Пандус требования к установке

Оглавление:

Пандусы для инвалидов, виды и нормы, допустимые уклоны

Устройства для перемещения между двумя плоскостями, находящимися на разных уровнях, могут быть самыми различными. Это и лестницы, и лифты, и эскалаторы. Но самыми простыми, пожалуй, являются пандусы, наклонные поверхности, соединяющие две горизонтальные площадки, находящиеся на разных высотах. Нет нужды говорить, насколько ценным являются эти конструкции для создания системы, получившей название безопасной городской среды для инвалидов.

Разновидности пандусов

В зависимости от вида траектории подъёма подобные устройства бывают:

Винтовые чаще применяются в складских, промышленных, транспортных, торговых и производственных помещениях, реже — как вспомогательные коммуникации в больницах и гостиницах. Для создания условий комфортного и безопасного перемещения инвалидов в городской среде эти сооружения почти не применяются и далее в этой статье не рассматриваются.

Но и прямые пандусы, в свою очередь, делятся на несъёмные и съёмные конструкции.

Несъёмные пандусы

Они бывают следующих типов:

  • стационарные широкие одноколейные и состоящие из двух узких колей;
  • откидные (также могут иметь разновидности).

Если стационарные устройства чаще встречаются у входов в здания и в различных общественных местах (спусках в подземные переходы и метро), то откидные характерны для лестниц жилых домов. Они, как и стационарные, жёстко связаны с местом установки и не могут перемещаться, но их можно откинуть к стенке и закрепить защёлкой после использования, чтобы не мешать движению других людей. Такие же конструкции можно встретить в современном общественном городском транспорте.

Съёмные пандусы

В отличие от стационарных и откидных пандусов, съёмные хранятся в специальном месте. В случае необходимости, их приносят и устанавливают для использования колясочником. Затем убирают снова в соответствующее хранилище. Такие устройства могут быть следующих типов:

  • раздвижные телескопические;
  • рампы;
  • ролл-пандусы.

Первая разновидность является универсальной и легко подстраивается на различную длину.

Рампы представляют собой компактные конструкции небольших размеров, предназначены для преодоления невысоких препятствий, бордюров, порогов. Легко транспортируются.

Ролл-пандусы хорошо приспособлены к транспортировке в автомобиле, так как их можно скатать в рулон.

Нормативные документы

Поскольку использование пандусов относится к сфере безопасности людей, то их конструкции и использование регламентируются соответствующими нормативно-техническими документами и законодательными актами.

Кратко рассмотрим эти документы по категориям.

Строительные нормы и правила, определяющие доступность зданий и сооружений для людей с ограниченной подвижностью. Согласно этому документу, допустимый продольный уклон по маршруту движения инвалидных колясок не должен превышать 5%, перепад высот в местах выхода с тротуара на пешеходный переход допустим в пределах до 0,04 м. Имеются и другие требования, но главная суть в том, что при превышении указанных параметров, а также при наличии спусков в подземные переходы, станции метро, лестниц открытых и находящихся в зданиях, необходимо устраивать пандусы или иные средства подъёма. Участки пола перед наклонными поверхностями на длине 600 мм должны иметь рифлёную поверхность или контрастную окраску.

Материал для изготовления пандуса должен быть негорючим, высота подъёма ограничивается величиной до 0,8 м с уклоном до 8%. Допускается уклон 10%, если перепад высот не превышает 0,2 м. Если невозможно выполнить прямой пандус, допускается винтовой вариант. Ширина устройства не менее 1 м для одностороннего движения (рекомендуется 1,5 м), необходимо наличие по краям бортиков высотой до 0,05 мм, предотвращающих соскальзывание колёс коляски.

Документ регламентирует доступность зданий и сооружений для инвалидов (и некоторых других категорий населения с ограниченными возможностями). Является редакцией СНиП 35-01-2001, или, его актуализированной версией. Тем не менее, в обоих последних документах есть разночтение по величине уклона для пандусов. Так, СП 59.13330.2012 ограничивает наклон величиной 1:20 или 5% против 8% согласно требованиям СНиП 35-01-2001. Поэтому, если в техническом заказе или требованиях заказчика нет специальной ссылки на требования СП59.13330.2012, то следует придерживаться положений, оговорённых в СНиП 35-01-2001. Строительные нормы и правила являются законодательным актом более широкого применения и имеют приоритет перед другими документами.

Этот документ требует наличие поручней для инвалидов-колясочников, если горизонтальная проекция пандуса превышает 1800 мм или высота подъёма от 150 мм и выше. Поручни должны быть непрерывными по всей длине и выходить на горизонтальные площадки, примыкающие к наклонной части пандуса. ГОСТ также требует наличие у начала и в конце наклонной поверхности горизонтальных площадок протяжённостью не менее 300 мм каждая.

Прочие нормативно-технические и правовые документы

Существуют и другие нормативные и законодательные акты, которые следует учитывать при проектировании пандусов или отказе от их применения, о конструкции и параметрах этих сооружений. Например, Постановление правительства РФ от17.03.2011 № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» «. Отдельный пакет документации на эту тему может иметь каждый регион, например, одно постановление и два закона, где идёт речь о технических устройствах для инвалидов, имеются в юридической базе Москвы и Московской области.

Углы наклона пандусов

Ввиду того, что в требованиях к конструкции и устройству пандусов приводятся величины уклонов, есть смысл привести некоторые объяснения. Уклоны пандуса могут задаваться различными способами. Рассмотрим их.

  1. Уклон 1:20 означает, что перепад высот объекта в 20 раз меньше длины его горизонтальной проекции. То есть, если необходимо при проектировании обеспечить подъём инвалидной коляски на высоту 0,3 м, то горизонтальная длина пандуса должна составлять 0,3 х 20 = 6 м без учёта подъездных площадок.
  2. Уклон пандуса, заданный в процентах, показывает, какую часть от горизонтальной длины сооружения составляет его перепад высот. Например, пандус с уклоном 5% имеет такие же параметры, как и пандус с уклоном 1:20.
  3. Уклон задан в градусах. Таким способом пользуются редко, он не так удобен для практического применения, как первые два метода.

Особенности в устройстве и применении пандусов

  1. Прежде всего, встречающиеся иногда двухколейные конструкции из двух швеллеров пригодны только там, где ими пользуется один инвалид-колясочник. Почему? Расстояние между колеями в такой конструкции регламентирует соответствующий параметр по расположению колёс у инвалидной коляски. Колеи у разных колясок могут не совпадать,следовательно, подобная конструкция не может быть универсальной, она жёстко привязана к одному конкретному инвалиду-пользователю. Отсюда вывод: в местах , где требуется обеспечить свободный доступ любой инвалидной коляске, предпочтительно использование конструкций со сплошной наклонной плоскостью. Если же посередине необходимо разместить узкий проход из ступенек для лица, помогающего инвалиду-колясочнику, колеи должны быть достаточно широкими, ни в коем случае не из узких швеллеров.
  2. Если подъём достаточно большой, например, пандусы состоят из нескольких секций и располагаются на лестничных маршах жилого дома, то на переходных площадках между отдельными секциями должно быть достаточно места для разворота коляски.
  3. Наклонная часть пандуса не должна начинаться сразу от входной двери квартиры. Должно быть достаточно места для того, чтобы инвалид сумел выкатить коляску из квартиры, закрыть входную дверь и продолжить движение.
  4. При необходимости можно применять нестандартные пандусы и устройства с особой конструкцией, если нет возможности обойтись без них. Но в любом случае при их проектировании следует учитывать вопросы безопасности и комфорта для инвалида-колясочника. Например, иногда может потребоваться помощь здорового человека для преодоления затруднений, связанных с отклонением параметров пандуса от стандартных требований.
  5. Важно помнить, что для установки пандуса не требуется согласие соседей по подъезду. Каждый инвалид, пользующийся коляской, имеет право на безопасную и доступную среду проживания.
  6. Наличие рекламных щитов и припаркованных автомобилей, перекрывающих доступ инвалидам к пандусу, является грубым нарушением прав людей с ограниченными возможностями.

Создание безопасной и доступной среды для лиц с ограниченными возможностями, в частности, для инвалидов, является серьёзной задачей и требует внимания как государственных, так и общественных институтов. И одним из направлений здесь следует признать применение пандусов, помогающих инвалидам преодолевать перепады высот на маршруте передвижения.

Несложные сооружения может изготовить любой человек, умеющий обращаться с инструментом. Но, поскольку здесь, преодолевая одну опасность или трудность, инвалид может столкнуться, из-за несовершенства сооружения, с другой угрозой, на первый план выходит знание и соблюдение всех требований к конструкции пандусов. Инвалид должен чувствовать, что он является равноправным членом общества и наша среда обитания также доступна и для него.

Читайте так же:  Пособие по уходу за ребенком налог на прибыль

Установка пандусов для инвалидов – правила и нормативы

Пандусы для инвалидов – правила и нормативы установки

В России все большее внимание уделяется инвалидам, многие законодательные нормативы строительства включают в себя статьи, требующие строительства специальных устройств для передвижения людей на колясках. Специальными средствами оборудуются входы в дома и общественные здания. Лестничные пролеты обязательно должны быть оборудованы перилами, а ступени в подъезде дополняются устройствами, позволяющими движение на колесных механизмах. Так, например, в столице и Московской области установка пандуса производится на основании законодательных актов: столичного Закона № 3 изданного 17.01.01г. и областного Закона №121/2009-ОЗ от 22.10.2009 г.

Устройство пандусов

Пандусом называют строительную конструкцию, состоящую из бетонной или металлической наклонной поверхности, по которой возможно перемещение с помощью механизмов на колесах. Кроме того в нижней и верхней точке наклонной части необходимо устройство горизонтальных площадок. Они призваны облегчить заезд и выезд колясок.

Согласно строительным нормам и правилам (СНиП), строго регламентирующим стандарты конструкций пандусов, в подъезде всех вновь строящихся зданий,обязательно сооружение пандусов. Возможно строительство специальных лифтов, как альтернатива пандусов, но это требует больших финансовых затрат.

Электроподьемник для инвалидов

Старые здания, не оборудованные конструкциями для движения колесных механизмов, по существующим законам необходимо оснастить пандусами или аналогичными сооружениями. Подобная реконструкция осуществляется:

  • в случае проведения планового капитального ремонта;
  • по специальной заявке жильцов или посетителей;

Важно!

В том случае, если в вашем доме соорудили некачественный пандус, не соответствующий ГОСТу и СНиПам, необходимо обратиться в органы соцзащиты и стройнадзора.

В технических регламентах подчеркнута необходимость соблюдения интересов инвалидов на всех этапах проектирования и строительства любого здания.

Основные нормативы строительства

Строительство пандусов должно производиться в соответствии с утвержденными СНиП. В случаях, когда пандус не складной, а стационарный, согласно изложенным нормативам, требуется:

  1. Сооружение пандусов или съездов обязательно в месте изменения уровней горизонтальных поверхностей или путей движения. А также в случае перепада высоты пола в общественных местах, более четырех сантиметров.
  2. Максимальный угол наклона – 5% (соотношение высоты конструкции Н и ее длины L), то есть, чтобы подняться на один метр наклонная дорожка должна составлять 20 метров.

  • Конструкция должна состоять из 3-х основных элементов: верхняя и нижняя площадки, расположенные горизонтально и дорожка для перемещения, расположенная под уклоном. При этом ширина и глубина площадок должны соответствовать габаритам инвалидных колясок.
  • Протяженность пролета пандусов не должна превышать девять метров. В противном случае необходимо устройство дополнительных площадок для отдыха.

  • При невозможности сооружения пандуса с необходимым углом в 5 градусов, и в случаях перепада высоты менее 20 см, допускается конструкция с уклоном заезда до 10%, что составляет примерно 8 градусов.
  • Запрещено устройство пандусов, если наклонная его часть начинается от стены или другого препятствия, а также, если заканчивается съездом вплотную к дверям или ограждениям.
  • В исключительных ситуациях стесненного пространства, при невозможности строительства стандартных конструкций, необходимо установить складной пандус или возможно устройство винтовых пандусов.

    Некоторые особенности при проектировании и строительстве

    Строительными правилами и нормативами описываются только основные стандартные требования. Но чтобы сделать спуск удобным и максимально облегчить передвижение по нему инвалидов, необходимо учитывать много тонкостей и нюансов.

    Например, при проектировании пандуса для одностороннего перемещения колясочников, оптимальная ширина варьируется от 90 до 100 сантиметров. А в случае двустороннего движения колясок навстречу друг другу, ширина дорожки не может быть менее 180 сантиметров.

    Для определения оптимальной для передвижения ширины, следует учитывать, что инвалиду на коляске проще передвигаться, опираясь на поручни, расположенные на ширине полусогнутых рук. Исходя из этого и рассчитываем удобную ширину.

    Односторонняя конструкция удобнее для человека в коляске, которому нужно высвободить одну руку для ключей, телефона или открытия дверей. При проектировании конструкции шириной в 180 см следует учитывать, что инвалид-колясочник будет опираться на поручень одной рукой, поэтому угол наклона нужно закладывать в проекте как можно меньший, дабы облегчить подъем.

    Вэб сайт ООН, посвященный проблемам инвалидов, рекомендует при строительстве широких пандусов (более трех метров), дополнительно предусматривать еще один поручень посередине.

    Промежуточные площадки

    Немаловажным нюансом для беспрепятственного перемещения колясочников являются промежуточные площадки. При движении по прямой, ширина площадки совпадает с шириной пандуса. Но если трап имеет конструкцию с поворотами на 90 или 180 градусов, в местах разворота должны обязательно присутствовать горизонтальные площадки.

    Они обеспечивают возможность инвалидам развернуть коляску, и поэтому ширина площадок закладывается в проект именно с таким расчетом. Рекомендуемые решения устройства промежуточных площадок выглядят следующим образом:

    1. Прямой пандус без поворотов с минимальной шириной 90 см – оптимальные размеры горизонтальной площадки 90 х 140 см.
    2. Спуск с поворотом на 90 градусов шириной 90 см – площадка 140 х 140 см.
    3. Пандус для двустороннего движения шириной более 140 см с поворотом на 90 градусов – площадка 140 х 150 см.
    4. Устройство с поворотом на 180 градусов – площадка 180 х 150 см.

    При проектировании следует учитывать, что прямоугольная конструкция площадки имеет меньшую зону для разворота коляски, чем скругленная или овальная. Размеры горизонтальных площадок перед входными дверями зависят от их конструкции. Очень важно на проектной стадии проанализировать пути при подъезде к дверям, способы и направления открытия дверей и варианты маневрирования колясок. И уже с этим учетом спланировать размеры и формы площадки перед входом.

    Поручни и ограждения

    Проектирование и крепление ограждений, так же как и устройство пандусов для инвалидов, должно производиться с учетом соответствующих норм строительства, указанных в ГОСТ Р 51261-99. Все конструкции пандусов обязательно должны иметь поручни (одинарные или парные, разновысокие), перила и ограждающие борта. Требования к конструкциям ограждений и поручней:

      Устанавливать ограждающие конструкции необходимо на всех участках спусков и площадках.

  • Поручни монтируются вдоль пути движения на высоте 700 и 900 миллиметров.
  • Конструкции поручней должны иметь вид непрерывной линии, строго параллельной плоскости движения, и крепиться с внутренней стороны трапа.
  • На окончаниях маршевых пролетов поручни обязаны выступать примерно на 300 мм.

  • Поручни необходимо устанавливать с круглым сечением в диаметре от 30 до 50 мм (оптимальный рекомендуемый диаметр – 40 мм).
  • По внешним оконечностям пандуса необходимо устройство бортиков не ниже 50 мм в высоту. Их задача предотвращать соскальзывание колясок при подъезде к площадкам.
  • Проблемы установки пандусов у жилых домов

    Зачастую жильцы, относящиеся к малоподвижным группам граждан, сталкиваются с трудностями при сооружении пандусов. Управляющие компании (УК), а также коммунальщики под разными предлогами отказываются это делать, а ведь реконструкция путей при подъезде к входу требует согласования с коммунальными службами. Кооперативы, ЖЭУ или УК, зачастую, упорно сопротивляются строительству пандусов, мотивируя это требованием, обязательного согласования возведения устройств доступности с архитектурными и надзорными организациями, а также со всеми жильцами.

    Проблемы инвалидов при отсутствии пандуса

    Следует помнить что инвалиды-колясочники, как и другие малоподвижные группы, обладают правом на устройство пандусов за счет бюджетных средств. Это право закреплено в столице и Московской области законодательными указами. В законе Москвы №3 от 17.01.01 г. в ст. 5 записано, что решение о невозможности строительства пандуса может быть принято лишь судебным порядком. Также статья 5 указывает на перенесение финансирования затрат на проектирование и монтаж пандусов на владельцев домов и компаний имеющих данный объект на своем балансе.

    Выделение средств на строительство пандусов для инвалидов

    Чтобы добиться устройства пандуса для инвалидов за счет бюджетных средств нужно составить заявление в отдел социальной защиты районной администрации, по месту жительства. Заявление следует сопроводить следующими справками:

    • справку о принадлежности жилой площади в данном доме;
    • справку об инвалидности с указанием присвоенной группы;
    • копию паспорта, (а в случае инвалидности ребенка – его метрики);
    • справку о членах семьи.

    Райотдел обязан направить подобное обращение в Министерство социальной защиты, которое также обязано прислать экспертную комиссию, дабы провести расчет цены работ по проектированию и строительству стоимости пандуса. На основании расчетов, на проектирование и монтаж будут выделены денежные средства.

    Если районная администрация не шевелится и всячески затягивает решение проблемы, москвичи имеют возможность обратиться с вопросом устройством пандуса для инвалидов непосредственно в городской социальный отдел через сайт Мэра Москвы. По установленному на данном портале порядку, ответить вам должны по истечении восьми дней. Либо вам обязаны предоставить мотивированный отказ. Проверенный опыт свидетельствует, что этот способ отлично срабатывает.
    Не стоит забывать о том, что существуют не только стационарные спуски. При необходимости можно установить складной или переносной пандус.

    Пандусы для инвалидов, виды и нормы, допустимые уклоны

    Устройства для перемещения между двумя плоскостями, находящимися на разных уровнях, могут быть самыми различными. Это и лестницы, и лифты, и эскалаторы. Но самыми простыми, пожалуй, являются пандусы, наклонные поверхности, соединяющие две горизонтальные площадки, находящиеся на разных высотах. Нет нужды говорить, насколько ценным являются эти конструкции для создания системы, получившей название безопасной городской среды для инвалидов.

    Разновидности пандусов

    В зависимости от вида траектории подъёма подобные устройства бывают:

    Винтовые чаще применяются в складских, промышленных, транспортных, торговых и производственных помещениях, реже — как вспомогательные коммуникации в больницах и гостиницах. Для создания условий комфортного и безопасного перемещения инвалидов в городской среде эти сооружения почти не применяются и далее в этой статье не рассматриваются.

    Но и прямые пандусы, в свою очередь, делятся на несъёмные и съёмные конструкции.

    Несъёмные пандусы

    Они бывают следующих типов:

    • стационарные широкие одноколейные и состоящие из двух узких колей;
    • откидные (также могут иметь разновидности).

    Если стационарные устройства чаще встречаются у входов в здания и в различных общественных местах (спусках в подземные переходы и метро), то откидные характерны для лестниц жилых домов. Они, как и стационарные, жёстко связаны с местом установки и не могут перемещаться, но их можно откинуть к стенке и закрепить защёлкой после использования, чтобы не мешать движению других людей. Такие же конструкции можно встретить в современном общественном городском транспорте.

    Съёмные пандусы

    В отличие от стационарных и откидных пандусов, съёмные хранятся в специальном месте. В случае необходимости, их приносят и устанавливают для использования колясочником. Затем убирают снова в соответствующее хранилище. Такие устройства могут быть следующих типов:

    • раздвижные телескопические;
    • рампы;
    • ролл-пандусы.

    Первая разновидность является универсальной и легко подстраивается на различную длину.

    Рампы представляют собой компактные конструкции небольших размеров, предназначены для преодоления невысоких препятствий, бордюров, порогов. Легко транспортируются.

    Ролл-пандусы хорошо приспособлены к транспортировке в автомобиле, так как их можно скатать в рулон.

    Нормативные документы

    Поскольку использование пандусов относится к сфере безопасности людей, то их конструкции и использование регламентируются соответствующими нормативно-техническими документами и законодательными актами.

    Кратко рассмотрим эти документы по категориям.

    Строительные нормы и правила, определяющие доступность зданий и сооружений для людей с ограниченной подвижностью. Согласно этому документу, допустимый продольный уклон по маршруту движения инвалидных колясок не должен превышать 5%, перепад высот в местах выхода с тротуара на пешеходный переход допустим в пределах до 0,04 м. Имеются и другие требования, но главная суть в том, что при превышении указанных параметров, а также при наличии спусков в подземные переходы, станции метро, лестниц открытых и находящихся в зданиях, необходимо устраивать пандусы или иные средства подъёма. Участки пола перед наклонными поверхностями на длине 600 мм должны иметь рифлёную поверхность или контрастную окраску.

    Материал для изготовления пандуса должен быть негорючим, высота подъёма ограничивается величиной до 0,8 м с уклоном до 8%. Допускается уклон 10%, если перепад высот не превышает 0,2 м. Если невозможно выполнить прямой пандус, допускается винтовой вариант. Ширина устройства не менее 1 м для одностороннего движения (рекомендуется 1,5 м), необходимо наличие по краям бортиков высотой до 0,05 мм, предотвращающих соскальзывание колёс коляски.

    Документ регламентирует доступность зданий и сооружений для инвалидов (и некоторых других категорий населения с ограниченными возможностями). Является редакцией СНиП 35-01-2001, или, его актуализированной версией. Тем не менее, в обоих последних документах есть разночтение по величине уклона для пандусов. Так, СП 59.13330.2012 ограничивает наклон величиной 1:20 или 5% против 8% согласно требованиям СНиП 35-01-2001. Поэтому, если в техническом заказе или требованиях заказчика нет специальной ссылки на требования СП59.13330.2012, то следует придерживаться положений, оговорённых в СНиП 35-01-2001. Строительные нормы и правила являются законодательным актом более широкого применения и имеют приоритет перед другими документами.

    Этот документ требует наличие поручней для инвалидов-колясочников, если горизонтальная проекция пандуса превышает 1800 мм или высота подъёма от 150 мм и выше. Поручни должны быть непрерывными по всей длине и выходить на горизонтальные площадки, примыкающие к наклонной части пандуса. ГОСТ также требует наличие у начала и в конце наклонной поверхности горизонтальных площадок протяжённостью не менее 300 мм каждая.

    Прочие нормативно-технические и правовые документы

    Существуют и другие нормативные и законодательные акты, которые следует учитывать при проектировании пандусов или отказе от их применения, о конструкции и параметрах этих сооружений. Например, Постановление правительства РФ от17.03.2011 № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» «. Отдельный пакет документации на эту тему может иметь каждый регион, например, одно постановление и два закона, где идёт речь о технических устройствах для инвалидов, имеются в юридической базе Москвы и Московской области.

    Углы наклона пандусов

    Ввиду того, что в требованиях к конструкции и устройству пандусов приводятся величины уклонов, есть смысл привести некоторые объяснения. Уклоны пандуса могут задаваться различными способами. Рассмотрим их.

    1. Уклон 1:20 означает, что перепад высот объекта в 20 раз меньше длины его горизонтальной проекции. То есть, если необходимо при проектировании обеспечить подъём инвалидной коляски на высоту 0,3 м, то горизонтальная длина пандуса должна составлять 0,3 х 20 = 6 м без учёта подъездных площадок.
    2. Уклон пандуса, заданный в процентах, показывает, какую часть от горизонтальной длины сооружения составляет его перепад высот. Например, пандус с уклоном 5% имеет такие же параметры, как и пандус с уклоном 1:20.
    3. Уклон задан в градусах. Таким способом пользуются редко, он не так удобен для практического применения, как первые два метода.

    Особенности в устройстве и применении пандусов

    1. Прежде всего, встречающиеся иногда двухколейные конструкции из двух швеллеров пригодны только там, где ими пользуется один инвалид-колясочник. Почему? Расстояние между колеями в такой конструкции регламентирует соответствующий параметр по расположению колёс у инвалидной коляски. Колеи у разных колясок могут не совпадать,следовательно, подобная конструкция не может быть универсальной, она жёстко привязана к одному конкретному инвалиду-пользователю. Отсюда вывод: в местах , где требуется обеспечить свободный доступ любой инвалидной коляске, предпочтительно использование конструкций со сплошной наклонной плоскостью. Если же посередине необходимо разместить узкий проход из ступенек для лица, помогающего инвалиду-колясочнику, колеи должны быть достаточно широкими, ни в коем случае не из узких швеллеров.
    2. Если подъём достаточно большой, например, пандусы состоят из нескольких секций и располагаются на лестничных маршах жилого дома, то на переходных площадках между отдельными секциями должно быть достаточно места для разворота коляски.
    3. Наклонная часть пандуса не должна начинаться сразу от входной двери квартиры. Должно быть достаточно места для того, чтобы инвалид сумел выкатить коляску из квартиры, закрыть входную дверь и продолжить движение.
    4. При необходимости можно применять нестандартные пандусы и устройства с особой конструкцией, если нет возможности обойтись без них. Но в любом случае при их проектировании следует учитывать вопросы безопасности и комфорта для инвалида-колясочника. Например, иногда может потребоваться помощь здорового человека для преодоления затруднений, связанных с отклонением параметров пандуса от стандартных требований.
    5. Важно помнить, что для установки пандуса не требуется согласие соседей по подъезду. Каждый инвалид, пользующийся коляской, имеет право на безопасную и доступную среду проживания.
    6. Наличие рекламных щитов и припаркованных автомобилей, перекрывающих доступ инвалидам к пандусу, является грубым нарушением прав людей с ограниченными возможностями.

    Создание безопасной и доступной среды для лиц с ограниченными возможностями, в частности, для инвалидов, является серьёзной задачей и требует внимания как государственных, так и общественных институтов. И одним из направлений здесь следует признать применение пандусов, помогающих инвалидам преодолевать перепады высот на маршруте передвижения.

    Несложные сооружения может изготовить любой человек, умеющий обращаться с инструментом. Но, поскольку здесь, преодолевая одну опасность или трудность, инвалид может столкнуться, из-за несовершенства сооружения, с другой угрозой, на первый план выходит знание и соблюдение всех требований к конструкции пандусов. Инвалид должен чувствовать, что он является равноправным членом общества и наша среда обитания также доступна и для него.

    Установка пандусов для инвалидов – правила и нормативы

    Пандусы для инвалидов – правила и нормативы установки

    В России все большее внимание уделяется инвалидам, многие законодательные нормативы строительства включают в себя статьи, требующие строительства специальных устройств для передвижения людей на колясках. Специальными средствами оборудуются входы в дома и общественные здания. Лестничные пролеты обязательно должны быть оборудованы перилами, а ступени в подъезде дополняются устройствами, позволяющими движение на колесных механизмах. Так, например, в столице и Московской области установка пандуса производится на основании законодательных актов: столичного Закона № 3 изданного 17.01.01г. и областного Закона №121/2009-ОЗ от 22.10.2009 г.

    Устройство пандусов

    Пандусом называют строительную конструкцию, состоящую из бетонной или металлической наклонной поверхности, по которой возможно перемещение с помощью механизмов на колесах. Кроме того в нижней и верхней точке наклонной части необходимо устройство горизонтальных площадок. Они призваны облегчить заезд и выезд колясок.

    Согласно строительным нормам и правилам (СНиП), строго регламентирующим стандарты конструкций пандусов, в подъезде всех вновь строящихся зданий,обязательно сооружение пандусов. Возможно строительство специальных лифтов, как альтернатива пандусов, но это требует больших финансовых затрат.

    Электроподьемник для инвалидов

    Старые здания, не оборудованные конструкциями для движения колесных механизмов, по существующим законам необходимо оснастить пандусами или аналогичными сооружениями. Подобная реконструкция осуществляется:

    • в случае проведения планового капитального ремонта;
    • по специальной заявке жильцов или посетителей;

    Важно!

    В том случае, если в вашем доме соорудили некачественный пандус, не соответствующий ГОСТу и СНиПам, необходимо обратиться в органы соцзащиты и стройнадзора.

    В технических регламентах подчеркнута необходимость соблюдения интересов инвалидов на всех этапах проектирования и строительства любого здания.

    Основные нормативы строительства

    Строительство пандусов должно производиться в соответствии с утвержденными СНиП. В случаях, когда пандус не складной, а стационарный, согласно изложенным нормативам, требуется:

    1. Сооружение пандусов или съездов обязательно в месте изменения уровней горизонтальных поверхностей или путей движения. А также в случае перепада высоты пола в общественных местах, более четырех сантиметров.
    2. Максимальный угол наклона – 5% (соотношение высоты конструкции Н и ее длины L), то есть, чтобы подняться на один метр наклонная дорожка должна составлять 20 метров.

  • Конструкция должна состоять из 3-х основных элементов: верхняя и нижняя площадки, расположенные горизонтально и дорожка для перемещения, расположенная под уклоном. При этом ширина и глубина площадок должны соответствовать габаритам инвалидных колясок.
  • Протяженность пролета пандусов не должна превышать девять метров. В противном случае необходимо устройство дополнительных площадок для отдыха.

  • При невозможности сооружения пандуса с необходимым углом в 5 градусов, и в случаях перепада высоты менее 20 см, допускается конструкция с уклоном заезда до 10%, что составляет примерно 8 градусов.
  • Запрещено устройство пандусов, если наклонная его часть начинается от стены или другого препятствия, а также, если заканчивается съездом вплотную к дверям или ограждениям.
  • В исключительных ситуациях стесненного пространства, при невозможности строительства стандартных конструкций, необходимо установить складной пандус или возможно устройство винтовых пандусов.

    Некоторые особенности при проектировании и строительстве

    Строительными правилами и нормативами описываются только основные стандартные требования. Но чтобы сделать спуск удобным и максимально облегчить передвижение по нему инвалидов, необходимо учитывать много тонкостей и нюансов.

    Например, при проектировании пандуса для одностороннего перемещения колясочников, оптимальная ширина варьируется от 90 до 100 сантиметров. А в случае двустороннего движения колясок навстречу друг другу, ширина дорожки не может быть менее 180 сантиметров.

    Для определения оптимальной для передвижения ширины, следует учитывать, что инвалиду на коляске проще передвигаться, опираясь на поручни, расположенные на ширине полусогнутых рук. Исходя из этого и рассчитываем удобную ширину.

    Односторонняя конструкция удобнее для человека в коляске, которому нужно высвободить одну руку для ключей, телефона или открытия дверей. При проектировании конструкции шириной в 180 см следует учитывать, что инвалид-колясочник будет опираться на поручень одной рукой, поэтому угол наклона нужно закладывать в проекте как можно меньший, дабы облегчить подъем.

    Вэб сайт ООН, посвященный проблемам инвалидов, рекомендует при строительстве широких пандусов (более трех метров), дополнительно предусматривать еще один поручень посередине.

    Промежуточные площадки

    Немаловажным нюансом для беспрепятственного перемещения колясочников являются промежуточные площадки. При движении по прямой, ширина площадки совпадает с шириной пандуса. Но если трап имеет конструкцию с поворотами на 90 или 180 градусов, в местах разворота должны обязательно присутствовать горизонтальные площадки.

    Они обеспечивают возможность инвалидам развернуть коляску, и поэтому ширина площадок закладывается в проект именно с таким расчетом. Рекомендуемые решения устройства промежуточных площадок выглядят следующим образом:

    1. Прямой пандус без поворотов с минимальной шириной 90 см – оптимальные размеры горизонтальной площадки 90 х 140 см.
    2. Спуск с поворотом на 90 градусов шириной 90 см – площадка 140 х 140 см.
    3. Пандус для двустороннего движения шириной более 140 см с поворотом на 90 градусов – площадка 140 х 150 см.
    4. Устройство с поворотом на 180 градусов – площадка 180 х 150 см.

    При проектировании следует учитывать, что прямоугольная конструкция площадки имеет меньшую зону для разворота коляски, чем скругленная или овальная. Размеры горизонтальных площадок перед входными дверями зависят от их конструкции. Очень важно на проектной стадии проанализировать пути при подъезде к дверям, способы и направления открытия дверей и варианты маневрирования колясок. И уже с этим учетом спланировать размеры и формы площадки перед входом.

    Поручни и ограждения

    Проектирование и крепление ограждений, так же как и устройство пандусов для инвалидов, должно производиться с учетом соответствующих норм строительства, указанных в ГОСТ Р 51261-99. Все конструкции пандусов обязательно должны иметь поручни (одинарные или парные, разновысокие), перила и ограждающие борта. Требования к конструкциям ограждений и поручней:

      Устанавливать ограждающие конструкции необходимо на всех участках спусков и площадках.

  • Поручни монтируются вдоль пути движения на высоте 700 и 900 миллиметров.
  • Конструкции поручней должны иметь вид непрерывной линии, строго параллельной плоскости движения, и крепиться с внутренней стороны трапа.
  • На окончаниях маршевых пролетов поручни обязаны выступать примерно на 300 мм.

  • Поручни необходимо устанавливать с круглым сечением в диаметре от 30 до 50 мм (оптимальный рекомендуемый диаметр – 40 мм).
  • По внешним оконечностям пандуса необходимо устройство бортиков не ниже 50 мм в высоту. Их задача предотвращать соскальзывание колясок при подъезде к площадкам.
  • Проблемы установки пандусов у жилых домов

    Зачастую жильцы, относящиеся к малоподвижным группам граждан, сталкиваются с трудностями при сооружении пандусов. Управляющие компании (УК), а также коммунальщики под разными предлогами отказываются это делать, а ведь реконструкция путей при подъезде к входу требует согласования с коммунальными службами. Кооперативы, ЖЭУ или УК, зачастую, упорно сопротивляются строительству пандусов, мотивируя это требованием, обязательного согласования возведения устройств доступности с архитектурными и надзорными организациями, а также со всеми жильцами.

    Проблемы инвалидов при отсутствии пандуса

    Следует помнить что инвалиды-колясочники, как и другие малоподвижные группы, обладают правом на устройство пандусов за счет бюджетных средств. Это право закреплено в столице и Московской области законодательными указами. В законе Москвы №3 от 17.01.01 г. в ст. 5 записано, что решение о невозможности строительства пандуса может быть принято лишь судебным порядком. Также статья 5 указывает на перенесение финансирования затрат на проектирование и монтаж пандусов на владельцев домов и компаний имеющих данный объект на своем балансе.

    Выделение средств на строительство пандусов для инвалидов

    Чтобы добиться устройства пандуса для инвалидов за счет бюджетных средств нужно составить заявление в отдел социальной защиты районной администрации, по месту жительства. Заявление следует сопроводить следующими справками:

    • справку о принадлежности жилой площади в данном доме;
    • справку об инвалидности с указанием присвоенной группы;
    • копию паспорта, (а в случае инвалидности ребенка – его метрики);
    • справку о членах семьи.

    Райотдел обязан направить подобное обращение в Министерство социальной защиты, которое также обязано прислать экспертную комиссию, дабы провести расчет цены работ по проектированию и строительству стоимости пандуса. На основании расчетов, на проектирование и монтаж будут выделены денежные средства.

    Если районная администрация не шевелится и всячески затягивает решение проблемы, москвичи имеют возможность обратиться с вопросом устройством пандуса для инвалидов непосредственно в городской социальный отдел через сайт Мэра Москвы. По установленному на данном портале порядку, ответить вам должны по истечении восьми дней. Либо вам обязаны предоставить мотивированный отказ. Проверенный опыт свидетельствует, что этот способ отлично срабатывает.
    Не стоит забывать о том, что существуют не только стационарные спуски. При необходимости можно установить складной или переносной пандус.