Полномочия монархов в абсолютной монархии

8.4. Статус монарха

В настоящее время распространены следующие системы пре- столонаследования: —

салическая: престол наследуют только мужчины — прежде всего старший сын, тогда как женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Япония, Бельгия, Норвегия); —

кастильская: женщины полностью из круга престолонаследников не исключаются, однако преимущество отдается мужчинам по прямой восходящей линии (Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды); —

скандинавская: женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами (Швеция); —

мусульманская: трон наследуется не определенным лицом, а правящей семьей, которая сама решает, кто из родственников займет освободившийся престол (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия); —

племенная: монарха определяет племенной совет из числа сыновей покойного вождя (Свазиленд).

Монарх имеет право на ношение особого титула (король, царь, император, султан, шах, шахиншах, герцог, великий герцог и т. д.) и использование особых регалий его верховной власти (корона, трон, мантия, держава, скипетр). Супруга и дети монарха также обладают специальными титулами и регалиями. Обязательными требованиями к монарху являются его внепар- тийность, поскольку он выступает как арбитр общества, а также его принадлежность к определенной религии (в Великобритании — англиканской церкви; в Швеции — евангелической, в мусульманских странах — исламу; в Таиланде — буддизму). В ряде афро-азиатских стран монарх обладает определенными полномочиями и в религиозной сфере.

Реальный объем его прерогатив зависит от разновидности формы правления. Всей полнотой власти он обладает при абсолютной монархии, огромными полномочиями обладает монарх при дуалистической монархии. Наименьшие полномочия имеются у главы государства в условиях парламентской конституционной монархии.

Монарх — неприкосновенная персона: его нельзя привлечь к какой-либо ответственности. За действия монарха по управлению делами политическую ответственность несут министры и правительство в целом.

Нация считает себя обязанной содержать монарха и его двор, на эти цели парламентом ежегодно выделяются определенные денежные средства (цивильный лист).

Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право. М., 2000. Гл. 6.

Исаев М. А., Чеканении А. И., Шишкин В. Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. 2000.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Б. А. Страшун. М., 1995. Т. 2. Гл. IX. §1.

Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М.: Норма, 2002.

Матвеев В. Страсть власти и власть страсти. Историческое исследование о нравах королевского двора Англии. М., 1997.

Медушевский А. Н. Конституционная монархия в Европе, Японии и России // Общественные науки и современность. 1994. № 6.

Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2000. Гл. IX.

Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2003.

Шаповал В. П. Британская Конституция: Политико-правовой анализ. Киев, 1991.

Полномочия монархов в абсолютной монархии

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Монархия (в переводе с греческого – единовластие) – такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Вся полнота власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку – монарху. Это означает, что от монарха зависит окончательное решение абсолютно любого вопроса. Юридических ограничений для полномочий монарха нет, и это наиболее последовательный для данной формы правления вариант. Однако власть монарха может ограничиваться, в первую очередь представительными органами государства, конституцией.

Монарх пользуется титулом (король, царь, император, фараон и т.д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи.

Монарх получает власть, как правило, по наследству, в большинстве случаев наследником являлся старший сын правившего монарха. Пребывание у власти каким-либо определенным сроком заранее не ограничено. История государственности и современная конституционная практика знают различные способы возведения на престол или его завоевания.

Основное в характеристике монархической формы правления – народ не имеет отношения к формированию власти.

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают абсолютную (неограниченную) и ограниченную монархию.

Главная отличительная черта абсолютной монархии – сосредоточение всей полноты власти в руках монарха; юридических ограничений полномочиям монарха не существует. В настоящее время абсолютная монархия – довольно редкая форма правления. Некоторые государства, несмотря на провозглашение в различной степени ограничений власти монарха, все-таки сохраняют основные черты абсолютной монархии, например: Кувейт, Бруней, Катар, Бахрейн.

В ограниченных монархиях власть монарха юридически ограничена, – как правило, и законодательно, и существованием представительного органа. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

В парламентарной (или конституционной) монархии власть монарха ограничена практически во всех сферах деятельности. Монарх в парламентской монархии играет в основном представительную роль, является «символом нации». Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется парламентом и ответственно перед ним. За монархом сохраняются определенные полномочия, он назначает главу правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не может отклонить кандидатуру того или иного члена правительства, если она прошла через парламент. Монарх издает указы, но они обычно готовятся в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром, без подписи главы правительства или министра указы монарха не имеют юридической силы.

Далеко не всегда в парламентарных монархиях среди государственных органов доминирует парламент. В странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) парламентарная модель отношений между парламентом и правительством превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте большинством полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета.

Парламентская монархия характерна для современных индустриально развитых государств с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Япония и др.) Однако фактическое положение монарха и аристократии не является там только номинальным, поэтому форме правления этих государств присущи и элементы дуалистической монархии.

Дуалистическая монархия – промежуточный вариант между абсолютной и парламентской монархиями, первоначальная форма ограниченной монархии. Это такая форма правления, при которой уже в той или иной мере проведен принцип разделения властей: у монарха остается исполнительная власть, а законодательная принадлежит парламенту. Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как своего рода выражение компромисса между монархом и народом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим.

В настоящее время «классических», «чистых» дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует.

Полномочия монарха (главы государства) в абсолютной, дуалистической и парламентарной монархии.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. На деле, однако, вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнительной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства. Монарх — лицо неприкосновенное. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут его министры. В соответствии с конституцией монарх назначает правительство, но на деле в парламентарных монархиях он только подписывает соответствующий

документ, состав же правительства обусловливается соотношением различных сил в парламенте и определяется партией, обладающей парламентским большинством. Кандидатуры министров подбираются лидером партии. В дуалистических монархиях монарх сам подбирает и назначает министров, возглавляя на деле правительство (правда, всегда имеется пост премьер-

министра); в абсолютных монархиях он имеет неограниченную власть, хотя тоже обычно есть должность премьер-министра и ее занимает, как правило, один из ближайших родственников монарха. Фактическая роль монарха в разных странах различна. В дуалистической и особенно в абсолютной монархии он имеет реальную власть, в парламентарной — царствует, но не правит. В последнем случае его влияние на политическую жизнь невелико, а иногда даже ничтожно; он подписывает (и не может отказаться от этого) все акты, которые ему передают парламент и правительство. В то же время у монарха есть резервные, «спящие» полномочия, королевская прерогатива, которая может быть использована в определенных ситуациях. В 1981 г., используя свои полномочия, испанский король активно выступил в защиту демократии, против попытки группы офицеров восстановить

реакционные франкистские порядки (в принципе не имеет значения, какими личными мотивами король руководствовался при этом), но возможны и противоположные акции: по тексту конституций в парламентарных, а на деле в дуалистических монархиях (в Марокко, Непале и некоторых других странах) монархи нередко выступают с крайне антидемократических позиций.

В зависимости от полномочий монарха различаются: *

монархия неограниченная (абсолютная); *

монархия ограниченная (конституционная).

Выборные органы власти, как правило, отсутствует. В стране могут быть только совещательные органы (диван в Саудовской Аравии, состоящий из членов королевской династии Саудидов).

В большинстве абсолютных монархий имеется октроированная конституция, которая не имеет, как правило, ничего общего с современным понятием конституции (например, Конституция Омана 1996 года).

Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, государственный режим при этой форме правления называется абсолютизмом.

2.2. Конституционная монархия – форма правления, при которой власть монарха осуществляется на основе и в рамках конституции. В зависимости от степени ограничения власти монарха существуют дуалистическая и парламентарная монархия.

2.2.1. Дуалистическая монархия – характеризуется разделением власти монарха с парламентом. Однако это разделение властей урезанное в пользу главы государства. Принимаемые парламентом законы не могут вступать в силу без одобрения монарха, который обладает правом абсолютного вето. Парламент может быть распущен монархом на длительный период (в Иордании с 1974 по 1989 г.) Монарх может издавать акты, имеющие силу закона. Правительство назначается монархом и несет ответственность только перед ним. Института парламентской ответственности правительства в дуалистической монархии не существует. У парламента имеется только один способ воздействия на правительство – принятие представленного для утверждения бюджета страны.

Читайте так же:  Приказ мо рф 250 дсп 2008

Для дуалистической монархии характерен авторитарный политический режим.

Государственный режим при этой форме правления можно характеризовать как ограниченный дуализм власти.

2.2.2. Парламентарная монархия характеризуется тем, что глава государства согласно конституции не обладает реальными полномочиями по управлению государством. При этой форме правления осуществляется принцип верховенства парламента над исполнительной властью, выражающийся в том, что правительство, назначаемое монархом, должно пользоваться доверием парламента. То есть монарх назначает главой правительстватолько лидера партии, имеющей в парламенте большинство мест, либо лидера коалиции партий. Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит».

Влиять на материальное содержание акта, принимаемого парламентом, он не может. В силу этого, а также исходя из принципа, что монарх не может нести политическую и юридическую ответственность за свои действия, подпись монарха нуждается в контрассигнации, то есть акт предварительно подписывает глава правительства или министр. Без их подписи акт не имеет юридической силы.

Главное отличие парламентарной монархии от дуалистической – это ответственность правительства перед парламентом.

Подобная система отношений между главой государства, парламентом и правительством именуется парламентарным государственным режимом или парламентаризмом. Данный вид государственного режима складывается в тех случаях, когда в парламенте одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство (Дания, Нидерланды).

В парламентарных монархиях, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада) или многопартийная система с одной доминирующей партией и правительство, как правило, однопартийное, парламентарная модель взаимоотношений между парламентом и правительством разительно отличается, поскольку верховенство парламента обладает заметным своеобразием. Это верховенство обеспечивается партийной фракцией, имеющей большинство в парламенте и, соответственно, формирующей правительство. Глава правительства, он же лидер партии парламентского большинства, в соответствии с партийными установками, партийной программой, через систему партийного контроля организует волю большинства парламентариев. Это позволяет правительству осуществлять свою политику в области законотворчества и в целом направлять и контролировать деятельность парламента. В результате всевластие парламента превращается во всевластие кабинета министров, а государственный режим такого вида именуется министериализмом.

Рядом специфических черт обладает монархическая форма правления в 15 государствах – членах Содружества, возглавляемого Великобританией и состоящих в отношениях личной унии с монархом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Канада, Барбадос, Ямайка и другие государства собственных монархов не имеют. Монарх Великобритании является монархом в каждой из этих стран, но в его отсутствие функции главы государства выполняет генерал-губернатор, назначаемый монархом по представлению правительства данных стран из числа местных жителей.

2.3. В некоторых странах Азии и Африки, где сохранились традиции и структуры феодального общества существует выборная монархия. Например, глава Федерации Малайзии выбирается на свой пост Советом правителей, состоящим из 11 глав монархических штатов – субъектов федерации. Главы 7 монархий, входящих в состав ОАЭ, избирают из своего состава Президента ОАЭ.

2.4. Теократическая монархия – характеризуется тем, что монарх является главой соответствующего религиозного культа. Так, король Саудовской Аравии является главой ваххабитского направления ислама. Особенность этой разновидности монархии состоит также в том, что прежде чем Королевский Совет, состоящий из членов династии Саудидов приступит к решению вопроса о главе государства, необходимо получить согласие по кандидату от высших духовных иерархов страны – улемов.

Подобная форма правления имеет место в Ватикане, в котором Папе Римскому, хотя и не носящему титул монарха, принадлежит вся верховная законодательная, исполнительная и судебная власть. Кроме того, он распространяет свою духовную власть на всех исповедующих католическую религию в мире.

Абсолютная монархия: власть в одном лице, её особенности

На фоне лидирующего демократического правления в мире, монархические царствования ушли в прошлое, за исключением некоторых стран Ближнего Востока, Африки и демократической Европы, где она имеет много разновидностей, сохранившись в некоторых больше как традиция, чем реальная власть.

Монархическую модель правления пережили почти все страны, эпохально она предшествовала диктатурам и республикам. За время господствующего существования имелось несколько видов и вариантов монархий, зависящих от того, насколько распространялась власть правления противоборствующих сил. В некоторых странах часть власти переходила дворянству, парламенту и другим собраниям.

Суть абсолютной монархии

Абсолютная монархия — это соединение всей власти в руках одного человека, подобное правление подразумевает безграничную власть на территории страны, передаваемую по наследству. Это создание законов и их осуществление, через назначаемых им сановников и служащих ему.

Монарх при таком государственном строе, становится главнокомандующим войсками и карательными органами, поддерживающими созданный им закон. Все граждане исконно бесправны и служат ему, только он может наделить их теми или иными привилегиями и правом.

Это интересно: эсеры – кто они? Их цели и программа.

При абсолютной монархии самодержец часто наделялся духовной властью над своими подданными, что ещё больше усиливало власть, таким образом, она становилась близка к диктатуре. Однако при пристальном рассмотрении безграничность абсолютной монархии становилась относительной, ограниченной церковью и аристократами (землевладельцами, феодалами, дворянами).

Кроме этого, государь должен был принимать во внимание своих подданных, чьи мнения проявлялись отзывами консультантов или народными бунтами, вплоть до свержения монарха. Это авторитарная власть, в отличие от абсолютной, была ничем не ограничена, например, повелители Древнего Востока, фараоны Египта, которые провозглашали себя Богом на Земле.

Основные свойства абсолютизма, особенности абсолютной монархии

Для чёткого определения что из себя представляет эта форма правления перечисленны основные черты абсолютной монархии:

  • максимальную степень объединения власти в стране;
  • разветвлённую бюрократию;
  • существования армии и полиции;
  • наличие аристократии — оплота самодержца;
  • идея божественного происхождения монарха;
  • потенциал скрытных урезок власти правителя:
    • экономически (равенство разных форм и видов собственности);
    • социально (групповые разновидности социума, преимущества и вольности элиты)
    • идеологически (мировоззренческий плюрализм).

По списку ясно видно, что на фоне вроде безграничной власти самодержца, существуют скрытые возможности слегка ограничить его руководство.

Абсолютная монархия в Европе

В Средние века с порождением и дальнейшим процветанием в Европе дворянства, их власть возросла, в то время как влияние монархов стало более ограниченным. Появились настолько крупные землевладельцы, что могли конкурировать своим состоянием и некоторыми возможностями с представителями монарших семей.

Не стало государств с сильной властью исходящей от одного короля. Во времена XIV-XV ст. доминировала церковь и крупные землевладельцы. Незадолго до абсолютизма, во Франции, например, королю принадлежала меньшая половина земель. Поэтому феодалы в случае необходимости могли вынудить короля принять благоприятный для них закон. Власть церкви, в лице папы, была незыблемой и любой правитель не посмел бы с ней враждовать.

Однако, следует учесть, что к этому времени наряду с землевладельцами поднялась буржуазия, для дальнейшего процветания которой важен порядок и железное централизованное управление.

В итоге сложилось положение, при котором аристократы ничего не хотели менять, а буржуазия как раз желала абсолютной власти короля, при которой она бы стабильно развивалась. Папа римский тоже поддерживал абсолютизм, предвидя, при таком развитии событий, своё соединение в единое целое с государственной властью. К примеру, во Франции того времени, считающейся родиной абсолютной монархии.

Основание абсолютизма во Франции

В XVI ст. во Франции король получил неограниченную власть. Всё управление исходило из Парижа, земли стали королевскими и король получил статус богоизбранника, вследствие коронации Папой Римским, что в те времена имело огромное значение у народа. С этого времени церковь соединилась с государственностью. Для получения высокого поста в стране преимущество было за духовенством, среди дворянства и зажиточных граждан стало популярным отдавать своих детей обучаться в духовные заведения.

Практически исчезла крепостная зависимость крестьян, при снижении влияния землевладельцев. Претерпев множество изменений в общественном строе, Франция постепенно становилась буржуазной. Возрастало экономическое влияние вновь развившегося класса буржуев, из высших представителей горожан, которым противостояли дворяне вместе с духовенством, король же занял выгодное положение третейского судьи, укрепляя этим свою власть.

Основоположник абсолютизма во Франции

Основателем абсолютизма во Франции считается Кардинал Ришелье, урегулировав финансовую систему, он настоял, вынудив принять одобрение короля о низложении и конфискации имущества строптивых дворян и запрещении дуэлей. Провёл реформу в армии, а главным его свершением стало проведение административной перестройки.

Бюрократы относились с антагонизмом к подобным переменам и не желали расставаться со своими прерогативами. Чтобы не допустить смуты в стране, Ришелье обратил служащих в получающих жалование безвластных и беспечных людей. Вместо них, появились интенданты, исполняющие судебное, полицейское и военное правление и сбор налогов на местах от имени короля. Преимуществом такого назначения стало то, что исполняющий обязанности интенданта мог быть разжалован в любой момент. Таким образом, устранилась раздробленность страны и установилось сильное и централизованное управление.

Установление абсолютной монархии в Англии

Возникновение капитализма, как и в некоторых государствах, обуславливает порождение абсолютизма в Англии, начавшись с XV ст. В преддверии этого произошли социальные, политические и экономические потрясения:

  1. После ведения войны более ста лет (1337—1453) за доминирование над Францией, Англия потерпела разгром.
  2. По территории прокатилась волна восстаний.
  3. В кругу родовитой знати произошёл конфликт «Война роз» (1485—1509), проливший много крови.

Перечисленные события довели до уменьшения влияния парламента на внешнюю и внутреннюю политику государства, львиную долю указов принимал король самолично. Против возмущённых расширением полномочий короля, Генрих VII (1485—1509) создал чрезвычайный суд, для производства разбирательств над аристократами после «Войны роз». Изначально исполнявший миссию свести к минимуму возможности оказывать влияние знати на правосудие, этот орган превратился в руках его последователя Генриха VIII, в средство устранения явных и придуманных себе врагов, являясь единственной инстанцией в своём роде.

К политическим причинам перехода к абсолютной монархии в Англии, добавляется фактор в духовной сфере, обрывается связь с Папским миром и возглавляется, отделённая от Рима, англиканская христианская церковь Генрихом VIII. Он, закрывая католические монастыри, расширил свои земельные владения. В полной мере абсолютизм в Англии достиг при правлении Елизаветы I (1558—1603). В это время завершилось полное формирование национальной церкви в Англии.

Абсолютизм в других странах Европы

Апогей развития абсолютной монархии в Европе приходится в основном на XVII — XVIII вв., но формировалась она в каждой стране по-разному, в зависимости от соотношения сил аристократов с буржуазией. В Испании, при сильной королевском правлении, плохо развитые капиталисты привели к тирании короля, опиравшегося на аристократов. В Германии этот процесс закончился централизацией вокруг самостоятельных княжеств и страна была раздроблена. С Реформацией церкви, добавилась ещё одно, разделяющее условие — разделение на протестантский север и католический юг Германии. Всё это сопровождалось волнением масс и Крестьянской войной 1524−1526 гг.

Читайте так же:  Техническая экспертиза лифтов

Абсолютная монархия в России

Россия значительно отставала от Европы в переходе к абсолютизму примерно на 200 лет. Просуществовав в виде Самодержавия, с отличительной способностью — незначительным развитием класса капиталистов.

Став первым русским царём Иван IV Грозный, считается историками основателем абсолютной монархии в России. Его власть была неограниченной, в своих решениях он базировался только на себя. При его правлении значительно продвинулись границы, увеличивая площадь государства, стала развиваться экономика и денежная система.

Последовавшие после правления Ивана Грозного «Смутные времена» и смена династий вплоть до смуты 1612 года привели к торможению процесса становления абсолютизма. Подхватил инициативу укрепления власти царя в России Пётр I, из династии Романовых. Во время его правления абсолютная монархия установилась в полной мере, назвавшись Самодержавием. При нём, как и при Иване Грозном, Россия значительно увеличила свои территории, приобрела флот и выходы к морям.

Различием становления абсолютной монархии в России от Европы, где она возникла от противостояния классов общества, заключалась в необходимости централизации и усиления власти монарха для защиты от вражеских государств. При такой деспотической власти царь становился помазанником Божьим, равняясь с фараонами Египта и Владыками Месопотамии.

Современные государства с абсолютной монархией

Монархическая форма управления государством сохранилась до наших дней. Основная часть из них развились в конституционную, парламентскую монархию, например, Великобритания, Япония, Люксембург, Монако и т. д. , в странах Азии, Европы и Африки. Подобные монархии имеют значительные ограничения, в некоторых не больше, чем дань традициям, в других с разной степенью полномочий. Из насчитывающихся в мире около 70 -ти государств с монархическим правлением, можно выделить ряд стран, которые по всем признакам относятся к абсолютным монархиям:

  • ОАЭ;
  • Саудовская Аравия;
  • Оман;
  • Кувейт;
  • Катар;
  • Бруней;
  • Ватикан;
  • Бахрейн.

В чистейшем виде абсолютизм сохранился в Омане, где, кроме монарха, не существует какого-либо органа управления. Вся жизнь сводится к канонам Корана, а монарх главенствующим лицом на земле, после Бога. В других арабских странах имеющийся парламент, не имеет практически полномочий и действует больше как совещательный орган.

Ватикан, Саудовская Аравия и Бруней больше относятся к теократическим монархиям, где во главе государства стоит религия и глава страны, будучи первым после Бога, обладает совершенно безграничной властью.

Монархия и ее разновидности

Монархия как форма правления сохраняется в значительной части государств либо как дань исторической традиции (что ха­рактерно для развитых стран Запада), либо в силу сохранения в обществе значительных пережитков феодализма и архаичных форм общественной организации (что свойственно, например, монархи­ческим государствам Ближнего Востока).

Имеется несколько разновидностей монархических форм прав­ления. Различают абсолютную и конституционную монархию.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. В правовом отношении монарх — источник любой власти, и только он определяет ее пределы в нормативных актах, которые дарует своим подданным. В основе закона лежит воля монарха. Как форма правления абсолютная монархия получила наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма. Се­годня она является анахронизмом и сохраняется лишь в некото­рых странах Востока, где преобладают традиционно-патриархаль­ные и феодальных формы общественной жизни (например, в Ома­не, Катаре, Брунее). Есть, однако, страны с довольно высоким уровнем экономического развития и высокоразвитой социальной инфраструктурой, в которых тем не менее абсолютная монархия сохраняется как своеобразная форма консервации традиций ро-доплеменной патриархальной демократии доиндустриальной эпо­хи (Саудовская Аравия).

Абсолютная монархия характеризуется обширными полномо­чиями монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Законы издаются от имени монарха, ему подчинен весь административный аппарат государства. Какие-либо выборные органы в абсолютной монархии, как правило, отсутствуют, что не исключает наличия различного рода совещательных учрежде­ний (например, Диван в Саудовской Аравии, где представлены члены многочисленного клана Саудитов — правящей династии этой страны). В виде исключения в некоторых из этих государств могут приниматься акты, именуемые конституциями (например, в Ка­таре в 1970 г.), однако в действительности они имеют мало обще­го с общепринятым понятием конституции.

Конституционная монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха осуществляется на основе и в рамках конституции. В зависимости от степени ограничения различают дуалистическую и парламентарную монархии.

Дуалистическая монархия, как это видно из ее наименова­ния, характеризуется разделением власти монарха с парламен­том, однако разделением еще зачаточным, несовершенным, где власть монарха явно преобладает. Полномочия монарха ограни­чены только в законодательной сфере, однако и в этой сфере ни один закон, принятый парламентом, не мог вступить в силу без согласия на то монарха. Эта форма правления была довольно ши­роко распространена в XIX и начале XX в. (такая монархия су­ществовала после объединения Германии по конституции 1871 г. и до крушения второй империи в 1918 г.). Сегодня в развитых госу­дарствах Запада эта форма правления не встречается. В то же время она еще сохраняется в ряде стран Ближнего Востока и Магриба (Иордания, Марокко).

При дуалистической монархии существует выборный пред­ставительный орган — парламент (именуемый в каждой стране по-разному, например, меджлис в Иордании). Ему принадлежит право принятия законов и вотирования (одобрения) бюджета. Мо­нарх является главой государства и обладает основными прерога­тивами в сфере исполнительной власти. Он назначает главу пра­вительства, который несет ответственность только перед монар­хом. Института парламентской ответственности правительства в дуалистической монархии нет. Монарх обладает правом роспуска парламента, издания чрезвычайных декретов и введения в стра­не чрезвычайного положения. Он является главнокомандующим армией.

В отличие от дуалистической парламентарная монархия яв­ляется довольно распространенной формой правления. Она суще­ствует сегодня во многих государствах мира (Великобритании, Испании, Японии и др.) Парламентарная монархия характеризу­ется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном пред­ставительный характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие государственные акты.

При этом его полномочия ограничиваются формальной про­веркой правильности оформления акта. Влиять на материальное содержание того или иного документа монарх, как правило, не может. В силу этого, а также исходя из принципа «монарх не ответственен» (монарх не может нести политическую и юридичес­кую ответственность за свои действия), подпись монарха обяза­тельно нуждается в контрасигнации (т. е. должна предварительно скрепляться подписью премьер-министра или ответственного ми­нистра). На практике все акты монарха готовятся правительством. Монарх скрепляет своей подписью и законодательные акты, од­нако правом вето в отношении принятых парламентом законов он, как правило, не обладает. Объем полномочий монарха в стра­нах с парламентарной формой правления неодинаков. Он варьиру­ется от практически полного отстранения монарха от участия в государственной деятельности и сведения его полномочий к функ­циям внешнего представительства (Швеция) до наделения более обширными полномочиями (Испания, где король согласно консти­туции 1978 г. является главнокомандующим испанской армией). Полномочия монарха могут включать в себя и некоторые «резерв­ные», так называемые «спящие» прерогативы на случай возмож­ных политических кризисов (Великобритания, Бельгия, Нидер­ланды).

Монарх не получает заработную плату. Деньги на содержа­ние монарха и его семьи ежегодно выделяются отдельной строкой в государственном бюджете и эта строка именуется «цивильным листом «.

Монарх в Великобритании одновременно является главой го­сударств, входящих в Содружество наций (правда не всех, а в основном тех, которые прежде были так называемыми белыми колониями, а позже доминионами Британской империи). Это — Канада, Австралия, Новая Зеландия. На практике функции мо­нарха осуществляет генерал-губернатор, который назначается британской короной по представлению правительства соответству­ющей страны.

В странах, где сохраняются структуры феодального и тра­диционного общества, существует выборная монархия (Малайзия, Лесото, Объединенные Арабские Эмираты). Так, глава Фе­дерации Малайзии избирается на свой пост Советом правителей, куда входят главы 11 монархических штатов. В состав ОАЭ входят семь княжеств Персидского залива, главы этих княжеств — эми­ры избирают Президента ОАЭ. Фактически им может стать лишь глава одного из двух богатейших княжеств Залива — Абу-Даби и Дибаи.

Особо следует выделить теократическую монархию, где глава государства — монарх является одновременно главой того или иного религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. Так, духовный владыка католиков всего мира Папа яв­ляется одновременно главой государства Ватикан. Элементы теок­ратической монархии присущи и Саудовской Аравии, где глава государства — король не только выполняет религиозные функ­ции хранителя главных святынь мусульманского мира, но и яв­ляется главой ваххабитского направления ислама. Процедуре пе­редачи власти королю предшествует согласие узкой группы выс­ших религиозных авторитетов — улемов, а лишь затем согласие членов королевского Совета, куда входят представители много­численной семьи Саудитов. Формально Великобритания также является теократической монархией, так как со времен Генри­ха VIII король возглавляет англиканскую церковь. Сегодня это во многом дань традиции, поскольку фактическим главой англиканс­кой церкви уже давно является архиепископ Кентерберийский.

В целом можно сделать вывод о том, что несмотря на извес­тную архаичность институт монархии обладает достаточной гиб­костью, чтобы приспособиться к новым историческим условиям постиндустриального общества. Это связано с тем, что монархия в развитых странах Запада давно превратилась в символ преем­ственности исторических традиций, наглядное воплощение идеи национальной государственности, непрерывности ее существова­ния. Следует также учитывать, что монархия представляется по­литически и социально нейтральным институтом, выполняющим важную интегративную функцию в обществе. Наконец, именно монархия может сыграть стабилизирующую роль в случае воз­никновения острого политического кризиса. Таковы некоторые причины, объясняющие сохранение монархической формы прав­ления в современном мире.

Республика и ее разновидности

Республиканская форма правления — самая распространен­ная в современном мире. Абсолютное большинство государств, представленных сегодня в такой универсальной международной организации, как ООН, являются республиками.

Известны три основные разновидности республиканской формы правленияпрезидентская республика, парламентская республика, полупрезидентская республика.

Президентская республика характеризуется следующими признаками:

Читайте так же:  Нотариус на ленина балашиха

1. Глава государства — президент избирается непосредствен­но населением путем либо прямых (в латиноамериканских стра­нах), либо косвенных выборов (в США, где сначала избираются выборщики от штатов, а затем последние как особая коллегия избирают Президента страны).

2. Президент обладает обширными полномочиями: он одно­временно является главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами.

3. В президентской республике правительство формируется внепарламентским путем, члены правительства назначаются на должность и освобождаются от должности президентом (в США при назначении необходимо согласие верхней палаты Конгрес­са — Сената).

Отличительной чертой президентской республики является жесткая система разделения властей. Каждая ветвь власти — за­конодательная, исполнительная и судебная — обладает значитель­ной самостоятельностью по отношению к двум другим. Вместе с тем существует система «сдержек и противовесов». Парламент осу­ществляет законодательную функцию, принимает законы, обяза­тельные для исполнительной власти, однако и исполнительная власть в лице президента наделяется правом отлагательного (сус-пенсивного) вето на законы, принимаемые парламентом, и пользу­ется эт 1М, как показывает практика, довольно часто. Тем самым президент мешает использованию законодательных полномочий парламента для подрыва конституционного механизма управле­ния и стеснения самостоятельности других ветвей власти.

Система «сдержек и противовесов» проявляется в президент­ской республике также в том, что парламент не может отправить правительство в отставку, но и президент не может распустить парламент.

Президентская республика обеспечивает большую стабиль­ность исполнительной власти, чем парламентарная республика, однако в случае возникновения кризисных ситуаций она оказыва­ется менее гибкой (достаточно вспомнить неспособность админис­трации президента Г. Гувера адекватно отреагировать на крах финансовой системы и экономический кризис 1929 г.).

Разновидностями президентской республики являются супер­президентская и монократическая республика. Основное их от­личие от президентской республики заключается в том, что обе они не являются правовыми государствами, хотя в странах, где такие формы правления существуют, формально действует кон­ституция. Но эти конституции обычно носят столь же неправовой характер, как и конституции коммунистических государств.

Суперпрезидентская республика имеет следующие отличи­тельные черты:

1. Обычно она устанавливается вследствие военного переворота (пронунсиаменто в странах Латинской Америки, где такая форма правления в недалеком прошлом была весьма распространенной).

2. Президент получает свои полномочия нелегитимным путем, либо как предводитель (каудильо) переворота, либо как глава хунты (коллективного органа руководства мятежниками).

3. Президент наделяется обширными полномочиями при весь­ма слабом контроле со стороны законодательной и судебной влас­тей.

4. Президентские полномочия реализуются в условиях пер­манентного чрезвычайного положения, при котором отменяются или существенно ограничиваются конституционные гарантии со­блюдения основных прав и свобод человека и гражданина и осу­ществляются массовые репрессии против оппозиции.

Суперпрезидентские республики в течение длительного вре­мени были неотъемлемым элементом политического ландшафта Латинской Америки. В настоящее время их практически не оста­лось на карте этого континента. В процессе постепенной демокра­тизации политической жизни, укрепления правовых начал госу­дарственности был успешно осуществлен переход к президент­ской форме правления.

Что касается монократической республики, то она харак­терна для «молодых» государств (в основном в странах тропичес­кой Африки), а также для некоторых коммунистических государств. Ее характерными признаками являются:

1. Особый статус главы государства как единоличного носите­ля исполнительной власти, не связанного никаким контролем со стороны законодательной и судебной властей.

2. Совмещение поста президента с лидерством в правящей партии в условиях однопартийного или квазимногопартийного режима.

3. Выборы президента, если и проводятся, то носят чисто ритуальный характер. Президент занимает свой пост неопреде­ленно длительный срок, а замена президента происходит в ре­зультате политического кризиса в руководстве правящей партии или военного переворота. В отдельных странах пост президента в конституционном порядке пожизненно закреплялся за определен­ным лицом (Заир, Малави и некоторые другие).

4. Конституционно устанавливается право президента на рос­пуск парламента.

Парламентарная республика характеризуется следующими признаками:

1. Парламент наряду с законодательной деятельностью и во­тированием бюджета обладает учредительными функциями и пра­вом контроля за деятельностью правительства. Главным из учре­дительных функций является формирование правительства на парламентской основе. Формально правительство назначает пре­зидент, однако делает это не по своему усмотрению, а на основе решения парламента о формировании кабинета из числа предста­вителей партии или коалиции партий, располагающих большин­ством мест в парламенте (чаще — в его нижней палате). Обычно президент предлагает парламенту кандидатуру лидера победив­шей на выборах партии (или коалиции партий) в качестве буду­щего главы правительства. Предложенная президентом кандида­тура главы правительства (или правительства в целом) должна получить вотум доверия в парламенте, только после этого прези­дент назначает правительство. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства с последующим формированием нового правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов.

2. Глава государства — президент занимает в системе госу­дарственных органов парламентарной республики достаточно скромное место. Хотя формально он может быть наделен обшир­ными полномочиями, фактически повсеместно они ограничива­ются в основном представительскими функциями. Президент скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты, включая законы; осуществляет дополнительный контроль за пра­вильностью оформления и соблюдения конституционной процеду­ры принятия законодательных и иных актов, направляемых ему на подпись. Президент, однако, не вправе отказаться от подписи вследствие несогласия с содержанием поступившего на подпись документа. Все поступающие к президенту акты должны быть контрасигнованы главой правительства или ответственным мини­стром. Легитимность президента в парламентарной республике существенно уже, чем в президентской республике, так как насе­ление не участвует в его выборах. Президент избирается парла­ментом (например, в Италии) или особой избирательной коллеги­ей (как в ФРГ).

3. Вся исполнительная власть в парламентарной республике находится в руках правительства. Поскольку оно опирается на парламентское большинство, то имеет возможность существенно влиять на деятельность парламента, прежде всего на осуществ­ление законодательных полномочий парламента. Показательно, что большинство законопроектов, которые являются предметом пар­ламентского рассмотрения, исходят именно от правительства (на­ пример, в ФРГ — свыше 80%).

Парламентарными республиками являются сегодня ФРГ, Италия, Греция, Индия и др. Такая форма правления более при­суща развитым странам, так как предполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитой партийной сис­темы и высокой политической культуры населения.

Полупрезидентская республика в отечественной и зарубеж­ной науке конституционного права рассматривалась не как само­стоятельная форма правления, а как переходная либо к прези­дентской, либо к парламентарной республике. Практика функци­онирования полупрезидентской республики в ряде стран, прежде всего во Франции, позволила французскому правоведу, специа­листу в области конституционного права М. Дюверже сделать вы­вод о самостоятельном существовании подобной формы правле­ния. Постепенно этот вывод получил повсеместное признание.

К характерным признакам полупрезидентской республики относятся следующие:

1. Президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов. Выборы могут проводиться в один (мажоритар­ная система относительного большинства) и в два тура (мажори­тарная система абсолютного большинства).

2. Президент наделяется обширными властными полномочия­ми: он является главой государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере исполнительной власти, он является вер­ховным главнокомандующим.

3. В полупрезидетской республике существует правительство как самостоятельный орган исполнительной власти, работающий под общим руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом.

Полупрезидентской была Веймарская республика в Германии с 1919 по 1933 г. Сегодня таковыми являются Франция, Португа­лия, большинство государств, возникших после распада Совет­ского Союза, — Украина, Казахстан, Грузия и др.

Особая разновидность республиканской формы правления — теократическая республика. Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства не только в политической жиз­ни, но и в непосредственном управлении государством. Так, кон­ституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает на­ряду с постом Президента страны пост Факиха — духовного руко­водителя иранского народа, который занимает один из высших религиозных иерархов. Его решения обязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведение государствен­ных дел.

Своеобразная форма правления существует в Швейцарии, где функции главы государства и исполнительная власть осуществля­ются одним коллегиальным органом — федеральным правитель­ством (оно именуется Федеральным советом). Состав правитель­ства постоянный; оно состоит из семи федеральных советников, которые назначаются федеральным парламентом после очеред­ных парламентских выборов, и отражает партийный состав зако­нодательного органа. Из своего состава Федеральный совет изби­рает Федерального президента, обладающего чисто представи­тельскими полномочиями и совмещающего пост президента и руководителя того или иного департамента (министерства).

Срок полномочий президента — один год. В Швейцарии так­же отсутствует принцип парламентской ответственности прави­тельства.

Несмотря на своеобразие тех или иных форм правления в различных государствах, все они тем не менее поддаются клас­сификации и могут быть сведены к нескольким типовым «моде­лям» организации государственной власти. Не следует только за­бывать, что эти «модели» на практике, в конкретной историчес­кой ситуации никогда не реализуются в чистом виде. Каждому государству свойственны индивидуальные особенности, объясня­емые его историческими традициями, политической культурой, природно-географическими и национальными факторами и т. п., которые придают своеобразные черты той или иной форме прав­ления. Поэтому не существует в мире абсолютно идентичных мо­нархий или республик, каждая отражает в своей организации свое­образие того государства, той страны, в которой она существует.