Правила продвижения осаго

Оглавление:

Президиум РСА утвердил новые правила профессиональной деятельности для страховщиков ОСАГО

Президиум Российского союза автостраховщиков (РСА) утвердил изменения в правила профессиональной деятельности (ППД) по продвижению услуг на рынке ОСАГО и в правила по взаимодействию страховщиков ОСАГО со страховыми агентами и брокерами, сообщил президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

«Мы внесли изменения в правила профессиональной деятельности РСА, которые обязательны для всех участников рынка. Работа велась в постоянном диалоге с Банком России. Нововведения позволят усилить контроль за предоставлением услуг страховщиками ОСАГО, повысят доступность полисов «автогражданки», — сказал И.Юргенс.

После согласования с регулятором новые редакции этих документов будут направлены страховщикам и вступят в силу, пояснил президент страховых союзов.

В частности, теперь в правилах указана обязанность компании заключить договор в день обращения клиента, а также информировать об этом страхователей, пояснил И.Юргенс. Исключение составляют те случаи, когда страховщик намерен воспользоваться правом осмотреть транспортное средство, осмотр должен быть проведен в тот же день. Если это невозможно, к примеру автомобиль находится по другому адресу, то в срок до пяти дней.

Теперь в правилах прописано, что страховщик обязан информировать клиентов о возможности покупки полиса ОСАГО без заключения иных договоров страхования или оплаты иных услуг, а также ознакомить с содержанием информационной брошюры «ОСАГО+», разработанной Банком России.

Одна из норм касается того, что страхователь вправе осуществлять аудио- и видеосъемку происходящего в офисе в момент заключения договора. И у страховщика нет права ему препятствовать.

Также страховщик будет обязан информировать клиента о значении коэффициента «бонус-малус», применяемого при расчете страховой премии по договору ОСАГО и полученного с использованием сведений из Автоматизированной информационной системы РСА.
В доступном для клиентов месте в подразделении или филиале страховщика должны быть размещены внутренние документы компании, устанавливающие порядок осмотра ТС, в том числе перечень мест и сроки проведения осмотра. Страховщик также будет размещать подробную информацию о способах связи с Банком России, куда можно направить жалобу на действия страховщиков при заключении договоров ОСАГО.

В обязанность страховщиков теперь включено информирование о порядке перерасчета премии, если страхователь решит изменить условия договора.

В новой редакции правил также отмечается, что сотрудники Банка России и РСА могут беспрепятственно осуществлять визуальный контроль процесс заключения договоров ОСАГО в офисах компаний.

Война с комиссиями и скидками будет продолжена

«Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании», 2013, N 2

Две основные, на взгляд РСА, проблемы страхового рынка, которые непосредственно влияют на платежеспособность страховщиков ОСАГО, — это выплата завышенного комиссионного вознаграждения и предоставление страхователям скидок.

Комиссию проверит детектив

Вопрос выплаты завышенного комиссионного вознаграждения по ОСАГО не дает покоя РСА с самого начала действия Закона об обязательной «автогражданке». Как известно, структура тарифной ставки отводит на расходы 23%, из них 3% — отчисления в компфонд. По мнению РСА (от которого союз не намерен отступать), комиссия не должна превышать 10%.

Соответствующее ограничение было внесено в Правила профессиональной деятельности РСА. Однако, как это было уже не раз, мы натолкнулись на противодействие и недостаточное понимание со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Тем не менее период безвременья, когда из-за позиции службы страховщики могли платить комиссии до 20% и не опасаться санкций РСА, уже закончился. Сейчас Закон об ОСАГО содержит положение, согласно которому РСА отдано право устанавливать максимальный размер комиссионного вознаграждения в Правилах профессиональной деятельности.

Эти Правила (утв. Президиумом РСА 18.02.2010) запрещают членам РСА устанавливать в договоре с посредником размер комиссии больше 10%. Кроме того, — и это крайне важно! — им запрещается предоставлять дополнительные бесплатные услуги, не предусмотренные правилами ОСАГО.

Факты выплаты завышенных комиссионных выявляются в ходе выездных проверок страховщиков. При этом проверяющие обращают внимание не только на официальные документы о выплате агентского вознаграждения, но и на договоры об оказании агентами дополнительных услуг. Как известно, именно так обычно маскируются завышенные комиссионные, которые платят страховщики.

Кроме того, РСА нанимает частных детективов, которые устраиваются в страховые компании агентами. Так союз получает сведения об официальных и негласных условиях работы посредников в компаниях. Результаты таких проверок также являются основанием для применения санкций. Несмотря на необычность этой меры для контролирующего органа, работает она весьма эффективно. Очередные выявленные детективами случаи превышения допустимых пределов комиссий рассматриваются чуть ли не на каждом заседании дисциплинарной комиссии РСА.

Где прячутся скидки

Поскольку тариф на ОСАГО пока един для всех, скидки предоставляются в завуалированной форме. Распространенный способ — применение низкого коэффициента «бонус-малус», несмотря на отсутствие оснований для этого (например, «поверив клиенту на слово»). С этой практикой должна справиться запущенная в этом году автоматизированная информационная система — АИС ОСАГО. Конечно, поскольку сведения о страховой истории водителей заносились в систему самими страховщиками, не все из которых вели себя на рынке честно, в данных АИС ОСАГО пока встречаются неточности. Однако, думаю, на уточнение сведений в базе потребуется не так уж много времени. Пока же мы предлагаем страховщикам сообщать в РСА о выявленных ими случаях несоответствия в данных и применять правильный КБМ (подтвердив его правильность первичными документами — например, справкой из компании, которая страховала ответственность этого водителя ранее).

Другой распространенный способ — предоставление скидок, подарков и дополнительных бесплатных услуг. Такое поведение страховщиков на рынке запрещено Правилами профессиональной деятельности, касающимися продвижения услуг на рынке ОСАГО. Согласно Правилам продвижением услуг считаются:

  • реклама и иные адресованные неопределенному кругу лиц предложения услуг обязательного страхования, включая публичную оферту;
  • совершенное в устной или письменной форме предложение лицу заключить договор обязательного страхования или продлить срок его действия;
  • иные действия, влияющие на выбор потенциальным страхователем определенного страховщика.

Реклама не должна содержать:

  • обещание подарков и бесплатных дополнительных услуг;
  • обещание предоставления рассрочки или отсрочки при оплате страховой премии;
  • сообщение о том, что при заключении договора обязательного страхования с данным страховщиком страховая премия может быть ниже, чем в других страховых компаниях.

При этом, если страховщик сообщает страхователю о скидке в виде применения КБМ, в предложении обязательно должно быть указано, что такая скидка предоставляется в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании.

В случае выявления нарушений этих Правил РСА привлекает страховщиков к дисциплинарной ответственности. Однако мы надеемся, что в тех условиях, в которых рынок ОСАГО оказался сейчас, страховщики проявят достаточную сознательность и не станут работать на тот негативный образ страховой компании, который сложился благодаря недобросовестным участникам рынка.

Статья 26. Правила профессиональной деятельности

1. Профессиональным объединением страховщиков устанавливаются правила, обязательные для профессионального объединения и его членов и содержащие требования в отношении:

а) порядка и условий рассмотрения членами профессионального объединения требований потерпевших о страховом возмещении по договорам обязательного страхования, заключенным другими членами профессионального объединения, порядка и условий осуществления указанного страхового возмещения;

б) порядка и условий осуществления профессиональным объединением компенсационных выплат, в том числе очередности удовлетворения указанных требований в случае недостаточности средств данного профессионального объединения, и порядка распределения между его членами ответственности по обязательствам профессионального объединения, связанным с осуществлением компенсационных выплат;

б.1) условий соглашения о прямом возмещении убытков;

в) порядка финансирования компенсационных выплат членами профессионального объединения, мер по контролю за целевым использованием соответствующих средств, порядка ведения профессиональным объединением учета по операциям со средствами, предназначенными для компенсационных выплат;

в.1) действий членов профессионального объединения страховщиков и оформления ими документов при передаче страхового портфеля, а также дополнительных условий и особенностей передачи страхового портфеля, в том числе выбора страховщика, которому передается страховой портфель, при применении мер по предупреждению банкротства страховщика и в случае принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), порядка определения размера компенсации страховщику, которому передан страховой портфель, недостающей части активов при передаче страхового портфеля;

г) создания и использования информационных систем профессионального объединения, содержащих информацию ограниченного доступа, а также защиты информации в этих системах;

д) порядка вступления в профессиональное объединение новых членов и выхода или исключения из него членов;

е) условий и порядка формирования и расходования средств профессионального объединения на цели иные, чем финансирование компенсационных выплат, в том числе порядка распределения соответствующих издержек, выплат, сборов и взносов между его членами;

ж) квалификации работников;

з) документации, правил ведения учета и отчетности;

и) защиты связанных с обязательным страхованием прав страхователей и потерпевших, в том числе порядка рассмотрения их жалоб на действия членов профессионального объединения;

к) процедуры проведения проверок деятельности членов профессионального объединения по обязательному страхованию и соблюдения ими установленных правил, в том числе создания контрольного органа и порядка ознакомления с результатами этих проверок других членов профессионального объединения, а также требований об обеспечении открытости информации для проведения таких проверок;

Читайте так же:  Можно ли взять займ в банке под материнский капитал

л) санкций и иных мер по отношению к членам профессионального объединения, их должностных лиц и работников, порядка применения и учета таких санкций и иных мер, а также контроля за их исполнением;

м) разрешения споров между членами профессионального объединения, возникших при рассмотрении одним из членов профессионального объединения требований потерпевших и осуществлении страхового возмещения по договорам обязательного страхования, заключенным другим членом профессионального объединения, а также иных вопросов профессиональной деятельности по обязательному страхованию;

н) деятельности профессионального объединения страховщиков и его членов в рамках международных систем страхования в соответствии с пунктом 9 статьи 31 настоящего Федерального закона;

о) порядка определения размера отчислений страховщиков в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат;

п) порядка учета, хранения, уничтожения и передачи бланков страховых полисов;

р) установления доли вознаграждения за заключение договора обязательного страхования от страховой премии, уплачиваемой страхователем по договору обязательного страхования, в пределах расходов страховщика на осуществление обязательного страхования;

с) порядка ведения и предоставления журналов учета заключенных договоров обязательного страхования, договоров сострахования, журналов учета убытков и досрочно прекращенных договоров страхования, договоров сострахования;

т) порядка обеспечения членов профессионального объединения страховщиков бланками страховых полисов обязательного страхования и бланками, используемыми при осуществлении операций по страхованию в рамках международных систем страхования, использования указанных бланков и установления количества договоров обязательного страхования, заключаемых в виде электронных документов, в зависимости от финансовой устойчивости и платежеспособности членов профессионального объединения страховщиков, а также соблюдения условий членства в профессиональном объединении страховщиков;

у) порядка реализации представителем страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность потерпевшего, полномочий по рассмотрению требований потерпевших о прямом возмещении убытков и осуществлению прямого возмещения убытков от имени и за счет представляемого страховщика;

ф) взаимоотношений со страховыми агентами и страховыми брокерами, осуществляющими от имени члена профессионального объединения страховщиков оформление страховых полисов обязательного страхования;

х) взаимоотношений членов профессионального объединения страховщиков со станциями технического обслуживания;

ц) организации заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов, включая обеспечение бесперебойности и непрерывности функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов, в том числе в случае оформления страхового полиса на бланке строгой отчетности, и порядок информирования Банка России о фактах наступления рисков нарушения функционирования информационных систем в соответствии с абзацем вторым пункта 1.1 статьи 22 настоящего Федерального закона;

ч) иных правил профессиональной деятельности, установление которых отнесено по решению членов профессионального объединения страховщиков к компетенции профессионального объединения страховщиков.

1.1. Требования, указанные в подпунктах «а» — «д», «н» — «ц» пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются и изменяются профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, иные предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи требования — профессиональным объединением страховщиков при условии уведомления Банка России в установленном им порядке.

Правила профессиональной деятельности и внесенные в указанные правила изменения вступают в силу не ранее даты их согласования с Банком России. Изменения, внесенные в правила профессиональной деятельности и не влекущие изменения состава и объема прав и обязанностей профессионального объединения страховщиков, страховщиков, страхователей, потерпевших, выгодоприобретателей и иных лиц, не требуют согласования с Банком России и представляются в уведомительном порядке.

2. В случае, если установленные профессиональным объединением страховщиков правила профессиональной деятельности нарушают права иных лиц, в том числе потерпевших, страхователей, страховых организаций, не входящих в профессиональное объединение, лица, права которых нарушены, и Банк России вправе обратиться с иском о признании указанных правил недействительными или с иском о внесении в них изменений.

Лица, права которых нарушены, вправе требовать от профессионального объединения страховщиков возмещения причиненных им убытков.

3. Профессиональное объединение страховщиков размещает затрагивающие интересы, права и обязанности страхователей и (или) потерпевших извлечения из правил профессиональной деятельности с учетом внесенных в них изменений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 26 Закона об ОСАГО

1. Правила профессиональной деятельности являются самостоятельным источником (формой) права в силу законодательного делегирования профессиональному объединению страховщиков полномочий по установлению правил, обязательных для профессионального объединения и его членов (см. решение Арбитражного суда Рязанской области от 11 января 2012 г. по делу N А54-5060/2011). Сами правила являются неотъемлемой частью договора ОСАГО на основании ст. 943 ГК РФ и применяются в части, не противоречащей Закону.

Следует отметить, что полномочия по разработке правил профессиональной деятельности постепенно расширяются, что и предполагает открытый характер устанавливаемого ими перечня требований. При этом РСА самостоятельно решает, будут ли обозначенные Законом требования к профессиональной деятельности сформулированы в качестве отдельного документа либо включены в состав иного документа. Так, требования к составу и порядку ведения документации (вплоть до определения формата, в котором должны быть представлены документы), правилам ведения учета и отчетности, создания и использования информационных систем профессионального объединения, а также санкции и иные меры по отношению к членам профессионального объединения, порядок рассмотрения споров между членами РСА могут дополнять положения, регламентирующие отдельные направления деятельности. Например, Соглашение о прямом возмещении убытков, утв. Президиумом РСА 26 июня 2008 г., оговаривает, что в случае возникновения споров его участники будут принимать все меры к их разрешению путем переговоров, а если согласие не будет достигнуто, все споры, разногласия и конфликты, возникающие в связи с исполнением настоящего соглашения, будут разрешаться в третейском суде при РСА.

В то же время большинство требований к профессиональной деятельности нашли свое закрепление в качестве отдельных документов, среди которых можно отметить следующие:

— Правила профессиональной деятельности по взаимодействию членов Российского союза автостраховщиков и их представителей при рассмотрении требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлении, утв. Президиумом РСА 19 февраля 2009 г., содержащие обязательные для РСА и его членов требования в отношении действий членов РСА при заключении, исполнении, изменении и расторжении договора о выполнении функций представителя члена РСА в субъекте Российской Федерации. На основании данного договора представитель на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, указанных в договоре, осуществляет полномочия страховщика от его имени и за его счет по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах по договорам ОСАГО и в случае, предусмотренном указанным выше договором, их осуществлению и (или) полномочия по рассмотрению требований о прямом возмещении убытков и в случае, предусмотренном указанным выше договором, по осуществлению выплат от имени и за счет страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность потерпевшего. Правила определяют содержание, основания и порядок прекращения Договора о выполнении функций представителя, действия сторон при ограничении или приостановлении действия лицензии, порядок взаимодействия представителя и страховщика при урегулировании требований потерпевших о прямом возмещении убытков, а также порядок рассмотрения споров;

— Правила осуществления Российским союзом автостраховщиков компенсационных выплат потерпевшим, в том числе очередности удовлетворения указанных требований в случае недостаточности средств Российского союза автостраховщиков, и порядка распределения между его членами ответственности по обязательствам Российского союза автостраховщиков, связанным с осуществлением компенсационных выплат, утв. Президиумом РСА 8 июня 2004 г., определяющие условия осуществления компенсационных выплат, вред, подлежащий возмещению, порядок финансирования и распределения ответственности между членами РСА по обязательствам осуществления компенсационных выплат, порядок определения размера компенсационных выплат в счет возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу, перечень документов, подтверждающих характер и размер вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего, особенности предъявления требования о компенсационной выплате при применении к страховщику процедуры банкротства, при отзыве у страховщика лицензии, порядок рассмотрения требований и определение очередности осуществления компенсационных выплат в случае недостаточности средств РСА, а также порядок осуществления компенсационных выплат, предъявления регрессного требования и разрешения споров;

— Соглашение о прямом возмещении убытков, утв. Президиумом РСА 26 июня 2008 г., которое регулирует отношения, возникающие при организации и осуществлении прямого возмещения убытков, включая порядок возмещения вреда, порядок, сроки и способы обмена необходимыми для этого документами, способы обеспечения исполнения обязательств по соглашению и т.п.;

— Правила финансирования компенсационных выплат членами Российского союза автостраховщиков, утв. Президиумом РСА 19 марта 2003 г., которые закрепляют обязанность страховщиков перечислять членские взносы на обеспечение деятельности РСА пропорционально сумме собранной премии по ОСАГО, а также средства из резерва гарантий и из резерва текущих компенсационных выплат в РСА в размере произведенных за истекший квартал отчислений от страховых премий по договорам ОСАГО в указанные резервы. Наряду с этим оговариваются меры по контролю за целевым использованием соответствующих средств, порядок ведения профессиональным объединением учета по операциям со средствами, предназначенными для компенсационных выплат;

— Положение о передаче страхового портфеля, разработанное РСА в соответствии с Приказом Минфина РФ от 13 января 2011 г. N 2н «Об утверждении Порядка передачи страхового портфеля при применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве страховой организации», которое определяет состав страхового портфеля, требования к страховщикам, принимающим страховой портфель, порядок получения согласия на передачу прав и обязанностей, включаемых в страховой портфель, порядок определения размера страховых резервов, соответствующих передаваемым страховым обязательствам, содержание и порядок заключения договора о передаче страхового портфеля, отдельные требования к его исполнению, а также особенности отражения операций по передаче страхового портфеля в документах бухгалтерского учета;

Читайте так же:  Что делать если приставы арестовали счета

— Правила профессиональной деятельности по созданию и использованию информационных систем Российского союза автостраховщиков, утв. Президиумом РСА 29 декабря 2012 г., которые определяют особенности создания информационных систем РСА, содержащих информацию ограниченного доступа, а также механизмы защиты содержащейся в них информации. Речь идет прежде всего об автоматизированной информационной системе РСА, содержащей информацию о договорах ОСАГО, а также ИБД «Спектр», являющейся автоматизированной информационной системой, обеспечивающей сбор, хранение, обработку и выдачу сведений по страховым событиям. Взаимодействие в рамках этой системы осуществляется на базе двухсторонних соглашений между РСА и страховыми компаниями на добровольной основе;

— Правила вступления в Российский союз автостраховщиков новых членов и выхода или исключения членов из него, утв. Президиумом РСА 19 марта 2003 г., устанавливающие требования к членам РСА, порядок вступления в Союз новых членов и их выхода из него, последствия реорганизации или ликвидации члена Союза, основания и порядок исключения страховщика из Союза, изменения статуса члена Союза;

— Правила формирования и расходования средств Российского союза автостраховщиков на цели, иные, чем финансирование компенсационных выплат, в том числе выплат, сборов и взносов между членами Российского союза автостраховщиков, утв. Президиумом РСА 21 апреля 2005 г., определяющие условия и порядок формирования и расходования средств РСА на такие цели, в том числе порядок распределения соответствующих издержек, выплат, сборов и взносов между его членами;

— Порядок проведения добровольной аккредитации экспертов-техников, утв. Президиумом РСА 25 апреля 2006 г., который устанавливает общие правила и процедуры проведения добровольной аккредитации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортного средства при ОСАГО. Что касается квалификации сотрудников страховщика, то следует иметь в виду положения ст. 32.1 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», согласно которым квалификационные и иные требования устанавливаются только в отношении руководителя субъекта страхового дела, главного бухгалтера, внутреннего аудитора и руководителя службы внутреннего аудита;

— Правила ведения учета и отчетности страховыми компаниями — членами Российского союза автостраховщиков по операциям по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Президиумом РСА 4 июля 2013 г., которые в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определяют состав, а также порядок составления и представления учетной и отчетной документации;

— Правила защиты прав страхователей и потерпевших, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и рассмотрения жалоб страхователей и потерпевших на действия членов Российского союза автостраховщиков, утв. Президиумом РСА 15 декабря 2004 г., которые определяют особенности реагирования РСА на различные виды обращений (жалобы, заявления, запросы), порядок их приема и учета, порядок и сроки их рассмотрения исполнительным аппаратом и представительствами РСА, а также осуществление контроля за исполнением членами РСА решений по жалобам;

— Правила проведения проверок деятельности членов Российского союза автостраховщиков по ОСАГО, страхованию в рамках международной системы страхования «Зеленая карта» и соблюдения членами Российского союза автостраховщиков правил профессиональной деятельности, утв. Президиумом РСА 13 мая 2010 г., которые определяют основания, порядок и формы проведения проверок соблюдения членами РСА действующего законодательства и правил профессиональной деятельности. В соответствии с ними РСА проводит текущие (камеральные) и выездные проверки. Камеральные (текущие) проверки деятельности всех членов РСА проводятся контрольно-аналитическим управлением и сотрудниками структурных подразделений РСА на постоянной основе путем мониторинга и сопоставления показателей, содержащихся в представляемой в РСА отчетности и иной информации. Выездные проверки проводятся по решению Правления РСА в связи с необходимостью оперативного реагирования РСА на выявленные камеральными проверками признаки нарушения страховыми организациями законодательства и правил профессиональной деятельности как с целью их документального подтверждения и принятия мер, направленных на их прекращение, так и с целью нейтрализации или снижения негативных последствий от таких нарушений для РСА;

— Правила применения санкций и иных мер по отношению к членам Российского союза автостраховщиков, их должностных лицам и работникам, утв. Президиумом РСА 16 октября 2008 г., определяющие виды санкций и иных мер, применяемых в отношении членов профессионального объединения, их должностных лиц и работников, регламентирующие производство по делам о нарушениях, порядок обжалования и отмены решений, порядок исполнения решений дисциплинарной комиссии, а также наложения штрафов. Они предусматривают как финансовые (в виде штрафов), так и нефинансовые санкции (предупреждение, представление об устранении нарушений, исключение из РСА);

— Правила разрешения споров между членами Российского союза автостраховщиков, возникших при рассмотрении одним из членов Российского союза автостраховщиков требований потерпевших и осуществлении страховых выплат по договорам ОСАГО, заключенным другим членом Российского союза автостраховщиков, а также иных вопросов профессиональной деятельности по ОСАГО, утв. Президиумом РСА 20 августа 2009 г., которые определяют категории споров, подлежащих обязательному разрешению в третейском суде, порядок их разрешения, а также основные характеристики третейского соглашения;

— Правила профессиональной деятельности по рассмотрению Российским союзом автостраховщиков и его членами требований потерпевших и иных участников системы «Зеленая карта» о выплате возмещения ущерба, причиненного в дорожно-транспортных происшествиях, произошедших на территории Российской Федерации, — Положение по урегулированию требований в рамках международной системы страхования «Зеленая карта», утв. Коллегией бюро «Зеленая карта» 10 сентября 2008 г. Данные Правила предусматривают основания и порядок рассмотрения подобных требований, включая принятие с использованием любых средств связи или без таковых устных или письменных сообщений от потерпевшего о причинении в результате ДТП вреда владельцем транспортного средства, предъявившим «Зеленую карту», а также определение представителя по урегулированию в России из числа лиц, уполномоченных на урегулирование требований по «Зеленым картам» на территории России. Также они определяют порядок уплаты взносов, формирования и использования фонда текущих обязательств, установление страховых тарифов и порядок их применения при определении страховой премии, а также структуры страховых тарифов, включая долю страховой премии, предназначенную для вознаграждения за заключение договора страхования;

— Порядок определения размера отчислений страховщиков в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат, который принят в виде правил профессиональной деятельности в развитие Правил финансирования компенсационных выплат членами РСА для финансирования компенсационных выплат и устанавливает процент отчислений от страховой премии, начисленной по договорам обязательного страхования гражданской ответственности;

— Порядок учета, хранения, уничтожения и передачи бланков страховых полисов, утв. Президиумом РСА 18 декабря 2008 г., который регламентирует процедурные вопросы, связанные с оборотом указанных документов строгой отчетности;

— Правила установления доли вознаграждения за заключение договора обязательного страхования от страховой премии, уплачиваемой страхователем по договору обязательного страхования, в пределах расходов страховщика на осуществление обязательного страхования, которые регламентируют вопросы распределения вознаграждения при заключении договора ОСАГО;

— Порядок ведения и предоставления журналов учета заключенных договоров обязательного страхования, журналов учета убытков и досрочно прекращенных договоров страхования, устанавливающий правила документооборота, связанного с организацией договорной работы по ОСАГО;

— Порядок обеспечения членов профессионального объединения страховщиков бланками страховых полисов обязательного страхования и бланками, используемыми при осуществлении операций по страхованию в рамках международных систем страхования, предусматривающий обеспечение страховщиков бланками полисов ОСАГО в соответствии с группами риска (всего пять групп), к которым отнесены страховые организации, определяемыми РСА на основании ряда коэффициентов. При этом страховщики из любой группы риска могут получить любое количество бланков сверх установленных лимитов при предоставлении банковской гарантии. В них также определяются основания для приостановления или возобновления исполнения заявки на изготовление бланков полисов ОСАГО;

— Порядок реализации представителем страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность потерпевшего, полномочий по рассмотрению требований потерпевших о прямом возмещении убытков и осуществлению прямого возмещения убытков от имени и за счет представляемого страховщика, регулирующий процедурные вопросы, связанные с рассмотрением обращений о прямом возмещении ущерба;

— Правила профессиональной деятельности по взаимодействию членов Российского союза автостраховщиков и страховых посредников, осуществляющих оформление полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Президиумом РСА 30 августа 2012 г., которые определяют особенности их взаимодействия при продвижении услуг страховым посредником на рынке обязательного страхования, при осуществлении страховщиком контроля за действиями страхового посредника, при ограничении, приостановлении, отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности у страховщика, особенности информационного взаимодействия, взаимодействия в части, устанавливающей порядок оплаты услуг, порядок учета и отчетности, особенности взаимодействия по субагентским договорам, а также при недобросовестных действиях страхового посредника, связанных с оборотом бланков строгой отчетности.

Читайте так же:  Транспортный налог декларация 2019 образец заполнения

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» также была предусмотрена необходимость разработки правил взаимоотношений членов профессионального объединения страховщиков со станциями технического обслуживания, а также организации заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов.

Формулировка п. «ч» указывает на открытый характер перечня правил профессиональной деятельности, а также на полномочия РСА определять направления нормативного регулирования Союза. В частности, по решению членов РСА были разработаны и утверждены:

1) Правила продвижения услуг на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Президиумом РСА 31 августа 2006 г., которые регламентируют действия страховщика, направленные на стимулирование потенциальных страхователей к заключению (продлению срока действия) с этим страховщиком договора ОСАГО, к которым относятся, в частности: реклама и иные адресованные неопределенному кругу лиц предложения услуг ОСАГО, включая публичную оферту; совершенное в устной или письменной форме предложение лицу заключить договор ОСАГО или продлить срок его действия; иные действия, влияющие на выбор потенциальным страхователем определенного страховщика;

2) Правила профессиональной деятельности «Правила применения Типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределение ответственности участников дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред при оформлении документов по дорожно-транспортным происшествиям без участия уполномоченных на то сотрудников полиции», утв. Президиумом РСА 19 февраля 2009 г., которые определяют условия и методику применения типовых схем ДТП;

3) Правила осуществления страховых выплат в счет возмещения вреда в порядке суброгации, утв. Президиумом РСА 18 декабря 2008 г.

2. Делегированный характер полномочий по разработке правил профессиональной деятельности предопределяет установление определенных ограничений в виде необходимости:

1) согласования механизма нормативного регулирования отдельных видов общественных отношений, возникающих при ОСАГО, с Банком России в отношении требований, указанных в подп. «а» — «д», «н», «п» — «т» п. 1 комментируемой статьи. Это предопределяет момент вступления в силу правил профессиональной деятельности и внесенных в них изменений, который связывается с датой их согласования с Банком России. Однако специальный порядок согласования правил профессиональной деятельности (форма обращения, документ о согласовании) не установлен;

2) уведомления Банка России в отношении иных правил профессиональной деятельности. В уведомительном порядке также представляются не требующие согласования с Банком России изменения, внесенные в правила профессиональной деятельности, не влекущие изменения состава и объема прав и обязанностей профессионального объединения страховщиков, страховщиков, страхователей, потерпевших, выгодоприобретателей и иных лиц.

С учетом объема предоставленных Банку России полномочий по регулированию и контролю на рынке финансовых услуг требование согласования правил профессиональной деятельности с Федеральной антимонопольной службой было отменено.

3. Комментируемая статья предусматривает судебную процедуру обжалования правил профессиональной деятельности, нарушающих права потерпевших, страхователей, страховых организаций, не входящих в профессиональное объединение, и иных лиц. Уполномоченными субъектами признаются лица, права которых нарушены, а также Банк России. При этом заявляемые ими требования могут касаться как признания указанных правил недействительными, так и внесения в них изменений.

Наряду с этим предусматривается возможность использования гражданско-правовых механизмов защиты нарушенных прав и законных интересов в форме возмещения причиненных убытков, что в силу положений ст. 15 ГК РФ означает возможность требовать возмещения расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

4. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ было установлено требование к РСА размещать извлечения из правил профессиональной деятельности, затрагивающие интересы, права и обязанности страхователей и (или) потерпевших, с учетом внесенных в них изменений на своем официальном сайте в сети Интернет. Тем самым законодатель фактически закрепил уже сложившуюся практику размещения значимой для страхователей и потерпевших информации.

Правила продвижения осаго

Термины и определения

Нормативные документы в сфере обследования зданий и сооружени

Проведение обследование сооружений и зданий

Экспресс-рецензирование заключений автоэкспертизы

Оценка ущерба при ДТП

Экспертиза обстоятельств ДТП

Технико-криминалистическая экспертиза документов

Экспертиза давности создания документа

Экспертиза объемов и стоимости строительно-монтажных работ

Экспертиза качества строительных и ремонтных работ

Оценка стоимости незавершенного производства при консервации строительных объектов или возобновлении их строительства

Экспертиза проектно-сметной документации

Анализ факторов фактического удорожания стоимости строительства

Экспертиза затрат по видам ремонтов и капитального строительства

Определение размеров ущерба недвижимому имуществу

Установление авторства предметов искусства

Установление культурной, художественной, научной, исторической ценности предметов искусства, предметов старины, оружия, объектов недвижимого наследия и др.

Выявления отдельных свойств предметов искусства (стиль, жанр, время создания, подлинность и др.)

Экспертиза лотерейного оборудования и экспертиза игорного оборудования

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Российский союз автостраховщиков разработал правила продвижения услуг на рынке ОСАГО. В частности, планируется ввести систему штрафов за ненадлежащую рекламу и за обещание скидок. Размер штрафов будет варьироваться от 200 МРОТ до 1 тыс. МРОТ в зависимости от тяжести нарушения.

Интерфакс, 9 августа 2006 г.

РСА разработал правила продвижения услуг на рынке ОСАГО

Российский союз автостраховщиков (РСА) разработал правила продвижения услуг на рынке обязательного автострахования (ОСАГО), сообщил агентству «Интерфакс-АФИ» директор по правовым вопросам РСА Олег Пилипец.

По его словам, «страховое сообщество выступает против применения скидок при продаже полисов ОСАГО, поскольку это вопиющее нарушение принципов добросовестной конкуренции: тарифы для всех едины». В связи с этим планируется ввести систему штрафов за ненадлежащую рекламу и за обещание скидок. Размер штрафов будет варьироваться от 200 МРОТ до 1 тыс. МРОТ в зависимости от тяжести нарушения — минимальный размер будет установлен за ненадлежащую рекламу, за рекламу о предоставлении скидок и подарков он будет выше.
Во вторник состоялось заседание комитета по рекламе и PR союза, на котором обсуждались последние детали проекта документа, в конце текущего месяца президиум союза планирует утвердить эти правила.
О.Пилипец отметил, что при повторном нарушении сумма штрафа будет увеличиваться, а в случае, если эти санкции не подействуют на страховщика, ему придется иметь дело с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). «Мы должны начинать с себя, сами должны наводить порядок. Если уж страховщики не слушаются профобъединения, то следующей инстанцией, от которой они будут получать санкции — это будет ФАС», — сказал он.
Важно, подчеркнул директор по правовым вопросам РСА, чтобы страховщики не вводили в заблуждение граждан при проведении рекламных кампаний, чтобы люди четко понимали, что есть понижающие коэффициенты и есть повышающие коэффициенты в зависимости от аварийности. А когда людям пишут про бонусы в рекламе брокеры и агенты, про 30-40%-ные скидки, это недопустимо, считает он.
Касаясь направленных в Минфин предложений ФАС о либерализации тарифов по ОСАГО, О.Пилипец отметил, что ФАС предлагает предусмотреть возможность предоставления скидок до 20% от цены полиса, при этом на рынке бывают скидки в размере 30-40%, поэтому даже если предложения ФАС будут учтены, то правила, разработанные РСА, все равно будут актуальны.
При этом, как сообщил агентству «Интерфакс-АФИ» источник в Минфине, предложения ФАС поступили, но они «пока не будут внедряться, поскольку российский рынок ОСАГО не созрел для либерализации».
Ранее сообщалось, что ФАС вела расследование против 11 страховщиков в связи с предоставлением льгот, скидок и подарков при ОСАГО, в частности, нарушителями были признаны «Росгосстрах (РТС: RGSC)-Столица», «МАКС» и МСК. Массовые нарушения и стали поводом для разработки правил игры для участников рынка при продвижении услуг на рынке ОСАГО.

Вся пресса за 9 августа 2006 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Саморегулирование, ОСАГО, Маркетинг, Ассоциации, союзы, пулы, фонды