Налог на прибыль в рб в 2012

Ставка налога на прибыль с 2012 года может быть снижена до 20%

Ставка налога на прибыль в Беларуси с 2012 года может быть снижена до 20%. Об этом заявил сегодня начальник главного управления бюджетной политики Министерства финансов Максим Ермолович на выездном семинаре депутатов Ошмянского районного Совета депутатов, председателей сельских советов в Палате представителей, передает корреспондент БЕЛТА.

В настоящее время ставка налога на прибыль в Беларуси составляет 24%. «Ставка налога на прибыль у нас достаточно высокая. Планируется, что уже с 2012 года мы пойдем на существенное снижение ставки этого налога», — сказал Максим Ермолович.

По его словам, в настоящее время в Минфине рассматриваются два варианта такого снижения, в том числе до 20% уже в 2012 году.

Вопрос о снижении ставки налога на прибыль с 2012 года поднимал министр финансов Андрей Харковец еще на заседании коллегии ведомства в феврале. «Если мы решим вопрос с льготами, то, даже несмотря на то, что по уровню централизации финансовых ресурсов, налоговых ставок по основным налогам Республика Беларусь уже сегодня находится на уровне европейских государств, можно подумать и о снижении ставки налога на прибыль как основного источника инвестиций», — сказал Андрей Харковец. При этом он добавил: «Предварительно мы ведем речь о 2-4 процентных пунктах, уже начиная с 2012 года».

По словам министра, если экономика республики будет показывать хорошие результаты, то в последующем эту ставку можно будет снизить и до 18%, что сделает Беларусь одной из стран с самым низким уровнем налогообложения прибыли в регионе.

Кроме того, обсуждается возможность закрепления в Налоговом кодексе норм о переносе убытков организациями на срок до 5 лет. Таким образом, в налоговой системе могут быть внедрены механизмы, позволяющие плательщикам, получившим убытки (в том числе в начале деятельности), минимизировать их за счет будущей прибыли.

Эксперты считают, что такие изменения в системе налогообложения Беларуси позволят улучшить позиции страны в отчете Всемирного банка Doing Business, а также сделать инвестиционный климат более привлекательным для иностранных инвесторов.

Сравнительный анализ реформирования налогообложения прибыли и доходов предприятий КНР и Беларуси

АННОТАЦИЯ

В статье приводится сравнительный анализ реформирования налогового законодательства в отношении налога на прибыль и доходы предприятий КНР и Беларуси. Представлены данные о налоговой нагрузке на экономику рассматриваемых стран, а также показатели рейтингов Doing Business и Paying Taxes 2016-2017 гг. Обосновываются выводы о результативности реформирования механизма взимания налога на прибыль и доходы предприятий КНР и Беларуси.

ABSTRACT

In the article a comparative analysis of reforming tax legislation with respect to the tax on profits and incomes of enterprises of the PRC and Belarus is provided. Data of the tax burden on the economy of the considered countries as well as rating indicators of Doing Business and Paying Taxes 2016-2017 are presented. Conclusions about the effectiveness of reforming the mechanism for taxation of profits and incomes of enterprises of the PRC and Belarus are substantiated.

Введение

Налог на прибыль предприятий является одним из основных источников финансирования бюджетных расходов и финансовым инструментом проведения социально-экономической политики государства. Обобщающим признаком в рамках действующей системы налогообложения прибыли предприятий КНР и Беларуси является осуществление тесного взаимодействия государства и экономического субъекта с целью наполнения доходной части бюджета государства. Особенности взимания налога на прибыль с предприятий этих государств непосредственно связаны с уровнем их экономического развития, а также зависят от эффективности применяемой системы налогообложения. Не последнюю роль в данной связи играют государственные органы (налоговые ведомства), регулирующие и контролирующие данную сферу. Работа всех налоговых структур должна быть направлена на максимальное исполнение всех обязательств юридических лиц по погашению налоговых платежей в отношении государства.

Значительное число работ ученых направлено на изучение налогообложения прибыли и доходов предприятий. Так, в работе А. П. Чечко анализируются проблемы устранения международного двойного налогообложения доходов и представлены предложения по его реформированию в современных условиях расширения внешнеэкономических связей Республики Беларусь [10, c. 4-6]. В свою очередь Е.М. Зудина указывала на необходимость разработки и применения действенного механизма сбора налога на прибыль с хозяйствующих субъектов с целью роста доходной части бюджетов различных уровней [1, c. 29]. Р.А. Шепенко в докторской работе анализировал этапы реформирования налогового законодательства Китая, указывал на специфику и результативность проводимых реформ [11]. Китайскими исследователями Ю. Сунь и Лю Юйчжо изучались изменения законодательной базы по налогу на прибыль организаций, которые позволили выявить новые направления регулирующего характера в отношении реформирования налога на прибыль предприятий на современном этапе развития экономики КНР [2; 9].

Основная часть

На основе критического изучения нормативных правовых актов КНР и Беларуси, анализа и обобщения действующей практики в области налогообложения прибыли и доходов предприятий можно определить поэтапность реформирования налоговой системы и оценить результативность, проводимых правительством этих стран трансформаций. Детальный анализ позволяет выявить конкретные недостатки в действующем налоговом законодательстве Китая, пробелы законодательного и организационного характера.

До 2016 года взимание налога на прибыль предприятий в Китае регулировалось Законом КНР «О налоге на прибыль предприятий» от 16.03.2007 (в ред. от 10.10.2013), нормами и правилами применения Закона КНР «О налоге на прибыль предприятий» от 06.12.2007 [7].

В соответствии с Законом «О налоге на прибыль предприятий» плательщиками налога являются предприятия и иные организации, получающие доход на территории КНР. Налог на прибыль предприятия является налогом, обложенным на доходе, полученном из производственных операций и бизнес-операций, осуществляемыми предприятиями в Китае и другими организациями. Налогоплательщики налога на прибыль должны оплатить его в соответствии с Законом КНР «О подоходном налоге предприятий», за исключением индивидуального предприятия и партнерства [17]. Согласно законодательству КНР предприятия-резиденты должны уплачивать налог на прибыль, источники которой находятся на территории Китая или за рубежом. Предприятия-нерезиденты должны выплачивать налог на прибыль, полученную структурами (местами ведения хозяйственной деятельности) от источников, находящихся на территории КНР, а также прибыль, возникшую за пределами КНР, но фактически связанную с деятельностью данных структур на территории КНР. Базовая ставка по налогу на прибыль в Китае с 2008 года по настоящее время составляет 25 %. Пониженную ставку по налогу на прибыль применяют особые корпорации, работающие в сфере высокотехнологичного, инновационного производства (ставка в размере 15 %). Также небольшие по численности (≤ 100 человек) и объему прибыли компании (RMB 300 000 юаней) облагаются налогом на прибыль по 20 %-ой ставке [14].

В Республике Беларусь механизм взимания налога на прибыль определяется главой 14 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК Республики Беларусь). В главу 14 «Налог на прибыль» НК Республики Беларусь за 1995–2016 гг. также внесены существенные корректировки, направленные на систематизацию и улучшение ее положений [5]. Изменения коснулись учета курсовых разниц, возникающих у получателей иностранной безвозмездной помощи при пересчете в белорусские рубли. С 2016 года в НК Республики Беларусь законодательно ограничен учет в составе внереализационных расходов неустоек (штрафов, пеней), сумм, подлежащих уплате в результате применения иных мер ответственности, за нарушение договорных обязательств, касающееся инвестиционных договоров, заключенных с Республикой Беларусь. Изменился состав затрат, не учитываемых при налогообложении, установленный статьей 131 НК Республики Беларусь. Также отметим, что нормами закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее – Закон № 343-З) была исключена льгота в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов [6].

Целью данных преобразований было сглаживание существенных проблем в процессе взимания налога на прибыль и более справедливое распределение налогового бремени. В ходе реформирования механизма взимания налога на прибыль предприятий правительство Республики Беларусь концентрировало свое внимание в основном на изменение элементов, формирующих налогооблагаемую базу. В частности, изменения структуры доходов и расходов, а также налоговых вычетов в отношении предприятий резидентов и нерезидентов Республики Беларусь. Сложности вызывает понимание налоговых вычетов в отношении иностранных предприятий или совместных компаний, которые имеют налоговые обязательства в других странах. Изменения налогового законодательства 2016 года в большей мере коснулись устранения двойного налогообложения в отношении иностранных компаний, стремящихся открыть свой бизнес в Республике Беларусь. Предполагается, что предложенный механизм уплаты налога на прибыль позволит сделать белорусский рынок более привлекательным для зарубежных инвесторов.

Читайте так же:  Системные требования ram

В отличие от Китая реформирование налогового законодательства Республики Беларусь в отношении налога на прибыль проходило достаточно быстро. Ключевыми условиями для быстрого проведения налоговой реформы стали следующие:

– изменение условий налогообложения, целей и задач, выяснение возможности перехода к принципиально другой системе налогового регулирования;

– создание адаптированных инструментов и технологий реформирования налогового законодательства;

– создание системы целевого или стратегического налогового планирования;

– создание системы оперативного реагирования на ошибки внутри звена организационного проектирования новой налоговой системы;

– создание промежуточной модели, которая призвана осуществить плановый переход к новой модели, позволяет понимать его цели, задачи, пределы и границы преобразования, необходимые ресурсы и сроки.

Преобразования в налоговом законодательстве КНР и Беларуси оказали действенный эффект на всю систему налогообложения этих стран и определило изменения в их положении в международных рейтингах (рис. 1).

Рисунок 1. Место КНР и Беларуси в рейтингах исследования налоговых систем Всемирного банка (190 стран 2016-2017 гг.)

Примечание: источник – разработка автора на основе [12; 16].

Таким образом, по международным рейтингам оценки легкости ведения бизнеса и налогового планирования Китай значительно уступает Беларуси. Однако, обращая внимание на уровень налоговой нагрузки на экономику, в Китае в 2016 году эта нагрузка была ниже, чем в Республике Беларусь, на 6,2 % (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика налоговой нагрузки на экономику КНР и Беларуси за 1995-2016 гг., % к ВВП

Примечание: источник – разработка автора на основе [4; 13].

Налоговая нагрузка, согласно отчетным данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на организации в разрезе видов экономической деятельности в 2015 году варьируется в диапазоне от 0,7 % в сфере производства электрооборудования, финансовой и страховой деятельности до 10,3 % в сфере водоснабжения, сбора, обработки и удаления отходов, деятельности по ликвидации загрязнений [3].

Однако за 2011–2015 гг. наблюдается тенденция к увеличению задолженности по уплате налога на прибыль предприятий (рис. 3).

Рисунок 3. Динамика задолженности по налогу на прибыль предприятий Республики Беларусь за 2011–2015 гг., млн руб.

Примечание: источник – разработка автора на основе [3].

Согласно представленным данным таблицы 1 налоговые поступления в бюджет Республики Беларусь за 10 лет увеличились в 7 раз.

Таблица 1.

Показатели налоговой политики Республики Беларусь за 2005–2015 гг.

Изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь вступили в силу с 1 января 2012 года.

Снижение налоговой ставки на прибыль произошло сразу на 6 процентных пунктов. Ранее ставка налога на прибыль составляла 24%, что на 6% больше нынешней.

Это, безусловно, положительным образом скажется на привлечении инвесторов в Беларусь. Следует отметить, что в России и Казахстане ставка налога на прибыль составляет 20%, что на 2% больше текущей ставки в Беларуси.

Незначительно снижена ставка налога при упрощенной системе без уплаты НДС. Снижение произошло всего на 1 процентный пункт (с 8% до 7%).

Данные изменения, внесенные в Налоговый кодекс Республики Беларусь, будут положительно восприняты как белорусскими предпринимателями, так и инвесторами.

Налог на прибыль

Налог на прибыль — один из широко распространенных прямых налогов. Его сумма зависит от размера прибыли.

Чтобы получить представление о налоге на прибыль, следует определить само понятие прибыли. Обычно она рассчитывается как разность между доходом от деятельности компании и суммой установленных издержек и вычетов.

Под прибылью принято понимать:

  • прибыль от основного вида деятельности. В данном случае, обычно, рассматривается разница между выручкой от реализации, за вычетом налогов и сборов из выручки, и затратами по производству и реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав;
  • прибыль от реализации основных средств предприятия, нематериальных активов – рассчитывается как разница между выручкой от реализации указанных активов, за минусом налогов и сборов из выручки, и остаточной стоимостью реализованного имущества и затратами на их реализацию;
  • внереализационная прибыль, т.е. прибыль не связанная с основной деятельностью организации.

Для расчета налога прибыль, полученная в натуральном выражении, переводится в денежную форму. Сумма прибыли рассчитывается вычитанием из общей суммы дохода от вида деятельности связанных с этой деятельностью издержек.

В категорию таких издержек попадают:

  • затраты на производство продукции, работ, услуг или имущественных прав – состоят из стоимостей использованных в процессе производства материальных и человеческих ресурсов, и других расходов на производство, отраженных в бухгалтерском учете.
  • затраты на реализацию готовой продукции, работ, услуг и имущественных прав — расходы связанные со сбытом продукции, расходы на гарантийное обслуживание, потери от брака и пр.

Согласно законодательству налогооблагаемой базой при исчислении налога на прибыль являются валовая прибыль, дивиденды и доходы, приравненные к ним согласно п. 1 ст. 35 Налогового кодекса.

Налог на прибыль уплачивается организациями, применяющими общую систему налогообложения, занимающимися экономической деятельностью, вне зависимости от формы собственности.

Кроме того, эти предприятия должны:

  • вести хозяйственную деятельность самостоятельно;
  • быть самостоятельными юридически;
  • вести в организации обособленный бухгалтерский учет;
  • иметь собственный счет в банке;
  • иметь право самостоятельно распоряжаться полученной прибылью.

В законодательстве существует ряд условий полностью или частично освобождающих от налога на прибыль. Так от налога освобождается:

  • прибыль, полученная от производства средств реабилитации и обслуживания инвалидов;
  • прибыль от производства и реализации продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства, пчеловодства, детского питания;
  • прибыль органов уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев;
  • прибыль предприятий, не менее 50% в численности сотрудников которых составляют инвалиды (кроме торговой и посреднической деятельности);
  • прибыль организаций (в размере не более 10% от общей суммы), переданная зарегистрированным в республике общественным объединениям инвалидов и ветеранов, а также организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта финансируемым из бюджета, религиозным организациям;
  • прибыль страховых организаций, направляемая на увеличение накоплений на лицевых счетах застрахованных лиц по договорам добровольного страхования жизни;
  • прибыль от туристического, гостиничного, физкультурного и оздоровительного бизнеса производимого на объектах входящих в утвержденный Президентом перечень, в течение трех лет с момента открытия этих объектов;
  • прибыль, полученная на объектах придорожного сервиса, в течение пяти лет с даты их открытия;
  • прибыль от производства и реализации легковых автомобилей и комплектующих к ним, в течение трех лет, в порядке, установленном Минпромом Республики Беларусь;
  • прибыль от производства и реализации инновационных товаров согласно перечню Совмина Республики Беларусь;
  • прибыль от производства и реализации высокотехнологичных товаров, согласно утвержденному Совмином перечню, если доля выручки от реализации таких товаров составляет более половины от общей суммы выручки;
  • прибыль от осуществления культурной деятельности организациями культуры;
  • прибыль учреждений образования;
  • иная прибыль в случаях, определенных Президентом Республики Беларусь.

В настоящий момент ставка налога на прибыль в Республике Беларусь составляет 18%. В некоторых, определенных законодательством случаях, она может быть снижена. А именно:

  • налог на прибыль в размере 12% уплачивают производители высокотехнологичных товаров, работ и услуг, включенные в перечень, утвержденный Президентом. Суммы, сэкономленные в результате снижения ставки налога на прибыль, должны быть израсходованы организациями на техническое переоснащение;
  • на дивиденды установлена ставка налога на прибыль в размере 12%;
  • производство лазерно-оптической техники, при условии, что доля такой продукции составляет не менее половины стоимости объема производства, облагается налогом по ставке 10%.
  • 5-ти процентный налог на прибыль платят члены созданной Белорусским государственным университетом научно-технологической ассоциации, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке.

Для налога на прибыль налоговым периодом является календарный год. На дивиденды, получаемые от белорусских организаций, налоговый период составляет календарный месяц.

Применяется два метода расчета суммы налога на прибыль:

  • по результатам деятельности за истекший налоговый период. Подача декларации должна быть произведена в следующем периоде не позднее 22 января, оплата — до 22 марта;
  • исходя из размера предполагаемой в текущем налоговом периоде прибыли, но не менее 80 процентов от итоговой суммы налога на прибыль по итогам текущего налогового периода. В таком случае налог уплачивается ежеквартально, с подачей уточненной декларации по фактической прибыли и доплатой (если это следует из расчета) причитающейся суммы. Сроки оплаты — 22 число последнего месяца квартала в текущем периоде, и 22 марта — по уточненным итогам года.
Читайте так же:  Как правильно оформить исследование

Во избежание двойного налогообложения, суммы налога на прибыль уплаченные согласно законодательству иностранного государства с доходов полученных в этом государстве зачитываются белорусской организации при уплате налога на прибыль в Республике Беларусь в размерах и порядке, установленных в статье 144 Налогового кодекса.

С 2015 года отменена пониженная на 50 процентов ставка налога на прибыль из прибыли, полученной от реализации долей в уставном фонде белорусских организаций.

Налог на прибыль в рб в 2012

Формирование налоговой системы каждого отдельно взятого государства происходит под влиянием как экономико-географических факторов (климатические условия, структура хозяйства, уровень развития социального сектора экономики, уровень жизни населения и др.), так и исторических, а также политических факторов. Кроме того, в процессе построения налоговой системы немаловажное значение уделяется анализу мирового опыта, несмотря на историческую обусловленность правовой системы общества и принцип преемственности в праве. Это позволяет совершенствовать, актуализировать налоговую систему страны, способствовать повышению её эффективности, рациональности и гармонизации с целью достижения адекватности налоговой системы и её соответствия насущным потребностям общества и государства.

В связи с этим представляется целесообразным проанализировать опыт построения налоговой системы Республики Беларусь (РБ) с целью заимствовать лучшее в рамках реформирования налоговой системы России. Ведь РБ и РФ имеют общую историю, культуру, а не так давно они имели и общую финансово-правовую систему. Теперь же экономико-правовые, а, в частности, налоговые системы этих двух государств различны, хотя, безусловно, и имеют отнюдь немало сходных черт.

В первую очередь следует проанализировать законодательство о налогах и сборах в РБ и в РФ. Система налогового законодательства в обеих странах представлена определённым перечнем нормативных правовых актов разной юридической силы. Обратим особое внимание на Налоговый кодекс (НК). НК РБ очень схож по структуре и содержанию с НК РФ. Однако положения НК РБ являются более чёткими, простыми для понимания. В частности, для НК РБ характерна более чёткая, краткая и простая регламентация порядка постановки на учёт в налоговом органе. А ведь постановка на учёт является одной из важнейших форм налогового контроля. Также частота изменений, вносимых в НК РБ, намного ниже, нежели частота изменений, вносимых в НК РФ. Так, последние изменения в НК РБ были внесены в октябре 2012 г., а в НК РФ – в июле 2013 г. Все указанные факты способствуют снижению эффективности налогового администрирования в РФ по сравнению с РБ.

Если же рассматривать экономико-демографические показатели анализируемых стран (табл. 1), то они свидетельствуют о том, что величина ВВП России (с учётом курса валют на 01.01.2012 г.) приблизительно в 53 раза выше величины ВВП РБ за рассматриваемый период; численность населения РФ превышает численность населения РБ примерно в 15 раз; количество зарегистрированных за 2011 г. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в России больше чем в Белоруссии в 267 и 97 раз соответственно.

Экономико-демографические показатели по России и Белоруссии в 2011 г.

Численность населения, чел

Количество зарегистрированных юридических лиц, ед.

Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, ед.

ВВП, млрд белорусских руб.

ВВП, млрд российских руб. (с учётом курса валют по состоянию на 01.01.2012 г. по данным ЦБ РФ)

При этом процент налоговых доходов консолидированного бюджета в Белоруссии и в России к сумме годового ВВП свидетельствует о том, что собираемость налогов и сборов в Белоруссии выше, чем в РФ (табл. 2).

Налоговые доходы консолидированного бюджета и по уровням бюджетов в Белоруссии и в России в 2011 г.

Налоговые доходы консолидированного бюджета за 2011 г.

В том числе, налоговые доходы

Республиканского / Федерального бюджета

Местного / Регионального бюджета

млрд белорусских/российских руб.

в процентах к ВВП

млрд белорусских/российских руб.

в процентах к ВВП

млрд белорусских/российских руб.

в процентах к ВВП

Также неотъемлемым элементом сравнительного анализа налоговых систем стран является анализ динамики и структуры налоговых поступлений (табл. 3), а также динамики задолженности по налогам и сборам в РБ и в РФ за период 2011–2013 гг.

Согласно данным, приведённым на сайте ФНС России, в отношении налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за первое полугодие 2012–2013 гг. наблюдается отрицательная динамика (темп роста составляет 99,5 %). В Белоруссии темп роста налоговых доходов консолидированного бюджета за 1 полугодие 2012–2013 гг. составил 123,9 %, причём рассматриваемый показатель демонстрирует положительную динамику в условиях финансового кризиса, который имеет место в Белоруссии с 2011 г.

Обратим отдельное внимание на динамику таких налогов, как налог на прибыль организаций и подоходный налог. В отношении налога на прибыль в обеих странах наблюдается отрицательная динамика. Однако в России мы имеем более сильное снижение: за 1 полугодие 2012–2013 гг. размер поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет РБ сократился на 10,6 %, а в РФ – на 23,3 %. И это при том, что в рамках снижения налоговой нагрузки, усиления инвестиционного стимулирования и повышения на этой основе конкурентоспособности экономики в РБ с 1 января 2012 г. была уменьшена налоговая ставка по налогу на прибыль с 24 до 18 % (в то время как в России она равна 20 %), а также осуществлен ряд других мер, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности. В частности, с 2012 г. произошло расширение налоговых льгот в отношении производства инновационных и высокотехнологичных товаров (прибыль от производства и реализации инновационных товаров с 2012 г. полностью освобождена от налогообложения) [5].

По подоходному налогу (НДФЛ) для подавляющего большинства категорий доходов в РФ установлена ставка 13 %, а в РБ – 12 %. При этом темп роста в России по данному налогу за 1 полугодие 2012–2013 гг. составил 11,2 %, а в РБ – 55,5 %.

Структура и динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ и РФ

Вид налоговых доходов

1 полугодие 2012 г.

1 полугодие 2013 г.

РБ, млрд руб. (пересчитано по курсу валют по состоянию на 01.07.2012 г. и 01.07.2013 г. соответственно по данным ЦБ РФ)

Общая сумма налоговых доходов консолидированного бюджета, из них:

налог на прибыль

подоходный налог с физических лиц

налоги на собственность

Россия, млрд руб.

Общая сумма налоговых доходов консолидированного бюджета, из них:

налог на прибыль

Что касается суммы задолженности, то за период 2011–2012 гг. совокупная задолженность в бюджетную систему РФ (включая пени и налоговые санкции) сократилась на 11,8 %, а общая сумма задолженности за аналогичный период в РБ сократилась на 12,79 % (табл. 4). Кроме того, основываясь на приведённых в табл. 4 данных с учётом корректировки курса валют, в сопоставимых условиях общая сумма задолженности по налогам и сборам в РБ в сотни раз ниже совокупной суммы задолженности по налогам и сборам в России за аналогичный период. Причём ввиду имеющегося различия масштабов рассматриваемых государств и масштабов их национальных экономик налоговые поступления в бюджет РФ примерно в два десятка раз превышают налоговые поступления в бюджет Белоруссии. Указанные показатели свидетельствуют о более высокой эффективности налогового администрирования и постепенного улучшения его качества, а также о более высоком уровне налоговой культуры населения РБ.

Динамика задолженность по налогам и сборам в РБ и в РФ

Общая задолженность по налогам и сборам РБ, млрд руб. (пересчитано по курсу валют по состоянию на 01.01.2011 г. и 01.01.2012 г. соответственно по данным ЦБ РФ)

Совокупная задолженность в бюджетную систему РФ, млрд руб.

Стоит отметить и тот факт, что налоговая нагрузка на экономику в РБ на притяжении 2006–2010 гг. колебалась в интервале 41,5–50,6 % ВВП, а в первом полугодии 2012 г., по сообщению замминистра по налогам и сборам Эллы Селицкой, составляла около 27 % без учёта взносов в Фонд социальной защиты населения. В РФ же, согласно данным исследования Всемирного банка, за период 2011–2012 гг. уровень налоговой нагрузки вырос с 47 до 54 %. Иными словами, налоговая нагрузка на экономику в России выше, чем в Белоруссии, и это несмотря на то, что НК РБ установлено 27 налогов, сборов и особых режимов налогообложения, тогда как НК РФ только 20. В результате увеличивается давление на российский бизнес, который с учётом всё ухудшающейся внутренней и внешней конъюнктуры рынка и при отсутствии действенных барьеров, «уходит в тень» и выводит капитал в оффшоры. Вызываемые при этом недопоступления налогов в бюджет власти пытаются компенсировать увеличением налогового бремени, что ещё более усугубляет ситуацию.

Читайте так же:  Трудовой стаж схемы

Также в рамках анализа эффективности налогового администрирования двух анализируемых стран необходимо отметить полномочия местных Советов депутатов (органы местного управления в РБ) в сфере установления и изменения местных налогов и сборов. Согласно ст. 12 НК РБ, при установлении местных налогов и сборов местные Советы депутатов определяют плательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчётов) по местным налогам и сборам, а также налоговые льготы по местным налогам и сборам [2]. В РФ в соответствии со ст. 12 НК РФ, при установлении региональных и местных налогов законодательные органы государственной власти субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований соответственно имеют право определять лишь следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ), а также налоговые льготы, основания и порядок их применения [1]. Иными словами, у местных органов управления РБ больше полномочий по установлению налогов и сборов, чем у региональных и местных представительных органов власти в РФ. В Белоруссии объём предоставленных местным органам управления полномочий в данной сфере позволяет учитывать особенности каждого региона, его потребности, особенности конъюнктуры в данном регионе, состояние хозяйствующих субъектов. Это способствует улучшению качества налогового администрирования, а также позволяет обеспечить реализацию не только фискальной функции налогов, но и, главным образом, регулирующей.

Особое внимание следует уделить отдельным налогам и сборам, установленным в РБ, которые целесообразно установить также и в РФ. В частности, рассмотрим экологический налог. Это республиканский налог. Он установлен гл. 19 НК РБ. В РФ есть аналог рассматриваемого налога — плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Данная плата взимается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 [4], то есть на основании подзаконного акта, который имеет меньшую юридическую силу, нежели НК, который является федеральным законом. Кроме того, в НК РБ чётко определён каждый элемент налогообложения экологического налога, в то время как в указанном Постановлении нет стройной и легко воспринимаемой структуры платы за загрязнение по элементам. А между тем РФ занимает восьмое место в рейтинге стран по негативному воздействию на окружающую среду. Кроме того, в РБ больше доля расходов консолидированного бюджета на охрану окружающей среды в общей сумме расходов, чем в РФ (на 0,51 % по данным 2011 г.) [3]. Установление экологического налога по примеру РБ помогло бы улучшить экологическую ситуацию в РФ.

Также отметим оффшорный сбор (гл. 24 НК РБ), целью установления которого является дестимулирование совершения операций по выводу капитала в оффшоры, ограничению перечисления денежных средств, передаче имущественных прав резидентом РБ нерезиденту РБ. Плательщиками сбора являются белорусские организации и индивидуальные предприниматели. Положения НК РБ позволяют обеспечить эффективное налоговое администрирование, в частности, посредством требования ежемесячно декларировать операции, являющиеся объектом обложения сбором, а также и саму сумму оффшорного сбора. Также высокой эффективности рассматриваемого сбора способствует и то, что налоговая ставка установлена в размере 15 % (налоговая база при этом определена как сумма перечисленных денежных средств, либо цена, указанная в договоре по исполнению резидентом РБ обязательства в не денежной форме). Кроме того, уплата оффшорного сбора должна быть произведена до перечисления денежных средств нерезиденту РБ, зарегистрированному в оффшорной зоне, либо при исполнении обязательства в не денежной форме (или передаче такому нерезиденту РБ имущественных прав и (или) обязанностей) – не позднее дня, следующего за днём исполнения обязательства (или перемены лиц в обязательствах). Причём банки осуществляют перевод денежных средств, при перечислении которых подлежит уплате оффшорный сбор, только после уплаты резидентами РБ оффшорного сбора [3]. Принятие аналогичного сбора в РФ позволит ограничить столь масштабную «утечку» капитала из России и обеспечит при этом российский бюджет дополнительным источником налоговых поступлений.

Итак, как видно из проведённого анализа, эффективность налоговой системы Белоруссии, а, в частности, качество системы налогового администрирования, выше, чем в РФ. Причиной этому служит то, что ряд мер, принимаемых и реализуемых в рамках налоговой политики Беларуси, направлены на развитие экономики страны, стимулирование инвестиционной мотивации хозяйствующих субъектов, предотвращение «утечки» капитала из страны и общее поддержание порядка. Их реализация в Белоруссии обеспечивается, в частности, посредством расширения льгот для инновационного сектора, уменьшения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций до 18 % в 2012 году, поддержания высокой доли расходов консолидированного бюджета на национальную экономику, а также посредством взимания экологического налога, оффшорного сбора. Указанные меры представляется целесообразным заимствовать и использовать в рамках реформирования налоговой, а также и в целом финансовой системы России.

Рецензенты:

Жигунова О.А., д.э.н., доцент, профессор кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет», г. Тюмень;

Зоткина Н.С., д.э.н., доцент, профессор кафедры менеджмента, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет», г. Тюмень.

В Беларуси в 2012 году налог на прибыль снизится с 24% до 18%

В Беларуси в 2012 году ставка налога на прибыль составит 18%, в настоящее время она равна 24%, сообщил министр по налогам и сборам Владимир Полуян в пятницу журналистам в Минске.

«Налоговая нагрузка в 2012 году снизится за счет прибыли. На начальном этапе принято решение снизить этот налог с 24% до 18%», — сказал В.Полуян.

Министр отметил, что ставка налога на добавленную стоимость в 2012 году не изменится. «По НДС ставка останется на том же уровне. Это тот налог, который влияет на ценообразование внутри страны, а если субъект хозяйствования экспортирует продукцию, то там применяется нулевая ставка», — уточнил В.Полуян. Таким образом, подчеркнул он, эта мера будет стимулировать белорусских производителей увеличивать экспорт собственной продукции.