Доплата за контракт в бюджетной организации

Оглавление:

Эффективный контракт работника бюджетного учреждения

Что такое эффективный контракт

В 2012 году Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы (далее — Программа). Данная Программа предусматривает введение эффективного контракта, призванного усовершенствовать систему оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях.

Согласно разделу IV Программы эффективный контракт — это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

Примечание: эффективный контракт не что иное, как обычный трудовой договор, и добавление к нему прилагательного «эффективный» не меняет сути трудового правоотношения, сложившегося между сторонами трудового договора. Программа предлагает лишь собрать в тексте трудового договора все, что изложено в ряде законов, Общероссийском классификаторе, профстандартах, локальных нормативных актов. Однако, анализ содержания примерной формы трудового договора, установленной приложением № 3 распоряжения Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, свидетельствует о том, что содержание трудового договора, который должен быть «эффективным», не решает поставленную задачу, да и не может ее решить. В частности, права и обязанности сторон трудового договора согласно примерной форме носят формальный и отсылочный характер, представляя собой сокращенный вариант статей 21 и 22 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). А положения пункта 1 примерной формы не вносят ничего нового в существующий порядок включения условий в содержание трудового договора согласно статье 57 ТК РФ. А сам эффект от результата труда зависит не от содержания «эффективного контракта», а от отношения работника к своему труду.

Приказом от 26.04.2013 № 167н Минтруд России утвердил Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта.

Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников (утв. Приказом Минздрава России от 28.06.2013 № 421) содержат подробные показатели эффективности.

В отличие от них Методические рекомендации Минобрнауки России по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников (приложение к Письму Минобрнауки России от 20.06.2013 N АП-1073/02) не содержит каких-либо рекомендуемых примерных показателей. В них описаны лишь примерные направления для разработки показателей эффективности деятельности руководителей и педагогических работников организаций, осуществляющих реализацию программ дошкольного, общего, начального профессионального и среднего профессионального образования.

Федеральные рекомендации не содержат никаких советов по разработке показателей эффективности деятельности административно-вспомогательного персонала (бухгалтеры, уборщицы, рабочие, водители и т.д.), хотя Программа совершенствования системы оплаты труда предусматривает заключение трудовых договоров по принципу эффективного контракта со всеми работниками учреждений.

Содержание эффективного контракта

По своей сути трудовой договор, заключенный по принципу эффективного контракта, призван частично или полностью заменить собой несколько локальных нормативных актов:

положение об оплате труда;

положение о премировании;

коллективный договор (при наличии).

С одной стороны это позволяет дисциплинировать каждого работника, с другой — значительно увеличивает объем самого трудового договора с работником, с третьей — конкретизация условий оплаты труда в трудовом договоре является обязательным условием любого трудового договора на основании ч. 2 ст. 57 ТК РФ.

Примечание: согласно ч. 3 ст. 135 ТК РФ Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Рекомендации учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Поэтому необходимость включения в содержание трудового договора положений коллективного договора или локального нормативного акта в качестве показателя эффективности заключенного трудового договора представляется сомнительной.

Если трудовой договор с работником заключен ранее реализации принципа эффективного контракта, этот принцип реализуется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в который включаются следующие положения:

должностные обязанности работника;

условия оплаты труда:

размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника учреждения;

надбавки и дополнительные выплаты:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы:

надбавка за интенсивность труда

премия за высокие результаты работы;

премия за выполнение особо важных и ответственных работ;

выплаты за качество выполняемых работ:

надбавка за наличие квалификационной категории;

премия за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания;

выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет:

надбавка за выслугу лет;

надбавка за стаж непрерывной работы;

премиальные выплаты по итогам работы:

премия по итогам работы за месяц;

премия по итогам работы за квартал;

премия по итогам работы за год;

выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями:

коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях;

коэффициент за работу в высокогорных районах;

надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема выполняемых работ, сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных):

доплата за совмещение профессий (должностей);

доплата за расширение зон обслуживания;

доплата за увеличение объема работы;

доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;

доплата за выполнение работ различной квалификации;

доплата за работу в ночное время;

надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

режим рабочего времени и времени отдыха;

условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

условие об обязательном социальном страховании работника учреждения в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, а также условия и виды дополнительного страхования работника;

продолжительность ежегодного основного (ежегодного основного удлиненного) оплачиваемого отпуска составляет, продолжительность дополнительных отпусков (с указанием оснований для их предоставления);

размер доплаты за совмещение профессий (должностей) (если Работнику учреждения поручается с его письменного согласия дополнительная работа по другой профессии (должности));

условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), персональных данных работников учреждения (если есть такая необходимость);

обязанности работника учреждения отработать после обучения не менее ________________________________ (если обучение проводилось за счет средств работодателя).

Как заключить эффективный контракт

Оформление трудовых отношений путем заключения трудового договора призвано стабилизировать их посредством установления четких правовых связей между его сторонами, поэтому его содержанием являются определенные условия, которые подразделяются на:

информационные (наименование сторон (работника и работодателя); сведения о документах, удостоверяющих личность сторон; сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор; место и дата заключения трудового договора и др);

После того как все условия включены в трудовой договор и он подписан сторонами, они становятся обязательными для обеих сторон и могут быть изменены только по взаимному соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных статьей 72 ТК РФ.

Приказом Минтруда России от 26.04.2013 N 167н утверждены Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (далее — Рекомендации).

Пунктом 2 Рекомендаций предусмотрено, что изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.

Согласно п. 5 Рекомендаций с работником учреждения, состоящим в трудовых отношениях с работодателем, рекомендуется оформлять дополнительное соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.

На основании статьи 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Читайте так же:  Пенсия электросварщика

Согласно статье 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменениями в технике и технологии производства, структурной реорганизацией производства, другими причинами), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у него работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

В связи с тем что введение системы эффективного контракта в бюджетном учреждении является необходимым для реализации п. 17 Приложения № 2 к Программе, подобное дополнительное соглашение признается изменением организационных условий труда, определенных сторонами трудового договора, которые не могут быть сохранены. Следовательно, в случае отказа работника от заключения эффективного контракта ему должна быть предложена другая имеющаяся в учреждении работа (как вакантная должность или работа, соответствующая квалификации работника, так и вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор с ним подлежит прекращению в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Статья написана и размещена 23 июня 2017 года.

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Доплата за выслугу лет трудящимся бюджетной сферы

К категориям граждан, получающим такого рода стимулирующие выплаты относятся сотрудники организаций, образованных государственной властью и органами местного управления, не носящие коммерческий характер и финансируемые из государственного бюджета либо внебюджетного фонда.

  1. Сотрудники государственных бюджетных учреждений и гражданские служащие.
  2. Военнослужащие и сотрудники МВД.

Размер выплат зависит в процентном соотношении от оклада, срока, в течении которого осуществлялась трудовая деятельность в конкретной организации и во всех государственных службах в целом, а также от сферы деятельности и района проживания.

Законодательство предусматривает надбавку за выслугу лет работникам бюджетных предприятий, о чем указано в Трудовом Кодексе РФ. Это:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630 .
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667 .
  • учителя и педагоги, научные сотрудники;
  • работники культуры – театральные актеры, режиссеры, художники;
  • медики – врачи и медперсонал;
  • библиотекари;
    сотрудники дошкольных образовательных учреждений.
  • сотрудники государственной противопожарной службы;
  • сотрудники судебных учреждений.

Существует таблица тарифных ставок служащих государственных учреждений:

  • срок службы от одного до трех лет дает право на пятипроцентную прибавку к окладу;
  • от трех до пяти лет – десять процентов;
  • от пяти до десяти – двадцать процентов прибавки;
  • свыше десяти лет выслуги – тридцать процентов.

Порядок и правила выплат должны отражаться в локальных нормативных актах (например, коллективный договор, Положение о премировании) каждого конкретного предприятия. Законодательство не предусматривает определенных рамок, в которых могла бы назначаться сумма выплат.

Для гражданских госслужащих (различного ранга чиновников, занимающие посты в структуре государственного управления) нормы надбавок определяются в соответствии с ТК РФ и законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Надбавка завит напрямую от количества отработанных лет:

  • отслужив от одного года до пяти лет, сотрудник имеет право на десятипроцентную
  • надбавку к своему окладу;
  • от пяти до десяти лет – 15 %;
  • от десяти до пятнадцати лет – 20% от оклада;
  • от пятнадцати и выше – 30 %.

При этом, данная категория граждан может получать дополнительные выплаты другого рода (за характер работы, за группу занимаемой должности), которые не исключают выслугу лет, а суммируются, достигая иногда 200% от оклада.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Для сотрудников МВД также предусмотрены выплаты за выслугу лет, размер которых определяется в процентах от оклада. Должности, в которых предусмотрена надбавка, перечислены в приказе номер 1259 МВД.

Структурные подразделения, которые попадают в список данного приказа:

  • центральный аппарат;
  • Главное Управление МВД столицы и области;
  • дежурные части;
  • ЦВСН;
  • Кавалерийские части.

Согласно федеральному закону, военнослужащие также получают гарантированные надбавки за выслугу лет:

  • 10 % от должностного оклада получит военнослужащий, отслуживший от двух до пяти лет;
  • 15 % — за выслугу от пяти до десяти лет;
  • 20 % — если срок службы составляет от десяти до пятнадцати лет;
  • 25 % надбавки положено отслужившим от пятнадцати до двадцати лет;
  • 30 % получат отслужившие от двадцати до двадцати пяти лет;
  • 40% надбавки к окладу может быть назначено военнослужащим, срок службы которых равен или превышает 25 лет. Это является максимальной надбавкой за выслугу.

Характер обязанностей военнослужащего и место несения службы могут влиять на начисление данной надбавки. Например, служащим военных летных формирований один месяц службы учитывается за два.

Правила расчета

Существуют правила, которых необходимо придерживаться при расчете суммы и выплате надбавки:

  • выплачивается ежемесячно;
  • начисляется с учетом оклада;
  • стаж учитывается на основном месте трудовой деятельности;
  • прочие материальные поощрения не учитываются;
  • проценты следует начислять в пропорциональном отношении к отработанному времени;
  • при расчете стажа работы в особых климатических местностях год считается за два.

Узнайте больше о декретных в нашей интересной статье.

Хотите узнать про страховой стаж для вашего больничного? Тогда вам понравится наш материал по этой ссылке.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Документы и порядок расчета

Определяется стаж работы, позволяющий получить надбавку, сотрудником кадровой службы предприятия, либо Комиссией по установлению стажа. Они рассматривают предоставленные документы и принимают решение о праве получения сотрудником надбавки.

Если существует такая комиссия, то ответственной за сбор и подачу документов является именно кадровая служба.

Берутся в учет периоды осуществления трудовой деятельности, начиная с даты приема на работу. Если сотрудника переводили на другую должность в той же организации, выслугу лет следует высчитывать суммарно.

Выслуга лет военнослужащим вычисляется, начиная с момента призыва и до момента увольнения и исключения из списков личного состава по приказу командира ВЧ.

Если данные документы отсутствуют, сотрудник может предоставить архивные справки либо выписки из приказов. Свидетельские показания в данном случае не учитываются.

После рассмотрения документов принимается решение о назначении надбавок, оформляется протокол, который подписывает начальник кадровой службы или председатель комиссии.

В данном протоколе указаны персональные данные сотрудника, данные о стаже и причины для начисления определенной надбавки.

Руководитель организации на основе данного протокола издает приказ о назначении надбавки, сотрудника должны ознакомить с приказом под роспись.

Администрация города Шахты

Типовые вопросы и ответы в части оплаты труда работников бюджетной сферы

Вопрос.
О применении примерной формы трудового договора с работниками.

Ответ.
В соответствии с Программой эффективный контракт — это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки.

Приложением № 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р утверждена примерная форма такого трудового договора с работником учреждения.

При переходе на «эффективный контракт» в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.

Необходимым условием для перехода на «эффективный контракт» является установление в локальных нормативных актах по оплате и стимулированию труда показателей оценки эффективности деятельности. Данные показатели должны иметь количественное выражение и быть конкретизированы в трудовом договоре с работником для назначения ему стимулирующих выплат в зависимости от результатов его труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в любом трудовом договоре с работником должна быть указана трудовая функция: работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Чтобы трудовой договор отвечал принципам «эффективного контракта», необходимо конкретизировать должностные обязанности применительно к специфике работы в организации, структурном подразделении, к конкретному рабочему месту с указанием содержания и объема должностных обязанностей.

Читайте так же:  Требования к розеткам на складе

Таким образом, в целях учета отраслевой специфики учреждений, урегулированной законодательством Российской Федерации, отдельные условия, указанные в типовой форме, могут изменяться (дополняться). При этом такие изменения (дополнения) осуществляются при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, исходя из положений статей 57 (абзац 4 части 2), 59 (часть 2), 72 ТК РФ, возможно внесение изменений в срочный трудовой договор в части изменения срока его действия (в пределах срока, установленного Трудовым кодек-сом или иными федеральными законами). Это значит, что до окончания срока действия трудового договора в него могут вноситься изменения путем составления и подписания соответствующего дополнительного соглашения к трудовому договору.

Приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н утверждены рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (далее — Рекомендации).

В Рекомендациях отмечается, что при оформлении трудовых отношений при введении эффективного контракта в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.

При оформлении трудовых отношений с работником учреждения рекомендуется учитывать нормы, предусмотренные локальными нормативными актами, коллективными договорами и соглашениями, определяющими:
-систему оплаты труда работников (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат, надбавок);
-систему нормирования труда;
-условия труда работников по итогам аттестации рабочих мест, а также иные особые условия труда работников;
-режим рабочего времени и времени отдыха;
-штатное расписание учреждения;
-условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).

Кроме того, применяемая в учреждении система оплаты и стимулирования труда должна быть прозрачной, понятной работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.

Должностные обязанности работника могут быть определены в должностной инструкции. В таком случае должностная инструкция должна содержаться в приложении к трудовому договору с указанием на это в тексте трудового договора.
Переход на «эффективный контракт» должен сопровождаться внедрением системы нормирования труда, соответствующей требованиям главы 22 ТК РФ.

Таким образом, для внедрения эффективного контракта, в трудовом договоре заключаемого с работником, должны быть отражены в полном объеме элементы эффективного контракта.

Одновременно сообщаем, что при необходимости установленные работнику показатели должны быть пересмотрены. В данном случае заключается дополни-тельное соглашение к трудовому договору, в котором отражаются соответствующие показатели.

Вопрос.
Почему работодателю можно изменять условия трудового договора при переходе на эффективный контракт?

Ответ.
Переход на эффективный контракт — это внесение изменений в одностороннем порядке в действующий трудовой договор.

Изменение условий трудового договора по инициативе работодателя допускается (за исключением изменения трудовой функции работника) только в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), эти условия не могут быть сохранены (статья 74 ТК РФ). Иными словами, чтобы изменить условия трудового договора, работодатель должен указать работнику причину изменений, мотивировав, что именно эта причина является поводом для данных изменений.

В статье 74 ТК РФ наряду с изменениями в технике и технологии производства, структурной реорганизацией производства указаны также «другие причины», то есть перечень не является исчерпывающим.

Вопрос.
Какие же условия меняются в трудовом договоре с переходом на эффективный контракт?

Ответ.
В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция.

Раздел «Оплата труда» трудового договора дополняется показателями и критериями оценки эффективности деятельности работника.

Вводится выплата стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы, а также условия ее получения.

Вопрос.
Чем обусловлена необходимость данных изменений?

Ответ.
Изменение условий оплаты труда, разработка показателей и критериев оценки эффективности труда работников проводится в целях реализации Программы, постановлений Правительства Ростовской области и органов местного само-управления, касающихся вопросов оплаты труда, указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761, от 28.12.2012 № 1688.

Вопрос.
При переходе на эффективный контракт необходимо ли расторгать трудовой договор с работником учреждения?

Ответ.
Учитывая, что в соответствии с ТК РФ единственной формой правового оформления трудовых отношений между работником и работодателем является трудовой договор, введение эффективного контракта подразумевает совершенствование трудовых отношений именно в рамках трудовых договоров. Действующий трудовой договор с работником не расторгается. Новый трудовой договор может быть заключен только с вновь принятым на работу работником. Введение эффективного контракта на основе вышеуказанной примерной формы трудового договора должно осуществляться путем заключения с работниками в установленном порядке дополнительных соглашений к ранее заключенным с ними трудовым договорам.

При проведении работы по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам следует руководствоваться нормами действующего трудового законодательства и учитывать, что изменение определенных сторонами условий трудового договора (в том числе в части установления условий оплаты труда) должно производиться в соответствии со статьями 72 и 74 ТК РФ.

Допсоглашения заключаются в письменной форме.
Допсоглашение рекомендуется заключать по мере разработки показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждения.

Вопрос.
Если работник отказывается подписать допсоглашение?

Ответ.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему любую из имеющихся у него вакансий (статья 74 ТК РФ). Только при несогласии работника на предложенные вакансии можно уволить его по пункту 7 части 1 статьи 77 ТК РФ (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора). При этом работодатель должен позаботиться, чтобы отказ работника от предложенных вакансий и от работы в новых условиях был зафиксирован в письменной форме.

Вопрос.
Нужно ли предупреждать работника об изменениях в трудовом договоре?

Ответ.
Руководителю следует помнить, что поскольку изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, постольку работник должен быть уведомлен о предстоящих изменениях, а также о причинах, вызвавших необходимость этих изменений. Уведомление работник должен получить не позднее чем за 2 месяца до начала запланированных изменений, причем в письменной форме (часть 2 статьи 74 ТК РФ). Уведомление составляется в двух экземплярах. На экземпляре работодателя работник должен отметить, что уведомление получено, поставить свою подпись и расшифровку, указать дату.

Вопрос.
Что делать, если работник не был предупрежден об изменениях за 2 месяца, но уже подписал допсоглашение?

Ответ.
В соответствии со статьей 72 ТК РФ работник, подписывающий допсоглашение, тем самым выражает согласие, то есть изменения в трудовом договоре проходят по соглашению сторон. При изменении договора по соглашению сторон предупреждение работника об изменениях не требуется. В данном случае, работнику вручается уведомление об изменении условий трудового договора согласно ста-тье 74 ТК РФ.

Вопрос.
Как оформлять в трудовом договоре установление выплат компенсационного и стимулирующего характера?

Ответ.
В трудовом договоре компенсационные выплаты устанавливаются в следующем порядке:
— наименование выплаты;
— размер выплаты;
— фактор, обуславливающий получение компенсационной выплаты (работа в условиях отклоняющаяся от нормальных).
Стимулирующие выплаты устанавливаются в следующем порядке:
— наименование выплаты;
— условия получения выплаты;
— показатели и критерии оценки эффективности деятельности;
— периодичность;
— размер выплаты.

При этом Минфин России не рекомендует ограничиваться только ссылками на локальные нормативные акты (Положение об оплате труда, Положение о выплатах компенсационного и стимулирующего характера, Положение о премировании и т.п.), содержащие нормы, регулирующие вопросы осуществления стимулирующих и компенсационных выплат (п. 13 Рекомендаций).

Вопрос.
Как в трудовом договоре указывать размер выплат компенсационного и стимулирующего характера?

Ответ.
Размер выплат (доплаты, надбавки, повышающие коэффициенты) устанавливаются в процентном отношении к должностному окладу, ставке заработной платы. Рекомендуется указывать условия, при которых они осуществляются. В случаях, установленных нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, размер выплат может быть установлен в абсолютном размере (в рублях).

Вопрос.
Нужно ли отражать в эффективном контракте гибкий график работы?

Ответ.
Если режим рабочего времени работника отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, то этот режим следует конкретизировать в трудовом договоре или допсоглашении. При гибком графике также следует определить особенности режима рабочего времени в отдельные периоды деятельности учреждения (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работника).

Вопрос.
Необходимо ли заключать «эффективные контракты» с обслуживающим персоналом учреждений культуры?

Ответ.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» поставлена задача по доведению к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе. Достижение показателя, определенного Указом Президента Российской Федерации, определено в отношении соответствующей категории работников в целом, включая руководителей учреждений, их заместителей, артистический, художественный, вспомогательный и обслуживающий персонал.

Читайте так же:  Киладзе товароведение и экспертиза животного сырья

Повышение заработной платы будет обеспечено за счет установления надбавки за интенсивность и высокие результаты работы.

Данная надбавка устанавливается в соответствии с утвержденными локальными нормативными актами учреждения критериями оценки результативности и качества работы работника, которые включаются в «эффективный контракт». Таким образом, «эффективные контракты» должны быть заключены со всеми работниками учреждений культуры.

Вопрос.
В бюджетном учреждении будет проведена оценка эффективности деятельности как учреждения в целом, так и его работников. Кто и на каком основании имеет право проводить подобные оценки?

Ответ.
Порядок проведения оценки эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников, включая создание и порядок работы оценочной комиссии, критерии оценки, установление балльной системы оценок, рассмотрение отчетов (докладов) руководителей, работников профильными подразделениями, подготовку заключений о степени эффективности и результативности деятельности учреждения, его руководителя и работников, подготовку рекомендаций по результатам полученной оценки, устанавливается актом уполномоченного органа в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, в ведомственной принадлежности которого находится учреждение.

Исходя из пункта 7 Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденных Приказом Минтруда России от 01.07.2013 № 287, оценку выполнения целевых показателей эффективности деятельности учреждений рекомендуется проводить не реже 1 раза в год, их руководителей и работников — ежеквартально в соответствии с установленными критериями оценки их деятельности, путем суммирования баллов за отчетный период и формирования рейтинговых таблиц.

В п. 8 Методических рекомендаций указано, что порядок проведения оценки эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников, включая создание и порядок работы оценочной комиссии, критерии оценки, установление балльной системы оценок, рассмотрение отчетов (докладов) руководителей, работников профильными подразделениями, подготовку заключений о степени эффективности и результативности деятельности учреждения, его руководителя и работников, подготовку рекомендаций по результатам полученной оценки, необходимо устанавливать актом уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения субъекта РФ.

Вопрос.
О механизме реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников.

Ответ.
В соответствии с разъяснениями Минтруда России от 28 ноября 2013 года, повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», обусловлено повышением количества и качества оказываемых услуг.

В этих целях предусмотрено:
а) построение сквозных отраслевых систем показателей эффективности деятельности учреждений при оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ) по принципу «Российская Федерация – субъект Российской Федерации – учреждение — работник». Целевые индикаторы развития отрасли при этом устанавливающих государственных программах и «дорожных картах».
б) установление на уровне субъектов Российской Федерации с учетом отраслевых целевых индикаторов соответствующих индикаторов развития образования, науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения и разработка необходимых мероприятий по их достижению. Категории, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения.
Выплаты за достижение установленных показателей следует осуществлять в виде выплат стимулирующего характера (надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, премиальные выплаты).

Вопрос.
О достижении целевых показателей, установленных Указами Президента Российской Федерации.

Ответ.
Достижение показателей, определенных Указами Президента Российской Феде-рации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.

Таким образом, заработная плата конкретного работника будет зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами для соответствующей категории работников.

Следует иметь в виду, что совершенствование систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности и установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

При этом, оценка деятельности органов исполнительной власти Ростовской области и органов местного самоуправления по достижению установленных Указами Президента Российской Федерации показателей соотношения средней за-работной платы отдельных категорий работников к средней заработной плате в Ростовской области осуществляется в соответствии с разделом III Программы по итогам года, учитывая неравномерность динамики заработной платы в течение года.

При этом средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений сопоставляется со средней заработной платой в сфере общего образования, средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей со средней заработной платой учителей в Ростовской области за одинаковые периоды.

Приказом Росстата от 30 декабря 2013 г. № 508 «Об утверждении статистического инструментария для проведения федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597» утверждены формы статистического наблюдения численности и оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению сред-ней заработной. Отчет по ним представляется ежеквартально нарастающим итогом.

Вопрос.
О повышении заработной платы вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания населения.

Ответ.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации 4 декабря 2012 г. поручено (от 22 декабря 1012 г. № Пр-3411 (пункт 1 «б») соответствующим федеральным органам исполнительной власти обеспечить методическое сопровождение субъектов Российской Федерации при разработке ими региональных «дорожных карт» в установленных сферах, включающих целевые показатели и индикаторы, в том числе отражающие соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала медицинских организаций, организаций социально-го обслуживания, организаций культуры.

В методических рекомендациях Минтруда России, Минздрава России, Минкультуры России по разработке региональных «дорожных карт» даны соответствующие рекомендации. Например, по учреждениям социального обслуживания (приказ Минтруда России от 18 января 2013 г. № 21) рекомендуется достижение к 2018 году соотношения заработной платы основного и вспомогательного пер-сонала до 1:0,7 – 1:0,5 (с учетом типа учреждения социального обслуживания населения). Если указанное соотношение обеспечивается в более ранние сроки, то рекомендуется его поддерживать.

Основной персонал учреждений социального обслуживания населения — работники, непосредственно оказывающие услуги по социальному обслуживанию на-селения, а также их прямые руководители. Вспомогательный персонал учреждений социального обслуживания населения — работники, создающие условия для оказания услуги по социальному обслуживанию населения, включая обслуживание зданий и оборудования.

Вопрос.
Об установлении базовых окладов по профессиональным квалификационным группам.

Ответ.
Установление базовых окладов (базовых должностных окладов), базовой ставки заработной платы, в соответствии со статьей 144 ТК РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, подпунктом «е» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее — Указ) возложено на Правительство Российской Федерации.

В целях реализации Указа и своих полномочий Правительство Российской Федерации поручило Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внести предложения по базовым окладам по профессиональным квалификационным группам работников в 2015 году, в соответствии с пунктом 19 Плана мероприятий Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р.