Приказ о принудительном лечении

Оглавление:

Актуальные вопросы порядка применения принудительных мер медицинского характера

Шишов Михаил Алексеевич, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ФПК и ППС Ростовского государственного медицинского университета.

Статья посвящена анализу нормативно-правового регулирования порядка применения принудительных мер медицинского характера. Установлено наличие пробелов в правовом регулировании данных правоотношений, влекущих возможность злоупотреблений. В связи с вышеизложенным сделан вывод о необходимости оптимизации законодательства.

Ключевые слова: психиатрическая помощь, принудительные меры медицинского характера, нормативный акт.

Topical issues of application of compulsory measures of medical character

This article analyzes the regulatory procedure for the application of compulsory medical measures. The presence of gaps in the legal regulation of these relations that imply the possibility of abuse. In connection with the above conclusion on the need to optimize the legislation.

Key words: psychiatric help, compulsory medical treatment, normative act.

Возложенная на Российскую Федерацию конституционная обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина и обеспечивать их адекватные гарантии, равно как и принятые ею на себя международные обязательства в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, требуют принятия комплекса мер, направленных на наиболее эффективную защиту прав и законных интересов таких лиц, которые позволяли бы учитывать в каждом конкретном случае их индивидуальные особенности [2]. Вместе с тем федеральный законодатель связан требованиями ч. 1 ст. 19 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающими возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только при условии ясности и недвусмысленности нормы права, ее единообразного понимания и толкования всеми правоприменителями и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это, в свою очередь, предполагает (в силу принципа верховенства права, а также принципа юридического равенства и логически обусловленного им общеправового принципа формальной определенности права) недопущение использования юридических санкций для несоразмерного и, по сути, произвольного ограничения прав и свобод при применении мер принуждения [3]. Кроме того, из конституционных принципов правового государства, справедливости и равенства всех перед законом и судом вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования. Непонятное и противоречивое правовое регулирование порождает произвольное правоприменение, нарушающее эти конституционные принципы [4].

С учетом вышеизложенной позиции Конституционного Суда РФ рассмотрим отдельные аспекты правового регулирования порядка применения принудительных мер медицинского характера в психиатрии.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 21.11.2011) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее — Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании») лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным УК РФ, а также при недобровольной госпитализации по основаниям, предусмотренным ст. 29 настоящего Закона.

Вначале более подробно остановимся на порядке организации принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступления. Отметим, что положения «специальных» законодательных актов в сфере здравоохранения никак данный порядок не регулируют и содержат только отсылочные нормы:

  • в силу требований ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» принудительные меры медицинского характера применяются по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, по основаниям и в порядке, которые установлены УК РФ и УПК РФ;
  • согласно ч. 11 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Обратимся к уголовному законодательству РФ. Порядок назначения принудительных мер медицинского характера установлен главой 15 УК РФ с учетом разъяснений, указанных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 07.04.2011 N 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера». В частности, ст. 99 УК РФ принудительные меры медицинского характера разделены на два вида: амбулаторное принудительное наблюдение и лечение и принудительное лечение в психиатрическом стационаре. Последний вид также разделен на:

  • принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
  • принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;
  • принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Требования к порядку применения принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением установлены Федеральным законом от 07.05.2009 N 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением». Однако данный законодательный акт не регулирует деятельность психиатрических стационаров иных видов. Как следствие, возникает вопрос: какими нормативными актами установлены требования и различия в порядке осуществления деятельности психиатрических стационаров общего и специализированного типов?

Исходя из дословного содержания ст. 101 УК РФ принудительное лечение в психиатрическом стационаре включает в себя: лечение, уход, содержание и наблюдение (ч. 1 ст. 101 УК РФ). При этом в психиатрическом стационаре общего типа наблюдение не должно быть интенсивным (ч. 2 ст. 101 УК РФ); в психиатрическом стационаре специализированного типа наблюдение должно быть постоянным (ч. 3 ст. 101 УК РФ); в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением оно должно быть постоянным и интенсивным (ч. 4 ст. 101 УК РФ). На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Законодатель в УК РФ разделяет понятия «лечение», «содержание», «наблюдение», при этом не поясняя, что под ними подразумевается.

Законодатель в УК РФ определяет условия помещения лиц в психиатрические стационары в зависимости от вида осуществляемого наблюдения, выделяя следующие его типы: постоянное и интенсивное.

Законодатель в УК РФ прямо не устанавливает, какое наблюдение должно быть в психиатрическом стационаре общего типа, однако исходя из положений ст. 101 УК РФ можно предположить, что оно не должно быть ни интенсивным, ни постоянным.

Законодатель в УК РФ не поясняет, применяется ли интенсивное наблюдение только в условиях психиатрического стационара специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 97 УК РФ, порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством РФ и иными федеральными законами. При этом ст. 18 УИК РФ («Применение к осужденным мер медицинского характера») не содержит положений, непосредственно регулирующих порядок деятельности психиатрических стационаров. Иными словами, законодательными актами не установлен порядок организации принудительных мер медицинского характера в психиатрических стационарах общего и специализированного типов, включающий в себя требования к организации медицинской помощи, режиму и способам охраны, вопросам сопровождения лиц, подлежащих принудительному лечению.

Обратимся к подзаконным актам. С одной стороны, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 N 627 (ред. от 19.11.2008) «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» руководителям федеральных органов исполнительной власти, а также руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ было рекомендовано привести наименование учреждений здравоохранения в соответствие с номенклатурой, предусматривающей такие виды, как: больница психиатрическая (стационар) специализированного типа; больница психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением. С другой стороны, Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 566н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения» положения о соответствующих видах психиатрических стационаров не установлены, но отмечено, что для обеспечения функций психиатрической больницы рекомендуется предусматривать в ее структуре отделения для принудительного лечения (в соответствии с предусмотренными законодательством видами принудительных мер медицинского характера). Кроме того, данный Порядок оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения также не устанавливает требования к организации принудительных мер медицинского характера (вопросов режима, охраны и т.д.). Вместе с тем в силу положений Приказа Минздрава РФ от 29.01.1997 N 33 «О некоторых вопросах принудительного лечения» руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ была вменена обязанность преобразовать с сохранением действующих штатных нормативов имеющиеся стационары с усиленным наблюдением в психиатрические стационары специализированного типа. В свою очередь, Временное положение об отделении с усиленным наблюдением психиатрической больницы было установлено формально действующим и в настоящее время Приказом Минздрава СССР от 21.03.1988 N 225 (ред. от 13.02.1995) «О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи». Следовательно, косвенно предусмотрена возможность применять отдельные положения Приказа Минздрава СССР от 21.03.1988 N 225 при организации принудительных мер медицинского характера. Однако изданный в конце 80-х гг. прошлого века Приказ, конечно же, во многом не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит пересмотру. Таким образом, и подзаконными актами не установлен порядок организации принудительных мер медицинского характера в психиатрических стационарах общего и специализированного типов.

Обратимся к ненормативным актам — письмам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регулирование в сфере здравоохранения. Применительно к рассматриваемой теме Минздравом РФ были направлены:

  • письмо от 01.09.1997 N 10-04/6-200 «Об организации и проектировании психиатрических стационаров», в котором указывалось на наличие монографии Б.А. Казаковцева, Л.Ф. Сидорковой, А.П. Моисеенко «Организация и проектирование психиатрических стационаров в регионах России», содержащей рекомендации по созданию сети психиатрических стационаров, их функционально-планировочной структуре, модульному проектированию, организации и оформлению интерьера;
  • письмо от 23.07.1999 N 2510/8236-99-32 «О порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с тяжелыми психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния», содержащее в том числе вопросы организации принудительного лечения в психиатрическом стационаре и согласованное с Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ и МВД России;
  • письмо от 10.05.2001 N 2510/4817-01-25 «Об отмене Методического письма», в соответствии с которым Минздрав РФ в связи с указанием Минюста РФ от 02.04.2001 N 07/3213-ЮД просит считать не действующим Методическое письмо Минздрава РФ от 23.07.1999 «О порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с тяжелыми психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния» (ст. 21 и ч. 1 ст. 81 Уголовного кодекса Российской Федерации), согласованные с Верховным Судом, Генеральной прокуратурой и МВД России.

Читайте так же:  Налог на автотранспорт таблица

С учетом вышеизложенного подведем промежуточные итоги:

  • действующее законодательство не содержит положений, определяющих порядок организации принудительных мер медицинского характера в психиатрических стационарах общего или специализированного типа, в том числе требований к организации медицинской помощи, режиму и способам охраны, вопросам сопровождения лиц, подлежащих принудительному лечению, с целью предотвращения их побега;
  • действующее законодательство не наделяет руководителя психиатрического стационара правом самостоятельно устанавливать тип психиатрического стационара, в котором должны осуществляться принудительные меры медицинского характера.

Далее рассмотрим отдельные аспекты применения принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным ст. 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В частности, остановимся на случаях, когда госпитализация осуществляется с участием психиатрической бригады.

В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами. Сходная норма установлена ст. 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» согласно которой лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Характерной чертой приведенных норм является то, что они лишают гражданина права на отказ от психиатрической помощи, в связи с нарушением способности понимать значение своих действий или руководить ими. Однако данные законодательные акты сохраняют за гражданином, фактически не способным понимать значение своих действий или руководить ими, право на добровольное согласие на психиатрическую помощь, в том числе в условиях стационара. Как следствие, действующим законодательством предусмотрена потенциальная возможность, при которой пациент в недобровольном порядке доставляется бригадой скорой медицинской помощи в психиатрический стационар и уже непосредственно в психиатрическом стационаре дает согласие на лечение, что освобождает врачей-психиатров от необходимости получения постановления судьи и создает угрозу для злоупотреблений. Необходимо отметить, что согласно Методическим рекомендациям по организации работы бригад скорой психиатрической помощи, утвержденным Приказом Минздрава РФ от 08.04.1998 N 108 «О скорой психиатрической помощи», в случаях, когда пациент по своему психическому состоянию не может выразить свое отношение к госпитализации (обратиться с просьбой или дать согласие), когда он, например, находится в состоянии измененного сознания (делирий, онейроид, сумеречное состояние), или когда имеет место острый психоз с выраженной растерянностью, крайней загруженностью психотическими переживаниями, или выраженное слабоумие, при котором личностное отношение к факту госпитализации установить невозможно (но легко склонить такого пациента к подписи под документом о согласии на госпитализацию) — во всех этих случаях помещение в больницу должно оформляться только как недобровольное. В связи с тем, что нет сведений о регистрации данного Приказа, он не влечет правовых последствий, в силу требований п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 17.11.2011) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». В то же время действующим Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 566н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения» и Приказом Минздравсоцразвития России от 01.11.2004 N 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» не установлен запрет госпитализировать пациентов в «добровольном порядке», при условии, что они доставлены в психиатрический стационар бригадой скорой помощи в недобровольном порядке и не могут выразить свое отношение к госпитализации или когда личностное отношение к факту госпитализации установить невозможно.

В заключение необходимо отметить, что вопросам оказания психиатрической помощи на протяжении последних лет уделяется значительное внимание со стороны и общественности, и государства, и международного сообщества. При этом показательно, что одно из первых дел Европейского суда по правам человека, по результатам которого было принято решение против Российской Федерации, было дело о недобровольной госпитализации в психиатрический стационар [1]. Отдельные аспекты законодательства, регулирующего порядок оказания психиатрической помощи, неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 27.06.2012 N 15-П федеральному законодателю надлежало в срок до 1 января 2013 г. внести изменения в действующий механизм защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами, в том числе в части оказания им необходимой поддержки в реализации гражданских прав и обязанностей, которые позволяли бы суду учитывать степень нарушения способности таких граждан понимать значение своих действий или руководить ими в конкретных сферах жизнедеятельности и в максимальной степени гарантировали бы защиту их прав и законных интересов.

Представляется целесообразным оптимизировать и иные аспекты законодательства, регулирующего порядок оказания психиатрической помощи, в том числе находящиеся на стыке с уголовным правом; для этого, с одной стороны, правовые нормы должны быть сформулированы с достаточной степенью точности, позволяющей и руководителю психиатрического стационара, и врачу-психиатру сообразовывать с ними свое поведение, как запрещенное, так и дозволенное, с другой стороны, соответствующие правовые нормы должны не допускать умаления достоинства личности и несоразмерного вторжения в частную жизнь.

Приказ о принудительном лечении

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

ПРИКАЗ МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 28 июля 1995 года №323

О мерах по обеспечению принудительного лечения и медико-социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, уклоняющихся от добровольного лечения

Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 7.04.1995 г. №2184 «О принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» и Постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 19.04.1995 г. №514 «Вопросы принудительного лечения лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, уклоняющихся от добровольного лечения и их медикосоциальной реабилитации» УТВЕРЖДАЮ:

1. Положение об отделе наркологии, психиатрии и психоневрологии Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства Здравоохранения Республики Казахстан (приложение №1).

2. Положение о специализированном лечебно-профилактическом учреждении (отделении) для принудительного лечения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией (приложение №2).

3. Задание по организации специализированных наркологических отделений для принудительного лечения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в наркологических (психоневрологических) учреждениях (прилежание №3).

4. Задание по открытию специализированных лечебно-профилактических учреждений (СЛПУ) (приложение №4).

5. Положение о специализированном отделении для принудительного лечения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией с тяжелыми сопутствующими заболеваниями (приложение №5).

6. Положение о работе специальных медицинских комиссий для проведения наркологических экспертиз (приложение №6).

7. Штатные нормативы специализированных лечебно-профилактических учреждений (СЛПУ), отделений /палат/ (приложение №7).

8. Положение о Центральной наркологической экспертной комиссии (приложение №8).

1. Начальникам управлений (отделов, департаментов) здравоохранения областных, Алматинской и Ленинской городских администраций, главных управлений, управлений и отделов Министерства здравоохранения Республики Казахстан, ректорам медицинских и директорам научно-исследовательских институтов, руководителям республиканских учреждений здравоохранения:

1.1. Указ Президента Республики Казахстан от 7.04.1995 г. №2184 «О принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» и Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 19.04.1995 г. №514 «Вопросы принудительного лечения лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, уклоняющихся от добровольного лечения и их медико-социальной реабилитации» принять к руководству и исполнению.

1.2. Считать работу по борьбе с пьянством, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией неотложной и важнейшей задачей органов и учреждений здравоохранения, всей медицинской общественности республики. Создать в трудовых коллективах медицинских учреждений обстановку нетерпимости к пьянству, систематически и настойчиво разъяснять населению о вреде пьянства, употребления наркотических и токсиманических веществ.

2. Начальникам управлений (отделов, департаментов) здравоохранения областных, Алматинской и Ленинской городских администраций.

2.1. Обеспечить открытие к 01.09.1995 г. специализированных лечебно-профилактических учреждений, организацию отделений для принудительного лечения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в наркологических (психоневрологических) учреждениях, в т.ч. с тяжелыми сопутствующими заболеваниями, уклоняющихся от добровольного лечения, организовав их работу в соответствии с приложениями №1 и №2 Постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 19.04.1995 г. №514 и приложениями №2-7 к данному приказу.

2.2. До 01.05.1995 г. разработать комплексный план мероприятий по усилению борьбы с пьянством и алкоголизмом.

2.3. Ежеквартально обсуждать на коллегиях управлений (отделов, департаментов) здравоохранения областных и Алматинской городской администраций ход выполнения мероприятий по реализации Постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 19.04.1995 г. №514 «Вопросы принудительного лечения лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, уклоняющихся от добровольного лечения, и их медико-социальной реабилитации».

2.4. Повысить роль областных наркологических (психоневрологических) диспансеров в организации и проведении мероприятий по борьбе с пьянством, алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями, а также по осуществлению организационно-методического руководства работой общей лечебной сети, по вопросам антиалкогольной пропаганды.

Перестроить работу и решительно усилить антиалкогольную и противонаркотическую пропаганду среди населения, особенно молодежи, сделав ее целенаправленной на воспитание всех слоев населения в духе трезвости, отрицательного отношения к потреблению спиртных напитков, наркотических и токсиманических веществ.

2.5. Оказывать организационно-методическую и консультативную помощь постоянно-действующим комиссиям по борьбе с пьянством и алкоголизмом при областных, городских и райадминистрациях.

2.6. Практиковать проведение совместных мероприятий по борьбе с пьянством, алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями с органами внутренних дел, Прокуратурой, судами, органами образования, общественными организациями и религиозными конфессиями.

2.7. Улучшить работу по взаимодействию между органами здравоохранения и внутренних дел по выявлению наркологических больных, их постановке на учет, направления на принудительное лечение в специализированные лечебно-профилактические учреждения (СЛПУ) и отделения наркологических диспансеров.

Читайте так же:  Приказ о режиме работы школы на каникулах

3. Заведующим Атырауским (Чакликов Т.Е.), Карагандинским (Аликов В.Е.), Мангистауским (Бердавлетов С.Б.), Торгайским (Гончаров В.В.) областными отделами здравоохранения:

3.1. До 1.09.1995 г. обеспечить развитие самостоятельной наркологической службы.

3.2. Назначить внештатных главных психиатров-наркологов областного отдела здравоохранения и организовать их работу в соответствии с приказом Минздрава Республики Казахстан от 1.07.1993 г. №274 «О главных специалистах Министерства здравоохранения, областных отделов (управлений) здравоохранения и Центральных районных больниц».

4. Начальникам Главного экономического управления Арыстановой С.Н. и Главного управлений лечебно-профилактической помощи Мусину Е.М.:

4.1. Создать в составе Главного управления лечебно-профилактической помощи отдел психиатрии, наркологии и психоневрологии со штатом — 4 должности и внести соответствующие изменения в штатном расписании Центрального аппарата Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

5. Начальнику управления науки, учебных заведений и работы с медицинскими кадрами Аканову А.А.:

5.1. До 20.08.1995 г. представить уточненную заявку на количество врачей, направляемых на работу в специализированные лечебно-профилактические учреждения и отделения.

5.2. Обеспечить подготовку и повышение квалификации врачей психиатров-наркологов, фельдшеров по наркологии, в т.ч. на выездных циклах, начиная с 1995 г. по 50 человек ежегодно.

6. Начальнику главного управления лечебно-профилактической помощи Мусину Е.M.

6.1. Для производства повторных наркологических экспертиз создать Центральную экспертную комиссию, утвердить ее состав.

7. Заместителям Министра здравоохранения Республики Казахстан Дуйсекееву А.Д., Дерновому А.Г., начальнику Главного управления лечебно-профилактической помощи Мусину Е.М.

7.1. Взять под контроль выполнение комплексного плана мероприятий по усилению борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

7.2. До 15.08.1995 г. выделить специалистов по наркологии и санитарному просвещению в качестве консультантов Республиканской корпорации «Телевидение и радио Казахстана» при Кабинете Министров Республики Казахстан при создании и показе санитарно-просветительных, художественных кинофильмов, телефильмов и радиопередач.

7.3. Провести в IV квартале 1995 года совместную с Министерством внутренних дел Республики Казахстан коллегию «О мерах по реализации Постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 19.04.1995 г. №514 «Вопросы принудительного лечения лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, уклоняющихся от добровольного лечения и их медико-социальной реабилитации».

8. Информацию о ходе выполнения данного приказа представлять к 15 января ежегодно.

9. Контроль за выполнением данного приказа возложить на первого заместителя Министра здравоохранения Республики Казахстан Дуйсекеева А.Д.

10. Разрешаю размножить данный приказ в необходимом количестве.

к приказу Минздрава РК от 28 июля 1995 г. №323

Положение об отделе наркологии, психиатрии и психоневрологии Министерства здравоохранения Республики Казахстан

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Отдел наркологии, психиатрии, психоневрологии организован в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 19.04.1995 г. №514, на правах структурного подразделения Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

1.2. Штаты отдела устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Казахстан в составе не менее 4 единиц должностей.

1.3. Руководство отделом осуществляется заместителем начальника Главного управления лечебно-профилактической помощи — начальником отдела, назначаемый и освобождаемый Министром здравоохранения Республики Казахстан.

1.4. На должность заместителя начальника Главного управления лечебно-профилактической помощи — начальника отдела назначается врач-психиатр или нарколог, имеющий необходимый опыт и подготовку по своей специальности и обладающий организаторскими способностями.

1.5. Начальник отдела в своей работе непосредственно подчиняется начальнику Главного управления лечебно-профилактической помощи.

1.6. Отдел в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, приказами, распоряжениями Министра здравоохранения и его заместителей, решениями коллегии Министерства здравоохранения Республики Казахстан, указаниями руководства Главного управления лечебно-профилактической помощи, а также настоящим положением.

2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

Основными задачами отдела психиатрии, наркологии и неврологии являются:

— организационное обеспечение психиатрической, наркологической, психотерапевтической и неврологической помощи населению республики и координации деятельности этих служб;

— разработка и определение перспективы развития деятельности органов учреждений здравоохранения в области охраны психического здоровья населения Республики Казахстан и контроль за выполнением государственных программ, законодательных и нормативных актов по этим вопросам;

— совершенствование работы психиатрической, наркологической, психотерапевтической, неврологической служб республики, в соответствии с приоритетными направлениями этих отраслей, с созданием экспертного анализа и прогноза;

— изучение, обобщение и внедрение в практическую деятельность курируемых служб передового опыта, научной организации труда, новейших достижений науки и практики;

— участие в разработке и осуществлении планов повышения квалификации специалистов курируемых служб;

— осуществление в установленном порядке по заданию руководства Министерства здравоохранения Республики Казахстан контроля за сроками и качеством выполнения директивных документов и поручений начальника Главного управления лечебно-профилактической помощи, в области охраны психического здоровья, организаций и совершенствования наркологической, психотерапевтической, неврологической помощи населению республики;

— разработка ежегодных и перспективных комплексных планов, основных организационных мероприятий по курируемым службам, и представление их, в установленном порядке, на утверждение руководству Министерства здравоохранения Республики Казахстан;

— разработка организационно-методических материалов по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медико-социальной реабилитации и экспертизы, доведение их до сведения руководителей и сотрудников медицинских организаций курируемых служб, контроль за их выполнение на местах;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Приказ о принудительном лечении

  • Главная
  • Защита прав
  • Ментальная инвалидность
  • Нормативно-правовые акты
  • Приказ Минздрава РФ, МВД РФ от 30 апреля 1997 г. N 133/269 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами»

Приказ Минздрава РФ, МВД РФ от 30 апреля 1997 г. N 133/269 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами»

В целях практического исполнения Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федеральной целевой программы «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 383, Уголовного кодекса Российской Федерации, в части, касающейся мер медицинского характера, и комплексного подхода к решению этих задач приказываем:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами.

2. Руководителям органов управления здравоохранением и руководителям МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России:

2.1. Изучить в первом квартале 1997 года утвержденную Инструкцию с медицинскими работниками и сотрудниками соответствующих подразделений органов внутренних дел и принять меры к ее исполнению.

2.2. Обеспечить взаимодействие соответствующих подразделений органов здравоохранения и органов внутренних дел в работе с лицами, страдающими психическими расстройствами, а также неразглашение сведений о состоянии психического здоровья граждан, тактичное и гуманное отношение к ним при исполнении служебных обязанностей.

2.3. Проводить служебные проверки по фактам совершения лицами, страдающими психическими расстройствами, общественно опасных действий, в процессе которых вскрывать причины, способствовавшие их совершению, давать оценку эффективности ранее проведенных в отношении этих лиц лечебных, социально-реабилитационных и профилактических мероприятий, принимать меры к виновным и устранению выявленных недостатков.

3. Руководителям органов управления здравоохранением:

3.1. Установить контроль за деятельностью психиатрических, психоневрологических и наркологических учреждений по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, выявлению этих лиц, активному наблюдению за ними, проведению амбулаторной терапии и своевременной госпитализации.

3.2. Обеспечить преемственность в деятельности внебольничных и стационарных учреждений по наблюдению, лечению и социально-трудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами, оказанию им правовой помощи, особенно при наличии общественно опасных тенденций.

3.3. Запретить выписку из стационаров, в нарушение действующего законодательства, лиц с психическими расстройствами, представляющих общественную опасность. Установить контроль за своевременным оформлением инвалидности лицам, утратившим трудоспособность, направлением больных, не имеющих определенного места жительства, в общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами и утративших социальные связи, оформлением материалов при наличии показаний для опеки и направления в психоневрологические интернаты, обеспечением совместно с органами внутренних дел больных необходимыми документами.

3.4. Обязать руководителей учреждений здравоохранения своевременно информировать горрайорганы внутренних дел о самовольно ушедших из психиатрических стационаров больных, находящихся на принудительном лечении и госпитализированных в недобровольном порядке. Запретить выписку указанных лиц, самовольно ушедших из стационара.

4. Руководителям МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России:

4.1. Планировать и проводить занятия с личным составом соответствующих подразделений органов внутренних дел по вопросам осуществления недобровольной госпитализации лиц с психическими расстройствами, предупреждения с их стороны антиобщественного поведения.

4.2. Реагировать на факты агрессивного поведения и своевременно информировать соответствующие учреждения здравоохранения, о возможном совершении общественно опасных действий лицом, страдающим психическим расстройством.

При оказании содействия медицинским работникам в недобровольной госпитализации руководствоваться Законом РСФСР «О милиции», ведомственными нормативными актами, гарантирующими строгое соблюдение прав граждан и их безопасность.

4.3. По каждому факту совершения лицами с психическими расстройствами преступлений, проводить предварительное следствие. Устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению таких действий, и в установленном порядке вносить в соответствующие органы и учреждения представления об устранении имеющихся недостатков.

4.4. Паспортно-визовым подразделениям органов внутренних дел осуществлять:

4.4.1. По просьбе психиатрических и психоневрологических учреждений документирование (паспортизацию) лиц с психическими расстройствами, а также восстановление регистрации их по месту жительства.

4.4.2. По месту нахождения следственных изоляторов документирование находящихся в них лиц с психическими расстройствами, освобождаемых судом от уголовной ответственности и подлежащих переводу в психиатрические стационары для применения к ним принудительных мер медицинского характера.

5. Установить, что приказ Минздрава СССР и МВД СССР от 5 мая 1988 г. N 357/93 в органах здравоохранения и в органах внутренних дел Российской Федерации не применяется.

6. Ответственность за выполнение настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Стародубова В.И. и заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации Латышева П.М.

Министр здравоохранения
Российской Федерации
Т.Б.Дмитриева

Министр внутренних дел
Российской Федерации
А.С.Куликов

Приложение
к приказу Минздрава РФ и МВД РФ
от 30 апреля 1997 г. N 133/269

Инструкция
об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов
внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно
опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами

1. Общие положения

1.1. Лица, страдающие хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, склонные к общественно опасным действиям, а равно лица, направленные судом на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, подлежат активному диспансерному наблюдению в психоневрологических диспансерах (диспансерных отделениях, кабинетах)*.

Читайте так же:  Компания заключила договор мены

Контрольные карты диспансерного наблюдения за этими лицами (формы N 030-1/У) располагаются в общих картотеках психоневрологических диспансеров с пометкой в верхнем углу лицевой стороны карты «АДН» (активное диспансерное наблюдение), «ПЛ» (принудительное лечение) и цветной маркировкой либо формируются отдельным массивом с той же пометкой.

1.2. Решение о включении в группу лиц с психическими расстройствами, склонных к общественно опасным действиям, а также о выведении из нее в каждом конкретном случае принимается комиссией врачей-психиатров на основании медицинской документации психиатрических стационаров, а также данных, полученных врачами психоневрологических диспансеров.

1.3. На указанную в пункте 1.2. настоящей Инструкции комиссию направляются лица:

1.3.1. Совершившие в прошлом общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законодательством, с освобождением от уголовной ответственности или наказания и применением к ним принудительных мер медицинского характера.

1.3.2. Отбывшие наказание за преступления, совершенные до установления у них психического расстройства.

1.3.3. В структуру психических расстройств больных входят симптомы, обусловливающие склонность к совершению общественно опасных действий (императивные галлюцинации, некоторые формы бреда, психопатоподобные состояния с повышенной поведенческой активностью и патологией влечений и т.п.), в том числе приводившие в прошлом к недобровольной госпитализации.

1.3.4. Страдающие пограничными формами психических расстройств, совершившие в прошлом общественно опасные деяния, в отношении которых они признавались невменяемыми в связи с развившимся на этой почве психозом.

1.4. Лица с психическими расстройствами, включенные в группу активного диспансерного наблюдения, а также находящиеся на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, обследуются врачом-психиатром психоневрологического диспансера не реже одного раза в месяц.

1.5. При госпитализации лиц с психическими расстройствами в психиатрический стационар, переводе из одного стационара в другой или передаче под диспансерное наблюдение ПНД направляющее учреждение в обязательном порядке извещает принимающее учреждение о склонности этих лиц к общественно опасным действиям, либо нахождении на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра. В дополнение к сведениям, включаемым в медицинскую документацию, сообщаются также следующие данные о больном: ведущий синдром; тип течения заболевания; психопатологический механизм, характер и кратность общественно опасных деяний; личностные и ситуационные факторы, способствующие или препятствующие их осуществлению; проведенные на данном этапе лечебно-реабилитационные мероприятия и их эффективность; рекомендуемые меры по предотвращению общественно опасных деяний.

1.6. Лицо, страдающее психическим расстройством и представляющее по своему психическому состоянию непосредственную опасность для себя или окружающих, в соответствии с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя по решению врача-психиатра до постановления судьи, с немедленным уведомлением об этом его родственников или законного представителя.

При необходимости госпитализации из дома психически больного, представляющего непосредственную опасность для себя или окружающих, и при наличии оснований предполагать, что он или его родственники окажут сопротивление, работники психоневрологического диспансера, скорой психиатрической помощи обращаются за содействием в орган внутренних дел, на территории обслуживания которого находится психически больной.

Начальник органа внутренних дел; его заместитель по просьбе работников психиатрической службы обеспечивает к назначенному времени (при необходимости – немедленно) и по указанному адресу прибытие сотрудников милиции для оказания содействия медицинским работникам.

1.7. Недобровольная госпитализация возлагается на работников психиатрической службы.

Сотрудники милиции осуществляют розыск и оказывают содействие в задержании лиц, подлежащих госпитализации, обеспечивают охрану общественного порядка, безопасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра, пресекают противоправные действия граждан, препятствующих госпитализации.

Сотрудниками милиции совместно с медицинскими работниками в обязательном порядке производится личный досмотр больного с целью изъятия предметов, которые могут быть использованы им в качестве орудий нападения.

При госпитализации психически больных не имеющих родственников либо проживающих отдельно, сотрудниками милиции принимаются меры по обеспечению сохранности их имущества.

2. Порядок взаимодействия органов здравоохранения с органами внутренних дел по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами.

2.1. Психоневрологический диспансер:

2.1.1. Направляет в орган внутренних дел по месту жительства лиц с психическими расстройствами, состоящих на активном диспансерном наблюдении и на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра следующую письменную информацию:

— ежегодно, до 20 января, список лиц, находящихся на активном диспансерном наблюдении и на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра;

— сведения об изменении места жительства лицом с психическим расстройством, находящимся на активном диспансерном наблюдении, или амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, а также при длительном отсутствии его по месту регистрации;

— данные о лицах, вновь включенных в список активного диспансерного наблюдения, принятых на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра и снятых с него, – немедленно по принятии соответствующих решений.

2.1.2. Получив информацию органа внутренних дел о совершении лицом, страдающим психическим расстройством, действий, содержащих признаки уголовно наказуемого деяния, административного правонарушения либо о проявлении у него особенностей поведения, свидетельствующих о реальной возможности совершения общественно опасных действий, а также информацию о лицах, поведение которых объективно свидетельствует о возможности наличия у него психического расстройства и совершения по этой причине общественно опасных действий, незамедлительно обеспечивает их освидетельствование (в необходимых случаях с выездом в подразделение органа внутренних дел, которым задержано указанное лицо) и решает вопрос о целесообразности немедленной госпитализации.

2.2. Психиатрическая больница:

2.2.1. В течение суток сообщает в территориальный орган внутренних дел о поступлении психически больного без документов, удостоверяющих личность (если он неизвестен медицинскому учреждению), или с документами, вызывающими сомнение в их принадлежности больному, а также о поступлении больного, который по психическому состоянию не может сообщить о себе сведения.

2.2.2. Принимает меры к розыску и возвращению совершившего побег психически больного из психиатрического стационара, склонного к общественно опасным действиям (в том числе находящегося на принудительном лечении), а также информирует об этом:

— орган внутренних дел, на территории обслуживания которого находится психиатрический стационар, а также орган внутренних дел на территории которого проживает лицо, совершившее побег (с указанием полных анкетных данных, примет, в том числе особых, одежды, адресов места жительства бежавшего и его родственников, законных представителей);

— лечебно-профилактические учреждения, оказывающие внебольничную (в том числе экстренную) психиатрическую помощь населению территории, на которой расположен стационар, а также территории, на которой проживает лицо, совершившее побег, на предмет психиатрического освидетельствования и госпитализации.

При обнаружении (задержании) бежавшего больного администрация психиатрической больницы, психоневрологический диспансер и орган внутренних дел обеспечивают взаимную информацию о прекращении розыскных мероприятий.

2.2.3. Письменно или телефонограммой информирует психоневрологический диспансер, орган внутренних дел по месту жительства больного, а также его родственников, либо законных представителей о его предстоящей выписке после принудительного лечения или недобровольной госпитализации.

2.3. Орган внутренних дел:

2.3.1. Направляет в психоневрологический диспансер информацию о лицах с психическими расстройствами, находящихся под активным диспансерным наблюдением и на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, в случаях:

— совершения ими общественно опасных деяний, возбуждения уголовного дела, задержания, заключения под стражу;

— совершения ими административных правонарушений;

— появления у них особенностей поведения, свидетельствующих о реальной возможности совершения ими общественно опасных деяний, и необходимости их освидетельствования;

— перемены ими места жительства (аналогичное сообщение направляется в орган внутренних дел по новому месту проживания больных).

2.3.2. Перечисленная информация на лиц с психическими расстройствами направляется в психоневрологический диспансер в течение трех дней с момента возбуждения в отношении него уголовного дела, задержания, заключения под стражу, совершения административного правонарушения, снятии с регистрационного учета по месту жительства. В случае появления у такого лица особенностей поведения, свидетельствующих о реальной возможности совершения им общественно опасного деяния, и необходимости его освидетельствования, информация доводится до органов здравоохранения незамедлительно.

2.3.3. Получив сообщение о поступлении в психиатрическую больницу (отделение) больного без документов, удостоверяющих личность, или с документами, вызывающими сомнение в их принадлежности больному, а также психически больного, который по состоянию здоровья не может сообщить о себе сведения, орган внутренних дел принимает меры по установлению его личности.

2.3.4. При получении из психоневрологического диспансера сведений, об изменении лицом с психическим расстройством, находящимся на активном диспансерном наблюдении, амбулаторном принудительном наблюдении и лечении, места жительства, длительном отсутствии его по месту регистрации, орган внутренних дел незамедлительно принимает меры к установлению места нахождения лица и предупреждению возможных с его стороны общественно опасных действий. Об установлении данного лица орган внутренних дел информирует психоневрологический диспансер.