Требования природоохранного законодательства к деятельности предприятия

Оглавление:

Соблюдение природоохранного законодательства – приоритет деятельности предприятия

Охрана окружающей среды, неукоснительное соблюдение требований природоохранного законодательства входят в число важнейших стратегических приоритетов производственной деятельности МГУП «Мосводоканал».

Наши сооружения являются экологическим барьером города, защищая окружающую среду от загрязнений Московского мегаполиса.

Предприятие неоднократно награждалось государственными и общественными наградами в области охраны окружающей среды, благодарностями федеральных природоохранных органов, стабильно находится в сотне лучших предприятий России в области фундаментальной экологической эффективности.

Большое количество технологических процессов, используемых на предприятии, взаимодействие с окружающей средой и экологическая направленность нашей деятельности обуславливает необходимость постоянного подтверждения соответствия законодательных требованиям процессов производства. На предприятии успешно работает профессиональная команда, функционирует международная система экологического менеджмента, предприятие работает под постоянным контролем Правительства Москвы и государственных контролирующих органов.

Внешние и внутренние проверки Мосводоканала, проводимые регулярно позволяют предупреждать и не допускать нарушений законодательных требований, заблаговременно реагировать на изменяющиеся внешние и внутренние условия. Являясь крупнейшим предприятием подобного рода в Европе, Мосводоканал осуществляет свою производственную деятельность в соответствии с принципами открытости и прозрачности, что позволяет нам неизменно находиться в числе лучших предприятий страны и предоставлять качественные услуги по водоснабжению и водоотведению, при этом неуклонно снижая воздействие на окружающую среду.

Мировая практика показывает, что большие предприятия никогда не бывают совершенными – они постоянно развиваются. Недавняя проверка, проводимая Департаментом Росприроднадзора по ЦФО, подтвердила это утверждение и поставила перед коллективом предприятия новые задачи, к решению которых мы уже приступили.

Вместе с тем, опубликованная в некоторых СМИ информация о проведенной проверке искажает реальное положение дел и преподносится в виде «жареного факта».

По результатам проверки была распространена информация о том, что у предприятия якобы отсутствуют разрешительные документы на отходы и выбросы в атмосферу по некоторым объектам, имеются недостатки при обращении с отдельными видами отходов, отсутствуют полномочия на обезвреживание отходов от зимней уборки улиц, а также имеются замечания в области использования поверхностных водных объектов. Данная информация искажает реальное положение дел.

К сожалению, действующее природоохранное законодательство изобилует пробелами, допускает неоднозначное толкование по ряду принципиальных вопросов, что вносит неопределенность и провоцирует возникновение спорных ситуаций между природоохранными органами и добросовестными природопользователями, а также позволяет ставить в вину предприятиям мнимые нарушения которые не прошли независимое судебное рассмотрение.

Наше предприятие придерживается четкой позиции в вопросах соблюдения законодательных требований. Учитывая серьезность поставленных вопросов, а также имеющуюся судебную практику, мы намерены оспаривать в судах вышеуказанные неподтвержденные факты вменяемых нарушений и порочащих деловую репутацию предприятия.

Требования природоохранного законодательства к деятельности предприятия

В учебном издании излагаются вопросы организации деятельности по охране окружающей среды при эксплуатации промышленных предприятий, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства Российской федерации.

Вопросы охраны окружающей среды в пособии систематизированы по основным направлениям природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов. Одна из глав посвящена общим законодательным требованиям в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности, ответственности за их несоблюдение, а также характеристике основных видов экологических правонарушений. Отдельная глава «Охрана атмосферного воздуха от загрязнения» рассматривает вопросы регулирования загрязнения атмосферы от различных источников загрязнения промышленных предприятий. Дается классификация источников загрязнения, требования к их инвентаризации и нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Требования к хозяйственной деятельности в области охраны водных объектов отражены в главе «Охрана поверхностных вод от загрязнения». Приведена нормативная основа права пользования водными объектами для различных целей, даны основные принципы нормирования сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. Вопросы обращения с отходами производства и потребления отражены в главе «Охрана окружающей среды при обращении с отходами». В данной главе рассмотрены вопросы классификации отходов, оценки их опасности для окружающей природной среды, нормированию образования и размещения отходов. Раскрыты требования нормативных актов при паспортизации и лицензировании деятельности по обращению с отходами. По каждому направлению природоохранной деятельности промышленных предприятий приведены основные виды документации как для организации первичного учета всех факторов воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, так и отчетной документации, представляемой в контролирующие органы.

В пособии подробно рассмотрены вопросы экономического регулирования природоохранной деятельности, приведены методики расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Отдельные главы посвящены вопросам организации документооборота на предприятии, вопросам организации государственного и производственного экологического контроля, требованиям по их организации и порядку проведения. Подробно рассмотрены требования по ведению государственного статистического наблюдения в области охраны окружающей среды.

Теоретический материал учебного пособия написан с использованием нормативно-правовых актов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, действующих на 1 августа 2009 года.

Цель данного учебного пособия ознакомить будущих специалистов-экологов с ключевыми требованиями в области охраны окружающей среды, предъявляемым к субъектам хозяйственной деятельности на законодательном уровне.

Учебное пособие предназначено для студентов специальностей «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», «Защита окружающей среды», а также будет полезно и для студентов других специальностей, изучающих основы защиты окружающей среды.

Требования природоохранного законодательства к деятельности предприятия

2. ПРИРОДОО Х РАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ Х ОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Основные т ребова ни я в облас т и охра н ы о к р у жающей среды

При ос у ществлении хозяйственной и иной деятельности необходимо соблюдать основные принципы, определенные Законом о б охране окр у ж ающей сред ы :

— на у чно обоснованное сочетание экологически х , экономических и социальных интересов;

— охрана, воспроизводство и рациональное использование природных рес у рсов;

— ответственность органов гос у дарственной власти Российской Федераци и , органов гос у дарственной власти с у бъектов Российской Федераци и , органов местного само у правления за обеспечение благоприятной окр у ж ающей среды и экологической безопасности на соответств у ющих территория х ;

— платность природопол ь зования и возмещение вреда окр у ж ающей среде;

— независимость контроля в области охраны окр у ж ающей сред ы ;

— през у мпция экологической опасности планир у емой хозяйственной и иной деятельност и ;

— обязательность оценки воздействия на окр у ж ающ у ю среду при принятии решений о б ос у ществлении хозяйственной и иной деятельност и ;

— доп у стимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природн у ю среду исходя из требований в области охраны окр у ж ающей сред ы ;

— обеспечение снижения негативного воздействия до доп у стимых пределов за счет использования наил у чших с у ществ у ющих технологий;

— обязательность у частия в деятельности по охране окр у ж ающей среды органов гос у дарственной власти Российской Федераци и , органов гос у дарственной власти с у бъектов Российской Федераци и , органов местного само у правлени я , общественных и иных некоммерческих объединени й , юридических и физических лиц;

— соблюдение права каждого на пол у чение достоверной информации о состоянии окр у ж ающей сред ы , а также у частие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятн у ю окр у ж ающ у ю сред у , в соответствии с законодательство м ;

— ответственность за нар у шение законодательства в области охраны окр у ж ающей сред ы .

Юридические и физические лица, ос у ществляющие хозяйственн у ю и ин у ю деятельность, должны разрабатывать и выполнять технически е , технологические и организационные мероприяти я , обеспечивающие соблюдение нормативов качества окр у ж ающей сред ы , применять технические средства и технологии для обезвреживания и безопасного размещения отходо в , обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, проводить мероприятия по восстановлению природной сред ы , рек у льтивации земель, благо у стройству территорий в соответствии с законодательство м .

За нару ш ение законодательства в области охраны окр у ж ающей среды пред у смотрена им у щественна я , дисциплинарна я , административная и у головная ответственность. Ответственность за выполнение требований законодательства при ос у ществлении хозяйственной или иной деятельности несет р у ководитель предприятия и лица, им назначенны е .

Читайте так же:  Приказ о внесении изменений в график работы образец

Наложение административных штрафов на виновных в экологических правонар у шениях не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окр у ж ающей природной среде. Компенсация причиненного вреда ос у ществляется добровол ь н о , либо по решению с у да. Иски о компенсации вреда окр у ж ающей среде мог у т быть предъявлены в течение двадцати лет.

Нар у шение требований в области охраны окр у ж ающей среды также влечет за собой приостановление или прекращение деятельности по решению с у да.

Действ у ющее предприятие может оказывать негативное воздействие на все компоненты окр у ж ающей среды – на атмосферный возд у х , поверхностные и подземные вод ы , почв у . Конкретные требования к экспл у атации предприятий в части охраны атмосферного возд у х а, охраны поверхностных вод и охраны окр у ж ающей среды о т негативного воздействия отходов производства и потребления определяются соответств у ющими нормативными правовыми актами Российской Федераци и .

© Л.Н. Бельдeeвa, Н.В. Бyшминa, Л.Г. Уcынинa (2008)

Надзор за соблюдением природоохранного законодательства. Статьи по предмету Прокурорский надзор

НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Е. ГУСЛОВ

Одно из направлений деятельности прокуратуры — надзор за соблюдением природоохранного законодательства. За последнее время прокуратура Октябрьского района г. Томска активизировала работу по надзору за соблюдением органом местного самоуправления обязанности по обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду, очистке территории района от несанкционированных свалок мусора, по приостановлению деятельности предприятий, осуществляющих деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства, по возложению на определенные предприятия предусмотренной законом обязанности по разработке проекта организации санитарно-защитной зоны, обязанности по разработке проекта образования нормативов отходов и лимитов на их размещение.
Часть 5 ст. 12 ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» запрещает размещать отходы на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон. Согласно ч. 1 ст. 13 указанного ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом ст. 8 ФЗ организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. Статья 3 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии с п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
Используя на практике указанные правовые нормы, прокуратура района совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области регулярно на основании поступающей информации проводит проверки по обследованию территории Октябрьского района г. Томска на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства. В случае выявления несанкционированных свалок в порядке ст. 45 ГПК в интересах неопределенного круга лиц предъявляются соответствующие исковые заявления о возложении на администрацию г. Томска обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов на территории района. Результаты такой деятельности уже есть.
В 2007 г. по указанному основанию прокуратура района внесла 28 исковых заявлений, все они судом удовлетворены, решения суда исполнены — несанкционированные свалки ликвидированы. В 2008 г. прокуратура внесла 30 исковых заявлений о возложении на чиновников обязанности ликвидировать несанкционированные места размещения отходов на территории района, все они рассмотрены судом и удовлетворены. В отношении двух судебных решений по причине неисполнения чиновниками возложенной на них обязанности по ликвидации свалок прокуратура района направила материалы в орган предварительного расследования для проведения проверки в порядке ст. ст. 144 — 145 УПК для решения вопроса об уголовном преследовании ответственных должностных лиц администрации г. Томска по ст. 315 УК.
В 2008 г. прокуратура района провела проверку исполнения природоохранного законодательства со стороны ООО «Механизатор». Предприятие стало объектом проверок прокуратуры района, Департамента природных ресурсов и окружающей среды Томской области после жалобы жителей, направленной прокурору. До этого люди на протяжении двух лет писали в Департамент о ежедневных выбросах в атмосферу мелкодисперсионной керамической и керамзитовой пыли, покрывающей газоны, а также балконы и окна домов. О том, что это вещество относится к опасным отходам производства и способствует развитию астмы и злокачественных новообразований у проживающих рядом с предприятием людей. Однако за этими обращениями следовали только ничтожные штрафы, наложенные Департаментом на руководство предприятия и, конечно, никак не влияющие на экологическую обстановку.
В ходе проверки с привлечением специалистов Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды установлено, что на этом предприятии были превышены нормативы предельно допустимых выбросов на источнике ИЗА 0006 (печь обжига керамзита) по взвешенным веществам в 2,5 — 2,9 раза. Это свидетельствовало о том, что ООО «Механизатор» нарушает условия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Превышение установленных нормативов наносит существенный вред окружающей среде, нарушает права людей, проживающих неподалеку от предприятия. По выявленным нарушениям прокуратура района направила в Томский районный суд исковое заявление о приостановлении деятельности предприятия как осуществляемой с нарушениями природоохранного законодательства, пока объемы выбросов не будут приведены в соответствие с установленными нормативами. Решением Томского районного суда от 24 марта 2008 г. исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме, приостановлена деятельность ООО «Механизатор», занимающегося выпуском строительных материалов — кирпича и керамзита. Заручившись решением суда, в июле 2008 г. удалось понудить ООО «Механизатор» модернизировать имеющееся производственное оборудование, привести объемы выбросов в соответствие с установленными нормативами.
Аналогичное исковое заявление о приостановлении деятельности предъявлено прокуратурой района и в отношении ООО «Асфальтобетонный завод», осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Основанием предъявления указанного искового заявления послужило то, что ответчик осуществлял деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без необходимой разрешительной документации, не разработал проект нормативов предельно допустимых выбросов, не получил специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что нарушает ст. ст. 12, 14, 22 ФЗ от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды». Ведение предприятием деятельности по несанкционированному выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу без необходимой разрешительной документации создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью людей, проживающих рядом с предприятием, поскольку невозможно проконтролировать оказываемое им негативное воздействие. Решением Октябрьского районного суда г. Томска исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме, приостановлена деятельность ООО «Асфальтобетонный завод» до получения ответчиком необходимой разрешительной документации. Впоследствии ответчик во исполнение состоявшегося решения суда разработал необходимые разрешительные документы на ведение деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Начиная с мая 2008 г. прокуратура района активно ведет работу по предъявлению исковых заявлений в интересах неопределенного круга лиц о возложении на предприятия обязанности по разработке проектов организации и благоустройства санитарно-защитных зон. В силу п. 2.1 новой редакции СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 (Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов) (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г.), по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. При этом ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации обосновывается исключительно проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух. Практика показала, что многие предприятия осуществляли свою деятельность на поднадзорной территории без требуемых проектов организации и благоустройства санитарно-защитных зон. Так, прокуратура района по результатам проведенных проверок помимо возбуждения дел об административных правонарушениях по ст. 6.3 КоАП, внесения представлений об устранении нарушений закона предъявила исковые заявления к различным деревообрабатывающим предприятиям: ООО «Тарная база», ООО «Столяр-Т», ООО «Итал Трейдинг», ООО «Финко-Лес», ООО «Декор»,ООО «Витязь» и т.д. Аналогичные исковые заявления предъявлены также в отношении предприятий, осуществляющих эксплуатацию автозаправочных станций на территории Октябрьского района г. Томска. В поле зрения прокуратуры района попали автозаправочные станции ООО «ТЗК», ООО «Глобал-Ойл», автозаправочная станция ОАО «ТТЗК». Начиная с мая 2008 г. только по этому основанию прокуратура района предъявила 17 подобных исковых заявлений. По результатам их рассмотрения есть 15 состоявшихся судебных решений о возложении на указанные предприятия обязанности по разработке проектов организации и благоустройства санитарно-защитных зон. Согласно представленной информации, предприятия уже приняли меры по устранению нарушений: разработали необходимые проекты организации и благоустройства санитарно-защитных зон, заключили договоры с соответствующими организациями на разработку требуемых проектов.
Заслуживает внимания и другое направление исковой работы прокуратуры района в сфере соблюдения требований природоохранного законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Пункт 3 ст. 18 ФЗ устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Статья 24 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» устанавливает, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Руководствуясь указанными правовыми нормами, прокуратура района в 2008 г. в интересах неопределенного круга лиц предъявила 10 исковых заявлений о возложении на предприятия, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получению лимитов на обращение с отходами. Все предъявленные прокуратурой района исковые заявления по этому основанию рассмотрены и удовлетворены судом. К настоящему времени состоявшиеся решения суда исполнены в полном объеме.
Стоит отметить, что, осуществляя надзор в сфере соблюдения требований природоохранного законодательства, принимая меры реагирования по выявленным нарушениям к различным предприятиям, прокуратура района не ставит задачу парализовать деятельность действующих предприятий, а, напротив, выбирает судебную форму защиты с требованием о возложении на предприятия обязанности по получению необходимых разрешительных документов, устранению допущенных нарушений природоохранного законодательства, поскольку важно добиться реального устранения нарушения закона, а не закрыть те или иные предприятия.
Положительных результатов в работе во многом удалось добиться, используя именно судебную форму защиты, поскольку судебное решение, помимо прочего, подкреплено в том числе силой государственного принуждения, возможностью возбуждения уголовного дела за уклонение от его исполнения, что является подчас необходимым стимулом на пути реального устранения нарушений закона.
Главный показатель положительной работы прокуратуры района по этому направлению — письма жителей, выражающих искреннюю признательность и благодарность за организацию чистоты на территории района. Удается заставить чиновников и руководителей определенных предприятий с помощью решений суда, обладающих силой государственного принуждения, убрать несанкционированные свалки, приостановить деятельность предприятий, нарушающих требования природоохранного законодательства, понудить к исполнению возложенных законом обязанностей (на определенных участках района освободить площадь для организации площадок для детей, дать возможность людям дышать чистым воздухом, организовать озеленение и благоустройство определенных территорий и т.д.). Изложенное дает основание сделать вывод о том, что затраченное прокуратурой время на работу в указанном направлении не прошло даром, люди видят и ценят проделанную работу, что особенно приятно.
Вопрос соблюдения требований природоохранного законодательства на территории района постоянно находится в поле зрения прокуратуры района.

Читайте так же:  Ренессанс ярославль осаго

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Природоохранная деятельность предприятий

Первое — очистка вредных выбросов. Этот путь в «чистом виде» малоэффективен, так как с его помощью далеко не всегда удается полностью прекратить поступление вредных веществ в атмосферу.

Использование очистных сооружений, даже самых эффективных, резко сокращает уровень загрязнения окружающей среды, однако не решает проблемы полностью. В процессе функционирования этих установок вырабатываются отходы, хотя и в меньшем объеме но, как правило, с повышенной концентрацией вредных веществ. Наконец, работа большей части очистных сооружений требует значительных энергетических затрат, что, в свою очередь, тоже не безопасно для окружающей среды.

Второе направление — устранение самих причин загрязнения, что требует разработки малоотходных, а в перспективе и безотходных технологий производства, которые позволяли бы комплексно использовать исходное сырье и утилизировать максимум вредных для атмосферы веществ.

Однако надо помнить, что никакие очистные сооружения и безотходные технологии не смогут восстановить устойчивость биосферы, если будут превышены допустимые (пороговые) значения сокращения естественных, не преобразованных человеком природных систем, в чем проявляется действие закона незаменимости биосферы. Таким порогом может оказаться использование более 1% энергетики биосферы и глубокое преобразование боле 10% природных территории (правило одного и десяти процентов). 14.3.2.

Экологическое право — это отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. В связи с резким обострением экологических проблем роль экологического права растет, а его предметом яв- ляются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Источником экологического права являются следующие правовые документы: Конституция Российской Федерации, законы и кодексы в области охраны природы, указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования, правительственные природоохранные акты; нормативные акты министерств и ведомств; нормативные решения органов местного самоуправления. Природоохранительное законодательство — это система законов и других юридических актов (постановлений, указов, инструкций), которая регулирует правоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных богатств, рационализации природопользования, сохранение здоровья населения.

В нашей стране требование охраны и использования природных богатств включено в Конституцию. Существует около двух сотен юридических документов, касающихся природопользования. Одним из важнейших является комплексный закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», принятый в 1991 г. В нем отражены следующие положения: право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду; нормирование качества окружающей природной среды; экономический механизм охраны окружающей природной среды; государственная экологическая экспертиза; чрезвычайные экологические ситуации; особо охраняемые природные территории и объекты; экологический контроль; ответственность за экологические правонарушения; международное сотрудничество.

Регулирование отношений в области использования природных ресурсов предусматривается Земельным кодексом РСФСР (1991 г.), Водным кодексом РФ (1995 г.), Лесным законодательством (1977 г.), законами Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.), «О радиационной безопасности населения» (1995 г.), «О недрах» (1992 г.), «О животном мире» (1995 г.), «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) и др.

Каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранного законодательства.

В случае наиболее тяжелых нарушений, например при поджоге леса, виновный может быть подвергнут уголовному наказанию в виде лишения свободы, наложе- ния крупных денежных штрафов, конфискации имущества. Однако чаще применяется административная ответственность в виде наложения штрафов как на отдельных лиц, гак и на предприятия в целом.

Выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-правовой ответственности,то есть от необходимости возмещения причиненного загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству. 14.3.3.

Экономический механизм охраны окружающей природной среды

В Российской Федерации создан экономический механизм охраны окружающей природной среды (ООПС), ориентированный на рыночную экономику. Его главная особенность — ориентация на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, на экономические методы регулирования. Экономический механизм ООПС включает в себя целый ряд инструментов воздействия на материальные интересы предприятий и отдельных работников, например, установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Существует довольно большое количество предприятий, которые с экологической точки зрения лучше всего было бы закрыть или перепрофилировать, то есть перевести на выпуск другой продукции. Например, целлюлозно-бумажный комбинат можно перепрофилировать в мебельную фабрику. Однако с экономической точки зрения, а иногда и с социальной (то есть исходя из интересов местного населения), это не всегда реально. В этом случае его деятельность в области природопользования регулируется не ГОСТами, а индивидуальными нормативами.

Читайте так же:  Какие документы нужны для оформление свидетельства на квартиру

В начале 90-х гг. была введена платность природопользования, включая плату практически за все природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды, размещение в ней отходов производства, а также за другие виды воздействия. При этом плата за сверхлимитное использование и загрязнение в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных предприятию нормативов (лимитов).

Одним из важнейших методов экономического управления является планирование и финансирование природоохранных мероприятий. Источниками финансирования могут быть бюджетные средства, собственные средства предприятий, банковские кредиты и различные экологические фонды. Важнейшим из экономических.методов управления является правильное применение материального стимулирования.

К мерам материального стимулирования относятся: ?

установление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, Принятии других эффективных мер по охране окружающей природной среды; ?

освобождение от налогообложения экологических фондов; ?

применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию. К мерам материального наказания относятся: ?

введение специального добавочного налогообложения экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; ?

штрафы за экологические правонарушения. 14.4.

ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Охрана окружающей среды является одной из важнейших проблем, которые волнуют человечество. Развитие современного производства на основе достижений научно- технического прогресса привело к резкой интенсификации использования природных ресурсов, применению мощных средств воздействия на природу, качественному изменению соотношения сил между производительными силами и природой. Природоохранная деятельность является сферой приложения сил международного масштаба. Вместе с тем охрану окружающей среды можно рассматривать как серьезный фактор повышения эффективности производства, поскольку загрязнение атмосферы, водных источников, земли приводит к снижению отдачи производственных ресурсов, вложенных в экономику.

В связи с этим в масштабах страны сформирована государственная система, регулирующая природопользование и природоохранную деятельность. В составе этой системы исполнительные функции выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и подчиненные ему органы:

  • • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • • Федеральное агентство водных ресурсов;
  • • Федеральное агентство по недропользованию;
  • • Федеральное агентство лесного хозяйства.

Таким образом, в системе государственного регулирования природопользования и природоохранной деятельности задействованы органы, осуществляющие законодательные, исполнительные и контролирующие функции, а также функции надзора.

Охрана окружающей среды — это деятельность органов власти, общественных организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия на окружающую среду.

Основным оценивающим показателем эффективности природоохранных мероприятий является качество окружающей среды, т.е. ее состояние, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов устанавливаются нормативы качества окружающей среды.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

  • • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе показатели уровней радиоактивности и тепла;
  • • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
  • • иные нормативы качества окружающей среды.

К лицам, которые осуществляют в нашей стране производственно-хозяйственную деятельность, предъявляются требования, установленные природоохранными нормативами, государственными стандартами в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Государственными стандартами, в частности, устанавливаются:

  • • требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;
  • • ограничения в сфере хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;
  • • порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

Исполнение вышеуказанных требований контролируется с помощью таких методов, как государственный мониторинг окружающей среды, экологический контроль и экологический аудит, оценка воздействия на окружающую среду, лимиты на выбросы и сбросы, нормативы допустимых физических воздействий, нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ.

Отметим, что в области охраны окружающей среды применяется лицензирование деятельности, что является действенным методом, ограничивающим нанесение вреда природе.

Другим не менее эффективным методом охраны окружающей среды является экологическая экспертиза. Она проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности и может быть обязательной или добровольной.

Кроме этого в России проводится государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. В частности, за нарушение законодательства в этой сфере законодательно установлены меры имущественной, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

Негативное воздействие на окружающую среду в рамках неизбежных величин является платным. Формы платы, порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются российским законодательством.

Кроме всего прочего, законодательством РФ установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с нормами.

Основной задачей предприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов является такая организация и осуществление производственных процессов, которая позволит предотвратить их отрицательное воздействие на окружающую среду.

Заметим, что природоохранная деятельность предприятия имеет ряд характерных особенностей. Во-первых, необходимо учитывать, что ее результат является продуктом взаимодействия общественно-производственных и природных процессов, многие из которых не только не поддаются регулированию, но и недостаточно изучены. Во-вторых, осуществляя природоохранную деятельность, следует иметь в виду многообразие средств воздействия на природу, а также последствия этого воздействия для предприятия. Третья особенность состоит в преимущественно региональном характере природоохранной деятельности. В то же время границы загрязненных зон зачастую не совпадают с принятыми рамками административно-территориального деления.

Схемы, иллюстрирующие материал данной главы, представлены на рис. 18.1—18.13.

Рис. 18.1. Структура управления природопользованием в Российской Федерации

Рис. 18.2. Система охраны окружающей среды

Рис. 183. Принципы деятельности по охране окружающей среды

Рис. 18.4. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды

Рис. 18.5. Нормирование качества окружающей среды

Рис. 18.6. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

Рис. 18.7. Организация охраны окружающей среды

Рис. 18.8. Экологический паспорт предприятия

Рис. 18.9. Характеристика платежей за загрязнение окружающей среды

Рис. 18.10. Характеристика платежей за землепользование

Рис. 18.11. Характеристика платежей за пользование водой

Рис. 18.12. Характеристика платежей за недра

Рис. 18.13. Характеристика платежей за пользование лесными ресурсами