Приказ об отмене скидок
Арбитражный суд признал незаконным приказ ФСС об отмене ранее утвержденной скидки к тарифу взносов «на травматизм»
Если ФСС принял решение об установлении скидки к страховому тарифу, то впоследствии фонд не может передумать и отменить ранее предоставленную скидку, сославшись на несвоевременную уплату взносов «на травматизм». К такому выводу пришел Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 11.07.16 № Ф09-7070/16.
Региональное отделение ФСС предоставило организации скидку к страховому тарифу на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год. В течение 2014 года предприятие уплачивало взносы в пониженном размере. Однако впоследствии (в 2015 году) контролеры отменили ранее установленную скидку и, в связи с этим, доначислили страховые взносы за 2014 год. В качестве причины принятия такого приказа чиновники назвали нарушение пункта 8 Правил установления скидок и надбавок (утв. постановлением правительства РФ от 30.05.12 № 524; далее — Правила). Согласно этому пункту, одним из условий для установления скидки является своевременная уплата текущих страховых взносов. А организация нарушила сроки оплаты взносов за июль и август 2013 года. Как пояснил страхователь в письме, направленном в отделение ФСС, проблема возникла из-за неверного указания банка получателя в платежке. Уплаченные суммы вернулись на счет организации, но после этого были переведены повторно. В итоге, на момент принятия приказа о предоставлении скидки, в октябре 2013 года, задолженность по уплате страховых взносов отсутствовала.
Решение суда
Суд признал, что оснований для отмены скидки и доначисления взносов нет. Действительно, в рассматриваемом случае взносы «на травматизм» за июль и август 2013 года были уплачены с нарушением сроков. Но на момент предоставления скидки фонд знал об этом факте, как и о причине задержки. К тому же, как отметили арбитры, на момент вынесения спорного документа действие скидки уже закончилось. Поскольку Правила не устанавливают порядок и основания отмены предоставленных скидок и надбавок, и на дату подачи заявления о предоставлении скидки (в октябре 2013 года) недоимки по взносам не было, то оспариваемый приказ фонда является незаконным, решил суд.
Решение об установлении скидки к страховому тарифу отменить нельзя
Общество обратилось в арбитражный суд с требованием признать приказ ФСС об отмене скидки к страховому тарифу и решение о доначислении страховых взносов незаконными. Судом установлено, что общество обратилось в ФСС с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование на 2015 год. В соответствии с Правилами установления страхователям скидок, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524 Фонд предоставил обществу на 2015 год скидку в размере 40%.
18 ноября 2015 года ФСС провел камеральную проверку и пришел к выводу о том, что обществом не выполнены условия предоставления скидки, поскольку оно допустило образование недоимки в 2014 году, то есть за период, предшествующий предоставлению скидки. В связи с этим обществу была начислена недоимка по страховым взносам, пени и был издан приказ об отмене приказа об установлении скидки на обязательное социальное страхование.
Суд первой и апелляционной инстанции удовлетворили требования общества и признали решения ФСС незаконными.
Кассационная инстанция АС Уральского округа в постановлении Ф09-10551/16 от 13 декабря 2016 г. по делу №А60-7013/2016 оставила решения нижестоящих судов в силе. В обоснование суды всех трех инстанций указали, что Правилами не установлен порядок и основания отмены уже предоставленных скидок и надбавок. Законодательство рассматривает установление надбавки и скидки к страховому тарифу, как право страховщика. Кроме того, суды посчитали, что под своевременной уплатой страхователем текущих страховых взносов понимается своевременность внесения страхователем страховых взносов в том календарном году, в котором он обратился с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу. В данном случае в период, когда обществу была предоставлена скидка, оно своевременно оплачивало страховые взносы по установленному тарифу с учетом скидки.
Продавцы алкоголя отстаивают право на скидки
Крупнейшие производители алкогольной продукции и продуктовые сети настаивают на снятии с рассмотрения законопроекта, который запрещает продажу спиртного со скидками. Свою позицию они направили министру промышленности и торговли Денису Мантурову с просьбой поддержать их. Юристы уверены, что планируемые парламентариями нормы можно будет легко обойти, даже если документ в итоге примут.
Крупнейшие производители и продуктовые сети обратились к министру промышленности и торговли Денису Мантурову с просьбой снять с рассмотрения в Госдуме депутатский законопроект, который запрещает делать скидки на алкогольную продукцию. Письмо отправлено в Минпромторг 17 марта, его подписали представители Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Союза российских пивоваров, Союза виноградарей и виноделов России, Ассоциации компаний розничной торговли.
В феврале 2017 года группой депутатов от ЛДПР был внесен проект о поправках в ст. 16 закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта. » (171-ФЗ). Согласно поправкам, не допускается стимулирование продажи алкогольной продукции в качестве ее распространения среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков, а также применения скидок с цены алкогольной продукции любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов.
Производители и продавцы в письме министру подчеркивают, что «в законодательстве отсутствует понятие «скидка», в связи с чем может возникнуть расширенное толкование проектируемой нормы». В качестве примера подобных трактовок они приводят уменьшение розничной цены продукции в результате достигнутых договоренностей с поставщиком, изменение ценовой политики предприятия торговли, снижение цены вследствие изменения конкурентной среды и т.д. Все эти действия могут попасть под определение скидок, «однако по сути ими не являются», считают бизнесмены. Они напоминают, что по закону «О рекламе» допускается «проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции» только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах. Кроме того, в отношении отдельных видов алкогольной продукции разрешена реклама в СМИ, поэтому запрет на маркетинговые мероприятия в магазинах выглядит нелогичным, уверены производители и ритейлеры.
Инициаторы законопроекта о запрете скидок на спиртное указывали в пояснительной записке, что «доступная цена алкоголя является одной из причин алкоголизма в России». Представители бизнеса настаивают на том, что скидки не делают легальную качественную продукцию доступной по стоимости. В России есть административный барьер при ценообразовании на спиртные напитки, речь идет о минимальной розничной цене (МРЦ) на ряд алкогольных напитков, напомнили бизнесмены. МРЦ устанавливается приказом Минфина.
— Данная инициатива видится неэффективной как в целях здравоохранения, так и с экономической точки зрения, а потому может быть отнесена к проектам нормативно-правовых актов, вводящих избыточное регулирование в отношении отрасли, — заключили авторы письма в Минпромторг.
Организации просят министра «о поддержке снятия с рассмотрения данной законодательной инициативы», добавляя, что алкогольный рынок уже регулируется государством достаточно жестко.
Один из инициаторов законопроекта, депутат Госдумы Владимир Сысоев, настаивает, что скидка — это один из механизмов привлечения населения к приобретению алкоголя.
— Человек приходит в магазин за молоком и видит объявление — продаются три бутылки по цене двух, это понуждает потребителя к покупке, — пояснил парламентарий.
Роспотребнадзор 3 марта прислал свой отзыв на предложенный депутатами законопроект в адрес парламентария Владимира Сысоева за подписью главы службы Анны Поповой. В документе сказано, что Роспотребнадзор поддерживает законодательную инициативу относительно введения в качестве ограничительной меры запрета стимулирования продажи алкогольной продукции, в том числе запрета скидок на алкогольную продукцию.
Сейчас законопроект о запрете скидок находится в совете Госдумы, следует из базы документов нижней палаты парламента. Рассмотрение документа включено в примерную программу работы депутатов на май. До 9 апреля профильный комитет (по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству) собирает предложения и замечания к законопроекту.
В Минпромторге на запрос «Известий» не ответили. В пресс-службе Минфина уточнили, что проект поступил в ведомство и находится в работе, при этом концептуально министерство его поддерживает.
Минэкономразвития готовит свою позицию по документу, отметили в ведомстве.
Управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский считает, что в случае принятия закона о запрете скидок на алкоголь он может не работать на практике.
— Запрет всё равно будут обходить путем переименования акций в другого рода предложения, которые в законе упомянуты не будут, — сказал юрист.
В качестве примера он приводит запрет рекламы алкоголя, «когда рекламируется безалкогольное пиво, хотя всем понятно, что рекламируемым является вовсе не этот продукт». Плюс к этому, при запрете скидок на алкоголь потребитель переориентируются на более дешевую продукцию, которая, как правило, является менее качественной, заметил юрист.
Как уже сообщали «Известия», россияне теряют интерес к алкоголю. По данным Ipsos Comcon, в 2006 году 74% россиян потребляли алкоголь хотя бы раз в квартал, а в 2015 году в этом признались только 69%.
Минтранс предлагает их отменить на время навигации
ОАО РЖД лишится возможности давать скидки на перевозку нефтепродуктов, позволяющие железнодорожникам эффективно конкурировать с водным транспортом. Вопрос будет рассмотрен на совещании в Минтрансе 19 марта, тогда же обсудят и проект транспортно-экономического баланса — документа, который должен распределить грузы между разными видами транспорта.
Как стало известно “Ъ”, Минтранс подготовил проект изменений в приказ ФСТ об отмене скидок ОАО РЖД, которые монополия предоставляет на направлениях, совпадающих с перевозками наливных грузов водным транспортом в период навигации. Документ разработан к совещанию, которое должно пройти сегодня под руководством заместителей министра Виктора Олерского и Алана Лушникова.
Скидки позволяют железнодорожникам эффективно конкурировать с водниками. Так, в январе 2017 года ОАО РЖД ввело дисконт в 25% на экспорт мазута и дизтоплива с Саратовского НПЗ. Решение вступало в силу после 1 февраля и должно было действовать до конца ноября. Скидку продлили на 2018 год и ввели аналогичные для нефтепродуктов с Самарского и Уфимского НПЗ. Против этого активно выступали судоходные компании, оценивавшие свои потери от введения скидок в 2018 году в 55% грузовой базы. Железнодорожники в ответ жаловались на отток грузов в трубу. Но министр транспорта Максим Соколов в декабре в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову и вице-премьеру Аркадию Дворковичу предлагал все же отменить скидки.
В Минтрансе отказались от дополнительных комментариев. В ОАО РЖД традиционно не считают скидки признаком недобросовестной конкуренции, тем более что тарифы на железнодорожные перевозки устанавливает ФАС и она же утвердила «тарифный коридор», позволяющий монополии менять цены. «Но если государство примет иное решение по скидкам, мы его выполним»,— заверили в ОАО РЖД.
Более комплексный подход к проблеме — разработка транспортного баланса железнодорожного, трубопроводного, водного и автомобильного транспорта (см. “Ъ” от 16 февраля) — также будет обсуждаться на совещании. Речь идет о рациональном разделении грузопотоков между видами транспорта. По проекту техзадания на подготовку баланса она должна включать доработку базы данных с учетом трубопроводного транспорта и сезонного фактора за 2015–2017 годы. Отдельно требуется сопоставить грузопотоки по разным видам грузов с учетом географии отправок и предпочтительных видов транспорта. Предлагается выбрать пилотный полигон и выявить на нем направления, род грузов и объемы, которые возможно перевести на реку с железной дороги и автотранспорта. По итогам должны быть предложены меры господдержки для повышения сбалансированности транспортной системы.
В ФАС обещают изучить предложения Минтранса по транспортно-экономическому балансу, в том числе на предмет соответствия законодательству о защите конкуренции. В Минэкономики признают, что в существующей транспортной системе накопилось много «системных перекосов», которые делают логистику «не совсем оптимальной с точки зрения максимизации народно-хозяйственных эффектов». Создание транспортно-экономического баланса позволит не только указать на перекосы и объяснить, почему они возникли, но и смоделировать различные варианты устранения.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что предложения Минтранса по ограничению скидок ОАО РЖД должны быть согласованы с целями монополии. Логика в привлечении грузов на железнодорожный транспорт с автомобильного и водного понятна с точки зрения влияния на бюджет, так как ОАО РЖД — это госкомпания, а на водном и автомобильном транспорте преимущественно работает частный бизнес, отмечает эксперт. В случае введения ограничений на скидки ОАО РЖД, добавляет он, резонно было бы наложить на судоходные компании определенные антимонопольные ограничения по ставкам.
Испания тянется в российскую колею
Испания заинтересована в участии в строительстве высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Казань. В ходе XII Ближневосточной железнодорожной выставки Middle East Rail 2018 в Дубае госсекретарь Испании по вопросам транспорта, инфраструктуры и жилищного строительства Хулио Гомес-Помар уведомил об этом замминистра транспорта РФ Алана Лушникова. «Если к нам придет партнер, который привлечет дешевое финансирование, это улучшит проект,— пояснил чиновник.— В увязке с льготным финансированием мы готовы рассматривать преимущество в использовании разных технологий». В Минтрансе и ОАО РЖД от комментариев отказались, в Министерстве развития Испании на запрос не ответили.
По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, Испания не та страна, которая может предоставить существенное финансирование. Скорее речь идет о сотрудничестве с Talgo, одним из лидеров по выпуску поездов ВСМ в Европе, в том числе с уникальными компетенциями по производству тягового состава с возможностью изменения колеи, полагает эксперт. Российская колея отличается от европейской шириной — 1520 мм против 1435 мм.
Утверждены скидки и надбавки для взносов «по травме»
ФСС утвердил основные показатели на 2019 год, которые будут использованы при расчете скидок и надбавок к тарифам «на травматизм». Постановление ФСС России от 3 августа 2018 г. № 85.
Напомним, что страховые взносы на «травматизм» платят по установленным страховым тарифам.
Территориальное отделение ФСС может предоставить скидку к страховому тарифу или, наоборот, установить надбавку к нему (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Методика расчета скидок и надбавок к тарифам на «травматизм» утверждена приказом Минтруда России от 1 августа 2012 года № 39н. Получение скидки или надбавки к тарифу зависит от основных показателей деятельности фирмы. Среди прочего, учитывают:
- соотношение расходов ФСС на обеспечение страховых случаев у страхователя и общей суммы взносов на травматизм;
- количество страховых случаев у страхователя на тысячу работающих;
- количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай.
Скидку фирма получит только в том случае, если ее показатели будут меньше аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому относится ее деятельность. Если показатели будут выше, то фирма получит не скидку, а надбавку к тарифу.
Постановлением от 3 августа 2018 г. № 85 ФСС утвердил средние значения основных показателей по видам экономической деятельности на 2019 год. Их будут использовать при расчете скидок и надбавок к тарифам «на травматизм» в следующем году.
Как и прежде, чтобы получить скидку, фирма должна не позднее 1 ноября года, предшествующего году, на который устанавливается скидка, подать в территориальное отделение ФСС заявление (форма есть в приложении № 5 к приказу Минтруда России от 6 сентября 2012 г. № 177н). В заявлении нужно будет указать также код ОКВЭД, который соответствует основной деятельности фирмы. Не позднее 1 декабря фонд должен принять решение, предоставить скидку или нет.
Имейте в виду, что ФСС может отменить скидку, если выяснится, что фирма подала недостоверные сведения о начисленных взносах, произведенных расходах, результатах проведенной спецоценки и обязательных медосмотрах.
Эксперты раскритиковали идею об отмене скидок на штрафы за нарушение ПДД
Автомобильные эксперты выступили против отмены скидок на штрафы за нарушение правил дорожного движения (ПДД). По их мнению, такая система «показала свою эффективность», пишет РИА «Новости».
По мнению заместителя руководителя Федерации автомобилистов России (ФАР) Дмитрия Клевцова, в организации не поддерживают данную инициативу. Благодаря такой системе в разы увеличилось количество оплаченных штрафов. Также он отметил, что из-за «несовершенства системы обжалования административных штрафов» многие не обжалывают постановления о штрафах, а просто платят со скидкой в 50%.
Такого же мнения придерживается координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он заявил, что к этой системе все привыкли, а подобные инициативы должны «отвергаться как человеконенавистнические». Скидки на штрафы, считает Шкуматов, стимулируют людей своевременно оплачивать штрафы.
«Если это [систему скидок на штрафы, — прим.Inkazan] убрать, у нас исчезнет система стимулирования водителей оплачивать штрафы. Мы опять вернемся к старой системе, что водители будут накапливать эти штрафы, государству придется тратить дополнительные деньги, чтобы вместе с судебными приставами и ГИБДД проводить спецмероприятия», — уверен Клевцов.
Ранее глава Татарстана Рустам Минниханов предложил пересмотреть 50-процентную скидку на штрафы за нарушения ПДД. По его словам, в этом году бюджет РТ потерял 3 миллиарда рублей из-за этого, однако улучшений в собираемости штрафов нет.
Скидку 50% при оплате штрафа ГИБДД ввели с 1 января 2016 года. Целью было увеличить собираемость штрафов с водителей, нарушивших ПДД, и уплатить их в установленный срок.