Налог на имущество физических лиц 2011 москва
Налог на имущество физических лиц 2011 москва
Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.
Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок
Городская квартира
Записки покупателя недвижимости
Налог на имущество физических лиц в Москве на 2013 год
С 1 января 2013 года в Москве повышаются ставки налога на имущество физических лиц (как на жилые, так и на нежилые помещения). Такой законопроект был внесен мэром Москвы Собяниным и принят Мосгордумой.
Это уже второе изменение, вносимое в Закон города Москвы от 23 октября 2002 года № 47 «О ставках налога на имущество физических лиц» в этом году.
Первое изменение было связано с установлением ставок налога на присоединенных территориях – в Новой Москве. Более подробно об этом можно прочитать здесь.
Новый законопроект изменяет ставки налога на территории Москвы и тех присоединенных территориях, для которых не были установлены отдельно ставки в статье 2 Закона.
В таблице для сравнения приведены новые и старые ставки налога на имущество:
Льготные категории граждан (освобожденные от уплаты налога) никак не затрагиваются этими изменениями.
Предполагается, что эти ставки, как и весь Закон №47, будут действовать до 01 января 2014 года, когда (в очередной раз) обещают ввести налог на недвижимость взамен налога на имущество и земельного налога.
Напомню, что налог исчисляется от инвентаризационной стоимости имущества, определяемой БТИ, которая имеет мало общего с рыночной стоимостью. Этот разрыв тем меньше, чем новее постройка.
В общем, сумма налога если и увеличится, то не настолько, чтобы это было непосильно для оплаты.
А тем временем Минэкономразвития, со своей стороны, подготовило проект приказа, определяющего новый «Порядок расчета инвентаризационной стоимости находящихся в собственности физических лиц зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, учтенных в государственном кадастре недвижимости и признаваемых объектами обложения налогом на имущество физических лиц».
Согласно этому порядку:
Расчет инвентаризационной стоимости объектов капитального строительства осуществляется на основе сведений о кадастровой стоимости таких объектов капитального строительства, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Инвентаризационная стоимость находящихся в собственности физических лиц объектов капитального строительства определяется как произведение кадастровой стоимости объекта капитального строительства и коэффициента равного 0,03.
То есть инвентаризационная стоимость имущества будет составлять 3% от кадастровой .
Указанный порядок в целях налогообложения имущества физических лиц планируется начать применять при расчете налога на имущество за 2013 год и вплоть до перехода к налогу на недвижимость.
Авторы проекта предполагают, что введение нового порядка расчета инвентаризационной стоимости позволит вовлечь в обложение налогом на имущество те индивидуальные, дачные, садовые дома, индивидуальные гаражи, права собственности на которые были зарегистрированы на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или на основании декларации (то есть по дачной амнистии). Техническая инвентаризация при этом могла не проводиться, а, значит, не была рассчитана и инвентаризационная стоимость объектов. Следовательно, не мог быть произведен и расчет налога на имущество.
Кстати, если инвентаризационная стоимость объекта не была определена своевременно, то после ее установления налоговые органы вправе направить налоговые уведомления на уплату налога на имущество только за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Так что совсем уклониться от налога не удастся.
Будет ли задействован такой порядок расчета инвентаризационной стоимости или нет, неизвестно. Возможно, и дотянут, как есть, до введения налога на недвижимость. Количество выдвинутых и рассматриваемых проектов разных законов и прочих актов, связанных с землей и недвижимостью, и утонувших в согласованиях и экспертизах таково, что хватит не на один состав Думы.
UPD. ЗАКОН РФ О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ от 9 декабря 1991 года N 2003-1 (действующая редакция) для удобства размещен здесь.
Налог на имущество физических лиц: перерасчет за прошлые годы
До 2006 г. я являлась владельцем трех квартир. Так как их общая инвентаризационная стоимость не превышала 300 000 руб., налоговый орган исчислял налог на имущество физических лиц по ставке 0,1%. В марте 2006 г. я получила свидетельство о праве собственности на еще одну квартиру и гараж, расположенный в цокольном этаже дома. Однако ИФНС до 2009 г. включительно продолжала исчислять налог на мое имущество исходя из стоимости трех, а не пяти объектов недвижимости, несмотря на то что я в 2006 г. обращалась в налоговую за получением имущественного вычета по вновь приобретенным объектам.
Все суммы налогов и незначительных пеней, которые исчислялись мне налоговым органом, я уплачивала в установленные сроки и в полном объеме, указанном в налоговых уведомлениях, поступавших в мой адрес, что подтверждено документально.
В 2011 г. я получила уведомление на уплату налога на имущество физических лиц за 2010 г., в котором были учтены новые объекты недвижимости. В результате общая стоимость моего имущества составила более 500 000 руб. и для расчета налога применена ставка 1,5%. В этом же документе был начислен налог на два новых объекта за 2008 и 2009 г.,
и с учетом увеличившейся ставки 1,5% были пересчитаны в сторону увеличения суммы налога на три «старых» объекта, ранее облагавшихся налогом по ставке 0,1%. Стоимость этих трех объектов оставлена без изменений. В результате сумма к доплате составила более 35 000 руб. единовременно. Более того, на сумму, которую мне пересчитали, была начислена пеня (не за все годы перерасчета, а только за период, пока я выясняла, что за суммы появились).
Я обратилась в суд, но проиграла. Насколько действия налоговиков правомерны? Имеет ли смысл продолжать обжаловать в суде действия налоговой по перерасчету налога на мое имущество?
Вынуждены вас огорчить. Действия налоговиков в рассматриваемой ситуации правомерны, и у вас нет шансов выиграть спор в суде. Поясним подробнее.
Вопросы исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регулируются Законом РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон № 2003-1). Собственники квартир и гаражей относятся к лицам, которые являются плательщиками данного налога (п. 1 ст. 1, п. 2 и 5 ст. 2 Закона № 2003-1). Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стои
мости объектов налогообложения (п. 1 ст. 3 Закона № 2003-1). При этом под суммарной инвентаризационной стоимостью понимается сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по налогу на имущество физических лиц (п. 3 инструкции МНС России от 02.11.99 № 54 «По применению Закона Российской Федерации „О налогах на имущество физических лиц“», далее — Инструкция № 54).
Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами (п. 1 ст. 5 Закона № 2003-1) исходя из данных об инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на 1 января каждого года (п. 2 ст. 5 Закона № 2003-1 в редакции, действовавшей до 2014 г.). Сведения, необходимые для исчисления налога, они получают от Россреестра и БТИ на основании ст. 85 НК РФ (письмо Минфина России от 12.10.2011 № 03-05-06-01/71). Следовательно, если данные об инвентаризационной стоимости новой квартиры и гаража налоговикам предоставлены не были, они не имели возможности исчислить налог по этим объектам, несмотря на то что у них была информация о том, что вы являетесь собственником этих объектов. При этом неисчисление налога инспекцией не освобождает лиц, имеющих в собственности имущество, признаваемое объектами налогообложения, от обязанности по уплате налога в отношении этих объектов (решение Верховного суда РФ от 22.06.2012 № АКПИ12-782).
Согласно п. 10 ст. 5 Закона № 2003-1 лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих году направления налогового уведомления. Перерасчет суммы налога тоже допускается не более чем за три года (п. 11 ст. 5 Закона № 2003-1). Аналогичное положение содержится и в п. 24 Инструкции № 54. Верховный суд РФ в своем решении от 22.06.2012 № АКПИ12-782 указал, что содержащееся в п. 24 Инструкции № 54 правило о пересмотре неправильно произведенного обложения за три предшествующих года полностью соответствует положениям Закона № 2003-1. Таким образом, получив данные об инвентаризационной стоимости новой квартиры и гаража, налоговики в 2011 г. правомерно начислили налог по этим объектам за 2008, 2009 и 2010 г. В связи с получением данных о новых объектах, суммарная инвентаризационная стоимость принадлежащей вам недвижимости увеличилась. Поэтому у налоговиков были все основания для того, чтобы пересчитать налоговую базу за 2008 и 2009 г. по трем «старым» квартирам.
Суды согласны с тем, что при неверном расчете налога налоговые органы вправе пересчитать его за три предшествующих года, и налогоплательщик должен произвести доплату, несмотря на то что он уплачивал за эти годы налог в полном объеме на основании налоговых уведомлений (апелляционное Определение Московского областного суда от 12.03.2013 № 33-5767/2013). При этом тот факт, что начисленная сумма налога оказалась значительной и ее единовременная уплата приведет к существенному ухудшению материального положения налогоплательщика, не может служить основанием для его неуплаты (апелляционное Определение Самарского областного суда от 27.11.2012 № 33-10848).
Если единовременная уплата налога представляется затруднительной, вы можете обратиться в налоговый орган за предоставлением рассрочки или отсрочки по уплате налога (подп. 4 п. 2 ст. 64 НК РФ). Такая отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена физическому лицу на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание (п. 2.1 ст. 64 НК РФ). При этом на сумму задолженности будут начисляться проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки (п. 4 ст. 64 НК РФ).
Для предоставления отсрочки (рассрочки) в налоговый орган нужно представить заявление (рекомендуемый образец приведен в приложении 1 к Порядку изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденного приказом ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@) и документы, перечисленные в п. 5 ст. 64 НК РФ. Кроме того, надо приложить сведения об имеющемся у вас движимом и недвижимом имуществе (п. 5.1 ст. 64 НК РФ).
Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в ее предоставлении принимается налоговым органом в течение 30 дней со дня получения заявления.
Налог на имущество физических лиц: ставки, уплата, льготы
Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» устанавливает, что плательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения.
Информацию об объектах, подлежащих налогообложению, налоговые инспекции получают из органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органов технической инвентаризации. Например, в Москве такие сведения в налоговые органы представляют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и ГУП МосгорБТИ.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, он поступает в бюджеты муниципальных образований.
Где мое уведомление?
Раньше граждане ежегодно получали уведомления об уплате налога на имущество физических лиц за текущий год в отношении принадлежащего им недвижимого имущества. Не получив такого уведомления в 2011 г., многие обеспокоились, а некоторые даже стали обращаться с письмами в Минфин России с вопросами: не отменен ли налог, а если нет, то как его платить?
В Письме от 15.02.2012 N 03-05-06-01/10, отвечая на один из таких вопросов, Минфин России разъяснил следующее. Дело в том, что Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ были внесены изменения в Закон РФ N 2003-1, касающиеся приведения сроков уплаты налога на имущество физических лиц в соответствие с положениями части первой Налогового кодекса РФ. Указанные изменения 1 января 2011 г. вступили в силу, с того времени уплата налога на имущество физических лиц производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (п. 9 ст. 5 Закона РФ N 2003-1).
Налог за 2011 г. подлежит уплате на основании соответствующих уведомлений до 1 ноября 2012 г. В соответствии со ст. 52 НК РФ уведомление направляется налоговыми органами не позднее 30 дней до наступления срока платежа (Письмо ФНС России от 28.11.2011 N ЗН-4-11/19930@).
В этом же Письме ФНС России указала, что она считает необходимым Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации предусмотреть возможность исчисления имущественных налогов за 2011 г. и направления налоговых уведомлений налогоплательщикам — физическим лицам в срок до 15 июня 2012 г.
Здесь нужно заметить, что налогоплательщикам должны высылаться так называемые единые уведомления по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц. Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 05.10.2010 N ММВ-7-11/479@. Этот же Приказ предписывает налоговым инспекциям формировать уведомление в зависимости от наличия у физического лица объектов налогообложения по одному налогу или нескольким налогам, подлежащим уплате на основании налогового уведомления (в том числе за предыдущие налоговые периоды при перерасчете сумм налогов).
При отсутствии у физического лица объекта налогообложения по налогу, подлежащему уплате на основании налогового уведомления, либо освобождении от налогообложения по такому налогу раздел уведомления по соответствующему налогу формироваться не должен. Иными словами, если гражданин не имеет автомобиля и земельного участка, то единое уведомление должно содержать только раздел, касающийся уплаты налога на имущество физических лиц.
Если налогоплательщик проживает не по месту нахождения имущества
Ситуация, когда владелец недвижимости не живет в той местности, где находится его собственность, не является необычной.
УФНС России по г. Москве в Письме от 29.06.2011 N 20-14/063081, сославшись на п. 9 Инструкции МНС России от 02.11.1999 N 54, разъяснило: если физическое лицо не проживает по месту нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговое уведомление на уплату исчисленного налога может быть направлено ему по почте по адресу фактического места жительства заказным письмом.
Для получения документов на уплату налога на имущество физических лиц налогоплательщику нужно своевременно информировать налоговую инспекцию по месту нахождения объекта недвижимого имущества, подлежащего налогообложению, об адресе своего фактического места жительства.
Статья 4 Закона РФ N 2003-1 предусматривает освобождение от уплаты налога для некоторых групп населения. Так, в частности, от уплаты налогов на имущество освобождены инвалиды I и II групп и инвалиды с детства, а от уплаты налога на строения, помещения и сооружения — пенсионеры. Причем касается льгота не только пенсионеров по возрасту, но и всех лиц, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. В том числе граждан, не достигших пенсионного возраста, вышедших на пенсию по выслуге лет в связи с исполнением определенных профессиональных обязанностей, к примеру осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей (Письмо Минфина России от 29.09.2011 N 03-05-06-01/69). Освобождение от уплаты налога распространяется и на лиц, получающих пенсию по потере кормильца (Письмо УФНС России по г. Москве от 08.07.2011 N 20-14/066365).
Нужно заметить, что Закон РФ N 2003-1 не предусматривает льгот по уплате налога на имущество для такой группы граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке государства, как многодетные семьи. Между тем Минфин России в Письме от 04.04.2012 N 03-05-06-01/17 разъяснил, что представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Иными словами, вопросы, связанные с освобождением от уплаты налога на имущество физических лиц членов многодетной семьи, в полной мере могут быть урегулированы на местном уровне. Минфин России сообщил, что мониторинг нормативных правовых актов муниципальных образований о налоге на имущество физических лиц показал, что во многих муниципальных образованиях многодетные семьи, приемные родители, опекуны (попечители), усыновившие (опекающие) третьего и (или) последующего несовершеннолетнего гражданина в семье, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц.
От уплаты налогов на имущество освобождаются ветераны Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, вольнонаемного состава и бывших партизан. От уплаты налога на строения, помещения, сооружения освобождены граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане. При этом для военнослужащих, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, льготы Законом N 2003-1 не предусмотрены (Письмо ФНС России от 01.12.2011 N БС-2-11/913@).
Льгота по налогу на имущество физических лиц автоматически не предоставляется. Для ее оформления лица, имеющие право на льготы, указанные в ст. 4 Закона N 2003-1, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года. Для осуществления перерасчета требуется письменное заявление налогоплательщика.
При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. ст. 78 и 79 НК РФ.
Налогообложение имущества, принадлежащего супругам
Зачастую объекты недвижимости, приобретаемые супругами, по разным соображениям регистрируются не на них двоих, а только на имя мужа или только на имя жены. Однако с точки зрения Семейного кодекса РФ имущество, приобретенное супругами во время брака, в том числе квартиры и т.п., является их совместной собственностью (если брачным договором не установлен иной режим для этого имущества). К нажитому во время брака относится имущество, приобретенное за счет общих доходов супругов, независимо от того, на имя мужа или жены оно приобретено и кем из супругов были внесены денежные средства.
В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрация осуществляется в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Во исполнение Закона N 122-ФЗ Минюст России Приказом от 25.03.2003 N 70 утвердил Методические рекомендации о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество. Указанный нормативный акт рекомендует при подаче заявления дополнительно уточнять, что целью обращения является государственная регистрация права общей совместной собственности, и указывать реквизиты документов, свидетельствующих о наличии брачных отношений, а также данные о другом правообладателе в случае, когда заявление подается одним из правообладателей.
Право общей совместной собственности возникает с момента его государственной регистрации и подтверждается свидетельством, в котором указывается вид возникшего права собственности.
Как платится налог на имущество, зарегистрированное на имя одного из супругов, но фактически принадлежащее двоим — мужу и жене?
Минфин России в Письме от 02.02.2012 N 03-05-04-01/05 разъяснил этот момент (ФНС России направила указанное Письмо нижестоящим налоговым органам для руководства в работе Письмом от 21.02.2012 N БС-4-11/2888@). В силу п. 1 ст. 1 Закона РФ N 2003-1 плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Учитывая, что признание лица плательщиком налога на имущество осуществляется налоговой инспекцией на основании информации, полученной от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исчисление налога на имущество физических лиц производится в отношении лица, указанного в правоустанавливающих документах на недвижимое имущество.
Иными словами, налог должен платить тот, чье имя записано в документах о праве собственности.
Обратите внимание, что, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства (ст. 1 Закона N 2003-1). На наш взгляд, эта норма касается лиц, являющихся собственниками, имена которых указаны в правоустанавливающих документах на недвижимое имущество, а не собственников, являющихся таковыми в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации.
Они устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Закон N 2003-1 устанавливает ставки налога в следующих пределах: при стоимости до 300 тыс. руб. — до 0,1%, свыше 300 тыс. до 500 тыс. руб. — до 0,3%, свыше 500 тыс. руб. — до 2% включительно.
Налог на имущество физических лиц: определение величины налога, права и обязанности плательщиков
Налог, начисляемый ежегодно на имущество физических лиц, направляется из налоговых органов в виде уведомлений по адресу проживания плательщиков. Согласно последним изменениям в налоговом законодательстве от 2011 года, налог на имущество физических лиц должен выплачиваться не позднее 1 ноября следующего года. К примеру, к 1 ноября 2012 года должны быть осуществлены все уплаты по налоговым уведомлениям за прошедший 2011 год.
Налоговые органы должны рассылать уведомления в сроки, которые определяются не позднее 30 дней до начальной даты выплат. В 2011 году также были внесены существенные изменения в формы налоговых деклараций. Теперь уведомления формируются не по единой форме, а сразу по нескольким формам – на транспортное, земельное и другое имущественное владение. Физическому лицу высылается уведомление в той форме, которая соответствует объекту его владения.
Налог на имущество физических лиц: кто является плательщиком налогов?
В группу плательщиков налогов на имущество от физических лиц входят владельцы не только квартир и жилых загородных домов, но и дач, гаражей, комнат в коммунальных квартирах, а также владельцы долей в других строениях, сооружениях и помещениях, которые причисляются российским законодательством к объектам имущества. Налог на имущество физических лиц причисляется к категории местного налога, т.е. выплачивается плательщиком один раз в год в муниципальный бюджет. Налог должен начисляться отдельно на каждый объект имущественного владения, находящийся в собственности физического лица.
Налог на имущество физических лиц: ставки и категории налогов
Согласно постановлению налоговых органов РФ, ставки налогообложений должны варьироваться по имущественным категориям плательщиков. Например, инвентаризация имущества отдельного физического лица определяется в сумму менее 300 тысяч рублей, тогда налог на недвижимость и другое имущество будет минимальным, в размере 0,1% от стоимости объекта владения. Максимальная ставка налогообложения (в 2% годовых) начисляется на объект имущества, цена которого превышает 1,5 миллиона рублей.
Конкретные суммы налогов устанавливаются правовыми нормативными актами, разработанными и подписанными местными органами самоуправления. Представителям местных органов власти также дано право самостоятельно дифференцировать размеры ставки по налогам на имущество физических лиц. Варьирование размера ставок по налогам может колебаться в зависимости от типа использования имущества – жилое помещение, хозяйственная постройка, коммерческое здание или в зависимости от материала постройки (кирпичное, деревянное, блочное здание и т.д.).
Номинальную стоимость каждой постройки определяет Бюро Технической Инвентаризации (БТИ).
Налог на имущество физических лиц разделяется на две основных категории:
- налог на квартиры, жилые здания, сооружения, строения, помещения;
- налог на владение транспортными средствами (в том числе и водно-воздушные виды транспорта).
Согласно российскому законодательству, налог на имущество физических лиц должен выплачиваться независимо от того, эксплуатирует плательщик объект своего владения или временно не пользуется им.
Налог на имущество физических лиц: на кого распространяются обязательства выплаты налогов?
Налоговые уведомления могут отправляться и несовершеннолетним детям. Когда родители искренне возмущаются по поводу таких уведомлений, им объясняют, что налоговое законодательство предусматривает облагать налогом и несовершеннолетних физических лиц, если их имена вписаны в договора на владение квартирой, домом или другим имуществом. Статус налогоплательщика не ограничивается рамками возрастных категорий. До совершеннолетия ребенка, родители, опекуны, попечители или другие родственники берут на себя обязательство выплачивать налоги за несовершеннолетних детей.
Если имущественная собственность разделена на долевое владение между двумя или большим количеством физических лиц, то сумма налога разбивается в долях на каждого законного владельца этим имуществом, в соответствии с личной частью долевого владения. Между владельцами долей может быть составлено соглашение, согласно которому один владелец общего имущества берет на себя обязательства по выплате налога.
Например, квартирой могут владеть на равных долях четыре человека, но платит налог только один член семьи, который взял на себя эти обязательства, подтвержденные договором. Величина ставки налога также может колебаться в зависимости от минимальной зарплаты или пенсии налогоплательщика.
Налог на имущество физических лиц: на кого распространяются льготы по налогообложению?
В соответствии с российским законодательством некоторые категории граждан освобождаются от налогообложений на все виды имущества:
- Герои РФ, СССР, а также лица, имеющие награды в виде орденов Славы (1, 2 и 3 степеней);
- Ветераны Гражданской и Великой Отечественной войны;
- Инвалиды с детства и инвалиды 1-й и 2-й групп;
- Лица, подвергшиеся радиационному воздействию в 1957 году при выбросе радиоактивных отходов на производственном объединении «Маяк», а также лица, подвергшиеся радиации после катастрофы на Чернобыльской АС;
- Лица, которые в составе подразделений принимали участие в ядерных испытаниях (в том числе и на Семипалатинском полигоне), а также в ликвидации аварий, связанных с ядерным заражением;
- Военнослужащие, уволенные со службы в рядах российской армии по организационно-штатным мероприятиям и по состоянию здоровья, с выслугой лет более 20 лет.
Не подлежат налогообложению в имущественной категории на владение квартирами, дачами, жилыми домами, гаражами, такие граждане РФ, как:
- Лица пенсионного возраста;
- Военнослужащие, выполнявшие свой интернациональный долг в Афганистане;
- Супруги и родители государственных служащих и военнослужащих, которые погибли при исполнении служебных обязательств;
- Собственники садоводческих и дачных строений, если сооружения на этих участках не превышают площади 50 кв.м, а также собственники жилых домов, если их строения также меньше 50 кв. метров;
- Владельцы творческих мастерских, студий, ателье, открытых для общего посещения библиотек, галерей, музеев и других культурных организаций, собственниками которых являются деятели искусства и культуры, народные артисты.
- От уплаты налогов на имущество освобождаются работники судов РФ, а членам их семей ставка налогов сокращается до 50%.
Местные органы самоуправления имеют право установить дополнительные льготы на имущественные налогообложения для граждан, проживающих на подотчетных территориях. Чтобы получить льготы, граждане, попадающие под льготные категории, должны сами обращаться в органы самоуправления по месту жительства для снижения налоговых ставок. Перерасчет суммы налогов осуществляется лишь за три последних календарных года, по заявлению физического лица, который имеет право на получение льгот.
Если права на владение имуществом передаются от одного лица к другому и документы на перерасчет льгот не успели податься до 1 января текущего года, тогда налоги обязан выплачивать бывший владелец имущества. Собственник имущества должен выплачивать налоги в бюджет местных органов с момента вступления в права собственности до момента отчуждения имущества. Налоги на владения квартирами, домами, транспортом и другим имуществом, унаследованные после смерти родственников, выплачиваются с момента вступления в права наследства.
Налоги на новые постройки, возведенные на территориях частных домов, дач, садовых участков, выплачиваются с момента начала следующего года, который идет вслед за годом их возведения. Такие же правила распространяются и на налогообложения при владении всеми видами транспорта (с начала года, следующего за тем, когда приобретался транспорт). Если имущество было разрушено или утеряно, то граждане имеют право не платить налог с месяца, когда произошла утеря. Взимание налогов на имущество с физических лиц лежит полностью на представителях налоговых органов.
Гражданам готовят новый налог
Несмотря на то что в Налоговом кодексе описано 14 налогов, физические лица, не занятые предпринимательской деятельностью или частной практикой, уплачивают лишь 4 из них: это налог на доходы физических лиц, налог на имущество, земельный и транспортный.
В отношении НДФЛ каких-то особенных перемен не ожидается, судя по Основным направлениям налоговой политики на 2010 г. и плановый период 2011-2012 гг. Транспортный налог отменять также не собираются, хотя и запланировано создание дорожных фондов в субъектах Российской Федерации. В соответствии с принятым 06.04.2011г. Федеральным законом N 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» сборы от этого налога в скором времени будут аккумулироваться на специальных счетах, не уходя за пределы региона. Но для физических лиц, уплачивающих транспортный налог, это изменение выразится лишь в других цифрах счета получателя в квитанции на уплату налога, что для многих будет практически незаметно.
Наиболее значимые и самые радикальные перемены ожидают россиян в 2012 году в отношении двух оставшихся налогов — земельный налог и налог на имущество. В ближайшие годы они, возможно, будут заменены одним новым налогом на недвижимость.
Сейчас обложение земельным налогом производится по правилам гл. 31 Налогового кодекса РФ. Налог должны уплачивать владельцы земельных участков исходя из их кадастровой стоимости, определяемой в соответствии с Земельным кодексом РФ. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но ставки не могут быть выше 1,5%. А в отношении сельскохозяйственных земель, площадей, занятых жилыми строениями, а также дачных участков налоговая ставка земельного налога ограничена 0,3%.
Налог на имущество физических лиц взимается по правилам, установленным Законом РФ N 2003-1 от 09.12.1991 «О налогах на имущество физических лиц». Этот налог платят все граждане, имеющие в собственности жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж или иное строение, помещение и сооружение, либо долю в них. Расчет налога производится по инвентаризационной стоимости объектов недвижимости и дифференцированным ставкам. Обычно в зависимости от величины инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения ставка налога на одной и той же территории несколько отличается, но никогда не превышает установленного Налоговым кодексом максимума в 2%.
Предполагается, что новый налог будет взиматься с рыночной стоимости объектов налогообложения. При этом ставки будут от 0,1% до 2% от этой стоимости. К тому же ежегодно, если не чаще, рыночная стоимость имущества будет пересчитываться, соответственно, сумма налога будет постоянно меняться.
Инвентаризационная стоимость недвижимости рассчитывается как стоимость строительства такого же объекта в современных условиях по ценам и технологиям сегодняшнего дня с учетом износа самого объекта. То есть чем более старый объект, тем ниже его инвентаризационная стоимость, а вместе с тем и ниже налог на имущество. Рыночная цена определяется как текущая стоимость, сложившаяся на основе спроса и предложения в каждый отдельный момент времени на рынке недвижимости. И совсем не обязательно, что рыночная цена будет уменьшаться вместе со старением объекта недвижимости, ведь это не единственный фактор. Наиболее значимым для рыночных цен будет так и не решенная жилищная проблема, пока спрос на жилье значительно превышает предложение, рыночная цена на недвижимость будет значительно выше инвентаризационной.
Понятно, что сегодняшние налогоплательщики не приветствуют эту законодательную инициативу. Такие нововведения требуют от правительства и законодательной власти тщательной проработки в отношении социально незащищенных слоев населения. Предполагается, что часть имущества будет исключена из налогообложения. Этот необлагаемый минимум пока не выбран, но скорее всего он будет существовать либо в натуральной форме (несколько соток земли и (или) сколько-то кв. метров жилья), либо в виде вычета некоторой суммы из налогооблагаемой стоимости всей имеющейся у собственника недвижимости. Поспешное принятие поправок в Налоговый кодекс, увеличивающих бремя всех налогоплательщиков, крайне нежелательно для правящей власти в предвыборный год. Это также дает основания ожидать более позднего введения нового налога, чем в 2012 г.
Внедрение нового налога сдерживает и ряд технических проблем — это, в частности, неполнота формирования государственного кадастра. Окончательных результатов государственной кадастровой оценки недвижимости следует ожидать не ранее 2012 г. В то же время с августа 2007 г. по сентябрь 2009 г. в четырех субъектах Российской Федерации (Татарстан, Кемеровская, Тверская и Калужская области) проходило пилотное тестирование системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в России. Сейчас число пилотных регионов планируется увеличить до 12, после чего можно будет хотя бы приблизительно рассчитать какие-то ставки и вычеты по новому налогу.
По ранее запланированному графику, к концу 2012 г. все подготовительные мероприятия должны быть завершены и должна была быть подготовлена ко второму чтению в Государственной Думе соответствующая глава Налогового кодекса. Однако работа над этим проектом пока не закончена, поэтому до чтения еще далеко. После принятия поправок и включения в Налоговый кодекс РФ этой главы налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. На деле получается, что действовать новый налог начнет не ранее чем с 2014 г. и лишь в отдельных регионах, которых вряд ли наберется более десятка.
Антон Соничев, адвокат юридической компании «Налоговик»