Полномочия оставить за собой
Полномочия по контролю за техосмотром страховщики хотят оставить за собой
Российский союз автостраховщиков считает, что передача полномочий (в сфере техосмотра машин) Росаккредитации не повысит безопасность дорожного движения в стране.
Президент РСА Игорь Юргенс считает, что планируемая правительством реформа системы техосмотра не поможет улучшить ныне сложившуюся ситуацию. Отметим, тревогу как властей, так и страховщиков вызывает то, что многие автовладельцы в России покупают диагностические карты у операторов ТО, которые не производят осмотр, а просто подписывают требуемые документы.
«В настоящее время в правительстве рассматривается несколько вариантов совершенствования системы техосмотра, в том числе передача аккредитации операторов технического осмотра от РСА к Росаккредитации. Окончательных решений нет. Но мы будем настаивать на сохранении наших полномочий», — комментирует Игорь Юргенс.
«Передача полномочий Росаккредитации, как предполагает один из рассматриваемых вариантов дальнейшей судьбы техосмотра, ничего не решает, — уверен глава Российского союза автостраховщиков. — Корень зла в другом — в несовершенстве законодательства и отсутствии правовых барьеров».
Специалисты РСА считают, что для улучшения ситуации необходимы разработка и утверждение технических требований, обеспечивающих защищенное и персонифицированное подключение информационных систем операторов ТО к единой автоматизированной системе осмотра транспортных средств, собственником которой является МВД РФ. Сообщается, что специальные программные ограничения в системе, которые предлагает установить Союз, смогут выявлять поддельные диагностические карты, что улучшит дисциплину операторов и автовладельцев.
На данный момент уже разработаны предложения по совершенствованию системы техосмотра, которые направлены первому заместителю председателя правительства РФ Игорю Шувалову. В их числе: возврат штрафов за отсутствие техосмотра; контроль за наличием диагностических карт с помощью комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД; а также введение права регресса к тем страхователям, которые на момент ДТП не имели технического осмотра.
Также по мнению членов Союза, нужно внести изменения в КоАП РФ в части расширения прав органов ГИБДД: наделить их правом проводить расследование нарушения законодательства в сфере технического осмотра, установить административную ответственность экспертов при проведении ТО транспортных средств. Предлагается и создание единого российского союза операторов (по аналогии с РСА).
Полномочия по осени сосчитают
Как сообщил М.Шаймиев в интервью «Интерфаксу» в среду, законопроекты станут результатом деятельности соответствующей комиссии при главе государства. «Пока проделан первый этап длительной и очень кропотливой работы. Теперь необходимо определиться с тем, как реализовать на практике все наработки комиссии», — отметил М.Шаймиев, входящий в состав этой комиссии.По его словам, комиссии удалось выработать много конструктивных предложений, направленных на обеспечение более четкого разграничения полномочий федеральных и региональных органов власти, а также местного самоуправления.При этом, считает Президент Татарстана, нерешенными остались вопросы организации местного самоуправления.
Глава республики напомнил, что в России около 15 тысяч органов местного самоуправления. При этом лишь порядка 400 являются бюджетообеспеченными, остальные же не имеют ни бюджетного обеспечения, ни доходной базы.
«Нет также механизма взаимодействия муниципальных органов с органами госвласти. В этой связи должны быть внесены большие изменения в закон о местном самоуправлении», — полагает М.Шаймиев.
По его мнению, и сейчас сохраняются тенденции, когда федеральные органы власти стремятся оставить за собой как можно больше полномочий по предметам совместного ведения. При этом, как сказал татарстанский лидер, чиновники ссылаются на Гражданский кодекс, хотя, по его мнению, при разграничении полномочий между органами власти руководствоваться нужно только Конституцией.
Немало спорных моментов, пояснил М.Шаймиев, возникает по вопросам собственности, недр и иных богатств. Он отметил, что федеральный центр претендует на них безапелляционно, хотя по Конституции РФ природные богатства относятся к предметам совместного ведения.
М.Шаймиев также указал на попытки федеральных властей излишне детализировать законы по предметам совместного ведения, что, по мнению главы республики, ведет к искусственному размыванию законодательной базы самих субъектов Федерации.
По его мнению, не соблюдается баланс интересов центра и регионов и по бюджетным вопросам. «Все относительно легко собираемые налоги центр забирает себе, вследствие чего на местах зачастую не могут решить повседневные проблемы, касающиеся жизнеобеспечения населения», — пояснил М.Шаймиев.
Делегирование полномочий в организации
Большинство прогрессивных современных руководителей и владельцев бизнеса признают, что делегирование полномочий в организации — это почти единственная для них возможность рационального использования своего времени, а также мощный инструмент мотивации персонала. В то же время редкий владелец компании или топ-менеджер не опасается, что делегировав задачи подчиненным, он подвергнет бизнес опасности или даже разрушению. Многие в подобных случаях убеждают себя, что подчиненные не настолько компетентны, чтобы им можно было доверить решение серьезных задач. В результате у занятого оперативным руководством менеджера не хватает времени на стратегическое развитие бизнеса, он упускает выгодные возможности, появляются проблемы в семейных отношениях и здоровье. Как же использовать преимущества делегирования и при этом не только не потерять, но и укрепить свой бизнес?
Делегирование полномочий — признак корпоративной культуры компании
Если руководитель боится доверить подчиненному даже небольшой объем работы, которую обычно выполняет сам, — это свидетельство его слабости и неуверенности в собственном профессионализме. Человек предпочитает самостоятельно отвечать перед вышестоящим руководством за работу подразделения, потому что боится конкуренции и появления в окружении более талантливого конкурента. Именно поэтому эффективность делегирования полномочий в компании тем выше, чем выше в ней уровень корпоративной культуры. То есть в коллективе поощряют инициативу и взаимное доверие, опытные сотрудники охотно обучают новичков, не боясь конкуренции: они уверены, что, подготовив себе достойную смену, могут рассчитывать на повышение в карьере. Это классический случай, когда делегирование в организации стимулирует саморазвитие и самообразование персонала, раскрытие новых его способностей и талантов.
Стратегическая инициатива — это полномочие руководителя
Надо понимать, что делегирование предполагает и адресование подчиненному ответственности за результаты работы на определенном участке. Подчиненным, как правило, поручают оперативное руководство рабочим процессом, решение насущных повседневных проблем и вопросов. Таким образом, у руководителя появляется больше времени на постановку задач и поиск решений по стратегическим вопросам развития предприятия. Высокая эффективность делегирования полномочий в организации достигается за счет того, что у руководителя больше нет необходимости контролировать весь цикл рабочего процесса, но ответственность за постановку целей, принятие важных решений, стратегию развития компании он должен обязательно оставлять за собой. Распределение ответственности — очень деликатный вопрос при работе с инструментом делегирования. Неся ответственность за результат работы компании в целом, руководитель, передавая подчиненному часть своего функционала, должен делегировать ему и долю ответственности. Если полномочия руководителя участка не будут подтверждены официальным документом, ситуация может обернуться саботажем подчиненных и конфликтами.
Как правильно работать с инструментом делегирования
Управление — это творческий процесс, а поэтому полномочия нельзя делегировать в приказном порядке, успех возможен только в случае заинтересованного согласия подчиненного. Только от проницательности руководителя и умения разбираться в людях зависит, передаст ли он часть своего функционала ответственному подчиненному, стремящемуся к повышению своего профессионализма, или откровенному карьеристу. Процедура делегирования полномочий контроля над процессом подчиненному должна оформляться документально. Это может быть приказ, протокол или любой другой документ, в котором четко описываются зоны работы и ответственности кандидата на должность руководителя отдельного проекта либо участка работы. В документе также должно быть указано, какие решения кандидат может принимать самостоятельно, а какие после согласования с другими должностными лицами или вышестоящим руководством. С документом необходимо обязательно ознакомить всех сотрудников, работающих на участке или задействованных в проекте. Сотруднику, принимающему на себя полномочия и ответственность, необходимо четко сформулировать ожидания: какой результат, в каком виде и в какие сроки от него требуется. Одновременно с делегированием полномочий кандидату передаются и ресурсы, необходимые для выполнения задачи: финансирование, материальные ценности, персонал. Наконец, важный пункт процедуры делегирования — значимое для кандидата вознаграждение, которое он получит за свой труд. Это может быть более высокий оклад, какие-либо нематериальные блага или возможности. Таким образом, сотрудник, принимая делегированные полномочия в организации, получает комплекс организационных, финансовых, юридических и психологических инструментов, необходимых для успешного решения поставленной задачи. Следует учитывать, что обретя новый функционал, поначалу сотрудник может нуждаться в советах и консультациях руководителя. Но нельзя не отметить преимущество того, что освоившись в новом амплуа, он со временем освободит руководителя от груза рутинных повседневных обязанностей.
Роскосмосу и Объединенной ракетно-космической корпорации нашли арбитра в аппарате правительства
Распределять полномочия Федерального космического агентства (Роскосмос) и Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) будет правительство. Как стало известно «Ъ», курировать процесс доверено заместителю главы аппарата правительства Игорю Боровкову — уже к 1 февраля ему предстоит отчитаться перед вице-премьером Дмитрием Рогозиным о проделанной работе. Источники «Ъ» объясняют этот шаг желанием не допустить конфликта между руководителем Роскосмоса Олегом Остапенко и его заместителем Игорем Комаровым, который возглавит ОРКК.
О том, что курировать распределение полномочий между Роскосмосом и ОРКК будет Игорь Боровков, «Ъ» рассказал высокопоставленный источник в аппарате правительства. «До 1 февраля Боровков должен предоставить вице-премьеру проекты документов, в которых будут прописаны полномочия агентства и корпорации»,— подчеркнул собеседник «Ъ», добавив, что с таким поручением выступил Дмитрий Рогозин. Пресс-секретарь премьера Дмитрия Медведева Наталья Тимакова заявила «Ъ», что «распределение полномочий входит в компетенцию Игоря Боровкова исходя из его рабочих обязанностей».
Космические активы слились в уставе
Для Роскосмоса нормативным документом считается положение об агентстве, а для ОРКК — устав. Ранее их разработкой занималось само космическое ведомство. Так, Роскосмос уже подготовил проект обновленного положения о ведомстве, а также расписал полномочия ОРКК. Однако, как отметил высокопоставленный источник «Ъ» в космическом ведомстве, оба документа были подготовлены и отправлены в правительство еще при экс-главе ведомства Владимире Поповкине. После назначения главой Роскосмоса Олега Остапенко проекты было решено переработать с учетом пожеланий нового руководства. Однако в Белом доме решили поработать с документами самостоятельно.
Основной причиной, по сведениям «Ъ», стало желание правительства не допустить конфликта между Олегом Остапенко и его заместителем Игорем Комаровым, который в перспективе станет президентом ОРКК. Это предупреждающая мера, утверждает источник «Ъ» в правительстве: пока никаких рабочих конфликтов в руководстве Роскосмоса не было. «Хотя раньше Остапенко и Комаров по рабочим вопросам никогда не пересекались и не взаимодействовали, им удалось сработаться,— говорит собеседник «Ъ».— Нам важно, чтобы конфликтных точек у них было как можно меньше, а при самостоятельном распределении полномочий они бы неизбежно возникли».
Как Роскосмос вывел себя на контрольную орбиту
Напомним, что реформа космической отрасли заключается в разделении функций: формировать госполитику и выступать в роли заказчика будет агентство, корпорация же станет генподрядчиком и сосредоточится на исполнении госзаказа. При этом Роскосмос, например, ранее хотел оставить за собой право влиять на формирование органов управления ОРКК, что могло рассматриваться как вмешательство в деятельность корпорации. Перед Игорем Боровковым стоит задача систематизировать и перераспределить полномочия таким образом, чтобы Роскосмос не вмешивался во внутренние дела ОРКК, и наоборот. Господин Боровков является не только заместителем главы аппарата правительства, но и руководителем аппарата военно-промышленной комиссии, возглавляемой вице-премьером Рогозиным. Несмотря на то что напрямую с космической тематикой господин Боровков не связан, собеседники «Ъ» называют его «опытным функционером, умеющим в короткие сроки реализовать поставленную задачу».
«Было бы неверно оставлять Остапенко и Комарова договариваться о распределении полномочий без помощи третьего лица, это породило бы конфликт, ведь каждый из них желает оставить за собой максимально широкие полномочия,— считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.— Боровков будет выступать в роли арбитра, а принятые им решения с учетом имеющегося статуса едва ли кто-то в космической отрасли осмелится оспорить».
Как Роскосмос терял кадры
5 декабря руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос) Олег Остапенко уволил заместителя директора Центра эксплуатации наземной и космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) Николая Ваганова, отвечавшего за обеспечение реализации программ и планов создания ракетно-космической техники. Читайте подробнее
Как Роскосмос избавляется от наследия Владимира Поповкина
До конца декабря новое руководство Федерального космического агентства (Роскосмос) определит судьбу Центра обеспечения реализации программ и планов создания ракетно-космической техники, который был создан экс-главой ведомства Владимиром. Читайте подробнее
Полномочия оставить за собой
Напомним, надзорный орган проверил справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, поданную депутатом Малышевской Думы Михаилом Кудрявцевым, бывшим на тот момент председателем Думы. Оказалось, что в декларации не указан земельный участок площадью 1626 квадратных метров, на который супруга депутата в ноябре 2016 года заключила договор аренды. Об этом наша газета рассказала в материале «Забыл указать в декларации?» («АР» №23-24 за 1 марта 2018 года). Ситуация получила продолжение.
— На внеочередном заседании, — сообщил председатель Думы Малышевского городского округа Дмитрий ШУСТОВ, — рассмотрели представление прокуратуры с предложением досрочно прекратить полномочия депутата Михаила Кудрявцева.
Обсуждение вопроса оказалось длительным и достаточно эмоциональным. На Думе заслушали М.И. Кудрявцева. Выяснилось, что договор аренды названного участка с администрацией Малышевского городского округа заключен на десять лет, но не прошел необходимую регистрацию. Этот факт для большинства депутатов имел важное значение.
Народные избранники справедливо указывали коллеге, что, несмотря на отсутствие регистрации, земельный участок все-таки следовало указать в декларации, приложив к тексту пояснительную записку с объяснением ситуации.
Тем не менее они учли вновь открывшийся факт, и большинством голосов решили досрочно полномочия коллеги не прекращать.
Фактически принятие окончательного решения —
за прокуратурой г. Асбеста. На февральском заседании Думы заместитель прокурора, советник юстиции В. С. Андреев заверил депутатов: если они досрочно не прекратят полномочия М.И. Кудрявцева, прокуратура оставляет за собой право обратиться в суд.
Если последует обращение в суд, прокуратуре предстоит доказать, что несмотря на отсутствие регистрации, фактическое использование земельного участка Кудрявцевы осуществляли.
В. ДЕНИСОВ.
«АР» от 22 марта 2018 года.
Битва за полномочия: отнять или вернуть?
В ряде регионов России полномочия по выдаче разрешений на строительство передаются от муниципалитетов региональным властям. Региональные чиновники объясняют это обеспечением экономической безопасности, борьбой с коррупцией и централизацией функций. Их противники в муниципалитетах опасаются, что решения будут приниматься без учета их мнения. Как на данный момент обстоят дела в регионах в этом вопросе, расскажет «РК».
«РК» уже неоднократно писал
о долгой борьбе администраций Екатеринбурга и Свердловской области. Последняя решила забрать у первой те самые полномочия, на что первая отреагировала очень болезненно. Уже много воды утекло, и конфликт угас перед выборами, когда серого кардинала городской администрации Тунгусова в знак перемирия перевели в администрацию губернатора. Тем не менее, к 2018 году администрацию Екатеринбурга готовятся покинуть шесть руководителей. «Изъятие у городской администрации полномочий в сфере градостроительства – целенаправленная политика областных властей. Передача полномочий с муниципального уровня на региональный началась не сегодня. Областные власти уже забрали себе полномочия по управлению неразграниченными землями на территории Екатеринбурга, в сфере рекламы и организации публичных мероприятий. Представители городской власти отрицательно относятся к данной политике, что, естественно, обостряет отношения между уровнями власти и приводит к росту политической неустойчивости. Основные цели такой политики – подрыв финансовой основы городской команды и переориентация городского бизнес-сообщества (строителей и девелопмент) на областную власть»
отмечает, что общий настрой «оставить хозяйство при первой возможности» у части городских чиновников усугубляется не только уходом Тунгусова в область. Замороженный то ли по инициативе губернатора, то ли главой его администрации процесс возврата градостроительных полномочий на уровень муниципалитета демотивирует пришедших в мэрию из бизнеса.
«Специально с замглавы администрации по вопросам капитального строительства и землепользования Алексеем Белышевым сидели и изучали «нормативку» готовящегося бюджета — нет даже полунамека на то, что градостроительные полномочия нам возвратят. Не удивлюсь, если Белышев уже думает вернуться назад в бизнес (он возглавлял компании строительной отрасли)», — объясняет настроение коллег анонимный чиновник.
Другая часть команды несколько разочарована отсутствием полномасштабного захвата кресел в областной власти. «Сколько было слов, как мы отправим всех восвояси. Все на своих местах сидят, еще прочнее даже, чем раньше. Кто перешел? Директор департамента информационной политики губернатора Александр Иванов, вице-губернатор Сергей Швиндт, и что, полномочия у них безграничные? Там попробуй влево-вправо шагнуть — и получишь, особенно на ЧМ-2018, где все расписано. Министра культуры он получит своего, хорошо, Но бывший директор ТЮЗаУчайкина уже недели три не работает — в Думу у нас ее на полную ставку взяли, да и той уже лишают, а министра пока так и не дали», — говорит другой чиновник.
И действительно, муниципальные чиновники по всей стране, в связи передачей полномочий регионам теряют нити управления и возможность, что уж греха таить, обогатиться. Естественно, это демотивирует их работать.
Представитель АПЭК в Свердловской области, доцент кафедры теории и истории политической науки УрФУ Руслан Мухаметов еще год назад пояснял «РК», что целью реформы является подрыв финансовой основы команды мэра Ройзмана.
Между тем новый молодой и энергичный врио губернатора Калининградской области этой осенью также заявил, что помимо прочих реформ, будет проведена передача полномочий от муниципалитетов области, и именно регион будет выдавать разрешения на строительство. В октябре часть глав местных администарций даже поспешили официально согласиться с необходимостью поделиться властью.
Главы Янтарного и Гурьевского городских округов — Алексей Заливатский и Сергей Подольский высказались следующим образом.
«Выдача разрешений на строительство будет происходить централизовано. Считаю, что это правильное решение, так как должна быть единая политика в сфере градостроения», — цитирует Сергея Подольского сайт регионального правительства.
«С муниципалитетов снимаются обязанности на выдачу разрешения строительства в части градостроительной деятельности. Я думаю, что на жителях региона это никак не отразится. Планируется, что вся деятельность будет проводиться через многофункциональные центры. Любой житель области может подать заявление в МФЦ и получить разрешение на строительство в установленный срок», — приводит слова Заливатского РБК.
И уже 7 ноября стало официально известно содержание законопроекта губернатора. В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2017 года. Согласно документу, между уровнями власти будут перераспределены следующие полномочия: подготовка и утверждение документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования, градостроительных планов земельных участков; утверждение документации по планировке территории; выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию; принятие решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и так далее.Принятие закона потребует выделения дополнительных расходов в областном бюджете. Предполагается, что затраты на создание и содержание 30 рабочих мест (20 должностей государственной службы, 10 технических должностей) обойдутся в 28 млн руб.
Еще 28 млн руб. правительство намерено направить на разработку отсутствующих документов территориального планирования (2 городских округа) и градостроительного зонирования (6 городских округов). Сюда же включены расходы на нормативы градостроительного проектирования (23 муниципалитета). Подробные расчеты будут представлены в рамках соответствующей программы, пишет портал РуГрад.
Лидер калининградской общественной организации «Справедливость» Константин Дорошок считает это символом процесса по постепенному отъему полномочий у муниципалитетов.
Доцент кафедры политологии и социологии Балтийского федерального университета им. И. Канта, доктор политических наук Владимир Абрамов тем временем предостерег региональные власти от того, чтобы разрешительные процедуры стали дороже и сложнее для бизнеса.
В других регионах
Где-то, как и в Свердловске, на разных стадиях обсуждается возврат полномочий обратно муниципалитетам. Вот, например, в конце прошлого месяца Самарская облдума обсудила законопроект, предполагающий возвращение муниципалитетам полномочий для распоряжения землей, государственная собственность на которую не разграничена, градостроительных полномочий, а также полномочий по выдаче разрешений на строительство и ввода объектов в эксплуатацию. В настоящее время на территории Самарской области этим занимается региональное Министерство строительства. У всех заинтересованных в этом законе сторон, по словам заместителя Администрации губернатора Владимира Моргунова, который выступал с докладом, не возникло возражений по поводу передачи на уровень местного самоуправления полномочий по распоряжению землей и градостроительных полномочий, однако по вопросу выдачи разрешений на строительство мнения разделились. Выдача разрешений на строительство осуществляется по двум направлениям: по объектам, в отношении которых проводится государственная экспертиза, а также по тем объектам, которым государственная экспертиза не нужна. Региональное Министерство строительства предлагает оставить за собой полномочия в выдаче разрешений на строительство тех объектов, которым необходима государственная экспертиза, т.е. оставить за собой контроль за наиболее важными и масштабными проектами. Также Минтсрой не хочет передавать муниципалитетам и полномочия о разрешении сдачи объектов в эксплуатацию. Решать вопрос о перераспределении этих полномочий должна будет совместная рабочая группа, созданная при Комитете по местному самоуправлению и Комитете по строительству Самарской губернской думы, отмечает портал СитиТрафик.ру.
Да и в Нижнем Новгороде хотят вернуть власть обратно. Депутаты городской думы выступили за возвращение административному центру области градостроительных полномочий, как это было до 2015 года. Этот вопрос обсуждался 15 ноября на заседании постоянной комиссии по развитию города, строительству и архитектуре, сообщает пресс-служба Гордумы. Депутаты негативно оценивают работу регионального правительства в этом направлении. В частности, в 2015-2016 годах правительство заключило только 4 договора с инвесторами, хотя при передаче полномочий администрация направляла материалы для проведения 21 аукциона по развитию застроенных территорий. После передачи градостроительных полномочий области бюджет Нижнего Новгорода недополучил около 2 млрд. рублей, считают депутаты. Кроме того, с 2015 года уничтожен механизм финансирования расселения жителей аварийных домов, серьезно снизились темпы строительства новых жилых домов. Поправки в закон предлагается внести с 1 января 2017 года, пишет «Комсомольская правда».
Любопытная ситуация и в Московской области. Там сейчас активно идет фаза превращения районов в городские округа, что означает ликвидацию администраций городских и сельских поселений в составе районов. Многие высказывали опасения, что чиновники единых окружных администраций просто не справятся с объемом навалившихся на них полномочий. Тем не менее, депутаты Мособлдумы буквально вчера приняли в трех чтениях закон о продлении полномочий органов местного самоуправления по распоряжению землей до 31 декабря 2017 года.
«Законопроект наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере земельных отношений сроком еще на один год», — цитирует Интерфакс
председателя комитета по имущественным отношениям и землепользованию Мособлдумы Владимира Шапкина.
Он уточнил, что 1 декабря 2016 года истекает срок действия предыдущего закона Московской области по данному вопросу, и в новом законе предусмотрено продление полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений до 31 декабря 2017 года.