Налог на квартиру юр лицо

Оглавление:

Налог на имущество организаций в отношении квартир

Статья опубликована в журнале «Вестник бухгалтера Московского региона» № 4 август 2015 г.

В. Г. Молчанов,
эксперт службы
правового консалтинга ГАРАН
Т

Налог на имущество организаций в отношении квартир

Юридическое лицо имеет в собственности квартиры в Москве. Должно ли оно в 2015 году платить налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости квартир?

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах установленных главой 30 НК РФ (включая порядок и сроки уплаты). Кроме того, законами субъектов РФ могут также определяться особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 НК РФ, в том числе могут предусматриваться налоговые льготы и устанавливаться основания для их использования налогоплательщиками (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ, объектами налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Из письма Минфина России от 21.05.2014 № 03-05-05-01/24062 следует, что на основании пункта 1 статьи 374 НК РФ объект налогообложения по налогу на имущество организаций должен определяться во взаимосвязи со статьей 378.2 НК РФ.

Так, подпункт 4 пункта 1, подпункт 3 пункта 12 статьи 378.2 НК РФ предписывают организациям – собственникам жилых домов и жилых помещений, не учитываемых у них на балансе в качестве объектов основных средств, определять налоговую базу по налогу на имущество организаций в отношении указанных объектов недвижимости исходя из их кадастровой стоимости, утвержденной в установленном порядке, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

Несмотря на то что из указанных норм прямо не следует, признаются ли жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, объектом обложения налогом на имущество организаций, они предписывают включать в налоговую базу по налогу утвержденную в установленном порядке кадастровую стоимость, в том числе квартир (п. 1 ст. 11 НК РФ, ч. 1 ст. 16 ЖК РФ), не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

При этом необходимо учитывать, что из системного толкования пунк­та 2 статьи 372, пункта 2 статьи 375, пункта 2 статьи 378.2 НК РФ следует, что обязанность уплачивать налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, должна быть возложена на налогоплательщиков соответствующим законом субъекта РФ, который может быть принят только после утверждения им в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (письмо Минфина России от 11.11.2014 № 03-05-05-01/56914).

Иными словами, включать в налоговую базу по налогу на имущество организаций утвержденную в установленном порядке кадастровую стоимость квартир, учтенных в бухгалтерском учете в качестве товаров, их собственникам необходимо только при условии установления соответствующих особенностей налогообложения законом субъекта РФ по месту нахождения недвижимости.

Закон г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон № 64) устанавливает налог на имущество организаций на территории г. Москвы. Особенности определения налоговой базы по налогу в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 1.1 Закона № 64.

Указанная статья не предусматривает определения налоговой базы по налогу на имущество организаций как кадастровой стоимости в отношении таких объектов, как жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, в отношении квартир, учтенных в составе товаров и находящихся в г. Москве, у организации в данном случае не возникает обязанности по уплате налога на имущество, исходя из их кадастровой стоимости, утвержденной в установленном порядке.

Данное утверждение в полной мере относится и к организациям, уплачивающим УСН, которые освобождены от уплаты налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом РФ) (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Компенсация за квотирование рабочих мест

Можно ли учесть расходы на уплату компенсационной стоимости рабочих мест для инвалидов и молодежи в 2015 году в г. Москве для целей налогообложения прибыли? Как учесть эту компенсацию в бухгалтерском учете?

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, удовлетворяющие предусмотренным статьей 252 НК РФ критериям.

Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 1032-1) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.

Согласно части 1 статьи 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (далее – Закон № 90), квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.

В Москве квотирование рабочих мест должны осуществлять работодатели, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек. Квота устанавливается в размере 4% от среднесписочной численности работников: 2% для трудоустройства инвалидов и 2% для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 Закона (ч. 1 ст. 3 Закона № 90).

В силу части 3 статьи 2 Закона № 90 выполнением квоты для приема на работу (далее – квота) считается:

1) в отношении инвалидов – трудо­устройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;

2) в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2, – трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего мес­та в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.

Итак, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу молодежи работодатели ежемесячно с 1 до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, перечисляют в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты (п. 2.8 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП).

Заметим, Законом г. Москвы от 08.04.2009 № 4 в Закон № 90 были внесены изменения, вступившие в силу с 2009 года, которые исключили из Закона № 90 условие о возможности замены квоты уплатой ежемесячно компенсационной стоимости квотируемого рабочего места за каждого нетрудо­устроенного инвалида (см. также определение Верховного суда РФ от 10.08.2005 № 5-Г05-45).

То есть инвалидов работодатель должен принимать на работу в счет установленной квоты, а за молодежь может уплачивать в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Глава 25 НК РФ не содержит специальных норм, которые бы позволяли учесть расходы, связанные с уплатой компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Но в то же время перечень как внереализационных, так и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, является открытым и позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на иные экономически обоснованные расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Налоговые и финансовые органы в отношении расходов, связанных с уплатой в бюджет г. Москвы (в целевой бюджетный фонд) компенсационных выплат стоимости квотируемого рабочего места для приема на работу как молодежи, определенной частью 1 статьи 2 Закона № 90, так и в отношении инвалидов (предусмотренных ранее), придерживаются позиции, что такие расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются (письма ФНС России от 22.06.2010 № ШС-37-3/4638@ (данное письмо согласовано с Минфином России), УФНС России по г. Москве от 22.03.2011 № 16-15/026835@, от 05.05.2010 № 16-15/047216@, от 02.10.2009 № 16-15/102999, письма Минфина России от 11.01.2011 № 03-03-06/2/1, от 24.04.2008 № 03-03-06/1/294).

В подтверждение своей позиции ими используется следующая аргументация. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона № 1032-1, государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятос­ти граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования).

Мероприятия по содействию занятос­ти населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные Законом № 1032-1, являются расходными обязательствами РФ (п. 1 ст. 22 Закона № 1032-1). Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников (п. 3 ст. 22 Закона № 1032-1).

Однако из этого не следует, что источником дополнительных средств является работодатель. По их мнению, подобные компенсационные выплаты можно расценивать как расход, который не направлен на получение прибыли, как того требует статья 252 НК РФ, а являются своеобразной санкцией государства к тем работодателям, которые по каким-то причинам не смогли трудоустроить граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Следовательно, к таким выплатам можно применить норму пункта 2 статьи 270 НК РФ.

В одном из последних разъяснений по данному вопросу в письме Минфина России от 07.04.2014 № 03-03-06/1/15504 специалисты финансового ведомства не изменили свою позицию. В частности, в указанном документе говорится о том, что «с 1 января 2006 года и по настоящее время на основании ежегодно подписываемых Московских трехсторонних соглашений между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места.

Таким образом, из указанных трехсторонних соглашений следует, что работодатели, не обеспечившие трудоустройство инвалидов и отдельных категорий молодежи, добровольно вносят компенсационную стоимость квотируемого рабочего места, а с 1 января 2010 года – компенсационную стоимость только для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов.

Учитывая, что финансирование мероприятий по трудоустройству несовершеннолетних и молодежи до 18 лет является расходными обязательствами федерального бюджета, а также принимая во внимание добровольный характер внесения в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, подобные расходы в целях налогообложения прибыли не могут быть признаны экономически обоснованными затратами.

Статьей 6 Закона № 90 предусмотрена экономическая поддержка работодателей, осуществляющих мероприятия по созданию и сохранению квотируемых рабочих мест, в том числе предоставление из бюджета г. Москвы средств на реализацию указанных мероприятий, предоставление налоговых льгот. Кроме того, согласно статье 5 Закона № 90 (в редакции от 8 апреля 2009 года), невыполнение работодателем установленной Законом № 90 обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

Таким образом, расходы в виде ежемесячной компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в отношении трудоустройства указанной категории молодежи, уплачиваемые организациями на основании Закона № 90, не учитываются в целях налогообложения прибыли с 1 января 2006 года.»

Иными словами, если организация включит в расходы в целях исчисления налога на прибыль затраты, связанные с ежемесячной уплатой в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, ей придется отстаивать свою позицию в суде.

Анализ арбитражной практики свидетельствует о том, что при возникновении подобных споров суды нередко поддерживают налогоплательщиков (постановления ФАС Московского округа от 25.01.2013 № Ф05-15459/12 по делу № А40-134004/2011, от 22.01.2013 № Ф05-15455/12 по делу № А40-60377/2012, от 31.03.2011 № Ф05-1732/11, от 09.12.2010 № КА-А40/15158-10, от 30.11.2010 № КА-А40/15133-10, от 27.02.2010 № КА-А40/830-10, от 31.01.2011 № Ф05-16032/2010).

В своих решениях суды отмечают, что изменения, внесенные в Закон № 90, отменили обязанность вносить плату в связи с невозможностью исполнить условия квотирования в отношении инвалидов. В свою очередь, обязанность по уплате компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в отношении определенных Законом № 90 категорий молодежи сохраняется.

При этом уплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в бюджет субъекта Федерации является одним из способов реализации государственных гарантий социальной защиты категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации, и осуществляется в рамках городских программ содействия занятости населения.

По мнению судебных органов, в связи с тем, что уплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места предусмотрена Законом № 90 и связана с производственной деятельностью общества и трудоиспользованием рабочей силы, это соответствует критериям подпункта 20 пункта 1 статьи 265 и статьи 252 НК РФ. Следовательно, данные затраты организации являются экономически обоснованными и подлежат включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций.

В бухгалтерском учете в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

В данном случае операции могут быть отражены следующим образом:

Дебет 91 Кредит 76, субсчет «Расчеты по уплате компенсационной стоимости»

  • начислена сумма компенсационной стоимости;

Дебет 76, субсчет «Расчеты по уплате компенсационной стоимости» Кредит 51

Налог на имущество — недвижимость юридических лиц

Юрлица, в том числе иностранные, владеющие недвижимостью на праве собственности или полученной по договору-концессии, причисляются к классу плательщиков налога на имущество.

Право на установление ставок, льгот, порядка уплаты отдано региональным правительствам. На территориях тарифы могут быть ниже или соответствовать установленным ст. 380 НК РФ:

  • 2,2% — для исчисления сбора по среднегодовой стоимости;
  • 2,0% — для расчета сбора по кадастровой стоимости.

Если в субъекте решили ввести отчетные периоды, то придется подавать в ИФНС расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций. Сдача годовой налоговой декларации обязательна для всех налогоплательщиков.

Форму декларации по налогу на имущество можно скачать на нашем сайте по ссылке.

Отчетность за объекты недвижимости представляется по месту их нахождения (ст. 385 НК РФ). С 2019 года отменена возможность согласования с налоговиками сдачи единой отчетности, если недвижимость располагается в разных районах одного города (разъяснение ФНС РФ от 14.09.2018 № БС-4-21/17967).

Пример расчета аванса за квартал

Правильный расчет налога на недвижимое имущество юридических лиц возможен только при точном определении налоговой базы. Например, производственные корпуса в п. 1 ст. 378.2 НК РФ не названы. Тогда налоговая база эквивалентна среднегодовой стоимости:

НБ = (ОС1 + ОС2 + … + ОСn + ОС31) / (n + 1),

где: НБ — налоговая база;

ОС1, ОС2, ОСn — остаточная стоимость на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода;

ОС31 — ОС на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, или 1 января года, следующего за налоговым периодом;

n — число отчетных периодов.

Отчетными периодами в этом случае определены 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев (п. 2 ст. 379 НК РФ). Значит, в расчете аванса за 1-й квартал сумму ОС нужно разделить на 4, а за полугодие — на 7.

Пример расчета авансового платежа за 1-й квартал

  • 01.01.2018 — 3 550 210 руб.;
  • 01.02.2018 — 3 538 494 руб.;
  • 01.03.2018 — 3 526 817 руб.;
  • 01.04.2018 — 3 515 179 руб.

Средняя стоимость (НБ): (3 550 210 + 3 538 494 + 3 526 817 + 3 515 179) / 4 = 3 532 675 руб.

Аванс за 1-й кв. составит ¼ часть от НБ, умноженной на тариф: ¼ (3532675 × 2,2%) = 19 430 руб.

Организации – налогоплательщики по кадастровой стоимости

Налог на имущество организаций по кадастровой стоимости обоснованно начисляется только на недвижимость, попавшую в перечень из п. 1 ст. 378.2 НК РФ:

  • административные здания, торговые центры, офисы в них;
  • нежилые помещения, занятые магазинами, офисами, фирмами сферы общепита и бытового обслуживания;
  • жилые объекты;
  • недвижимость иностранных организаций, функционирующих на территории РФ без представительства, либо недвижимость, не используемая в деятельности через представительства.

Читайте так же:  Адвокат молдован и партнеры

С 2015 года юрлицам на УСН и ЕНВД вменена налоговая обязанность по уплате имущественного налога на кадастровую недвижимость.

Плательщики ЕСХН с 2018 года освобождены от налога в части объектов, которые непосредственно используются в основной деятельности (п. 3 ст. 346.1 НК РФ). Кадастровые объекты в исключительный список не попали, т. е. облагаются по правилам ст. 378.2 НК РФ.

Расчет налога по особым правилам возможен при соблюдении таких условий:

  • субъектом РФ принята кадастровая стоимость объекта;
  • на 1 января года в законном порядке утвержден перечень объектов с указанием кадастровых номеров.

При соблюдении всех требований в совокупности расчет налога укладывается в формулу:

Налог на имущество = Налоговая база (кадастровая стоимость) × Ставка.

Если в регионах предусмотрены авансовые платежи, то за каждый отчетный период (1, 2, 3-й кварталы) уплачивается ¼ часть от расчетной суммы:

Остаток суммы налога к уплате = Налог на имущество – Авансовые платежи.

Как узнать кадастровую стоимость помещения

Рассчитывая налог на недвижимое имущество организаций по кадастровой стоимости, нужно убедиться в ее актуальности. Для этого подойдет официальный запрос в Росреестр или распечатка информации с сайта ведомства.

Для отдельных видов имущества или групп хозяйствующих субъектов на территориях могут устанавливаться более низкие тарифы, поэтому уточнять информацию нужно на сайте ИФНС.

На практике возникают ситуации, когда здание обозначено в кадастре по единой кадастровой оценке, а отдельные помещения остались без цены. Выход для бухгалтера подскажет письмо ФНС РФ от 16.03.2017 № БС-4-21/4780. Кадастровая цена рассчитывается пропорционально занимаемой площади от площади всего здания.

Центр деловой активности общей площадью 10 тыс. кв. м числится в кадастре по цене 856 млн руб. Организация занимает на праве собственности офис площадью 180 кв. м.

Стоимость 1 кв. м определяется путем деления цены на общую площадь: 856 млн руб. / 10 тыс. кв. м = 85,6 тыс. руб.

Кадастровая цена офиса определится умножением цены за 1 кв. м на площадь: 85,6 × 180 = 15 млн 408 тыс. руб.

Вычислив налоговую базу, рассчитаем налог на имущество: НБ (15 408 000) × ставка (2%) = 308 160 руб.

Обзор конкретных ситуаций

Обзор некоторых вопросов поможет сориентироваться в нюансах обложения налогом кадастрового имущества. Рассмотрим разные ситуации:

Если недвижимая собственность отмечена в п. 1 ст. 378.2 НК РФ, но кадастровой оценки на начало года нет?

В этом случае рассчитать налог нужно от среднегодовой стоимости. Расчет по новому правилу возможен только в случае утверждения кадастровой стоимости (п. 2 ст. 378.2 НК РФ).

Если здание с кадастровой ценой отмечено в п. 1 ст. 378.2 НК РФ, но местным законом перечень объектов не утвержден?

ФНС РФ в письме от 16.03.2017 № БС-4-21/4780 указывает на безусловный расчет налога по кадастровой стоимости, если объект однозначно попадает в разряд перечисленных в п. 1 ст. 378.2 НК РФ объектов.

Как считать налог, если кадастровая стоимость изменена в налоговый период?

Если причиной ее изменения стала техническая ошибка, то налог нужно пересчитать с начала налогового периода, в котором применялась ошибочная налоговая база.

Иногда в кадастр вносятся изменения по решению суда или специальной комиссии. В этом случае налоговую базу нужно пересчитать за налоговый период, в котором был направлен иск об уменьшении кадастровой оценки.

При увеличении кадастровой стоимости организация обязана сдать уточненную декларацию и доплатить налог. Пени не начислят, если ошибку допустил кадастровый сотрудник.

При уменьшении налоговой базы организация вправе сдать уточненную отчетность.

Налог на имущество на земельный участок

Участок земли в бухучете относится к основным средствам, ставится на кадастровый учет с присвоением уникального номера и определением цены. С такими признаками участок вполне может выглядеть как объект для обложения налогом на имущество. Но земельный участок налогом на имущество организаций не облагается, так как исключен из перечня объектов, подлежащих имущественному налогообложению, прямым указанием подп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ.

Налогообложению этого вида имущества в НК РФ посвящена отдельная гл. 31 «Земельный налог». Юрлица, владеющие участками на праве собственности или безвозмездного пользования, платят земельный налог. В ст. 389 НК РФ конкретизированы объекты, с которых взимается налоговый сбор.

С недвижимости организаций взимается налог на имущество по среднегодовой (ст. 375 НК РФ) или кадастровой стоимости (ст. 378.2 НК РФ). Порядок расчета, ставки, отчетные периоды, льготы по некоторым видам имущества или группам хозяйствующих субъектов устанавливаются на региональном уровне в пределах норм НК РФ.

Земельные участки налогом на недвижимое имущество юридических лиц не облагаются.

Уверены, вам будет интересно ознакомиться и с другими материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Ставка налога на имущество в 2018 году для юридических лиц

Налог на имущество платят все организации, у которых на балансе есть основные средства. Ставки определяют региональные власти с учетом ограничений в законодательстве. Прочтите нашу статью, чтобы правильно определить ставку налога на имущество в 2018 году для юридических лиц и узнать последние изменения.

Ставки налога на имущество юридических лиц в 2018 году

Налоговые ставки определяют региональные власти, Таблицу ставок по всем регионам смотрите ниже. Однако максимальные ставки определены в Налоговом кодексе РФ. Выше этих ставок региональные власти установить налог не могут. Если региональными властями не установлена ставка по вашему виду имущества – применяйте максимальные ставки.

В 2018 году в налоге на имущество юридических лиц произошли изменения: отменили федеральную льготу для движимого имущества. теперь ее вводят региональные власти. если субъекты не предусмотрели льготу для движимости, но платить налог нужно по максимальной ставке. Подробнее читайте ниже.

Максимальные ставки налога на имущество организаций в 2018 году

Вид имущества

Максимальная ставка, установленная НК РФ

по всему имуществу, которое не указано далее

по недвижимости, налоговая база которых – кадастровая стоимость, в Москве.

по недвижимости, налоговая база которых – кадастровая стоимость для всех субъектов РФ, кроме Москвы.

по железнодорожным путям общего пользования, а также сооружениям, которые являются их неотъемлемой частью. Перечень такого имущества утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09. 2004 № 504. При расчете налога по объектам, которые ввели в эксплуатацию после 30.12. 2016 года, можно использовать понижающие коэффициенты

по магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружениям, которые являются неотъемлемой частью перечисленных объектов

по объектам магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия;

по объектам, которые предусмотрены:
– техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
– проектной документацией объектов капитального строительства и необходимых для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия.
Конкретный перечень такого имущества Правительство РФ утвердило распоряжением от 19.10. 2016 № 2188-р. При расчете налога за 2017 год руководствуйтесь перечнем, который указан в абзаце 3пункта 1 распоряжения.

Почему инспекторы доначислят на лог на имущество? Три основных претензии и безопасные варианты действий – в статье. Это нужно знать каждому бухгалтеру!

Таблица ставок и сроков уплаты авансовых платежей 2018 по регионам России

Как узнать ставку налога на имущество для юридического лица в 2018 году

Ставки налога на имущество юридических лиц в 2018 году закреплены в региональных законах. Первый вариант узнать ставку — найти закон и посмотреть в нем. А второй — воспользоваться сервисом на официальном сайте ФНС Росси nalog.ru «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам». Данные сервиса помогают найти документ субъекта РФ, в котором указаны действующие ставки по налогу на имущество.

Определим ставку на примере

На примере разберем, как определить ставку налога на имущество организаций, используя сервис.

ООО «Сигма» находится в Ярославской области. На балансе имеет недвижимое имущество, ОКВЭД организации «деятельность цирков». Данное имущество используется непосредственно для основной деятельности. Чтобы определить ставку :

  • вид налога;
  • налоговый период;
  • субъект РФ ( в нашем случае – Ярославская область).

В окне ниже сервис покажет закон, который утверждает ставки налога на имущество в данном регионе:

Шаг 2. Нажмем активную ссылку «Подробнее» в таблице. Откроется таблица, в которой отражены региональные ставки. В нашем примере, организация применяет ставку 1,1%. Кроме того в форме указаны местные и федеральные льготы :

Ставки при расчете по среднегодовой и кадастровой стоимости

Максимальная ставки по имуществу, налоговой базой которого является средняя стоимость имущества, – 2,2%.

Максимальная ставка по недвижимости, с которой налог считают исходя из кадастровой стоимости, составляется 2 %.

Расчет налога на имущество имеет свои особенности в каждом из этих случаев. При расчете налога по средней стоимости ставку налога умножают на среднюю стоимость имущества за отчетный период. При расчете налога имущество по кадастровой стоимости, ставку налога умножают на кадастровую стоимость имущества на 1 января налогового периода (отчетного года).

Льготы по налогу на имущество

Не все организации платят налог на имущество, а также не все виды имущества облагаются этим налогом. Существуют льготы, предусмотренные статьей 381 НК РФ.

Первая категория — это льготы, которые полностью освобождают организацию от уплаты налога на имущество. Т.е. налог платится не по льготной ставке, а вообще отсутствует для него база. Например:

  • льготы для специализированных протезно-ортопедических предприятий;
  • коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
  • государственных научных центров;
  • управляющие компании и организации – участники проекта «Сколково».

Вторая категория — это освобождение от уплаты налога по отдельным видам имущества. Например:

  • имущество организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, используемое для осуществления возложенных на них функций;
  • имущество религиозных организаций, используемое ими для осуществления религиозной деятельности;
  • имущество организаций, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции ;
  • имущество, учитываемое на балансе организаций – резидентов особых экономических зон (ОЭЗ), кроме судостроительных организаций, имеющих статус резидентов промышленно-производственных особых экономических зон;
  • имущество организаций – участников свободной экономической зоны и др.

Действие таких льгот распространяется на всю территорию России независимо от их упоминания в региональных законах. Такое имущество освобождается в размере 100% от налога на имущество, то есть фактически применяется ставка 0%. Полный перечень льгот можно также посмотреть на сайте nalog.ru в сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Кроме того, регионы могут устанавливать дополнительные льготы.

Важно! Наличие льгот не освобождает организацию об обязанности составления декларации по налогу на имущество. При использовании льгот в декларации нужно указать имущество, освобожденное от налогообложения.

Льгота и ставки по налогу на движимое имущество с 2018 года

С 2018 года на всей территории России ввели налог на движимое имущество. Льгота на федеральном уровне отменена, а вопрос о льготах передали в ведение регионов. Если до 2018 года власти субъекта успели принять закон об освобождении от уплаты или о пониженных ставках, то льгота будет действовать. Если нет, компании платят налог на движимое имущество по максимальной ставке 1,1% по ОС, которые приняты на учет и до, и после 1 января 2013 года.

Расчет и порядок уплаты налога на имущество юридических лиц

Практически любое имущество, числящееся на балансе предприятия, подлежит налогообложению. Налог на имущество организаций и предприятий (юридических лиц) являет собой процентное выражение среднегодовой/кадастровой стоимости этого имущества. Отчитываются по налогу юрлица посредством представления декларации в ФНС.

Кто платит имущественный сбор?

Имущество движимое и недвижимое компании (объект налога на имущество организаций) облагается по нормам 30-й главы НК. Согласно ей налог начисляется:

  • Для отечественных юрлиц – недвижимость и движимый вид имущества, которым юрлицо владеет по праву собственности или иного права.
  • Для иностранных фирм, которые ведут хозяйствование в пределах РФ, сбор распространяется на то имущество, которое можно отнести к основным средствам (ОС) или получено в связи с концессионным соглашением. Зарубежные фирмы, которые не ведут бизнес в РФ, уплачивают сбор за имущество, находящееся в пределах страны, принадлежащее им по праву собственности.

В то же время некоторое имущество не облагается сбором (374-я статья НК):

  • природные ресурсы, в частности, земли и водные участки;
  • памятники культуры народов, истории;
  • имущество, которое применяется госорганами для организации военной службы и/или считающейся таковой;
  • хранилища материалов, отходов радиоактивной промышленности;
  • объекты космического назначения;
  • суда из международного реестра.

Не уплачивают имущественный сбор такие юрлица:

  • компании, занимающиеся подготовкой чемпионата по футболу в 2018 году;
  • оргкомитет «Россия-2018» и его дочерние организации;
  • общества/союзы инвалидов;
  • общества, ведущие религиозную деятельность;
  • организации уголовно-исправительной системы;
  • фармацевтические компании, если этот вид деятельности – основной.

Эти льготы по налогу на имущество юридических лиц установлены на федеральном уровне.

При расчете налога на имущество организаций в 2015 году используют несколько понятий:

  • База по налогу – среднегодовая стоимость облагаемого сбором имущества. Раздельный подсчет используется в учете имущества, которое находится в разных регионах, облагается ставками разных размеров, имеет отдельный баланс. Оконченные на момент подсчета капитальные вложения уменьшают размер базы.
  • Налоговая ставка не может быть выше 2,2%. Однако возможно установление дифференцированного ее вида для компаний в зависимости от их категории и типа учитываемого имущества. Установление размера ставок налога на имущество организаций осуществляется органами местной власти, но значение не может превышать 2,2%. Для отдельного типа имущества – трубопроводы, линии электропередач, железнодорожные пути – максимальная ставка равна 1% в 2015 году и 1,3% в следующем.

При расчете суммы сбора организация определяет размер ставки, который действует в конкретном регионе и среднегодовую стоимость. Последняя рассчитывается путем сложения остаточной стоимости (ОС) на начало (1-е число) года и последнее число в периоде и количество календарных месяцев, помноженное на 1.

Собственно размер сбора исчисляется как среднегодовая стоимость имущества, помноженная на действующую по отношению к определенному плательщику-юрлицу ставку. Пример расчета налога на имущество организации: сумма = база*ставка/100.

Некоторые предприятия с 2014 года в виде базы по налогу используют кадастровую стоимость своего имущества. Информацию о ней можно получить в Росреестре, ФНС или на официальном сайте региона РФ.

Сроки внесения платежей и отчетности

Уплата налога на имущество организаций происходит несколько раз в год:

  • авансы вносятся по итогам 1–3 кварталов года;
  • по итогам года вносится доплата.

Авансовые платежи по налогу на имущество организаций исчисляются, как ¼ от базы, помноженной на размер ставки. Итоговую сумму предприятие уплачивает, как только окончится налоговый период. Она рассчитывается как сумма сбора за минусом трех авансов. Если компания перестала владеть ОС в середине периода, используется коэффициент, равный количеству месяцев владения имуществом.

Отчетностью по уплате этого вида налога выступает декларация. Юридические лица самостоятельно высчитывают размер сбора, заполняют отчетность и подают ее в ФНС по месту прохождения регистрации своего или обособленного филиала, собственно имущества. «Крупнейшим» плательщикам-юрлицам необходимо подавать отчет исключительно по адресу расположения (83-я статья НК).

Срок уплаты налога на имущество организаций:

  • итоговая сумма должна быть внесена не позже 30 марта по окончании периода;
  • срок внесения авансовых платежей – по итогам квартала, не позже 1 числа последующих 30 дней.

Декларация по налогу на имущество организаций подается:

  • отчет по авансам сдается в ФНС в 30-дневный срок после окончания квартала;
  • итоговая – годовая – декларация сдается до конца марта.

Законом №366-ФЗ внесены поправки в принципы формирования налога на имущество юридических лиц:

  • Сбором не облагается движимое имущество, которое было принято на учет предприятием с начала 2013 года, кроме случаев ликвидации и реорганизации юрлица.
  • Основные средства, которые включены в 1-2 амортизационную группу, теперь не считаются объектами налогообложения.
  • Стоимость по Росреестру не приравнивается к налоговой базе по недвижимости в составе ПИФ.
  • Предстоящие затраты, включаемые в ОС, для целей налогообложения не используются.

Уплата имущественного налога – обязанность любого юрлица как отечественного, так и иностранного, ведущего свое хозяйствование в стране. За несвоевременное внесение средств в бюджет предусмотрена пеня.

Льготы для юридических лиц. Налог на имущество

Федеральным законом от 11 ноября 2003 года №139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» введена глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Налог на имущество организаций».

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Не признаются объектами налогообложения:

    земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к природным ресурсам относятся компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Под природной средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Природный объект определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект — это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности и (или) созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Полный перечень объектов, которые относятся к природно-антропогенным, приведен в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Читайте так же:  Что значит едв пенсия

  • имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
  • Обратите внимание: если имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используется не по назначению или сдается в аренду, оно подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

    При определении состава основных средств для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка следует руководствоваться Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года №2446-1 «О безопасности», а также классификатором основных фондов.

    Перечень льгот по налогу на имущество установлен статьей 381 НК РФ. Рассмотрим эти льготы подробнее:

    «1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций»;

    Уголовно-исполнительная система России включает в себя:

    • учреждения, исполняющие наказания;
    • территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
    • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.

    Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения (статья 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 года №89 «Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» утвержден перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.

    Таким образом, не подлежит налогообложению имущество, используемое для осуществления возложенных на вышеуказанные организации и учреждения задач, установленных статьей 1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»:

    «Статья 1. Принципы деятельности уголовно-исполнительной системы
    Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.
    Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда».

    «2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности»;

    В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон о свободе совести) религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

    • вероисповедание;
    • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
    • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

    Таким образом, к религиозной деятельности относятся вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание последователей.

    Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (статья 8 Закона о свободе совести).

    Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

    Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

    Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

    Указанная льгота распространяется на организации, имеющие статус некоммерческих организаций согласно Закону о свободе совести и Федеральному закону от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

    К некоммерческим относят организации, которые не ставят в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (статья 2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях») и не распределяют полученную прибыль между участниками. Сами некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей.

    Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов и тому подобных.

    Учреждение или организация, созданные религиозной организацией, имеющие признаки и цель, предусмотренные статьей 6 Закона о свободе совести, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования, признаются также религиозной организацией.

    Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами России в соответствии с законодательством иностранного государства. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона о свободе совести представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный Законом о свободе совести.

    На основании изложенного, льгота по налогу на имущество может быть предоставлена:

    1. религиозному объединению (организации);
    2. централизованной религиозной организации;
    3. учреждению или организации, созданным религиозной организацией, имеющим признаки и цель, предусмотренные статьей 6 Закона о свободе совести, в том числе руководящему либо координирующему органу или учреждению.

    Таким образом, организациям, не являющимся по статусу религиозными организациями, иностранным организациям, созданным за пределами России, имеющим на территории России представительства льгота по налогу на имущество не может быть предоставлена.

    Согласно разъяснениям Минфина Российской Федерации в Письме от 29 декабря 2003 года №04-05-06/53 и УМНС Российской Федерации по городу Москве от 7 мая 2004 года №23-10/1/31399 не подлежат обложению налогом на имущество культовые здания и сооружения (церкви, колокольни, часовни, молельные дома, духовные семинарии и другие объекты), иные объекты, в том числе отнесенные к памятникам истории и культуры, специально предназначенные для богослужений и религиозных обрядов, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), а также имущество для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, основание и содержание которых осуществляется религиозными организациями, предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности.

    При этом, от обложения налогом на имущество организаций освобождается все имущество, составляющее (входящее) в указанные объекты.

    «3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

    организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

    учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям»;

    Согласно статье 6 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» общественной организацией признается добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если она соответствует целям, для достижения которых они созданы.

    Определение общественных организаций инвалидов дано в статье 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Это организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы. Цель создания — защита прав и законных интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей, решение задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

    В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, земельные участки, а также другое имущество.

    Следует отметить, что вправе применять льготу, установленную пунктом 3 статьи 381 НК РФ, общественные организации инвалидов, имеющие статус общероссийских.

    Льгота по налогу на имущество не предоставляется при производстве и (или) реализации подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2004 года №90 «Об утверждении перечня товаров, производимых с использованием имущества организаций, не подлежащих освобождению от обложения налогом на имущество организаций, и (или) реализуемых такими организациями». Согласно вышеуказанному перечню к товарам, производимым с использованием имущества организаций, не подлежащих освобождению от обложения налогом на имущество организаций, и (или) реализуемым такими организациями относятся:

    • Шины для автомобилей;
    • Охотничьи ружья;
    • Яхты, катера (кроме имеющих специальное назначение);
    • Продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья и метизов);
    • Драгоценные камни и драгоценные металлы;
    • Меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента);
    • Высококачественные изделия из хрусталя и фарфора;
    • Икра осетровых и лососевых рыб;
    • Готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов.

    Перечень подакцизных товаров установлен в статье 181 НК РФ:

    1. спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
    2. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;.
    3. алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %, за исключением виноматериалов);
    4. пиво;
    5. табачная продукция;
    6. автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
    7. автомобильный бензин;
    8. дизельное топливо;
    9. моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
    10. прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного. Бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 град. С при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.

    Узнать, что имущество фактически используется для производства и реализации товаров (работ, услуг), организация может по методу учета амортизации, начисленной по данному имуществу: амортизация должна быть списана на затраты на производство и (или) реализацию указанных товаров (работ, услуг) в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

    Расчет среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом Российской Федерации. В настоящее время для расчета численности можно воспользоваться Постановлением Росстата от 3 ноября 2004 года №50 «Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», №П-2 «Сведения об инвестициях», №П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», №П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» (форма №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»).

    При определении среднесписочной численности инвалидов среди работников организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, необходимо помнить следующее. Под общим числом работников понимается среднесписочная численность работников организации, в которую включаются работники, состоящие в штате, а также внешние совместители и работники, выполняющие работу по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

    Заметим, что организация должна определять среднесписочную численность и фонд оплаты труда за тот же период, за который составляется расчет налога на имущество. Если в отчетном периоде численность инвалидов, исчисленная нарастающим итогом, составила менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда менее 25 %, то за этот отчетный период льгота по налогу не предоставляется, а перерасчет по налогу за предыдущие отчетные периоды не производится.

    «4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями»;

    На основании данного пункта от налогообложения освобождается имущество, используемое организациями, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.

    Для правомерного применения льготы данные организации обязаны вести раздельный учет имущества, используемого для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.

    Льгота по налогу предоставляется организациям, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, при наличии у них лицензии. Лицензия выдается в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года №500 «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств». Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» лицензирование деятельности по производству лекарственных средств (за исключением лекарственных средств для животных и кормовых добавок) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

    Перечень организаций, освобождаемых от налога на имущество, производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями утверждается Правительством Российской Федерации.

    «5) организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке»;

    Объектами культурного наследия федерального значения являются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры России, а также объекты археологического наследия (статья 4 Закона №73-ФЗ). Перечень объектов культурного наследия дан в статье 3 Закона №73-ФЗ.

    Организация, имеющая на балансе объекты культурного наследия, в целях предоставления льготы, должна представить охранное обязательство, оформленное в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

    Охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные требования, обеспечивающие сохранность такого объекта. В соответствии с пунктом 3 статьи 63 Закона №73-ФЗ охранные обязательства применяются до включения объекта культурного наследия в единый государственный реестр. В отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр, охранные обязательства не оформляются. В этом случае право на льготу можно подтвердить по паспорту объекта культурного наследия, который выдается собственнику объекта.

    «6) организации — в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов»;

    Данный пункт утрачивает силу с 1 января 2006 года (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 года №139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов»).

    То есть объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, не подлежат налогообложению лишь до 1 января 2006 года.

    Под финансированием за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов понимается целевое направление средств из указанных бюджетов на содержание конкретных объектов. Это является единственным условием предоставления организации данной льготы.

    В соответствии со статьей 19 ЖК РФ жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, который в зависимости от формы собственности подразделяется на частный, государственный, муниципальный жилищный фонд.

    Следует отметить, что на сегодняшний день какие-либо официальные разъяснения относительно того, что входит в состав инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, отсутствуют.

    Термин «жилищно-коммунальные услуги» и их состав определены в Государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ 51929-2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения», введенным в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 20 августа 2002 года №307-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта», и Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 года №163 «Об утверждении Общероссийского классификатора услуг населению». Полный перечень жилищно-коммунальных услуг, оказываемых предприятиями и организациями, регламентирован и Классификатором работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе, утвержденным Постановлением Госстроя Российской Федерации от 25 мая 2000 года №51 «Об утверждении классификатора работ и услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве».

    Читайте так же:  Приказ на назначении комиссии по расследованию дтп

    Минфин Российской Федерации считает, что объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса являются сооружения, инженерное оборудование, а также иные объекты, созданные или предназначенные для функционирования жилищно-коммунального комплекса. К расходам по содержанию таких объектов относятся расходы, связанные непосредственно с обеспечением сохранности этих объектов и поддержанием их в эксплуатационном состоянии (Письмо Минфина Российской Федерации от 17 августа 2004 года №03-06-01-02/10).

    В Письме от 21 октября 2004 года №03-06-01-04/75 Минфин Российской Федерации указывает, что к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса относятся основные фонды предприятий и организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. В состав данных предприятий и организаций, как указывает Минфин, входят организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, электроснабжения, отопления, горячего водоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, дорожно-мостового хозяйства и инженерной защиты, услуги зеленого хозяйства и декоративного цветоводства, санитарно-гигиенической очистки территорий городов и других поселений. Вывод Минфина основан на Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения №22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 3 декабря 2001 года №93 «Об утверждении Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения за работой жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы».

    «7) организации — в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения»;

    Данная льгота действует лишь до 1 января 2006 года, так как пункт 7 утрачивает силу с 1 января 2006 года (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 года №139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов»).

    Льгота не применяется к объектам социально-культурной сферы, которые использовались для коммерческой деятельности, например, полностью сдавались в аренду. Льгота по налогу предоставляется организациям любых форм собственности при условии, что объекты основных средств социально-культурной сферы используются по целевому назначению непосредственно этими организациями.

    В Письме УМНС Российской Федерации по городу Москве от 22 сентября 2004 года №23-10/1/61096 «О порядке применения льготы по налогу на имущество организаций» дано разъяснение о порядке применения льготы по налогу на имущество для организаций в отношении объектов социально- культурной сферы. Если деятельность организации, связанная с культурой, искусством, образованием, физической культурой и спортом, здравоохранением и социальным обеспечением, непосредственно является целью создания организации, что закреплено в ее учредительных документах, и иные виды деятельности такая организация не осуществляет, то имущество, используемое в целях культуры, образования, физической культуры, здравоохранения, социального обеспечения, находящееся на балансе организации, не подлежит налогообложению, в том числе объекты жилищного фонда (общежития). Одновременно, отдельно стоящие объекты: административные здания, объекты коммунального хозяйства, склады, ремонтные мастерские, гаражи, транспортные средства (за исключением специально оборудованных), объекты бытового обслуживания населения, общественного питания и торговли и иные аналогичные объекты подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

    Иными словами, если организации социально-культурной сферы осуществляют одновременно с основной уставной деятельностью иные виды деятельности, то основные средства, полностью используемые для предпринимательских целей, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

    В этом случае, организация в целях налогообложения налогом на имущество организаций должна обеспечить раздельный учет такого имущества (Письмо Минфина Российской Федерации от 3 июня 2004 года №03-05-06/63 «О льготе по налогу на имущество для организаций социально-культурной сферы»).

    Стоимость имущества, используемого как для указанных в пункте 7 нужд, так и для осуществления иных видов деятельности (аренда, торговая деятельность), может быть разделена исходя из занимаемой площади (другой величины), а при невозможности подобного раздела имущества — исходя из удельного веса выручки, полученной от иных видов деятельности, в общем объеме выручки (неоднозначно).

    При определении состава объектов основных средств социально-культурной сферы нужно руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), так как группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.

    Объектом культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения является единый имущественный комплекс, который функционально предназначен и используется организацией для культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения.

    Соответствующее предназначение объекта имущества (движимого и недвижимого) определяется уставом (положением) организации, первичными документами на этот объект, а также распорядительными документами организации по его использованию.

    Если объекты социально-культурной сферы, которые раньше использовались организацией в области культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, полностью сдаются в аренду, вследствие чего не используются непосредственно этой организацией по назначению, то льгота по таким объектам не предоставляется. Такие объекты подлежат налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке независимо от целей их использования арендатором. Об этом сказано в Письме Минфина Российской Федерации от 15 декабря 2004 года №03-06-01-04/159.

    «8) организации — в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве; испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения»;

    Данная льгота действовала до 1 января 2005 года, так как пункт 8 утратил силу с 1 января 2005 года (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 года №139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов»).

    «9) организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

    10) организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания»;

    К ядерным установкам относятся:

    • сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства;
    • сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами;
    • сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях;
    • другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов (статья 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»).

    Под пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилищами радиоактивных отходов понимаются не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.

    Перечень организаций, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно-опасных материалов и изделий утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №238 «Об утверждении Перечня предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно-опасных материалов и изделий».

    Кроме того, организация, на балансе которой находятся ядерные установки, используемые для научных целей, и пункты хранения, в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 21 ноября 1995 года №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» должна иметь лицензии, выданные соответствующими органами государственного регулирования в области использования атомной энергии.

    «11) организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации»;

    Льгота предоставляется организациям, которые имеют на балансе железнодорожные пути и федеральные автомобильные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередач. Для данных организаций льгота по налогу предоставляется по имуществу, из которого состоят указанные объекты. Эти основные средства должны быть включены в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.

    Указанный перечень имущества Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской от 30 сентября 2004 года №504 «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций».

    Учитывая, что данная льгота действует с 1 января 2004 года, организации, имеющие на балансе льготируемое имущество, не применяли данную льготу, так как Перечень не был утвержден. Теперь организации вправе будут произвести перерасчет налоговых обязательств за 2004 год. Об этом сказано в Письме Минфина Российской Федерации от 6 сентября 2004 года №03-06-01-04/23.

    «12) организации — в отношении космических объектов»;

    Следует отметить, что для применения этой льготы следует руководствоваться Законом Российской Федерации от 20 августа 1993 года №5663-1 «О космической деятельности» и Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №359 «О принятии Общероссийского классификатора основных фондов».

    Согласно статье 17 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 года №5663-1 «О космической деятельности» космические объекты подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации.

    «13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий»;

    Льгота, установленная данным пунктом, предоставляется всем специализированным протезно-ортопедическим предприятиям по производству протезно-ортопедической продукции независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Перечень такой продукции и соответствующих работ и услуг приведен в пункте 3 Положения о лицензировании деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2002 года №309 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи»:

    «Деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи включает выполнение следующих работ и услуг:

    1. производство, изготовление и реализация протезов различных конструкций (верхних и нижних конечностей, протезов грудных желез и других), ортезов, в том числе бандажных изделий ортопедического назначения, специальных изделий, предназначенных для пользования протезами и ортезами, ортопедической обуви, обуви на протезы, колодок ортопедических, вкладных ортопедических корригирующих приспособлений (стелек, полустелек и других), полуфабрикатов, функциональных (модульных) узлов, специальных изделий и материалов, применяемых при протезировании и ортезировании;
    2. ремонт и техническое обслуживание протезно-ортопедических изделий;
    3. диагностика функциональных нарушений, состояния анатомических дефектов и реабилитационного потенциала у лиц, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи, с целью определения объема, вида и характера указанной помощи;
    4. осуществление специальных мероприятий по подготовке к протезированию (ортезированию), подгонке и пользованию протезно-ортопедическими изделиями».

    «14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций»;

    Условием предоставления этой льготы является их соответствие критериям, установленным Федеральным законом от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации должны быть созданы в соответствии со статьей 20 указанного Закона. У таких налогоплательщиков от налога освобождается все движимое и недвижимое имущество, которое они учитывают в качестве основных средств на балансе.

    Адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация являются формами адвокатских образований.

    Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Об избранной форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты.

    «15) имущество государственных научных центров»;

    Порядок присвоения статуса государственного научного центра утвержден Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 года №939 «О государственных научных центрах Российской Федерации».

    Статус государственного научного центра Российской Федерации может присваиваться расположенным на территории Российской Федерации предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание. Отнесение учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений к государственным научным центрам Российской Федерации осуществляется Советом Министров — Правительством Российской Федерации по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике. Об этом говорится в пункте 2 Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 года №939 «О государственных научных центрах Российской Федерации».

    Государственный научный центр Российской Федерации действует в соответствии с законодательством и Положением об условиях государственного обеспечения центра, утверждаемым Правительством Российской Федерации одновременно с принятием решения о присвоении организации или высшему учебному заведению статуса государственного научного центра.

    Данная льгота по налогу на имущество организаций предоставляется государственным научным центрам вне зависимости от осуществления ими предпринимательской деятельности, в том числе сдачи имущества в аренду. Такие разъяснения даны в Письме УМНС Российской Федерации по городу Москве от 9 марта 2004 года №23-10/1/15064.

    Следует отметить, что льгота, предусмотренная пунктом 15 статьи 381 НК РФ для государственных научных центров, не может применяться организациями, которым присвоен статус федерального научно-производственного центра. Об этом сказано в Письме Минфина Российской Федерации от 25 июня 2004 года №03-05-06/78. Порядок присвоения статуса федерального научно-производственного центра утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года №983 «О федеральных научно-производственных центрах».

    «16) научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств — в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности».

    Данная льгота действует до 1 января 2006 года, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 года №139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» пункт 16 статьи 381 утрачивает силу с 1 января 2006 года.

    Следует отметить, что данная налоговая льгота применяется исключительно в отношении имущества, используемого в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. Льготой могут воспользоваться организации, имеющие свидетельство об аккредитации научной организации, осуществляющей в качестве основной научную (научно-исследовательскую) деятельность и входящей в состав указанных в пункте 16 российских академий наук.

    В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научная (научно-исследовательская) деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

    • фундаментальные научные исследования, которые определяются как экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
    • прикладные научные исследования, которые определяются как исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

    К имуществу, которое используется в научной деятельности, относится все имущество данных научных организаций (включая инвентарь).

    Из указанной статьи следует, что к научной (научно-исследовательской) деятельности не относится научно-техническая деятельность, которая направлена на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

    Так как льгота предоставляется в отношении не всего имущества, а только того, что используется в научной или научно-исследовательской деятельности, то в случае, если научная организация занимается не только научной (научно-исследовательской) деятельностью, она должна организовать раздельный учет.

    Следует отметить, что согласно статье 14 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам и сборам. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации, согласно статье 372 НК РФ, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков любые налоговые льготы и основания для их использования. При этом льготы, предусмотренные статьей 381 НК РФ, применяются независимо от того, упоминаются они в региональных законах или нет.