Пенсия какой кодекс

Оглавление:

Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2019

Кроме основных определений и разновидностей трудовых пенсий, законом регулируются и вопросы, касающиеся:

  • условий получения такого пенсионного обеспечения,
  • порядка его начисления и доставки,
  • расчёта отчислений из пенсионных выплат,
  • непосредственно самих пенсионных сумм.

Фактически этим нормативно правовым актом определяются законодательные основы обеспечения пенсиями трудящихся граждан.

Об этой тематике рано или поздно задумывается любой работающий гражданин, потому что по закону (и по сути) такая пенсия является компенсацией заработной платы, которая не получена по причине старости, профессиональной болезни, инвалидности или утрате кормильца. Закон «О трудовых пенсиях» устанавливает и особенности выплаты пенсий работникам, условия труда которых отличаются от обычных, часто являясь более тяжелыми.

Структура закона

Этот закон состоит из семи глав и тридцати двух статей. Главы, кроме общих положений и механизма вступления закона в силу, рассматривают вопросы определения страхового стажа, определения суммы пенсии, видов пенсий и категорий граждан, имеющих на нее право.

Очень важно знать, какие из положений закона о пенсиях утрачивают силу после внесения изменений в законодательство. К примеру, после вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях» нормы этого акта действуют только в той части, которая не противоречит данному нововведению.

Кому важно знать закон

Когда речь идёт о трудовых пенсиях, этим вопросом будет полезно озаботиться практически любому трудоспособному гражданину.

Трудовая пенсия включает в себя две расчетных части:

  1. накопительная сумма, включающая в себя те средства, которые лицо собрало на специальном счету;
  2. страховая часть – гарантированные государством выплаты вместе со средствами, накопленными на индивидуальном счету.

Для исчисления тех выплат, которые гарантируются государством, имеет значение наличие стажа. Для некоторых категорий работников законом устанавливаются особые условия начисления пенсий.

Так, если пенсионер не прекращает трудовую деятельность, то не утрачивает право на государственную пенсию. При этом, поскольку с его заработков постоянно следуют отчисления, и его пенсионный счет получает деньги, то его пенсия по закону проходит индексацию. Соответственно, она постоянно увеличивается, если иного не будет предусмотрено действующим законодательством.

Для государственных и муниципальных служащих установлен свой порядок определения размера пенсии, который учитывает «выслугу лет», то есть стаж непосредственно государственной службы в дополнение к общему трудовому. Это отдельная разновидность пенсии, предусматривающая большую сумму, но и специальные условия получения. Так что этой категории работников нужно обращать внимание и на стаж их службы.

В 2016-2019 годах в пенсионном законодательстве вступает в силу сразу несколько изменений, которые делают получение пенсии госслужащими более сложными, а для работающих пенсионеров уменьшают надбавку к пенсии при перерасчёте.

Это повод обратить внимание на действующие законы о пенсиях, чтобы не потерять те деньги, получение которых гарантировано государством.

Закон о пенсиях 2018 года

Не успели улечься страсти по обсуждению пенсионной реформы 2013-2015 гг, как на подходе закон о пенсиях 2018 года? Решение о повышении пенсионного возраста принято, о чем объявил Дмитрий Медведев 14 июня 2018 года, поэтому пенсионные реформы неизбежны. Рассмотрим тенденции законодательства в области пенсионного обеспечения ближе.

Пенсионный возраст

Правительство предлагает поэтапно повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин, переходный период начнется в следующем 2019 году и продлится до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании кабинета министров, где рассматривается соответствующий законопроект.

Что касается работников с Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, то там для мужчин возраст выхода на пенсию будет установлен на уровне 60 лет, для женщин — 58 лет.

Схема повышения пенсионного возраста

Первыми повышение пенсионного возраста затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения: они получат право выйти на пенсию в 2020 году в возрасте соответственно 61 года и 56 лет. Мужчины 1960 г. р. и женщины 1965 г. р. выйдут на пенсию в 2022 году в возрасте соответственно 62 лет и 57 лет. Мужчины 1961 г. р. и женщины 1966 г. р. — в 2024 году в возрасте 63 лет и 58 лет; мужчины 1962 г. р. и женщины 1967 г. р. — в 2026 году в 64 года и 59 лет; мужчины 1963 г. р. и женщины 1968 г. р. смогут выйти на пенсию в 2028 году в возрасте соответственно 65 и 60 лет.

На этом, достигнув 65 лет, переходный период увеличения пенсионного возраста для мужчин закончится. Женщины 1969 года рождения получат право выхода на пенсию в 2030 году в возрасте 61 года; женщины 1970 г. р. — в 2032 году в возрасте 62 лет; женщины 1971 г. р. — в 2034 году в возрасте 63 лет.

Увеличение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров — это около 46,5 млн человек. Тех, кто ждет назначения пенсии в ближайшее время, этот закон тоже не коснется и пенсия будет назначена по старому законодательству.

Закон о пенсиях 2018 года: что изменится

В 2014 году накопительная часть пенсии была временно заморожена. При этом сформированные в период с 2002 по 2014 годы средства на накопительной части пенсии были сохранены, продолжали инвестироваться и выплачиваться лицам, имеющим право на пенсию. Предполагалось, что мера временная. Но в в конце 2017 года ситуация повторилась. Принят закон, которым накопительная пенсия «заморожена» до 2020 года.

Что это означает для нас с сами? Отчисления в Пенсионный фонд не изменятся. «Заморозка» коснется только тех будущих пенсионеров, которые приняли решение передать часть своих пенсионных сбережений в негосударственные пенсионные фонды. Пока эти 6% (а именно столько можно направить на накопительную пенсию) направляются тоже на формирование страховой части пенсии.

Ожидаемо повысится размер пенсии и иные социальные выплаты. Причем в отличие от ранее осуществляющейся индексации пенсии, с 01.01.2018 года (а не с февраля) трудовая пенсия неработающего гражданина вырастет на 3,7 %. Индексация ежемесячной денежной выплаты традиционно будет произведена 01.02.2018 года. Военные пенсии, социальная и иные (по государственному пенсионному обеспечению) с 01.04.2018 года увеличится на 4,1 %.

Продолжают действовать правила о минимальной пенсии, о корректировке пенсий работающим пенсионерам. Кстати, индексация пенсии работающим пенсионерам после их увольнения будет осуществляться, как и ранее, в течение 3 месяцев, но указанные 3 месяца будут компенсироваться.

Если говорить о стаже для пенсии и пенсионных баллах, новый закон о пенсиях 2018 года принят не будет. Право на пенсию (трудовую) возникает, если первый показатель составляет не менее 9 лет, а второй – 13,8 пенсионных баллов.

Пенсии в 2018 году

Виды назначаемых пенсий в РФ останутся теми же – трудовая, социальная, по потере кормильца, по инвалидности и др. Обратиться за назначением пенсии можно как «старыми» проверенными способами, так и с помощью портала госуслуг и на сайте ПФР с помощью личного кабинета.

Но в 2018 году начнет назначаться и выплачиваться новый вид пенсии – детям, оба родителя которых неизвестны. Пенсия является социальной и назначается детям до 18 лет, с 18 до 23 лет (максимум) при условии очной формы обучения.

Размер пенсии составит 10068 руб. в месяц. Регистрация рождения такого ребенка должна быть произведена на основании поданного органами полиции, опеки и попечительства либо медицинской, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей удостоверяющего личность документа. В случае усыновления ребенка выплата будет прекращена.

Закон о пенсиях: индивидуальный пенсионный капитал

В середине 2017 года СМИ заговорили о перспективах введения индивидуального пенсионного капитала. По планам властей, такой капитал должен заменить накопительную систему, взносы в которой заморожены с 2014 г. Отчислять деньги на ИПК работник будет из своей зарплаты, выбирая сам ставку от 0 до 6%. Если он не сделает выбор, ставка с 0% будет ежегодно расти.

Пока проект в стадии обсуждения. Но к нему вернутся после выборов 2018 года. И, скорее всего, новый закон о пенсиях в 2018 году нас ожидает.

Подробнее об изменениях в пенсионном законодательстве: Новый закон о пенсиях 2019 года.

Уточняющие вопросы по теме

Здравствуйте! что касается нового закона. Мне 52 года, меня увольняют. работу в таком возрасте на найти. Законно ли увольнение в пред пенсионном возрасте? и что я могу предьявить в суде за такое увольнение работодателю? Существует ли компенсация за это?

Лиц предпенсионного возраста увольнять с работы не запрещено. Есть наказание только за необоснованное увольнение. Вы не указали по какой статье вас собираются уволить. Тогда можно что-то посоветовать по существу.

Мне 53 года, у меня 3 детей, стаж 38 лет, когда я имею право выйти на пенсию?

Вы выйдете на пенсию в 56,5 лет.

Добрый день, мне 52 года, стаж 32 года, когда я смогу выйти на пенсию?

Для женщин 1966 года рождения выход на пенсию по новому закону в 58 лет (в 2024 году).

что поменяется для меня я 67 года у меня 4 года по уходу больным ребёнком

Для женщин 1967 года рождения общий срок выхода на пенсию в 2026 году, то есть в 59 лет.

Доброе утро. Моей маме сейчас 54, в июле будет 55. Когда ей на пенсию?

В этом случае выход на пенсию в первом полугодии 2020 года.

моя пенсия по старости 25300 руб у жены 10400 руб сколько в случае моей смерти назначат пенсию по потере кормильца (единственный иждевенец)

Для вычисления размера страховой пенсии по случаю потери кормильца необходимо знать величину индивидуального пенсионного коэффициента. Точный расчет предполагаемой пенсии можно сделать только по материалам пенсионного дела. Порекомендуем обратится в Пенсионный фонд по месту жительства, где могут сделать такой расчет.

Я 1966 г.р. у меня трое детей. Когда я выйду на пенсию?

По новому закону вы должны выйти на пенсию в 57 лет, в 2023 году.

Читайте так же:  Оформление индивидуального дома в собственность

Мужчина 1962 года рождения в каком году может выйти на пенсию по старости.

Мужчины 1962 года рождения должны выйти на пенсию в возрасте 64 лет, то есть в 2026 году, если у них нет права на досрочную пенсию.

Поправка на возраст

С 2019 года в стране начнется поэтапное повышение пенсионного возраста. Одновременно с этим вступит в силу пакет мер, защищающих права работников старших возрастов.

1. Один из пяти принятых законов внес поправки в Уголовный кодекс: теперь за незаконное увольнение работников предпенсионного возраста или необоснованный отказ в приеме их на работу будет грозить уголовная ответственность. Со стороны работодателя отвечать будут ответственные лица, допустившие такие нарушения. По решению суда их могут наказать штрафом до 200 тысяч рублей или в размере зарплаты, либо обязательными работами сроком на 360 часов.

2. Утверждены поправки в Трудовой кодекс. Они направлены на защиту здоровья работников и касаются правил прохождения диспансеризации. Теперь работодатель обязан по заявлению работника предоставить ему свободные дни с сохранением среднего заработка для профилактического посещения врачей, сдачи анализов и диагностических исследований. Все работники имеют право получить один такой день раз в три года. А работники предпенсионного возраста для прохождения диспансеризации получают такие дни чаще и в большем количестве — два оплачиваемых выходных ежегодно.

3. Закон с поправками в Бюджетный кодекс направлен на пополнение бюджета Пенсионного фонда России. Теперь все средства, изымаемые в рамках борьбы с коррупцией, а также вырученные при продаже конфискованного имущества, будут направляться в ПФР. По предварительным оценкам, в результате этой меры за шесть лет бюджет фонда может дополнительно получить 1,8 миллиарда рублей. По словам председателя правления Пенсионного фонда Антона Дроздова, эта инициатива имеет «морально-этическое» значение.

4. В пакет включен еще один важнейший документ: закон о ратификации 102-й Конвенции МОТ о минимальных нормах социального обеспечения, которая была принята еще в 1952 году. Эта международная Конвенция установила уровень минимальных гарантий, которые обязаны соблюдать все подписавшие документ страны. После ратификации Конвенции наша страна подтвердила обязательства, в частности, по пенсионному обеспечению, согласно которым пенсия не должна быть ниже 40 процентов утраченного заработка.

5. Изменения в порядке назначения пенсий определены ФЗ N 350. Этот закон внес поправки сразу в несколько «социальных» законов: о занятости, о страховых пенсиях, о порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений, о государственном пенсионном обеспечении. Он определил дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста (в том числе в связи с увольнением), условия досрочного выхода на пенсию. Какие именно новации ожидают россиян с 2019 года?

Как будет увеличиваться пенсионный возраст

Президент не поддержал первоначальный вариант поднять пенсионный возраст у женщин до 63 лет. В итоге повышение будет одинаковым — на пять лет: мужчины в 2028 году, когда закончится переходный период, будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины — в 60.

Кроме того, в первые два года изменений — в 2019 и 2020 году — будет действовать право оформить пенсию на полгода раньше новой возрастной черты. Такую смягчающую меру предложил президент.

Кому сохранят досрочные пенсии

Некоторым социально уязвимым категориям сохранены льготы по выходу на пенсию. Не повышается возраст для коренных народов Севера, тех, кто получает страховые пенсии по социальным причинам (некоторые виды заболеваний).

Расширяются льготы для многодетных мам: пенсионный возраст для имеющих троих детей снижается на три года (до 57 лет), четырех — на 4 (до 56 лет), пять и более — как и сейчас, будут выходить на пенсию в 50 лет.

Для сотрудников «в возрасте»

Какой возраст считается предпенсионным?

Это возраст в течение пяти лет до возраста, в котором работник имеет право выйти на страховую пенсию по старости или в некоторых случаях — досрочную пенсию.

Учеба со стипендией

Во время прохождения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости граждане получают стипендию:

— если увольнение произошло менее чем за 12 месяцев до начала учебы, и гражданин успел отработать на предприятии до увольнения не менее 26 недель, — стипендия составит 75 проц. от среднего заработка за последние три месяца работы (но не выше и не ниже максимального и минимального размера пособия по безработице с учетом районного коэффициента);

— такой же порядок касается и демобилизованных со срочной службы, если они успели поработать до призыва не менее 26 недель, они также получат на время обучения 75 процентов зарплаты по последнему месту работы перед призывом;

— для тех, кто до увольнения отработал менее 26 недель, стипендия выплачивается в размере пособия по безработице, положенного конкретному гражданину на день, предшествующий началу обучения;

— тем, кто раньше не работал (впервые ищет работу), либо хочет возобновить работу после длительного (более года) перерыва, а также людям, потерявшим рабочее место из-за нарушений трудовой дисциплины или других провинностей, стипендия будет равна минимальной величине пособия по безработице. Районные коэффициенты применяются;

— если человек проходит переобучение из-за того, что не может выполнять прежнюю работу в связи с утратой здоровья из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, работодатель выплачивает ему 100 процентов средней зарплаты за три последних месяца до прекращения работы (но не выше максимального пособия по безработице).

Пособие по безработице

Размер по безработице в большинстве случаев начисляется в процентах к среднему заработку за последние три месяца на последнем месте работы. В первые три месяца платят 75 процентов средней зарплаты, в последующие три месяца — 60 процентов. Но не больше максимального размера пособия по безработице и не меньше минимальной величины такого пособия. Пособие выплачивается не более шести месяцев в течение года. А для впервые ищущих работу, тех, у кого перерыв в работе превысил один год, а также если человек был уволен «по статье», пособие будут платить только три месяца в течение года. У таких граждан и размер пособия будет меньше — на официально утвержденном минимальном уровне.

Дополнительные гарантии предпенсионерам

Срок выплаты пособия по сравнению с обычными гражданами у предпенсионеров увеличивается вдвое: максимум 12 месяцев в течение 18 месяцев. Причем если у человека выработан большой стаж (25 лет у мужчин и 20 — у женщин, либо стаж, дающий право на оформление досрочной пенсии), — срок получения пособия увеличивается на две недели за каждый год сверх нормы стажа. При этом максимальное ограничение — 24 месяца выплаты пособия в течение 36 месяцев.

75 процентов среднего заработка по последнему месту работы в первые три месяца;

60 процентов среднего заработка в следующие четыре месяца;

45 процентов — в дальнейшем.

При этом максимальная величина пособия ежегодно устанавливается правительством. В 2019 году запланировано увеличение размера пособия для предпенсионеров до 11 280 рублей.

Досрочный выход на пенсию

Если безработного не удается трудоустроить, он имеет право по представлению органа занятости оформить страховую пенсию досрочно — но не раньше чем за два года до наступления общеустановленного пенсионного возраста. При этом у мужчин страховой стаж должен быть не меньше 25 лет, а у женщин — 20.

Какой эффект ожидается от принятия новых законов

Правительство, предлагая проект пенсионных изменений, указывало, что основная цель — обеспечение устойчивости пенсионной системы и роста пенсий нынешним пенсионерам, опережающего темпы инфляции.

В правительстве подсчитали: изменения позволят увеличить ежемесячные выплаты неработающим пенсионерам по 1 тыс. руб. в год в течение ближайших пяти лет. И довести средний размер пенсии к 2024 году до 20 тысяч рублей.

Повышать пенсии с опережением роста потребительских цен предполагается и в дальнейшем.

Кроме того, приняв закон о ратификации Конвенции МОТ о минимальных нормах социального обеспечения, наша страна подтвердила не только обязательства поддерживать определенный уровень пенсионного обеспечения, но также еще ряд социальных гарантий: по уровню медицинского обслуживания, материального обеспечения работающих в связи с болезнью, а также о социальном страховании в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. Кроме того, речь идет об обеспечении инвалидов, социально незащищенных граждан, потерявших кормильцев и поддержке материнства и детства.

Выполнение социальных обязательств государства требует дополнительных финансовых вложений, и принятые изменения пенсионного законодательства помогают перераспределить ресурсы.

При этом сама необходимость повышения планки трудоспособного возраста во время бурных дискуссий экспертами не оспаривалась. На эту меру пошли практически все государства, причем намного раньше России. Но и мы вслед за населением развитых стран реально стали жить дольше, причем соотношение пенсионеров и работников с каждым годом становится хуже. Поэтому изменения пенсионных правил требовала и демографическая ситуация.

Успею ли я выйти на пенсию по старым правилам?

У меня, как и моих ровесников-друзей, возник вопрос. Мне исполняется 60 лет в конце декабря, и я планирую сразу же оформить пенсию. Но иногда процедура оформления затягивается, Пенсионный фонд требует «донести» документы. Что будет, если вдруг я попаду в такую же ситуацию и не успею закончить оформление до конца года? Не значит ли это, что в итоге я смогу оформить пенсию только через год, ведь с 1 января возраст поднимут?

— Возможность подобных случаев учтена в новом пенсионном законе (N350-ФЗ). В ст. 10 п. 2 этого закона говорится, что за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе и досрочную), но не обратившимися за ее назначением или не успевшими ее оформить до 1 января 2019 года, «сохраняется право на страховую пенсию по старости. без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом». То есть вы сможете, подав документы на назначение пенсии в декабре, спокойно дождаться ее назначения даже если какие-то документы придется представить в пенсионный фонд позже. Этот же порядок относится и к оформлению досрочных пенсий, а также социальных пенсий.

Пенсия какой кодекс

Проект Пенсионного кодекса Российской Федерации разработан известными специалистами в области пенсионного права – докторами юридических наук, профессорами М.Л. Захаровым, Э.Г. Тучковой и кандидатом юридических наук В.Б. Савостьяновой. В основу проекта положены общепризнанные международные принципы в сфере прав человека, принятые в мировой практике концепции подлинного социального страхования, международный опыт функционирования обязательных страховых пенсионных систем в развитых странах с рыночной экономикой.

Проект предназначается для широкого обсуждения представителями общественных организаций, выражающих интересы различных социальных слоев населения, преподавателями, студентами и аспирантами юридических вузов и всеми, кого интересуют и волнуют проблемы пенсионного обеспечения в нашей стране.

2003. Л.П. Якушев. Пенсионный кодекс России

Социально-экономические, политические и другие последствия принятия пенсионного кодекса в Российской Федерации

Стаж работы для начисления пенсии по старости

Для того, чтобы получать пенсию по старости, необходимо иметь минимальный стаж работы. Если такого стажа нет, то гражданин будет получать социальную пенсию.

Читайте так же:  Доверенность на получение товара и материальных ценностей

Пенсия по старости, как сказано в Законе 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» — это пенсия, которая назначается гражданину после достижения определённого возраста.
Для назначения пенсии по старости, гражданин должен отвечать следующим критериям:

  • быть застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования;
  • достичь пенсионного возраста;
  • иметь минимальный стаж работы.

Пенсионный возраст в России составляет 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно.

Минимальный трудовой стаж для начисления пенсии на сегодняшний день составляет 5 лет. То есть при достижении пенсионного возраста, гражданин должен иметь 5 лет страхового стажа.
Страховой стаж – это стаж, когда работающий гражданин был застрахован в системе обязательного пенсионного страхования, и отчислял взносы в ПФР.

Имея такой минимальный стаж работы, гражданин будет получать минимальную пенсию, которая равна прожиточному минимуму по региону проживания.

С 01 января 2015 года действует новая редакция пенсионного закона. Новшество касается накопительной части пенсии по старости. Кроме этого, законотворцы предложили увеличить минимальный стаж для назначения пенсии по старости.

Начиная с 2015 года, он будет увеличиваться каждый год на 1 год, и к 2025 году он достигнет 15 лет. То есть, достигнув пенсионного возраста, гражданин должен иметь 15 лет страхового стажа. Это означает, что он должен был 15 лет отчислять обязательные страховые взносы.
Взносы за работающего гражданина отчисляет работодатель, исходя из размеров заработной платы сотрудника. Все средства поступают на индивидуальный лицевой счёт, который присваивается каждому человеку с рождения.

Чтобы стаж засчитывался для пенсии, необходимо осуществлять свою деятельность на территории России. Если же гражданин РФ трудится за границей, но регулярно перечисляет средства в российский ПФР, то этот стаж ему также будет засчитан.

Кроме стажа, когда человек осуществлял свою трудовую деятельность, то есть исправно ходил на работу, есть ещё и такие периоды, когда человек по тем или иным причинам не работал. Некоторые из таких периодов учитываются при расчёте минимального стажа для пенсии.
К таким периодам относятся:

  • служа в армии;
  • время нахождения на больничном;
  • время по уходу за ребёнком, пока тому не исполнится 1,5 года;
  • служба в ОВД, МВД и других силовых структурах;
  • период, когда человек официально имел статус безработного и состоял на учёте в центре занятости по месту жительства;
  • период, в течение которого гражданин осуществлял уход за ребёнком – инвалидом, инвалидом 1-ой группы, или же за пожилым больным человеком, которому уже исполнилось 80 лет;
  • время пребывания в тюрьме, если с человека было снято обвинение по репрессирующим основаниям;
  • другие периоды, указанные в ст. 11 Закона № 173-ФЗ.

Пенсия превратится в ваучеры и появится Пенсионный кодекс

Пенсия превратится в ваучеры и появится Пенсионный кодекс

Вопрос в редакцию.

Сейчас много говорят о проблемах пенсионной системе, о распределительной пенсионной системе и увеличении трудового возраста. Какие есть прогнозы по этому поводу?

Редакция провела Интернет-исследование и подготовила обзор наиболее ярких материалов.

В 2013 году пенсии превратятся в ваучеры [1]

Власть ищет способ вернуться к распределительной пенсионной системе

Минздравсоцразвития в докладе правительству предлагает сделать накопительную часть пенсии делом добровольным. Об этом сообщают «Ведомости». Министерство предлагает поэтапную схему вывода накопительной компоненты из обязательной системы. С 2011 г . — разделить накопительную часть, выплачиваемую ПФР, и накопительную пенсию, выплачиваемую НПФ (во втором случае гражданин сможет по договору с НПФ регулировать условия инвестирования, назначения, выплат пенсии, в том числе получить все сумму единоразово, передать наследникам и т. п.). С 2013 г . — обязать работодателей отчислять 6% с застрахованного заработка работника в НПФ по собственному выбору либо по выбору работника.

Всё накопленное молчунами, если они не выберут себе НПФ, можно передать в ПФР и включить в расчетный пенсионный капитал. Это, по данным управляющего средствами молчунов Внешэкономбанка, 733,3 млрд руб. на конец III квартала.

Предложения Минздравсоцразвития, по мнению аналитиков, фиксация того, что государству неинтересна накопительная часть, оно не смогло её внедрить и ищет способы вернуться к распределительной системе.

Подозрения, что накопительная часть пенсии не даст нам на старости путешествовать, как это принято у американских и европейских пожилых граждан, ходили давно. Но сейчас их подкрепили цифрами. По подсчетам Минздравсоцразвития, при нынешней доходности накопительной части (4% сверх инфляции), у тех, кто выйдет на пенсию в 2035 году, а до этого в течение 30 лет исправно отстегивал накопительные взносы, привар к пенсии будет более чем скромным – 16% среднего размера ежемесячной пенсии. То есть – тысяча с копейками ежемесячно.

Но и эти деньги государство находит с огромным трудом. Дефицит Пенсионного фонда в 2010 году превысит отметку в триллион рублей даже без учёта переоценки прав пенсионеров с советским стажем. Об этом заявил вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин.

Неудивительно поэтому, что российское правительство осторожно (на носу выборы) прощупывает, какими способами можно сократить социальные обязательства.

Что будет с нашими пенсиями, рассуждает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.

«СП»: – Андрей Павлович, чего хочет Минздравсоцразвития?

– Ведомство давно заботит прогрессирующий дефицит Пенсионного фонда. Нынешняя пенсионная система не устраивает, прежде всего, правительство. Получается, именно ему придется исполнять обязательства, платить пенсионерам какие-то деньги.

А правительству этого не хочется. Немного поговорив о возможности увеличения пенсионного возраста, и увидев, что это крайне непопулярная тема, власть решила в предвыборный год об этом молчать. Однако идея минимизировать социальные обязательства никуда не делась. Доказательство тому – нынешний доклад Минздравсоцразвития. В нем предлагается более элегантный план устранения средств, которые население ожидает получить в виде пенсий.

«СП»: – Какими образом это сделают?

– Суть плана – ликвидировать обязательность накопительной пенсии. На сегодня именно она вызывает проблемы. Когда начинали пенсионную реформу, напомню, на накопительную часть возлагались огромные надежды. Гражданам объясняли, что часть денег, которые они отчисляют на выплату пенсий, теперь будет накапливаться, эти средства будут инвестироваться, и за счет удачного управления или пенсия значительно вырастет. Это было солью реформы – создание накопительной части.

Однако со временем выяснилось, что денег на выплату пенсий не хватает. Базовую часть пенсии, понятно, сократить нельзя – это слишком плохо выглядит. Значит, надо добраться до накопительной части, и избавится от нее. Поэтому Минздравсоцразвития разработало поэтапный план «срезания» этой части пенсии.

«СП»: – А правительство может заткнуть дефицит ПФР, подняв налоги?

– Сейчас в ПФР идет 20% единого социального налога, с 2011 года предполагается направлять в фонд 26% ЕСН. Расчеты Минздравсоцразвития показывают, чтобы избежать дефицита, нужно увеличить размер отчислений в ПФР до 32-34%. Но этого наша экономика не перенесет, налоговая нагрузка не может увеличиваться до бесконечности.

Поэтому предлагается решить проблему втихую.

«СП»: – Какие этапы этого «тихого отступления»?

– В 2011 году Минздравсоцразвития предлагает разделить накопительную часть, которая хранится во Внешэкономбанке, и накопительные пенсии, которые хранятся в НПФ (негосударственных пенсионных фондах). Грубо говоря, «отрезать» деньги НПФ от государственных гарантий. Гражданин, по договоренности с НПФ, сможет направлять накопительные деньги на какие угодно инвестиции (сейчас это достаточно узкий перечень инструментов, – прим «СП»), либо даже снять всю накопленную сумму. Последнее – возможность снять всю сумму единоразово – выглядит очень привлекательно для того, чтобы граждане начали передавать свои накопительные части пенсий именно в НПФ.

По сути, это будет провоцировать снятие пенсионных денег населением. Кто-то их проест, кто-то пропьет, кто-то заплатит за возросшие тарифы ЖКХ. Получается, государство эти деньги все равно изымет – либо через тарифы на «коммуналку», либо через водочные акцизы.

Но наши граждане, скорее всего, просто не поймут, что происходит. Поэтому на 2013 год запланирован второй этап решения проблемы накопительной части пенсии. Администрирование Единого социального налога идет через работодателя. Поэтому нынешние 6% из 26% ЕСН, которые идут в накопительную часть пенсии (и оседают по умолчанию в ВЭБе), будет автоматически перечисляться в НПФ, который выберет либо сам работник, либо его работодатель.

«СП»: – Что в этом плохого?

– НПФ – это отсутствие обязательств государства по накопительной части пенсии. Гражданин в этом случае если и не отдает пенсионные деньги «в никуда», риск потерять их существенно возрастает. Граждане, скорее, будут массово эти деньги изымать. А это значит, они не смогут потом предъявить государству претензии, сказать, что им какая-то пенсия полагается. Им всегда смогут возразить: вы сами виноваты, сами свои деньги изъяли… Таким способом, эти люди навсегда выпадают из гроссбухов Алексея Кудрина и Татьяны Голиковой. И пенсия становится чем-то типа ваучера: пропил его – и свободен, больше не можешь претендовать ни на что.

«СП»: – Минздравсоцразвития, плюс к тому, предлагает все накопленной «молчунами» – а это 733,3 млрд руб. – передать в ПФР и включить в расчетный пенсионный капитал. Что означает этот шаг?

– Это фактически ликвидация системы обязательного пенсионного накопления, возвращение к той распределительной системе пенсий, которая была еще в СССР. Но только на новом уровне.

Раньше эта система существовала, и государство открыто несло за нее ответственность – гражданин был уверен, что какой-то пенсионный минимум он получит. А сейчас, долго поиграв в накопительство, государство возвращается к прежней системе, только отвечает оно только за базовую пенсию, тариф на которую определен (урезан) в 2005 году.

Если посмотреть в общем, отказ от обязательств по накопительной части пенсии снизит размер государственных пенсий примерно на треть.

В России готовится очередная «пенсионная революция» [2]

Встречать старость придется на свои деньги

В России может появиться новый кодекс — Пенсионный. За это выступают Комиссия по социальному законодательству ассоциации союза юристов России и ассоциация трудового права и социального обеспечения. Соответствующее обращение они направили коллегам-юристам: президенту и председателю правительства. «Необходима кардинальная ревизия необычайно сложного, бессистемно развивающегося пенсионного законодательства», — говорится в письме.

С другими положениями письма, о которых я скажу ниже, еще можно поспорить, но с этим утверждением — не возьмусь. Писать о пенсионной реформе — как шить лоскутное одеяло. Чиновники, бизнесмены и экспертное сообщество рассуждают о материальном обеспечении нынешних и будущих стариков со своих колоколен, стоящих настолько далеко, что даже и не доплюнешь друг до друга. Не участвуют в дискуссии только те, кого она касается напрямую, — то есть простые россияне. Что не мешает им стареть. Недавно секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил, что к 2025 году трудоспособных россиян станет меньше на 10 млн. Великим открытием это назвать сложно. Тем временем дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ в 2011 году составит 1,8% ВВП. При этом Россия стала страной с одним из самых высоких уровней обложения фонда оплаты труда обязательными взносами на пенсионное обеспечение. Людей мало, денег мало, налогов — много. Как из этого «сшить» надежную систему обеспечения стариков, совершенно непонятно.

Читайте так же:  Налог на имущество база начисления

Поэтому нынешняя осень станет в какой-то мере «моментом истины» для российских пенсионеров — нынешних и будущих. В ближайшие месяцы Минздравсоцразвития должно представить правительству стратегию развития пенсионной системы до 2050 года. Всевозможные эксперты тоже не упускают случая вставить свои пять копеек в обсуждение пенсионной реформы. А тем временем Госдума должна зашить очередную принципиальную дыру в действующем пенсионном законодательстве.

Модернизация за счет пенсионеров

Снизить налоговую нагрузку на фонды оплаты труда до 20–22% и выйти на самодостаточность Пенсионного фонда к 2050 году предлагают разработчики «Стратегии-2020». Правда, для этого надо повысить пенсионный возраст до 63 лет для обоих полов к 2030 году (для женщин — на 6 месяцев за год, для мужчин — на 3 месяца в год). Такое предложение содержится в недавно опубликованном промежуточном докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года (он обнародован на экспертном портале «Лаборатория Пенсионной реформы»).

Впрочем, авторы доклада явно забывают одну очень важную вещь. При нынешней структуре формирования пенсионных прав повышение возраста не поможет залатать дыру в ПФР. Все очень просто — получать пенсию человек действительно будет меньшее время. Но зато она у него будет больше. Ведь сейчас чем дольше человек работает, тем больше обязательств перед ним возникнет в Пенсионном фонде. Кстати, ликвидировать эту схему и привязать пенсию к стажу предлагает Минздравсоцразвития.
Но в другом докладчики с социальном министерством явно солидарны. А именно с тем, что надо что-то делать с системой досрочных пенсий.

По данным Росстата, на начало 2010 года под право на досрочную пенсию подпадало 40% занятых в экономике. При этом более 73% «досрочников» продолжают работать, причем три четверти из них — на тех же рабочих местах.

«Фактически досрочные пенсии выполняют роль дополнительного вознаграждения за работу на вредных производствах, в профессиях и регионах, выравнивая их привлекательность на рынке труда», — делают вывод авторы. Поэтому «стратеги-2020» предлагают ввести и постепенно повышать дополнительный страховой тариф для работодателей с вредными рабочими местами. Таким образом, Пенсионный фонд не будет переплачивать за то, что кто-то выжимает последние соки из старого вредного производства и своих сотрудников.

Защитники среднего класса

Разобравшись с «досрочниками», эксперты перешли к спасению среднего класса. Который, по их мнению, оказался, по сути, исключен из обязательной пенсионной системы. И вот почему: верхняя граница зарплат, с которых уплачиваются страховые взносы (135% средней заработной платы в 2011 году), — это минимум того, что должен получать настоящий «средний класс». Введение выплат с зарплат выше максимальных лишь усугубляет ситуацию — полученные доходы пойдут не им, а на финансирование базовых пенсий. «Средний класс рассматривается лишь как донор по отношению к низкооплачиваемым работникам на этапе формирования солидарного пенсионного фонда, но не как полноценный участник на этапе его распределения», — заступаются за «середняков» в промежуточном докладе. Отсюда вытекает логичное предложение — сформировать комплексную пенсионную систему для групп с разными доходами. Для середняков и обеспеченных — с опорой на накопительный сегмент. Правда, для этого надо улучшить сами институты накопления. Например, радикально повысить прозрачность пенсионной системы. Для этого граждане должны получать понятную информацию о том, как, почему и с какими результатами управляют их деньгами во Внешэкономбанке или негосударственных пенсионных фондах.

Впрочем, не все пенсионные эксперты ставят во главу угла такие вещи, как дефицит Пенсионного фонда и налоговая нагрузка на бизнес. Специалисты по правовым вопросам социального обеспечения выводят на первое место во всей этой дискуссии. размер пенсии. «Одной из острейших социальных проблем российской пенсионной системы на современном этапе является проблема величины коэффициента замещения пенсией прежнего заработка застрахованного», — говорится в обращении к руководству страны Комиссии по социальному законодательству Ассоциации Союза юристов России и Ассоциации трудового права и социального обеспечения. Социальные правоведы в принципе против обязательного накопительного компонента. Они выступают за его перевод в добровольный формат.

Впрочем, маловероятно, что накопительный компонент куда-то денется из российской пенсионной системы. Поэтому депутатам Госдумы предстоит сосредоточиться на ее тонкой настройке. То есть принять во втором и третьем чтениях закон, который касается сотен тысяч пенсионеров — «досрочников». Эти люди уже вправе получать надбавки к своим заслуженным пособиям — но не могут этого сделать. До сих пор нет документа, который бы регулировал, как распоряжаться накопительной частью пенсии.

Законопроект «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» был принят в первом чтении во время весенней сессии. Законодатели планируют, что правила распределения накопительной части трудовых пенсий вступят в силу с 1 января 2012 года. Очень вовремя. Число людей, которые имеют право на получение этой части пенсии, растет в геометрической прогрессии. Между тем документа, который бы прописывал правила выплаты из накопительного компонента, в российском законодательстве до сих пор не было. Хотя этот компонент пенсионной системы существует уже практически десятилетие. Правда, за это время она все же обросла возможностью выбора управляющей компании, правом перейти из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, расширением состава активов для инвестирования, программой государственного софинансирования пенсионных накоплений и даже правом направлять средства материнского капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии. В общем, как копить, за десять лет уже разобрались, а как тратить — пока не очень.

Копить нельзя тратить

Меж тем правом на досрочную пенсию уже обзавелись первые «накопители».

Таковых набралось уже более 600 тыс. человек. Многие из этих людей копили недолго, в 2002–2004 годы, отчисляя в пенсионную кубышку 2% заработка ежемесячно.

Потом из-за снижения ЕСН из накопительной системы их исключили. Но право на получение накопленного за два года они все же сохранили. Только вот реализовать его пока не очень получается. «Есть прецеденты, когда люди подают иск и получают накопительную часть пенсии по приговору суда. Как правило, фонды в таких случаях выплачивают сразу все», — говорит Владимир Назаров, заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода.

Впрочем, цена вопроса может погнать в суд только исключительно принципиального, бодрого и неленивого молодого пенсионера. Денег на накопительном счету у них прямо-таки кот наплакал. В Министерстве экономического развития подсчитали: накопительный компонент дает этим людям прибавку к пенсии в 20–30 рублей ежемесячно. А все потому, что копили молодые пенсионеры очень недолго.

То есть по отношению к ним, выкинутым из накопительного компонента на полпути, уже изначально был нарушен принцип долгосрочного формирования пенсионных обязательств. Ну и не стоит сбрасывать со счетов и кризис — он тоже негативно повлиял на величину их пенсионных накоплений. Платить такую копеечную прибавку к пенсии — только смешить ироничных и расстраивать ранимых. Единовременные и срочные выплаты могут стать способом смягчить ситуацию, считают в Министерстве экономического развития.

Лучше больше и сразу

В этом случае предложение получить «накопительные деньги» в один присест выглядит довольно обоснованно. Именно такое право дает пенсионерам законопроект.

В нем предлагается оценить, какую роль в размере трудовой пенсии играет накопительный компонент. Если получается, что из накопительной части пенсионер получает менее 5% от своего пособия, то можно выдать все деньги с накопительного счета сразу. Кроме того, деньги можно получать не сразу, а постепенно. В документе предлагается позволить пенсионерам выбирать срок не ниже минимального, на который делятся выплаты из накопительной части пенсионной кубышки. (В законопроекте — 7 лет.) Пока законопроект допускает выплату срочной накопительной пенсии только из негосударственных пенсионных фондов, что связано с особенностями правового режима выплат из ПФР. Вместе с тем для граждан было бы интересно получить такую возможность и в рамках ПФР, заявили «МК» в Минэкономразвития.

Как это должно выглядеть на практике: допустим, пенсионер решает, что накопительную часть ему должны платить первые семь лет. Таким образом, выплаты из накопительной части не размазываются на весь срок получения пособия по старости. По оценке экспертов, в 2015 году размер выплаты из накопительной части застрахованному лицу 1967 года рождения, получавшем среднюю по экономике зарплату, при бессрочной пенсии составит 2,7% от последнего заработка. А при выплате срочной пенсии в течение 7 лет — уже 7,5%.

Но есть и еще один важный аспект, который имеет значение не столько для первых получателей пенсионных накоплений, сколько для тех, кто формирует пенсионные накопления в течение всего периода трудовой деятельности. Ключевым условием мотивации участвовать в накопительной системе считается возможность передать накопления наследникам или правопреемникам. Тем более что недалек тот час, когда на пенсию начнут выходить граждане от 1967 года рождения, которые занимаются накопительством с самого начала реформы и насобирали на своих счетах явно больше, чем старшие товарищи. Зря, что ли, работодатели ежемесячно отчисляют на накопительную часть пенсии работника 6% от оклада?
Но не получится ли так, что пенсионер предпочтет сиюминутные цели и обналичит всю накопительную часть пенсии, а потом будет клясть себя за непредусмотрительность, получая мизерное пособие? Этот момент, кстати, волнует и другое заинтересованное в пенсионной реформе ведомство — Минздравсоцразвития.

«Этот подход в ближайшие 20 лет точно рисков не несет. Даже при очень благоприятных раскладах страховая часть трудовой пенсии будет все равно больше, чем накопительная, — успокаивает Назаров. — С каждым годом эта пропорция будет усиливаться в пользу накопительной составляющей, но она не превысит уровня в 40% от общей суммы пенсии».