Льготы инвестиционной деятельности
Глава 2. Государственные гарантии инвестиционной деятельности и льготы инвесторам (ст.7 — 12)
Глава 2. Государственные гарантии инвестиционной
деятельности и льготы инвесторам
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Налоговые льготы при инвестировании в РФ в 2018 году
В России существует огромное количество перспективных отраслей деятельности, которые при должном развитии обязательно найдут своего покупателя и клиента, а поэтому являются рентабельными и выгодными. Вполне естественно, что они привлекают внимание инвесторов и вызывают у последних желание в перспективе заработать. Так как привлечение инвестиций является приоритетом государства и отдельных компаний, то для многих частных лиц и организаций, желающих вложить в страну свои средства, действует та или иная инвестиционная налоговая льгота.
Если рассматривать основные виды инвестиционной деятельности в стране, то они облагаются различными налогами, которые в значительной степени отличаются в зависимости от того, имеется ли дело с резидентом РФ или же с нерезидентом. Первым однозначно более выгодно, так как проценты для них существенно снижены, а налоговые льготы для иностранных инвесторов в РФ часто менее выгодны. Также есть большое количество всевозможных операций и механизмов, благодаря которым есть возможность создать себе еще более привлекательные условия для инвестиционной деятельности, но использовать их стоит очень аккуратно.
Интересный факт! В РФ рассматриваемые льготы для инвесторов действуют в области недвижимости, ценных бумаг и металлов, депозитов, в области страхования.
Существующие налоговые льготы и вычеты
Так как государство заинтересовано в привлечении капитала на свою территорию, то оно всячески старается пойти на встречу людям, у которых есть деньги и создать для них выгодные условия для вкладывания своих средств. С этой целью разработан ряд законов в НК, регламентирующих те льготы, которые получает каждый человек или организация, которые решились вложить свои финансы в какую-либо область деятельности в РФ.
В зависимости от рода деятельности и сложившейся там обстановки, физические и юридические лица, открывшие себе ИИС (индивидуальный инвестиционный счет) получают как льготы, так и некоторые вычеты с возможных трат. Налоговые льготы при инвестировании в 2018 не потерпели особых изменений и почти ничем не отличаются от действовавших в прошлые годы.
Длительное владение ценными бумагами
Ценные бумаги традиционно считаются одним из выгодных вариантов для вкладывания средств, так как они со временем имеют тенденцию к подорожанию. Естественно, при этом нужно угадать с перспективной компанией, иначе можно и просчитаться в такой игре. Действующая ставка налога в этой сфере для резидентов РФ составляет 13%, для нерезидентов – 30%. Совершенно неважно, были ли куплены бумаги самим человеком или же с помощью брокера посредника.
С дивидендами ситуация немного сложней. Если средства были вложены в иностранную компанию, то придется отдать 15%, если в российскую – всего 9%. Нерезиденты все также должны выложить все 30%.
Интересный факт! Если прибыль приобретается по государственным бумагам, то она не облагается подоходными процентами.
Освобожденные от уплаты НДЛФ облигации
В 2017 году в законодательстве были произведены крупные изменения и доходы по многим облигациям стали свободны от уплаты налога НДЛФ. Налоговые льготы при инвестировании в этом случае объясняются тем, что государство пытается поддержать некоторые важные для него заведения и организации и привлечь в них дополнительные деньги посредством инвесторов, как внутренних, так и иностранных.
На данный момент освобождены от уплаты облигации, которые выпущены и будут выпущены в период 2017-2020 годов. Купонный доход по корпоративным облигациям будет облагаться налогом только тогда, если сумма выплаты по купону будет больше, нежели сумма процентов, вычисленная по стоимости облигаций. Вот некоторые примеры компаний, чьи облигации попадают под действие нового закона: Альфа-Банк, Газпром Капитал, МТС, Русфинанс Банк, Транснефть и некоторые другие.
Покупка ценных металлов
Спекуляции с ценными металлами способны принести приличную выгоду и многие на рынке занимаются подобной деятельностью. Драгоценные металлы могут со временем значительно меняться в цене, также их можно продавать по более выгодным условиям, нежели при покупке. Поэтому НДФЛ здесь также присутствует. Как и в предыдущем случае, он равен 13% для резидентов РФ, то есть людей, которые провели на территории страны более 183 дней, и 30% — для нерезидентов.
Выгодные условия при вкладывании в металлы для резидентов очевидны. Важно отметить, что таковыми считаются даже те люди, которые в последние полгода была заграницей по причине обучения или прохождения лечения.
Сфера недвижимости
Налоговые льготы при инвестиционной деятельности в сферу строительства в РФ также существуют, и они ничем не отличаются от предыдущих случаев. Все те же 13% и 30%, соответственно. Это очень популярное направление для имеющих деньги лиц, так как в России уже многие годы по всей стране кипят стройки и вводится в эксплуатацию очень много самых разных объектов.
Но здесь есть один неприятный нюанс – вычет идет не с суммы, которая была вложена в качестве инвестиции, а от того, за какие деньги продается уже готовый объект, что должно быть указано в соответствующем договоре, и минус 1 млн рублей от этого. В результате стоимость недвижимости приходится несколько увеличивать.
Интересный факт! Некоторые лица указывают в документах стоимость объекта меньше 1 миллиона рублей и просто ничего не платят. Но это скользкая дорожка, так как несет в себе риски столкнуться с налоговой.
Социальные вычеты
В законодательстве предусмотрены так называемые социальные вычеты. Это один из вариантов налоговых льгот при инвестировании, так как он позволяет вернуть часть денег, которые были выплачены в качестве налогов с имеющегося у физического лица дохода. Использование таких вычетов является прямым правом любого налогоплательщика, которым он может при желании воспользоваться в таких случаях:
- Совершая расходы на благотворительность и различные пожертвования;
- При тратах на обучение: детей, братьев, сестер, подопечных;
- Проводя оплату своего лечения или членов своей семьи.
Также сюда относится и страхование, а также прохождение оценки профессиональной квалификации. В каждом отдельном случае процент возвращенных денег рассматривается отдельно. Например, при пожертвовании – это не более 25% от суммы, которая вообще подлежит налогообложению.
Профессиональные налоговые вычеты
Инвестиционными налоговыми льготами являются определенные скидки, которые позволяют с большей смелостью вкладывать деньги в те или иные области деятельности. В этом плане можно вспомнить и так называемые профессиональные вычеты. Заключается это явление в том, что юридические лица получают некоторые скидки по налогам, зависящие от уровня их расходов, который должен быть документально подтвержден.
Получить такие поблажки могут:
- Индивидуальные предприниматели;
- Лицами, которые занимаются частной практикой: адвокатами, нотариусами и т.п.;
- Лица, выполнявшие работы по договору гражданско-правового типа;
- Деятели науки и искусства, создавшие какие-либо произведения, труды, сделавшие открытия и т.д.
Размер вычета устанавливается индивидуально в каждом случае.
Налоговые вычеты со взносов при пользовании индивидуальным инвестиционным счетом (ИИС)
Какие налоговые льготы предоставляются инвесторам, открывшим себе ИИС счет? Здесь все примерно также, как и в предыдущих случаях. Если человек или компания должны уплатить некоторую сумму налога, при этом имея ИИС, то они могут уменьшить эту сумму на 13%. При этом нельзя получить скидку большую, чем сумма, которую нужно заплатить. Также нужно помнить, что существует установленный законом лимит вычета, больше которого подняться нельзя.
В целом, рассмотренные льготы в России довольно развиты, и они постоянно привлекают многих лиц для вкладывания своих средств в выгодные сферы деятельности. Конечно, никто не гарантирует на 100% положительного результата от такого занятия, но в целом здесь можно неплохо зарабатывать и экономить.
Льготы инвестиционной деятельности
Одной из приоритетных задач правительства Пензенской области является развитие инновационных предприятий. Особенностью инновационной экономики является выпуск наукоемкой продукции, которая позволяет производить продукцию для страны.
В связи с кризисом 2008 года произошло сокращение инвестиций, которые направлялись на развитие инноваций. Наукоемкая продукция является одним из важнейших факторов, обеспечивающих рост конкурентоспособности страны, для стимулирования развития этой отрасли стали предлагать налоговые льготы предприятиям, занимающимся инновациями. Предоставление налоговых льгот направлено на стимулирование развития предприятий и увеличение тем самым выпуска продукции. Для инновационных отраслей применение налоговых льгот служит стимулом к увеличению финансовых вливаний в предприятие.
Инновационная деятельность имеет следующие виды:
– продуктовая, предоставление потребителю нового товара или улучшенного, у которого улучшены потребительские свойства;
– маркетинговая, применение новых методов продаж продукции;
– процесс, производство или улучшение технологии производства продукции;
– организационная, внедрение нового метода организации рабочих мест, внешних связей [3].
Решая заниматься инновационной деятельностью, предприятие в первую очередь должно оценить свои инвестиционные ресурсы. При вложении в инвестиции также необходимо учитывать условия налогообложения и систему налогового учета и отчетности предприятия. Налоговая нагрузка оказывает влияние на решения предприятия, которую можно прогнозировать и управлять. Оказывая влияние на налогообложение инвестиционной деятельности, ее параметры можно контролировать и изменять.
Однако необходимо отметить, что прямая поддержка инвестиций в инновационную деятельность со стороны государства часто не столь эффективна, как косвенное регулирование [1].
Одной из особенностей налоговых льгот является поощрение совершенных действий. Для этого предполагается предусмотреть различные налоговые скидки, льготные кредиты. Мировая практика подразумевает предоставление налоговых льгот частичным или полным исключением из налогооблагаемой базы предприятия, которое занимается инновационной деятельностью, которая иногда превышает затраты на инновационные разработки.
Развитие мирового налогообложения акцентирует внимание на налоговом регулировании, постепенно смещаясь в направлении инновационной деятельности. Предоставление налоговых льгот остается одним главных средств поддержки инвесторов как в России, так и за рубежом.
В Нидерландах налоговые льготы предоставляются на:
– инвестиции в научно-исследовательскую работу;
– охрану окружающей среды;
Одним из важных направлений привлечения инвесторов является совершенствование налогового законодательства, рациональное создание и использование налоговых льгот. В первую очередь при создании инвестиционного климата следует больше уделить внимание производственным предприятиям и предприятиям, занятым инновационной деятельностью. Это связано с большой конкуренцией на рынке иностранных предприятий. Наиболее привлекательными льготами для инвесторов являются налоги, на долю которых приходится наибольшая нагрузка предприятия.
К наиболее интересным налогам относят:
– налог на прибыль;
– налог на имущество.
Налоговые льготы позволяют уменьшить расходы по инновационным проектам небольшим организациям примерно на 15 %, а крупным на 9 %. В большинстве случаев льготами пользуются крупные компании из-за имеющейся большей финансовой возможности. Предоставление льгот по инновационным проектам, большинство компаний после получения налоговых льгот увеличивают расходы на инновационную деятельность.
Применение налоговых льгот позволяет уменьшить налоговую нагрузку на предприятие и увеличить приток иностранного капитала в Россию. В Бельгии иностранным инвесторам предоставляют налоговые льготы в размере 3,5 % вместе с возможностью увеличения нормы амортизации до 17 %, что считается в данной стране очень интересным предложением для инвесторов. В России применение налоговых льгот распространено не так сильно, как в Европе. Среди льгот, которые предоставляет инвесторам, которые вкладываются в инновационную деятельность, следующие:
– предоставление инвесторам льгот по аренде недвижимости;
– предоставление рассрочек инвесторам на срок до 5 лет за объекты недвижимости;
– освобождение от уплаты НДС при реализации научно-исследовательской работы, направленной на создание или улучшение продукции и технологий;
– предоставление льгот по расходам на научно-исследовательскую работу, которые подлежат налоговому учету;
– уменьшение налога на прирост инновационных затрат. Введен повышающий коэффициент, позволяющий учесть в расходах по НПО в 1,5 раза больше затрат на НИОКР, чем было фактически осуществлено; при этом утвержден перечень из более чем 120 направлений исследований, затраты на которые принимаются с повышающим коэффициентом [2].
Показателем роста экономики является доля инвестиций в ВВП. В развивающихся странах доля иностранных инвестиций составляет порядка 40 %. В России данный показатель составляет 13 %, это говорит о неблагоприятном инвестиционном климате для инвесторов. Доля инвестиций в Пензенской области за 2013 год увеличилась на 4 % (рис. 1). Этот показатель говорит о недостаточно привлекательных налоговых льготах в России.
Можно привести в пример ОАО «Пензтяжпромарматура», которое, используя налоговые льготы за 2012–2015 гг., инвестировало в обновление оборудования 83 %.
Большинство предприятий стремится воспользоваться такой налоговой льготой, как «налоговые каникулы». Предоставляя «налоговые каникулы», государство помогает предприятию встать на ноги или исправить тяжелую ситуацию, которая сложилась на предприятии. Налоговые каникулы используются в основном для уменьшения налога с продаж, а также для привлечения иностранных инвесторов. В большинстве случаев налоговые каникулы применяются для стимулирования экономического роста в определенных отраслях.
В Пензенской области инвестору при размещении инновационных производств устанавливается льготная ставка по этому налогу. Для субъектов предпринимательства Пензенской области установлена пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Пензенской области до 13,5 процентов (Закон Пензенской области от 27.02.2009 г. № 1691-ЗПО «О понижении ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Пензенской области» (с последующими изменениями)) [6].
Освобождаются от уплаты транспортного налога предприятия, которые участвуют в приоритетных инвестиционных проектах Пензенской области. А также предоставляется льготный налоговый кредит. По налогу на имущество предоставляются налоговые льготы для предприятий, реализующих свои инвестиционные проекты на территории Пензенской области, а также для предприятий которые осуществляют ввод, реконструкцию или модернизацию объектов федеральной собственности, если у данных предприятий данные объекты находятся на праве оперативного управления на территории Пензенской области. Тогда ставка составляет 1,7 %.
Рис. 1. Годовые прогнозные темпы роста ВРП Пензенской области в активном и инерционном вариантах сценария (2006‒2021 годы, в % к предыдущему году) [4]
Рис. 2. Распределение инвестиций ОАО «Пензтяжпромарматура» на 2012–2015 годы [5]
Налоговые каникулы устанавливаются законом на определенный срок, в течение которого предприятие освобождается от уплаты определенного налога. Предприятию нужно учитывать время налоговых каникул, здесь важным фактором является получение прибыли в первый год, и она будет валовая или чистая прибыль. Налоговые каникулы, которые предоставляются до начала работы производства, в дальнейшем, при выходе предприятия на безубыточный уровень, могут привести к увеличению налога. Это вызвано освобождением предприятия от уплаты налога на прибыль в период, где ее еще не было. После окончания налоговых каникул, как правило, у предприятия происходит увеличение налогооблагаемой базы и суммы уплачиваемого налога.
Применение данных льгот для государства является положительным моментом, а для инвестора отрицательным. Для инвестора наиболее выгодными являются налоговые каникулы, когда предоставляются до получения предприятием чистой прибыли. За время налоговых каникул инвестор покрывает свои убытки прошлых лет. В настоящий момент налоговые каникулы предоставляются в основном крупным компаниям.
Для привлечения инвесторов сегодня начали создавать особые экономические зоны. В данных зонах действуют пониженные налоговые ставки по некоторым видам налогов. Применение особых экономических зон необходимо для стимулирования создания новых производств и модернизации старых. Одним из стимулов создания особых экономических зон является вступление России в ВТО, поэтому товары российского производства должны быть конкурентноспособными на мировом рынке.
Для обновления производственного оборудования производственным предприятиям предлагаются налоговые льготы, которые обновляют свое оборудование. А также предоставляются налоговые каникулы этим предприятиям на период около пяти лет.
Можно сделать вывод, что не все европейские страны предлагают специальные льготы для инвесторов. Стимулирование инвесторов происходит за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли на величину понесенных расходов на научно-исследовательскую деятельность
Так, в Европе государство производит поддержку производителей, стимулируя производить инновационные продукты и внедрять инновационные процессы производства. В России в данном отношении поддержка инновационных продуктов развита слабо. Одной из причин медленного применения инновационных продуктов является высокая стоимость их внедрения, это приводит к неэффективности применяемых мер поддержки производителей инвестиционно-инновационной деятельностью.
Следует отметить, что создание условий для стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности, в которых будут успешно функционировать как отдельные субъекты, так и экономическая система в целом.
В развитии данного направления государству сможет помочь налоговая политика, которая в результате своей деятельности поможет привлечь налогоплательщиков, заинтересованных в применении инновационных производств на своих мощностях. А также вложение денежных средств в развитие научных отраслей.
Бахтеев Ю.Д., д.э.н., профессор кафедры «менеджмент», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза;
Сергеева И.А., д.э.н., профессор кафедры «менеджмент», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза.
Налоговые льготы для инвесторов
Вопросы применения налоговых льгот постоянно находятся в центре внимания как налогоплательщиков, так и налоговых органов. В действующем НК РФ предусмотрен ряд норм, направленных на стимулирование инвестирования.
Ниже дается краткий обзор основных налогов, уплачиваемых инвесторами, при этом особое внимание уделяется льготам, которые им предоставляются.
Налог на добавленную стоимость (НДС) установлен в гл. 21 НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2002 г. (ранее он взимался на основании Закона РСФСР от 6 декабря 1991 г. N 1992-I)*(232). Это косвенный налог, т.е. плательщик налога (лицо, вносящее платеж в бюджет) и носитель налога (лицо, несущее налоговое бремя) не совпадают в одном лице: плательщиком является предприятие, производящее продукцию, а носителем — потребитель.
В соответствии со ст. 146 НК РФ объектами налогообложения являются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы).
Также в данной статье в пп. 7 установлено, что не подлежит налогообложению оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.
Порядок и условия использования этой льготы установлен в пп. 4-7 ст. 149 НК РФ. Для реализации данной льготы НК РФ императивно предписывает налогоплательщику вести раздельный учет упомянутых выше операций. Порядок ведения такого раздельного учета в настоящее время установлен Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н «Положение по бухгалтерскому учету. Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Кроме того, руководителю организации необходимо издать приказ (распоряжение), обязывающий бухгалтерию вести такой раздельный учет.
Пункт 7 ст. 149 НК РФ запрещает применять льготы по освобождению от налогообложения НДС (даже если лицо производит операции, предусмотренные в ст. 149 НК РФ) по отношению к индивидуальным предпринимателям и организациям, которые осуществляют свою предпринимательскую деятельность в интересах другого лица (доверителя, комитента, принципала) в рамках заключенного с таким лицом договора комиссии, поручения, агентского договора (ст. 971-979, 990-1011 ГК РФ).
Таким образом, операции по прямому инвестированию освобождены от налогообложения НДС.
Статьей 150 НК РФ предусматривается, что не подлежит налогообложению НДС ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Правила п. 1 ст. 150, в отличие от правил ст. 149 НК РФ, посвященных освобождению от налогообложения НДС операций по реализации (передаче) товаров (работ, услуг), в основном производимых и реализуемых на территории Российской Федерации, во-первых, распространяются лишь на случаи освобождения от НДС операций по товарам (но не работам, услугам!), во-вторых, устанавливают, что не подлежит налогообложению такая именно операция, как ввоз на таможенную территорию Российской Федерации (ее составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними). Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, где Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Территория свободных таможенных зон и свободные склады рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации (хотя она и охватывается понятием «территория Российской Федерации»). Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации (ст. 3 ТК РФ). От НДС освобождается ввоз товаров, упомянутых в пп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ, для формирования уставного капитала хозяйственных обществ с участием иностранных инвесторов (т.е. ЗАО, ООО, ОАО, ОДО, дочерних, зависимых обществ) и складочного капитала хозяйственных товариществ (т.е. полного или коммандитного товарищества) с участием иностранного инвестора.
В соответствии со ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы согласно ст. 154-159 и 162 исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Общая сумма налога, исчисленная в соответствии со ст. 166 НК РФ применительно к этому налоговому периоду, должна быть уменьшена на все суммы налога, фактически уплаченные поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения, которые относятся к этому же налоговому периоду и в отношении которых не применяются специальные ограничения (в частности, установленные ст. 170 НК РФ). Технически это делается с помощью налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ. Право на налоговые вычеты может возникать в силу разных обстоятельств. В частности, уплатив налог подрядным организациям при проведении ими капитального строительства или сборке (монтаже) основных средств, налогоплательщик вправе (на основании п. 6 ст. 171 НК РФ) предъявить к вычету эти суммы налога.
Точно так же налогоплательщик может предъявить к вычету суммы налога, уплаченные им при приобретении объектов незавершенного капитального строительства и товаров (работ, услуг), приобретенных им для выполнения строительно-монтажных работ, а также суммы налога, исчисленные им при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Все перечисленные суммы налога подлежат вычету после принятия на учет указанных объектов завершенного или незавершенного капитального строительства.
Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, а также документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.
В соответствии со ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ.
Следующий налог, который также является косвенным, — акцизы. Правовое регулирование этого налога в Российской Федерации осуществляется на основании гл. 22 НК РФ.
Перечень подакцизных товаров установлен в ст. 181 НК РФ. Подакцизными товарами признаются: спирт этиловый; алкогольная продукция; табачная продукция; автомобильный бензин и ряд других товаров. Анализ п. 1 ст. 182 НК РФ показывает, что объектом налогообложения акцизом признаются ряд операций, в том числе и передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).
Представляется, что данная норма не согласуется с пп. 4 п. 3 ст. 38 НК РФ, согласно которому не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов).
Под инвестиционным характером передачи товаров, результатов работ или оказания услуг следует понимать такую их передачу (оказание) другому лицу, которая не предполагает получения от него непосредственного встречного имущественного предоставления, а предназначена для осуществления принимающим инвестиции лицом определенной деятельности, в результате осуществления которой инвестор получает соответствующую своим инвестициям долю прибыли.
Таким образом, не подпадает в соответствии со ст. 39 НК РФ под легальное определение реализации товаров, работ, услуг передача имущества в качестве:
— вклада в складочный капитал полного товарищества;
— вклада в складочный капитал коммандитного товарищества;
— вклада в уставный капитал АО, ООО, ОДО;
— вклада в простое товарищество (ст. 1041, 1042 ГК РФ). Простое товарищество не является юридическим лицом. Внесенное участниками простого товарищества имущество (которым последние обладали на праве собственности), а также произведенная в результате совместной деятельности продукция, плоды и доходы признаются общей долевой собственностью;
— внесения паевого взноса членами производственного кооператива.
С учетом того, что перечень форм передачи имущества, имеющих инвестиционный характер, открытый, любые иные инвестиционные вклады не подпадают под признаки реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.
Как поступить в таком случае налогоплательщику? Для ответа на этот вопрос необходимо в первую очередь иметь в виду, что в части первой НК РФ установлены общие принципы налогообложения, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Для того чтобы избежать печальной практики прошлых лет (когда многочисленные акты в области налогообложения противоречили друг другу, вводились задним числом, не вовремя сообщались налогоплательщикам), законодатель включил в ст. 3 НК РФ п. 6 и 7, исходя из которых акты законодательства о налогах и сборах должны быть точно сформулированы. Это означает, что указанные акты должны быть текстуально выверены, не содержать внутренних противоречий, двусмысленности. Критерием определенности налогового акта является способность плательщика соответствующего налога исходя из содержания акта точно установить следующие обстоятельства: а) вид подлежащего уплате налога; б) размер налога; в) срок и порядок уплаты налога. В пользу плательщика следует толковать все сомнения, порождаемые в ходе практической реализации актов законодательства о налогах и сборах. В частности эти сомнения относятся к определению базы налогообложения.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии со второй частью НК РФ и с учетом положений ст. 38, 39 НК РФ.
В данном случае значение специального правового термина «операции, которые не признаются реализацией товаров, работ или услуг» нормативно определено. Рассматривая законность п. 1 ст. 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»*(236) (далее — Закон об основах налоговой системы) в части введения в перечень региональных налогов налога с продаж, Конституционный Суд РФ указал, что, устанавливая региональный налог с продаж, федеральный законодатель был обязан определенно и непротиворечиво закрепить объект налогообложения. Вместо этого он ввел ряд дополнительных признаков для его обозначения, используя, в частности, неопределенные понятия, которые не имеют юридического содержания и различно толкуются при применении оспариваемых норм Закона об основах налоговой системы: «реализация товаров (работ, услуг) оптом», «дорогостоящие товары», «товары и услуги не первой необходимости», «товары первой необходимости». Законодатель не предусмотрел каких-либо критериев для их определения, а также произвольно перечислил лишь некоторые товары (работы, услуги), реализация которых подлежит обложению налогом с продаж, и тем самым отказался от установления четких параметров объекта налогообложения.
Поэтому если в общей части НК РФ существует нормативное определение термина — объекта налогообложения, то и следует использовать термин именно в этом значении. И за основу в данной ситуации должны быть положены принципы, установленные в ст. 39 НК РФ, в которой закреплено императивное предписание, что не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов). Следовательно, операции с подакцизными товарами, носящие инвестиционный характер, не являются объектами налогообложения в контексте положений пп. 10 п. 2 ст. 182 НК РФ.
Налог на прибыль регулируется гл. 25 НК РФ. По этому налогу объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом в НК РФ установлен различный порядок определения прибыли для целей взимания налога для каждой категории налогоплательщиков:
— для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;
— для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;
— для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ: «Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации».
Для инвесторов могут представлять интерес такие льготы, как освобождение в соответствии со ст. 251 НК РФ доходов, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации; в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Судебная практика твердо стоит на позиции, предполагающей, что доходы в виде имущества, полученного организацией в качестве взноса (вклада) в уставный капитал, не участвуют в формировании налоговой базы.
Согласно положениям ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения; в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения, и другие средства.
По сути, в данной статье устанавливается значение понятия «доход, учитываемый при определении налоговой базы». Это значение устанавливается путем исключения из категории «доход» отдельных видов доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций; доходов, подлежащих вычету из суммы валовых доходов организации).
Важнейшим методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является предоставление инвестиционного налогового кредита.
Налоговое законодательство РФ определяет порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита.
Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66 НК РФ) представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований (ст. 67 НК РФ):
— проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму кредита, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
— осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
— выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
Анализ легального определения данной формы изменения срока уплаты налога — инвестиционного налогового кредита позволяет указать на следующие признаки.
1. Кредит предоставляется:
— только организациям при наличии предусмотренных законодательством о налогах и сборах оснований;
— по налогу на прибыль (доход) организации либо по региональным и местным налогам; по другим видам налогов (например, по НДС) предоставлять его нельзя.
2. Кредит предполагает:
— предоставление организации на определенный в договоре о кредите срок права уменьшать свои платежи по упомянутым налогам;
— уменьшение платежей по налогу в пределах, определенных в таком договоре;
— последующую (т.е. по истечении срока действия договора) уплату не только суммы самого предоставленного кредита, но и начисленных на нее процентов;
— поэтапную уплату как суммы кредита, так и начисленных процентов;
— независимо от числа договоров суммы уменьшений налоговых платежей в каждом отчетном периоде не могут превышать 50% соответствующих платежей, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите за этот налоговый период.
3. Решения о предоставлении кредита принимаются:
— по федеральным налогам и сборам — Федеральной налоговой службой, т.е. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области налогов и сборов;
— по региональным и местным налогам — налоговым органом по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований. Следует отметить, что такое распределение компетенции между уполномоченными органами было установлено Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утрачившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»*(239), принятым в связи с реформой государственного управления в РФ.
4. Предоставление кредита по уплате сбора в ст. 66 НК РФ не предусмотрено.
5. Срок предоставления кредита не может быть менее одного года. Максимальный срок — пять лет.
6. В договоре об инвестиционном налоговом кредите должны быть предусмотрены следующие условия:
— порядок уменьшения налоговых платежей;
— сумма кредита с указанием налога, по которому он предоставлен;
— срок действия договора;
— начисляемые на сумму кредита проценты (в пределах от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования Банка России);
— порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;
— условия реализации заинтересованной организацией в течение срока действия договора или передачи ею во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления кредита, либо запрет на такую реализацию или передачу;
— сведения о документах на имущество, которое является предметом залога, либо о поручительстве;
— ответственность сторон;
— действие договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.
7. Контроль за исполнением налогоплательщиками условий, на которых с ними были заключены договоры о предоставлении налогового кредита, осуществляют налоговые органы, которые ведут учет налоговых кредитов, предоставленных уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, в соответствии с Приказом МНС России от 5 августа 2002 г. N БГ-3-10/411 об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.