Акцизный налог республики узбекистан
Акцизный налог республики узбекистан
Статья 229. Налогоплательщики
Плательщиками акцизного налога являются юридические и физические лица:
производящие товары, облагаемые акцизным налогом (подакцизные товары) на территории Республики Узбекистан;
оказывающие услуги мобильной связи, облагаемые акцизным налогом (подакцизные услуги) на территории Республики Узбекистан; (Абзац введен в соответствии с Законом РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)
осуществляющие реализацию конечным потребителям бензина, дизельного топлива, в том числе через автозаправочные станции, а также газа через автозаправочные станции. В целях применения настоящего раздела под конечными потребителями понимаются юридические и физические лица, приобретающие бензин, дизельное топливо и газ для собственных нужд. (Абзац введен в соответствии с Законом РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)
импортирующие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Узбекистан;
товарищ (участник) договора простого товарищества, на которого возложено ведение дел простого товарищества, при производстве простым товариществом подакцизного товара.
По отдельным видам подакцизных товаров по решению Президента Республики Узбекистан плательщиком акцизного налога может быть определено лицо, не являющееся производителем подакцизных товаров. (Часть в редакции Закона РУз от 29.12.2008 г. № ЗРУ-196)
Статья 230. Объект налогообложения
Объектом обложения акцизным налогом являются следующие операции:
1) реализация подакцизных товаров, в том числе:
продажа (отгрузка) товара;
передача заложенных подакцизных товаров залогодателем при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;
передача подакцизных товаров безвозмездно;
передача подакцизных товаров работодателем наемному работнику в счет заработной платы в случаях, предусмотренных законодательством, либо учредителю (участнику) юридического лица в счет начисленных дивидендов;
передача подакцизных товаров в обмен на другие товары (работы, услуги) в случаях, предусмотренных законодательством;
2) передача подакцизных товаров в качестве вклада или паевого взноса в уставный фонд (уставный капитал) юридического лица либо вклада товарища (участника) по договору простого товарищества;
3) передача подакцизных товаров участнику (учредителю) при его выходе (выбытии) из юридического лица или в связи с реорганизацией, ликвидацией (банкротством), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, товарищу (участнику) данного договора при выделении его доли из имущества, находящегося в общей собственности товарищей (участников) договора, или разделе такого имущества;
4) передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе, а также передача производителем подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья и материалов, в том числе подакцизных, собственнику давальческого сырья и материалов;
5) передача произведенных и (или) добытых подакцизных товаров для собственных нужд;
6) импорт подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Узбекистан.
7) реализация конечным потребителям или использование для собственных нужд бензина, дизельного топлива и газа, за исключением сжиженного газа, реализуемого населению для бытовых нужд через специализированные газоснабжающие предприятия; (Пункт введен в соответствии с Законом РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)
8) оказание подакцизных услуг. (Пункт введен в соответствии с Законом РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)
Не подлежит обложению акцизным налогом:
1) реализация подакцизных товаров на экспорт их производителями, за исключением отдельных видов подакцизных товаров, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
2) передача подакцизных товаров — продуктов переработки, произведенных из товаров, помещенных под таможенный режим «переработка на таможенной территории», при условии их последующего вывоза с таможенной территории Республики Узбекистан;
3) импорт на таможенную территорию Республики Узбекистан подакцизных товаров, ввозимых:
в качестве гуманитарной помощи в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
в целях благотворительной помощи, включая оказание технического содействия, по линии государств, правительств, международных организаций;
юридическими лицами за счет средств займов (кредитов), предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями по международным договорам Республики Узбекистан, а также за счет грантов;
(Пункт в редакции Закона РУз от 30.12.2009 г. № ЗРУ-241)
4) импорт подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Узбекистан физическими лицами в пределах норм ввоза товаров, не подлежащих обложению акцизным налогом. Предельные нормы ввоза физическими лицами на территорию Республики Узбекистан товаров, не подлежащих обложению акцизным налогом, устанавливаются законодательством; (Пункт в редакции Закона РУз от 29.12.2008 г. № ЗРУ-196)
5) импорт технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий, приобретаемых операторами телекоммуникаций и специальным органом по сертификации технических средств систем оперативно-розыскных мероприятий, при наличии письменного подтверждения уполномоченного государственного органа.
Статья 231. Дата совершения налогооблагаемых операций с подакцизными товарами (услугами)
(Наименование статьи в редакции Закона РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)
Датой совершения налогооблагаемых операций с подакцизными товарами (услугами), если иное не предусмотрено настоящей статьей, является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров (услуг) получателю. (Часть в редакции Закона РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)
При передаче заложенных подакцизных товаров залогодателем датой совершения оборота по реализации для залогодателя является дата перехода права собственности на предмет залога.
Датой совершения операции по импортируемым подакцизным товарам является дата их таможенного оформления.
Статья 232. Налогооблагаемая база
По подакцизным товарам, в отношении которых установлены ставки акцизного налога в абсолютной сумме (фиксированные), налогооблагаемая база определяется исходя из объема подакцизных товаров в натуральном выражении.
По производимым подакцизным товарам, в отношении которых установлены ставки акцизного налога в процентах (адвалорные), если иное не предусмотрено частями третьей и четвертой настоящей статьи, налогооблагаемой базой является стоимость реализованных подакцизных товаров, не включающая акцизный налог и налог на добавленную стоимость.
По подакцизным товарам, передаваемым в счет заработной платы, начисленных дивидендов, безвозмездно либо в обмен на другие товары (работы, услуги), а также при реализации товаров по ценам ниже себестоимости налогооблагаемой базой является стоимость, рассчитанная исходя из цены, устанавливаемой налогоплательщиком на момент передачи товаров, но не ниже фактической себестоимости.
По подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья и материалов, налогооблагаемая база включает стоимость работ по производству подакцизных товаров и стоимость давальческого сырья и материалов.
По подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные ставки акцизного налога, состоящие из фиксированной и адвалорной ставок, налогооблагаемая база определяется исходя из объема подакцизных товаров в натуральном выражении и стоимости реализованных подакцизных товаров, не включающей акцизный налог и налог на добавленную стоимость (если иное не предусмотрено частями третьей и четвертой настоящей статьи). (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)
По импортируемым подакцизным товарам, в отношении которых установлены ставки акцизного налога в процентах (адвалорные), налогооблагаемая база определяется на основании таможенной стоимости, определяемой в соответствии с таможенным законодательством.
По подакцизным услугам налогооблагаемой базой является стоимость оказанных подакцизных услуг, не включающая акцизный налог, налог на добавленную стоимость и плату за использование абонентского номера, уплачиваемую юридическими лицами, оказывающими услуги мобильной связи (сотовыми компаниями). (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)
При реализации конечным потребителям бензина, дизельного топлива и газа налогооблагаемой базой является объем реализованного и использованного для собственных нужд бензина, дизельного топлива и газа в натуральном выражении. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)
Статья 233. Корректировка налогооблагаемой базы
Корректировка налогооблагаемой базы у налогоплательщика производится в случаях:
полного или частичного возврата товаров;
изменения условий сделки;
изменения цены, использования скидки покупателем.
Корректировка налогооблагаемой базы, предусмотренная частью первой настоящей статьи, производится в пределах годичного срока, а по товарам, на которые установлен гарантийный срок, — в пределах гарантийного срока.
Корректировка налогооблагаемой базы в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи производится на основании нового счета-фактуры или других документов, подтверждающих наступление случая, указанного в части первой настоящей статьи.
Корректировка дохода от реализации товаров (работ, услуг) в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, производится в том налоговом периоде, в котором произошли указанные случаи. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 30.12.2009 г. № ЗРУ-241)
Статья 234. Подтверждение экспорта подакцизных товаров
Документами, подтверждающими экспорт подакцизных товаров, являются:
контракт на поставку экспортируемых подакцизных товаров;
грузовая таможенная декларация с отметкой таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в режиме экспорта;
товаросопроводительные документы с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе Республики Узбекистан, подтверждающие отправку товаров в страну назначения.
Статья 235. Перечень подакцизных товаров и услуг. Ставки акцизного налога
(Наименование статьи редакции Закона РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)
Перечень подакцизных товаров и услуг утверждается решением Президента Республики Узбекистан.
Ставки акцизного налога устанавливаются в процентах к стоимости товара или услуги (адвалорные), в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении (фиксированные), а также комбинированные, состоящие из адвалорной и фиксированной ставок.
(Статья в редакции Закона РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)
Статья 236. Порядок исчисления налога
Исчисление акцизного налога производится исходя из налогооблагаемой базы, определяемой в соответствии со статьей 232 настоящего Кодекса, и установленных ставок акцизного налога.
При реализации конечным потребителям бензина, дизельного топлива и газа сумма акцизного налога учитывается в цене реализуемого бензина, дизельного топлива и газа. При использовании бензина, дизельного топлива и газа для собственных нужд сумма исчисленного акцизного налога относится на расходы налогоплательщик. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)
Статья 237 исключена с 1 января 2019 года в соответствии с Законом РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508
Сумма акцизного налога, исчисленная в соответствии со статьей 236 настоящего Кодекса, уменьшается на сумму вычета, установленного настоящей статьей.
Вычету подлежит сумма акцизного налога, уплаченного на территории Республики Узбекистан при приобретении или при импорте подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Узбекистан, если указанные товары в дальнейшем использованы в качестве сырья для производства подакцизных товаров.
Поставщики подакцизного товара (сырья) должны выделять в счете-фактуре сумму акцизного налога по данному товару (сырью). В случае если сумма акцизного налога по приобретаемому подакцизному товару (сырью) в счете-фактуре не выделена, данная сумма акцизного налога не подлежит вычету.
Вычет производится на указанную в счете-фактуре или грузовой таможенной декларации сумму акцизного налога, определенного исходя из объема подакцизного товара (сырья), приходящегося на объем реализованных подакцизных товаров в налоговом периоде.
Положения настоящей статьи применяются и при передаче подакцизных товаров, изготовленных из давальческого подакцизного сырья и материалов, при условии подтверждения уплаты акцизного налога собственником давальческого подакцизного сырья и материалов.
Статья 238. Налоговый период
Налоговым периодом является квартал месяц. (Статья в редакции Закона РУз от 31.12.2015 г. № ЗРУ-398)
Статья 239. Порядок представления расчета
Расчет акцизного налога представляется в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за налоговым периодом, за исключением случаев реализации бензина, дизельного топлива и газа через автозаправочные станции. При реализации бензина, дизельного топлива и газа через автозаправочные станции расчет представляется в органы государственной налоговой службы по месту нахождения автозаправочных станций. (Статья в редакции Закона РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)
Статья 240. Порядок уплаты налога
Части первая-четвертая исключены в соответствии с Законом РУз от 31.12.2015 г. № ЗРУ-398
Налогоплательщики в течение налогового периода уплачивают акцизный налог путем внесения текущих платежей.
Для определения суммы текущих платежей по акцизному налогу налогоплательщики до 10 числа первого месяца текущего налогового периода представляют в орган государственной налоговой службы справку о сумме акцизного налога за текущий налоговый период, рассчитанной исходя из предполагаемого объема реализации подакцизных товаров и установленной ставки акцизного налога.
Текущие платежи по акцизному налогу уплачиваются не позднее 25 числа каждого месяца в размере одной третьей квартальной суммы акцизного налога. (с 1 января 2015 года)
В случае занижения суммы акцизного налога, исчисленного исходя из предполагаемого объема реализации подакцизных товаров, по сравнению с суммой акцизного налога, подлежащего уплате в бюджет за налоговый период, более чем на 10 процентов орган государственной налоговой службы вправе пересчитать текущие платежи, исходя из фактической суммы акцизного налога, подлежащей уплате в бюджет, с начислением пени. (с 1 января 2015 года)
Части пятую – седьмую считать соответственно частями первой – третьей в соответствии с Законом РУз от 31.12.2015 г. № ЗРУ-398
Уплата акцизного налога производится не позднее сроков сдачи расчетов.
Уплата акцизного налога по импортируемым товарам осуществляется в сроки, установленные таможенным законодательством. (Часть в редакции Закона РУз от 29.12.2008 г. № ЗРУ-196)
По импортируемым подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, акцизный налог уплачивается до приобретения акцизных марок.
Статья 241. Маркировка подакцизных товаров акцизными марками
Производимые на территории Республики Узбекистан, а также импортируемые на ее таможенную территорию табачные изделия и алкогольные напитки подлежат обязательной маркировке акцизными марками в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Акцизы – это разновидность косвенных налогов на товары и услуги, включаемые в цену изделия или тариф, но в отличие от налога на добавленную стоимость ограничены определенными их видами и группами.
Акцизы возникают в том случае, если цена равновесия на какой-либо товар (например, на водку, табак, кофе) устойчиво и значительно отклоняется от издержек производства. Государство с помощью акцизов взимает ту часть стоимости, которая не отражает фактическую эффективность товаров и его потребительские свойства, а является лишь следствием особых условий производства и реализации. Если бы государство не изымало акциз, то производители товаров имели бы незаслуженную высокую прибыль.
Акцизы могут устанавливаться на товары, потребление которых общество не считает полезным — спиртные напитки, табачные изделия. Таким образом, акцизы являются инструментом регулирования потребления. С их помощью государство пытается с одной стороны, сдерживать потребление иррациональных товаров (табак, вино-водочные изделия и т.п.).
Плательщиками акцизов являются предприятия, производящие и реализующие подакцизные товары, независимо от форм собственности.
Перечень и ставки подакцизных товаров утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан и включают в основном вино-водочные, табачные, ювелирные изделия, нефть, газ, хлопок и др.
Объектом налогообложения для подакцизных товаров являются:
- по алкогольной продукции, спирту этиловому, вину, виноматериалом, на которые установлены фиксированные налоговые ставки – объем реализованной алкогольной продукции в натуральном выражении;
- по другой подакцизной продукции – стоимость отгруженного товара по договорным ценам без учета налога на НДС.
Акцизным налогом не облагаются:
- поставка подакцизных товаров на экспорт, за исключением отдельных товаров, перечень которых определяется КМ Р.Уз;
- поставка масла хлопкового, используемого на производство масла «Узбекистан»;
- специализированная мебель для нужд системы народного образования и здравоохранения, производимая в Республике Узбекистан.
Бухгалтерский учет акцизного налога ведется также на счете 6410 «Задолженность по платежам в бюджет» следующим образом:
а) При реализации:
- Дебет 5110 «Расчетный счет»
- Кредит 9010 «Реализация продукции (работ и услуг)»
- Кредит 6410 «Задолженность по платежам в бюджет»
б) При уплате налога:
- Дебет 6410 «Задолженность по платежам в бюджет»
- Кредит 5110 «Расчетный счет»
Налог за пользование недрами. Хозяйствующие субъекты всех форм собственности являются плательщиками налога за пользование недрами, осуществляющие добычу полезных ископаемых.
Объектом налогообложения является объем добычи минерального сырья за вычетом НДС и акцизного налога, объем техногенных образований, а также объем подземных сооружений и хранилищ.
Ставки налога за пользование недрами устанавливаются Кабинетом Министров Р.Уз.
Не являются плательщиками налога: предприятия торговли и общественного питания – в части основного вида деятельности; сельхозпроизводители, являющиеся плательщиками единого земельного налога; и др.
От уплаты налога за пользование недрами освобождаются:
- юридические и физические лица, ведущие геологическое изучение недр;
- юридические и физические лица, ведущие научную работу на геологических, минералогических и других охраняемых природных территориях;
- бюджетные организации для строительств подземных сооружений.
Пример. Объем добычи гипсового камня предприятия «Зеравшан» в отчетном периоде составил 3000 тыс. сум., ставка налога – 5,3%
Налог составил: 3000000 * 5,3 : 100 = 159 тыс. сум.
Начисление налога отражается в бухгалтерском учете записью:
- Дебет 9430 «Прочие операционные расходы» — 159 тыс. сум.
- Кредит 6410 «Задолженность по платежам в бюджет» — 159 тыс. сум.
При перечислении налога в бюджет:
- Дебет 6410 «Задолженность по платежам в бюджет» — 159 тыс. сум.
- Кредит 5110 «Расчетный счет» — 159 тыс. сум.
ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика
международный ежемесячный научный журнал
Шодиев О.А. Акцизное налогообложение в республике Узбекистан: перспективы развития // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №2. — С. 82-84.
АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН:
О.А. Шодиев , старший преподаватель
Ташкентский финансовый институт
(Узбекистан, г. Ташкент)
Аннотация : Налоги должны стать одним из главных инструментов государстве н ного регулирования экономики, процессов производства, распределения и п о требления. С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как а к циз, влияет н а спрос и покупательную способ ность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог. По своему содержанию акцизы являются косве н ными налогами для потребителя.
Ключевые слова : акцизный налог, плательщики акцизного налога, доходы госуда р ственного бюджета, косвенное налогообложение, перечень подакцизных товаров .
Проблемы со вершенствования а к цизного налогообложения в настоящее время являются чрезвычайно актуальн ы м и . Акцизы по-прежнему остаются прич и нами дебатов в парламенте, широко обс у ждаются в прессе, но, к сожалению, в от е чественных научных журналах и публик а циях этот вопрос обходится стороной. Как это ни печально, но на данный момент с у ществует лишь небольшое количество н а учных работ , по д водящих тео ретические основы для научно- обоснованного налог о облож е ния в этой области. Очевидно, что такое положение дел приводит к против о речивому законодательству. Возможно, что это объясняется тем, что акцизы явл я ются относительно новым явлением в н а шей экономике. В связи с этим, исслед о вание основных направлений совершенс т вования акцизного налога в Узбекистане и выработк а решений по спорным вопросам с точки зрения как теоретических аспектов косвенного налогообложения и налогового администрирования, так и исследования и анализа мирового опыта, представляется весьма целесообразны м.
Акциз представляет собой разнови д ность косвенных налогов на товары пр е имущественно массового потребления (а также услуги), включается в цену проду к та (или тарифы на услуги) и перекладыв а ется, таким образом, на конечного потр е бителя. А кцизный налог испо льзуется в качестве одной из основных форм косве н ного налогообложения в ряде государств, находящихся на различных этапах экон о мического развития. Вместе с тем, акци з ный налог получил широкое распростр а нение в современном мире. Основной пр и чиной широкого распространения акци з ного обложения со времен глубокий дре в ности и до наших дней являются его ощ у тимые фискальные выгоды и высокая ск о рость их получения.
Термин «акциз», по мнению ряда и с следователей, происходит от голландского « exijs » (от старофранцузского « accise »), означавшего «оценка для налогооблож е ния». Также существует мнение о том, что слово «акциз» могло произойти от лати н ского « accidere », («вырезать», «отрезать»), что означало засечки на специальной па л ке, использовавшейся для измерения к о личества напитка в сосуде в целях налог о обложения.
Акцизы были одним из первых нал о гов вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог о т носительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преим у щества проистекают из способности нал о говых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных тов а ров вместо того, чтобы полагаться на бу х галтерские книги для его взимания.
В Узбекистане акцизный налог был введен в соответствии с Законом Респу б лики Узбекистан «О налогах с предпр и ятий, объединений и организаций» от 15 февраля 1991 года.
В настоящее время акцизный налог взимается и регулируется статьями 229-241 Налогового кодекса Республики Узб е кистан. Согласно статьи 229 Налогового кодекса , плательщиками акцизного налога являются юридические и физические лица:
— производящие товары, облагаемые акцизным налогом (подакцизные товары) на территории Республики Узбекистан;
— импортирующие подакцизные тов а ры на таможенную территорию Республ и ки Узбекистан;
— товарищ (участник) договора пр о стого товарищества, на которого возлож е но ведение дел простого товарищества, при производстве простым товариществом подакцизного товара.
По отдельным видам подакцизных товаров по решению Президента Респу б лики Узбекистан плательщиком акцизного налога может быть определено лицо, не являющееся производителем подакцизных товаров.
Как известно с ущность и природа индивидуального акциза сходна с униве р сальным акцизом – налогом на добавле н ную стоимость, налогом с оборота, нал о гом с продаж. Отличительной же особе н ностью индивидуальных акцизов является то, что взимается они лишь с определе н ных товаров .
Исторически, акциз считался нал о гом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как прав и ло, по месту производства. Акцизный н а лог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы на единицу пр о дукции или в процентах от стоимости т о вара, эта мера дополняет администрати в ные преимущества налога. Кроме того, н а лог может давать значительные доходы. Еще в 1666 г . французский экономист Ф.Дэмэзон отмечал, что акциз «способен один принести казне столько же и даже больше, чем все другие налоги» [1].
На сегодняшний день, удельный вес акцизного налога составляет значительную часть доходов государственного бюджета Республики Узбекистан. На рисунке пре д ставлена динамик а изменения доли ак ци з ного налога в структуре бюджете страны.
Рис. Доля акцизного налога в доходах государственного бюджета
(в % к доходам государственного бюджета без доходов целевых фондов) [3]
Существуют определенные выгоды от обложения акцизами определенных т о варов, считающихся вредными, или асс о циирующихся с негативными побо ч ными явлениями. Налогообложение может о т части воспрепятствовать потреблению п о тенциально опасных товаров, таких как табачные изделия и алкоголь, а также, н а пример, бензина и горючего, потребление которых связанно с загрязнением атм о сферы. Такие косвенные выгоды могут стать побочным результатом налога, одн а ко большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для п о лучения налоговых поступлений. Для достижения этой цели акцизы должны быть , во — первых, просты как в организ а ции, так и в применении, что достигается за счет поддержания м и нимального п е речня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран о г раничило список подакцизных товаров т а баком, алкоголем и определенным ассо р тиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их пр о изводителей относительно узок и бол ь шинство товарных категорий четко опр е дел е ны . Например, перечень подакцизных товаров в Узбекистане состоит из 14 в и дов товаров (работы и услуги не облаг а ется акцизным налогам) .
Во-вторых, ставки налога не дол ж ны быть слишком высоки. Некоторые с траны имеют относительно открытые границы, и контрабанда может стать проблемой в случае, если местные акцизы значительно выше соответствующих н а логовых ставок в соседних странах. Нелегальное прои з водство, в особенности чисто кустарное производство алкогол ь ных товаров, может возрасти, если ставки акцизов слишком высоки.
В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления доба в ленной стоимости. Акциз должен взиматься либо в момент импорта, либо производства (или отгрузки).
В заключение необходимо отмети ть, что исследовав теоретические аспекты а к цизного налог а, мы пришл и к следу ю щим кратким выводам:
— акцизы являются важным источн и ком налоговых поступлений в пер е ходный пер и од;
— акцизы выступают одними из н е многих рычагов воздействия государства на экономические проц ессы, имеющие м е сто в обществе;
— совершенствование налогооблож е ния в сфере акцизов является одним из важнейших условий ул учшения эконом и ческой ситуации, пополнения государс т венного бюдж е т а;
— основными принципами реформ и рования акцизного налогообложения явл я ется установление таких правил их упл а ты, которые бы в максимальной степ е ни ограничило возможность ухода от налог о обложения .
1. Малов В.Н., Кольбер Ж.Б. Абсолютистская бюрократия и французское общество. – М ., 1991. – 90 с.
2. Налоговый кодекс Республики Узбекистан. –Т.: «Адолат», 2015 г.
3. Постановления Президента Республики Узбекистан о параметрах государстве н ного бюджета.
EXCISE TAX IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN:
DEVELOPMENT PR O SPECTS
OA Shodiev, senior lecturer
Tashkent Financial Institute
Abstract : Taxes should be one of the main instruments of the state-tion regulation of the economy, the processes of production, distribution and consumption. With the possible regul a tion of the consumption tax. For example, such a tax, as the Ak-HIC, affect demand and purcha s ing power in relation to those goods which are subject to this tax. By their nature, the excise tax is an indirect tax to the consumer.
Keywords : the excise tax, excise tax payers, revenue of the sovereign-government bud g et, indirect taxation, the list of excisable goods.
Акцизный налог республики узбекистан
«УТВЕРЖДАЮ»
Первый заместитель
министра финансов
Республики Узбекистан
Т.Н. Гуськова
6 декабря 1996 г.
№ 76
О
Код товара по
ТН ВЭД
Ставки акцизов (в процентах от
контрактной стоимости товара или
в ЭКЮ за единицу измерения)
35%, но не менее
0,3 ЭКЮ/ литр
25%, но не менее
0,15 ЭКЮ/ литр
240210000, 240220000, 240290000
2,2 ЭКЮ на 1 куб. см объема двигателя
2,3 ЭКЮ на 1 куб. см объема двигателя 2,4 ЭКЮ
на 1 куб. см объема двигателя
2,6 ЭКЮ на 1 куб. см объема двигателя
2,8 ЭКЮ на 1 куб. см объема двигателя
Код товаров по
ТН ВЭД
Ставка акцизов (в процентах от
контрактной или покупной
стоимости товара)
Сложно-бытовая техника
Акцизный налог республики узбекистан
Краски и лаки (включая эмали, политуры и клеевые краски) на основе синтетических полимеров или химически модифицированных природных полимеров, диспергированные или растворенные в водной и неводной среде. готовые водные пигменты, используемые для отделки кож
Замазки стекольная и садовая, цементы смоляные, составы для уплотнения и прочие мастики; шпатлевки для малярных работ; неогнеупорные составы для подготовки поверхностей стен зданий, полов, потолков и аналогичные составы
Духи и туалетная вола, прочие косметические средства
Средства для волос
Средства для гигиены полости рта или зубов, включая фиксирующие порошки и пасты для зубных протезов; нитки, используемые для очистки межзубных промежутков (зубной шелк), в индивидуальной упаковке для розничной продажи
Средства, используемые до, во время или после бритья, дезодоранты индивидуального назначения, составы для принятия ванн, средства для удаления волос и прочие парфюмерные, косметические или туалетные средства, в другом месте не поименованные или не включенные; дезодоранты для помещений, ароматизированные или неароматизированные, обладающие или не обладающие дезинфицирующими свойствами
Мыло; поверхностно-активные органические вещества и средства, применяемые в качестве мыла, в форме брусков, кусков или в виде формованных изделий, содержащие или не содержащие мыло; поверхностно-активные органические вещества и средства для мытья кожи в виде жидкости или крема и расфасованные для розничной продажи, содержащие или не содержащие мыло; бумага, вата, войлок или фетр и нетканые материалы, пропитанные или покрытые мылом или моющим средством
Вещества поверхностно-активные органические (кроме мыла); поверхностно-активные средства, моющие средства (включая вспомогательные моющие средства) и средства чистящие (кроме средства товарной позиции 3401)
Материалы смазочные содержащие нефть или нефтепродукты, полученные из битуминозных пород
Ставки акцизного налога на ввозимые товары почти не изменились
Постановлением Президента от 29.12.2017 г. № ПП–3454 утверждены ставки акцизного налога на отдельные товары, завозимые в Узбекистан.
Напомним, что предыдущие ставки акциза на ввозимые в Узбекистан товары были утверждены постановлением Президента № ПП–3303 от 29.09.2017 г. «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» и действовали с 1 октября 2017 г.
Практически все ставки налога, утвержденные с 1.10.2017 г., остались без изменения и на 2018 год (прил. № 12-2 к ПП–3454 ).
В 2018 г. добавлена только одна новая ставка акцизного налога на товары, завозимые в Узбекистан:
Номер
товарной
группы
Наименование товаров
Код товара
по ТН ВЭД
В процентах
от таможенной
стоимости
товара
Карбоксиметилцеллюлоза и ее соли
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в ближайшее время в информационно-поисковой системе « Законодательство Республики Узбекистан ».