Уголовный кодекс статья за взятку
Получение взятки и ответственность за это по УК РФ
Статистика и периодические опросы населения говорят о том, что коррупция стала неотъемлемой частью современной России. Сегодня трудно найти человека, который хоть раз за свою жизнь не сталкивался с этим явлением. Получение места в детском саду, плановая операция вне очереди, отказ от составления протокола за нарушение правил дорожного движения – это лишь краткий перечень ситуаций в которых никого не удивишь взяточничеством.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с получением взятки, то вам следует помнить, что:
- Все случаи уникальны и индивидуальны.
- Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
- Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Получение взятки – это процесс в рамках, которого должностное лицо получает денежные средства или материальные выгоды взамен попустительства, покровительства с его стороны или совершения действий/бездействия в интересах лица, который передал взятку.
Покровительство может выражаться во внеочередном продвижении по службе, либо в выделении незаслуженного материального поощрения. Попустительство – это намеренное непринятие мер дисциплинарного или иного взыскания к нарушителю.
Взятка — это не только денежные средства, ценные бумаги, иные предметы, имеющие материальную ценность. Взятка может выражаться, например, в предоставлении бесплатной путевки или проведении ремонтных работ совершенно бесплатно для взяткополучателя.
Преступление всегда совершается с прямым умыслом. Субъект – специальный, российское или иностранное должностное лицо, которое работает в государственном или муниципальном учреждении или международной организации.
Материальные ценности могут передаваться, как лично, так и через посредника. Преступное деяние считается оконченным с момента фактического получения хотя бы части взятки.
Ответственность за получение взятки
Согласно уголовному кодексу РФ, получение и дача взятки являются уголовно-наказуемыми деяниями, за которые предусмотрена ответственность. (ст.290 УК РФ).
Важно! Если взятка имеет значительный размер (более 25 тысяч рублей), то это уже квалификационный состав преступления. В данной ситуации виновному лицу грозит, либо большой штраф с лишением права заниматься определенной деятельностью, либо лишение свободы на срок до 6 лет вместе с большим штрафом.
В ряде случаев, должностное лицо получает взятку за незаконные действия (бездействия). Это образует состав, установленный в ч.3 ст.290 УК РФ. Осужденное лицо приговаривается к выплате штрафа в размере от 40- до 70-кратной суммы взятки с лишением права заниматься определенной деятельностью или занимать свою должность, либо направляется в места лишения свободы на срок от 3 до 7 лет с выплатой штрафа (сумма в 40 раз, превышающая размер полученной взятки) в качестве дополнительной меры наказания.
Повышенную общественную опасность, по причине наличия широких полномочий, представляет получение взятки главой местного самоуправления, либо лицом, которое занимает государственную должность субъекта РФ или Российской Федерации. В соответствии с ч.4 этой же правовой нормы вышеуказанные лица могут быть лишены свободы на период 5- 10 лет со штрафом в 50 раз больше взятки, либо на них будет возложена штрафная санкция (60-80 сумм взятки)+ они будут лишены права заниматься определенной деятельностью.
Деяния, перечисленные в ч.1-3 статьи:
- совершенные несколькими, заранее договорившимися лицами;
- сопровождаемые требованиями должностного лица передать взятку под угрозой совершения действий, нарушающих права и законные интересы потерпевшего;
- в крупном размере (более 150 тысяч рублей).
Наказываются штрафом, который превышает сумму взятки в 70-90 раз или лишение свободы на срок от 7 до 12 лет.
Если взятка больше 1 миллиона рублей (ч.6 ст.290 УК РФ), то осужденному грозит лишение свободы от 8 до 15 лет вместе со штрафной санкцией в 70 раз превышающей сумму взятки, либо штраф (80-100 размеров суммы взятки) с лишением права заниматься определенной деятельностью на период до 3 лет.
Получение взятки должностным лицом
Согласно статистике за 2015 год среди всех осужденных за получение взятки 44% являются государственными и муниципальными служащими. На втором месте находятся работники сфер социального обслуживания и здравоохранения.
Под должностным лицом в современном законодательстве понимается представитель власти, которого избрали или назначили на должность, связанную с выполнением распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, корпорациях, Вооруженных силах РФ.
Важно! Если лицо работает в государственном или муниципальном учреждении, но не является должностным лицом, то он при получении денежных средств будет нести ответственность, предусмотренную другими статьями особенной части уголовного закона.
Если Вам предъявлено обвинение по ст.290 Уголовного кодекса РФ, рекомендуем, как можно скорей обратиться за помощью к квалифицированным юристам. Ведь, согласно, итогам борьбы с коррупцией, которые ежегодно озвучиваются председателем Верховного суда РФ, с каждым годом растет количество обвинительных приговоров с наказанием в виде лишения свободы, в то время как к штрафам получатели взяток приговариваются все реже.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.
Винсадский сельсовет
Предгорного муниципального района Ставропольского края
ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА? Прокуратура разъясняет и предупреждает
ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки ( ст. 291 УК РФ)
Получение взятки — это одно из самых опасных должностных преступлений, суть взяточничества заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой им должностью.
Дача взятки – преступление, которое заключается в даче должностному лицу взятки лично или через посредника за совершение должностным лицом законных или незаконных действий (бездействий) либо получении каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.
Взяткой могут быть:
Предметы — деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество и др.
Услуги и выгоды имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Таковыми могут быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ и т.д.
Завуалированная форма взятки – это предоставление взяткополучателю иных выгод имущественного характера: прощение долга, оплата долга должностного лица, отзыв имущественного иска из суда, предоставление в безвозмездное (или по явно заниженной стоимости) пользование какого-либо имущества, получение кредита на льготных условиях, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ (получение взятки), могут быть только должностные лица.
Должностными лицами в соответствии с уголовным законодательством признаются три категории граждан:
— лица, осуществляющие функции представителя власти;
— лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ;
— лица, выполняющие административно-хозяйственные функции в тех же местах.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ (дача взятки) — лицо, достигшее возраста 16 лет.
ЧТО ТАКОЕ ПОДКУП
Статья 204 УК РФ регламентирует Коммерческий подкуп как незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.-
Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 № 273 «О противодействии коррупции» подкуп, наряду с получение взятки и дача взятки относятся к коррупционным деяниям. Сам термин «коррупция»происходит от лат. слова corruptio — подкуп.
Статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации регламентирует уголовную ответственность за получение взятки
Согласно положению ее ч. 1 получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе — наказывается штрафом в размере от 25 – кратном до 50-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере – это состав данного преступления, предусмотренный ч.2 ст. 290 УК РФ. Санкция в данном случае выражена штрафом в размере 30- кратной до 60-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -наказывается штрафом в размере от 40-кратной до 70-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки( ч. 3 ст. 290 УК РФ)
Согласно ч. 4 ст. 290 УК РФ — деяния, предусмотренные ч.1-3 ст. 290 УК РФ, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -наказываются штрафом в размере от 60-кратной до 80-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.
В соответствии с ч.5 ст.290 УК РФ деяния, предусмотренные рассмотренными ч.1- 3 ст. 290 УК РФ, если они совершены:
— группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
— в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от 70-кратной до 90-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
В силу ч.6 ст. 290 УК РФ деяния, предусмотренные ч.1,3,4 и п. «а» и «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ, совершенные в особо крупном размере, наказываются штрафом в размере от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Примечания. 1. Значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие 150 тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.
Статья 291 Уголовного кодекса Российской Федерации регламентирует уголовную ответственность за дачу взятки.
Согласно положениям ее ч.1 дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника наказывается штрафом в размере от 15-кратной до 30-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере 10-кратной суммы взятки.
Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере — это состав данного преступления, предусмотренный ч.2 ст. 291 УК РФ. Санкция в данном случае выражена штрафом в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере 15-кратной суммы взятки.
Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) наказывается штрафом в размере от 30-кратной до 60-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере 30-кратной суммы взятки ч.3 ст.291 УК РФ.
В соответствии с ч.4 ст.291 УК РФ деяния, предусмотренные рассмотренными ч.1- 3 ст. 291 УК РФ, если они совершены:
— группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
— в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от 16-кратной до 80-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере 60-кратной суммы взятки.
В силу ч.5 ст. 291 УК РФ деяния, предусмотренные ч.1-4 ст. 291 УК РФ, совершенные в особо крупном размере, наказываются штрафом в размере от 70-кратной до 90-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.
Статья 204 Уголовного Кодекса Российской Федерации регламентирует уголовную ответственность за коммерческий подкуп
Под указанным общим названием данной статьи содержит описание двух тесно связанных преступлений: незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения имущественного характера за совершение действия (бездействия) в интересах дающего (ч.ч. 1 и 2) и незаконное получение этим лицом такого вознаграждения (ч.ч. 3 и 4)
Согласно положению ее ч. 1 Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением — наказываются штрафом в размере от 10-кратной до 50-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
В соответствии с ч. 2. ст. 204 УК РФ деяния, предусмотренные ч.1 ст. 204 УК РФ, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) за заведомо незаконные действия (бездействие), —
наказываются штрафом в размере от 40-кратной до 70-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до шести лет.
Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением это состав данного преступления, предусмотренный ч.3 ст. 204 УК РФ. Санкция в данном случае выражена штрафом в размере от 15-кратной до 70-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа.
В соответствии с ч. 4 ст. 204 УК РФ деяния, предусмотренные ч. 3 настоящей статьи, если они:
а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;
в) совершены за незаконные действия (бездействие), —
наказываются штрафом в размере от 50-кратной до 90-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.
Некоторые косвенные признаки вымогательства взятки:
• разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь чиновника состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что решить вопрос он может только в случае передачи ему денег или оказания какой-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются
• в ходе беседы чиновник, заявляя об отказе решить тот или иной вопрос («не смогу помочь», «это незаконно», «у меня нет таких возможностей»), жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте)
• сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткодателю
• чиновник может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом оставить посетителя одного в кабинете, оставив при этом открытыми ящик стола, папку с материалами, портфель
• вымогатель взятки может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса
Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам вымогательства взятки.
Следует иметь ввиду, что Вас могут провоцировать на дачу взятки или коммерческий подкуп с целью компрометации.
Действия после факта вымогательства взятки
Статья 45 Конституции Российской Федерации обращает внимание граждан на то, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». При этом в законодательстве однозначно указано, что взятка является запрещенным способом предоставления привилегий.
Вам следует незамедлительно по своему усмотрению сообщить (устно или письменно) о указанном факте в любой из правоохранительных органов по месту Вашего жительства или нахождения:
• В органы внутренних дел;
• В органы Федеральной службы безопасности;
• В органы прокуратуры
• В органы Следственного комитета Российской Федерации.
О фактах коррупционных проявлений также можно сообщить по «телефонам доверия» вышеуказанных правоохранительных органов. В случаях вымогательства взятки со стороны сотрудников правоохранительных органов, Вы можете обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечения преступлений, совершаемых сотрудниками. Вы вправе прийти на прием к руководителю правоохранительного органа, куда Вы обратились с сообщением о вымогательстве взятки, либо написать заявление о факте вымогательства взятки, в котором необходимо указать:
— кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) вымогает у Вас взятку;
— каковы суммы и характер вымогаемой взятки;
— за какие конкретно действия (бездействие) вымогается взятка;
— в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная дача взятки.
Статья 290 УК РФ. Получение взятки
Новая редакция Ст. 290 УК РФ
1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —
наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.
Примечания.
1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.
2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
Комментарий к Статье 290 УК РФ
1. Общественная опасность преступления состоит в том, что данная форма коррупционного проявления подтачивает основы власти и управления, дискредитирует и подрывает их авторитет в глазах населения, ущемляет конституционные права и интересы граждан, разрушает демократические устои и правопорядок, извращает принципы законности, препятствует проведению экономической реформы. Опасность деяния обусловливается также тем, что оно зачастую связано с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Нередко оно оказывает непосредственное содействие проявлениям организованной преступности, которая парализует нормальное функционирование хозяйственной и управленческой системы государства.
2. Объект преступного посягательства — общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2.1. Предмет посягательства определяется собирательным понятием «взятка» и содержит указание на ее разновидности в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.
2.2. Под деньгами (валютой) понимаются как российские, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте на момент совершения преступления. К ним относят банковские билеты ЦБР, металлическую монету, валюту.
В настоящее время в обращении в Российской Федерации находятся следующие денежные знаки: банковские билеты ЦБР — банкноты (бумажные деньги) достоинством 5, 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей и разменная металлическая монета достоинством в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей.
К валюте РФ относятся: находящиеся в обращении, а также изъятые и изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБР и монеты; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключенного Правительством РФ и ЦБР с соответствующими органами иностранного государства об использовании на его территории валюты РФ в качестве законного платежа.
Иностранная валюта — денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки (п. 2 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ).
———————————
СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
2.3. В соответствии со ст. 142 ГК ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся: чеки, векселя, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, акции и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (см. ст. 143 ГК).
Ценные бумаги в иностранной валюте — платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.
2.4. Под иным имуществом следует понимать любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы) в любом виде и состоянии, включая ювелирные и другие бытовые изделия, а также их лом, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, в том числе ювелирные и другие бытовые изделия из этих камней и лома таких изделий. В качестве иного имущества могут также выступать различные промышленные и продовольственные товары, недвижимое имущество и др.
2.5. Выгоды имущественного характера могут выражаться в безвозмездном предоставлении взяткополучателю самых разнообразных услуг материального свойства. Это может быть и капитальный ремонт автомашины, и оплаченная туристическая путевка, и строительство дачи и т.п. (см. п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).
Следует отметить, что понятием незаконного вознаграждения не охватываются все выгоды имущественного характера (например, отказ от требования уплаты долга и т.п.). Не могут признаваться предметом данного преступления услуги нематериального характера (например, дружеское расположение начальника, лестная характеристика или отзыв в печати и т.п.).
2.6. Любой переданный предмет или оказанные услуги должны получить в приговоре денежную оценку на основании действительной стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии — на основании заключения экспертов.
3. Объективная сторона получения взятки состоит из следующих признаков: а) получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера; б) получение взятки за выполнение определенных действий (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых лиц.
3.1. Получение взятки лично предполагает не только ее получение непосредственно должностным лицом, но и иными близкими виновному лицами с его согласия. Согласно п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказание материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки. При этом в приговоре суду следует указывать, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) должностное лицо получило взятку от заинтересованного лица.
3.2. Получение взятки через посредника означает, что лицо использовало при ее получении посреднические услуги, с тем чтобы надежнее завуалировать совершенное преступление. УО посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в получении должностным лицом взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33, т.е. тогда, когда посредник является соучастником должностного лица в совершении коммент. преступления (см. п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).
3.3. Получение взятки должностным лицом, исходя из законодательной формулировки, обусловлено выполнением следующих альтернативных действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц: а) входящих в круг служебных полномочий должностного лица; б) не входящих в круг служебных полномочий должностного лица, но осуществлению которых виновный может способствовать в силу своего должностного положения; в) общее покровительство и попустительство по службе; г) попустительство по службе.
3.4. Первая форма получения виновным взятки охватывает такие действия (бездействие) должностного лица, которые оно могло или обязано было выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями. Субъект, не выходя за рамки служебной компетенции, мог или обязан был совершить определенные законные правомерные действия (бездействие). К такого рода действиям (бездействию) можно, в частности, отнести принятие решений по кадровым вопросам, распоряжение денежными средствами либо выделение государственных кредитов и т.д.
В результате исполнения таких действий (бездействия) создаются определенные выгоды материального характера для передающего их лица или представляемых им лиц, которые могут быть выражены в том или ином решении должностного лица, имеющем значение юридического факта, и состоять в физической, информационной и иной помощи. Действия (бездействие) в контексте коммент. статьи представляют собой реальное или возможное поведение за переданное вознаграждение, т.е. совершение или несовершение какого-либо действия (бездействия) в пользу перечисленных в диспозиции нормы лиц, причем содержание термина «в пользу» понимается законодателем достаточно широко — от имущественных или организационных выгод до создания благоприятных условий или обстоятельств в отношении взяткодателя.
Действия виновных должны признаваться дачей и получением взятки и в тех случаях, когда условия получения ценностей или услуг хотя специально и не оговариваются, но участники преступления осознают, что взятка вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя. Вместе с тем состав преступления имеет место как в случаях, когда удовлетворяются личные интересы самого взяткодателя, так и в тех ситуациях, когда он представляет интересы третьих лиц. К их числу могут относиться близкие виновному люди либо организации (предприятия, учреждения), от имени и по поручению которых он действует.
3.5. Вторая форма действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в способствовании должностного лица в силу своего должностного положения совершению действий (бездействия), не входящих в его служебные полномочия. В п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 отмечается, что под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткодателя. При этом следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.
3.6. Третья форма действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц состоит в общем покровительстве.
При покровительстве конкретные действия должностного лица в отношении взяткодателя специально не оговариваются, но участники преступления осознают, что передающиеся материальные ценности или оказываемые услуги имущественного характера вручаются должностному лицу с целью удовлетворения личных интересов взяткодателя или интересов представляемых им лиц, поскольку общее покровительство имеет своей конечной целью — совершить или не совершить то или иное действие (бездействие). Например, общее покровительство (протекционизм) может облекаться в конкретные преступные проявления, заключающиеся в необоснованной поддержке подчиненного при продвижении по службе, его поощрении, выдаче незаслуженных вознаграждений и других поощрениях, отпуске руководителям и представителям организаций и фирм товаров, пользующихся повышенным спросом, совершении других действий, не вызываемых необходимостью. К общему покровительству необходимо отнести и иные действия, не связанные со служебной подчиненностью, осуществляемые с целью возможного совершения выгодных взяткодателю действий в будущем.
3.7. Четвертая форма — попустительство по службе в обязательном порядке должно выражаться в конкретном виде, а именно: в необоснованном отсутствии реагирования должностного лица на различные упущения по службе, волоките, бюрократизме, дисциплинарном проступке, непресечении неправомерных или преступных действий. К попустительству по службе необходимо относить непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия и т.д.
3.8. В науке и на практике различают две формы получения незаконного вознаграждения: а) взятка-подкуп, когда она получена виновным до совершения в интересах дающего желательного действия (бездействия) и сам факт передачи вознаграждения (или договоренность о нем) обусловливает соответствующее поведение (действие или бездействие) должностного лица; б) взятка-благодарность, когда она вручается после совершения должностным лицом соответствующего действия (бездействия). При этом незаконная материальная благодарность-вознаграждение за уже содеянное принимается виновным при отсутствии какой-либо предварительной договоренности об этом вознаграждении, когда виновный совершает должностное действие (бездействие), не рассчитывая на последующее вознаграждение.
При этом необходимо отметить, что в самом УК РФ не проводится разграничения взятки на подкуп и вознаграждение. Закон не требует ни предварительной договоренности между взяткодателем и взяткополучателем о характере и содержании действий, совершаемых за взятку, ни обусловленности действий взяткой. Необходимо лишь, чтобы между дачей взятки и использованием служебного положения была непосредственная связь, т.е. чтобы взятка была получена виновным в связи с действиями, совершенными с использованием должностного положения, и вне зависимости от того, имелась ли об этом предварительная договоренность и были ли действия взяткополучателя заранее обусловлены взяткой. Получение должностным лицом не предусмотренного законом вознаграждения, переданного или с целью побудить к определенным действиям, или как оплата-благодарность за уже содеянное, — это лишь разновидности взяточничества как одного из проявлений коррупции. В поведении должностного лица, принимающего материальное вознаграждение, даже не обусловленное предварительной договоренностью, за уже совершенное действие (бездействие) по службе, содержатся все необходимые элементы состава получения взятки: должностное лицо получает взятку за действия, которые оно совершило благодаря своему служебному положению в интересах дающего, так же как в действиях лица, передающего это вознаграждение, содержится состав дачи взятки. Таким образом, должностное лицо, принявшее незаконное вознаграждение за действия, совершенные по службе, виновно во взяточничестве и тогда, когда эти действия были им совершены без расчета на последующее получение взятки.
3.9. В соответствии с п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 время передачи незаконного вознаграждения (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию не влияет. Вместе с тем в практике правоприменительных органов нередко возникает вопрос об отграничении взятки-благодарности и обычного подарка. Сложность состоит в определении той границы, которая отделяет преступное поведение должностного лица от дисциплинарного проступка.
3.10. Действующее уголовное законодательство не содержит положений, определяющих размер минимального вознаграждения, отделяющего уголовно наказуемую взятку-благодарность от обычного подарка. Вместе с тем вознаграждение должностного лица за выполнение им действия (бездействия) с использованием служебного положения должно расцениваться как уголовно наказуемая взятка независимо от размера в следующих случаях: а) если имело место вымогательство этого вознаграждения; б) если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа; в) если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).
Если же вознаграждение передавалось должностному лицу (государственному гражданскому или муниципальному служащему) в знак благодарности за уже выполненное им правомерное действие (бездействие) при отсутствии предварительной договоренности о его совершении, следует руководствоваться положениями ст. 575 ГК, т.е. необходимо иметь в виду, что размер полученного вознаграждения не превышает пяти МРОТ .
———————————
Трудно согласиться с автором коммент. к статье в том, что вознаграждение, стоимость которого не превышает пяти установленных законом МРОТ, в указанном случае не может признаваться взяткой. В ст. 575 ГК речь идет о подарке (запрещении дарения), а в коммент. статье говорится не о подарке, а о взятке. Разграничение между подарком и взяткой следует проводить по мотивации дарения. Подарок вручается человеку, в том числе должностному лицу, за его морально-нравственные, профессионально-этические качества и не связан с выполнением или невыполнением им какого-либо действия. Взятка же вручается должностному лицу за желательное для дарителя или представляемого им лица поведение в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Примеч. науч. ред.
3.11. Состав преступления — формальный. Получение должностным лицом незаконного вознаграждения считается оконченным (составом) преступлением в момент принятия взяткополучателем хотя бы части передаваемых ценностей (если они передавались по частям) независимо от того, выполнило ли должностное лицо обусловленные взяткой действия или нет, собиралось оно выполнять эти действия или нет.
3.12. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки.
3.13. В соответствии с п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение взятки высказанное намерение лица получить (дать) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.
4. Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом. Должностное лицо (взяткополучатель) осознает, что ему вручается взятка за совершение действий по службе в интересах дающего ее, т.е. что оно получает противоправную материальную выгоду, и желает ее получить. При этом виновный преследует корыстную цель. Данная цель хотя и не указана непосредственно в законе, но вытекает из самой сущности анализируемого преступления, поэтому является обязательной.
4.1. Составом получения не охватываются действия должностного лица, которое при получении материальных ценностей или выгод имущественного характера вводит дателя вознаграждения в заблуждение, вселяя в него уверенность в том, что оно передается за выполненную работу, в качестве уплаты штрафа и т.д.
5. Субъект преступления специальный — должностное лицо (см. п. 5 — 5.6 коммент. к ст. 285).
6. Часть 2 предусматривает в качестве квалифицирующего признака получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
Под незаконными действиями должностного лица необходимо понимать неправомерные действия, которые не вытекают из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения, т.е. это такое поведение виновного, которое выходит за пределы его служебных полномочий, либо действие (бездействие), хотя и входящее в круг полномочий должностного лица, но при данных обстоятельствах не подлежащее исполнению ввиду отсутствия оснований для его совершения. В любом случае это активное или пассивное поведение виновного, связанное с нарушением обязанностей по службе.
Незаконными действия (бездействие) признаются тогда, когда они носят умышленный характер и нарушают нормы законов, относящихся к любой отрасли права (являются правовыми деликтами).
7. Особо квалифицирующим признаком является совершение деяний, предусмотренных ч. 2 или 3 лицом, занимающим: а) государственную должность РФ; б) государственную должность субъекта РФ; в) должность главы местного самоуправления (см. п. 6 коммент. к ст. 285).
7.1. В случае получения взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой местного самоуправления, организатор, подстрекатель и пособник как соучастники этого преступления несут ответственность по ст. 33 и ч. 3 ст. 290 (см. п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).
8. Часть 4 предусматривает наиболее строгую ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. 1, 2 или 3 коммент. статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере.
8.1. Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном его совершении (ч. 2 ст. 35). Получение взятки группой лиц по предварительному сговору будет иметь место в случаях, когда два и более должностных лица заранее договорились о ее совместном получении. При этом не имеет значения, какая сумма была получена каждым из этих лиц. Необходимо лишь установить, что все участники группы являлись должностными лицами. Иные не являющиеся должностными лица, входящие в состав группы, должны нести ответственность за соучастие в получении взятки со ссылкой на ст. 33.
8.2. Преступление признается оконченным (составом) в момент получения взятки хотя бы одним должностным лицом, при этом не имеет значения, осознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвуют другие должностные лица.
8.3. Должностное лицо, получившее без предварительной договоренности с другим должностным лицом взятку, а затем передавшее последнему в интересах взяткодателя часть полученного, несет ответственность по совокупности преступлений за получение и дачу взятки.
8.4. Соглашение на совместное совершение преступления всегда должно быть предварительным, заключенным до начала непосредственного совершения посягательства. Промежуток времени между сговором и началом непосредственного осуществления посягательства в данном случае решающей роли не играет. Соглашение может иметь место перед самым началом выполнения действий, образующих объективную сторону состава преступления, либо может быть отдалено от них каким-то временным отрезком, т.е. на стадии приготовления к преступлению. Способ соглашения юридического значения не имеет, важно только установить, что сговор касался основных признаков задуманного конкретного преступления.
9. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35). Организованной группе присущ признак устойчивости, которая характеризуется более или менее длительным существованием группы, прочностью связей между ее участниками, известным распределением ролей между лицами, заранее объединившимися для совершения одного или нескольких преступлений, и т.п.
9.1. В число членов организованной группы лиц, объединившихся для получения взятки, могут входить, кроме должностных лиц, и иные лица, не являющиеся должностными, выполняющие отведенную им роль по обеспечению совершения данного преступления или нескольких преступлений.
9.2. Лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, несет ответственность за все совершенные организованной группой преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы несут ответственность как соисполнители за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 как организаторы, подстрекатели либо пособники за деяния, предусмотренные ст. 290 и 291.
9.3. Пресечение преступной деятельности на стадии создания организованной группы или группы лиц по предварительному сговору необходимо квалифицировать как приготовление к преступлению по ч. 1 ст. 30 и п. «а» ч. 4 ст. 290.
10. Получение взятки, сопряженное с ее вымогательством, означает требование должностным лицом передачи ему незаконного вознаграждения в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или предоставления услуг имущественного характера под угрозой совершения действий (бездействия), которые могут причинить ущерб законным интересам граждан либо поставить последних в такие условия, при которых они вынуждены дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для их правоохраняемых интересов (см. п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).
10.1. Должностное лицо, вымогающее взятку, может высказывать различные угрозы взяткодателю лично либо через посредника или же не высказывать их, но умышленно не выполнять своих прямых функциональных обязанностей и действий, в которых заинтересован взяткодатель, тем самым нарушая права и законные интересы граждан, принуждать их к совершению противоправных действий — передаче незаконного вознаграждения. При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имело место вымогательство, суду следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги или другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу (см. п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).
10.2. Вымогательство взятки отсутствует в ситуациях, когда виновный требует взятку, угрожая совершением законных действий в отношении взяткодателя, или когда должностное лицо требует взятку, но не подкрепляет это угрозой нарушить законные интересы взяткодателя.
11. Крупный размер взятки исчисляется в денежном выражении и в соответствии с примеч. к коммент. статье должен превышать 150 тыс. руб. на момент совершения преступления. В случае если взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.
11.1. Если виновный, имея умысел на получение незаконного вознаграждения в крупном размере, по не зависящим от него причинам смог получить лишь часть взятки на сумму, не превышающую 150 тыс. руб., содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки в крупном размере по ч. 3 ст. 30 и п. «г» ч. 4 ст. 290.
12. Деяние, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, относится к преступлениям средней тяжести; деяния, указанные в ч. 2 и ч. 3 анализируемой нормы, являются тяжкими преступлениями; деяние, предусмотренное ч. 4, — особо тяжкое преступление.
Другой комментарий к Ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Обязательным признаком получения взятки является предмет преступления — взятка. Взятка имеет имущественную природу. Она может быть выражена в деньгах (рублях и иностранной валюте), ценных бумагах, ином имуществе (любые вещи), имущественных правах или услугах имущественного характера, т.е. оказываемых безвозмездно, но подлежащих оплате услугах (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры и т.п.) и оплачиваемых третьим лицом нелегальных услугах (например, в сфере сексуальных отношений). Услугой имущественного характера является также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее имущественную природу (занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование кредитами).
2. С объективной стороны преступление выражается в одном из следующих действий: а) принятие взятки самим лицом, отвечающим признакам субъекта преступления; б) принятие взятки его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против этого (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»); в) фактическое принятие взятки посредником (действия которого квалифицируются по ст. 291.1 УК РФ) с последующей передачей ее лицам, указанным ранее.
3. Взятка получается за определенное и конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. В основном составе получения взятки такое поведение виновного может быть выражено в следующем:
а) совершение действий (бездействие), которые входят в служебные полномочия лица, т.е. прямо предусмотрены его компетенцией и формально — в отрыве от факта получения за них взятки — являются правомерными;
б) способствование в силу занимаемого должностного положения совершению действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия виновного, а входят в полномочия другого лица. В данном случае виновный, используя служебное положение в широком смысле этого слова, т.е. служебные связи, авторитет и значимость занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, добивается, чтобы желаемые для взяткодателя действия (бездействие) были совершены третьим лицом. Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование служебного положения в широком смысле слова;
в) общее покровительство — это действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий;
г) попустительство по службе — это непринятие должностным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6).
4. Действия (бездействие) лица, за которые получается взятка, находятся за рамками состава рассматриваемого преступления. Это значит, что для признания преступления оконченным фактического их совершения не требуется. Тем не менее обязательным признаком состава получения взятки является связь между ними и фактом получения взятки. Эта связь выражается в том, что взятка обусловлена совершением одного из указанных выше действий (бездействия). Обусловленность взятки означает, что она дается под условием, что лицом будут совершены действия (бездействие) по службе именно под влиянием факта получения взятки, и наоборот — что условием совершения действий (бездействия) является передача взятки или договоренность о таковой. Таким образом, взятка всегда является подкупом лица. Даже тогда, когда взятка получается уже после совершения указанных в законе действий или бездействия (так называемая взятка-вознаграждение), она должна быть обусловлена, т.е. совершению действий (бездействию) должна предшествовать договоренность о взятке.
5. Получение взятки является оконченным преступлением в момент получения хотя бы части обусловленной взятки.
6. Квалифицированным получением взятки (ч. 2) является ее получение в значительном размере (примечание 1 к ст. 290 УК РФ).
7. Особо квалифицированный состав наличествует в случае, если действия (бездействие), за которые она получается, являются незаконными (ч. 3). Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч. 3 ст. 290 УК РФ и соответствующей статье УК, предусматривающей ответственность за это преступление.
8. В ч. 4 ст. 290 УК РФ особо квалифицирующим признаком является ответственное служебное положение виновного — занятие им государственной должности РФ или субъекта федерации либо главы органа местного самоуправления. Соучастники такого преступления несут ответственность по ст. 33 и ч. 4 ст. 290 УК РФ.
9. В ч. 5 ст. 290 УК РФ предусмотрены также иные особо квалифицирующие признаки. Взятка считается полученной группой лиц по предварительному сговору, если в ее получении принимали участие несколько лиц, отвечающих признакам субъекта преступления, достигших об этом предварительного соглашения (п. «а» ч. 5). Для наличия рассматриваемого квалифицирующего признака требуется, чтобы на момент получения взятки предполагалось, что каждое такое лицо совершит в интересах взяткодателя или представляемых им лиц какое-либо действие (бездействие) с использованием своего служебного положения.
По смыслу закона организованная группа создается для многократного совершения должностных злоупотреблений. В организованную группу взяткополучателей помимо лиц, отвечающих признакам субъекта преступления, могут входить лица, не являющиеся таковыми; последние несут ответственность за получение взятки организованной группой со ссылкой на ст. 33 УК РФ.
10. Вымогательство взятки (п. «б» ч. 5) — это требование лица дать взятку под угрозой совершения действий (бездействия), которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина. Кроме того, вымогательство может быть выражено в завуалированной форме, когда виновный прямо не требует дать взятку, но умышленно ставит гражданина в условия, когда тот вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
11. Крупный размер взятки (п. «в» ч. 5) определяется в примечании 1 к ст. 290 УК РФ.
12. В ч. 6 ст. 290 УК РФ речь идет о получении взятки в особо крупном размере (примечание 1 к ст. 290 УК РФ).
13. Следует отметить, что в случае, если фактически полученная взяткополучателем сумма не составляет значительного, крупного или особо крупного размера, однако установлено, что умыслом взяткополучателя охватывалось получение взятки именно в таком размере, то содеянное им следует квалифицировать не по ч. 1 ст. 290 УК, а по ч. 2, п. «в» ч. 5 или ч. 6 ст. 290 УК РФ соответственно (без ссылки на ст. 30 УК РФ).
14. Кроме российских должностных лиц ответственности за получение взятки подлежат также иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации (примечание 2 к ст. 290 УК РФ).