Как оформить список литературы по госту 2019 образец

Оглавление:

Оформление списка литературы по ГОСТу

Написание любой научной работы, будь то курсовая работа, реферат или диплом, предполагает сбор информации из самых разных источников. На финальном этапе написания работы, наряду с оформлением содержания, осуществляется оформление списка литературы, из которой собиралась информация в ходе исследования. Оперативным данный процесс быть не может априори, т.к. необходимо соблюсти ряд нюансов и обязательных к выполнению условий.

Библиография – красноречивое свидетельство подкованности автора в теме научной работы и истинности проведенного им исследования. Квалифицированный специалист сможет без труда определить, насколько работа нова, актуальна, а также узнать суть разработки, и провести её анализ. Рассмотрим параметры оформления подробнее, приведя примеры описаний для основных видов источников.

Пример оформления нормативно-правовых (законодательных) актов в списке литературы

Правильное оформление и наполнение списка литературы в реферате, курсовой, дипломной работе

В России нюансы оформления научной работы прописаны в едином Межгосударственном стандарте – ГОСТ 7.1-2003. На основании данного нормативного документа должен оформляться каждый список литературы. Многие учебные заведения или отдельные преподаватели руководствуются собственными методичками, предлагая их студентам в качестве инструкции по оформлению диплома по ГОСТ или написанию научной работы. Ниже будет предложена базовая схема формирования списка литературы, но при наличии рекомендаций со стороны ВУЗа или куратора вашей работы, настоятельно рекомендуем использовать исключительно их.

Список литературы или библиографический список?

Оказывается, озаглавить перечисление литературных источников тоже непросто. Многие университеты выдвигают собственные требования даже к словосочетанию в заголовке. Встречаются следующие варианты названия:

  • Допускается словосочетание «список литературы» с необязательным добавлением слов «использованной», «используемой».
  • Существует словосочетание «библиографический список», являющееся синонимом к вышеприведенному.

Эти варианты являются производными от простых «литература» и «библиография». Они также могут выступать в роли заглавия для составляемого списка литературы. При отсутствии конкретного руководства по данному вопросу разумнее всего будет использовать любой из предложенных вариантов.

Пример оформления книг в библиографическом списке

Заполнение списка литературы источниками

Оформляя реферат или курсовую работу, озаглавить список литературы – первичная задача, сравнимая с созданием чистого текстового документа. Все обработанные информационные источники необходимо свести в единый список, но прежде стоит понять, какая литература должна туда попасть. Рассматривая библиографию с позиции члена комиссии, проверяющей научную работу, следует обращать внимание на следующие источники:

  1. Наиболее современные (не старее 3-4 лет от момента проведения исследования).
  2. Источники последних 10-20 лет издания – не более 30% от общего числа в списке литературы. Если конкретное исследование имеет современную историю, то неразумно задействовать более старую информацию.

При их внесении в список литературы стоит учесть ряд нюансов:

  • Источники значительной давности применяются наравне с современными при условии, что их содержание полностью соответствует теме исследования.
  • Каждый источник в обязательном порядке упоминается в работе при помощи сноски (библиографической ссылки). Подробную информацию можно получить в статье о правилах оформления ссылок на литературные источники.
  • Максимальную научную ценность для исследования составляют: журнальные статьи, монографии, выборки из статистики и прочие специализированные материалы по теме работы. Учебники и пособия менее ценны в данном плане.
  • Любые законы и акты должны представляться в последней своей редакции с указанием даты и источника их первой публикации.

Количественное требование к оформлению списка литературы предполагает наличие:

Дополнительные условия размещения представлены в ГОСТ 7.1-2003.

Помимо алфавитного порядка размещения источников стоит учесть нюансы распределения литературы в списке по типовой принадлежности.

Образец оформления Интернет-ресурсов в списке литературы

Если конкретные методические рекомендации по оформлению каждого из указанных источников отсутствуют, то необходимо руководствоваться пунктами ГОСТа. Рассмотрим детальнее примеры оформления различных видов библиографических источников.

Правильное оформление списка литературы по ГОСТ-2018, 2019

Далее будут представлены основные виды литературных источников с приведением общей формы, по которой может быть составлено библиографическое описание для каждого из них. Для удобства изучения все будет представлено в виде сводной таблицы. Каждому виду соответствует определенная схема внесения реквизитов источника в описание.

Оформление списка литературы по ГОСТу 2018, 2019 образец

Список литературы в процессе оформления любой студенческой научной работы вызывает затруднения всегда. В каком порядке располагать литературные источники, как оформлять интернет-ресурсы, что делать с зарубежными изданиями, сначала указывать фамилию автора или название? Для большей наглядности обратимся к реальной научной работе и разберем все допущенные автором ошибки. Мы выбрали диссертационную работу, в которой присутствуют книги, периодические издания, справочники, словари, одним словом – все многообразие научных изданий к вашим услугам,http://bibliofond.ru/view.aspx?id=709333.

Формальных законодательных актов, жестко регламентирующих составление библиографического списка на сегодняшний день нет, существуют лишь общие рекомендации, на основании которых каждый вуз разрабатывает свои требования.

Порядок. Существует два подхода к расположению элементов в списке.

Первый – источники размещают по мере появления цитат или информации из них в тексте научной работы. Это удобно, не нужно разыскивать номер, указанный в ссылке. Такой порядок следования характерен для работ небольшого объема – рефератов, контрольных.

Второй, более распространенный – расположение по алфавиту. В этом случае соблюдаются следующие правила – сначала законодательные акты, затем русскоязычные источники, на иностранном языке, интернет-ресурсы.

В нашем примере законодательных актов и интернет-ресурсов нет. Список составлен по алфавиту, сначала книги и статьи на русском языке, дальше на иностранных также в алфавитном порядке. Пронумерованы элементы списка арабскими цифрами по возрастанию. С точки зрения рекомендаций к оформлению никаких замечаний нет.

Более подробно рассмотрим первый элемент списка.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977. – 320 с.

Перед инициалами, после фамилии ставится запятая. Логика здесь не прослеживается, примем как аксиому. После названия книги располагается конструкция [Текст], а может быть [Карты], если речь идет об атласе или [Изоматериал], например, репродукции, т.е. следует описание содержимого. Правильно оформленная первая часть строки будет выглядеть так:

Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы [Текст]

После двоеточия следует пояснение к описанию, например

Россия [Текст]: Санкт–Петербург: путеводитель.

В нашем случае пояснений не требуется, и после косой черты должна быть представлена информация об авторстве

Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы [Текст] / С.С. Аверинцев.

Как быть в случае, если книга написана авторским коллективом? Предположим, что с Аверинцевым С.С. работали еще Бахтин М.М., Витизей Н.Н. и Гаспаров М.Л. (фамилии взяты из исследуемого списка), тогда строка приобретет следующий вид

Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы [Текст] / С.С. Аверинцев, Бахтин М.М., Витизей Н.Н. и др.

В начале указывают фамилию автора, первую по алфавиту, перечисляют только троих членов авторского коллектива, расположенных в алфавитном порядке, остальные обозначают короткой конструкцией «и др.»

С чего начинать строку – с фамилии автора или названия? Некоторые издания в библиографических каталогах начинаются с названия, не будем разъяснять причины, постижение тонкостей библиографии займет немало времени.

Чтобы книгу легче было найти в строке с её описанием обязательно указывают место издания, название издательства и год, в который книга увидела свет. Здесь все просто Москва, изд-во «Наука», 1977 г.

За годом издания через тире следует количество страниц. В списках литературы встречаются сведения о количестве страниц в таком виде – 320 с. или в таком – С. 83–87. В первом случае это означает общий объем издания, во втором – автор использовал материал, расположенный только на указанных страницах.

Рассмотрим пример оформления статьи, напечатанной в периодическом издании (журнале, сборнике статей).

Гутмман, А. От ритуала к рекорду. Философия, политика и культура спорта [Текст] / А. Гуттман // Логос. – 2009. – № 6 (73). – С. 188–193.

Цифра в скобках возле номера выпуска означает общее количество журналов, изданных в этой серии.

Наиболее просто оформляются ссылки на интернет-ресурсы, например, ссылка на книгу, написанную Аверинцевыс С.С. (№ 1 в нашем списке) примет вид

Как написать и оформить список литературы в курсовой работе по ГОСТ 2018

Несмотря на то что список литературы – заключительная часть курсовой работы, все преподаватели обращают внимание на его грамотное оформление. Будь там хоть малейшая ошибка или неточность, вряд ли получится без проблем защитить работу с первого раза.

Чтобы избежать столкновений с научным руководителем, лучше все с самого начала делать правильно. Мы расскажем вам о том, как написать список литературы в курсовой, сдать работу с первого раза и не попасть в черный список преподавателей.

Хотите получать полезную и интересную рассылку каждый день? Подпишитесь на наш телеграм-канал.

Оформление списка литературы в курсовой работе

Список литературы – это всегда сложно. Ну кому придет в голову, что нужно обязательно упоминать город издания источника, а после упоминания города нужно еще и ставить точечку, даже если далее следует продолжение текста? Никому.

А теперь посмотрите на пример оформления курсовой по ГОСТ 2018:

Образец 1

Обратите внимание: все источники расположены в алфавитном порядке по фамилии автора. Однако есть и другой подход: источники упоминаются по мере упоминания в тексте. Но последний способ чаще используется для оформления работ небольшого формата: реферата, контрольной и так далее.

Особенность оформления списка литературы

Существует и еще одна закономерность, которую нужно знать до того, как составить список литературы для курсовой. Источники следует использовать в алфавитном порядке, но в следующей последовательности:

Читайте так же:  Как оформить передачу денег наличными

  • законодательные акты;
  • русскоязычные источники;
  • источники иностранного происхождения;
  • интернет-ресурсы.

Образец 2

Перед тем, как написать список литературы в курсовой работе, обращаем также внимание на нумерацию. Для этих целей выбирают арабские цифры по возрастанию.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Пунктуация в списке литературы курсовой работы

Что вызывает у студентов такие огромные сложности в столь, казалось бы, простой работе, как оформлять список литературы в курсовой? Адская пунктуация!

Наверное, больше нигде не встречается столь огромное количество точек, двоеточий, запятых, скобок и кавычек, как в этом разделе работы.

Запоминаем, дорогие студенты:

  1. Запятая ставится после фамилии и перед инициалами. Логики здесь никакой – просто примите как данное.
  2. Потом идет название источника (книги, статьи, публикации) без кавычек!
  3. Затем идет косая наклонная черта и информация об авторстве (в основном – фамилия и инициалы, указанные в начале).
  4. Если источник написан не одним автором, а целым коллективом авторов, то в начале строки упоминается первый автор, а после косой линии, следующей за названием источника, перечисляем также еще 3 авторов, входящих в соавторство (в алфавитном порядке).
  5. Затем следует двойная косая линия и обязательно указывается название издательства, а также место издательства и год выпуск издания. Например, Москва, «Наука», 1977.
  6. Рекомендуется также указывать страницы издания, с которых была приведена информация в курсовой (С. 188-196).

Образец 3

Теперь понятно, что оформлять список литературы (источников) в курсовой работе по ГОСТ 2018 сложно, но можно. В принципе, вам совершенно нет никакой необходимости страдать в одиночестве — можете обратиться за помощью и консультацией в студенческий сервис и не зацикливаться на мелочах.

Оформление списка литературы

Список использованной литературы должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 7.32.2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» и правилами библиографического описания документов ГОСТ 7.1—2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».

Рекомендуется представлять единый список литературы к работе в целом. Список обязательно должен быть пронумерован. Каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы.

Наиболее удобным является алфавитное расположение материала, так как в этом случае произведения собираются в авторских комплексах. Произведения одного автора расставляются в списке по алфавиту заглавий.

Официальные документы ставятся в начале списка в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.). Внутри каждой группы документы располагаются в хронологическом порядке.

Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке, образуя дополнительный алфавитный ряд.

Для каждого документа предусмотрены следующие элементы библиографической характеристики: фамилия автора, инициалы; название; подзаголовочные сведения (учебник, учебное пособие, словарь и т. д.); выходные сведения (место издания, издательство, год издания); количественная характеристика (общее количество страниц в книге).

Примеры библиографического описания по ГОСТ 7.1—2003

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.

О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: федер. закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ, ред. от 06.12.2006 — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148531. (24.02.2014).

Дети-инвалиды: Реабилитация, соц. защита [Сб. нормат. док.]. — М.: Соц. Защита, 2000. — 159 с.

Книга одного автора.

Исагулиев, П. И. Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания [Текст] / П. И. Исагулиев. — М.: НИИ шк. Технологии, 2009. — 111 с.

Рыжанкова, Е. Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой [Текст] / Е. Н. Рыжанкова. — М.: Сфера, 2010. — 64 с.

Книга двух авторов.

Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст]: учеб. пособие / Л. И. Белякова, Н. Н. Волосков. — М.: Владос, 2009. — 287 с.

Жохова, О. В. Домашние задания для детей старшей и подготовительной к школе логопедических групп ДОУ [Текст] / О. В. Жохова, Е. С. Лебедева. — М.: Сфера, 2010. — 64 с.

Книга трёх авторов.

Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. — М.: Книголюб, 2005. — 55 с.

Книга четырёх и более авторов.

Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]: учеб. пособие / М. Э. Вайнер и др. — М.: Академия, 2003. — 313 с.

Книга с указанием редактора.

Логопедия [Текст]: учеб. для студ. / под ред.: Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Владос, 1998. — 677 с.

Книга с указанием составителя.

Итоговая государственная аттестация по логопедии [Текст]: метод. рек. / авт.-сост. Н. В. Новоторцева. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. — 86 с.

Статья из журнала.

Самойлюк, Л. А. К проблеме компенсации заикания в подростковом возрасте / Л. А. Самойлюк // Дефектология. — 2009. — № 5. — С. 29—28.

Статья из сборника.

Новоторцева, Н. В. Актуальные проблемы формирования у логопедов профессиональной компетенции в диагностической деятельности / Н. В. Новоторцева // Социальное образование: проблемы и перспективы: материалы конференции «Чтения Ушинского». — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. — С. 3—9.

Описание материала, имеющего электронную и печатную версии.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т.: Т. 6. Научное наследство/ Л. С. Выготский; под ред. М. Г. Ярошенко [Текст] — М.: Педагогика, 1984. — 400 с.; То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t6_1984/fs,1/ (13.07.09)

Филиппова Л. Я. Создание контента (содержания) библиотечных веб-сайтов учебных заведений (из зарубежного опыта) // Научные и технические библиотеки. — 2002. — № 2. — С. 30—34. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/ntb/2002/2/f02_10.htm (14.12.11)

Описание ресурса локального доступа.

Александр и Наполеон [Электронный ресурс] : история двух императоров / Музей-панорама «Бородинская битва», Интерсофт. — М.: Интерсофт, сор. 1997. — (CD-ROM)

Интернет шаг за шагом [Электронный ресурс]: интерактивный учеб. — СПб.: ПитерКом, 1997. — (CD-ROM).

Описание ресурса удаленного доступа.

Вайс М. Н. Диагностика состояния доречевого развития детей с ДЦП группы «Особый ребенок» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://logopedia.by/?p=2553. (24.02.2014)

Список литературы (образец)

  1. Конституция РФ от 12.06.1993 г. [Текст] // Сборник правовых норм и комментариев. — М., 2006. — С. 15-18.
  2. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях [Электронный ресурс]: федер. закон от 11.08.1995 г. № 135-Ф3, ред. от 30.12.2006 — Режим доступа: URL: http://www.flexa.ru/law/zak/zak067.shtml (02.06.2014)
  3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ — Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (02.06.2014)
  4. Об основах туристской деятельности в РФ [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.12.2009 N 365-ФЗ — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (26.11.2016)
  5. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.05.1995 № 98-ФЗ, ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7041/ (25.11.2016)
  6. О занятости населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 19.04.1991 № 1032-1ФЗ, ред. от 02.07.2013 N 185-ФЗ — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (25.11.2016)
  7. Создание законодательной базы для развития добровольческих гражданских инициатив в Российской Федерации. Материалы парламентских слушаний, 13-14 декабря 2001 г. [Текст] — М., 2001. — С. 24.
  1. Актуальные задачи обновления и развития образовательных стандартов. [Текст] — М.: Прогресс, 2003. — 66 с.
  2. Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся: сб. науч. тр. [Текст] / АПН СССР, НИИ общ. педагогики [Текст] / [под ред. Т. Н. Мальковской]. — М.: НИИОП, 1988. — 152 с.
  3. Алексеева, О. В. Третий сектор, или благотворительность для «чайников» [Текст] / О. В. Алексеева. — М.: BBC-MPM, 1997. — 191 с.
  4. Алещенок, С. В. Социальное добровольчество в России: состояние и перспективы развития // Ценностный мир современной молодежи [Текст] / С. В. Алещенок. — М.: Социум, 1994. — С.151-153.
  5. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. — М.: Наука, 1977. — 380 с.
  6. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во КРУ, 1988. — 320 с.
  7. Антонова, М. Некоммерческий сектор: литература и другие источники информации [Текст] / М. Антонова. — М.: CAF-Россия, 1996. — 50 с.
  8. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Асмолов. — М.: Академия, 2010. — 447 с.
  9. Ахметгалеев, Э. Д. Развитие студенческого волонтерского движения: отечественный и зарубежный опыт: учеб. пособие [Текст] / Э. Д. Ахметгалеев. — Казань: Изд-во «Отечество», 2008. — 86 с.
  10. Ахметгалеев, Э. Д. Добровольческое студенческое движение как школа будущего социального работника [Текст] / Э. Д. Ахметгалеев // Развитие и саморазвитие личности как субъекта образовательной деятельности: материалы межрегион. научно-практ. конф. — Казань: ИПППО РАО, 2006. — С. 158—162.
  11. Ахметгалеев, Э. Д. Роль воспитания и образования в системе управления общественными процессами [Текст] / Э. Д. Ахметгалеев // Науч. тр. ИСЭПН АНТ. — Казань: Изд-во «Фэн», 2003. — Т. 17. — С. 241—247.
  12. Барова, В. В. Добровольцы в социальных учреждениях [Текст] / В. В. Барова. — Тюмень: БФРГТ, 2001. — 86 с.
  13. Бархаев, А. Б. Волонтерские общности как инновационная форма вовлечения учащейся молодежи в общественно полезную деятельность / А. Б. Бархаев // Инновации в образовании. — 2009. — № 5. — С. 77-93.
  14. Бауман, 3. Глобализация. Последствия для человека и общества [Текст] / З. Бауман; пер. с англ. М. Л. Коробочкина. — М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. — 188 с.
  15. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитания [Текст] / Р. Бернс. — М., Прогресс, 1986. — 421 с.
  16. Бидерман, К. Координация работы и менеджмент волонтерских программ в Великобритании [Текст] / К. Бидерман; пер. с англ. М.Санникова, И. Мюллер. — М.: Прогресс, 2005. — 124 с.
  17. Ван дер Венде, М. К. Болонская декларация: расширение доступности и повышение конкурентоспособности высшего образования в Европе // Высшее образование в Европе. — 2000. — T. XXV. — № 3.
  18. Вербицкий, А. М. Роль некоммерческих благотворительных организаций в деле оказания социальной помощи и организации социальной работы. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России // Социальная работа. — М., 1992. — Вып. 6. — С.58-72.
  19. Волкова, Е. Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации: монография [Текст] / Е. Д. Волкова. — М.: Готика, 2004. — 165 с.
  20. Волонтер и общество. Волонтер и власть: научно-практ. сб. [Текст] / сост. С. В. Тетерский; под ред. Л. Е. Никитиной. — М.: «ACADEMIA», 2000. — 156 с.
  21. Вульфов, Б. З. Семь парадоксов воспитания [Текст] / Б. З. Вульфов. — М.: Новая школа, 1994. — 78 с.
  22. Выживет ли культура в условиях рынка: сб. статей американских авторов по менеджменту некоммерческих организаций [Текст] / сост. С. Кац, О. Лейкинд. — СПб.: «Нотабене», 1996. — 152 с.
  23. Гражданские инициативы и будущее России [Текст] / под ред. М. И. Либоракиной, В. Н. Якимца. — М.: Школа культурной политики, 1997. — 152 с.
  24. Гражданский призыв. Сер. «Молодежь на службе обществу» [Текст] / сост.-гл. ред. М. А. Слободская. — М.: Институт проблем гражданского общества, 2002. — 48 с.
  25. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. [Текст] / Институт мировой экономики и международных отношений РАН. — М.: Эдиториал УРСС, 1998. — 312 с.
  26. Гусев, Б. Б. Молодежное лето [Текст] / Б. Б. Гусев // Народное образование. — 2010. — № 3. — С. 22-25.
  27. Гусейнов, А. А. Социальная природа нравственности [Текст] / А. А. Гусейнов. — М.: Изд-во МГУ, 1974. — 157 с.
  28. Даль, Л. В. Развитие готовности студентов к социально-педагогическому проектированию в процессе профессионально ориентированной волонтерской деятельности: дисс. … канд. пед. наук 13.00.01 [Текст]: Арзамас, 2012. — 234 с.
  29. Дилигенский, Г. Г. Социально-политическая психология: учеб. пособие для вузов [Текст] / Г. Г. Дилигенский. — М.: Наука, 1994. — 303 с.
  30. Елизарова, Е. B. Волонтерское движение в современной России [Текст] / Е. В. Елизарова. — СПб.: Благотворительное общество «Невский ангел», 2001. — 87 с.
  31. Захаров, И. В. Миссия университетов в европейской культуре [Текст] / И. В. Захаров, Е. С. Ляхович. — М.: Новое тысячелетие, 1999. — 201 с.
  32. Зимняя, И. А. Компетентность человека — новое качество результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Проблемы качества результата образования. М.: Наука, 1994. — 103 с.
  33. Ибрагимов, Г. И. Качество подготовки специалистов среднего звена: проблемы формирования критериев оценки [Текст] / Г. И. Ибрагимов // Среднее профессиональное образование. 2003. — № 6. — С. 9-12.
  34. Ивин, А. А. Основы теории аргументации: учебник [Текст] / А. А. Ивин. — М.: Владос, 1997. — 351 с.
  35. Источники финансирования для некоммерческих организаций. — М.: Центр информации и координации Социально-экологического союза, 1997. — 145 с.
  36. Карлинский, И. Путь длиною в двенадцать лет. Новейшая история российской благотворительности глазами очевидца и участника // И. Карлинский // Вестник благотворительности. — 1999. — № 4 (40). — С.12-23.
  37. Качанова, Ю. Н. Социум — новая реальность, которая зависит от нас [Текст] / Ю. Н. Качанова. — М.: Прогресс, 1997. — 64 с.
  38. Косова У. П. Особенности мировоззренческой активности волонтеров [Текст] / У. П. Косова // Высшее образование сегодня. — 2010. — № 4. — С. 36-38.
  39. Левина, А. И. Памятка учредителю НКО [Текст] / А. И. Левина. — Хабаровск: РАУНЦ, 1999. — 25 с.
  40. Либоракина, М. Социальное партнерство: заметки о формировании гражданского общества в России [Текст] / М. Либоракина, М. Флямер, В. Якимец, Т. Конышева. — М.; Школа культурной политики, 1996. — 116 с.
  41. Лушпаева Н. В. Положение о деятельности волонтеров / Н. В. Лушпаева // Справочник классного руководителя. — 2013. — № 3. — С. 27-30.
  42. Мак Карлей, С. Добровольцы: Как их найти? Как их удержать? [Текст] / С. Мак Карлей, Р. Линч. — М.: Радуга, 1994. — 156 с.
  43. Мак Карлей, С. Основы руководства добровольцами [Текст] / С. Мак Карлей, Р. Линч. — М.: Радуга, 1994. — 32 С.
  44. Масленникова, В. Ш. Современная идеология воспитания студентов средних профессиональных учебных заведений [Текст] / В. Ш. Масленникова. — Казань: ИСПО РАО, 2002. — 36 с.
  45. Маслоу, A. Мотивация и личность [Текст] / А. Г. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999. −479 с.
  46. Милосердие: учеб. пособие [Текст] / [под ред. М. П. Мчедлова]. — М.: РОССПЭН, 1998. — 214 с.
  47. Миркарими, Р. Как обеспечить взаимовыгодный диалог с местными органами власти: в помощь НПО [Текст] / Р. Миркарими. — М.: Национальный демократический институт международных отношений, 1997. — 18 с.
  48. Мухаметзянова, Г. В. Избранное педагогические труды: в 2 т. [Текст] / Г. В. Мухаметзянова. — Казань: Магариф, 2005. — Т.1. — 415 с.
  49. Мухаметзянова, Г. В. Избранные педагогические труды: в 2 т. [Текст] / Г. В. Мухаметзянова. — Казань: Магариф, 2005. — Т.2. — 416 с.
  50. Нам многое по плечу: истории успеха добровольческих инициатив города Новороссийска [Текст] / Н. Терентева, Т. Трибрат, И. Букаренко, А. Супрун. — Новороссийск: Новороссийский ресурсный центр, 2002. — 158 с.
  51. Неволина, Е. Волонтеры не в фаворе: стимулы и препятствия к добровольческому труду / Е. Неволина // Вестник благотворительности. — 2000. — № 2, — С.43-44.
  52. Нещеретний, П. И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. [Текст] / П И. Нещеретний; Рос. гос. социал. ин-т. — М.: Изд-во «Союз», 1993. — 31 с.
  53. Олчман, М. Добровольцы — ценный источник [Текст] / М. Олчман, П. Джордан. — М., 1997. — 109с.
  54. Орлов, В. Б. Педагогические условия профессиональной адаптации учащихся профтехучилищ [Текст] / В. Б. Орлов. — Челябинск: «Согласие», 2000. — 123 с.
  55. Петрова, Т. Э. Сравнительная социальная ценность социального добровольчества в молодежной среде [Текст] / Т. Э. Петрова // Ценностный мир современной молодежи. — М.: Социум, 1994. — С.155 — 165.
  56. Петровский В. А. Проблемы активности личности [Текст] / В. А. Петровский. — М.: Политиздат, 1991. — 203 с.
  57. Планирование успеха или как некоммерческой организации заслужить доверие общества [Текст] / сост. и ред. М. А. Слободская. — М.: Институт проблем гражданского общества, 1996. — 64 с.
  58. Развитие волонтерства в молодежной среде // Социальная работа с молодежью: учебное пособие [Текст] / под ред. Н. Ф. Басова. — М.: Прогресс, 2007. — Гл. 9. — С. 170—179.
  59. Ребрин, В. А. Общественное благо и общественный долг [Текст] / В. А. Ребрин. — М.: Мысль, 1971. — 345 с.
  60. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989. — Т. 1- 328 с.
  61. Руденко Б. Волонтеры: [история волонтерского движения] [Текст] / Б. Руденко // Наука и жизнь. — 2009. — № 5. — С. 76-78.
  62. Санина, М. К. Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / М. К. Санина — Волгоград: Перемена, 2012. — 28 с.
  63. Сахаров, Г. А. Всеобщая декларация волонтеров. Зарубежный опыт [Текст] / Г. А. Сахаров // Вестник благотворительности, 1995, — № 5 (21) — С. 12-23.
  64. Сидельников, А. А. Создание партнерской НКО на базе школы [Текст] / А. А. Сидельников. — М.: Центр «Сотрудничество», 1998. — 135 с.
  65. Синецкий, С. Волонтеры глазами «нормальных» людей / С. Синецкий, М. Львова // Вестник благотворительности. — 2000. — № 3 (45). — С.23-28.
  66. Слабжанин, Н. Ю. Добровольцы в вашей организации [Текст] / Н. О. Слабжанин. — Новосибирск: МОФ «Сибирский центр поддержки социальных инициатив», 1997. — 16 с.
  67. Слабжанин, Н. Ю. Как эффективно работать с добровольцами [Текст] / Н. О. Слабжанин. — 2-е изд. — Новосибирск: МОФ «Сибирский центр поддержки социальных инициатив» 2002. — 24с.
  68. Смит, Д. Добровольцы — капитал будущего? [Текст] / Д. Смит . — М: Курьер ЮНЕСКО, 2000. — 28 с.
  69. Спенсер, Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое [Текст] / Г. Спенсер; пер. с англ. М. А. Лазаревой. — М.: УРАО, 2002. — 288 с.
  70. Строгонова, Е. На первом месте Green peace// Е. Строгонова, С. Стройкина // Вестник благотворительности. — 2000. — № 1-2. -С. 43-44.
  71. Тернова, М. Н. Стратегическое планирование: в помощь НКО [Текст] / М. Н. Тернова. — М: Прогресс, 1997. — 95 с.
  72. Титова, И. Н. Нормативно-правовая база и опыт поддержки волонтерства в Европе и США [Текст] / И. Н. Титова // Волонтер и общество. Волонтер и власть: научно-практ. сб. [Текст] / сост. С. В. Тетерский; [под ред. Л. Е. Никитиной]. — М.: Academia, 2000. — С. 39-45.
  73. Условия и перспективы развития третьего сектора в регионах России. [Текст] — М.: АНО «Консультации для Ассоциаций и Фондов», 1998. — 100 с.
  74. Фахрутдинова, Р. А. Зарубежный опыт социализации личности [Текст] / Р. А. Фахрутдинова. — Казань: КГПУ, 1997. — 264 с.
  75. Философский энциклопедический словарь [Текст] / ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. — М.: ИНФРА-2000, — 576 с.
  76. Хухлина, В. В. Некоммерческий сектор в социальной сфере: опыт и проблемы развития. [Текст] / В. В. Хухлина. — М.: Социально-технологический институт МГУС, 2000. — 115 с.
  77. Чернышев, А. В. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов гостиничного комплекса [Текст] / А. В. Чернышев. — М.: Интел универсал, 2000. — 311 с.
  78. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе : учеб. пособие для студ. Вузов [Текст] / М. В. Шакурова. — М.: Академия, 2004. — 268 с.
  79. Шигапова, Л. П. Модель формирования лидерских качеств студентов вуза: из опыта работы АСО (КСЮИ) / Л. П. Шигапова // Казанский педагогический журнал. — 2008. — № 2 (56) — С.83- 92.
  80. Штылева, Л. В. Как создать ресурсный центр НКО в муниципальной библиотеке [Текст] / Л. В. Штылева, Р. А. Николаева. — Мурманск, 1999. — 96 с.
  81. Янитский, О. Н. Экология и политика. Роль движений и социальных инициатив / О. Н. Яницкий // Социс. — 1994. — № 10. — С.15-21.
  1. Владивостокская молодежная организация «Корпус — волонтеров» [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://xn—-dtbalwioecbcemihwj.xn--p1ai/?page_id=46 (30.05.2014)
  2. Волонтерский туристский центр города Москвы [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.volturmos.ru/ (02.06.2014)
  3. Днепропетровск [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.alternative-v.dp.ua/programms/workcamps/ (28.05.2014)
  4. Карельский волонтерский центр [Электронный ресурс] [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://dobrocentr10.ru/ (02.06.2014)
  5. Некоммерческое партнерство «Союз благотворительных организаций России» [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.sbornet.ru/groups/page-12.htm (02.06.2014)
  6. Образовательный сайт по истории развития волонтерства [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://molodost.ru/ (02.06.2014)
  7. Общественное объединение Молодая Столица [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://molstolica.ru/ (02.06.2014)
  8. Чита [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.sputnik.chita.ru/learning/?id=466 (02.06.2014)
Читайте так же:  Приставы калуга фридриха энгельса

Примеры библиографических ссылок

…поддержка творческой активности и инициативы, инновационной деятельности молодежи, ее социальная защита, поощрение студенческого самоуправления и самоуправления [1, с. 11—12].

Компетентностный подход, акцентирующий внимание на результативности образования, заключается не в определенной сумме приобретенных школьником или студентом знаний или количестве усвоенной информации, а в способности «человека действовать в различных проблемных ситуациях» [4, с. 6].

…изучение нейрохимических процессов обучения и памяти [2, с. 3].

внутритекстовая, помещённая в тексте документа

В конце 30-х — начале 40-х годов В. И. Вернадский сам писал по поводу этой работы: «Многое теперь пришлось бы в ней изменить, но основа мне представляется правильной» (Вернадский В. И. Размышления натуралиста. М., 1977. Кн. 2: Научная мысль как планетное явление. С. 39)

подстрочная, вынесенная из текста вниз полосы документа

Для повышения эффективности мероприятий, по мнению Ф. Котлера, следует рассматривать маркетинговые коммуникации как управление процессом движения товара на всех этапах… перед продажей, в момент покупки, во время и по завершении процесса потребления 1 .

«Существует множество определений понятий „реклама“. На наш взгляд, одним из наиболее точных из них является следующее: реклама — это одна из форм оплаченной массовой коммуникации, предназначенная для эффективного влияния на аудиторию» 2 .

Средние цены на размещение рекламы в г. Москве представлены в табл. 1 3 .

Ф. Котлер утверждает, что «необходимо проводить хотя б приблизительную оценку результатов предыдущих кампаний на продвижение» 4 .

1 Котлер Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга. М., 2006. С. 24.

2 Ян В. Проведение рекламных кампаний: стратегия, структура, носители. М., 2003. С. 11.

3 Костюкова О. Со щитом // Бизнес-журнал. 2006. № 6(91). С. 10.

Как правильно составить и оформить список литературы в дипломе

Важной частью дипломной работы является список использованных источников. Указанные в нем источники позволяют оценить, насколько глубоко была проработана тема, насколько актуальные сведения использовались, были ли изучены новейшие разработки. Оформление списка литературы для диплома жестко регламентируется ГОСТом.

Читайте так же:  Штраф за пешехода 2019 год

Как составить список используемой литературы для диплома

Дипломная работа – это самое объемное и серьезное исследование из подготавливаемых студентом за время обучения.

В связи с этим и требования к списку литературы для диплома более жесткие, чем для других видов работ.

К примеру, в реферате обычно достаточно указать 5-10 использованных источников, в курсовой работе – около 20 источников, в дипломе же обычно требуется не менее 40 источников (а по гуманитарным дисциплинам количество может быть еще больше).

Основные требования к источникам литературы в дипломе:

  • Источники должны иметь разный характер. Необходимо использовать как книги (монографии, сборники, учебники и учебные пособия), так и статьи из периодических изданий, и электронные источники, и нормативно-правовые акты.
  • Источники должны быть существующими. Не стоит придумывать автора или «корректировать» год издания, издательство и прочие параметры. Руководитель может пожелать ознакомиться с источником, и возникнет неловкая ситуация.
  • Источники должны быть реально использованы. Это выражается в наличии ссылок на них по тексту работы.

Нельзя переписать целую главу из одного учебника, а в список литературы включить 20 неиспользованных, а просто увиденных в библиотеке.

  • Источники должны быть актуальными. Как правило, устанавливается требование не использовать книги старше 5 лет, статьи старше 3 лет (в список литературы диплома в 2019 учебном году могут включаться книги 2015-2019 года издания и статьи 2017-2019 года выхода). Если речь идет об обзоре развития явления или о трудах классиков, допустимо использование более старых изданий (особенно если переизданий не было). В любом случае, «свежие» источники в списке также должны присутствовать.

Для нормативно-правовых актов не устанавливается четкий срок в годах – редакция должна быть действующей (за исключением случая анализа исторических документов: например, если дипломная работа посвящена эволюции конституционного права, в ней необходимы будут ссылки на Конституцию СССР 1936 года и Конституцию СССР 1977 года).

Группировка и сортировка источников в списке литературы

Существует несколько подходов к группировке и сортировке источников в списке литературы:

  • Все источники могут указываться в порядке упоминания в тексте независимо от их типа.

Если на третьей страницы работы имеется ссылка на монографию, на четвертой на сайт, а на пятой – на закон, то именно в таком порядке они и будут указаны в списке литературы.

Во внимание принимается только первая ссылка на источник, при повторном использовании он не дублируется в списке. Исключение составляют разные части одного составного документа (две разные статьи из одного журнала) – каждый элемент такого рода рассматривается отдельно.

Рисунок 1. Пример оформления списка литературы в дипломе

  • Источники упорядочиваются по алфавиту. При этом может производиться группировка по типам источников (распространенная схема группировки: нормативно-правовые акты, затем книги, после них периодические издания и последние – электронные ресурсы). Может применяться смешанная схема: в начале списка помещаются нормативные акты, а затем все остальные источники по алфавиту без деления на категории. При этом сами нормативные акты могут группироваться по юридической силе, по алфавиту или по дате принятия.

Конкретный способ сортировки и группировки устанавливается в вузе и прописывается в методических указаниях по дипломному проектированию.

Как оформить источники в списке литературы в дипломе

ГОСТ 7.1-2003 регламентирует, как оформляется список литературы в дипломе. Этот стандарт определяет, как составляются библиографические описания документов и их частей. Библиографические ссылки, которые делаются по тексту диплома, оформляются несколько иначе – указанный ГОСТ касается именно списка литературы. В вузе могут предъявлять упрощенные (по сравнению с ГОСТом) требования о том, как должен выглядеть список литературы, – некоторые поля библиографического описания в таком случае опускаются.

Самым простым для описания является библиографическое описание книги с одним автором. Основные указываемые реквизиты издания:

  • Автор (фамилия и инициалы).
  • Название книги (заглавие переписывается полностью).
  • Тип (текст).
  • Вид (монография, учебник, учебное пособие и т.д.).
  • Город издания, название издательства, год выпуска.
  • Количество страниц.

Силуанов, А. А. Уголовное право в историческом контексте [Текст]: монография / А. А. Силуанов. – М.: ПНЦ РАН, 2017. – 128 с. – ISBN 3-228-13852-0.

Если авторов несколько, то в начале указывается только один, все остальные – только во втором блоке авторов:

Башмачник, Д. Г. Концепция развития маркетинга [Текст] / Д. Г. Башмачник, А. Я. Петрашов. – М.: Молодая гвардия, 2016. – 390 с. – ISBN 5-287-39841-1.

Библиографическое описание части документа оформляется по следующей схеме:

Сведения о части документа // Сведения о документе в целом. – Информация о том, где составная часть находится в документе.

Пример оформления статьи по этой схеме:

Зимаков, А.В. Менеджмент как основа развития рыночной экономики [Текст] / А.В.Зимаков // Менеджмент и современность. – 2018. — №4. – С. 17-35.

Оформление электронных ресурсов (к которым относятся в том числе и веб-сайты) подробно рассмотрено ГОСТ 7.82–2001.

Пример описания размещенного на сайте материала:

Новости министерства [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/press/, свободный. – Загл. с экрана.

Оформление списка литературы в текстовом редакторе

Список литературы печатается тем же шрифтом, что и основной текст работы (обычно это Times New Roman, 14 пт, междустрочный интервал полуторный).

Удобный инструмент для оформления списка литературы – нумерованный список.

Рисунок 2. Использование нумерованного списка для оформления списка литературы в дипломе

Использование нумерованного списка позволит переложить на текстовый редактор контроль за правильностью нумерации, что важно при добавлении или удалении источников. Если нумерация производится вручную, в списке может возникнуть дублирование номеров или пропущенные пункты.

Дополнительное преимущество при использовании нумерованного списка – возможность грамотно оформить ссылку на источник. При оформлении ссылок в квадратных скобках нужно не самостоятельно вписывать номер источника, а поставить перекрестную ссылку на него. Это позволит сохранить связи между источником и ссылкой на него даже при изменении номера источника в списке, вместо доскональной проверки будет достаточно просто обновить поля одним нажатием кнопки.