Экспертиза зпу

Каталог продукции

ЭКСПЕРТИЗА ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ (ЗПУ), ПЛОМБ, ЗАКРУТОК

ЭКСПЕРТИЗА ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ (ЗПУ), ПЛОМБ, ЗАКРУТОК

Экспертиза пломбирующих устройств базируется на общей методике трасологической экспертизы. Также крим. экспертиза содержит ряд особенностей, обусловленных спецификой объектов экспертизы и характером разрешаемых не идентификационных и идентификационных задач.

В итоге неидентификационного анализа профессионал способен предложить решения на вопросы, приведенные ниже :

1. Каков способ вскрытия пластиковой пломбы?

2. Вскрывалась ли , присланная на проверку после навешивания?

3. Возможно ли выуживание из пломбы проволоки, без нарушения ее целостности?

4. Каково оттиск пломбировочных тисков на контактирующих поверхностях пломбы?

5.Соответствует ли способ установки пломбы правилам навешивания и опломбирования?

6. Существуют ли на представленных пломбах нарушения?

7. Подвергались ли расширению камеры и каналы представленных пластиковых пломб?

8. Возможно ли выуживание пломбировочной бечевы из данной без нарушения целостности пломбы?

Не подвергалась ли пломбировочная проволока, зажатая в данной свинцовой пломбе, излому, разрезу или разрыву ?

10.Составляли ли до события одно целое отрезки пломбировочной проволоки , торчащие из входных отверстий пломбировочного устройства?

11.Не похожи ли способы вскрытия и вторичного установления пломб, взятых с различных контейнеров и представленных на экспертизу?

12.Какие нарушения способов пломбирования упростили взлом и повторное навешивание пломб?

Ведя идентификационные анализы, эксперт может дать ответ на следующие проблемы:

1. Созданы ли следы на контактных плоскостях представленной свинцовой пломбы поверхностями данных пломбировочных тисков?

2. Не оставлены ли следы на контактных поверхностях нескольких пломбировочных устройств плашками одних пломбираторов?

3. Являются ли следы на контактирующих поверхностях анализируемой пластиковой пломбы и пластиковой пломбы, данной в качестве образца для сравнения, поверхностями одних и тех же пломбираторов?

4. Орудием какого вида нанесены повреждения на представленной пломбе и сделаны ли они определенным инструментом?

5. Вскрывалась ли свинцовая пломба орудием, поданным на анализ?

Информационный сайт

Средства для поддержания молодости и здоровья

Популярные товары

Экспертиза пломбирующих устройств базируется на методе трасологической экспертизы. В то же время она включает ряд черт, обусловленных спецификой предметов экспертизы и предметом решаемых вопросов.

В итоге неидентификационного анализа профессионал в состоянии дать ответы на вопросы, представленные ниже :

1. Что за способ открытия пластиковой пломбы?

2. Нарушалась ли свинцовая пломба, присланная на проверку после установки?

3. Возможно ли выуживание из пломбы бечевы, без нарушения ее целостности?

4. Каково содержание оттиска тисков на контактных плоскостях пломбы?

5.Отвечает ли метод установки пломбировочного устройства правилам навешивания и пломбирования?

6. Имеются ли на данных пломбах нарушения?

7. Расширялись ли камеры и каналы данных пломб?

8. Вероятно ли выуживание проволоки из данной свинцовой пломбы без нарушения целостности пломбы?

Не подвергалась ли пломбировочная проволока, зажатая в свинцовой пломбе, разрезу, разрыву или излому?

10.Составляли ли до события одно отрезки пломбировочной бечевы, выходящие из входных отверстий пломбировочного устройства?

11.Не похожи ли способы вскрытия и повторного установления пломбировочных устройств, взятых с разных контейнеров и представленных на экспертизу?

12.Что за нарушения способов пломбирования упростили вскрытие и вторичное навешивание данных пломбировочных устройств?

Делая криминалистические исследования, сотрудник может дать ответ на такие проблемы:

1. Не оставлены ли следы на контактных поверхностях данной свинцовой пломбы поверхностями имеющихся пломбираторов?

2. Не оставлены ли оттиски на контактных поверхностях пломб плашками одних и тех же пломбировочных тисков?

3. Являются ли следы на контактирующих поверхностях исследуемой пластиковой пломбы и пластиковой пломбы, представленной в качестве образца для сравнительного анализа, поверхностями этих же пломбировочных тисков?

4. Орудием какого типа сделаны повреждения-следы на данной пломбе и сделаны ли они конкретным орудием?

5. Нарушалась ли пломба орудием, переданным на экспертизу?

Тема 12. Экспертиза пломб и запорно-пломбировочных устройств

Конструктивные типы пломб. Свинцовые и полиэтиленовые пломбы, их устройство и правила навешивания. Принципы запирания свинцово-ленточной пломбы, запорно-пломбировочных устройств (далее — ЗПУ) («Спрут-Универсал» и «Ерш», пломб-запоров «Спрут», «Клещ», «Клещ-М», «Лавр» и др.).

Вопросы для обсуждения на первом занятии

1. Понятие пломбы и ЗПУ Основные конструктивные элементы.

2. Виды пломб, ЗПУ и проволочных закруток. Основные сведения об опломбировании.

3. Способы криминального нарушения целостности пломб и запорно-пломбировочных устройств.

При ответе на первый вопрос следует дать понятия пломбы и запорно-пломбировочного устройства, объяснить их назначение и назвать основные конструктивные элементы, установить принципиальные различия между пломбами.

Во втором вопросе нужно описать основные виды пломб, принцип работы различных видов ЗПУ. Также нужно изложить правила опломбирования со ссылками на соответствующие регламентирующие документы.

При ответе на третий вопрос необходимо привести основные способы криминального вскрытия и повторного навешивания пломб и ЗПУ, описать следы, возникающие при этом.

Содержание занятия. Изучить различные виды пломб и ЗПУ, уяснить принципиальную схему их работы и установки.

Материальное обеспечение: пломбы и ЗПУ, пломбировочные тиски, слепочные массы, лупы, фотоустановка «Кайзер», линейки, штангенциркули электронные, микроскопы МСП-1 с насадками и камерами, интерактивная система «SMART Board 680 i-2» со встроенным XGA-проектором.

Вопросы для обсуждения на втором занятии

1. Методика экспертного исследования пломб и закруток.

2. Особенности экспертного исследования ЗПУ.

При ответе на первый вопрос необходимо остановиться на особенностях экспертной методики исследования пломб и ЗПУ, обратив внимание на описание признаков, возникающих на внешней и внутренней поверхностях пломб и ЗПУ, по которым можно определить факт их вскрытия и повторного навешивания.

Второй вопрос предполагает изучение современных видов ЗПУ с целью диагностических исследований.

Содержание занятия. Исследовать представленную пломбу (ЗПУ) и установить, имеет ли она признаки нарушения после первоначального опломбирования (навешивания)? Составить фрагмент заключения эксперта и совместно с преподавателем провести его анализ.

Материальное обеспечение: пломбы и ЗПУ, пломбировочные тиски, слепочные массы, лупы, фотоустановка «Кайзер», линейки, штангенциркули электронные, микроскопы МСП-1 с насадками и камерами, интерактивная система «SMART Board 680 i-2» со встроенным XGA-проектором.

Провести экспертизу представленной пломбы и решить вопрос: подвергалась ли пломба вскрытию и повторному навешиванию. Результат оформить в виде заключения эксперта с иллюстрационной таблицей.

запорно-пломбировочных устройств

Экспертное исследование ЗПУ проводится в соответствии с методикой трасологического исследования следов орудий взлома, со всеми присущими ему методами, способами и приемами. Объектами исследования при этом являются ЗПУ, снятые с хранилищ, их части и элементы, сравнительные образцы новых ЗПУ, реже — предполагаемые орудия взлома.

Экспертная практика свидетельствует, что чаще всего объектами такой экспертизы выступают запорно-пломбировочные устройства «Спрут» и «Спрут-универсал». Этот факт объясняется их высокой надежностью и, как следствие, наибольшим распространением для пломбирования подвижных хранилищ при перевозке грузов железнодорожным транспортом.

Специфичность объектов данной экспертизы определяет дополнительные условия и требования к ее успешному проведению:

— необходимо предоставление на исследование всех конструктивных элементов запорно-пломбировочного устройства;

— в постановлении о назначении экспертизы должен быть указан способ снятия ЗПУ при комиссионной выгрузке груза (специальный съемник, клещи-кусачки «Страж», перебивание, перерезание);

— если поставлен вопрос о возможности замены запорно-пломбировочного устройства или изменении контрольных обозначений (знаков), то должна быть представлена информация об их содержании в документах, сопровождающих груз.

Основными задачами, решаемыми экспертизой, являются чаще всего следующие:

1. Установление факта несанкционированного снятия ЗПУ. При положительном решении должен быть установлен способ, а также тип (вид) орудия или приспособления, с помощью которых снималось ЗПУ.

2. Выявление факта соблюдения (или нарушения) правил наложения ЗПУ.

3. Установление факта возможной подмены ЗПУ другим, с пониженными охранными свойствами.

4. Установление принадлежности частей ЗПУ одному и тому же его экземпляру.

5. Решение идентификационных задач.

На стадии предварительного исследования необходимо из постановления о назначении экспертизы и других источников установить ряд обстоятельств, сопровождавших наложение и снятие ЗПУ: объект, место, время и способ наложения ЗПУ, маркировочные обозначения и, самое главное, способ и средства снятия ЗПУ с вагона при комиссионной выгрузке товара.

На следующих стадиях нужно определить тип ЗПУ, взаимное соответствие цифровых обозначений на его частях, затем проверить соответствие его частей друг другу по конструкции, материалу, цвету, размерам, а также его соответствие установленным стандартам — общая (суммарная) длина частей тросика или стержня.

Для решения вопроса о выполнении правил наложения ЗПУ проверяется материал стопорной проволоки в ЗПУ типа «Клещ», наличие внутри корпуса посторонних деталей и частиц и других признаков нарушения правил наложения ЗПУ (например, неполное запирание на 2-4 зубца ЗПУ «ЛаВР»).

Устанавливается соответствие признаков способа расчленения на обеих частях ЗПУ (перекус, перепил, термическое воздействие и т. п.), характер поверхности на каждой части — зернистость, сглаженность и др. Формируется суждение о способе снятия ЗПУ и соответствие его указанному в постановлении о назначении экспертизы.

Установление факта и способа криминального снятия обычно не вызывает серьезных затруднений, так как конструкция большинства ЗПУ практически исключает их снятие без образования видимых нарушений или разрушений.

Установление способа снятия и типа использованных для этого орудий и инструментов проводится по результатам анализа их следов, а также вида и характера преимущественных деформаций, полученных ЗПУ в процессе их снятия.

При решении идентификационных задач необходим экспертный эксперимент, направленный на получение сравнительных образцов — следов предполагаемых орудий снятия ЗПУ.

В тексте заключения должна обязательно содержаться следующая информация:

— описание ЗПУ, его составных частей, их признаки (материал, цвет, размеры, характер поверхности);

— принадлежность (несоответствие) составных частей одному и тому же типу ЗПУ;

— наименование частей ЗПУ должно соответствовать существующим стандартам;

— тип ЗПУ со ссылкой на использованный справочный источник, поскольку в постановлениях о назначении экспертизы нередко эти данные отсутствуют или указаны с ошибками;

— количество частей (элементов) ЗПУ;

— суммарная длина частей ЗПУ (тросика, стержня и т. п.), на которые оно разделено;

— признаки, указывающие на способ и механизм разделения (снятия) запорно-пломбировочного устройства с описанием их расположения, выраженности, характера поверхностей разделения и т. п.

Вывод эксперта основывается на анализе и последующем сопоставлении всех обнаруженных в ходе исследования признаков и следов воздействия на ЗПУ.

Вывод о несанкционированном снятии ЗПУ возможен только тогда, когда способ его снятия, однозначно установленный экспертом, не совпадает со способом санкционированного снятия при комиссионной выгрузке груза, указанным в постановлении о назначении экспертизы, и признаки которого также обнаружены на элементах ЗПУ.

При отсутствии такой информации эксперт должен сделать вывод только о способе снятия ЗПУ. В противном случае выводы эксперта, содержащие данные о времени и обстоятельствах снятия ЗПУ, следует признать ошибочными.

На практике эксперты нередко делают, например, такие выводы: «запорное устройство было отперто путем выламывания стержня при комиссионной выгрузке», хотя способ «отпирания» ЗПУ при этой выгрузке в постановлении о назначении экспертизы не указан и проверить соответствие признаков способа снятия невозможно.

Читайте так же:  Претензия к родителям о погашении задолженности за детский сад

Иногда встречаются случаи направления на трасологическую экспертизу простейших запорных устройств — закруток. Закрутка представляет собой отрезок проволоки длиной 250-260 мм и диаметром 4-6 мм, концы которого продевают в отверстия дверных накладок вагона, выравнивают по длине и затем плотно скручивают между собой. Одновременно с закруткой на вагон навешивают пломбу.

В настоящее время закрутки используют при перевозке грузов, не представляющих какой-либо ценности (солома, отходы и пр.), либо просто для фиксации дверей пустых вагонов.

Способы санкционированного снятия закруток не определены, и практической разницы между ними и криминальным снятием закруток нет. Исследование закруток проводят в соответствии с методикой трасологической экспертизы следов орудий взлома.

Фототаблица должна содержать общий вид объектов исследования, изображения поверхностей разделения ЗПУ, с четким выделением признаков, указывающих на способ его снятия, иллюстрации сравнительного исследования (при его проведении).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ»

Трасология и трасологическая экспертиза

Тема: « ЭКСПЕРТИЗА ПЛОМБ И ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ»

(для иностранных специалистов)

Кафедра криминалистических экспертиз и исследований

Иванова Е.С. Экспертиза пломб и запорно-пломбировочных устройств. Рабочая лекция. СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2017. 26 с.

Рабочая лекция посвящена рассмотрению вопросов связанных с методологическими и научными основами и подходами при решении диагностических вопросов трасологической экспертизы. Лекция рассчитана на 4 часа подачи лекционного материала.

Лекция обсуждена на заседании кафедры криминалистических экспертиз и исследований Санкт-Петербургского университета МВД России Протокол № 2 от «24» октября 2017 г.

МВД России, 2017

Начальник кафедры криминалистических

экспертиз и исследований

к.ю.н ., доцент полковник полиции

«25» октября 2017г.

1. Криминалистическое значение экспертного исследования пломб и запорно-пломбировочных устройств.

2. Конструктивные основные типы пломб и запорно-пломбировочных устройств. Принципы запирания запорно-пломбировочных устройств и правила навешивания пломб.

3. Способы нарушения (снятия) пломб и запорно-пломбировочных устройств.

4. Методика криминалистического исследования пломб и запорно-пломбировочных устройств.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета 21.01.2009 №7; Собрание законодательства РФ 26.01.2009. N 4. ст. 445.

2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (принят ГД ФС РФ 28.01.2011) // Российская газета 08.02.2011. №25; 10.02.2011. №28; Парламентская газета 11-17.02.2011. №7; Собрание законодательства РФ 14.02.2011. N 7. ст. 900.

3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» Москва, НОРМАТИКА 2013

4. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» Москва, НОРМАТИКА 2013

5. Федеральный закон от 31 мая 2001 г . N 73-ФЗ (ред. от 28.06.2009) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 05.04.2001) // Российская газета 05.06.2001. №106; Парламентская газета 02.06.2001. №100; Собрание законодательства РФ 04.06.2001. N 23. ст. 2291.

6. Приказ МВД РФ от 29.06.2005 №511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации», «Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации») // Российская газета 30.08.2005. №191; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 29.08.2005. №35.

7. Приказ МВД России «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов в ОВД РФ» от 10 февраля 2006 г . № 70.

8. Приказ МВД России «Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России» от 11 января 2009 г . № 7.

1. Киселевич И.В. Криминалистическое исследование механических повреждений одежды: Учебное пособие. М., МосУ МВД России, 2011.

2. Майлис Н.П. Руководство по трасологической экспертизе. М.: Издательство «Щит-М», 2010.

3. Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов . / Под редакцией Т. В. Аверьяновой и В. Ф. Статкуса . М.: Юрайт , 2011.

4. Трасология и трасологическая экспертиза: учебник / А.Г. Сухарев и др. – Саратов: Саратовский институт МВД России, 2010.

5. Майлис Н.П., Одиночкина Т.Ф., Соколова О.А. Трасология. Учебник /под ред Н.П. Майлис .- М.: Щит-М, 2011.

6. Типовые экспертные методики исследования вещественных доказательств. Часть 1. / Под. ред. Ю.М. Дильдина , В.В.Мартынова. М.: ЭКЦ МВД России, 2010. 568 с.);

1. Дёмин К.Е., Федорович В.Ю. Трасология: особенности экспертных заключений: Учеб. пособие / Под. ред. Н.П. Майлис . – М.: МосУ МВД России, 2005.

2. Корухов Ю.Г . Трасологическая диагностика. — М., 1981.

3. Кочубей А.В Криминалистическое учение о микрообъектах Волгоградская академия МВД России 2011г

4. Криминалистическая техника: основы трасологии и криминалистического исследования оружия: учебник для вузов. / Под ред. проф. Н.П. Майлис . – в 2т.- М.: МПСИ, 2006.

5. Криминалистическая трасология: учеб. пособие / сост. Д.А. Бадиков, сост. А.В. Булыжкин . – Орёл: ОрЮИ МВД России, 2009

6. Курин Г.И.,Черниговский В.Н., Попов А.И. Трасология и трасологическая экспертиза – практикум Волгоград: ВА МВД России, 2011.

7. Майлис Н.П. Судебная трасология: Учебник для вузов. – М.: Право и закон. Экзамен, 2003.

8. Майлис Н.П. Концептуальные и методические основы судебной трасологии: Курс лекций. — М.: МосУ МВД России, 2005.

9.Руководство по трасологической экспертизе: учебное пособие для студ. ВУЗов / Н.П. Майлис . — М.: Щит-М, 2007.

10.Сборник примерных заключений по трасологической экспертизе: учебно-методическое пособие / МВД РФ ВА; сост. В.И. Шапочкин, Сост. К.В, Ярмак . — Волгоград, 2003

11. Трасология и трасологическая экспертиза. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

12. Термины и определения в трасологической экспертизе: справочное пособие / МВД РФ ВА; сост. М.О. Козлов и др. — Волгоград, 2007

13. Получение, обработка, хранение и представление цифровых фотоизображений с использованием системы «РАСТР-5» при производстве экспертиз в органах внутренних дел Российской Федерации. Методические рекомендации ЭКЦ МВД России, 2007.

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПЛОМБ И ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ

За последнее пятилетие установлено, что среди всех причин несохранных перевозок грузов (хищения, пожары и крушения, несоблюдения правил приемки и выдачи грузов, нарушения правил маневровой работы), хищения составляют около 45%, то есть остаются наиболее частыми. Почти половина хищений приходится на самые ценные из них – импортные непродовольственные товары. Отсюда, с одной стороны, становится понятной важность применения надежных технических средств для обеспечения сохранности грузов, с другой – обеспечение своевременных и эффективных следственных действий для раскрытия и профилактики хищений.

Все технические средства служащие этим целям можно разбить на две большие группы: пломбы и запорно-пломбировочные устройства. В русском языке слово пломба появилось от французского plomb – свинец и изначально обозначало «свинцовую висячую печать, прикладываемую к товарам в таможнях».

Первые несут только чисто информативные функции, не создавая сколько-нибудь серьезных препятствий для проникновения в подвижной состав, вторые помимо этого качества обладают также и высокими прочностными характеристиками, существенно затрудняющими хищения. Конструктивно они представляют собой силовой запор (замок), снабженный специальной маркировкой.

Однако практика свидетельствует, что криминальные элементы постепенно адаптируются к серийным ЗПУ, что вызывает постоянную потребность их как их совершенствования, так и увеличения их количества. Сейчас массовое их применение в России достигает приблизительно около 10 млн. штук в год.

ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ТИПЫ ПЛОМБ И ПРАВИЛА ИХ НАВЕШИВАНИЯ

Пломба – это контрольный знак, навешиваемый на различные хранилища (двери и люки вагонов, контейнеров, некоторые виды тары, инкассаторские сумки и т.п.) так, чтобы снять ее после первоначального наложения оттисков пломбировочных тисков без нарушения целостности пломбы было невозможно.

Пломба состоит из двух элементов: тела и бечевы – это пока она не навешена. После навешивания эти части составляют одно целое.

Наиболее широкое применение имеют полиэтиленовые и баббитовые (свинцовые) пломбы.

Полиэтиленовые пломбы : большие диаметром 17мм, малые – 11мм, высота пломб – 6-7мм. Для навешивания полиэтиленовой пломбы используется отожженная (мягкая) одножильная проволока диаметром 0,6- 0,7 мм .

При пломбировании хранилища проволоку пропускают через отверстия запорных устройств, концы ее вводят во входные отверстия, образуют из них двойную скрутку, которую втягивают в тело пломбы до упора.

Свинцовые пломбы , изготавливаемые из нитрокальциевого баббита, бывают двух видов:

— с двумя входными и одним выходным отверстиями;

— с двумя сквозными параллельными и разобщенными каналами.

Навешиваются на скрученную из двух нитей отожженную (мягкую) проволоку диаметром 0,6- 0,7 мм , при этом на один погонный сантиметр бечевы должно приходиться четыре витка. Бечева имеет длину 380 мм , длина петли между ушками дверной накладки и пломбой не более 45 мм , а при пломбировании крышек колпаков наливных хранилищ – 25 мм , свободные концы бечевы должны выступать не более чем на 15- 20 мм . Свинцовые пломбы с двумя каналами навешиваются способами простого пропускания, «змейкой», двойного пропускания. Свинцовые пломбы с камерой навешиваются аналогично полиэтиленовым пломбам.

После навешивания полиэтиленовые и свинцовые пломбы обжимают специальными пломбировочными тисками, на плашках которых имеются рельефный зеркальный текст, цифровые обозначения и барабан, вращение которого позволяет изменять содержание контрольных знаков.

На тисках грузоотправителя имеется текст, содержащий наименование грузоотправителя, сокращенное наименование ж. дороги; наименование станции и номер тисков (возможно также и наличие контрольных знаков).

На тисках железной дороги: наименование станции, номер тисков; сокращенное наименование ж. дороги, контрольные знаки.

На комбинированных тисках (грузоотправителя и дороги): наименование грузоотправителя и контрольные знаки; наименование станции, наименование дороги, номер тисков.

Пломбы, навешиваемые на один и тот же объект, должны иметь одни те же контрольные знаки. Запрещается пломбирование разных вагонов (контейнеров) тисками с одними и теми же контрольными знаками.

Кроме указанных типов пломб, используется свинцово-ленточная пломба, пластинчатые пломбы, пломбы-трубки, а также множество различных конструкций пломб иностранного производства.

Также для дополнительной надежности на двери вагонов может накладываться закрутка – отожженная проволока длиной 250-260мм, диаметром 2- 6 мм , которая накладывается на двери вагона с помощью закрутника (металлическая пластина с двумя отверстиями на расстоянии 35 мм друг от друга). Проволока складывается вдвое, после пропускания через ушки дверей скручивается так, чтобы свободные концы нельзя было раскрутить рукой. Концы закрутки после ее наложения должны обязательно смотреть вверх, чтобы затруднить ее раскручивание преступниками.

СПОСОБЫ КРИМИНАЛЬНОГО СНЯТИЯ ПЛОМБ

Под нарушением целостности пломбы понимается такое криминальное воздействие на нее, в результате которого она полностью теряет свою контрольную функцию. При этом воздействие может быть направлено как на тело пломбы, так и на бечеву.

Криминальное снятие пломб проводится, как правило, с обязательной маскировкой этого действия. То есть пломба, после ее снятия, навешивается на прежнее место. Делается это в целях возможно более позднего установления факта ее криминального вскрытия. Маскировка особенно важна для преступников при вскрытии пломб, навешенных на подвижном составе железных дорог.

Читайте так же:  Украина алименты безработный

Способов замаскированного нарушения пломб множество. Выбор того или иного способа вскрытия и последующей маскировки зависит от типа пломбы, времени, которым располагает преступник, его навыков.

Рассмотрим наиболее распространенные способы криминального снятия пломб.

1. Перерезание (перекус) бечевы у одного из входных отверстий, с последующим введением ее конца в тело пломбы и обжатием зубами, пассатижами, ударом молотком и т.п. предметами, при этом довольно часто используют какую либо прокладку: бумагу, ткань. Возможно использование в этих целях тисков, на плашках которых в центре углубление почти на весь диаметр плашек, обжатие происходит только по окружности, при этом оттиски контрольных знаков не нарушаются. Возможно предварительное расширение кромок входного отверстия, а проволоку сгибают в виде крючка, чтобы прочнее закрепить ее в теле пломбы.

2. Если бечева пеньковая, льняная, то ее перерезают, а после склеивают. Более опытные преступники прибегают к « размочаливанию » такой бечевы и последующей склейки.

Если бечева – металлическая проволока, ее перекусывают, а затем сваривают встык с помощью стационарного источника электропитания или двух 12-ти вольтовых аккумуляторов, используемых в фонарях осмотрщиков вагонов, составителей поездов. Место сварки бечевы зачищается, что делает его визуальное обнаружение довольно затруднительным.

3. Если бечева зажата в теле пломбы слабо, расширяют выходное отверстие, вытягивают узел, раскручивают его (развязывают), снимают пломбу, а после все операции проводят в обратной последовательности.

4. Замена пломбы на другую, опломбированную другими тисками, с другими реквизитами, или, что более редко, но изощренно, используют поддельные тиски, с такими же реквизитами. Чтобы затруднить прочтение оттиска, после криминального снятия пломбы делают сдвоенные оттиски, сдвинутые от центра и т.п.

5. Поскольку бечева для навешивания свинцовых пломб представляет скрученную вдвое проволоку, то для снятия таких пломб перерезают одну нить бечевы на одной стороне петли, а другую нить – на противоположной стороне петли. После вскрытия пломбы, бечеву сплетают аккуратно.

ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ, СВЯЗАННОГО С КРИМИНАЛЬНЫМ СНЯТИЕМ ПЛОМБ И ЗПУ

При совершении хищений из вагонов, контейнеров, цистерн и т.п. объектов место совершения не совпадает, как правило, с местом осмотра, и потому осмотру подвергаются только сами хранилища и, особенно тщательно, сама пломба. Начинать надо с пломбы.

При этом обращается внимание на содержание оттисков тисков (текста и контрольных знаков), сверить ее оттиски с сопроводительными документами, другими пломбами на этом вагоне. Следует обратить внимание на материал и характер бечевы пломб, наложенных на другие вагоны (контейнеры). Различие их является одним из признаков возможного нарушения целостности пломбы.

Проверяется целостность бечевы и прочность удержания ее в теле пломбы. Особое внимание уделяется состоянию входных и выходных отверстий, наличию царапин на теле пломбы. Проверяется соответствие навешивания пломбы правилам, изложенным в нормативных документах МПС.

Признаки нарушения порядка навешивания пломб.

1. Неравномерность толщины тела пломбы. Это возможно при использовании изношенных тисков (люфт, перекос, смещение плашек).

2. Сдвоенность изображения текста матриц.

3. Нечеткость, неполнота отображения текста и контрольных знаков.

4. Использование нестандартной бечевы (проволоки): не скручена вдвое при навешивании свинцовых пломб, скрутка не соответствует 4-м виткам на 1 см , проволока не того диаметра, не отожжена, то есть жесткая, что препятствует получению плотного узла.

5. Изменение поверхности проволочной бечевы в месте ее сварки (следы оплавления, наличие ореола побежалости, изменение диаметра и др.)

6. Узел не полностью втянут в тело пломбы.

7. Бечева закреплена в теле пломбы слабо, то есть неплотно обжаты кромки входных и выходных отверстий в теле пломбы.

Внимательно, с помощью лупы осматривается тело пломбы, обращается внимание на возможность образования на нем повреждений от элементов двери (запоры, дверные накладки и т.п.), на величину перемещения накладки при закрытом ее положении, так как при достаточно большой его величине и при отсутствии закруток, возможен обрыв бечевы пломбы.

Если пломба оказалась снятой, проверить у приемосдатчика или грузчиков, как производилось снятие пломбы: перерезание или стягивание.

Так же осматривают и закрутки, если они есть. При этом обращается внимание на количество витков, положение плашки, наличие и расположение пятен ржавчины, наличие повреждений и их характер. Материал закрутки сравнивается с материалом других закруток, как на этом же вагоне, так и на других, опломбированных аналогичными пломбами.

При осмотре дверей вагона обратить внимание: не отвинчивались ли болты, крепящие нижнюю металлическую планку дверей, не имеются ли на ней следы отжима.

Все признаки, свидетельствующие о нарушении целостности пломбы, закрутки заносятся в протокол осмотра, составляется фототаблица. В протоколе указывается вид объекта, его номер, состояние и содержание реквизитов пломбы, ее тип.

Рассказать о попытке использования пломб-замков с часовым механизмом, фиксирующим время его вскрытия, что позволяло после сравнения с данными поездного самописца (ябедника) установить место (станция, разъезд, перегон) вскрытия такой пломбы.

Криминологическая характеристика хищений на железнодорожном транспорте

В дневное время хищения совершают, в основном, работники ж.д., в ночное время – чаще другие лица. Если время загрузки и время хищения близки, то, значит, скорее всего – работники или близкоживущие граждане. Если безошибочно берут самый ценный груз, то в группе наверняка есть работник ж.д.

Статистика такова: от общего числа расхитителей до 60% работники ж.д., наиболее часто – составители поездов, слесари ПТО, осмотрщики вагонов. Из посторонних – шоферы.

Способы хищений без нарушения целостности пломбы .

1. Перепиливают ушки дверных накладок, через прорезь снимают пломбу, повторно навешивают ее же и маскируют прорезь подручным материалом.

2. Похищают при погрузке в вагон, а в последний момент срывают пломбу без последующей маскировки (или с таковой)

3. Наклоняют контейнер до упора на борт, чтобы отжать немного двери, обычно выбирают изношенный контейнер, и через щель совершают кражу.

4. Ставят контейнер на ребро (с помощью крана), при перекосе дверей они сходят со штырей, а после ставят их на место.

5. Из бочко -тары крадут так. Сдвигают обруч, просверливают отверстие, отсасывают содержимое, затыкают и обруч сдвигают на старое место.

6. Сыпучие грузы – просверливают отверстие в полу вагона или контейнера (включая и тару), а после ставят затычку- чоп .

7. Если груз в таре, ящиках, отрывают доску, а потом ставят ее на место, иногда с теми же гвоздями. Если ящик окантован контрольной лентой, то перепиливают гвозди, доску сдвигают без нарушения ленты, а потом все ставят на место.

8. Отжим двери вагона: несколько человек поднимают угол двери и выводят его за кронштейн, потом также другой угол, после кражи дверь ставят на место. На все уходит 8-10 минут.

9. Ось дверной накладки контейнера срубают, а на ее место ставят заготовленную заранее, свинчивающуюся из двух частей. Иногда ее ставят в контейнер заранее, до его загрузки. Пломба при таком способе не нарушается.

10. С помощью шпалы и машиниста. Под вагон ставят наклонно шпалу, один конец ее упирают в путь, а другой в пол. Накатывают с помощью маневрового локомотива вагон на шпалу. Она занимает вертикальное положение и выдавливает доски пола вагона. После хищения вагон стягивают со шпалы, доски под весом груза становятся на место.

11. Множество способов связанных с подделкой документов, недогрузом, регулировкой весов и т.п. Пример: Неопытный отправитель оформляет два контейнера с одинаковым грузом по 100 мест. В один грузят 80 мест, а в другой – 120. При получении контейнеров и их проверке фиксируют недостачу в одном из них, а излишки из другого похищают.

МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПЛОМБ И ЗАКРУТОК

Методика экспертного исследования пломб определяется видом пломбы и вопросами, поставленными перед экспертом.

Вопросы могут быть различными:

1. Каково содержание оттисков на теле пломбы?

2. Не данными ли тисками образованы оттиски на пломбе?

3. Не данным ли орудием нарушалась целостность пломбы?

4. Самый распространенный: Нарушалась ли целостность пломбы после первоначального навешивания?

Три первых вопроса решаются в ходе обычного трасологического идентификационного исследования. Решение последнего проводится в два этапа.

На первом исследуются наружные поверхности тела пломбы, и проверяется целостность бечевы и плотность ее закрепления в теле пломбы.

Оцениваются ее конструктивные особенности, содержание знаков, наличие следов воздействия посторонних предметов. Чаще всего это признаки повторного обжатия, выражающиеся в следующем:

1. Наличие на контактных поверхностях следов посторонних предметов.

2. Отображение прокладок, через которые повторно обжималась пломба.

3. Сглаженность и неодинаковая выраженность оттисков тисков.

4. Вздутия на контактных поверхностях тела пломбы, как следствие расширения каналов посторонним предметом.

5. Воронкообразность окон выходных и входных отверстий, царапины в их зоне.

6. Неплотное обжатие бечевы.

7. Местное утолщение бечевы, следы ее склеивания, сваривания.

8. Кольцевой обжим тела пломбы.

После фотографирования общего вида, содержания оттисков, всех обнаруженных признаков повторного навешивания, тело пломбы разрезается на две части параллельно контактным поверхностям скальпелем, лезвием безопасной бритвы, пломборезом . Полиэтиленовая пломба разрезается так, чтобы не повредить армировочной скобы.

После этого проводится микроскопическое исследование внутренних поверхностей тела, бечевы, состояния и положения узла.

Признаками нарушения правил навешивания будет:

— расположение узла ниже армировочной скобы;

— недостаточное количество витков узла (менее двух).

Признаки нарушения на внутренних поверхностях:

1. Разрыв бечевы внутри тела пломбы.

2. Следы повреждения от посторонних предметов.

3. Признаки перевязывания узла.

4. Сдвоенные следы от узла и бечевы.

5. Отсутствие узла, при наличии его отображения.

6. Признаки протягивания бечевы.

7. Следы (соскобы, царапины) на армировочной скобе.

Для вывода о повторном навешивании и обжатии пломбы необходимо исследование и анализ всех следов и признаков, обнаруженных как снаружи, так и внутри пломбы. Устанавливается способ нарушения и пригодность следов для идентификации.

Характерной ошибкой, допускаемой экспертом, является квалификация нарушений как попытка совершения нарушения. В данном случае эксперт превышает свои полномочия и пытается решить правовой вопрос о мотивах, что составляет прерогативу следователя, суда.

Содержание и объем фототаблицы определяется количеством обнаруженных экспертом следов.

ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ТИПЫ ЗПУ И МЕТОДИКА

ИХ ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Следует сказать, что основная идея, точнее техническая мысль опломбирования хранилищ известна на Руси с ХI века. Сборщики дани применяли для опломбирования мешков полые деревянные цилиндрики, в которые втягивался узел бечевы, обвивающей горловину, после чего он блокировался так поперечным деревянным кляпом.

Сейчас конструкция ЗПУ стала, конечно, сложнее, применяются куда более прочные материалы, но, повторяю, идея осталась той же.

Она осуществляется по нескольким основаниям, которые необходимо знать, поскольку и способ взлома и снятие ЗПУ зависит и определяется в первую очередь с их учетом, так же строго определен вид ЗПУ, применяемого для навешивания на то или другое подвижное хранилище.

Читайте так же:  Выездной нотариус московская область

1. Используемые материалы. Если для пломб-печатей это в основном свинцовые сплавы, то для ЗПУ высокопрочные и поверхностно твердые металлы, хотя отдельные маркирующие элементы могут быть выполнены из различных видов пластмассы, то есть металлические и неметаллические.

2. Конструктивные особенности. Обобщенно конструкцию всех ЗПУ можно представить состоящей из двух основных элементов – собственно замка и запирающего элемента. В моноблочной конструкции эти два элемента составляют одно целое, при этом запирающий элемент выполнен в виде гибкого тросика, вмонтированного одним концом наглухо в замок, на котором нанесен номер пломбы (что очень удобно для пломбирования, так как позволяет плотно охватывать дверные накладки и проушины любых размеров, что делает такие ЗПУ практически универсальными). В многоэлементных ЗПУ запирающий элемент существует отдельно от замка и выполнен в виде жесткого стержня.

3. Степень защищенности ЗПУ от несанкционированного вскрытия зависит, прежде всего, от величины усилия вскрытия, которая обязательно входит в перечень его технических характеристик. В соответствии с «Техническими требованиями на ЗПУ для вагонов и контейнеров» применяемые ЗПУ «должны исключить доступ к грузу», причем усилие размыкания при попытке разрушения «должно составлять: для вагонов – не менее 18 кН (около 2 тс) для контейнеров – не менее 12 кН (около 1,5 тс)». Поверхностная твердость элементов конструкции должна исключать несанкционированное вскрытие разрушением элементов ЗПУ обычным инструментом: слесарной ножовкой, кусачками, пассатижами, молотком, гвоздодером, ломом или кувалдой. Санкционированное снятие ЗПУ осуществляется специальными инструментами – пломбоснимателями или ножницами-кусачками. Маркировка ЗПУ исключает применение пломбировочных тисков и закруток, что значительно облегчает работу грузоотправителей и получателей.

4. Степень разрушения ЗПУ при его санкционированном (комиссионном) вскрытии позволяет разделить их на одноразовые и многоразовые.

Реализация функции запора предъявляет к ЗПУ специфические требования: невозможность повторного использования без явно видимых следов разрушения. То есть любое криминальное вскрытие ЗПУ должно быть легко и просто замечено – будет ли это отсутствие пломбы, или обрыв замыкающего троса, либо свободное положение корпуса относительно запираемых элементов подвижного состава. Сюда же относится и требование к конструктивной оригинальности, которая исключала бы быструю подделку ЗПУ, или его частей, непосредственно на путях, у вагона или контейнера.

Рассмотрим основные конструкции ЗПУ, правила их наложения, а также способы их криминального снятия.

Пломба-запор « ЛаВР » представляет металлическую конструкцию из следующих узлов: многоразовые корпус и колпачок, одноразовая стержень-пломба в виде стального шурупа с храповой насечкой, на головке которой имеется пластмассовая оболочка, где размещаются контрольный знак с кодом грузоотправителя и порядковым номером, ставящихся пломбировочными тисками.

Снимают ЗПУ « ЛаВР » с помощью специального съемника, при этом происходит разрушение «стержня-пломбы» – отрывается головка стержня, образуя специфическую шероховатую поверхность излома. При попытке несанкционированного вскрытия, происходит отрыв пластмассового кольца. Тем не менее, существуют способы несанкционированного вскрытия и восстановления данного ЗПУ путем внедрения в корпус отрезка фольги или тонкотелой трубки перед установкой стержня. Зафиксированный таким образом стержень можно без особого труда извлечь из корпуса и затем закрыть ЗПУ обычным способом. Возможно повторное навешивание уже с другим корпусом.

Только наличие неестественных для специального съемника следов, а также нахождение внутри ЗПУ инородных материалов может свидетельствовать о его несанкционированном вскрытии.

Пломба-запор «Клещ», однократного пользования, состоит из стального стержня, корпуса и стопорного устройства. Стержень в виде болта без резьбы, длиной 60 мм и толщиной 8- 20 мм , в зависимости от назначения, круглая головка имеет две грани под ключ на 19 мм , а на противоположном конце профрезерован продольный паз шириной 1,4 мм и глубиной 10 мм , у основания которого по диаметру стержня имеется выточка для стопорного устройства.

Корпус – шестигранный стаканчик высотой 27- 30 мм , один торец которого заточен под конус и в нем имеется глухое гнездо диаметром 8 мм и глубиной 20 мм , служащее для посадки корпуса на конец стержня, а также – поперечное сквозное отверстие диаметром 1,4 мм для внедрения стопорного устройства.

Стопорное устройство – отрезок стальной проволоки диаметром 1,2 мм , с помощью которой стержень прочно и неподвижно фиксируется в корпусе.

Принцип запирания – в поперечное отверстие корпуса вставляется отрезок стопорной проволоки, корпус насаживается на стержень и двумя ключами поворачиваются относительно друг друга на угол 180 градусов. Вскрытие проводится поперечным разрушением стержня клещами-кусачками, ножовкой по металлу, газоэлектросваркой или другими способами.

Способы нарушения «Клеща». Подделка исключена практически, так как будут отличаться по маркировочным обозначениям, по материалам. Однако не исключены случаи замены стальной проволоки при запирании алюминиевой, которую после нарушения опять заменяют на стальную.

Пломба-запор «Клещ-М» представляет модификацию «Клеща», также однократного пользования. Отличие в том, что стопорная проволока установлена на заводе и доступ к ней весьма затруднен.

ЗПУ «Спрут» однократного использования, надежно блокирует любые двери с наружными запорами. Состоит из стального, имеющего антикоррозионное покрытие, корпуса с фиксирующим устройством внутри и пломбировочного тросика.

Корпус изготовлен из 22-миллиметрового шестигранника, в торце и на одной из граней которого имеется по одному глухому 5-миллиметровому отверстию. В торцевом отверстии корпуса прочно и неподвижно закреплен наконечник стального пломбировочного тросика диаметром 6 мм и длиной 350 или 500 мм , а в другом отверстии внутри помещен отрезок прочной стальной стопорной проволоки, служащей для фиксации свободного конца пломбировочного тросика при запирании объекта. Один конец тросика прочно зажат внутри корпуса ЗПУ, а на втором закреплен фигурный наконечник (стержень) с гранями под ключ на 6-8мм и продольным пазом для стальной проволоки.

Принцип запирания. Тросик пропускается через петли или накладки двери, его наконечник вставляется в отверстие корпуса таким образом, чтобы проволока вошла в его паз. Затем наконечник поворачивается гаечным ключом в любую сторону на 1800 и прочно фиксируется проволокой в корпусе, исключая ее демонтаж без разрушения ЗП.

Принцип запирания аналогичен уже рассмотренному “Клещу”.

ЗПУ «Спрут-Универсал» состоит из зажима, тросика (гибкого стержня) с контрольной шайбой и дополнительной шайбы или плашки. Зажим может быть использован многократно, а контрольная шайба с тросиком – одноразовые. Принцип запирания таков – гибкий трос пропускается через отверстия в накладках двери (люка) и втягивается в зажим до упора, плотно. В зажиме он фиксируется с помощью шариков, которые подпружинены и, вследствие этого могут перемещаться свободно только в одну сторону, при попытке сместить их в обратном направлении они зажимают тросик, деформируют силуминовый вкладыш и надежно фиксируют тросик.

Способы криминального снятия ЗПУ

Для устранения ЗПУ применяются разрушающие способы, поскольку в соответствии с требованиями к ним, они должны обеспечивать невозможность их размыкания без разрушения хотя бы одного из их элементов.

Способы криминального снятия ЗПУ:

использование орудий ударного действия – малоэффективен;

рычажного действия (создание изгибающего момента) хотя они выдерживают момент в 200 кгм ;

орудия рубящего действия (как правило, ЗПУ с гибким элементом);

орудия пилящего действия («болгарка») – почти все ЗПУ кроме « ЛаВР » в вагонном исполнении и «Ерш»;

с помощью дрели или перфоратора ( ЛаВР , Клещ, Клещ-М) – сверло с алмазной коронкой либо с твердосплавным сверлом или фрезой, иногда в отверстие вкручивают с усилием метчик для разрушения храповой насечки фиксатора;

выбивание стержня из фиксатора ( ЛаВР ) – извлекается шайба и пружина, затем стержень-пломба выбивается из корпуса вместе с кулачками фиксатора, иногда используют строительно-монтажный пистолет и твердосплавный дюбель со спиленным концом;

перекусывание – ЛаВР (контейнерный), Клещ, Спрут – саперные ножницы или кусачки с гидравлическим приводом;

использование винтовых съемников, в основном для ЗПУ с жестким стержнем, развивают усилия до 2 тонн;

химическое воздействие – заливают внутрь кислоты (азотную, серную, фосфорную), затем замазывают смолой, мастикой, процесс медленный, 2-3 недели (более уязвимы Спрут и Спрут-Универсал, их пружины могут раствориться за три-четыре дня и шарики перестают удерживать тросик), этот способ бывает как предварительный перед механическим;

разрушение термическим действием: встречались случаи использования жидкого азота, при воздействии которого металл становится очень хрупким;

взрывные устройства, как заводские так и самодельные – разрушается не только ЗПУ, но и весь запирающий узел;

комбинированные способы – очень часто.

Общие положения методики исследования ЗПУ

Методика исследования ЗПУ – это исследование следов орудий взлома, со всеми ее приемами и методами. Объекты исследования – сломанные ЗПУ их части и элементы, сравнительные образцы новых ЗПУ, орудия взлома.

1. Подвергались ли ЗПУ несанкционированному вскрытию? Каким способом, с помощью какого приспособления?

2. Соблюдены ли правила наложения ЗПУ?

3. Не являются ли объекты исследования частями одного и того же ЗПУ?

4. Идентификационные вопросы.

В постановлении о назначении экспертизы должно быть обязательно указано место, время, маркировочные обозначения и, самое главное, способ снятия ЗПУ с вагона при комиссионной выгрузке товара.

Необходимо в первую очередь определить тип ЗПУ, соответствие цифровых обозначений на его частях, затем проверить соответствие его частей друг другу по конструкции, материалу, цвету, размерам, а также установленным стандартам – общая (суммарная) длина частей тросика или стержня. Проверяется материал стопорной проволоки в ЗПУ типа «Клещ», наличие внутри корпуса посторонних деталей и частиц и других признаков нарушения правил наложения ЗПУ (например, неполное запирание на 2-4 зубца ЛаВР ). Устанавливается соответствие признаков способа расчленения на обеих частях ЗПУ друг другу (перекус, перепил, термическое воздействие и т.п.), характер поверхности на каждой части – зернистость, сглаженность, и описанному в постановлении о назначении экспертизы.