Наглядное пособие по логопедии
Наглядное моделирование в работе логопеда деткого сда. Пособие «Волшебный стол»
Каждый логопед ищет способ сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным. Использование моделей на логопедических занятиях позволяет этого добиться. Практика логопедической работы показывает, что метод наглядного моделирования является эффективным коррекционным средством. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).
Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Использование модели приведет к поставленным целям в том случае, если будут пройдены все этапы работы с моделью:
- знакомство с графическим образом модели;
- дешифровка модели;
- непосредственно работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.
Использование моделей на логопедических занятиях ставит своей целью формирование представлений об основных признаках и структуре изучаемых объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов. Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова. Работа с моделью предполагает определенный уровень сформированности умственных операций у детей (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения), что должен учитывать логопед при выборе моделей. Назначение модели – облегчить процесс усвоения ребенком предлагаемого ему материала, но достигнуть этого можно только, если модель отражает основные свойства объекта и доступна ребенку по возрасту.
Возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения, широки. Например, я в своей работе использую пособие «Волшебный стол».
Фото 1
При создании этого пособия я использовала модели, предлагаемые Т.А. Ткаченко, И.В. Скворцовой, а также общепринятые обозначения и схемы (например, обозначение красным цветом гласного звука, синим – твердого согласного, зеленым – мягкого согласного и др.). Остальные модели придумала сама.
Для создания пособия был сделан круглый детский стол. Столешница с помощью самоклеящейся пленки была разделена на сектора, в каждый из которых была помещена модель того или иного задания, используемого на моих занятиях. В центре стола – легко вращающаяся стрелка. Все модели из секторов стола продублированы на карточках.
Фото 2
Секторы «Волшебного стола»:
1 блок – формирование лексико-грамматических представлений.
- «Скажи чей?» (образование притяжательных прилагательных)
Рис. 1
- «Скажи ласково» (образование слов с уменьшительно-ласкательным значением)
Рис. 2
- «Большой, еще больше, самый большой» (образование сравнительной степени прилагательных)
Рис. 3
- «Один-много» (образование множественного числа)
Рис. 4
- «Мой или моя?» (определение рода существительных)
Рис. 5
- «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
Рис. 6
- «Скажи так же» (подбор синонимов)
Рис. 7
- «Маленькое слово» (использование предлогов) – один предлог на столе, остальные на карточках. Приложение 1.
Рис. 8
2 блок – работа со звуками.
- «Расскажи про звук» (анализ звука: гласный-согласный; твердый-мягкий; звонкий- глухой)
Рис. 9
- «Где звук?» (определение места звука в слове)
Рис. 10
- «Раздели слово на части» (деление слова на слоги)
Рис. 11
3 блок – развитие словаря и связной речи.
- «Назови детенышей животных»
Рис. 12
Рис. 13
- «Назови слова-родственники» (образование однокоренных слов)
Рис. 14
- «Слово одно, а значений много» (работа с многозначными словами)
Рис. 15
И последний сектор «Вопрос» — сектор сюрпризов для ребят и возможность для логопеда включить в занятие любое другое задание, которого нет на столе.
Рис. 16
Самое удобное, что все эти задания можно использовать на любом речевом материале, при работе с любой группой звуков.
Это получилось универсальное пособие, которое можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Работать с таким столом не сложно. Сначала мы изучали модели на карточках, обычно на индивидуальных занятиях, а потом перешли к столу. Варианты выбора модели:
- Логопед объявляет задание – дети ищут соответствующую модель (поворачивают стрелку).
- Логопед выбирает модель (поворачивает стрелку) – дети рассказывают в чем суть задания.
- Дети сами выбирают модель (задание).
Надо отметить, что карточки являются так же достаточно востребованным и самостоятельным пособием, они очень удобны на индивидуальных занятиях.
Каким образом я использовала это пособие на занятиях. По-разному, можно предложить детям поиграть в «Поле чудес» (на барабан из этой передачи больше всего и похож мой стол), только изменить правила, сказав, что в каждом секторе будут не баллы, а задания. Можно поиграть в «Угадалки», когда по наводящим вопросам или фразе дети угадывают сектор. Но чаще всего пособие даже не требует специального обыгрывания, «Волшебный стол» сам по себе достаточно интересен детям.
Схема использования самой модели при работе над звукопроизношением чаще всего была такова: берем несколько слов на определенный звук и выполняем задание, затем на том же речевом материале выполняем другое задание (меняем карточку или поворачиваем стрелку).
Например: автоматизация звука Р, слова – рука, рыба, шар, сыр, ковер, нора, гора, дыра, перо.
- Сектор «Скажи ласково» — ручка, рыбка, шарик, сырок, коврик, норка, горка, дырка, перышко.
- Сектор «Один-много» — руки, рыбы, шары, сыры, ковры, норы, горы, дыры, перья.
- Сектор «Мой или моя?» — рука, рыба, нора, гора, дыра — моя, шар, сыр, ковер – мой, перо — моё.
Самым, на мой взгляд, большим достоинством данного пособия, помимо его универсальности, является то, что дети сами проговаривают формулировку задания, озвучивают свои действия, таким образом лучше осмысливая его. Например, дети говорят так: «Сейчас мы будем подбирать слово с похожим значением», «Мы образовывали новые слова, они более ласковые» или «Мы думали, как можно сказать про эти слова, мой или моя» и др. Конечно, такие ответы я слышу в середине или к концу учебного года, когда дети осваивают модели и эти ответы тоже являются результатом моей работы.
Кроме всего выше сказанного хочется отметить, что детям дается возможность самим выбрать задание, которое они хотят выполнить, или, что добавляет элемент игры, довериться случаю и просто раскрутить стрелку. А ведь этого мы и добиваемся — повысить самостоятельность детей и за счет этого эффективность самих занятий.
Список литературы:
- Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998.
- В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие / Ткаченко Т.А.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
- Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет / Скворцова И.В. – СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС ОБРАЗОВАНИЕ», 2003.
Материал по логопедии (средняя группа) по теме:
Наглядное пособие для тематической папки логопеда.
Материал предназначен для ознакомления родителей с темой недели,с играми и упражнениями, в которые играют дети.
Предварительный просмотр:
«Детеныши домашних птиц».
Существительные: птицы, гусь, утка, курица, петух, индюк, гусенок, утенок, цыпленок, индюшонок, яйца, шея, хвост, лапы, клюв, крылья, гребешок, перья, когти, кормушка, птичница, птичник, корм, голод, холод………….
Прилагательные: быстрые, проворные, дружные, заботливая, добрая, трудолюбивые, домашние, задорные………
Глаголы: плавать, нырять, летать, кудахтать, кукарекать, гоготать, шипеть, клевать, крякать, рыть, кормить, ухаживать, заботиться, выводить…………….
Предварительный просмотр:
1. Игра «Назови ласково»
Утенок – утеночек, гусенок – гусеночек, индюшонок – индюшоночек,
2. Игра «Четвертый лишний»
3. Игра « Найди ошибки художника».
4. Игра «Скажи наоборот»
Утка большая, а утенок маленький.
Цыпленок молодой, а петух старый.
5. Д/игра «Кто как кричит?»
Цыпленок пищит. Гусенок гогочет.
Утенок крякает. Индюшонок болбочет.
6. Д/игра «Найди маму»
Цыпленок около курицы. Цыплята около курицы.
Гусенок около гусыни. Гусята около гусыни.
Индюшонок около индюшки. Индюшата около индюшки
Утенок около утки. Утята около утки.
Предварительный просмотр:
Тема «Детеныши домашних птиц».
1. Закрепите с ребенком названия домашних птиц и их детенышей, закрепить обобщающее понятие «домашние птицы», почему они так называются, чем питаются и какую пользу приносят людям, как за ними ухаживает человек.
3. Вырезать и наклеить, или нарисовать в тетради картинки с изображением детенышей домашних птиц.
4. Д\и «У кого кто?»
У утки — ………., у гусыни — ………. у индюшки — ………….,
5. Д\и «Кто лишний»
6. Д/И «Замени картинки словами, составь предложение»
У длинная шея, а у короткая.
7. Учимся четко проговаривать.
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к организации учебного процесса и использованию наглядных пособий для детей с нарушениями зрения в детском саду. В условиях зрительной депривации важно не только познавать мир всеми в.
Пособия для развития мелкой моторики.
Придумала мать дочерям имена:Вот Лето и Осень, Зима и Весна.Приходит Весна – зеленеют леса,И птичьи повсюду звенят голоса.А Лето пришло все под солнцем цвететИ спелые ягоды просятся в рот.Нам щедрая о.
Звуковая лента. Учебно-наглядное пособие для дошкольников.Звуковая лента — пособие, используемое при обучении грамоте детей дошкольного возраста. Благодаря ему дети наглядно знакомятся с понятиями «зв.
Материал для оформления папки-передвижки «Пословицы и поговорки о семье и воспитании".
Наглядное пособие — эффективное средство познания объективной действительности. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность учащихся, но и организует их восприятие, активизирует процес.
Знакомство с окружающим миром и развитие речи.
Наглядные пособия: зоны методического, дидактического и игрового сопровождения дошкольников в кабинете учителя-логопеда.
Ольга Ивановна Кулемина
Наглядные пособия: зоны методического, дидактического и игрового сопровождения дошкольников в кабинете учителя-логопеда.
Добрый день или добрый вечер,уважаемые коллеги!Предлагаю Вам побывать в любимом моем небольшом кабинете,который нужен мальчишкам и девчонкам,и мне. Здесь игры и упражнения направлены на развитие мелкой моторики,ориентировки в пространстве,грамматического строя речи и фонематического восприятия,на закрепление правильного произношения,на дифференциацию звуков,обобщение и расширение словарного запаса. Здесь проходят индивидуальные и подгрупповые занятия. Консультацию,совет и рекомендации получают и родители. Надеюсь,что мои пособия окажут помощь в практической работе. Желаю успеха!
Коррекционно-развивающая среда кабинета учителя-логопеда Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.
Организация работы логопеда. Презентация учителя-логопеда Савчук Ларисы Александровны, в которой представлена работа с детьми в условиях логопедического пункта. В работе.
«Использование логопедических пособий, созданных своими руками, с целью повышения эффективности логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»
Столичный учебный центр
г. Москва
Международные дистанционные олимпиады
для дошкольников и учеников 1-11 классов
17
МАОУ Казанская (коррекционная) школа,
Мастер-класс: «Использование логопедических пособий, созданных своими руками, с целью повышения эффективности логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»
Формирование у детей правильной речи — важная задача в системе работы по обучению родному языку в школе. В последние годы значительно увеличился процент детей с тяжелыми речевыми нарушениями, которые подвергаются коррекции с большим трудом, и зачастую процесс коррекции имеет длительную и сложную динамику. Несмотря на использование различных форм в работе и игровых приемов в обучении, дети считают коррекционные занятия наиболее трудными. Специфика работы логопеда на логопункте такова, что необходимо оказать помощь большему количеству детей, различными путями ускорив процесс коррекции. Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей.
Эффективность логопедических занятий повышается при использовании наглядных материалов, однако современного ребенка невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности – картинками и игрушками.
Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и приёмы, которые способствуют не только исправлению нарушенных компонентов речи, но и делают занятия интересными и привлекательными. Мы предположили, что повысить эффективность коррекционной работы наряду с применением традиционных приемов позволит использование развивающих пособий, изготовленных своими руками.
Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Тактильные ощущения позволяют ребенку мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. Данные пособия направлены на формирование у детей представлений о цвете, форме, размере и т.д. Также, они не только развивают речевые способности, но и расширяют представления о различных тактильных ощущениях, развивают сенсорный опыт.
Дидактически — логопедическое пособие используется:
— как игровой персонаж, для организации единого сюжета;
— в качестве наглядного пособия в играх и занятиях;
— для выполнения артикуляционной гимнастики;
— для проведения пальчиковых игр;
— для проведения логоритмических упражнений и физкультминуток;
— для проведения коррекционной работы;
Представим некоторые модели пособий, изготовленные руками детей:
1. Органы артикуляции:
Применение данного пособия возможно с целью развития мелкой моторики, с целью развития мимической мускулатуры. Имеется множество вариантов действий с ними. Можно решать следующие задачи:
-развитие связной речи;
-закрепление цветов спектра;
-выполнение дыхательной гимнастики;
-развитие зрительно – двигательной координации;
-закрепление предлогов: перед, в, под, между и д.т.,
-оказывать дружескую взаимопомощь в проведении артикуляционной гимнастики.
Применение на логопедическом занятии.
2. Пособие из картонных кружков:
Данные пособия просты в изготовлении. Все, что необходимо – картон, ножницы, клей и терпение. Вначале нужно очертить по шаблону и вырезать кружки необходимого цвета. Выкладывать картонные кружки необходимо на шаблон (корзина, дерево) сверху вниз. Не следует полностью приклеивать кружки к шаблону, лишь только их нижнюю часть. Это нужно для того, чтобы затем между картонных кругов помещать картинки с изображением фруктов, овощей и т.п.
Применение данных пособий возможно с целью изучения, уточнения и закрепления словаря по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Грибы» и др., развития словаря прилагательных, глаголов, числительных, развития грамматического строя речи.
3. Пособия из прищепок: ( гномик, ёж, солнце, и др. )
Необходимый материал: прищепки (лучше взять разноцветные), картон, цветная бумага, ножницы и клей.
Вырезаем шаблон (еж, гном, круг и т.д.) из картона, раскрашиваем его или создаем необходимый образ при помощи цветной бумаги — и готово пособие для развития мелкой моторики (применяется и в ходе пальчиковой гимнастики). В практике также возможно использование данных пособий для развития речи (активизация в речи названий цветов, прилагательных (напр.,»пластмассовый», «деревянный»), развития номинативного словаря, словаря предлогов и др.), навыков счета (количественного и порядкового) и т.д.
4. Лепка из теста: ( корзинка, колобок, барашек и т.д )
Лепить можно из разных материалов, но самым экологически чистым, безвредным, практически не оставляющим грязи, приятным для рук является соленое тесто. Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Занятие лепкой имеет большое значение для обучения и воспитания детей: развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Работа с тестом дает простор детской фантазии.
Соленое тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества.
От того, как приготовлено соленое тесто, во многом зависит результат лепки. Классический рецепт приготовления теста для лепки: Желательно использовать самую простую и дешевую муку, не только из соображений экономии, но и по той причине, что в дешевую муку не добавляют разрыхлители и другие добавки, которые в данном случае будут только мешать. На 200 грамм муки в соленое тесто добавляют 400 грамм соли самого мелкого помола. Замешивать тесто нужно постепенно добавляя 250 грамм холодной воды. Вымешивать соленое тесто должен взрослый, так как от того, насколько тщательно оно вымешано, зависит, насколько эластичным будет тесто, и насколько легко будет с ним работать. Приступать к изготовлению фигурок из соленого теста следует сразу после вымешивания теста. В процессе лепки понадобятся дощечка, маленькая скалка для раскатывания пластов теста, нож для обрезания краев, вилки, стержень, колпачок от шариковой ручки, чеснокодавилка для кудряшек барашку, кисточка для смачивания теста водой.
После того, как фигурки готовы, их нужно высушить в духовке. Изделия из соленого теста нужно поместить в холодную духовку и постепенно наргевать ее до 120 градусов. Сушиться изделия должны в течение двух часов. Определить готовность изделия очень просто – при щелчке по нему должен раздаваться звонкий звук.
Заключительный этап работы – раскрашивание и покрытие лаком готовых изделий. Лучше всего использовать быстросохнущие акриловые краски, либо гуашь. Для лакирования используется прозрачный жидкий лак.
По данным диагностики детей, на конец учебного года уровень развития речи составил — 48%, интерес к занятиям 85%.
Дети лучше усваивали материал, с интересом занимались на занятиях, сократились сроки автоматизации звуков, повысился уровень речевого развития детей, увеличился процент выпускаемых детей с чистой речью. Таким образом, применение развивающих пособий, изготовленных своими руками, в обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению и эффективности коррекционной работы.
Рецензии и отзывы на книгу «Инструменты в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей»
Отлицные картинки. Книгу разрезали, сложили картинки в файлы. Очень удобные. Можно придумать много игр.
Из плюсов: цена, качество печати
Из минусов: тонкая бумага
отличный демонстрационный материал. Считаю, что не стоит переплачивать деньги за дорогие пособия, т.к. это довольно полное. Тонкие листы А4 — не проблема, можно приклеить на картон или вложить в файл и они будут долговечными. в пособии 15 инструментов, картинка с одной стороны.
Для мальчикаие — одно удовольствие.Большие картинки и в хорошем цвете.Одим минус для нас — тонкая бумага,мы положили в файл и листаем,очень удобно.Папа нам показывает настоящее и мы сравниваем на картинках.Не согласна с предыдущим отзывом.Все инструменты названы прасильно
Мы рассматриваем картинки с 4 месяцев. Развешиваю карточки в разных уголках квартиры и часто меняю их. Сыну очень нравится, тянет ручки, гулит. В данном пособии собрано 16 инструментов: грабли, долото, дрель, игла, наперсток, лопата, топор, пассатижи, коса, кисть, клещи, ножницы, отвертка, рубанок, пила, молоток. Все рисунки узнаваемые, яркие, четко прорисованные. Несомненный плюс по сравнению с подобными наборами — крупные изображения формата А4 на белом фоне. Хотя бумага тонкая, в руки ребенку не дашь, за такую цену достойный вариант. Я сделала подписи крупнее и сложила рисунки в файлы, получилось замезательно. Единственное, что меня на самом деле не устраивает — не хватает еще одного рисунка, где все инструменты собраны вместе, маленько ребенку сложно соорентироваться в масштабах изображений, нужно объяснять, что лопата больше ножниц (на рисунках они практически одного размера). И еще слово «пассатижи» я заменила более обыденным «плоскогубцы.
Рецензии и отзывы на книгу «Деревья в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей»
Ничего лишнего, восприятие название и картинка. Частенько открываем книгу, как и все остальные из этой серии(т.к. запоминается ни все и не сразу). Подойдет для возраста, как только ребенок более или менее задерживает внимание на картинках и слушает, что ему говорят и школьникам полезно.
Купила пособие для сына, ему 3 года. Изучила его, специально сходила в лес, набрала там наглядный материал, листья деревьев, шишки, сели с ним вечером и стали рассматривать картинки и сопоставлять с тем, чем щедро одарил нас осенний лес. Очень понравилось это занятие нам обоим. Рекомендую.
Очень довольна пособием.Редко где найдешь,чтобы дерево было представлено на картинке и летом,и зимой.Все понятно ребенку и нарисовано красиво.
Очень любим всю серию, это пособие по исполнению понравилось несколько меньше остальных, хотя идея интересная — иллюстрация каждого дерева зимой и летом; на отдельных страницах (на четверть-половину листа) крупно веточка. Но рисунки с двух сторон листа, а значит в папку, например, собирать уже неудобно — нельзя одновременно увидеть и летнее и зимнее дерево, придется переворачивать страницу. К тому же бумага просвечивает. Но зато можно развешивать странички сначала в «летнем» варианте (можно еще и с «подсказками» в виде крупных веточек), а потом усложнить задание, перевернув листочки на «зиму».
Понравилось и качество изображений и то, что все деревья представлены и в летнем и в зимнем вариантах.
В отличие от других пособий этой серии (птица, морские животные, транспорт, грибы), в этом пособии картинка находится с обоих сторон листа — на картон уже не наклеишь. В целом качество соответствует цене. Мы это пособие отправили в садик — пусть тренируются узнавать.
Наглядное пособие «Деревья в картинках» позволит детям дошкольного возраста быстрее запомнить названия деревьев, какие листья у каждого дерева.
В данном пособии предложены иллюстрации следующих деревьев:
БЕРЁЗА
ДУБ
ЕЛЬ
ИВА
КЛЁН
ЛИПА
РЯБИНА
ОСИНА
ОЛЬХА
СОСНА
ТОПОЛЬ
ЧЕРЕМУХА
ЯБЛОНЯ
Лиственные деревья изображены в летний и зимний период.
Очень хорошее пособие, рекомендую приобрести!