Приказ мвд 495 о взаимодействии

Оглавление:

Приложение N 1. Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок

Приложение N 1
к приказу МВД РФ и Федеральной налоговой службы
от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347

Инструкция
о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок

С изменениями и дополнениями от:

14 ноября 2011 г.

(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824.

(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.

(3) Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст. 492.

(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349.

(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СЛУЖБ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Следует заметить, что органами внутренних дел в настоящее время осуществлен ряд организационных и практических мер по улучшению работы по расследованию и раскрытию преступлений. Получают развитие новые формы взаимодействия, внедряется специализация сотрудников, совершенствуется опыт создания следственно-оперативных групп по отдельным направлениям деятельности.

В то же время за последние годы утрачивается приоритетность основной функции органов внутренних дел — раскрытие тяжких преступлений. Изучение следственной практики показывает, что в работе по раскрытию преступлений реально участвует лишь каждый десятый сотрудник, не в полной мере используются криминалистические средства и методы, низкой остается организаторская роль руководителей территориальных и транспортных органов внутренних дел .

Представляется, что в целях дальнейшего улучшения оперативно-служебной деятельности и совершенствования взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений необходимо организовать изучение нормативно-правовых актов руководителями и сотрудниками следственных аппаратов, экспертно-криминалистических подразделений, дежурных частей, криминальной милиции, в том числе подразделений по организованной преступности, милиции общественной безопасности, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России.

Приказ МВД РФ «Об утверждении инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» указывает, что организация взаимодействия указанных служб при реагировании на сообщения о преступлениях, реализация оперативных материалов, расследование и раскрытие преступлений необходимо проводить в полном соответствии с действующим законодательством .

Основные задачи взаимодействия на современном этапе должны быть направлены на:

обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступлений;

всестороннее и объективное расследование преступлений, своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников;

осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, а также общественным объединениям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц.

Изучение нормативно-правовых актов позволяет утверждать, что основные принципы взаимодействия должны быть направлены на:

соблюдение законности, конституционных прав и свобод человека и гражданина;

комплексное использование сил и средств органов внутренних дел;

усиление персональной ответственности следователя, руководителей оперативных подразделений и начальников милиции общественной безопасности за проведение и результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;

самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе гласных и негласных методов и средств деятельности в рамках действующего законодательства;

согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по уголовному делу.

Следует обратить внимание, что основной организационной формой взаимодействия являются следственно-оперативные группы, которые подразделяются на следующие виды.

Дежурная (при дежурной части) — обеспечивает немедленное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по «горячим следам» и формируется в составеследователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога (возглавляет следственно-оперативную группу следователь).

Количество членов следственно-оперативной группы, график их работы и отдыха определяет начальник органа внутренних дел исходя из штатной численности и оперативной обстановки, с учетом требований действующих нормативных актов.

Начальник органа внутренних дел устанавливает порядок дежурства дознавателей, участковых инспекторов, сотрудников ГИБДД, других подразделений для выезда на место происшествия, как правило, по преступлениям своей подследственности или территориальности.

По предложению руководства подразделений по организованной преступности в состав следственно-оперативной группы могут быть включены сотрудники этих подразделений.

Ответственный от руководства органа внутренних дел в течение дежурных суток выезжает на места происшествий по тяжким и особо тяжким преступлениям либо иным преступлениям — по указанию начальника.

Целевая (временная) группа обеспечивает расследование и раскрытие преступлений по конкретному уголовному делу.

Специализированная (постоянно действующая) группа предназначена для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе тех, по которым лица, их совершившие, не установлены.

На уровне МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ она создается также и для оказания методической и практической помощи подчиненным органам. Представляется, что в целях эффективного функционирования следственно-оперативной группы могут разрабатываться положения об их деятельности.

Совместная следственно-оперативная группа (бригада) предназначена для расследования и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, федеральной службы безопасности .

Следует заметить, что ответственность за организацию взаимодействия возлагается на руководителя соответствующего органа внутренних дел, его заместителей (начальника службы криминальной милиции, следственного подразделения, милиции общественной безопасности), руководителей экспертно-криминалистических подразделений и подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Приказ мвд 495 о взаимодействии

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 сентября 2009 г. N 14675

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 495

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
N ММ-7-2-347

ПРИКАЗ
от 30 июня 2009 года

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ, ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ НАЛОГОВЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» и в целях организации взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений приказываем:

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824.

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503.

1.1. Инструкцию о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок (приложение N 1);

1.2. Инструкцию о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (приложение N 2).

1.3. Инструкцию о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления (приложение N 3).

2. Заместителям Министра внутренних дел Российской Федерации, начальникам департаментов МВД России и подразделений, находящихся в непосредственном подчинении МВД России, начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений и управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, руководителям управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам Межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить исполнение утвержденных настоящим Приказом Инструкций.

3. Считать утратившим силу Приказ МВД России и ФНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» .

Зарегистрирован Минюстом России 26.02.2004, регистрационный N 5588.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации Е.М. Школова и Руководителя Федеральной налоговой службы М.П. Мокрецова.

Министр внутренних дел
Российской Федерации
Р.НУРГАЛИЕВ
Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.МОКРЕЦОВ

Согласовано
Статс-секретарь —
заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.ШАТАЛОВ

Приложение N 1
к Приказу МВД России
и ФНС России
от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ
ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Раздел I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации и проведения налоговыми органами с участием органов внутренних дел выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, оформления и реализации результатов этих проверок.

2. Выездные налоговые проверки проводятся налоговыми органами с участием органов внутренних дел с целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах.

Читайте так же:  Досрочная пенсия врачу стоматологу

3. Выездные налоговые проверки проводятся должностными лицами налоговых органов с участием сотрудников органов внутренних дел в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) и пунктом 33 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» (далее — Закон Российской Федерации «О милиции»).

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824.

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503.

4. При проведении выездных налоговых проверок должностные лица налоговых органов и сотрудники органов внутренних дел руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом, Законом Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее — Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации») , Законом Российской Федерации «О милиции», Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности») , иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст. 492.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349.

5. Взаимодействие должностных лиц налоговых органов и сотрудников органов внутренних дел при проведении выездной налоговой проверки не препятствует их самостоятельности при выборе предусмотренных законодательством средств и методов проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции при одновременном обеспечении согласованности всех осуществляемых ими в процессе проверки действий. Функцию общей координации осуществляемых в процессе проведения проверки мероприятий выполняет руководитель проверяющей группы — сотрудник налогового органа.

6. Основанием для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о ее проведении.

Указанное решение оформляется в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса.

Если сотрудники органа внутренних дел привлекаются к проведению ранее начавшейся выездной (повторной выездной) налоговой проверки, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о внесении изменений в принятое решение о проведении данной проверки, предусматривающее соответствующее изменение состава проверяющей группы.

Указанное решение оформляется в соответствии с образцом, утвержденным ФНС России.

В случае наличия у налогового органа постановления следователя, при проведении выездной налоговой проверки учитываются предложения по характеру, сроку и объему проверки, содержащиеся в постановлении, с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом.

Раздел II. Подготовка к проведению выездной налоговой проверки

7. Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей Инструкции.

8. Мотивированный запрос налогового органа об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке может быть направлен в орган внутренних дел как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения. Образец указанного запроса приведен в приложении к настоящей Инструкции.

Основаниями для направления мотивированного запроса могут являться:

а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;

б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса;

в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);

г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.

Запрос налогового органа должен содержать:

полное наименование организации (ИНН/КПП), фамилию, имя, отчество физического лица (ИНН — при наличии), адрес местонахождения организации (место жительства физического лица); предмет проверки (налоги и сборы, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке); периоды, за которые проводится проверка;

изложение обстоятельств, вызывающих необходимость участия сотрудников органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке: описание формы, характера и содержания предполагаемого нарушения законодательства о налогах и сборах, основанное на имеющейся у налогового органа информации;

обоснование привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

В случае если проверка назначена по материалам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, вместо указанных данных приводится ссылка на номер и дату письма органа внутренних дел, с которым были представлены эти материалы;

предложения по количеству и составу сотрудников органа внутренних дел, привлекаемых для участия в выездной (повторной выездной) налоговой проверке;

дата (предполагаемая дата) начала проведения проверки.

9. Не позднее пяти дней со дня поступления запроса налогового органа орган внутренних дел предоставляет информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке.

Основаниями для отказа по запросу налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной налоговой проверке могут являться:

отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;

несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проверке компетенции органов внутренних дел;

отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

10. В целях обеспечения координации действий участников выездной (повторной выездной) налоговой проверки непосредственно перед ее началом либо перед принятием решения о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, назначенными для участия в ее проведении, проводится рабочее совещание, на котором вырабатываются и согласуются основные направления проведения предстоящей (проводимой) проверки, составляется аналитическая схема выявления нарушений налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом законодательства о налогах и сборах, по которым имеется соответствующая информация, а также вопросы организации и тактики осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

11. При проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки проверяющие действуют в пределах прав и обязанностей, предоставленных им законодательством Российской Федерации.

12. Должностные лица налоговых органов при проведении проверки совершают действия по осуществлению налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом, Законом Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

13. Сотрудники органов внутренних дел участвуют в проведении выездной налоговой проверки путем осуществления полномочий, предоставленных им Законом Российской Федерации «О милиции», Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

14. В случае, если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты необходимые меры по сбору доказательств. В установленном порядке производится истребование у проверяемого лица необходимых документов, выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации, истребование документов (информации) у контрагентов и иных лиц, располагающих сведениями о деятельности лица, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, допросы свидетелей и другие мероприятия налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом, Законом Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К материалам налоговой проверки могут быть приобщены документы, информация, а также иные материалы, представленные органами внутренних дел.

Раздел III. Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки

15. Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки осуществляются в порядке, установленном статьями 100 и 101 Налогового кодекса и иными нормативными правовыми актами.

16. Акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием органа внутренних дел, должен быть подписан участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, за исключением сотрудников органа внутренних дел, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, а также лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

При наличии разногласий между проверяющими по содержанию акта окончательное решение по данному вопросу принимается руководителем проверяющей группы. По спорному вопросу указанные лица вправе изложить свое мнение в заключении, которое должно быть приобщено к материалам проверки, остающимся в налоговых органах и органах внутренних дел.

Читайте так же:  Доверенность в фнс выписка

17. Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй — в установленном порядке вручается лицу (его представителю), в отношении которого проводилась налоговая проверка, третий передается (направляется) органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

В случае, если сотрудники органов внутренних дел привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, акт выездной налоговой проверки, а также документы, указанные в пунктах 18, 19, 21 настоящей Инструкции, в орган внутренних дел не направляются.

18. В случае представления организацией, индивидуальным предпринимателем либо физическим лицом возражений по акту проверки, документов, подтверждающих обоснованность возражений, их копии в трехдневный срок со дня представления направляются налоговым органом в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в выездной налоговой проверке.

19. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с Налоговым кодексом, которое вручается лицу (его представителю), в отношении которого проводилась налоговая проверка, в установленном порядке, а также направляется в трехдневный срок с момента вступления в силу решения в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

Указанные решения оформляются в соответствии с Налоговым кодексом и другими нормативными правовыми актами.

20. При выявлении в ходе проведения выездной налоговой проверки административных правонарушений должностными лицами налоговых органов и сотрудниками органов внутренних дел (в пределах компетенции соответствующих органов или должностных лиц) возбуждается дело и осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с подведомственностью и в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях .

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1.

21. В течение трех дней копия постановления по делу об административном правонарушении направляется налоговым органом или органом внутренних дел соответственно в орган внутренних дел или в налоговый орган, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

22. В случае вынесения органом дознания, дознавателем, следователем или руководителем следственного органа постановления о возбуждении уголовного дела руководитель (заместитель руководителя) налогового органа или органа внутренних дел выносит мотивированное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

23. О принятом в соответствии со статьей 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации процессуальном решении орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа незамедлительно направляет уведомление в налоговый орган. При этом налоговому органу разъясняется право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

24. В случае принятия органом предварительного следствия при органе внутренних дел решения о прекращении уголовного дела следователь, руководитель следственного органа, вынесший соответствующее постановление, незамедлительно направляет уведомление об этом в налоговый орган.

На основании указанного уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в соответствии с действующим законодательством отменяет ранее принятое постановление о прекращении дела об административном правонарушении производством и привлекает нарушителя к административной ответственности.

В данном случае сроки привлечения к административной ответственности начинают исчисляться в соответствии с пунктом 4 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Скачать бланк в формате Word
Приложение
к Инструкции о порядке
взаимодействия органов
внутренних дел и налоговых
органов при организации
и проведении выездных
налоговых проверок

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СЛУЖБ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ РАСКРЫТИИ ХИЩЕНИЙ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ

1 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СЛУЖБ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ РАСКРЫТИИ ХИЩЕНИЙ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ В.Б. Батоев, старший преподаватель кафедры ОРД и СТ в ОВД ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России В данной статье рассматривается процесс взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел при раскрытии хищений сотовых телефонов. This article examines the interaction of departments and services of the Interior with the disclosure of theft of cell phones 1. В современных условиях развивающейся демократии и становления рыночной экономики российское общество не справляется с интенсивно растущей и динамично приспосабливающейся к новым социальноэкономическим условиям преступностью. Изменения за последние годы социальных, политических и экономических условий не могло не сказаться на содержании деятельности правоохранительных органов, поскольку они тесно связаны с его социальными, правовыми, нравственными и духовными проблемами [1]. Государство поставило правоохранительные органы и их сотрудников в новые условия, не обеспечив в полной мере необходимыми средствами успешного противодействия преступности. Однако это ни в коей мере не снимает ответственности с правоохранительных органов за максимально возможное качественное выполнение возложенных на них задач. С учетом этого, стратегия правоохранительных органов по противодействию преступности должна заключаться в максимально эффективном комплексном использовании имеющихся сил и средств, тогда как эти средства на практике зачастую используются бессистемно, без учета особенностей и обстоятельств конкретной ситуации [2]. Анализ статистических данных за годы свидетельствует, что на фоне общего снижения преступности уровень хищений сотовых телефонов остается высоким на территории Российской Федерации [3]. Исследование показывает, что в массе корыстно-насильственных преступлений хищения сотовых телефонов составляет около половины всех общественно опасных деяний, в остальных случаях они являлись частью похищенных у потерпевших материальных ценностей. Доля регистрируемых 1 Batoev V. Organization of interaction of departments and services of the Interior during the opening of theft of cell phones.

2 хищений (кража, мошенничество, грабеж, разбой) сотовых телефонов в общей структуре хищений чужого имущества в исследуемом регионе стала занимать до 35%. Количественные показатели анализируемых преступлений отражают общественную опасность, которой обладают хищения сотовых телефонов, а анализ качественных показателей выявляет его негативные характеристики в исследуемом регионе. Одной из существенных причин неудовлетворительной организации деятельности подразделений ОВД по раскрытию хищений сотовых телефонов, «традиционно» является слабое взаимодействие служб. К примеру, практика свидетельствует, что отдельные поручения и указания следователя о производстве розыскных действий, как правило, вызваны необходимостью привлечения оперативно-розыскных сил и средств для установления лица, совершившего преступление, его местонахождения, для его задержания, а также выявления потерпевших, свидетелей, вещественных доказательств, документов, похищенных ценностей и т.п. При этом, нужно констатировать, что результаты опросов показывают, что 80% оперативных работников и 85% следователей отмечают, что по поручениям не принимается необходимых оперативно-розыскных мер. В то же время, 88% оперативных работников утверждают, что поручения даются некачественно, однотипно, в физически не выполнимых масштабах (порой возникает видимость работы следователей по «шаблону»). Помимо этого, как свидетельствует практика, сложилась парадоксальная ситуация, когда взаимодействие субъекта ОРД и следователя (дознавателя) не редко строятся на основе личных отношений и интересов. Отсутствие детальной регламентации этой части деятельности обнаруживает его пробел, порождает неустранимый конфликт и приводит к тупиковой ситуации правоприменения [4]. Исходя из результатов проведенного исследования, одним из выходов из сложившейся неблагоприятной ситуации является разработанная нами памятка по организации взаимодействия подразделений и служб ОВД при раскрытии хищений сотовых телефонов, которая устанавливает основные требования к организации взаимодействия подразделений ОВД при осуществлении ими полномочий по раскрытию хищений сотовых телефонов. Памятка разработана в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [5], Федеральным законом Российской Федерации от 12 августа 1995 г. 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [6]. Памятка устанавливает основные требования к организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел (далее ОВД) при осуществлении ими полномочий по раскрытию хищений сотовых телефонов. Организация взаимодействия строится на принципах: — персональная ответственность следователя, сотрудников оперативных и других подразделений ОВД за проведение и результаты следственных действий (далее СД) и оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ);

3 — самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством; — самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности в рамках действующего законодательства; — согласованность планирования СД и ОРМ; — непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по уголовному делу. Взаимодействие подразделений ОВД при осуществлении ими полномочий по раскрытию хищений сотовых телефонов осуществляется по направлениям: — создание следственно-оперативных групп (далее СОГ), руководителями которых в зависимости от подследственности выступают следователь или дознаватель; — привлечение к деятельности СОГ сотрудников оперативных подразделений; — совместное обсуждение оперативно-служебных документов, отражающих результаты оперативно-розыскной деятельности, планирования, подготовки ОРМ, а также оценки их результатов; — оперативное обеспечение расследования преступлений с момента возбуждения уголовного дела до завершения судебного разбирательства. В целях наиболее эффективного взаимодействия подразделений ОВД при раскрытии хищений сотовых телефонов создаются специализированные СОГ. При поступлении сообщения о преступлении, направленном на хищение сотового телефона оперативный дежурный по ОВД: — принимает меры к пресечению преступления, задержанию лиц, его совершивших, перекрытию возможных путей их отхода, блокированию мест их укрытия, установлению очевидцев и обеспечению охраны места, происшествия, путем привлечения групп немедленного реагирования, сил патрульно-постовой службы, участкового уполномоченного милиции; — незамедлительно организовывает выезд на место происшествия дежурной СОГ, в составе: следователя (дознавателя); оперативного работника; участкового уполномоченного; эксперта-криминалиста, сообразно обстановке сотрудников других подразделений; — о совершении преступления и принятых мерах оперативный дежурный незамедлительно докладывает начальнику ОВД и (или) ответственному от руководящего состава ОВД, с последующим информированием их о результатах работы СОГ и организует выполнение полученных указаний. На месте хищения сотового телефона: Руководитель СОГ (следователь, дознаватель): — совместно с членами СОГ изучает обстановку, следы и предметы на которые были или могли быть направлены преступные действия, составляет

Читайте так же:  Образец заполнения заявления на единовременное пособие материнский капитал

4 на основании этого соответствующие процессуальные документы (осмотр места происшествия); — планирует неотложные мероприятия по раскрытию преступления; — дает поручения сотрудникам оперативных подразделений о производстве ОРМ; — решает вопрос о привлечении к раскрытию хищения сотового телефона специалиста, представителя оператора связи. Сотрудник оперативного подразделения: — на основании поручений руководителя СОГ осуществляет ОРМ; — уведомляет оперативного дежурного о характере преступления, приметах подозреваемых лиц и особенностях похищенного сотового телефона, а также о других данных, имеющих значение для поиска и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; Участковый уполномоченный исполняет поручения руководителя СОГ по установлению, вызову к следователю (дознавателю) очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и лицах, его совершивших, используя для этого возможности доверительных отношений с гражданами. По прибытии с места происшествия: Руководитель СОГ: — незамедлительно докладывает начальнику ОВД либо ответственному от руководящего состава ОВД, а также сообщает оперативному дежурному о принятых мерах по раскрытию хищения сотового телефона; — при наличии достаточных оснований принимает решение о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном уголовнопроцессуальным законодательством Российской Федерации; — в случае необходимости, незамедлительно, с целью обнаружения похищенного сотового телефона, производит обыск, выемку, его комплектующих деталей, производит осмотр обнаруженного сотового телефона, задержание и допрос подозреваемых в хищении телефона, допрос потерпевших и свидетелей, а также иные необходимые следственные действия, назначает судебные экспертизы, обеспечивая при этом своевременное направление на исследование изъятых следов и других объектов и их последующее хранение; — совместно с членами СОГ изучает собранные материалы, на основании полученной информации разрабатывает версии и составляет согласованный план расследования; — дает поручение оперативному дежурному, другим должностным лицам органа дознания о принятии мер к установлению личности погибших и доставленных в медицинские учреждения, а также об уведомлении о случившемся близких родственников пострадавших, опекунов или попечителей. Сотрудник оперативного подразделения: — принимает меры по установлению лиц, причастных к совершению преступления, их розыску и доставлению в ОВД;

5 — проверяет по оперативно-справочным, криминалистическим и экспертно-криминалистическим учетам данные, полученные в ходе первоначальных СД и ОРМ; — осуществляет постановку на учет похищенного сотового телефона; — определяет IMEI-номер оконечного оборудования пользователя услугами связи и отождествляет его с IMEI-номером похищенного оконечного оборудования, а при их совпадении предпринимает меры по приостановлению предоставления услуг связи по данному оконечному оборудованию. Осуществляя взаимодействие при расследовании преступления следователь и сотрудник оперативного подразделения, проводящий ОРМ по соответствующему уголовному делу, составляют план СД и ОРМ, который утверждается их непосредственными руководителями. Согласованное планирование СД и ОРМ должно охватывать все этапы расследования и раскрытия преступления. О выполнении плановых мероприятий и результатах работы следователь, дознаватель и сотрудники иных подразделений докладывают соответствующим руководителям. При возбуждении уголовного дела следователю и сотруднику оперативного подразделения необходимо получить сведения о соединениях мобильного телефона, до установления над ним контроля: — посредством принятия от владельца и оператора, который предоставлял услуги сотовой связи владельцу телефона по его абонентскому номеру распечатки с указанием входящих и исходящих звонков с мобильного телефона; — путем производства выемки. В ходе работы необходим оперативный обмен информацией о состоянии и результатах по раскрытию хищения сотового телефона. В обмене информацией между следователем (дознавателем) и оперативным сотрудником выражается двусторонний характер их помощи. Для корректировки и согласованности планов СД и ОРМ необходимо взаимное информирование. Таким образом, мы выражаем надежду, что теоретические предложения прикладного характера, содержащихся в данной памятке будут реализованы в практической деятельности ОВД, использоваться в учебном процессе в образовательных учреждениях МВД России, что будет способствовать решению проблем совершенствования деятельности ОВД в деле выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия хищений сотовых телефонов. Примечание: 1. Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика. М., Сокол В.Ю. Тактико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: дис. канд. юрид. наук. М., 1998.

6 3. Новик В., Езупов М. Оперативное сопровождение судебного производства по уголовному делу // Уголовное право Собрание законодательства РФ (ч. I). 1. Собрание законодательства РФ

Приказ мвд 495 о взаимодействии

Список основных ведомственных приказов, регламентирующих оперативно-служебную деятельность территориальных органов МВД России (по линии штаба)

1. Приказ МВД России от 31.12.2013 № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

2. Приказ ГУ МВД России по Н-ой области от 2014 № № «Вопросы оценки деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне Н-ской области».

3. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.12.2005 № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».

4. от 29 августа 2014 года № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».

5. Приказ МВД России от 12.09.2013 № 707 по работе с обращениями граждан.

6. Приказ МВД России от 29.04.2015 № 495дсп «Об утверждении Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел».

7. Приказ МВД России от 23.08.2012 № 809 и приказ ГУ МВД России по Н-ской области от года № № по работе оперативного совещания.
8. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 736 г. Москва «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»
9. ПРИКАЗ МВД РФ от 12 февраля 1997 г. N 86 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО НАСТАВЛЕНИЯ ПО СЛУЖБЕ ШТАБОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
10. Приказ МВД РФ №1070 от 29.12.2005 года «О едином учете преступлений»
11. Региональный приказ МВД по оценке деятельности штабов.
12. Совместный приказ Генеральной прокуратуры и МВД России от 26.03.2014 № 147/209 по усилению прокурорского надзора и ведомственного контроля (отказные материалы).

13. Приказы МВД России №№ 615-12г. и 890-12г. по планированию в системе МВД России.

14. Приказ МВД России от 07.11.2011 № 1121 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования».

15. Приказ МВД России от 14.07.2012 № 696 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».

———- Ответ добавлен в 15:08 ———-Предыдущий ответ был в 15:05 ———-

Всех сотрудников штабных подразделений с профессиональным праздником!
Наша служба опасна и трудна, и действительно на первый взгляд как будто-то не видна. Успехов в профессиональной деятельности, карьерного роста и надежных тылов.