Статус прокурора україна
Статус прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в России и Украине
(Колотило А. О.) («Законность», 2013, N 12)
СТАТУС ПРОКУРОРА В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В РОССИИ И УКРАИНЕ
Колотило Алексей Онуфриевич, прокурор отдела экстрадиции управления правовой помощи и экстрадиции Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Украины.
Сравнивая статус прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации и Украине, автор касается важных проблем, среди которых взаимоотношения прокуратуры и суда; подчеркивается необходимость реформирования законодательства Украины в сфере административной ответственности.
Ключевые слова: прокурор, производство по делам об административных правонарушениях, прокурорский надзор, суд.
The status of public prosecutor in administrative offence proceedings in Russia and Ukraine A. O. Kolotilo
Comparing the status of public prosecutor in administrative offence proceedings in the Russian Federation and Ukraine, the author touches upon important problems, one of which lies in the relations between the public prosecution service and court. The article also highlights that legislation of Ukraine on administrative responsibility should be reformed.
Key words: public prosecutor, administrative offence proceedings, prosecutorial supervision, court.
До 1980 г. правовое регулирование сферы административной ответственности в Советском Союзе осуществлялось многочисленными нормативными правовыми актами, пока Верховным Советом СССР не были приняты Основы законодательства об административных правонарушениях, положения которых вошли в соответствующие кодифицированные акты каждой республики, включая Украину и Российскую Федерацию. Как результат, эти кодексы были похожи между собой, а в некоторых частях — идентичны . ——————————— См.: Административное право Украины. Академический курс: Учебник: В 2 т. / Ред. коллегия: В. Б. Аверьянов (председатель). М.: Юридическая мысль, 2004. Т. 1. С. 431.
Став независимым, каждое из государств, ранее входившее в состав СССР, меняло, дополняло, принимало новое законодательство об административных правонарушениях, что, несомненно, не могло не отразиться на статусе прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях. Украинский законодатель за более чем 20 лет независимости внес многочисленные изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях 1984 г. (далее — КУоАП). Однако в настоящее время возникла необходимость принятия нового системного нормативного правового акта, который бы отвечал требованиям сегодняшних реалий, обеспечивал еще большую защиту прав и свобод граждан, подвергающихся мерам административного взыскания. Распоряжением Кабинета министров Украины от 27 августа 2008 г. N 1153-р утвержден план мероприятий по реализации Концепции реформирования уголовной юстиции Украины, согласно которому в течение 6 месяцев после принятия нового Уголовного процессуального кодекса, который вступил в силу 20 ноября 2012 г., необходимо разработать проект Кодекса об административных правонарушениях. Во многих государствах бывшего Советского Союза новые кодифицированные акты об административных правонарушениях уже приняты. Цель настоящего исследования — сравнение положений законодательства Украины и России о статусе прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. и вступил в силу 1 июля 2002 г. Кроме закрепления таких новелл, как принцип презумпции невиновности, приостановление сроков привлечения к ответственности, дифференциация этих сроков, КоАП РФ существенно коснулся вопроса о статусе прокурора в производстве об административных правонарушениях, что в первую очередь следует подчеркнуть, при рассмотрении дел судами. Так, А. Винокуров утверждает, что КоАП РФ по-новому определил статус прокурора в процессе реализации механизма привлечения правонарушителя к административной ответственности, в том числе при рассмотрении дел об административных правонарушениях судами . Согласно Кодексу прокурорский надзор распространяется на все органы административной юрисдикции, однако не распространяется на дела, рассматривающиеся в суде . Указанное положение закреплено в ст. 24.6 КоАП РФ. ——————————— См.: Винокуров Ю. Е. и др. Прокурорский надзор: Учебник / Под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2005. С. 344 — 345. См.: Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. Э. Г. Липатова, С. Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, 2008. С. 468.
При этом в административно-юрисдикционном судопроизводстве прокурор осуществляет деятельность, именуемую разделом IV Закона о прокуратуре Российской Федерации участием в рассмотрении дел судами, что является самостоятельным направлением его деятельности. Это участие заключается в выполнении двух основных функций: во-первых, прокурор принимает непосредственное участие в рассмотрении конкретных дел, выступая равноправным участником, стороной судопроизводства, а во-вторых — осуществляет надзор за законностью решений суда . ——————————— См.: Винокуров Ю. Е. и др. Прокурорский надзор: Учебник / Под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2005. С. 301.
В связи с этим статус прокурора в России отличается в зависимости от того, судом или несудебным органом (должностным лицом) осуществляется производство по делу. Как отмечает В. Ломакин, полномочия прокурора при участии в производстве по делу об административном правонарушении (имеется в виду — при рассмотрении дела судом) не равнозначны функциям надзора за соблюдением законов в этом производстве . ——————————— См.: Ломакин В. И. Прокурор в производстве по делам об административных правонарушениях: Дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. С. 107.
Четкое урегулирование взаимоотношений между прокуратурой и судом при привлечении лица к административной ответственности — не менее актуальный вопрос и для украинского законодателя. Ведь определение статуса прокурора в указанной сфере представляется особо сложным с концептуальной точки зрения. Это связано с тем, что, исходя из принципа независимости судебной власти при осуществлении правосудия, Конституция Украины, как и Закон Украины «О прокуратуре», отказалась от прокурорского надзора за соблюдением законов при рассмотрении дел судами. Тогда возникает вопрос: какую из предусмотренных Конституцией Украины функций осуществляет прокурор в этом случае? Однозначный ответ на этот вопрос дать сложно. Анализируя положения законодательства Украины, М. Косюта приходит к выводу, что обоснование участия прокурора в судебном рассмотрении этой категории дел должно осуществляться со ссылкой на функцию представительства интересов гражданина либо государства в суде . ——————————— См.: Косюта М. В. Роль прокуратуры в обеспечении законности при производстве по делам об административных правонарушениях // Вестник Национальной академии прокуратуры Украины. 2009. N 2. С. 100 — 104.
Исходя из действующего законодательства и с учетом перечня функций, возложенных в настоящее время на прокуратуру Украины, этот подход, очевидно, является наиболее правильным. Но и он не лишен недостатков. Поэтому как с теоретической, так и с практической точки зрения возникает необходимость упорядочения отношений в указанной сфере с принципиально новых позиций. Действующая Концепция реформирования уголовной юстиции Украины, утвержденная Указом Президента Украины от 8 апреля 2008 г. N 311/2008, предлагает путь для частичного решения этой проблемы — причисление предусмотренных КУоАП деяний, относящихся к судебной юрисдикции и не являющихся управленческими по своей сути, к уголовным проступкам. Вместе с тем не ясно, изменится ли порядок производства судами по делам о других (управленческих) административных правонарушениях. Еще одной ключевой новеллой КоАП РФ стало включение прокурора в круг участников производства об административных правонарушениях, тогда как КоАП РСФСР 1984 г. рассматривал прокурора как фигуру, исключительно осуществляющую надзор . Украинское законодательство прокурора к участникам производства не относит. Причина этого, по мнению А. Миколенко, заключается в том, что прокурор иногда участвует в производстве не просто как контрольно-надзорная инстанция, но и как орган, ведущий административное производство . Однако стоит отметить, что, несмотря на отсутствие соответствующей правовой нормы, прокурор фактически является субъектом, а в отдельных случаях — также и участником производства по делам об административных правонарушениях. Признание этого законодателем является вопросом времени. ——————————— См.: Винокуров Ю. Е. и др. Прокурорский надзор: Учебник / Под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2005. С. 346 — 347. См.: Кодекс Украины об административных правонарушениях: Научно-практический комментарий / Под общ. ред. А. С. Васильева, А. И. Миколенко. М.: ООО «Одиссей», 2010. С. 941.
Согласно ст. 25.11 КоАП РФ прокурор вправе: возбудить производство; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные действия, предусмотренные законом. Приведенный перечень не исчерпывающий и дополняется нормами других актов законодательства Российской Федерации, в первую очередь Закона о прокуратуре Российской Федерации. Сравнение полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях показало следующее. Российский прокурор не наделен правом составления протокола об административном правонарушении, тогда как согласно ст. 255 КУоАП в Украине такие полномочия у прокурора есть при выявлении коррупционных и некоторых иных административных правонарушений. Отличается порядок вынесения постановления о возбуждении дела. Статья 28.4 КоАП РФ, перечисляя составы административных правонарушений, в случае совершения которых такое постановление выносится прокурором, одновременно определяет, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении. Итак, КоАП РФ дифференцирует административные правонарушения на две категории: первая — дела по которым вправе возбудить прокурор без каких-либо ограничений и вторая — дела по которым возбуждаются при осуществлении надзора за соблюдением Конституции и законов России. Похожего разграничения законодательство Украины не содержит. Законодательство Украины не требует сообщать прокурору о рассмотрении дел об административных правонарушениях. Тогда как согласно ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор извещается о месте и времени такого рассмотрения, если правонарушение совершено несовершеннолетним, а также в случае, когда дело возбуждено по инициативе прокурора. Отличается и порядок инициирования прокурором пересмотра постановления по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст. 290 КУоАП на указанное постановление прокурором вносится представление в течение десяти дней со дня его вынесения. Статья 30.10 КоАП России предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу, и последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на такое постановление могут быть опротестованы прокурором в течение десяти суток, что важно, со дня вручения либо получения копии постановления. Другой порядок опротестования определен относительно постановлений, которые вступили в законную силу. Правом принесения протеста на такие постановления в соответствии со ст. 30.12 КоАП РФ наделены только Генеральный прокурор, его заместители, прокуроры субъектов Федерации и их заместители. Таким образом, в Российской Федерации, в отличие от Украины, определены различные порядки инициирования прокурором пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в зависимости от того, вступили они в законную силу или нет. Отдельно следует сказать о более детальной регламентации российским законодательством последствий принесения протеста. Но перед этим стоит отметить, что Законом Украины от 18 сентября 2012 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам совершенствования деятельности прокуратуры» такой документ прокурорского реагирования, как протест, вообще исключен. Согласно упомянутому Закону на постановление по делу об административном правонарушении прокурором может вноситься представление. При этом если ранее протест прокурора приостанавливал действие опротестованного акта, то таких последствий для представления законодатель не предусмотрел. Закон о прокуратуре Российской Федерации положения, которое бы предусматривало приостановление действия опротестованного акта, также не содержит. Но отдельной нормой (ст. 31.6) КоАП РФ установлено, что судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о наложении административного взыскания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на постановление, вступившее в законную силу, до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, которые выпол
няют постановление. Исключением являются постановления об административном аресте, обязательных работах или административном приостановлении деятельности, выполнение которых даже в случае принесения протеста не приостанавливается. Подводя итоги, следует отметить, что КоАП РФ, по сравнению с КУоАП, более четко определяет статус прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях. Прежде всего, это касается взаимоотношений с судами, что пока остается чрезвычайно актуальным для украинского законодателя. Исходя из этого, процесс реформирования системы уголовной юстиции в Украине ни в коем случае не должен обойти вопрос статуса прокурора в сфере административно-юрисдикционного судопроизводства.
Пристатейный библиографический список
1. Административное право Украины. Академический курс: Учебник: В 2 т. / Ред. коллегия: В. Б. Аверьянов (председатель). М.: Юридическая мысль, 2004. Т. 1. 2. Кодекс Украины об административных правонарушениях: Научно-практический комментарий / Под общ. ред. А. С. Васильева, А. И. Миколенко. М.: ООО «Одиссей», 2010. 3. Косюта М. В. Роль прокуратуры в обеспечении законности при производстве по делам об административных правонарушениях // Вестник Национальной академии прокуратуры Украины. 2009. N 2. 4. Ломакин В. И. Прокурор в производстве по делам об административных правонарушениях: Дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. 5. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. Э. Г. Липатова, С. Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, 2008. 6. Винокуров Ю. Е. и др. Прокурорский надзор: Учебник / Под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2005.
Прокурорская академия: 308 новобранцев начали обучение на прокурора
Среди студентов люди разного возраста, статуса и достатка
Прокурорское обучение продлится год и потом все «новобранцы» смогут получить прокурорские должности в местных органах без всякого конкурса. Интересно, что среди этих будущих прокуроров есть бывшие прокуроры, говорится в ТСН.19.30.
Среди студентов люди разного возраста, статуса и достатка. Ярослав получил юридическое образование в Харькове, но в прокуроры сразу попасть не удалось. 2014 года Рада приняла новый закон: занять должность прокурора может лишь тот, кто имеет двухлетний стаж и прошел спецподготовку. Так дошли до последнего этапа только упрямые мечтатели.
Советник юстиции с двадцатилетним прокурорским стажем вышел на пенсию и заскучал, поэтому снова отправился на учебу.
Половина новоиспеченных студентов — люди солидные. На одну стипендию, которая составит около трех с половиной тысяч гривен, не проживут. Во время обучения будут подрабатывать.
«Помогают родственники, некоторую работу будем выполнять дистанционно. Есть надежда, что прокурорская награда будет достойная», — говорит сутдент Сергей Терехин.
Люди поскромнее будут проживать в комфортном общежитии, правда, за него нужно будет оплатить половину стипендии. Виталий Басараб из Мукачево делит комнату с еще тремя студентами из Львова. Здесь есть горячая вода, гардеробная, у каждого свой письменный стол. В коридоре — кухня.
В холодильниках студентов яйца домашние, кефир. Красной икры нет, пока что.
Будущих прокуроров учить прокуроры-бывшие и нынешние. Юрий Севрук, ушел с руководящих должностей в ГПУ в преподаватели. Говорит, трудно учить тех, кто когда-то работал с ним бок-о-бок. А таких добрая половина.
«Они недовольны, и наверное они имеют право быть недовольными. Но закон у нас предусматривает прохождение обучения всеми», — говорит проректор Национальной академии прокуратуры.
Генпрокурор Юрий Луценко настаивает, хочешь стать прокурором, получи юридическое образование и пройди спецподготовку. А за зарплату можно не волноваться, она освободит от необходимости брать взятки.
«Заработная плата стартует от 13 тысяч гривен. Согласитесь, в местных прокуратурах — это приличные деньги», — говорит Луценко.
В Нацакадемии началось обучение прокуроров, которые будут занимать должности без конкурсов
Оно продлится год, и потом все студенты смогут получить прокурорские должности в местных органах без всякого конкурса. Интересно, что среди этих будущих прокуроров есть прокуроры прежние.
Дал Юрий Луценко надежду и тем, кто хочет получать большую зарплату. Например, 150 тысяч гривен в месяц, как у него. Надо стать Генпрокурором. Но есть одно «но». Луценко готов уступить место только человеку с юридическим образованием.
Луценко заявил, что этот набор абитуриентов будет не последний. Он также надеется, что по аналогичному принципу будет проведена переаттестация тех прокуроров, которые уже работают. Если позволит Верховная Рада.
Прокуратура Донецкой области требует лишить русский язык статуса регионального
КИЕВ, 21 сентября. /ТАСС/. Прокуратура Донецкой области требует отменить решение областного совета, которым русский язык на территории области признан региональным.
«Аппаратом прокуратуры области установлено, что решением Донецкого областного совета от 16 сентября 2012 года «О реализации требований закона Украины «Об основах государственной языковой политики» на территории области наряду с украинским языком как государственным признан русский язык как региональный», — говорится в сообщении прокуратуры.
Конституционным судом 28 февраля 2018 года указанный документ был признан не соответствующим Основному закону. Поскольку Донецким областным советом в этой связи не было принято никаких мер по отмене принятого ранее решения, продолжили в ведомстве, «прокуратура Донецкой области направила в Донецкий окружной административный суд иск о признании указанного решения противоправным и недействительным».
Кроме того, в прокуратуре добавили, что для отмены таких же решений территориальных советов Волновахского, Константиновского, Славянского и Краматорского районов местными прокуратурами в суд направлены шесть исковых заявлений.
Законодательный вакуум
Закон «Об основах государственной языковой политики», так называемый закон Кивалова-Колесниченко, вступил в силу в августе 2012 года. Он предусматривал, что в 13 регионах Украины русский язык и другие языки нацменьшинств получают статус региональных языков, что практически приравнивает их к государственному. После этого ряд областных и городских советов Украины приняли решение о признании русского языка региональным.
В феврале 2014 года Верховная рада постановила считать закон о языковой политике утратившим силу. Спустя полгода 57 депутатов парламента попросили Конституционный суд дать оценку этому закону. 28 февраля 2018 года Конституционный суд Украины признал не соответствующим основному закону принятый в июне 2012 года закон «Об основах государственной языковой политики».
В начале сентября спикер Рады Андрей Парубий пообещал, что новый законопроект о языке будет рассмотрен как приоритетный. По его словам, после отмены закона Кивалова- Колесниченко образовался законодательный вакуум, который парламент должен заполнить, утвердив новый документ.
от 14 октября 2014 года №1697-VII
(В редакции Законов Украины от 28.12.2014 г. №76-VIII (вступил в силу 25.04.2015 г.), 28.12.2014 г. №77-VIII, 12.02.2015 г. №198-VIII, 02.03.2015 г. №213-VIII, 21.04.2015 г. №335-VIII, 02.07.2015 г. №578-VII, 24.12.2015 г. №911-VIII, 18.02.2016 г. №1020-VIII, 12.05.2016 г. №1355-VIII, 06.12.2016 г. №1774-VIII, 21.12.2016 г. №1798-VIII, 07.12.2017 г. №2232-VIII, 19.12.2017 г. №2249-VIII, 03.07.2018 г. №2475-VIII)
Этот Закон определяет правовые основы организации и деятельности прокуратуры Украины, статус прокуроров, порядок осуществления прокурорского самоуправления, а также систему прокуратуры Украины.
Раздел I Основы организации и деятельности прокуратуры
Статья 1. Прокуратура
1. Прокуратура Украины составляет единую систему, в порядке, предусмотренном настоящим Законом, осуществляет установленные Конституцией Украины функции с целью защиты прав и свобод человека, интересов общества и государства.
Статья 2. Функции прокуратуры
1. На прокуратуру возлагаются следующие функции:
1) поддержание государственного обвинения в суде;
2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных этим Законом;
3) надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
2. В целях реализации своих функций прокуратура осуществляет международное сотрудничество.
3. На прокуратуру не могут возлагаться функции, не предусмотренные Конституцией Украины.
Статья 3. Принципы деятельности прокуратуры
1. Деятельность прокуратуры основывается на принципах:
1) верховенства права и признания человека, его жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенности и безопасности наивысшей социальной ценностью;
2) законности, справедливости, беспристрастности и объективности;
4) презумпции невиновности;
5) независимости прокуроров, предусматривающий существование гарантий от незаконного политического, материального или иного воздействия на прокурора относительно принятия им решений при исполнении служебных обязанностей;
6) политической нейтральности прокуратуры;
7) недопустимости незаконного вмешательства прокуратуры в деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
8) уважения к независимости судей, предусматривающий запрет публичного высказывания сомнений в правосудности судебных решений вне процедуры их обжалования в порядке, предусмотренном процессуальным законом;
9) прозрачности деятельности прокуратуры, что обеспечивается открытым и конкурсным занятием должности прокурора, свободным доступом к информации справочного характера, предоставлением на запросы информации, если законом не установлено ограничений относительно ее предоставления;
10) неукоснительного соблюдения требований профессиональной этики и поведения.
Статья 4. Законодательство о прокуратуре и статус прокуроров
1. Организация и деятельность прокуратуры Украины, статус прокуроров определяются Конституцией Украины, этим и другими законами Украины, действующими международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Статья 5. Осуществление функций прокуратуры исключительно прокурорами
1. Функции прокуратуры Украины осуществляются исключительно прокурорами. Делегирование функций прокуратуры, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается.
Статья 6. Информирование о деятельности прокуратуры
1. Органы прокуратуры не менее двух раз в год информируют общество о своей деятельности путем сообщений в средствах массовой информации.
2. Генеральный прокурор лично не реже одного раза в год отчитывается перед Верховной Радой Украины на пленарном заседании о деятельности органов прокуратуры путем предоставления обобщенных статистических и аналитических данных.
3. Руководители региональных и местных прокуратур на открытом пленарном заседании соответствующего совета, на которое приглашаются представители средств массовой информации, не менее двух раз в год информируют население соответствующей административно-территориальной единицы о результатах деятельности на этой территории путем предоставления обобщенных статистических и аналитических данных.
4. Информация о деятельности прокуратуры обнародуется в общегосударственных и местных средствах массовой информации и на официальных веб-сайтах органов прокуратуры.
5. Органы прокуратуры обнародуют выданные ими нормативно-правовые акты по вопросам организации и деятельности прокуратуры Украины в порядке, установленном законом.
(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 21.12.2016 г. №1798-VIII)
Раздел II Организационные основы системы прокуратуры
Статья 7. Система прокуратуры Украины
1. Систему прокуратуры Украины составляют:
1) Генеральная прокуратура Украины;
2) региональные прокуратуры;
3) местные прокуратуры;
4) военные прокуратуры;
5) Специализированная антикоррупционная прокуратура.
2. К военным прокуратурам принадлежат Главная военная прокуратура (на правах структурного подразделения Генеральной прокуратуры), военные прокуратуры регионов (на правах региональных), военные прокуратуры гарнизонов и другие военные прокуратуры (на правах местных), перечень которых определяется в Приложении к настоящему Закону.
В случае если в силу исключительных обстоятельств в определенных административно-территориальных единицах не действуют органы прокуратуры Украины, которые призваны осуществлять там контроль, по решению Генерального прокурора выполнение их функций может полагаться на военные прокуратуры.
Образование, реорганизация и ликвидация военных прокуратур, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором.
3. Особенности организации и деятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры определены статьей 8-1 этого Закона. Образование Специализированной антикоррупционной прокуратуры, определение ее структуры и штата осуществляются Генеральным прокурором по согласованию с директором Национального антикоррупционного бюро Украины
4. Генеральная прокуратура Украины является органом прокуратуры высшего уровня относительно региональных и местных прокуратур, а региональная прокуратура является органом прокуратуры высшего уровня относительно местных прокуратур, расположенных в пределах административно-территориальной единицы, что подпадает под территориальную юрисдикцию соответствующей региональной прокуратуры.
5. Единство системы прокуратуры Украины обеспечивается:
1) единственными принципами организации и деятельности прокуратуры;
2) единым статусом прокуроров;
3) единым порядком организационного обеспечения деятельности прокуроров;
4) финансированием прокуратуры исключительно из Государственного бюджета Украины;
5) решением вопросов внутренней деятельности прокуратуры органами прокурорского самоуправления.
6. В системе прокуратуры может вводиться специализация прокуроров.
(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 12.02.2015 г. №198-VIII, 21.12.2016 г. №1798-VIII)
Статья 8. Генеральная прокуратура Украины
1. Генеральная прокуратура Украины организует и координирует деятельность всех органов прокуратуры с целью обеспечения эффективного выполнения функций прокуратуры.
2. Генеральную прокуратуру Украины возглавляет Генеральный прокурор , который имеет первого заместителя и четырех заместителей, а также заместителя Генерального прокурора — Главного военного прокурора.
3. В структуре Генеральной прокуратуры Украины образуются департаменты, управления, отделы, а также Генеральная инспекция. Управления и отделы могут быть самостоятельными или входить в состав департамента (управления). Положения о самостоятельных структурных подразделениях Генеральной прокуратуры Украины утверждаются Генеральным прокурором.
4. В Генеральной прокуратуре образуется (на правах самостоятельного структурного подразделения) Главная военная прокуратура, которую возглавляет заместитель Генерального прокурора — главный военный прокурор. На него приказом Генерального прокурора может также полагаться выполнение других служебных обязанностей.
5. В Генеральной прокуратуре Украины образуется (на правах самостоятельного структурного подразделения) Специализированная антикоррупционная прокуратура, на которую возлагаются следующие функции:
1) осуществление надзора за соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности, досудебного расследования Национальным антикоррупционным бюро Украины;
2) поддержание государственного обвинения в соответствующих производствах;
3) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, предусмотренных этим Законом и связанных с коррупционными или связанными с коррупцией правонарушениями.
В рамках реализации своих функций Специализированная антикоррупционная прокуратура осуществляет международное сотрудничество.
(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 12.02.2015 г. №198-VIII, 02.07.2015 г. №578-VII, 12.05.2016 г. №1355-VIII, 21.12.2016 г. №1798-VIII)
Статья 8-1. Особенности организации и деятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры
1. Назначение прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры осуществляется руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры по результатам открытого конкурса, который проводит конкурсная комиссия в составе руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры и определенных им и Генеральным прокурором лиц.
Состав комиссии и порядок проведения ею открытого конкурса определяются руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры.
2. Назначение на административную должность в специализированной антикоррупционной прокуратуре осуществляется по результатам открытого конкурса. На должности, предусмотренные пунктами 1-3 части третьей статьи 39 настоящего Закона, назначение осуществляется Генеральным прокурором, а на должности, предусмотренные пунктами 4 и 5 части третьей статьи 39 этого Закона, — руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Участие в конкурсе могут принимать лица, которые отвечают требованиям, определенным в статье 27 настоящего Закона.
Организация и проведение конкурса осуществляются конкурсной комиссией, в состав которой входят:
1) четыре человека, определенные Советом прокуроров Украины;
2) семь человек, определенных Верховной Радой Украины.
Членами конкурсной комиссии должны быть лица, имеющие безупречную деловую репутацию, высокие профессиональные и моральные качества, общественный авторитет, а также значительный опыт деятельности в сфере предотвращения или противодействия коррупции. Не могут быть членами конкурсной комиссии государственные служащие или лица, которые занимают политические должности, депутаты Верховной Рады Украины и местных советов, военнослужащие, работники правоохранительных органов, а также члены политических партий.
Конкурсная комиссия является полномочной, если в ее состав назначено не менее шести человек. В случае если в течение трех месяцев со дня назначения в состав комиссии представителей Советом прокуроров Украины Верховная Рада Украины не назначит в установленном порядке ни одного лица, комиссия считается полномочной при условии вхождения в ее состав четырех человек.
Конкурсная комиссия на своем первом заседании избирает из числа членов конкурсной комиссии, определенных Верховной Радой Украины, председателя конкурсной комиссии. Председателем должен быть общепризнанный и авторитетный эксперт, имеющий богатый опыт, заинтересованность или известный своими действиями в поддержку борьбы с коррупцией.
Информация о дате, времени и месте проведения конкурса, кандидатах, подавших заявление об участии в конкурсе, публикуется на официальном сайте Генеральной прокуратуры Украины не позднее чем за 24 часа до начала конкурса.
Кандидатуры, отобранные конкурсной комиссией, по одной на каждую из административных должностей в специализированной антикоррупционной прокуратуре, предусмотренных пунктами 2 и 3 части третьей статьи 39 настоящего Закона, представляются на рассмотрение руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, который вносит кандидатуру на рассмотрение Генерального прокурора для дальнейшего назначения на административную должность.
Кандидатура, отобранная конкурсной комиссией на должность руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, подается на рассмотрение Генерального прокурора. Отобранные конкурсной комиссией кандидаты на каждую из административных должностей, предусмотренных пунктами 4 и 5 части третьей статьи 39 настоящего Закона, представляются на рассмотрение руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры для дальнейшего назначения на административную должность.
Кандидатуры на должности руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, его первого заместителя и заместителя, отобранные конкурсной комиссией, представляются на рассмотрение Генерального прокурора только после получения конкурсной комиссией подтверждения об их соответствии требованиям законов Украины «Об очистке власти» и «О предупреждении коррупции» , а также на получение допуска к государственной тайне в соответствии с Законом Украины «О государственной тайне».
Конкурс на занятие административных должностей в специализированной антикоррупционной прокуратуре проводится публично, со свободным доступом представителей средств массовой информации, журналистов на заседание конкурсной комиссии и с обеспечением трансляции в режиме реального времени видео- и аудиоинформации с заседаний конкурсной комиссии в сети Интернет. Информация о времени и месте проведения заседания конкурсной комиссии публикуется на официальном веб-сайте Генеральной прокуратуры Украины не позднее чем за 24 часа до начала заседания.
3. Специализированная антикоррупционная прокуратура располагается в служебных помещениях Национального антикоррупционного бюро Украины или в служебных помещениях Генеральной прокуратуры Украины (региональной или местной прокуратуры), которые расположены отдельно от других служебных помещений Генеральной прокуратуры Украины (региональной или местной прокуратуры).
4. В общую структуру Специализированной антикоррупционной прокуратуры входят центральный аппарат и территориальные филиалы, которые располагаются в тех же городах, в которых расположены территориальные управления Национального антикоррупционного бюро Украины.
5. Руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры подчиняется непосредственно Генеральному прокурору
Прокурорами высшего уровня для руководителей управлений, отделов и их заместителей, прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры является руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры, его первый заместитель и заместитель, для заместителя и первого заместителя руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры — руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Генеральный прокурор, его первый заместитель и заместители не имеют права давать указания прокурорам Специализированной антикоррупционной прокуратуры и осуществлять другие действия, которые прямо касаются реализации прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры полномочий. Письменные приказы административного характера, которые касаются организации деятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры, выдаются по обязательному согласованию руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры.
6. Руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры, его первый заместитель и заместитель в пределах срока, на который они были назначены, без их согласия не могут быть переведены в другое подразделение Генеральной прокуратуры Украины или региональной или местной прокуратуры.
7. Надзор за досудебным расследованием коррупционных преступлений в случае их совершения прокурором Специализированной антикоррупционной прокуратуры осуществляет прокурор, который определяется Генеральным прокурором из числа своих заместителей (кроме руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры) или руководителей департаментов Генеральной прокуратуры Украины.
8. Заместитель Генерального прокурора — руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры:
1) представляет Специализированную антикоррупционную прокуратуру в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, международными организациями и иностранными органами власти;
2) организует деятельность Специализированной антикоррупционной прокуратуры;
3) осуществляет распределение обязанностей между первым заместителем и заместителем руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры;
4) определяет после начала досудебного расследования прокурора, осуществляющего полномочия прокурора в конкретном уголовном производстве;
5) определяет группу прокуроров, осуществляющих полномочия прокуроров в особо сложном уголовном производстве, а также прокурора для руководства такой группой;
6) принимает на работу и увольняет с работы работников Специализированной антикоррупционной прокуратуры, которые не являются прокурорами;
7) в десятидневный срок со дня их возникновения уведомляет квалификационно-дисциплинарную комиссию прокуроров Украины о наличии вакантных или временно вакантных должностей в Специализированной антикоррупционной прокуратуре;
8) контролирует ведение и анализ статистических данных, организует изучение и обобщение практики применения законодательства и информационно-аналитическое обеспечение подчиненных прокуроров с целью повышения качества осуществления ими своих функций;
9) обеспечивает выполнение требований по повышению квалификации прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры;
10) осуществляет другие полномочия, предусмотренные этим и другими законами Украины.
(В статью 8-1 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 02.07.2015 г. №578-VII, 18.02.2016 г. №1020-VIII, 21.12.2016 г. №1798-VIII)
Статья 9. Полномочия Генерального прокурора
1. Генеральный прокурор:
1) представляет прокуратуру в отношениях с органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также прокуратурами других государств и международными организациями;
2) организует деятельность органов прокуратуры Украины, в том числе определяет пределы полномочий Генеральной прокуратуры Украины, региональных и местных прокуратур в части выполнения конституционных функций;
3) назначает прокуроров на административные должности и освобождает их от административных должностей в случаях и порядке, установленных настоящим Законом;
4) в установленном настоящим Законом порядке на основании решения квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров принимает решение о применении к прокурору Генеральной прокуратуры Украины, прокурора региональной или местных прокуратур дисциплинарного взыскания или о невозможности дальнейшего пребывания в должности прокурора;
5) назначает на должности и освобождает от должностей прокуроров Генеральной прокуратуры Украины, в случаях и порядке, установленных настоящим Законом;
6) в десятидневный срок со дня освобождения должности сообщает квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров о наличии вакантной или временно вакантной должности в Генеральной прокуратуре Украины;
6-1) осуществляет распределение обязанностей между первым заместителем и заместителями Генерального прокурора;
7) утверждает акты относительно вопросов по внутренней организации деятельности органов прокуратуры;
8) обеспечивает выполнение требований по повышению квалификации прокуроров Генеральной прокуратуры Украины;
9) утверждает общие методические рекомендации для прокуроров с целью обеспечения одинакового применения норм законодательства Украины при осуществлении прокурорской деятельности;
9-1) по представлению Генеральной инспекции направляет материалы в Государственное бюро расследований;
10) осуществляет другие полномочия, предусмотренные этим и другими законами Украины.
2. Генеральный прокурор издает приказы по вопросам, относящимся к его административным полномочиям, в пределах своих полномочий, на основании и во исполнение Конституции и законов Украины.
Приказы Генерального прокурора нормативно-правового содержания подлежат государственной регистрации Министерством юстиции Украины и включаются в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов.
Приказы Генерального прокурора, что является нормативно-правовыми актами, после включения в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов публикуются на государственном языке в официальных печатных изданиях.
Все приказы Генерального прокурора обнародуются на государственном языке на официальном сайте Генеральной прокуратуры Украины с соблюдением требований режима секретности.
Приказы Генерального прокурора, что являются нормативно-правовыми актами и прошли государственную регистрацию, вступают в силу со дня официального опубликования, если иное не предусмотрено самими актами, но не ранее дня официального опубликования.
Приказы Генерального прокурора или их отдельные части могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в административный суд в порядке, установленном законом.
3. В случае отсутствия Генерального прокурора его полномочия осуществляет первый заместитель Генерального прокурора, а в случае отсутствия первого заместителя — один из заместителей Генерального прокурора.
(В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 02.07.2015 г. №578-VII, 12.05.2016 г. №1355-VIII, 21.12.2016 г. №1798-VIII)
Статья 10. Региональные прокуратуры
1. В системе прокуратуры Украины действуют региональные прокуратуры, к которым относятся прокуратуры областей, Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя.
2. Региональная прокуратуру возглавляет руководитель региональной прокуратуры — прокурор области, Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя, который имеет первого заместителя и не более трех заместителей.
3. В структуре региональной прокуратуры образуются подразделения — управления и отделы.
(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.07.2015 г. №578-VII)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 11. Полномочия руководителя региональной прокуратуры
1. Руководитель региональной прокуратуры:
1) представляет региональную прокуратуру в отношениях с органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, предприятиями, учреждениями и организациями;
2) организует деятельность региональной прокуратуры;
3) назначает на должности и освобождает от должностей прокуроров региональных и местных прокуратур в установленном настоящим Законом порядке;
4) утверждает акты по вопросам, касающимся организации деятельности региональной прокуратуры;
5) в десятидневный срок с момента освобождения должности сообщает квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров о наличии вакантной или временно вакантной должности в региональной прокуратуре;
6) обеспечивает выполнение требований по повышению квалификации прокуроров региональной прокуратуры;
7) назначает на административные должности и освобождает от административных должностей прокуроров в случаях и порядке, установленных настоящим Законом;
8) в установленном настоящим Законом порядке на основании решения квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров принимает решение о применении к прокурору региональных и местных прокуратур дисциплинарного взыскания или о невозможности дальнейшего пребывания его в должности прокурора;
9) контролирует ведение и анализ статистических данных, организует изучение и обобщение практики применения законодательства и информационно-аналитическое обеспечение прокуроров с целью повышения качества осуществления ими своих функций;
10) осуществляет другие полномочия, предусмотренные этим и другими законами Украины.
2. Руководитель региональной прокуратуры издает приказы по вопросам, относящимся к его административным полномочиям.
3. В случае отсутствия руководителя региональной прокуратуры его полномочия осуществляет первый заместитель руководителя региональной прокуратуры, а в случае его отсутствия — один из заместителей руководителя региональной прокуратуры.
(В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.07.2015 г. №578-VII)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 12. Местные прокуратуры
1. В системе прокуратуры Украины действуют местные прокуратуры, перечень и территориальная юрисдикция которых определяется в Приложении к настоящему Закону.
2. Местную прокуратуру возглавляет руководитель местной прокуратуры, который имеет первого заместителя и не более двух заместителей.
3. В структуре местной прокуратуры в случае необходимости образуются такие подразделения, как отделы.
(Статья 12 вступает в силу 15 декабря 2015 года)
(В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.07.2015 г. №578-VII)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 13. Полномочия руководителя местной прокуратуры
1. Руководитель местной прокуратуры:
1) представляет местную прокуратуру в отношениях с органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, предприятиями учреждениями и организациями;
2) организует деятельность местной прокуратуры;
3) в десятидневный срок со дня освобождения должности сообщает квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров о наличии вакантной или временно вакантной должности в местной прокуратуре;
4) обеспечивает выполнение требований по повышению квалификации прокуроров местной прокуратуры;
4-1) назначает на административные должности и освобождает от административных должностей прокуроров в случаях и порядке, установленных настоящим Законом;
4-2) контролирует ведение и анализ статистических данных, организует изучение и обобщение практики применения законодательства, информационно-аналитическое обеспечение прокуроров с целью повышения качества осуществления ими своих функций;
5) осуществляет другие полномочия, предусмотренные этим и другими законами Украины.
2. Руководитель местной прокуратуры издает приказы по вопросам, относящимся к его административным полномочиям.
3. В случае отсутствия руководителя местной прокуратуры его полномочия осуществляет первый заместитель руководителя местной прокуратуры, а в случае его отсутствия — один из заместителей руководителя местной прокуратуры.
(В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.07.2015 г. №578-VII)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 14. Количественный состав и структура органов прокуратуры
1. Общая численность работников органов прокуратуры составляет не более 15000 человек.
2. В структуре органов прокуратуры устанавливаются должности государственных служащих, других работников, деятельность которых регулируется настоящим Законом и другими законодательными актами Украины.
(В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 28.12.2014 г. №76-VIII, 02.07.2015 г. №578-VII, 07.12.2017 г. №2232-VIII)
(см. предыдущую редакцию)
Раздел III Статус прокурора
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.