Приказ кгб 00140

Приказ кгб 00140












7 сентября 1966 года

1. В соответствии с решением Коллегии от 30 августа 1966 г. ввести в действие Положение о разведывательных подразделениях КГБ при Советах Министров союзных и автономных республик и УКГБ по краям и областям.

2. Председателям комитетов госбезопасности при Советах Министров союзных и автономных республик и начальникам управлений КГБ по краям и областям, руководствуясь решением Коллегии КГБ при Совете Министров СССР от 28 января 1966 г. » О состоянии разведывательной работы против США и мерах по ее усилению» и указанием КГБ № 23сс от 26 марта 1966 г. «Об усилении борьбы против США как главного противника нашего государства», обеспечить надлежащую координацию и взаимодействие разведывательных и контрразведывательных подразделений в работе по иностранцам из капиталистических стран на территории СССР.

3. Первому главному управлению и руководителям местных органов, в составе которых имеются разведывательные подразделения, оказывать этим подразделениям действенную помощь в работе, добиваясь выполнения поставленных перед ними разведывательных задач. При этом особое внимание обратить на приобретение агентуры и доверительных связей из числа иностранцев, которые могут быть использованы на разведывательной работе против США за границей.

4. На заседаниях коллегий КГБ, советов УКГБ периодически рассматривать состояние работы разведывательных подразделений. О результатах рассмотрения и принятых мерах информировать Первое главное управление КГБ при СМ СССР.

5. Приказ КГБ при СМ СССР № 00288 от 22 сентября 1961 г. и введенное им в действие Положение о разведывательных подразделениях местных органов КГБ считать утратившими силу.

С настоящим приказом и Положением ознакомить весь оперативный состав ПГУ и разведывательных подразделений КГБ-УКГБ, а также руководящий состав 2 Главного и 3 Управлений КГБ при СМ СССР до начальника отделения включительно и начальников вторых управлений, отделов, отделений местных органов КГБ.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ при СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
генерал-полковник Н. ЗАХАРОВ

ПОЛОЖЕНИЕ
о разведывательных подразделениях КГБ при Советах Министров союзных и автономных республик и УКГБ по краям к областям

1. Разведывательные подразделение (первые управления, отделы, отделения) создаются с разрешения Комитета госбезопасности при Совете Минис тров СССР в составе КГБ при Советах Министров союзных и автономных республик и УКГБ по краям и областям, имеющих условия и возможности для решения задач, стоящих перед разведкой КГБ.

2. Разведывательные подразделения на местах подчиняются соответственно председателям КГБ республик, начальникам УКГБ по краям и областям, которые несут полную ответственность за состояние и результаты оперативной деятельности этих подразделений.

3. Закордонные мероприятия разведывательные подразделения проводят, главным образом, собственными силами и средствами по согласованию с Первым главным управлением КГБ, руководствуясь при этом существующими приказами и указаниями КГБ при Совете Министров СССР.

4. Направление оперативной деятельности разведывательных подразделений КГБ-УКГБ определяет Первое главное управление по представлению соответствующих начальников КГБ-УКГБ, исходя из задач разведки и реальных возможностей местных органов. ПГУ оказывает разведывательным подразделениям помощь в организации работы и утверждает перспективные планы их деятельности.

5. Разведывательные подразделения комплектуются, как правило, из числа сотрудников органов госбезопасности, имеющих опыт контрразведывательной работы, владеющих иностранными языками и способных по своим деловым и личным качествам выполнять разведывательные задания за границей.

6. На разведывательные подразделения КГБ республик, УКГБ по краям и областям возлагается:

а) изучение и разработка на территории СССР и за границей лиц из числа иностранцев, и в первую очередь американцев, в целях привлечения их к сотрудничеству на агентурной или доверительной основе для использования за границей в интересах политической, научно-технической разведки, для проникновения в спецслужбы противника, а также в качестве агентов-вербовщиков и агентов для работы по нелегальной линии;

б) добывание секретной информации о капиталистических странах политического, военного, научно-технического и контрразведывательного характера, а также по вопросам документации нелегалов на территории СССР и за границей; изучение и разработка интересующих разведку КГБ объектов главного противника, в том числе находящихся в третьих странах, с целью проникновения в эти объекты;

в) выявление и разработка, в первую очередь в сопредельных капиталистических странах, разведывательных органов и агентуру противника, ведущих подрывную работу против СССР в целях проникновения в эти органы и противодействия их деятельности, направленной против Советского Союза и других социалистических стран;

г) подбор и начальная подготовка разведчиков-нелегалов, разработка документальных вариантов и подготовка условий для проведения документальных комбинаций за границей;

д) подбор, проверка и подготовка резерва для использования за границей по линии 13 отдела при ПГУ;

е) использование в интересах разведки и контрразведки за границей возможностей советских граждан, выезжающих в капиталистические страны в составе делегаций, туристских групп, в качестве специалистов, студентов, аспирантов или по частным делам, а также подготовка агентуры, выезжающей за границу для работы в советских представительствах и международных организациях;

ж) организация работы по использованию эмиграции из СССР в интересах разведки, а также разложению реакционных эмигрантских националистических центров и пресечению их подрывной антисоветской деятельности. Осуществление руководства комитетами и обществами по культурным связям с соотечественниками за рубежом в их работе по развитию патриотического движения;

з) вывод на территорию СССР иностранцев, представляющих интерес для КГБ, с целью их разработки и вербовки;

и) выполнение отдельных поручений Первого главного управления, связанных с проведением активных, дезинформационных и других оперативных мероприятий.

7. Разведывательные подразделения КГБ-УКГБ для решения задач, поставленных перед ними, имеют право:

а) осуществлять изучение, разработку в разведывательном плане и вербовку представляющих интерес для разведки иностранцев, прибывших на территорию Советского Союза в качестве туристов, в составе делегаций, по линии культурного и научного обмена, по частным делам и двухсторонним экономическим соглашениям, по которым у них имеются наводки из резидентур, задания ПГУ, свои разработки и материалы. Совместно со вторыми управлениями-отделами КГБ-УКГБ рассматривать материалы ка других иностранцев, которые могут быть использованы на разведывательной работе за границей, вести их разработку по совместным планам и в целесообразных случаях с санкции руководителей КГБ-УКГБ брать дела в свое производство;

б) создавать по согласованию с ПГУ в капиталистических странах агентурную сеть и осуществлять руководство ею по своим каналам.

При передаче агентов на связь резидентурам КГБ дела на них передаются Первому главному управлению;

в) организовывать в соответствии с установленным порядком поездки в капиталистические страны с разведывательными заданиями оперативных работников, агентов и доверенных лиц, включая их в состав выезжающих за границу делегаций, туристских групп, команд судов загранплавания, проводить эту работу в контакте с контрразведывательными аппаратами;

г) готовить, с соблюдением соответствующих требований, своих сотрудников для работы за границей в составе резидентур КГБ при Совете Министров СССР. Сотрудники при выезде в долгосрочные командировки за границу зачисляются в действующий резерв ПГУ и поступают в подчинение резидентов КГБ. По истечении срока загранкомандировки эти сотрудники возвращаются в распоряжение КГБ-УКГБ и назначаются при положительной оценке их работы на должности не ниже тех, которые они занимали к моменту командирования за границу;

д) создавать на территории республики, края, области агентурные и другие оперативные возможности, необходимые для выполнения поставленных разведывательных задач. Использовать для этих целей также возможности других подразделений органов КГБ на местах, в том числе разведпунктов научно-технической разведки, с соблюдением порядка и положений, предусмотренных приказами и указаниями КГБ при СМ СССР;

е) поддерживать при наличии возможностей с разрешения председателя КГБ – начальника УКГБ непосредственную связь со своими разведывательными группами в сопредельных капиталистических странах по вопросам, не требующим согласования с ПГУ.

8. Добытую разведывательными подразделениями разведывательную информацию органы КГБ направляют для реализации в Первое главное управление КГБ при Совете Министров СССР. В необходимых случаях ее докладывают первым секретарям компартий республик, крайкомов и обкомов. Разведывательная информация, представляющая интерес только для местных органов КГБ, военной разведки и контрразведки, погранвойск, научных центров и предприятий, передается им на месте с последующим уведомлением об этом ПГУ.

9. Действующие при КГБ-УКГБ разведпункты научно-технической разведки Первого главного управления КГБ ведут работу в соответствии с задачами, определенными для них распоряжением Совета Министров СССР № 2152рс от 27 октября 1965 г., объявленного приказом КГБ № 00164-65 г. Они подчиняются руководству КГБ-УКГБ (а в органах, где имеются разведподразделения, – руководству этих подразделений) и управлению научно-технической разведки Первого главного управления и руководствуются их указаниями.

10. Руководство разведывательными подразделениями КГБ-УКГБ и координацию их деятельности с подразделениями центрального аппарата разведки, а также анализ и обобщение их работы Первое глазное управление осуществляет через 15 [1] отдел ПГУ.

Руководство работой разведывательных подразделений КГБ-УКГБ по линии научно-технической разведки, по вопросам подбора и документации нелегалов, а также по конкретным в вербовочном плане разработкам Первое главное управление осуществляет соответственно через управление научно- технической разведки, специальное управление и другие оперативные подразделения ПГУ.

11. Оперативную переписку с резидентурами КГБ при Совете Министров СССР в капиталистических странах, а также с аппаратами представительств и групп координации и связи КГБ в социалистических странах разведывательные подразделения местных органов КГБ ведут только через Первое главное управление. Последнему предоставляется право вносить изменения в задания, поступающие из местных органов госбезопасности, либо отменять их, если они противоречат общим планам ПГУ или составлены без учета политической и агентурной обстановки в странах, своевременно уведомляя об этом заинтересованные подразделения.

12. Начальники разведывательных подразделений КГБ-УКГБ имеют право телеграфной переписки по вопросам, входящим в их компетенцию, с местными органами и с ПГУ КГБ.

По вопросам ведения оперативного учета разведывательные подразделения КГБ-УКГБ руководствуются приказами и инструкциями, действующими для разведывательных аппаратов КГБ.

НАЧАЛЬНИК ПЕРВОГО ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КГБ при СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

генерал-лейтенант А .САХАРОВСКИЙ

[1] Номер отдела зачеркнут, вместо него от руки вписано « 12 » . В конце абзаца имеется помета: « в н. вр. Упр «РТ» »

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Антиляп » Агентура, организация и методы приобретения и работы с агентами.

Агентура, организация и методы приобретения и работы с агентами.

Сообщений 1 страница 3 из 3

Поделиться126-06-2014 08:37:00

  • Автор: А.Курзанцев
  • Читатель
  • Откуда: г. Кемерово, Россия
  • Зарегистрирован: 26-09-2012
  • Сообщений: 657
  • Уважение: +985
  • Позитив: +450
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 34 [1984-03-16]
  • Провел на форуме:
    16 дней 12 часов
  • Последний визит:
    16-01-2018 09:08:16

Здесь выкладываю рассекреченные документы, периода РИ и СССР, касающиеся всего что связано с агентурой и агентурным аппаратом.

И первый и настоятельно рекомендуемый к ознакомлению документ, это:

Инструкция по организации и ведению внутреннего (агентурного) наблюдения, 10.02.1907 г.

Совершенно секретно
Копии снимать воспрещается

На обязанности лица, ведающего политическим розыском, лежит прежде всего приобретение и сбережение внутренней секретной агентуры, — единственного вполне надежного средства, обеспечивающего осведомленность.
На приобретение и сбережение внутренней агентуры должны быть направлены все усилия лица, ведающего розыском.
Наружное наблюдение является лишь вспомогательным и притом весьма дорогим средством для разработки агентурных сведений и для прикрытия конспиративности агентурного источника.

Для успешной работы в деле политического розыска и руководства внутренней агентурой лица, ведающие розыском, должны знать программы революционных партий, быть знакомы с историей революционного движения, положением его, движения, в данный момент и следить за революционной литературой.

Лица, заведующие агентурой, должны руководить сотрудниками, а не следовать слепо указаниям последних. Обыкновенно сотрудник выдающийся — интеллигентный и занимающий видное положение в партии — стремится подчинить своему авторитету лицо, ведущее с ним сношения, и оказывает давление на систему розыска. Если для сохранения отношений возможно оставлять его в убеждении, что такое его значение имеет место, то в действительности всякое безотчетное увлечение сотрудниками приводит к отрицательным результатам. Лицо, ведающее агентуру, должно составить себе план расследования и стремиться извлечь из агентуры все данные для его осуществления. Поэтому, никогда не открывая своих карт перед сотрудником, надлежит давать ему поручения, вытекающие из плана розыска.
При этом следует с особенным вниманием относиться к выяснению или закреплению в памяти сотрудников таких фактов, которые могли бы быть впоследствии использованы как судебные улики и подтверждены доказательствами, лежащими вне соприкосновения с сотрудником. Эти задачи розыска (в общих чертах) могут быть указаны сотруднику, дабы и он приучился к собиранию данных, пригодных для судебного расследования, и прикрытию агентуры.

Лица, ведающие розыском, должны твердо помнить, что «сотрудничество» от «провокаторства» отделяется весьма тонкой чертой, которую очень легко перейти. Они должны знать, что в умении не переходить эту черту и состоит искусство ведения успешного поли-
тического розыска. Достигается это только безусловно честным отношением к делу и пониманием целей розыска, а не погоней за отличиями, открытием и арестом отдельных средств пропаганды (типографии, склады оружия, взрывчатые вещества и проч.).
Лица, ведающие розыском, должны проникнуться сознанием, что лучшим показателем успешной и плодотворной их деятельности будет то, что в местности, вверенной их надзору, совсем не будет ни типографий, ни бомб, ни складов литературы, ни агитации, ни пропаганды. Последние результаты будут достигнуты, если они при серьезной осведомленности о революционной деятельности и умении систематически и планомерно пользоваться этими знаниями достигнут того, что революционеры вынуждены будут прекратить в данной местности свою преступную работу.

Секретные сотрудники должны состоять членами одной из революционных организаций (о которых они дают сведения), или, по крайней мере, тесно соприкасаться с серьезными деятелями таковых, т. к. только тогда сведения их будут ценны. Лица, не состоящие в революционных организациях и не соприкасающиеся с ними, особенно различные местные «старожилы», принадлежащие иногда к крайним правым партиям, зачастую не только не бывают полезны в целях политического розыска, но даже и вредны, т. к. заставляют неопытных и неосведомленных лиц, ведающих розыском, направлять таковой в ложную сторону и совершенно непроизводительно тратить силы и средства. Изложенное отнюдь не значит, что сведениями таких лиц надлежит пренебрегать, — не следует лишь на последних возлагать больших надежд и считать таких лиц «секретными сотрудниками», а сведения их «агентурными». В деле розыска нельзя пренебрегать никакими сведениями, но нужно научиться давать им надлежащую оценку и не считать их без проверки (дающего сведения лица и самых сведений) — достоверными.

Секретные сотрудники должны быть постоянными и получать определенное жалование (помесячно), а не за отдельные сообщения, т. к. только при имении постоянной агентуры можно быть в курсе деятельности революционных организаций, и только постоянная агентура может относиться с интересом к делу розыска.
В сотруднике, начавшем работу по материальным соображениям, надлежит, по возможности, создавать и поддерживать интерес к розыску, как орудию борьбы с государственным и общественным врагом — революционным движением. Особенно ценны в этом отношении сотрудники, взявшие на себя эту роль по побуждениям отвлеченного характера.
При удачных ликвидациях, являющихся результатом сведений и разработки, постоянного сотрудника следует поощрить денежной наградой.

Сведения приходящих лиц, требующих платы за каждое отдельное указание на то или другое революционное предприятие («штучники»), конечно, должны быть использованы в интересах дела, в особенности сведения о предполагаемых экспроприациях, совершаемых часто лицами, не имеющими никакого отношения к революционным организациям, но к таковым сведениям нужно относиться с большой осторожностью и тщательно проверять их всеми способами. Зачастую сведения эти бывают провокаторскими, а иногда просто «дутыми». При этом всегда надлежит стремиться использовать лицо, дающее отдельные сведения, в целях учреждения при его посредстве систематической агентуры.

Состоя членами революционных организаций, секретные сотрудники ни в коем случае не должны заниматься так называемым «провокаторством», т. е. сами создавать преступные деяния и подводить под ответственность за содеянное ими других лиц, игравших в этом деле второстепенные роли. Хотя для сохранения своего положения в организациях сотрудникам приходится не уклоняться от активной работы, возлагаемой на них сообществами, но в таких случаях они должны на каждый отдельный случай испрашивать разрешения лица, руководящего агентурой, и уклоняться во всяком случае от участия в предприятиях, угрожающих серьезною опасностью. В то же время лицо, ведающее розыском, обязано принять все меры к тому, чтобы совершенно обезвредить задуманное преступление, т. е. предупредить его с сохранением интересов сотрудника. В каждом отдельном случае должно быть строго взвешиваемо, действительно ли необходимо для получения новых данных для розыска принятие на себя сотрудником возлагаемого на него революционерами поручения, или лучше под благовидным предлогом уклониться от его исполнения. При сем необходимо помнить, что все стремления политического розыска должны быть направлены к выяснению центров революционных организаций и к уничтожению их в момент проявления ими наиболее интенсивной деятельности, почему не следует «срывать» дело розыска только ради обнаружения какой-либо подпольной типографии или-мертво лежащего на сохранении склада оружия, помня, что изъятие подобных предметов только тогда приобретает особо важное значение, если они послужат к изобличению более или менее видных революционных деятелей и уничтожению организации.

Секретных сотрудников надлежит иметь в каждой из действующих в данной местности революционных организаций и, по возможности, по несколько в одной и той же организации. Лицо, ведающее розыском, не должно упускать ни одного случая, могущего дать хотя бы слабую надежду на приобретение секретного сотрудника. Каждое лицо, подающее надежду, надлежит расположить к себе и использовать в целях агентуры, причем нужно помнить, что дело приобретения секретных сотрудников очень щекотливое и требует много терпения и осторожности. Малейшая неосторожность или форсировка часто вызывает решительный отпор.

Секретные сотрудники приобретаются различными способами. Для приобретения их необходимо постоянное общение и собеседование лица, ведающего розыском, или опытных, подчиненных ему лиц с арестованными по политическим преступлениям. Ознакомившись с такими лицами и наметив тех из них, которых можно склонить на свою сторону (слабохарактерные, недостаточно убежденные революционеры, считающие себя обиженными в организации, склонные к легкой наживе и т. п.), лицо, ведающее розыском, склоняет их путем убеждения на свою сторону и тем обращает их из революционеров в лиц, преданных Правительству. Этот сорт сотрудников нужно признать наилучшим. Помимо бесед с лицами, уже привлеченными к дознаниям, удается приобретать сотрудников и из лиц, еще не арестованных, которые приглашаются для бесед лицом, ведающим розыском, в случае получения посторонним путем сведений о возможности приобретения такого рода сотрудника.
Независимо от сего при существовании у лица, ведающего агентуру, хороших отношений с офицерами Корпуса Жандармов и чинами Судебного ведомства, производящими дела о государственных преступлениях, возможно получать от них для обращения в сотрудники обвиняемых, дающих чистосердечные показания, причем необходимо принять меры к тому, чтобы показания эти не оглашались. Если таковые даны словесно и не могут иметь серьезного значения для дела, то желательно входить в соглашение с допрашивавшимся о не занесении таких показаний в протокол, дабы с большею безопасностью создать нового сотрудника.

Читайте так же:  Узаконить пристрой по амнистии

Кроме того можно использовать тех лиц, которые, будучи убеждены в безопасности своей личной революционной деятельности, нуждаются в деньгах и хотя не изменяют коренным образом убеждений, но ради денег берутся просто продавать своих товарищей.

Сотрудники, находящиеся в низах организаций, могут быть путем постоянной совместной работы с лицом, ведающим розыском, а равно арестами более сильных работников, окружающих его, проведены выше.

Вновь принятого сотрудника всегда следует незаметно для него основательно выверить наблюдением и постараться поставить под перекрестную агентуру.

Лицо, ведающее политическим розыском, должно осмотрительно относиться к приезжим заявителям, разъезжающим по Охранным отделениям и Жандармским Управлениям с единственной целью выманивать деньги. Такие лица (в большинстве случаев из провалившихся сотрудников), зачастую довольно развитые, развязные, будучи осведомлены о личном составе некоторых Охранных Отделений или Управлений и знакомы с деятельностью некоторых революционеров, вводят в заблуждение даже опытных лиц, давая им заявления о готовящихся террористических актах и других выдающихся преступлениях, и тем заставляют вести розыск в ложном направлении. Личность такого заявителя и его нравственные и служебные качества надлежит немедленно проверить по алфавиту и путем сношения по телеграфу с Начальником подлежащего Управления или Отделения, прежде чем предпринимать что-либо по его указанию.

Самым прочным, хотя и не всегда продуктивным, положением сотрудника является такое положение, когда он находится в организации в роли пособника и посредника в конспиративных делах, т. е. когда его деятельность ограничивается сферой участия в замыслах или приготовлениях к преступлению, что фактически неуловимо формальным дознанием и следствием и дает возможность оставлять на свободе сотрудника и близких к нему.

Секретные сотрудники ни в коем случае не могут посвящаться в сведения, даваемые другими сотрудниками. С особою осторожностью следует относиться вообще к ознакомлению сотрудника с ходом розыска, а также деятельностью и личным составом розыскного учреждения. При сношениях с сотрудником нужно получать от него все необходимое и, по возможности, не разоблачать перед ним ничего. В противном случае лицо, ведущее агентуру, быстро окажется в руках сотрудника, из коих очень многие склонны вести двойную игру, а в случае разрыва отношений с ними, розыскному делу и лицам, ведущим его, будет всегда угрожать крайняя опасность.

Никто кроме лица, заведующего розыском, и лица, могущего его заменить, не должен знать в лицо никого из секретных сотрудников.
Фамилию сотрудника знает только лицо, ведающее розыском, остальные же чины учреждения, ведающего розыском, имеющие дело со сведениями сотрудника, могут в необходимых случаях знать только псевдоним или номер сотрудника. Чины наружного наблюдения и канцелярии не должны знать секретного сотрудника и по кличке. Он им должен быть известен лишь как действительный революционный деятель по кличке наружного наблюдения, если он вошел в сферу последнего.

Секретные сотрудники ни в коем случае не должны знать друг друга, так как это может повлечь за собою «провал» обоих и даже убийство одного из них.

Сведения, даваемые секретными сотрудниками, должны храниться с соблюдением особой осторожности и в строгой тайне.

Сведения, полученные от секретных сотрудников, обязательно проверяются, если к этому представляется возможность, наружным наблюдением.

Заведующему агентурой рекомендуется ставить надежных сотрудников к себе в отношения, исключающие всякую официальность и сухость, имея в виду, что роль сотрудника обыкновенно нравственно очень тяжела, и что «свидания» часто бывают в жизни сотрудника единственными моментами, когда он может отвести душу и не чувствовать угрызений совести. Только при соблюдении этого условия можно рассчитывать иметь преданных людей.

Никогда не следует заставлять сотрудника форсированно добывать сведения, т. к. это часто вызывает провалы. После ликвидации необходимо дать сотруднику возможность на время прекратить активные сношения с товарищами.

Производя ликвидацию, никогда не следует арестовывать всех, окружающих сотрудника, лиц, оставляя его одного на свободе, но надлежит оставлять около него несколько лиц, более близких и менее вредных, или дать ему возможность заранее уехать по делам, или, в крайнем случае, арестовать и его самого, освободив впоследствии с близкими к нему и наименее вредными лицами по недостатку улик. О предстоящем аресте сотрудника всегда нужно войти с ним в соглашение. Арест сотрудника допустим лишь в случаях неустранимой необходимости.

Производство обысков и арестов по агентурным сведениям совершать с большой осторожностью и осмотрительностью, дабы не «провалить» секретного сотрудника, почему, предварительно ликвидации, надлежит тщательно рассмотреть все то, что может повлиять на целость агентуры, и отвести последнюю от возможности подозрений.

В ликвидационных записках никогда не следует помещать конспиративных кличек сотрудников, а также указывать вообще на лицо, давшее сведения, а употреблять для этого выражения «по имеющимся негласным сведениям». Агентурные сведения, известные лишь одному секретному сотруднику или очень тесному кругу лиц, помещать в такие записки не надлежит вовсе.
Ликвидацию следует начинать с тех мест и лиц, где могут быть серьезные вещественные доказательства или «техника», т. к. таковое, как поличное, дает возможность привлекать по обвинению в участии в революционном сообществе лиц, даже застигнутых без вещественных доказательств на их квартирах, и дает возможность прикрыть агентуру. Лучше всего удается прикрыть агентуру, если начинать ликвидацию с ареста установленной наблюдением сходки хотя бы некоторых из подлежащих ликвидации наиболее видных лиц, т. к. таковой прием придает ликвидации вид случайности. Для взятия типографий или мастерских бомб хорошо начинать с задержания на улице, под благовидным предлогом, кого-либо из проживающих в намеченной квартире лиц, чем и объясняется обыск квартиры.

Вознаграждение сотрудника находится в прямой зависимости от ценности даваемых им сведений и положения, занимаемого им в организации.

Секретные сотрудники, если они не живут на партийные средства, обязательно должны иметь какой-нибудь легальный заработок, т. к. неимение такового немедленно возбуждает в организации подозрение относительно источника средств к существованию. Устраиваться на службу сотруднику следует рекомендовать самому, без посредства лица, ведающего розыском, т. к. посредничество это, хотя бы и через промежуточных лиц, рано или поздно неминуемо ведет к «провалу» сотрудника. При наличности скудного легального заработка секретного сотрудника надлежит обращать самое серьезное внимание на то, чтобы он не давал повода заметить другим, что он живет выше своих средств. В особенности следует обращать внимание на несоответствие легальному заработку платья, обуви и т. п.

Во время ареста жалованье сотруднику должно быть обязательно сохранено и, по возможности, даже увеличено. Провалившихся сотрудников следует стараться устраивать на места (кроме службы в розыскных учреждениях) и первое время поддерживать их материально.

Расставаясь с секретным сотрудником, не следует обострять личных с ним отношений, но вместе с тем не ставить его в такое положение, чтобы он мог в дальнейшем эксплуатировать лицо, ведающее розыском, неприемлемыми требованиями.

Свидания с секретными сотрудниками должны происходить на особых («конспиративных») квартирах. Не выяснившемуся секретному сотруднику не следует показывать «конспиративную» квартиру; лучше иметь для такового особую квартиру или номер в гостинице, или же назначать свидания с такими лицами в ресторанах и т. п. местах.

Конспиративная квартира не должна помещаться в таких местах, где за ней может быть установлено наблюдение (соседство трактира, сада, мелочной лавочки, стоянки извозчиков, трамвайного павильона, общественного заведения и пр.). Она должна иметь обязательно два входа, если позволяют обстоятельства, не находиться во дворе, быть, по возможности, ближе к канцелярии и в такой части города, где живет поменьше революционных деятелей.

Конспиративных квартир для свидания с сотрудниками нужно иметь по возможности больше, и на одной и той же квартире назначать свидания в разные дни и часы сотрудникам разных партий, чтобы предупредить не только весьма вредные последствия, но и самую возможность встречи двух сотрудников.

Чтобы предупредить возможность встречи двух сотрудников, из коих один пришел в назначенный час, а другой по какому-либо экстренному делу, квартира должна быть устроена так, чтобы сошедшихся всегда можно было изолировать друг от друга.

Хозяином наилучшей конспиративной квартиры может служить безусловно верный человек, служивший в Охранном Отделении или в Жандармском учреждении на должности, по которой его мало знали в городе, живущий на покое, в отставке, без прислуги, и не имеющий никакого другого отношения к розыскному учреждению.

Обыкновенно же конспиративная квартира устраивается у лиц, служащих в Отделении или Управлении, пользующихся особым доверием, которые не занимают показных должностей, (которых меньше знают) и которых никто из служащих, известных в городе, и, в особенности в форменном платье, не посещает.

Следует принять за правило запирать на ключ комнату, в которой происходит свидание с секретным сотрудником или в которой он находится один. У зеркала или окна сотрудника никогда сажать не следует. Не следует также иметь в комнате, посещаемой сотрудником, никаких бумаг, записок и т. п. документов, относящихся к деятельности Отделения или Управления. Вообще в целях предупреждения различных неудач не следует пренебрегать никакими предосторожностями до мелочных включительно.

Самое ничтожное сведение о подозрении в «провале» конспиративной квартиры должно служить основанием к немедленной ее перемене.

На каждого секретного сотрудника заводится особая тетрадь (книжка), куда заносятся все, получаемые от него сведения. В конце тетради должен быть алфавит, в который заносятся все имена, упоминаемые сотрудником, со ссылкой на страницу тетради, на который имеются о них сведения. В этот же алфавит заносятся и установки лиц со ссылкой на первоначальное имя или революционную кличку.

Со всех алфавитов пишутся листки, которые нанизываются на дугу (общий архив) или регистратор всех лиц, проходивших по внутреннему и наружному наблюдению. На каждое лицо может быть несколько листков по различным кличкам и установке, но со ссылкой на другие листки, например «Мортимер» (кличка в организации Самуила Рысса). Регистр. СР. т. 1. см. Николаев Иван Петров (нелегальный паспорт Рысса) — см. Рысс Самуил Янкелев — действительная фамилия Николаева («Мортимера») см. «Самоня» — (Имя Рысса в семейном кругу) см. «Берлинский» — (кличка наблюдения Рысса) и т. п.
Таким образом, имея отдельный лист на каждую из кличек со ссылкой на остальные, всегда можно по каждому из них найти нужное лицо. На этих листках кроме кличек и установок и ссылки на регистратор агентуры или № сотрудника, который дает сведения о данном лице, ничего не пишется.

Все сведения об одном лице, поступающие от различных сотрудников заносятся из книжек на особый лист, на котором сосредоточиваются решительно все агентурные сведения о данном лице .
Все листки со сведениями о членах одной и той же организации нанизываются на отдельный регистратор, на который и делается ссылка в листке, находящемся на дуге (напр. — «Per. С. Р. т. 2»).

О лицах, бывших секретными сотрудниками и зарекомендовавших себя с отрицательной стороны, следует незамедлительно сообщить в Департамент полиции, а также во все розыскные учреждения и Жандармские Управления.

Поделиться226-06-2014 08:45:28

  • Автор: А.Курзанцев
  • Читатель
  • Откуда: г. Кемерово, Россия
  • Зарегистрирован: 26-09-2012
  • Сообщений: 657
  • Уважение: +985
  • Позитив: +450
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 34 [1984-03-16]
  • Провел на форуме:
    16 дней 12 часов
  • Последний визит:
    16-01-2018 09:08:16

Второй, не менее интересный документ, дающий представление о организации работы по приобретению и работе с агентурным аппаратом:

Инструкция по учету агентуры в органах государственной безопасности СССР
Приложение № 1 к приказу Председателя КГБ СССР
от 4 июля 1983 г. № 00145
I. Общие положения

1. Комитет государственной безопасности СССР, выполняя поставленные Коммунистической партией и Советским правительством задачи по борьбе с подрывной деятельностью разведок империалистических государств, зарубежных антисоветских центров и враждебных элементов внутри страны большое значение придает совершенствованию и укреплению агентурного аппарата, повышению роли агентуры1 как основного оперативного средства органов КГБ2. В системе мер по созданию надежного, работоспособного агентурного аппарата и обеспечению его эффективного использования важное место занимает правильно организованный, хорошо налаженный учет агентуры.

Настоящая Инструкция устанавливает для контрразведывательных подразделений органов КГБ правила организации учета агентуры, порядок документального оформления вербовочных мероприятий и исключения агентов из агентурного аппарата, ведения личных, и рабочих дел агентов, а также регламентирует справочную работу и статистическую отчетность о наличии и движении агентуры.

2. Учет агентуры и справочная работа по нему осуществляются в целях:
а) предотвращения мероприятий по подготовке на вербовку лиц, состоящих в действующем агентурном аппарате;
б) предотвращения изучения одних и тех же лиц как кандидатов на вербовку сотрудниками разных оперативных подразделении;
в) предотвращения вербовок лиц, ранее исключенных из агентурного аппарата за двурушничество, дезинформацию и непригодностью по личным качествам к сотрудничеству с органами КГБ;
г) недопущения необоснованной разработки действующих агентов, которые по заданиям органов КГБ поддерживают связь с враждебными элементами;
д) исключения возможной расшифровки действующих агентов при вызове их в органы КГБ в качестве свидетелей и по другим причинам;
е) эффективного маневрирования агентурой в процессе взаимодействия контрразведывательных подразделений органов КГБ;
ж) оказания помощи оперативным работникам в изыскании агентурных подходов к разрабатываемым (проверяемым) лицам;
з) использования материалов личных и рабочих дел агентов, исключенных из агентурного аппарата, в работе оперативных подразделений;
и) создания необходимого резерва агентурного аппарата для решения оперативных задач в особый период
3. Агентурный аппарат состоит из агентов, резидентов, содержателей явочных квартир и не состоящих в негласном штате органов госбезопасности содержателей конспиративных квартир3.

4. Учет агентуры осуществляется:
а) в КГБ СССР — Десятым отделом;
б) в КГБ союзных и автономных республик, управлениях КГБ по краям и областям — десятыми отделами, отделениями, группами;
в) в управлениях особых отделов КГБ СССР, особых отделах КГБ СССР по группам войск, военным округам, округу ПВО, флотам, объединениям и соединениям центрального подчинения — десятыми отделениями, группами
Десятыми отделами, отделениями, группами4 учитывается также агентура разведывательных аппаратов пограничных войск (кроме закордонной агентуры) и особых отделов КГБ СССР по пограничным округам.

5. В целях обеспечения справочной работы по учетам агентуры в десятых подразделениях КГБ — УКГБ централизуется пофамильный учет всех агентов5, резидентов, содержателей конспиративных и явочных квартир, проживающих в пределах республики (не имеющей областного деления), края, области, включая агентов из числа рабочих и служащих воинских частей и других гражданских лиц, состоящих в агентурном аппарате управлений особых отделов КГБ СССР, особых отделов КГБ СССР и разведывательных аппаратов пограничных войск, а также агентов Первого главного управления КГБ СССР и первых управлений, служб, отделов, отделений КГБ — УКГБ из числа советских граждан, подготавливаемых для вывода за границу и используемых на территории СССР6.

В масштабе всего Союза, равно и в масштабе союзных республик, имеющих областное деление, учет агентуры не централизуется.

II. Порядок оформления вербовки, регистрации агентов и резидентов

6. На каждого кандидата на вербовку из числа постоянно проживающих в СССР советских и иностранных граждан и лиц без гражданства оперативный работник по поступлению проверочных материалов с санкции начальника отделения (направления, сектора) или его заместителя заводит дело, к которому приобщает материалы проверки и последующего, изучении кандидата.

7. Дела с материалами проверки и изучения кандидатов на вербовку регистрируются в отдельном журнале формы № 12, предусмотренном Инструкцией по обеспечению режима секретности в работе с документами в органах государственной безопасности, введенной в действие приказом КГБ при СМ СССР № 0500-1974 г. При регистрации дел в журнале указываются начальные буквы фамилии, имени и отчества кандидата на вербовку. В оперативных подразделениях эти журналы ведут сотрудники, выделенные для ведения лицевых счетов.

После заведения дела кандидата на вербовку берется па контрольный учет7. Для этой цели оперативный работник па подготавливаемое к вербовке лицо заполняет учетную карточку формы 3 (приложение № 1), которая подписывается начальником оперативного отдела, особого отдела КГБ СССР, окружного, городского, районного отдела (отделения) КГБ — УКГБ8 или его заместителем и сдается в десятое подразделение для помещения в картотеку пофамильного учета агентуры. В верхнем левом углу карточки проставляется штамп — «контрольный учет».

8. В десятых подразделениях на лиц, взятых на контрольный учет, ведется список, в котором указываются фамилия, имя, отчество кандидата на вербовку, каким оперативным подразделением и когда (число, месяц, год) поставлен на учет. По истечении годичного срока с момента постановки на контрольный учет карточки формы 3 из картотеки изымаются и передаются начальнику оперативного подразделения для принятия решения о дальнейшем содержании кандидата на контрольном учете пли снятии с учета.

После вербовки или отказа от ее проведения ввиду непригодности изучавшегося лица контрольные карточки из картотеки изымаются и уничтожаются. О снятии лиц с контрольного учета в списках производятся соответствующие отметки.

9. Для получения разрешения на вербовку9 агента или резидента оперативный работник представляет соответствующему начальнику рапорт, и котором, кроме установочных данных подготовленного к вербовке лица, указываются цель вербовки, основа, на которой она будет проводиться, и отражаются результаты изучения и проверки кандидата, его политические, деловые и личные качества, наклонности, сильные и слабые стороны характера, умение вести себя в той или иной среде, сведения о его связях, как он действовал при выполнении поручении органов КГБ, его реальные возможности, необходимые для выполнения ближайших конкретных задач, и перспективы дальнейшего использования.

Читайте так же:  Кто пользуется льготами на налог на автомобиль

В рапорте, кроме того, излагается план вербовки, в котором указывается, где, когда, с использованием каких материалов и кем будет осуществлена вербовка, а также вносится предложение о способе закрепления вербовки (подписка о сотрудничестве, получение письменной или устной информации и др.).

О состоявшейся вербовке оперативный работник докладывает рапортом начальнику, давшему разрешение на вербовку. В рапорте указывается, кем, где, когда и каким образом осуществлена вербовка, реакция вербуемого на предложение о секретном сотрудничестве; сведения, заслуживающие оперативного внимания, которые он сообщил в процессе вербовочной беседы; какие оперативные возможности завербованного дополнительно выявлены в ходе вербовки; как закреплена вербовка; псевдоним завербованного, какое задание ему дано, когда и где намечена первая встреча с ним и обусловленный способ связи.

10.Если вербовка не состоялась ввиду непригодности лица к использованию в агентурном аппарате или отказа его от сотрудничества с органами КГБ, либо по другим причинам, оперативный работник представляет рапорт с изложением обстоятельств и причин, по которым вербовка не состоялась. Этот рапорт с резолюцией начальника, давшего разрешение на вербовку, вместе со всеми материалами сдается на хранение в десятое подразделение.

Лицо, отказавшееся сотрудничать с органами госбезопасности, предупреждается о неразглашении сделанного ему предложения о сотрудничестве подпиской или устно, в зависимости от обстоятельств.

11. Дела с материалами Изучения кандидатов, вербовка которых признана нецелесообразной на стадии их проверки и изучения ( по представления рапорта на вербовку или до становления личного оперативного контакта, если таковой устанавливался), уничтожаются по акту. Однако в случаях, когда в процессе изучения кандидатов были получены сведения, препятствующие привлечению их к сотрудничеству с органами КГБ, такие материалы должны сдаваться па хранение в архив по постановлениям, утвержденным руководителями оперативных отделов, окружных, городских, районных отделов (отделений), особых отделов КГБ СССР и разведывательных аппаратов погранвойск.

12. На каждого вновь завербованного агента или резидента оперативный работник не позднее 48 часов после утверждения вербовки обязан представить в десятое подразделение органа КГБ учетные карточки формы 3 и 3-а (приложения № 1 и 2), подписанные начальником оперативного отдела, окружного, городского, районного отдела (отделения), разведывательного отдела (отделения), пограничного отряда (отдельного контрольно-пропускного пункта) или его заместителем. Десятое подразделение в день поступления учетных карточек раскладывает их в картотеки учета агентуры, регистрирует завербованного агента (резидента) в журнале установленной формы (приложение № 3), присваивает делу регистрационный номер и выдает оперработнику под расписку в журнале или высылает при сопроводительном письме обложки (приложения № 4 и 5) и бланки, необходимые для оформления личного и рабочего дел.

Окружные, городские, районные отделы (отделения) КГБ — УКГБ, руководителям которых не предоставлено право санкции на вербовку, учетные карточки формы 3 и 3-а направляют вместе с рапортом о состоявшейся вербовке в соответствующий отдел КГБ — УКГБ. Эти материалы в день поступления докладываются лицу, давшему разрешение на вербовку, и после утверждения вербовки сдаются в десятое подразделение для регистрации.

После регистрации агента все материалы вместе с обложками и бланками десятое подразделение возвращает в окружной, городской, районный отдел (отделение), о чем делает соответствующую отметку в журнале регистрации.

В аналогичном порядке особые отделы КГБ СССР по корпусам, дивизиям, бригадам регистрируют завербованных агентов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в СССР, в десятых подразделениях управлении особых отделов КГБ СССР, особых отделов КГБ СССР но группам войск, военным округам, округу ПВО и флотам.

Особые отделы КГБ СССР и окружные, городские, районные отделы (отделения) КГБ — УКГБ, руководителям которых предоставлено право на вербовку агентов, подлежащих регистрации, направляют в соответствующие десятые подразделения только учетные карточки формы 3 и 3-а.

13.Агентура особых отделов КГБ СССР по пограничным округам регистрирует ей в десятых подразделениях управлении особых отделов КГБ СССР и особых отделов КГБ СССР по военным округам и флотам, на территории которых размешены особые отделы КГБ СССР, но пограничным округам.

Агентура разведывательных аппаратов пограничных войск регистрируется в десятых подразделениях КГБ — УКГБ по местам жительства агентов.

14.После утверждения состоявшейся вербовки на каждого агента и резидента оперативный работник заводит личное и рабочее дело.

В личном деле, состоящем из трех частей, сосредоточиваются следующие документы:
в первой части
а) анкета завербованного (приложение № 6). В анкетах на военнообязанных указывается военно-учетная специальность, воинское звание, в каком военкомате состоит на учете, в какую команду приписан10;
б) автобиография завербованного;
в) рапорт с санкцией на вербовку и рапорт о состоявшейся вербовке с указанием о зачислении завербованного лица в агентурный аппарат;
г) рапорт на установление личного оперативного контакта с кандидатом на вербовку (если такой контакт устанавливался);
д) подписка о сотрудничестве с органами КГБ (если таковая была получена) и другие документы закрепления вербовки;
е) характеристики на агента (резидента);
ж) постановления об исключении агента (резидента) из агентурного аппарата и о восстановлении с ним связи;
во второй части
з) справки о проверке кандидата на вербовку, но оперативным учетам и учетам агентуры, установка по месту жительства и другие документы, связанные с его изучением; материалы проверки надежности агента (резидента), заключения о возможности выезда его за границу; агентурные материалы, касающиеся агента (резидента);
в третьей части
и) лист учета сотрудников, работавших с агентом или знакомившихся с его личным делом (приложение № 7);
к) лист учета конспиративных и явочных квартир, на которых принимался агент (приложение №8);
л) лист учета агентов, состоящих на связи у резидента (приложение № 9);
м) регистрационный лист учета поощрений и других расходов (приложение № 10);
н) справка о способах двусторонней связи агента (резидента) с оперработником и оперработника с агентом (резидентом) — составляется заново при изменении способа связи;
о) справки о легендах по зашифровке посещения агентом (резидентом) конспиративных и явочных квартир;
п) план воспитания, обучения и использования агента (резидента);
р) письменные задания агенту;
с) справки о выполнении агентом данных ему заданий
К личному делу по возможности приобщаются автобиография и фотокарточка агента (резидента), добытые оперативным путем.

В каждой части дела все документы полистно нумеруются и вносятся во внутренние описи. Ведение описей, учет и изъятие документов из личных дел осуществляется в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в работе с документами в органах государственной безопасности11.

15. Категорически запрещается знакомить агентов, резидентов с анкетами и другими формами учета агентуры. Анкета заполняется оперативным работником в отсутствие за вербованного на основании собранных биографических и других характеризующих его данных. Все последующие изменения в положении агента (служебные, семенные, касающиеся отношения к военной службе и другие) должны своевременно отражаться в анкете и сообщаться в десятые подразделения для внесения соответствующих изменений в учетные документы.
16. В рабочем деле агента сосредоточиваются подлинные его сообщения. Каждое сообщение агента должно быть подписано избранным им псевдонимом с указанием даты. На отдельном листе, приобщаемом к делу вместе с сообщением, указывается должность, звание и фамилия оперативного работника, принявшего сообщение, дата и место проведения явки, сколько снято копий с сообщения и к каким делам оперативного учета они приобщены, излагаются краткие сведения о лицах, проходящих по сообщению, какие необходимо провести мероприятия или как использовано сообщение и данные агенту задания. Вносить какие-либо изменения или добавления в сообщения агента не разрешается. В порядке исключения к рабочим делам могут приобщаться справки, составленные оперативным работником по устной информации агента.

В рабочем деле ведется лист учета сотрудников, работавших с агентом или знакомившихся с его рабочим делом (приложение № 7) и список лиц, проходящих по сообщениям агента (приложение № 11), с указанием номеров листов дела, где упоминаются эти лица.

III. Порядок оформления вербовки и регистрации содержателей конспиративных и явочных квартир

17. В целях обеспечения строгой конспирации в работе с агентурой и создания благоприятных условий для ее приема и инструктажа органы КГБ приобретают и используют конспиративные и явочные квартиры.

Конспиративные квартиры приобретаются также для работы штатных негласных сотрудников службы наружного-наблюдения и установочного аппарата, для размещения средств оперативной техники. В отдельных случаях конспиративные квартиры приобретаются для проведения особо важных агентурно-оперативных мероприятия (установление контактов с иностранными гражданами, их вербовка, осуществление оперативно-технических мероприятий).

18. Для получения санкции па вербовку содержателя конспиративной или явочной квартиры составляется рапорт, в котором указываются цель вербовки, сведения, характеризующие политические и деловые качества кандидата па вербовку, результаты проверки кандидата, взрослых членов его семьи и его соседей по дому, а в многоквартирных домах — лиц, проживающих па одной лестничной площадке, а также ниже и выше — этажом. Кроме того в рапорте указываются доводы об оперативной необходимости приобретения квартиры, насколько удобна и пригодна она для приема агентуры, соответствует ли требованиям конспирации. К рапорту прилагается план квартиры, схема подходов к ней, справка о легенде зашифровки квартиры и справка о личном ознакомлении с квартирой начальника отдела (отделения).

19. О результатах вербовки содержателя конспиративной или явочной квартиры и об обусловленной сумме вознаграждения за пользование помещением составляется рапорт, который представляется па утверждение начальнику, давшему санкцию на вербовку. В рапорте указываются также уточненные данные о легенде зашифровки конспиративной или явочной квартиры.

В тех случаях, когда начальник, давший санкцию на вербовку, не имеет права устанавливать вознаграждения содержателям конспиративных и явочных квартир, о сумме вознаграждения за пользование помещением составляется отдельный рапорт, который представляется на утверждение должностному лицу, имеющему право устанавливать размер вознаграждения.

20. От содержателей явочных квартир и совершеннолетних членов их семей должны быть получены подписки, в которых оговаривается, что они обязуются хранить в строгой тайне, ставшие им известными методы работы органов КГБ. Такие же подписки оперативный работник получает от содержателей конспиративных квартир, а также от совершеннолетних членов их семей, если предусматривается, что они будут проживать вместе с вербуемым на конспиративной квартире.

В некоторых случаях, если это не вызывается необходимостью, подписки могут не отбираться (соответствующие мотивы должны быть изложены в рапорте на вербовку).

21. Содержатели конспиративных и явочных квартир регистрируются в десятых подразделениях в порядке, установленном пунктом 12 настоящей Инструкции для регистрации агентов, с том лишь разницей, что в учетных документах вместо слова «агент» указывается «содержатель конспиративной (явочной) квартиры».

На содержателей конспиративных квартир, состоящих в негласном штате органов КГБ, составляются учетные карточки формы 3 по установочным данным документов прикрытия.

Адреса конспиративных и явочных квартир в учетных документах, представляемых в десятые подразделения, не указываются.

22. На каждого содержателя конспиративной и явочной квартиры заводится личное дело12.

На конспиративную квартиру, кроме того, заводится отдельное дело, которое регистрируется в десятом подразделении в журнале (приложение № 3) на основании представляемой оперативным подразделением служебной записки, с указанием даты получения санкции на использование квартиры, ее псевдонима, размера ежемесячного вознаграждения квартиросодержателю, если он не состоит в негласном штате органов КГБ, и в распоряжении какого отдела (отделения), квартира будет находиться.

23. В личном деле содержателя конспиративной или явочной квартиры, состоящем из грех частей, сосредоточиваются следующие документы:
в первой части
а) анкета и автобиография содержателя конспиративной или явочной квартиры;
б) рапорт на вербовку содержателя конспиративной или явочной квартиры с обоснованием необходимости приобретения квартиры;
в) справка, характеризующая квартиру, разработанная легенда ее прикрытия и план квартиры с указанием подходов к ней;
г) рапорт о состоявшейся вербовке содержателя и приобретении квартиры с санкцией на ее использование и о размере оплаты содержателя;
д) подписки содержателя конспиративной (явочной) квартиры и совершеннолетних членов его семьи (если таковые были получены);
е) постановления об исключении содержателя квартиры из агентурного аппарата и о восстановлении с ним связи;
во второй части
ж) материалы проверки содержателя конспиративной пли явочной квартиры, взрослых членов его семьи и лиц, проживающих в окружении квартиры (справки о проверке по оперативным учетам и учету агентуры, установки по дому и др.); материалы периодической проверки явочной квартиры па засекреченность (заключения о степени надежности и возможности дальнейшего использования и др.); заключения о возможности выезда содержателя конспиративной или явочной квартиры за границу;
в третьей части
з) лист учета сотрудников, работавших с содержателем квартиры или знакомившихся с его личным делом (приложение № 7);
и) список оперативных работников, пользующихся квартирой (приложение № 12);
к) список агентов (по псевдонимам), принимаемых на квартире (приложение № 13);
л) регистрационный лист учета поощрений и других расходов
24. В деле на конспиративную квартиру сосредоточиваются следующие документы:
а) рапорт на приобретение конспиративной квартиры;
б) справка, характеризующая квартиру, разработанная легенда ее прикрытия и план квартиры с указанием подходов к ней;
в) рапорт о приобретении квартиры с санкцией на ее использование;
г) справка о содержателе квартиры;
д) список оперативных работников, пользующихся квартирой (приложение № 12);
е) список агентов, принимаемых на квартире (приложение № 13);
ж) документы по учету оборудования и инвентаря квартиры;
з) документы о расходах, связанных с использованием квартиры, копии отчетов, сдаваемых в финансовый аппарат органа КГБ;
и) материалы периодической проверки квартиры на засекреченность (заключения о степени надежности и возможности дальнейшего использования и др.).
25. При закрытии конспиративной квартиры выносится соответствующее постановление, утверждаемое лицом, имеющим право дачи санкции на ее использование, и дело на квартиру сдается в десятое подразделение в общем порядке. К делу должны быть приложены документы о передаче на хранение или дальнейшем использовании оборудовании и инвентаря закрытой квартиры.

26. В случае смерти содержателя явочной квартиры, пригодной для дальнейшего использования, в качестве ее содержателя может быть завербован в установленном порядке член семьи бывшего содержателя, оставшийся проживать в квартире, или вновь поселившийся в ней квартирант. При этом личное дело исключенного из агентурного аппарата содержателя приобщается к зарегистрированному в десятом подразделении личному делу нового содержателя, о чем производятся соответствующие отметки в учетных карточках и журналах регистрации личных дел.

IV. Порядок перевода агентов, резидентов, содержателей конспиративных и явочных квартир из одной категории агентуры в другую

27. Перевод агентов, резидентов, содержателей конспиративных и явочных квартир из одной категории агентуры в другую производится по мотивированному постановлению, утверждаемому лицом, которому предоставлено право санкции на вербовку агентуры. Новые личные дела в этих случаях не заводятся. При переводе агента или резидента в категорию содержателя конспиративной или явочной квартиры его рабочее дело, сдается в архив или уничтожается по акту, который приобщается к личному делу.

Для отражениях в учетах агентуры произведенных изменений в десятое подразделение представляются вновь заполненные карточки формы 3 и 3-а, на оборотной стороне которых указывается, из какой категории переведен агент (резидент, содержатель конспиративной или явочной квартиры), и дата утверждения постановления о переводе. Десятое подразделение раскладывает полученные карточки в алфавитную картотеку пофамильного учета агентуры и статистическую картотеку, а старые учетные карточки из картотеки изымает и уничтожает.

28. Личные дела на содержателей конспиративных и явочных квартир, которые до перевода в эту категорию агентуры являлись агентами или резидентами, после исключения содержателей из агентурного аппарата должны храниться в архиве в течение сроков, установленных для хранения личных дел на агентов и резидентов.

V. Порядок учета кандидатов, подготовленных для использования в качестве агентов, резидентов, содержателей явочных квартир в особый период

29. На каждого кандидата на вербовку в качестве агента, резидента, содержателя явочной квартиры, подготовленного на особый период, за исключением кандидатов, подготовленных особыми отделами КГБ СССР, оперативный работник с санкции начальника отделения (направления, сектора) или его заместителя заводит дело, к которому приобщаются материалы проверки и изучения кандидата и составленная на их основании справка с заключением о возможности и целесообразности его вербовки в особый период. В справке, кроме установочных данных на кандидата, отражаются результаты проверки и изучения кандидата, его политические, деловые и личные качества, наличие контрразведывательных возможностей и направление использования в особый период. В справке также указывается, по какой причине кандидат не подлежит призыву в Вооруженные Силы СССР с объявлением мобилизации. Справка утверждается лицом, которому предоставлено право санкции на вербовку агентов, резидентов, содержателей явочных квартир в мирное время. Утвержденная справка с наступлением особого периода заменяет собой санкционированный рапорт па вербовку. Для определения пригодности кандидата для использования в особый период с ним устанавливается личный оперативный контакт.

Один раз в три года составляются и приобщаются к делам характеристики на зачисленных в резерв агентуры кандидатов.

В аналогичном порядке оформляются материалы, когда для использования в особый период подготовлено лицо, ранее состоявшее в агентурном аппарате органов КГБ на которое в десятом подразделении, имеется архивное личное дело. Однако в этом случае вместо указанной справки составляется и утверждается соответствующим должностным лицом постановление о восстановлении связи в особый период с бывшим агентом (резидентом, содержателем конспиративной или явочной квартиры).

30. Дело с материалами проверки кандидата13 на вербовку заводится и регистрируется сразу же при поступлении первичных проверочных материалов. Регистрация дел производится в отдельном журнале формы № 12, предусмотренном Инструкцией по обеспечению режима секретности в работе с документами в органах государственной безопасности. Впереди учетного номера дела проставляется условный индекс «РВ»14 (например, РВ-15). В третьей графе журнала указываются фамилия и инициалы кандидата. Журналы ведут оперативные работники, которым поручено ведение лицевых счетов.

31. Дела кандидатов на вербовку хранятся при отдельном томе литерного дела с материалами на особый период, в котором ведется список этих дел. В списке указываются фамилия, инициалы кандидата и номер дела. Другие данные указывать в списке не разрешается. Список должен быть внесен в опись и подшит в дело.

Читайте так же:  Заявление на получение справки об открытых счетах в ифнс

В подразделениях органов КГБ, в которых литерные дела не ведутся, дела «РВ» хранятся у оперативных работников, организующих контрразведывательную работу на объекте, направлении пли участке работы, где подобран кандидат, наравне с оперативными делами.

После вербовки материалы «РВ» приобщаются к личному делу агента.

32. Управления особых отделов КГБ СССР и особые отделы КГБ СССР на кандидатов на вербовку в особый период в качестве агентов, резидентов, содержателей явочных квартир из числа военнослужащих, рабочих и служащих Вооруженных Сил СССР дела «РВ» не заводят. По материалам проверки и изучения составляют справки15, которые после утверждения должностными лицами, имеющими право санкционировать вербовку, приобщаются в соответствующие тома литерных дел на особый период, а материалы проверки и изучения уничтожаются по актам. При убытии кандидата из числа военнослужащих к новому месту службы справка на него из тома литерного дела изымается и пересылается в соответствующий особый отдел. Справки на рабочих и служащих при их увольнении уничтожаются по актам.

При томе литерного дела па особый период ведется список кандидатов, зачисленных в резерв агентуры, в котором указываются воинское звание, фамилия, имя и отчество кандидата, подразделение, в котором он проходит службу. В списке предусматривается графа для отметок о причине убытия кандидата.

33. После утверждения справки (постановления о восстановлении связи в особый период) кандидат берется па постоянный контрольный учет. Для этой цели оперативным работник на подготовленного кандидата заполняет учетную карточку формы 3, которая подписывается начальником оперативного отдела (сектора), начальником окружного, городского, районного отдела (отделения) КГБ — УКГБ или его заместителем и сдается в десятое подразделение для помещения в картотеку пофамильного учета агентуры и остается там постоянно. На лицевой стороне карточки делается надпись «Резерв на особый период». Такие карточки на лиц, ранее состоявших в агентурном аппарате, хранятся к картотеке в муфтах вместе с учетными карточками на бывших агентов (резидентов, содержателей конспиративных и явочных квартир). Кандидаты на вербовку из числа военнослужащих, зачисленных в резерв на особый период, на контрольный учет в десятых подразделениях не ставятся.

34. В случае отчисления кандидата из резерва агентуры или его вербовки (восстановления связи) учетная карточка на него из картотеки изымается и передастся в оперативное подразделение, поставившее кандидата на учет.

Вербовка (восстановление связи) кандидата, состоящего на постоянном контрольном учете, другим оперативным подразделением может производиться с согласия руководителей оперативного подразделения, поставившего кандидата на учет, или в случае их несогласия — по решению руководства органа КГБ.

О снятии кандидата с учета делается запись в журнале регистрации кандидатов на вербовку.

VI. Постановка учета в десятых подразделениях органов госбезопасности

36. Для учета агентуры Десятый отдел КГБ СССР, десятые отделы, отделения, группы КГБ — УКГБ, управлении особых отделов КГБ СССР и особых отделов КГБ СССР по группам войск, военным округам, округу ПВО. флотам, объединениям и соединениям нейтрального подчинения ведут следующие картотеки:
а) алфавитную картотеку пофамильного учета агентуры;
б) статистическую картотеку;
в) картотеку учета агентуры по алфавиту псевдонимов
37. В целях маневрирования агентурой при решении контрразведывательных задач подразделения центрального аппарата КГБ СССР и органы КГБ на местах могут вести по псевдонимам вспомогательные картотеки (информационные массивы) по контрразведывательным возможностям агентуры.. В этих картотеках (информационных массивах), с учетом требований конспирации, должны отражаться соответствующие сведения на агентуру (знание иностранного языка, специальность, национальность, увлечения и др.), которые позволяют быстро подобрать агента и сделать предварительные выводы о возможности ввода его в разработку или использования при проведении других оперативных мероприятий. Решения о создании указанных картотек (информационных массивов) принимаются лично начальниками главных управлений, самостоятельных управлений и отделов КГБ СССР и начальниками органов КГБ на местах, которые издают приказы о порядке их ведения, использования и обеспечения при этом режима строгой конспирации.

Для ведения подсобного учета агентуры по контрразведывательным возможностям при обеспечении падежных мер безопасности могут использоваться электронно-вычислительные машины, вычислительно-перфорационная техника и просветные суперпозиционные карты.

38. В алфавитную картотеку пофамильного учета агентуры помешаются учетные карточки формы 3 на состоящих в действующем агентурном аппарате органа КГБ агентов, резидентов, содержателей конспиративных и явочных квартир, на лиц, взятых на контрольный учет (кандидаты на вербовку и лица, зачисленные в резерв агентуры на особый период), на лиц, вербовка которых не состоялась, на агентуру, исключенную из агентурного аппарата, личные дела па которую хранятся в архиве или уничтожены в порядке, предусмотренном пунктом 56 настоящей Инструкции, на зарегистрированную в данном десятом подразделении агентуру разведывательных аппаратов погранвойск и особых отделов КГБ СССР по пограничным округам, а также на агентуру разведывательных подразделений КГБ — УКГБ из числа советских граждан, подготавливаемых для вывода за границу и используемых на территории СССР.

Алфавитные карточки пофамильного учета агентуры используются для выдачи справок оперативным подразделениям органов госбезопасности.

39. Управления особых отделов КГБ СССР и особые отделы КГБ СССР но военным округам, округу ПВО, флотам, объединениям и соединениям центрального подчинения вторые экземпляры учетных карточек формы 3 на вновь завербованных агентов, резидентов, содержателей конспиративных и явочных квартир из числа рабочих и служащих войсковых частей и других гражданских лиц направляют в десятые подразделения КГБ — УКГБ по месту их жительства для раскладки в картотеки пофамильного учета агентуры (агентура особых отделов из числа военнослужащих в десятых подразделениях территориальных органон КГБ не отражается) .

40. Статистическая картотека составляется из карточек формы 3-а на состоящих в действующем агентурном аппарате агентов, резидентов, содержателей конспиративных и явочных квартир и используется для составления статистической отчетности, а также для контроля за наличием личных дел в органе КГБ.

Карточки в этой картотеке разбиваются по управлениям, отделам, секторам, окружным, городским, районным отделам (отделениям) КГБ — УКГБ, а внутри разделов — по категориям агентуры.

41. Картотека учета агентуры но алфавиту псевдонимов состоит из карточек формы З-а на лиц, исключенных из агентурного аппарата, личные дела на которых хранится в архиве, а также на агентуру, переданную на связь в другие органы КГБ. Эта картотека предназначается для ведения справочной работы в случаях, когда органы госбезопасности располагают только данными о псевдонимах, под которыми проверяемые лица состояли в агентурном аппарате. Она пополняется карточками формы 3-а из статистической картотеки после, составления полугодовых и годовых отчетов о численности и движении агентуры.

42. Карточки формы 3 и 3-а, предназначенные для картотек учета агентуры, заполняются на машинке или от руки химическими фиолетовыми чернилами, на русском языке, разборчиво, без помарок, подчисток и исправлении. Фамилия, имя и отчество пишутся печатными буквами.

На лиц, имеющих двойные фамилии, учетные карточки составляются на каждую фамилию, которые в таких случаях пишутся через черточку.

В оперативных подразделениях центрального аппарата КГБ СССР, оперативных управлениях, службах, отделах, самостоятельных отделениях КГБ — УКГБ

43. Оперативные подразделения центрального аппарата КГБ СССР, оперативные управления, службы, отделы и самостоятельные отделения КГБ — УКГБ на имеющуюся у них агентуру ведут подсобные картотеки, состоящие из карточек формы З-б (приложение № 14) и построенные по алфавиту псевдонимов. На обороте учетных карточек указываются фамилии оперативных работников, у которых состоят на связи агенты, резиденты, содержатели конспиративных и явочных квартир.

Справочная работа по подсобным картотекам в оперативных управлениях, службах, отделах и самостоятельных отделениях ведется только в масштабе данных подразделений.

44. Все личные и рабочие дела агентуры, числящиеся за оперативным работником, записываются в ведущийся на него лицевой счет. В последующем в лицевой счет должен быть записан также каждый вновь заведенный оперативным работником том дела.

Заведение второго и каждого последующего тома личного и рабочего дел оформляется постановлением, утверждаемым начальником подразделения или его заместителем.

45. Картотеки, лицевые счета и журналы учета дел с материалами проверки кандидатов на вербовку ведут выделенные для этой цели оперативные работники.

О передаче дел от одного сотрудника к другому или в другие подразделения, о сдаче дел в десятое подразделение для хранения в архив или пересылки в другие органы КГБ в подсобной карточке, журналах и лицевых счетах, сотрудников производятся соответствующие отметки со ссылкой на акты или сопроводительные письма.

46. Сотрудники, выделенные для ведения лицевых счетов, два раза в год производят сверку лицевых счетов с фактическим наличием дел у оперативных работников.

47. В органе КГБ, где имеется небольшое число агентуры, подсобных картотек в оперативных подразделениях можно не вести. В таких случаях учет дел осуществляется по лицевым счетам.

В окружных, городских, районных отделах (отделениях) КГБ — УКГБ, особых отделах КГБ СССР по соединениям, объединениям и в разведывательных аппаратах погранвойск

48. Окружные, городские, районные отделы (отделения) КГБ — УКГБ, особые отделы КГБ СССР по соединениям и объединениям Советской Армии и Военно-Морского Флота по пограничным войскам, а также разведывательные аппараты погранвойск ведут подсобные картотеки пофамильного учета агентуры, составляемые из учетных карточек формы 3, а при небольшом объеме работы журналы учет агентуры, которые ведутся по алфавиту фамилий.

Алфавитные журналы учета агентуры ведутся начальниками указанных подразделении и хранятся в их личных сейфах.

49. Учет личных и рабочих дел агентуры по лицевым счетам оперативных работников осуществляется в порядке, установленном пунктами 44, 45 и 46 настоящей Инструкции.

VII. Порядок передачи (пересылки) личных и рабочих дел агентуры

50. Передача личных и рабочих дел агентов, резидентов, содержателей конспиративных и явочных квартир из одного отдела (окружного, городского, районного отдела (отделения), разведывательного аппарата пограничных войск) в другой внутри одного и того же органа КГБ (пограничного округа), а также от одного сотрудника к другому производится по указанию начальника отдела (окружного, городского, районного отдела (отделения), разведывательного аппарата пограничных войск) пли его заместителя. Это указанно записывается ими в листе учета сотрудников, работавших с агентом.

Личные и рабочие дела передаются от одного сотрудника к другому внутри подразделения под расписку в лицевых счетах без составления акта. О передаче дел производятся отметки в подсобных алфавитных картотеках и журналах.

51. О передаче дел в десятое подразделение направляются уведомления для производства соответствующих отметок в учетах.

52. При выбытии агента (резидента) на постоянное жительство за пределы республики, края, области орган КГБ, у которого агент состоит на связи, незамедлительно устанавливает его через орган госбезопасности по новому месту жительства. Одновременно в задании на установку кратко излагается характеристика агента. Получивший задание орган КГБ после установки агента в срок, не превышающий один месяц, должен решить вопрос о его использовании и письменно сообщить об этом органу, с территории оперативного обслуживания которого агент выбыл. Последний на основании письменного сообщения высылает личное дело агента или выносит постановление об исключении его из агентурного аппарата и сдает личное дело в свой архив. В постановлении должно быть указано об отказе органа КГБ но новому месту жительства агента в установлении с ним связи.

В таком же порядке решается вопрос о пересылке территориальными органами в особые отделы КГБ СССР личных дел па агентов, призванных в Вооруженные Силы СССР, а также о передаче в другие органы КГБ личных дел на агентов особыми отделами КГБ СССР16.

53. В тех случаях, когда орган КГБ по месту нового жительства (службы) агента, состоявшего в агентурном аппарате особого отдела КГБ СССР, откажется от его использования, особым отдел направляет личное дело для храпения в территориальный орган КГБ (на военнослужащих — по месту рождения, на гражданских лиц — по месту жительства до переезда в другую область).

54. Рабочие дела агентов, переданных на связь в другие органы КГБ, подлежат сдаче в архив. Особые отделы КГБ СССР направляют их для хранения в территориальные органы КГБ в таком же порядке, как и при исключении агентов из агентурного аппарата. Если в рабочем деле нет материалов, представляющих оперативный интерес, оно может быть уничтожено в оперативном подразделении по акту, который приобщается к личному делу.

55. При направлении особыми отделами КГБ СССР в архивы КГБ — УКГБ личных и рабочих дел агентов, проходивших службу на особо важных режимных объектах, из дел изымаются все материалы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. При невозможности изъятия таких материалов из рабочего дела должен быть решен вопрос о хранении дела в особом отделе КГБ СССР в течение установленного срока или о его уничтожении.

56. Агенты из числа рядового и сержантского состава срочной службы, которые не участвовали в работе по делам оперучета и в других мероприятиях по пресечению враждебной деятельности и за время сотрудничества не проявили необходимых деловых и личных качеств, при увольнении в запас установке через территориальные органы КГБ по местам избранного жительства не подлежат. Такие агенты исключаются из агентурного аппарата особых отделов КГБ ССОР одновременно с увольнением и запас, а их личные и рабочие дела уничтожаются по актам.

Для учета этой категории агентуры особые отделы КГБ СССР направляют в территориальные органы КГБ по местам рождения агентов учетные карточки формы 3 с указанием в них, кроме предусмотренных формой данных, характеристики агента, даты и причины исключения из агентурного аппарата и сведений об уничтожении личного и рабочего дел. Карточки должны быть подписаны лицами, давшими санкцию на исключение агентов из агентурного аппарата. В территориальных органах КГБ такие карточки содержатся в картотеках пофамильного учета агентуры до достижения агентами 50-летнего возраста, после чего из картотек изымаются и уничтожаются.

Постановления об уничтожении личных и рабочих дел на указанную агентуру вместе с актами приобщаются к отдельным номенклатурным делам, которые хранятся десятых подразделениях особых отделов КГБ СССР в течение трех лет, а затем сдаются для дальнейшего хранения в территориальные органы КГБ и установленном порядке.

57. Пересылка личных дел агентуры в другие органы КГБ, как правило, производится через десятое подразделение, где они были зарегистрированы.

При необходимости допускается пересылка личных дел в другие органы КГБ непосредственно оперативными подразделениями с направлением в десятое подразделение копии сопроводительных писем.

58. При поступлении личного дела из другого органа КГБ оперативный работник, получивший дело, должен в течение 48 часов направить в десятое подразделение карточки формы 3 и 3-а для регистрации дела и взятия агента на учет.

59. Учетные карточки формы 3 на агентов (резидентов), личные дела на которых переданы в другие органы КГБ, из картотек пофамильного учета агентуры изымаются и уничтожаются.

60. Особые отделы КГБ о пересылке личных дел агентов из числа рабочих и служащих воинских частей ,и других гражданских лиц должны письменно сообщить десятому — подразделению КГБ УКГБ, где агенты ранее был и взяты па учет, для снятия их с учета.

61. О пересылке личных дел в другие органы КГБ производятся (и метки в журналах регистрации агентуры, а также в учетных карточках статистической картотеки, которые после составления отчетности помещаются в картотеку учета агентуры по алфавиту псевдонимов.

62. В КГБ — УКГБ учетные карточки на агентов (резидентов), личные дела на которых переданы в другие органы КГБ, хранятся в картотеках учета агентуры по алфавиту псевдонимов до достижения агентами (резидентами) возраста: мужчинами — 70 лет, женщинами — 65 лет, после чего из картотек изымаются и уничтожаются.

В особых отделах КГБ СССР по группам войск, военным округам, округу ПВО, флотам, объединениям и соединениям центрального подчинения учетные карточки на переданную в другие органы агентуру хранятся в картотеках учета агентуры по алфавиту псевдонимов в течение трех лет.

63. В случае выезда за границу агентов (резидентов), состоящих в действующем агентурном аппарате, сведения на них и об условиях связи с ними сообщаются в соответствующие управления центрального аппарата КГБ СССР. По получении такого сообщения управление центрального аппарата Комитета госбезопасности решает вопрос об использовании агента в период пребывания его за границей и при необходимости (учитывая срок пребывания агента за границей и мероприятия, в которых намечается его использовать) запрашивает его личное дело.

64. Если личное дело агента, временно выехавшего за границу, в центральный аппарат КГБ СССР не истребуется, оно должно находиться вместе с рабочим делом у оперативного работника, с которым агент был связан, вплоть до возвращения агента из-за границы17.