Отчетность по бух учету в учетной политике
Разъяснены вопросы отражения изменений учетной политики организации в бухгалтерском учете и отчетности
Поясняется, что изменения учетной политики организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).
Если по конкретному вопросу ведения бухучета в федеральных стандартах бухучета не установлены способы его ведения, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухучете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в п. 5 и п. 6 ПБУ 1/2008, использует последовательно следующие документы:
- международные стандарты финансовой отчетности;
- положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
- рекомендации в области бухучета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).
Чем должна руководствоваться организация, применяющая упрощенные способы бухучета, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухучета соответствующих способов ведения бухучета по конкретному вопросу? Узнайте из материала «Учетная политика по бухгалтерскому учету» в «Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Напомним, указанный пункт был введен в действие с 6 августа 2017 года приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н.
Финансисты подчеркивают, что данная норма не устанавливает, не отменяет и не изменяет конкретные способы ведения бухучета. Также вступление в силу п. 7.1 ПБУ 1/2008 не предполагает внесение изменений в учетную политику организации, в том числе в части способов ведения бухучета, разработанных организацией самостоятельно до введения в действие приказа Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н.
Отметим, возможность изменения учетной политики допускается в случаях, перечисленных в ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 10 ПБУ 1/2008, а именно при:
- изменении требований, установленных законодательством РФ о бухучете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
- разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухучета;
- существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном п. 8 ПБУ 1/2008 (п. 11 ПБУ 1/2008).
Положение по бухгалтерскому учету и учетная политика организации
Бухгалтерская отчетность организации
Бухгалтерская отчетность — единая система упорядоченных данных о финансовом состоянии компании, которая составляется на основании учетных сведений бухгалтерского учета.
Абсолютно все организации обязаны представлять внутренним и внешним заинтересованным пользователям бухгалтерскую отчетность. Рассмотрим основные бухгалтерские нормативные акты, устанавливающие порядок ее составления коммерческими организациями.
Основные правила составления и сдачи бухгалтерской отчетности закреплены в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденном приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
Данный документ разработан на основе закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ и состоит из 6 разделов.
- Компании самостоятельно составляют учетную политику.
- Руководитель фирмы несет полную ответственность за организацию бухучета. При этом он может вести его самостоятельно или с привлечением специалистов
Основные правила ведения бухучета
- Компания ведет сплошной учет всех хозопераций в российской валюте методом двойной записи на основании рабочего плана счетов, утвержденного в учетной политике.
- Все хозоперации оформляются первичными документами, предусмотренными в альбоме типовых форм.
- Все операции фиксируются в регистрах бухучета в хронологическом порядке с группировкой на соответствующих счетах.
- Имущество компании учитывается в денежном выражении в рублях.
- Наличие активов и обязательств проверяется путем проведения инвентаризации на основании приказа руководителя (или в иных обязательных случаях)
Основные правила составления и сдачи бухотчетности
- Отчетность формируется на основании данных бухучета и подписывается руководителем и главбухом компании.
- Отчетность заполняется согласно методическим рекомендациям, утвержденным Минфином России
Порядок представления бухотчетности
- Компания формирует и представляет в контролирующие органы, органы статистики, а также заинтересованным лицам бухотчетность по итогам года не позднее 30 марта
Основные правила сводной бухотчетности
- Если компания имеет дочерние или зависимые фирмы, то, помимо собственных отчетов, она должна формировать сводную отчетность по всем компаниям за подписью руководителя и главбуха
Хранение документов бухучета
- Все первичные документы, регистры бухучета и финотчетность должны храниться не менее 5 лет, если иное не предусмотрено правилами архивного дела.
- Ответственность за организацию сохранности документов несет руководитель компании
Содержание и перечень форм бухгалтерской отчетности утверждены в ПБУ 4/99.
Согласно п. 5 разд. 3 ПБУ 4/99 бухотчетность включает в себя:
П. 6 разд. 3 ПБУ 4/99 требует от бухотчетности достоверности и полноты сведений о финансовом положении компании. Чтобы корректно отражать хозяйственные операции на счетах бухучета, на основании которых формируется бухгалтерская отчетность, необходимо придерживаться определенных норм и правил, которые самостоятельно утверждаются каждой организацией в главном документе, регулирующем порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, — учетной политике компании. Рассмотрим порядок ее составления.
Учетная политика компании и положения по ведению бухучета
Учетная политика (УП) — набор способов ведения бухгалтерского (и налогового) учета каждой конкретной организацией. Она утверждается при создании компании и действует до ее ликвидации.
Образец учетной политики можно скачать здесь.
При этом документ применяется из года в год, а возможные поправки в него вносятся с 1 января (если иная дата не обусловлена существенными причинами) при наличии изменений (пп. 5, 6 ст. 8 закона № 402-ФЗ):
- требований нормативных актов, регулирующих бухучет;
- способа ведения бухучета;
- условий деятельности фирмы.
В главном бухгалтерском документе компании должны найти отражение:
- Рабочий план счетов.
- Используемые компанией формы первичных бланков.
- График документооборота.
- Порядок учета имущества.
- Алгоритм проведения ревизий обязательств и активов фирмы.
- Методы и порядок определения доходов и расходов компании.
- Способы и порядок оценки имущества и иных активов организации.
- Алгоритм контроля хозопераций.
- Прочие важные учетные нюансы.
Для корректного формирования каждого раздела учетной политики компаниям необходимо ориентироваться на единые стандарты ведения бухгалтерского учета, утвержденные Минфином России, а именно: положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и методические разъяснения к ним.
ПБУ — законодательные акты 2-го уровня, следующие за нормативными актами федерального значения. Они устанавливают порядок и базовые правила ведения бухучета и формирования отчетности и обязательны для исполнения всеми хозяйствующими субъектами РФ. В 2016 году в РФ насчитывается 24 действующих ПБУ.
Учетная политика организации — положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008, которое устанавливает правила ее формирования, утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н. Она составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем компании.
Алгоритм формирования данного документа вы найдете в статье «Как составить учетную политику организации (2019)?».
Рассмотрим основные ПБУ, на которые надо опираться при составлении учетной политики организации.
Учет МПЗ: ПБУ 5/01
ПБУ 5/01 регламентирует порядок учета материально-производственных запасов (МПЗ) компании.
К МПЗ относят (п. 2 ПБУ 5/01):
- материалы, сырье;
- товары для перепродажи;
- готовую продукцию.
Учет поступающих активов ведется по их себестоимости, которая включает стоимость поступления, согласованную покупателем и поставщиком, и все накладные расходы, связанные с приобретением данных активов. При этом микропредприятия могут учитывать сопутствующие затраты в составе текущих расходов. Остальные компании, ведущие упрощенный бухгалтерский учет, могут относить такие расходы в состав текущих при условии отсутствия существенных материально-производственных остатков (п. 13.2 ПБУ 5/01).
О том, кому разрешено вести упрощенный бухучет, читайте в статье «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях».
ВАЖНО! Компании, которые вправе применять упрощенный вариант ведения бухучета, могут предусмотреть в своей политике простой способ учета, без использования двойной записи (п. 6.1 разд. 2 ПБУ 1/2008).
Выбытие МПЗ может осуществляться:
- по средней себестоимости;
- по себестоимости каждой единицы;
- методом ФИФО (сначала списывается актив, первым принятый на учет).
Учет основных средств: ПБУ 6/01
В ПБУ 6/01 раскрывается алгоритм учета основных средств компании. К ним относятся объекты, которые:
- используются для получения фирмой экономических выгод;
- могут применяться более 1 года;
- не предназначены для дальнейшей реализации;
- используются в хозяйственной деятельности фирмы.
При этом объекты стоимостью не более 40 000 руб. можно учитывать в составе МПЗ.
Стоимость поступления ОС складывается из покупной стоимости и доп. расходов, непосредственно связанных с покупкой актива: ценой доставки, таможенных пошлин, невозмещаемых налогов, информационных и консультационных услуг и т. д.
Компании, ведущие упрощенный учет, вправе учитывать вышеперечисленные дополнительные затраты в составе текущих расходов, а к учету принимать объекты ОС по первоначальной стоимости, определяемой как:
- цена поставщика и затраты на монтаж (при наличии);
- сумма, оговоренная в договорах строительного подряда или других договорах, оформленных с целью приобретения или изготовления объекта ОС.
Стоимость ОС погашается ежемесячно путем начисления амортизации. Амортизация рассчитывается:
- линейным способом;
- методом уменьшаемого остатка;
- по сумме чисел лет полезного использования;
- пропорционально объему выпущенной продукции.
При этом организации с упрощенным бухучетом и отчетностью могут списывать сумму амортизации или один раз в год 31 декабря, или периодически в течение года в сроки, указанные в ее учетной политике. А стоимостную оценку производственного и хозяйственного инвентаря списывать в амортизационные отчисления единовременно по факту принятия к учету.
Выбытие ОС возможно различными способами: путем продажи, списания, вклада в УК другой фирмы, дарения и т. д. (п. 29 ПБУ 6/01). При реализации объекта ОС выручка признается прочим доходом, а связанные с продажей затраты относятся в состав прочих расходов.
Учет доходов организации: ПБУ 9/99
Доходы — улучшение экономических показателей предприятия вследствие поступления активов (денежных средств, МПЗ и т. д.), а также уменьшения его обязательств, приводящее к увеличению капитала данного субъекта. При этом вклады его участников в уставный капитал в расчет не принимаются.
Согласно ПБУ 9/99 доходы делятся:
- На те, которые возникли от обычных видов деятельности. Это, как правило, выручка (п. 5 ПБУ 9/99).
- Прочие: поступления от аренды, реализации ОС, поступление процентов, неустоек, активов в дар, курсовые разницы и др. (п. 7 ПБУ 9/99).
Выручка признается при соблюдении следующих условий:
- Компания имеет право на получение дохода согласно договору (или на ином основании).
- Сумма выручки четко определена.
- Есть уверенность, что в результате сделки произойдет увеличение экономических выгод фирмы.
- Право владения на актив перешло к покупателю.
- Сумма расходов, связанных с получением дохода, определена.
ВАЖНО! Если хотя бы одно из перечисленных условий не соблюдено, активы, поступившие во исполнение обязательств, признаются в бухучете как кредиторская задолженность.
Компании, ведущие упрощенный бухучет, вправе признавать выручку кассовым методом.
Учет расходов организации: ПБУ 10/99
К расходам согласно ПБУ 10/99 относится снижение экономических выгод вследствие выбытия денежных средств или активов, а также возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала компании. При этом не учитывается уменьшение уставного капитала, согласованное учредителями.
Расходы делятся на две категории:
- По обычным видам деятельности: расходы, напрямую связанные с производством или продажами (п. 5 ПБУ 10/99).
- Прочие: расходы на аренду помещений, услуги кредитных организаций, штрафные санкции и проценты к оплате и т. д. (п. 11 ПБУ 10/99).
Расходы по обычным видам деятельности подразделяются на следующие статьи затрат (п. 8 ПБУ 10/99):
- материальные расходы;
- амортизация;
- расходы на соц. нужды;
- заработная плата;
- прочие затраты.
При этом в целях управленческого учета компания вправе составлять дополнительные статьи затрат на свое усмотрение.
Расход признается, если соблюдаются следующие условия:
- расход производится согласно конкретному договору (или по требованию законодательства), а также в соответствии с деловым оборотом;
- сумма расходов четко определена;
- есть уверенность, что произойдет уменьшение экономических выгод.
ВАЖНО! Если хотя бы 1 из перечисленных пунктов не выполняется, компания обязана учитывать такие расходы в составе дебиторской задолженности.
ПБУ — это нормативно-правовые акты, которые устанавливают порядок ведения бухгалтерского учета в коммерческих организациях и являются обязательными для исполнения всеми хозсубъектами РФ. Они содержат общие требования к бухгалтерскому учету компаний и поясняются методическими рекомендациями и письмами Минфина и ФНС России.
Вся информация о порядке ведения бухгалтерского (и налогового) учета должна быть зафиксирована в учетной политике организации — положения по бухгалтерскому учету составляют правовую основу этого документа.
О порядке составления налоговой политики компании читайте в статье «Как составить налоговую политику организации?».
О том, чем бухучет отличается от налогового учета, вам расскажет статья «Разница между бухгалтерским и налоговым учетом».
Бухгалтерская отчетность и учетная политика на предприятии
Главная > Курсовая работа >Бухгалтерский учет и аудит
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»
Кафедра «Экономика и право»
по дисциплине «Бухгалтерский (Финансовый) учет»
на тему «Бухгалтерская отчетность и учетная политика на предприятии»
Студент: Сафонова Т.С.
Руководитель: к.э.н., доцент
Срок сдачи работы:
Бухгалтерская отчетность на предприятии…………………………………..5
Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней..5
Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности…………………………………………………………………..8
Порядок составления бухгалтерских отчетов……………………………9
Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей………………………………………………………………………10
Учетная политика на предприятии………………………………………….12
понятие и формирование учетной политики……………………………12
Методические аспекты учетной политики……………………………. 14
Организационные, технические и налоговые аспекты учетной политики…………………………………………………………………. 15
Формирование приказа по учетной политике…………………………..17
Формирование бухгалтерского учета. Раскрытие учетной политики…….19
Разработка рабочего плана счетов……………………………………….19
Выбор формы и организация бухгалтерского учета……………………19
Определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и обязательств……………………………………………….20
Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля…. 20
Список использованной литературы……….…………………………………..25
В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.
Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.
Пользователями такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники имущества предприятия.
Содержание отчетности о деятельности предприятия, имущественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капитала.
1. Бухгалтерская отчетность на предприятии
Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.
Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству и целом.
Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.
По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.
Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.
По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год.
По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21.11.96 г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.
Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.
В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др.
Все большая ориентация отечественной бухгалтерской отчетности на внешних пользователей, а также на предоставление недостаточно детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.
За 2000 г. годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н включает:
бухгалтерский баланс — форма № 1;
отчет о прибылях и убытках — форма № 2;
отчет об изменениях капитала — форма № 3;
отчет о движении денежных средств — форма № 4;
приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;
специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик; итоговую часть аудиторского заключения.
Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.
Основы учетной политики
Учетная политика формируется по правилам, изложенным в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), которое утверждено приказом Минфина России от 06.10.08 № 106н.
Понятие учетной политики
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
Эти два определения даны в ПБУ 1/2008. В этом же ПБУ закреплено, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
Напомним, что обособленные подразделения организации не разрабатывают учетную политику, а используют ту учетную политику, которая применяется в целом по компании.
Задачи учетной политики
В настоящее время в процессе формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета можно выделить два основных направления:
- организационно-технические аспекты;
- учетная политика для целей финансовой внешней отчетности.
Первое направление предполагает принятие и утверждение:
- рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
- форм первичных учетных документов, которые не предусмотрены типовыми формами первичной учетной документации и составленных с учетом требований статьи 9 Федерального закона от 26.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- положения о бухгалтерской службе организации;
- должностных инструкций работников бухгалтерии;
- плана (графика) документооборота;
- порядка внутреннего контроля сохранности ресурсов, их эффективного использования.
Второе направление предполагает принятие решения о способах ведения бухгалтерского учета, к которым, в частности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных активов, способы оценки производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, порядок списания общехозяйственных расходов и т. д.
Еще несколько полезных статей из электронного журнала «Российский налоговый курьер»:
Разработка учетной политики
Разработка учетной политики на предстоящий финансовый год — сложный многоступенчатый процесс, и относиться к нему следует с большой ответственностью.
Обязанность формирования учетной политики лежит на руководителе компании и главном бухгалтере (либо на ином лице, на которое возложено ведение бухучета организации). Главный бухгалтер (иное лицо) разрабатывает учетную политику и все приложения к ней, а руководитель утверждает разработанные документы.
Несмотря на то что бухгалтерский учет регламентируется общими для всех организаций нормативными документами, у каждой из них есть свои особенности. Поэтому каждая организация должна разработать свою учетную политику (п. 2 ст. 8 Закона № 402-ФЗ). При этом главному бухгалтеру (иному лицу) нужно не только выбрать способ ведения учета, но и обеспечить полное отражение в бухучете всех фактов хозяйственной деятельности.
Все нормативы действующего законодательства по бухгалтерскому учету можно разделить на две группы: одновариантные и многовариантные.
При одновариантном нормативе установлен однозначный порядок учета конкретных операций, который обязателен для всех.
При допущении законодательством нескольких способов ведения бухгалтерского учета в учетной политике отражается один из них. Когда главный бухгалтер формирует учетную политику, ему нужно выбрать один из предложенных способов и закрепить его в учетной политике.
Если же нормативно-правовыми актами способ учета какой-то хозяйственной операции вообще не регламентирован, то необходимо самостоятельно разработать вариант учета и указать его в учетной политике. В этом случае при разработке соответствующего способа организация может исходить из международных стандартов бухгалтерской отчетности.
Первичные учетные документы
В пункте 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ указывается, что формы первичных документов вправе определять руководитель организации или лицо, на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета. Документы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.
Разрабатывать формы собственных первичных документов по учету хозяйственных операций можно, ориентируясь на формы, которые утверждены Госкомстатом, путем включения в эти образцы дополнительных реквизитов. Формы первичных документов, разработанные организацией, необходимо утвердить в учетной политике.
Сроки разработки учетной политики
Как правило, разработка учетной политики на новый финансовый год заканчивается к концу декабря уходящего года и в этом же месяце утверждается. Необходимо учесть, что срок утверждения учетной политики должен быть таким, чтобы все работники компании, которых непосредственно затрагивают положения разработанных документов, успели с ними ознакомиться.
Если же организация только создается, то утвердить учетную политику ей нужно до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации в качестве юридического лица. В этом случае считается, что фирма применяет учетную политику с момента государственной регистрации.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета и другие документы учетной политики должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз (п.9 ПБУ 1/2008).
Изменение учетной политики
Согласно пункту 5 статьи 8 Закона № 402-ФЗ принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться только:
- в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
- при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
- при существенном изменении условий ее деятельности.
В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Менять учетную политику в течение отчетного года можно только в том случае, если на это есть объективные причины. При этом не считается изменением учетной политики разработка способов учета таких фактов деятельности организации, которые возникли в период работы организации впервые.
Об изменениях в учетной политике на следующий отчетный год организация объявляет в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
Учетная политика и бухгалтерская отчетность
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ с 1 января 2013 года годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
Форму бухгалтерского баланса можно скачать здесь
Форму отчета о финансовых результатах можно скачать здесь
Далее перечислим основные элементы учетной политики:
Материально-производственные запасы
При учете материально-производственных запасов (МПЗ) у организации есть возможность выбора по трем моментам:
- оценка поступающих МПЗ;
- оценка отпускаемых в производство (или для иных целей) МПЗ;
- создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
Для оценки поступающих МПЗ организация может выбрать один из двух вариантов учета — с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или без него.
Если организация учитывает МПЗ на счете 10 «Материалы» по фактическим затратам на их приобретение, то счет 15 ей не нужен. Если же организация учитывает МПЗ на счете 10 по учетным ценам (плановым, нормативным), то для определения фактической себестоимости приобретенных МПЗ ей необходим счет 15.
Разница между фактическими затратами и учетными ценами переносится на производственные затраты при помощи счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Оценка МПЗ, отпускаемых в производство, осуществляется в соответствии с пунктом 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Согласно этому пункту оценка названных МПЗ производится тремя способами:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО).
После выбора для какой-либо группы МПЗ одного из этих вариантов оценки организация должна применять его последовательно из года в год. По каждой группе МПЗ в течение отчетного года применяется один способ оценки.
Создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей предусмотрено пунктом 25 ПБУ 5/01. Для его отражения в бухгалтерском учете Планом счетов предназначен счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Обратите внимание: создание этого резерва при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 25 ПБУ 5/01, обязательно.
Резерв под снижение стоимости материальных ценностей создается по каждой единице МПЗ, принятой к учету. При этом Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов также допускают создание этого резерва по отдельным видам (группам) аналогичных МПЗ.
Товары в учетной политике
Торговым организациям пунктом 13 ПБУ 5/01 предоставлена возможность выбора одного из двух вариантов учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) при приобретении товаров (п. 2 ПБУ 5/01).
Во-первых, такие расходы можно включать в себестоимость приобретенных товаров. Соответственно ТЗР будут списываться по мере реализации этих товаров.
Во-вторых, ТЗР можно учитывать отдельно на счете 44 «Расходы на продажу» в составе расходов на продажу. При использовании этого варианта торговые организации учитывают ТЗР следующим образом:
- определяется сумма ТЗР, приходящаяся на остаток реализованных товаров на складе на конец отчетного периода;
- рассчитывается сумма ТЗР, приходящаяся на реализованные товары;
- сумма ТЗР, приходящаяся на реализованные товары, списывается со счета 44 в дебет счета 90-2 за минусом суммы ТЗР, приходящейся на остаток товаров на складе.
Выбранный торговой организацией способ учета ТЗР необходимо закрепить в учетной политике.
Розничные торговые организации могут учитывать товары по покупным ценам (на счете 41 «Товары») или по продажным ценам. В последнем случае разница между покупной и продажной стоимостью отражается по кредиту счета 42 «Торговая наценка» и дебету счета 41 «Товары».
По товарам, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо стоимость продажи которых снизилась, создается резерв под снижение стоимости материальных ценностей.
Амортизация основных средств
В учетной политике организации необходимо отразить четыре момента, касающиеся учета основных средств.
Первый — способ начисления амортизации. В пункте 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» разрешено начислять амортизацию по основным средствам одним из четырех способов:
- линейным способом;
- способом уменьшаемого остатка;
- способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Для каждой группы однородных объектов основных средств следует выбрать один из этих вариантов. В дальнейшем этот способ амортизации должен использоваться в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
В пункте 5 ПБУ 6/01 сказано, что основные средства стоимостью не более 40 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
Организация в учетной политике должна уточнить, будет она учитывать вышеуказанные активы в составе материально-производственных запасов или в составе основных средств. Если организация примет решение учитывать активы как МПЗ, необходимо установить лимит стоимости на единицу актива. Он может равняться 40 000 руб. или быть менее этой суммы.
Согласно пункту 52 Методических указаний по бухучету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, организации могут учитывать объекты недвижимости, на которые еще не зарегистрировано право собственности, на отдельном субсчете счете к счету 01 «Основные средства». Способ учета указанной недвижимости должен быть обязательно прописан в учетной политике.
Переоценка основных средств
Пунктом 15 ПБУ 6/01 коммерческим организациям предоставлено право переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. Если решение о переоценке будет принято, следует учитывать, что в дальнейшем такая переоценка должна производиться регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности,
существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
Исходя из анализа пункта 44 Методических указаний по учету основных средств, переоценку основных средств следует проводить ежегодно. Переоценка объекта основных средств проводится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.
Следует различать понятия «переоценка» и «отражение в бухгалтерском учете результатов переоценки». Очевидно, что отражение результатов переоценки в бухгалтерском учете и соответственно в отчетности должно осуществляться с учетом принципа существенности.
В учетной политике необходимо установить уровень изменения стоимости объектов основных средств (в процентах), исходя из которого результаты переоценки будут отражаться в бухгалтерском учете и отчетности.
Как отразить нематериальные активы в учетной политике
Организация имеет право выбрать для целей бухгалтерского учета один из вариантов амортизации НМА (п. 28 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»):
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Обратите внимание: согласно пункту 30 ПБУ 14/2007 организации могут ежегодно пересматривать применяемый способ амортизации нематериального актива. Способ амортизации уточняется в случае, если при расчете существенно меняются ожидаемые поступления будущих экономических выгод от использования нематериального актива.
Кроме того, в учетной политике организации следует указать способ отражения начисленной амортизации в бухгалтерском учете. Согласно действующему Плану счетов возможны два варианта:
- накопление соответствующих сумм амортизации на счете 05 «Амортизация нематериальных активов»;
- уменьшение первоначальной стоимости объекта, отраженной на счете 04 «Нематериальные активы».
Образование резервов
Резервы формируются в бухгалтерском учете для равномерного включения расходов в издержки производства и обращения.
В ряде случаев при наступлении определенных событий создание резерва обязательно, поэтому об их формировании в учетной политике упоминать не надо.
Так, организации обязаны создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01), если эти ценности морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, а также если их текущая рыночная стоимость имеет устойчивую тенденцию к снижению. Критерий, согласно которому в бухгалтерском учете отражается снижение стоимости материальных ценностей, устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике.
Кроме того, акционерные общества обязаны формировать резервный фонд (пункт 1 статьи 35 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Другие организации имеют право создавать резервный фонд, если это предусмотрено учредительными документами, но не обязаны это делать.
Создание для целей бухгалтерского учета оценочных резервов, а также резервов предстоящих расходов зависит от волеизъявления самой компании. Решение о формировании таких резервов необходимо закрепить в учетной политике.
К оценочным резервам относятся:
- резерв под снижение стоимости материальных ценностей (счет 14);
- резерв под обесценение финансовых вложений (счет 59);
- резерв по сомнительным долгам (счет 63).
Согласно пункту 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности коммерческие организации вправе создавать следующие резервы предстоящих расходов:
- на предстоящую оплату отпусков работникам;
- на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
- на выплату вознаграждений по итогам работы за год;
- на ремонт основных средств;
- на производство подготовительных работ в связи с сезонным характером производства;
- на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
- на ремонт предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;
- на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
- на покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России.
Начисление сумм резервов предстоящих расходов отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу — для торговых организаций).
Если организация отказывается от создания резервов, то неиспользованные средства по ранее созданным резервам присоединяются к финансовым результатам.
Доходы и прочие поступления
Пунктом 4 ПБУ 9/99 установлено, что доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются:
- на доходы от обычных видов деятельности;
- прочие доходы.
Один и тот же вид дохода в зависимости от специфики организации может относиться как к доходам от обычных видов деятельности, так и к прочим поступлениям. В учетной политике необходимо прописать, какие из доходов организация относит к основным, а какие — к прочим.
В учетной политике прописываются положения о длительном цикле изготовления
В соответствии с пунктом 13 ПБУ 9/99 организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ (оказания услуг) с длительным циклом изготовления (строительство, научные, проектные работы, судостроительство и т. п.) по мере готовности работы, услуги, продукции, либо по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.
Выручка от выполнения конкретной работы, оказания конкретной услуги, продажи конкретного изделия признается в бухгалтерском учете по мере готовности в том случае, если на основании первичных учетных документов возможно определить степень готовности работы, услуги, изделия.
В отношении разных по характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг, изготовления изделий организация может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки, предусмотренные этим пунктом.
Если организация при выполнении работы, оказании услуги, продаже продукции с длительным циклом изготовления признает выручку по мере их готовности, то в бухгалтерском учете ей необходимо использовать счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».
Незавершенное производство
Как сказано в пункте 3 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, продукция или работы, не прошедшие всех стадий, фаз или переделов, предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству.
Организации выбирают метод оценки незавершенного производства в зависимости от производственных или технологических особенностей:
- по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
- по прямым статьям затрат;
- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.
Косвенные расходы
При формировании себестоимости продукции (работ, услуг) многономенклатурных производств возникает проблема учета и распределения расходов, которые нельзя или нецелесообразно относить непосредственно на конкретный вид продукции (работ, услуг) — косвенных расходов. Их распределение, как правило, производится пропорционально базе, указанной в учетной политике организации.
При выборе способа распределения косвенных расходов следует руководствоваться таким принципом: результаты распределения должны быть максимально приближены к фактическому потреблению ресурсов на данный вид продукции (работ, услуг).
Обычно выбирают одну из следующих баз для распределения:
- пропорционально заработной плате основного производственного персонала;
- пропорционально стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, отпущенных на производство;
- пропорционально количеству отработанных машино-часов;
- пропорционально объему выпущенной продукции и т. д.
Что касается учета общехозяйственных расходов, то пункт 9 ПБУ 10/99 предлагает следующие варианты.
Во-первых, суммы, собранные за период по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы», могут списываться в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» или 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». В результате в стоимости готовой продукции будет присутствовать часть общехозяйственных расходов. При этом формируется полная себестоимость продукции.
Во-вторых, возможно списание общехозяйственных расходов непосредственно на счет 90 «Продажи». В этом случае они полностью списываются со счета 26 «Общехозяйственные расходы» в каждом отчетном периоде и участвуют в формировании бухгалтерской прибыли независимо от процесса реализации произведенной за отчетный период продукции (работ, услуг). При таком способе формируется сокращенная себестоимость продукции.
Расходы будущих периодов
В ПБУ 10/99 установлено, что расходы в бухгалтерском учете признаются с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями. Другими словами, расходы должны быть признаны в тот момент, когда признаны доходы, непосредственно связанные с данными расходами.
Если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов либо связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, то необходимо обоснованное распределение расходов между отчетными периодами.
Порядок списания расходов будущих периодов устанавливается организацией самостоятельно. Наиболее распространенными вариантами являются:
- равномерное списание расходов в течение периода, к которому они относятся;
- списание расходов пропорционально объему продукции.
Организация может разработать иной экономически обоснованный алгоритм списания расходов. Выбраный способ списания расходов нужно закрепить в учетной политике.
Отдельный раздел учетной политике посвящается финансовым вложениям
Организация может иметь финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость.
Для таких активов исходя из требований пункта 26 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» бухгалтер должен выбрать способ их оценки:
- по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;
- по средней первоначальной стоимости;
- по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).
Такая оценка необходима для отражения в учете выбытия указанных финансовых вложений, а также для оценки подобных активов на конец отчетного периода (п. 32 ПБУ 19/02).
Расходы на НИОКР
В отношении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые дали положительный результат, бухгалтерское законодательство предоставляет компании право выбора способа и срока списания расходов на выполнение этих работ.
В пункте 11 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» сказано, что срок списания расходов на НИОКР определяется организацией самостоятельно исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов от этих работ. Однако этот срок не может превышать пять лет.
Способов списания расходов на НИОКР два:
- линейный способ;
- способ списания расходов пропорционально объему продукции (работ, услуг).
Учет строительных договоров
Учет операций по строительным договорам осуществляется в соответствии с ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», которое утверждено приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н. Этот документ применяется в случае, если:
- заключенный договор носит долгосрочный характер (то есть длительность его выполнения составляет более одного отчетного года);
- срок начала и окончания договора приходится на разные отчетные периоды.
Пунктом 11 ПБУ 2/2008 предусмотрено, что расходы, понесенные организацией (подрядчиком) по договору, делятся на прямые, косвенные и прочие. В свою очередь прямые расходы состоят из фактически понесенных расходов и предвиденных расходов. ПБУ 2/2008 разрешает учитывать предвиденные расходы:
- либо по мере их возникновения в процессе выполнения работ;
- либо путем образования соответствующего резерва (например, на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт созданного объекта), при условии, что такие расходы могут быть достоверно определены.
Выбранный способ отражения предвиденных расходов необходимо закрепить в учетной политике.
Косвенными расходами по данному договору признается часть общих расходов организации, которые понесены при выполнении всех строительных договоров. Способ распределения косвенных расходов между договорами организация (подрядчик) определяет самостоятельно и закрепляет его в учетной политике. Так, косвенные расходы можно распределять пропорционально выручке по каждому из договоров, пропорционально прямым расходам или иным способом.
В одном из разделов учетной политике нужно прописать учет спецодежды
Порядок бухучета спецодежды изложен в Методических указаниях по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Документ утвержден приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н. В то же время согласно пункту 9 Методических указаний организация может организовать учет специальной одежды в порядке, предусмотренном для учета основных средств, то есть в соответствии с ПБУ 6/01.
Методическими указаниями организация руководствуется в том случае, если она относит спецодежду к средствам в обороте. Тогда спецодежда учитывается на отдельных субсчетах к счету 10 «Материалы»:
- субсчете 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;
- субсчете 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».
Если компания сочтет необходимым учитывать спецодежду, отвечающую критериям ПБУ 6/01, в качестве основных средств, то она должна использовать счет 01.
Выбранный способ учета спецодежды должен быть закреплен в учетной политике.
Налоговые величины по ПБУ 18/02
Согласно нормам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» организации ведут учет постоянных и временных разниц, возникающих между данными бухгалтерского и налогового учета, и формируют финансовый результат в бухгалтерской отчетности с учетом возникших постоянных и отложенных налоговых обязательств и активов. Причем допускаются разные способы ведения таких величин в бухгалтерском учете.
Так, постоянные и временные разницы можно отражать либо непосредственно на бухгалтерских счетах, либо в ином порядке (например, во внесистемных бухгалтерских регистрах — таблицах, расчетах и т. д.). При этом требования к аналитическому учету касаются только временных разниц. Таким образом, в учетной политике организация должна закрепить порядок отражения в бухучете информации о постоянных и временных разницах и способ ведения аналитического учета временных разниц.
Что касается отложенных активов и обязательств, то организации имеют право самостоятельно решать, насколько детально нужно вести аналитику этих величин. Выбранный способ необходимо отразить в учетной политике. Организация может вообще отказаться от детального аналитического учета отложенных активов и обязательств, если для нее не составляет особого труда отслеживать движение этих сумм на основе имеющейся аналитики временных разниц.
Пунктом 22 ПБУ 18/02 установлено, что каждая организация самостоятельно выбирает один из двух способов определения величины текущего налога на прибыль:
- на основании данных, сформированных в бухгалтерском учете в соответствии с пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02 (исходя из величины условного расхода или условного дохода по налогу на прибыль, скорректированного на сумму постоянных и отложенных налоговых активов и обязательств);
- на основании налоговой декларации по налогу на прибыль.
Выбранный способ отражается в учетной политике.