Судебная практика по оплате одн
ВС РФ: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с РСО, а все собственники помещений платят напрямую
Если УК управляет многоквартирным домом, то даже в отсутствие договорных отношений она должна оплатить РСО стоимость коммунальных услуг, израсходованных на общедомовые нужды. Собственники помещений – даже при наличии договоров с РСО – оплачивать «общедомовые» коммунальные услуги не должны. Однако УК включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая спор между водоканалом и УК по поводу взыскания с последней задолженности за услуги холодного водоснабжения на содержание общего имущества в многоквартирных домах (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 июля 2018 г. N 308-ЭС18-3279).
УК категорически отказывалась платить, опираясь на следующие умозаключения:
- лицом, обязанным производить РСО оплату поставленных коммунальных ресурсов является, по смыслу Жилищного кодекса и Гражданского кодекса, исполнитель коммунальных услуг. Он же вправе требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей;
- по общему правилу УК приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с РСО. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ (если договор управления с УК был заключен органами управления ТСЖ и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или сама РСО;
- договорные отношения между водоканалом и УК отсутствуют;
- при этом если УК фактически управляет общим имуществом МКД, собственники помещений вносят ей плату за коммунальные услуги, а РСО выставляет счета за поставку соответствующего ресурса, то отношения между УК и РСО можно квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, а за самой УК признать статус исполнителя коммунальных услуг;
- однако в рассматриваемом случае — в отсутствие договора водоснабжения между РСО и УК – водоканал выставлял платежные документы именно потребителям (собственникам и нанимателям помещений), а не УК, и оплачивали эти счета тоже потребители непосредственно и напрямую, минуя счета УК;
- следовательно УК не является исполнителем коммунальной услуги, а значит, и оплачивать «общедомовую» холодную воду не обязана.
Арбитражные суды двух инстанций полностью поддержали УК и отказали водоканалу.
Однако ВС РФ не мог согласиться с указанными выводами. Он обратил внимание на следующее:
- бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме;
- при этом расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения;
- плата именно за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг либо УК, либо напрямую ресурсоснабжающей организации;
- однако плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД, – поскольку она включена в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, – с 1 января 2017 года при управлении МКД УК подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной УК, но не РСО;
- следовательно, независимо от решения собственников МКД, РСО не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно РСО покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД;
- сам по себе факт отсутствия договорных отношений между водоканалом и УК в рассматриваемом случае не изменяет статуса УК по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД, ведь УК обязана содержать общедомовое имущество МКД, предоставлять собственникам помещений весь комплекс коммунальных услуг по общему имуществу МКД и принимать от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.
Значит, указал ВС РФ, УК даже в случае прямых заключенных договоров между собственниками помещений МКД и РСО обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с РСО договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы УК, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.
Противоположная позиция, ошибочно поддержанная судами, сводится, по существу, к полному освобождению УК от оплаты стоимости ресурса, отпущенного на общедомовые нужды, что противоречит требованиям п. 4 ст. 1, ст.ст. 10, 544 ГК РФ.
Итог: предыдущие судебные акты отменены, а дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который должен будет, в том числе, рассмотреть вопрос о злоупотреблении управляющей компанией своим правом вследствие уклонения от заключения договора на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды.
Оплата ОДН за электричество: нужно ли платить и судебная практика по нарушениям
Платить за электричество приходится всем в зависимости от того, сколько было потрачено.
И если платить за квартиру и собственные траты согласны все, то графа ОДН часто вызывает вопросы: ее сумма входит в оплату по квитанции.
Особенности расчета
Все знают, что за потребление воды, тепла и электричества внутри квартир платят сами владельцы: для этого они устанавливают счетчики электроэнергии, снимают показатели и считают, сколько было потрачено в месяц.
Но помимо жилых помещений в домах есть и нежилые помещения или общие: это лестничные площадки, лифты, лестницы, подъезды, подвалы.
Они тоже потребляют электричество на освещение и другую работу, а значит, за них тоже нужно платить. Все нежилые помещения также находятся на балансе жильцов.
К общим территориям относятся все территории, не являющиеся жилыми квартирами: лестницы, подвалы, чердаки, технические этажи, лестничные площадки, крыши, двор и любой прилегающий участок, а также все оборудование, размещенное на них.
ОДН расшифровывается как общедомовые нужды. Сюда входят:
- уборка и санитарная обработка общих территорий, включая благоустройство двора и прилегающих территорий;
- обеспечение всего дома теплом и освещением, сюда же относится обеспечение энергией домофонов, лифтов, видеонаблюдения и другого общего оборудования;
- проведение ремонтных работ по устранению проблем, связанных с электрическими и другими сетями.
Чтобы рассчитать, сколько было потрачено электричества, используют данные с общедомового счетчика эоектроэнергии – с него раз в месяц снимают показания. Если общедомового счетчика нет, исходят из определенных нормативов.
Затем необходимо воспользоваться формулой: (общее количество потраченной энергии всего дома) – (количество энергии, потраченной жильцами).
Второе число состоит из суммы всех данных индивидуальный счетчиков и нормативов потребления, если счетчик не был установлен. Получившаяся разница и отмечает, сколько электричество ушло на общедомовые нужды.
Далее возможны варианты:
- Если жильцы потратили ровно столько же, сколько было списано по общедомовому счетчику, значит, на общедомовые нужды электричество не ушло и платить за это не нужно.
- Если число оказалось отрицательным, то есть жильцам начислили больше, чем они потребили, разница должна быть списана с их счетов.
- Если разница между общим количеством потраченной энергии на дом и электричеством, потраченным жильцами, образовалась, ее делят между жильцами, которые должны оплатить ее.
Нюансы сбора средств
Многие жильцы многоквартирных домов в последние несколько лет обратили внимание, что сумма, которую они оплачивают за коммунальные платежи, возросла без какой-либо причины.
Это привело к сомнениям о законности взимания дополнительных платежей и отказам в оплате дополнительных граф.
Однако, все довольно просто: жильцы платят за электроэнергию энергоснабжающей компании не напрямую, а через Управляющую Компанию или УК.
Раньше УК брала на себя все расходы за пользование электроэнергией на ОДН, и жильцы не платили за нее. В последние же несколько лет УК начала отказываться от этого варианта работы, и бремя оплаты за пользование электроэнергией целиком легло на жильцов. Это и привело к росту стоимости.
Отсюда следует вывод: требования оплатить ОДН основаны на законе и должны быть выполнены.
Однако если жильцы не согласны с суммой, они могут проверить справедливость требований, посчитав потраченное количество энергии в журнале учета. Некоторые считают, что поставщики энергии сознательно завышают сумму, желая получить больше денег, или что они платят за должников, но это тоже неверно.
Судебная практика показывает, что незаконными суд может признать недостоверные суммы, подсчет потраченного электричества и другое, что требует пересчета.
Так что не платить за потраченное не получится. Особенно много вопросов возникло у потребителей после принятия в 2015 году нового ЖК, так что рекомендуется сперва изучить принятые изменения.
Статью о том, что делать, если электросчетчик наматывает больше положенного, читайте здесь.
Жильцы обязаны платить не только за пользование электроэнергией в квартире, но и за ее расход на общедомовые нужды. Пользуясь лифтом, домофоном, находясь на общей благоустроенной территории, они обязаны нести за нее финансовую ответственности и оплачивать потраченную энергию по однотарифному или многотарифному счетчику.
Смотрите видео, в котором рассматриваются вопросы оплаты электроэнергии на общедомовые нужды без нарушений:
Судебная практика — оплата за электроэнергию израсходованную на ОДН
Главный вывод Хабаровского краевого суда :Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии/
В суде первой инстанции слушал дело судья Киселев С.А.
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 марта 2011 года г. Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Скурихиной Л.В.
судей Поздняковой О.Ю., Федоровой Г.И.
при секретаре Анохиной Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» к Фомичевой Марине Николаевне о взыскании задолженности по оплате электроэнергии и пени и по встречному исковому заявлению Фомичевой Марины Николаевны к Открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о признании незаконными действий, возложении обязанности произвести перерасчет, признании незаконным начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды по кассационной жалобе М.Н.Фомичевой на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 13 декабря 2010 года.
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Представитель ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» А.Ю.Мусатова обратилась в суд с иском к Фомичевой М.Н. о взыскании задолженности за электроэнергию за период с октября 2009 года по февраль 2010 года в сумме ., которой ответчик пользовался по адресу: . Также просит взыскать пени на 10.03.2010г. в сумме .
Фомичева М.Н. обратилась в суд со встречным иском к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о признании незаконными действий, возложении обязанности произвести перерасчет, признании незаконным начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды. В исковом заявлении указала, что потребленная электроэнергия за период с октября 2009 года по февраль 2010 года оплачена ею полностью, с начислением задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды не согласна, так как ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» не является организацией, предоставляющей коммунальные услуги, в связи с чем не вправе требовать оплаты за электроэнергию. Считает, что поскольку снятие показаний общедомового прибора учета ОДН и начисление гражданам платы за потребление электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома по адресу: производится Советско-Гаванским отделением «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» в нарушение требований действующего законодательства без соответствующих полномочий, выставление ей счетов за использование электроэнергии на ОДН является незаконным.
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 13 декабря 2010 года с Фомичевой М.Н. в пользу ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» взыскана задолженность за электроэнергию за период с октября 2009 года по февраль 2010 года в сумме
В удовлетворении исковых требований Фомичевой М.Н. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» отказано.
В кассационной жалобе М.Н.Фомичева просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по оплате коммунальной услуги «электроснабжение», израсходованной в местах общего пользования многоквартирного жилого дома, лежит как на нанимателях жилых помещений по договору найма, так и на собственниках жилья на основании закона. При этом, начисление платы за предоставление электроэнергии на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии производится правомерно.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они сделаны без учета содержания встречных исковых требований, без установления существенных для дела обстоятельств и противоречат законодательству, подлежащему применению к спорным отношениям.
Из содержания встречного иска Фомичевой М.Н. следует, что ею оспаривается правомерность действий ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» по расчету платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление.
В качестве оснований иска указаны: отсутствие согласия истца на изменение порядка расчета электрической энергии; использование ответчиком приборов учета, установленных с нарушением закона, что не позволяет использовать их как расчетные; нарушение ответчиком Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» в части поэтапного перехода к энергосбережению.
Обстоятельствами, имеющими значение для данного дела, являются: определение характера спорных отношений, состава их участников, основания возникновения у истца права на жилое помещение, способ управления многоквартирным жилым домом, в котором расположена квартира истца, участие истца в управлении домом (если он является собственником жилого помещения), наличие договорных отношений между истцом, управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией по вопросам поставки электроэнергии для индивидуального потребления и на общедомовые нужды, сложившийся порядок оплаты электроэнергии ранее и основания его изменения, повлекшие возникновение спорных отношений.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.
Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.
Согласно части 4-7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, во всех случаях, когда управление жилым домом осуществляется управляющей компанией (ТСЖ, жилищным кооперативом), плату за коммунальные услуги жильцы такого дома вносят управляющей компании. Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом, в котором проживает Фомичева М.Н., находится в управлении ООО «Городская управляющая компания — служба заказчика», однако в нарушение требований п. 4 ч. 2 ст.364 ГПК РФ управляющая компания к участию в деле привлечена не была.
Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом – соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8167-ЮТ/07).
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями вэтом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).
Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307). Исполнителем согласно абз.2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой внеобходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю.
При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии впереходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530).
Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества вмногоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.
Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.
Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.
В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.
Учитывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение суда не соответствует нормам материального и процессуального права, подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Поскольку разрешение спора возможно с обязательным участием в деле управляющей организации, на обслуживании которой находится , а также с установлением обстоятельств, имеющих значение для дела, что не представляется возможным на основании доказательств, имеющихся в деле, судебная коллегия лишена возможности постановить по делу новое решение, в связи с чем гражданское дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и устранить отмеченные недостатки.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 13 декабря 2010 года по делу по иску Открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» к Фомичевой Марине Николаевне о взыскании задолженности по оплате электроэнергии и пени и по встречному исковому заявлению Фомичевой Марины Николаевны к Открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о признании незаконными действий, возложении обязанности произвести перерасчет, признании незаконным начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.
Как УО выиграть суд по делу о задолженности за сверхнорматив на ОДН
Чтобы ресурсоснабжающая организация смогла взыскать с управляющей организации задолженность за сверхнорматив на ОДН, между ними должны быть договорные отношения. В противном случае, попытки РСО вернуть долг будут неприятными для управляющей компании, но бесполезными.
Это история об управляющей компании, которая смогла. Узнайте и вы, как УО выиграть суд по делу о задолженности за сверхнорматив на ОДН.
Не бойтесь доказать свою правоту в суде
Если управляющая организация не будет отдавать долги за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в МКД, РСО может обратиться в суд. И здесь главное не растеряться и продолжать бороться, даже в Верховном Суде РФ.
РСО обратилась в суд с иском к управляющей организации о взыскании задолженности за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды сверх норматива.
Суд первой инстанции удовлетворил иск частично – постановил взыскать задолженность и пени только за определённый период. Апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил и отказал в удовлетворении иска. Тогда РСО обратилась в Верховный Суд РФ и Верховный Суд РФ не нашёл оснований, по которым можно было бы не согласиться с решением апелляционного суда.
Определите исполнителя коммунальных услуг
РСО поставляет коммунальный ресурс в МКД, а оплачивает его исполнитель коммунальных услуг. Если в спорный период управляющая компания не была исполнителем КУ на объекте, требовать с неё возмещения задолженности нельзя.
Чтобы разобраться в проблеме и быть уверенной, кто является исполнителем коммунальных услуг в спорный период, управляющей организации нужно изучить ряд нормативных правовых актов. Именно на них ссылался апелляционный суд, а его выводы поддержал Верховный Суд РФ:
- статьи 161, 162 ЖК РФ;
- п. п. 13, 14, 17 Правил № 354;
- п. п. 10, 1 Правил № 124.
Не лишним будет изучить обзоры судебной практики от Верховного Суда РФ, в них содержатся полезные выводы, которые УО могут применять в своей работе:
- п. 9 раздела VI Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2014),
- п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22.
С вступлением в силу постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 у исполнителя коммунальных услуг появилась обязанность возмещать стоимость сверхнормативного объёма коммунальной услуги, поставленной на ОДН.
Определение понятия «исполнитель коммунальных услуг» устанавливают Правила № 124. В спорный для рассматриваемого дела период исполнителем коммунальных услуг, согласно п. 2 Правил № 124, было юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем КУ могла быть как управляющая организация, так и РСО в зависимости от обстоятельств их взаимоотношений с потребителем. Чтобы безошибочно установить исполнителя КУ суды рекомендуют руководствоваться законодательством, действовавшим в спорный период.
Изучите нормативные правовые акты
Управляющая организация предоставляет коммунальные услуги потребителям. Для этого она заключает с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов для их использования при предоставлении коммунальных услуг потребителям (п. 13 Правил № 354).
Управляющая организация начинает предоставлять коммунальные услуги потребителям в МКД с одной из двух дат:
- указанной в решении ОСС о выборе управляющей организации;
- заключения договора управления МКД, но не раньше даты начала поставки коммунального ресурса по договору, заключённому управляющей организацией РСО (п. 14 Правил № 354).
Выходит, УО не может считаться исполнителем коммунальной услуги, пока не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией и не начнёт поставку коммунального ресурса.
До наступления указанных дат или если способ управления в МКД не выбран, собственники и пользователи помещений получают коммунальную услугу напрямую от РСО. Поэтому в судебных спорах о взыскании задолженности за коммунальные услуги, суду важно разобраться, предоставляла ли в спорных период УО коммунальную услугу, была ли у неё такая обязанность.
Докажите бездействие РСО
Если договор ресурсоснабжения не заключён в письменной форме, ресурсоснабжающая организация вправе направить исполнителю КУ оферту о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к этой оферте проекта договора (п. 10 Правил № 124).
Исполнителю КУ после получения оферты отводится 30 дней на её рассмотрение. Если в течение этого срока не дать ответ в РСО о согласии или отказе заключить договор ресурсоснабжения, РСО может обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора ресурсоснабжения (п. 11 Правил № 124).
В нашем случае ресурсоснабжающая организация бездействовала. Более того, с предложением заключить договор в РСО обратилась сама управляющая организация.
Докажите отсутствие договорных отношений с РСО
УО по договору управления по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги в такой дом (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
УО не может предоставлять коммунальные услуги в МКД без заключения договора ресурсоснабжения (п. 9 раздела VI Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2014)). Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом МКД, исполняя решение ОСС и собственники помещений платят ей за КУ, а РСО выставляет ей счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между УО и РСО можно расценивать как договорные по снабжению ресурсом (п. 1 ст. 162 ГК РФ).
В этом случае управляющую организацию можно признать выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг. Эта позиция поддерживается п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22.
В нашем случае сложившиеся между УО и РСО отношения нельзя считать договорными отношениями по снабжению ресурсом на общедомовые нужды.
Верховный Суд РФ встал на сторону управляющей организации в вопросе взыскания задолженности за сверхнорматив на ОДН, потому что управляющая организация:
- Не побоялась доказать свою правоту в суде.
- Смогла правильно определить исполнителя коммунальных услуг.
- Изучила нормативные правовые акты и смогла грамотно ими воспользоваться.
- Смогла доказать бездействие РСО.
- Доказала отсутствие договорных отношений с РСО.
И всё же управляющая организация не смогла бы выиграть суд без хороших юристов. Экспертное заключение для суда помогли составить Елена Шерешовец, директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета по энергетике Государственной думы РФ, практикующий юрист и Сусана Киракосян, кандидат юридических наук, доцент, советник компании ALTHAUS Group, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА.
«У нас получилось победить в борьбе с незаконным взысканием ОДН. Суд признал, что между истцом и ответчиком отсутствуют фактические правоотношения по поставке электроэнергии, а ресурсоснабжающая организация приняла на себя статус исполнителя коммунальной услуги» – прокомментировала Елена Шерешовец. Ксения Терлецкая
Полезная статья?
Поделитесь с коллегами и друзьями
Это история об управляющей компании, которая смогла. Узнайте и вы, как УО выиграть суд по делу о задолженности за сверхнорматив на ОДН.
Расчет общедомовых нужд в 2019 году
С 1.01.2017 в платежках исчезла отдельная строка затрат на общедомовые нужды. Отныне ОДН включаются в платеж за содержание общего имущества. Как в 2019 году происходит расчет общедомовых нужд?
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Аббревиатура ОДН в платежках стала уже привычной для потребителей. Большинство плательщиков уже разобралось в механизме начисления.
Но в 2019 году правила изменились кардинально. Как теперь рассчитывается плата за общедомовые нужды?
Раньше в составе общедомовых нужд отдельно оплачивался перерасход по электроэнергии, холодному/горячему водоснабжению, теплоэнергии.
С января 2019 года данные расходы включаются в состав оплаты за содержание жилья. Еще один немаловажный момент это изменение схемы начисления платежей за ОДН.
Прежде размер платы определялся как разница меж показаниями общедомовых счетчиков и суммой по показаниям индивидуальных приборов учета.
В большинстве многоквартирных домов разница полностью распределялась меж жильцами. С начала 2019 года платежи за ОДН получили четкие пределы.
Плата не может превышать соответствующий норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Отныне затраты на оплату сверхнормативного объема коммунальных ресурсов возлагаются на ТСЖ и управляющую компанию.
Важно! Для включения платы за ОДН в платеж за содержание жилого помещения не требуется решения общего собрания жильцов дома.
Но при этом указанные новации никоим образом не отразятся на многоэтажках с непосредственным способом управления и домов, где собственники не определили или не реализовали способ управления.
В подобных случаях сохраняется прежняя схема расчетов за ресурсу, потраченные на ОДН.
ОДН расшифровывается как общедомовые нужды. Под таковыми законодательством подразумеваются затраты, возникающие в процессе обслуживания многоквартирных домов.
При этом нужды могут быть разнообразными. К примеру, расходы на освещение включают в себя не только затрату энергии, но и замену лампочек или проводки.
Мытье подъездов и лестничных клеток предполагает трату воду. А отопление подъезда невозможно без затрат теплоэнергии.
В платежных документах подобные расходы часто прописываются просто как услуги.
Хотя на практике данные услуги часто оказываются ненадлежащим образом или не оказываются вовсе. При этом показатель расхода определенного ресурса устанавливается на региональном уровне.
Но основная проблема это отсутствие возможности и желания со стороны управляющих компаний в отношении экономии таких ресурсов.
В итоге жильцы получают платежки с существенно превышенными нормами расходов.
Изменения законодательства ведут к тому, что теперь в платежках обязательно отображаются детали оплаты.
Норма установлена обновленными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном жилье.
По мнению Министерства строительства и ЖКХ РФ это повлечет за собой более полное информирование граждан о составе расходов на оплату жилищных услуг.
В новой платежной квитанции ниже строчки «содержание жилого помещения» предусмотрена расшифровка с нормативами и начисленными платежами за содержание общего имущества.
При этом отдельно прописываются затраты на каждый отдельный вид коммуслуг.
Но в то же время из платежек не исчезли сведение об объемах фактически потребленных ресурсов согласно значениям общедомовых счетчиков.
То есть жильцы могут сравнить их с объемами, предъявляемыми к оплате по нормативам.
Такой анализ необходим собственникам и УК/ТСЖ для определения действительной стоимости услуг по содержанию жилого помещения.
Когда то комуслуги оплачивались по строго учрежденным тарифам. Причем оплата зависела от численности проживающих жильцов.
Развитие рынка привело к тому, что всякий поставщик энергоресурсов желает получить полную оплату за действительно потраченные ресурсы, независимо от проблем потребителя.
Это потребовало кардинального изменения системы оплаты за получаемые услуги, как для собственников жилья, так и для управляющих компаний.
На практике объем потребляемых жильцами ресурсов отличался от объема, фиксируемого приборами учета ресурсоснабжающих организаций.
Получалось, что часть израсходованных ресурсов оставалась неоплачиваемой.
Управляющие компании не хотели, а часто и не могли, оплачивать неучтенные по счетчикам жильцов или по нормативам услуги.
Так появилась понятие общедомовых нужд в виде отдельной строки в счетах оплаты.
ОДН должны были компенсировать разницу меж показаниями счетчиков собственников или рассчитанными по нормативам и реальным расходом ресурсов.
Что касается учреждения нормативов, то сделано это для того чтобы УК не обязали собственников уплачивать за любые расхождения с показателями.
С 2019 года жильцы обязаны оплачивать то, что требуется для обслуживания дома.
Теперь не придется оплачивать расходы соседа или невнимательность УК, когда коммунальные ресурсы перерасходуются из-за неисправности коммуникаций.
Важный вопрос касается обязательности оплаты ОДН. Может ли собственник не платить за общедомовые нужды?
Данные услуги оплачиваются в обязательном порядке, даже в случае длительного отсутствия собственника. Если жилец не оплачивает ОДН, то он автоматически становится должником.
А значит, к нему будут применены законные меры воздействия – от ограничения в ресурсах до судебного взыскания задолженности.
Нормативная база
Графа ОДН появилась в платежных квитанциях в июне 2009 года.
Именно в это время в соответствии с Жилищным Кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ №и 307 от 6.05.2006 плата за общедомовое потребление электроэнергии предъявляется отдельно всякому жильцу многоквартирного дома.
Порядок расчета оплаты и предоставления услуг установлен Постановлением Правительства № 354 от 6.05.2011.
Что говорит Постановление 354, платить или не платить ОДН? Данный норматив определяет, что взыскание ОДН законно, поскольку это такие же комуслуги и тратятся они в пользу жильцов.
ФЗ № 176 от 29.06.2015 и Постановление Правительства РФ № 1498 от 26.12.2016 внесли изменения в Жилищный Кодекс РФ.
С 1.01.2017 плату за общедомовые нужды начисляют не ресурсоснабжающие организации, а ТСЖ или управляющие компании.
То есть строка ОДН теперь включается в платежку за содержание жилого помещения.
Нововведение объясняется тем, что ресурсы расходуются домом на содержание общедомового имущества.
При этом если до 2019 года платеж за ОДН выставлялся по нормативам потребления, то с начала 2019 года действуют новые нормативы потребления.
Сами же управляющие компании рассчитываются с ресурсоснабжающими компаниями по показаниям общедомовых счетчиков.
Проще говоря, жильцы не могут платить по ОДН больше учрежденных нормативов. Если имеется перерасход, то оплачивает его УК или ТСЖ.
Нормативы утверждаются региональными властями и могут отличаться в зависимости от субъектов РФ. Утвержденные нормативы должны публиковаться на сайте управляющей компании.
Возникающие нюансы
Благодаря нововведениям, вступившим в силу с 1.01.2017, собственники квартир получают возможность оптимизировать издержки при оплате услуг ЖКХ.
Как выглядит образец договора о внесении задатка при покупке квартиры, читайте здесь.
Любой владелец квартиры, знающий нормы потребления ресурсов, может оценить эффективность работы своей управляющей компании в сфере улучшения энергоэффективности жилья.
Становится возможной оценка объемов потребления ресурсов в самой квартире.
За счет точных данных приборов учета можно установить, где потребление чрезмерно и почему отопление одной квартиры обходится дороже другой.
Также собственники в многоквартирных домах получают возможность увидеть, во сколько обходится им содержание придомовых территорий и общих парадных.
Наглядное отображение расходов поспособствует решению вопросов, качающихся экономии ресурсов. Это в свою очередь поможет снизить размер платы по общим домовым нуждам.
Что входит в общедомовые нужды
Большая часть жителей многоэтажек под общедомовыми нуждами понимают:
- освещение в домах подъездов и придомовых территорий;
- затраты на уборку общих помещений;
- расходы на отопление общей площади.
Но следует знать, что именно входит в ОДН. Кроме указанных расходов энергоресурсов в общедомовые нужды относятся:
- работа лифтов;
- применение насосов водоснабжения;
- использование домофонов и сигнализации;
- дежурное освещение чердаков и подвалов;
- технологические потери, связанные с особенностями установленного электрооборудования.
ОДН по водоснабжению это:
- мойка лестничных площадок и мусоропроводов;
- полив газонов;
- промывка коммуникаций;
- потеря внутридомовых водосетей;
- опрессовка отопительной системы;
- ремонт и запуск отопительной системы.
Иные расходы ресурсов в ОДН не включаются. Но и указанных вполне достаточно чтобы при ненадлежащем потреблении образовались значительные потери.
А поскольку теперь нельзя списать все расходы на жильцов, то управляющие компании напрямую заинтересованы в экономии ресурсов и обеспечении надлежащего их использования.
Как рассчитывается электроэнергия (формула)
Величина оплаты ОДН по электроэнергии во многом зависит от наличия/отсутствия общедомового прибора учета.
При отсутствии счетчика электропотребление рассчитывается по нормативам, учрежденным еще в 2012 году.
Нормативы будут пересмотрены только к июню 2019 года. Как начисляется электроэнергия по ОДН сейчас?
Если в многоквартирном доме имеется общий счетчик, то общедомовые нужды рассчитываются представителем Энергонадзора вместе с представителем дома, выбранным общим собранием жильцов.
Основой становится разница меж показаниями общедомового счетчика и общей суммой показаний индивидуальных счетчиков.
В общую сумму включаются и значения, рассчитанные по нормативам для квартир, не оборудованных счетчиками. Полученная разница делится на всех владельцев квартир с учетом занимаемой площади.
Формула определения ОДН при наличии общедомового счетчика выглядит так:
При отсутствии общедомового прибора учета электроэнергии ОДН определяется по утвержденным нормативам.
Формула такова:
Другие коммунальные услуги ОДН (тарифы)
Что касается других коммуслуг по ОДН, то имеет значение расход потребления воды. До 2019 года жильцы оплачивали весь перерасход.
В 2019 году ситуация должна измениться. После утверждения нормативов, общедомовой расход воды будет оплачиваться не более утвержденного тарифа.
При определении нормативов в расчет будут приниматься такие технические и конструктивные особенности многоэтажек как:
- этажность;
- износ инженерных систем;
- вид системы водоснабжения;
- оснащенность дома оборудованием.
Нормативы по расходам коммунальных услуг на содержание общедомового имущества будут рассчитываться на основании норматива, который каждый субъект РФ должен установить до 1.06.2017.
То есть пока говорить о средних тарифах по РФ нельзя. Это станет понятно после утверждения значений на всей территории России.
Для установления средних нормативов специалистам потребуется установить общий счетчик на многоквартирный дом и высчитать разницу меж общими и индивидуальным потреблением.
Видео: плата за общедомовые нужды
Только сравнив показания по десяткам и сотням тысяч объектом, приняв во внимание их технические особенности, можно будет сделать расчет норматива потребления и определить средний тариф на ОДН.
К сведению! С января 2019 года в домах, где плата ОДН превышает нормативы или показания не могут быть определены по причине отсутствия счетчиков, жильцы могут оплачивать услуги по норме. Все излишние расходы оплачивает УК.
Как производится оплата
Согласно п.1 ст.154 ЖК РФ плата за ОДН в 2019 году начисляется и указывается в счете, выставляемом ТСЖ или УК, являясь частью оплаты за содержание жилого помещения.
Теперь ОДН не может включаться в оплату воды или электроэнергии исходя из площади помещения.
Но при этом платеж по ОДН не может превысить норматива потребления на общедомовые нужды, учрежденного региональным законодательством.
Нормативы до 1.06.2017 должны быть опубликованы на сайте местной администрации или региональной службы.
При этом законодательство не дает четкого ответа на ситуацию, когда норматив превышает фактическую сумму.
Но в Письме Минстроя от 14.02.2017 четко указано, что плата по ОДН должна осуществляться не ниже норматива.
Судебная практика
Изменения относительно ОДН повлекут за собой собственную судебную практику. До момента, когда задуманные поправки начнут действовать, как положено, потребуется «утряска» многих нюансов.
Что касается практики, предшествовавшей изменению ранее действующих норм, то таковая весьма обширна и охватывает практически всю территорию РФ.
В частности в упомянутом обзоре кроме прочих рассматривался вопрос отсутствии общедомовых приборов учета сточных вод в многоквартирных домах и начисления оплаты за водоотведение в отношении ОДН.
Было установлено, что норматив водоотведения должен соответствовать объему воды, поданной источников централизованного водоснабжения.
Но в то же время ВС РФ установил, что объем водоотведения должен определяться исходя из нормативов потребления услуги водоотведения.
Как правильно рассчитать площадь дома, читайте здесь.
Про титульное страхование недвижимости, смотрите здесь.
Но такого норматива нет. Следовательно, ОДН на водоотведение быть не может. Это сделало строку «водоотведение на ОДН» неправомерной.
Еще один важный момент касается установки общедомовых счетчиков. ФЗ № 261 от 23.11.2009 обязал собственников установить общедомовые приборы учета.
Если сами жильцы не устанавливали счетчик, это должна была сделать ресурсоснабжающая компания.
При этом плата за установку собственниками вносится равными долями в течение пяти лет. На практике ресурсоснабжающие компании требовали немедленной оплаты.
Оплачивать установку общего счетчика должна УК, но вносить оплату можно в течение пяти лет.
Пока нельзя сказать, как отразятся новые поправки на собственниках квартир. Следует дождаться утверждения нормативов по всем регионам и практики их действительного применения.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
- Регионы — 8 (800) 333-88-93
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.