
• возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Проверки исполнения законов проводятся прокурором на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами:
• освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
• опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
• вносит представление об устранении нарушений закона.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
В соответствии с Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. На этом основании обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
28.1. Полномочия прокуратуры
Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред.
Обеспечивая верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.