Договор россии и белоруссии 2019

Оглавление:

Силуанов: Россия готова предложить Белоруссии обновление договора о Союзном государстве

МОСКВА, 15 января. /ТАСС/. Россия готова предложить Белоруссии обновить договор о Союзном государстве, заявил во вторник первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов.

«Сейчас у нас создана рабочая группа, с нашей стороны — с российской, с белорусской стороны, [мы] должны посмотреть тест союзного договора, где-то возможно предложить его актуализировать. И тогда, если мы хотим интегрироваться, мы собственно не возражаем против этого», — сказал Силуанов в интервью телеканалу РБК на Гайдаровском форуме.

Первый вице-премьер признал, что в последнее время «движение по пути создания Союзного государства затормозилось и практически не реализовывалось». «Мы говорим: давайте обновим этот договор. Но если мы строим Союзное государство, какие-то признаки этого Союзного государства должны выполняться», — отметил он.

В последнее время Минск и Москва ведут сложные переговоры по вопросу о работе белорусского нефтеперерабатывающего сектора в условиях проводимого Россией налогового маневра. Минск хочет добиться от Москвы компенсации потерь от маневра, который приведет к удорожанию нефти для белорусских НПЗ. Ранее Белоруссия оценивала свои потери в 2019 году на уровне $383 млн при цене барреля нефти $70.

При этом Силуанов ранее заявлял, что Москва может компенсировать Минску потери от налогового маневра только в случае более тесной интеграции.

Тяжелые переговоры ждут Москву и Минск в 2019 году

Вторая за неделю несколько дней встреча глав государств России и Беларуси прошла 29 декабря в Москве. Причем в отличие от предыдущих переговоров в этот раз президенты не делали заявлений для прессы и по данным официальных белорусских и российских источников, такой порядок был определен изначально.

«Эх раз, да еще раз, еще встретимся не раз»

В ходе открытой части переговоров лидеры выглядели достаточно оптимистично: Владимир Путин предлагал «сверить часы» по вопросам интеграции, а Александр Лукашенко шутил, что «уже, наверное, надоели друг другу, но никогда надоесть не сможем», так как «есть вопросы, которые нужно решать на перспективу».

После предыдущей встречи 25 декабря и Беларусь, и Россия сформировали из высших государственных чиновников «рабочие группы» по вопросам интеграции, которые займутся ревизией Союзного договора от 1999 года, вопросами ценообразования российских энергоресурсов для Беларуси и разработкой механизмов смягчения последствий налогового маневра РФ для отечественной нефтепереработки.

Причем пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков уверяет, что данные вопросы будут обсуждаться параллельно, а не в пакете, то есть независимо друг от друга. Это весьма интересное заявление, так как ранее российские чиновники, включая председателя Правительства Дмитрия Медведева, прямо увязывали энергетическую повестку и проблему компенсации «налогового маневра» с темой «углубления интеграции», что вызывало достаточно нервную реакцию у официального Минска.

Все это указывает на то, что в 2019 году нас ждут тяжелые белорусско-российские переговоры, поэтому неудивительно, что встреча президентов в преддверии Нового года не принесла особых сенсаций. Сейчас вероятно, по каждому из вопросов в рамках «рабочей группы» будут создаваться различные «дорожные карты», где, в свою очередь, будет прописана пошаговая программа действий для сближения позиций. Однако существует мнение, что даже в этом случае процесс продолжит буксовать, поэтому в 2019 году стоит готовиться к продолжению традиции многочисленных встреч Путина и Лукашенко, так как, возвращаясь к комментарию Пескова, «многие вопросы могут обсуждаться только на высшем уровне, и только с него может быть спущена ориентировка, в какую сторону работать рабочей группе».

Еще одна тема, обсуждаемая в связи с участившимися контактами президентов, это так называемая «инкорпорация» Беларуси в состав РФ.

В последние месяцы очень много информации по этому поводу опубликовали различные российские интернет-источники с сомнительной репутацией и белорусские негосударственные СМИ, при этом часто ссылаясь и подсвечивая друг друга. Неудивительно, что на этом фоне вопрос «присоединения» всплыл на недавней пресс-конференции Президента Беларуси для российских журналистов, после чего Александр Лукашенко в присущей ему манере весьма резко высказался по этому поводу.

В этой связи понятно, что и российский официоз был вынужден отвечать на подобные вопросы в контексте переговоров 29 декабря, поэтому Дмитрий Песков заверил собравшихся, что «речь идет не о присоединении, а об исполнении положений договора от 1999 года, согласно которому надгосударственную структуру с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным и культурным пространством».

Беларуси необходимо обозначить собственный взгляд на союзные отношения

В этой связи понятно, что у переговорщиков, вошедших в состав «рабочей группы» с белорусской стороны, очень важная задача, которая заключается в предложении нового видения официального Минска на вопросы интеграции. То есть необходимо углубить белорусско-российских союз там, где это возможно и снять с повестки обсуждения все вопросы, которые являются неактуальными с позиции сегодняшнего дня. Думается, что к таковым можно отнести предложения конфедеративного устройства будущего союза и вообще любые идеи, связанные с утратой Республикой Беларусь части полномочий в сфере политического суверенитета.

После 25-ти лет суверенного развития такой подход не интересен Минску и не отвечает общественным запросам, то есть противоречит воле белорусского народа. Если обращаться к последнему исследованию Института Социологии Академии Наук Беларуси, направленному на анализ интеграционных установок населения в рамках Союзного государства, то порядка 53, 3% респондентов считают, что «необходимо развивать сотрудничество в определенных сферах» (экономика, оборона, образование, рынок труда). При этом 9, 3% выступают за то, чтобы «оставить все как есть», 12,6% полагают, что необходимо «ввести единую валюту, принять общую Конституцию и избрать единого руководителя», а 6, 3% высказываются за выход из состава Союзного государства. Также стоит отметить, что порядка 18%вообще не имеют какого-либо мнения по вопросу интеграции с РФ.

Таким образом, в большинстве своем белорусы считают необходимым дальнейшее развитие интеграционных процессов с Россией как двух суверенных государств.

Учитывая, что Союзный договор подписывался в 1999 году, и с этого момента изменилась как международная ситуация, так и интеграционные процессы на постсоветском пространстве, в Союзный договор необходимо внести изменения, которые бы более четко прописывали белорусскую позиция в современных реалиях.

Объединение Беларуси и России в 2019? Нереально!

Конец 2018 года отличился резонансными событиями в сфере белорусско-российских отношений. Устами премьера Дмитрия Медведева Россия сдула пыль с договоров о создании Союзного государства с Республикой Беларусь, напомнив правителю Минска о взятых еще в далеком 1999 году обязательствах. Откровенная демонстрация намерений России относительно запоздалой реализации договора не может не вызвать вопрос: насколько реальна вероятность объединения России и Беларуси в 2019 году и какие последствия это будет иметь для Украины и ее соседей.

Недавнее российское наступление на белорусскую независимость явно было частью так называемого «крымского консенсуса» в российской внутренней политике: путинский режим подкармливает население внешнеполитическими «победами» («возвращение» Крыма, «разгром» ИГИЛ в Сирии), дразня имперские амбиции россиян, получая взамен лояльность и рейтинги. Присоединение Беларуси в качестве огромного прорыва в объединении «русского мира» своим пропагандистским эффектом могло бы стать главным успехом Кремля в 2019 году и отвлечь внимание от экономических и социальных проблем. К сожалению для Москвы, осуществить такое объединение в одностороннем порядке невозможно. Значительным препятствием для планов россиян все еще выступает бессменный президент Беларуси Александр Лукашенко, абсолютно не заинтересованный в снижении своей персональной власти. А именно это ждет его режим в случае официального «объединения» с Россией, а по факту — подчинения Кремлю. Поэтому Лукашенко в присущей ему острой форме выступает против требований россиян, заявляя, что не допустит поглощения Беларуси Россией.

Впрочем, вне публичных заявлений «заклятых друзей» как-то осталось в тени очевидное: о поглощении Беларуси Россией речь не идет. Пока что, по крайней мере.

Дипломатические игрища вокруг договора о создании Союзного Государства продолжаются уже 20 лет без каких-либо практических успехов. Более того, даже в случае реализации положений договора, полной потери суверенитета Беларуси положения договора не предусматривают (статья 3 договора). Независимо от первоочередных целей подписания, этот договор стал частью белорусской политики демонстрации формальной лояльности РФ в обмен на финансовую поддержку. Отсутствие практических успехов на поприще объединения за последние два десятилетия свидетельствует, что полная имплементация указанного договора в ближайшее время, особенно учитывая публичную позицию правителя Беларуси, крайне маловероятна. Александр Лукашенко всегда был подчеркнуто формальным в поддержке «братских отношений» с Россией, между тем, пророссийскую оппозицию в Беларуси притесняют и она находится под полным контролем спецслужб, и даже эфир российских каналов подвергается тщательной цензуре. Фактически, интерес белорусского правителя в сохранении всей полноты власти является сегодня основным противовесом российским интересам в объединении.

Казалось бы, почему же тогда российское напоминание о существовании договора о создании Союзного Государства и необходимость все-таки начинать его реализацию восприняли в духе очередного акта российской экспансии? Действительно, полную аннексию Беларуси Россией по негативным последствиям для Восточной Европы можно сравнить с «аншлюсом» Австрии нацистской Германией в 1938 г. Аншлюс привел к фактическому окружению и оккупации Чехословакии, с последующей агрессией Третьего Рейха и началом Второй Мировой войны. Теоретически, аннексия Беларуси Россией, кроме роста российских военных ресурсов за счет белорусских мобилизационных запасов и военно-промышленного потенциала, позволит россиянам угрожать Украине, Польше и Литве со значительно большего количества направлений (чего стоят для Украины лишь дополнительные 1000 километров границы с врагом, что сделает Житомир, Ривне и Луцк фактически прифронтовыми городами). К тому же вклинивание России между государствами Балтии и черноморскими странами создает множество проблем для транзита, экономики и перспектив развития Балто-Черноморских интеграционных проектов.

Читайте так же:  Как приставы разыскивают должников

Все эти угрозы станут последствиями полной аннексии Беларуси. Чего, повторяю, при существовании режима Лукашенко не стоит ждать. Но главной проблемой является то, что создать новые векторы военного давления на Украину и другие восточноевропейские государства Россия может и без полного присоединения Беларуси. Достаточно реализовать военные положения договора о Союзном Государстве и создать ряд российских военных объектов в Беларуси. Тревожным звоночком выступает то, что начало разговоров о реализации договора с российской стороны сопровождалось утверждением военной доктрины Союзного Государства в декабре 2018-го. Это вполне может означать, что как раз прогресса в военной интеграции Россия будет добиваться от Лукашенко в этом году.

В любом случае, 2019-й, как год пиковых выплат Беларуси по долговым обязательствам России, является для Кремля едва ли не последней возможностью добиться серьезных уступок от Минска, особенно на фоне проникновения Китая в белорусскую экономическую и финансовую сферы. Как утверждает Игар Тышкевич, эксперт программы «Международная и внутренняя политика» Украинского института будущего: «Но в качестве основного партнера Минск ставит на Китай. И именно китайские средства, китайское влияние, по мнению белорусов, должно уравновесить влияние России». Это дает Лукашенко шанс уменьшить зависимость от РФ уже в ближайшем будущем. В свою очередь, дерзкая аннексия украинского Крыма в 2014 году четко показала, чем заканчивается наличие российских военных сил и баз на твоей территории. Поэтому в интересах Минска сопротивляться реализации военного сближения с Россией.

Москва обладает значительными ресурсами для давления на Беларусь, и, очевидно, будет продолжать заявленный курс. Успешность этого курса во многом будет зависеть от стабильности режима Лукашенко и его контрдействий в ответ на российские выпады. В любом случае, хотя вариант полного поглощения Беларуси Россией в 2019 году остается очень маловероятным, любые успехи Москвы в деле проникновения в Беларусь будут нести угрозу для Украины.

Вячеслав Масный, Киев

Что ждет отношения Беларуси и России в 2019 году: взгляд из Минска

2018 г. стал насыщенным для белорусско-российских отношений. Президенты двух стран провели не менее 13 совместных рабочих встреч и обсудили немало острых вопросов, решение части из которых было отложено на следующий год. О том, для чего потребовалась такая интенсификация отношений и какие перспективы белорусско-российских отношений можно видеть в 2019 г. на фоне переговоров о компенсации налогового маневра по нефти и создания белорусско-российской рабочей группы при правительствах двух стран по проработкам обновления Договора Союзного государства, читайте в материале сопредседателя белорусской редакции портала «Евразия.Эксперт» Петра Петровского.

Информационная дымка

Сегодня большое количество экспертов и исследователей белорусско-российских отношений рассматривают результаты союзного строительства в прошлом году только через призму энергетической сферы. Действительно, по вопросам компенсации налогового маневра по нефти сторонам не удалось договориться к началу нового календарного года. При отсутствии договора потери Беларуси будут равняться $300 млн к концу 2019 г. Данная сумма в рамках ВВП страны не такая уж и неподъемная, как отметил президент Беларуси.

Параллельно переговорам в сфере энергетики интенсифицировались переговоры по вопросам обновления Договора о создании Союзного государства.

При этом большинство СМИ и обозревателей двусторонних отношений связывают появление данного пункта на повестке дня именно с позицией России. Однако вопрос обновления союзного договора не нов. Еще в январе 2018 г. председатель Совета Республики Национального Собрания Беларуси Михаил Мясникович поставил задачу о проработке его обновления. Тогда же депутаты Парламентского собрания Союзного государства начали проводить мониторинг его функционирования. Его инициатором выступает верхняя палата белорусского парламента. С ее стороны уже предлагается внести изменения в частях Договора о равных условиях хозяйствования, сближения и стандартизации законодательства, усиления роли и функций Постоянного комитета СГ.

На этом фоне попытки некоторых западных и либеральных СМИ представить поднятый в конце 2018 г. на уровне двух президентов вопрос о реактуализации и обновлении Договора о Союзном государстве как новое требование со стороны официальной Москвы, выглядит не совсем корректно. Как видим, первоначально инициатива исходила со стороны Беларуси. И за год работы уже имелись некоторые предложения, которые и были представлены.

Несмотря на это, конец 2018 г. был омрачен информационными вбросами со стороны западных и либеральных СМИ о якобы инкорпорации Беларуси со стороны России. В различных источниках выдавалась информация о предполагаемой связанности решения вопроса о компенсации налогового маневра с выполнением союзного договора. На этом фоне часть СМИ попыталась интерпретировать подобные гипотезы в стиле «присоединения» Беларуси к России. Однако подобные слухи были дезавуированы как пресс-службами, так и самими президентами двух стран. Такого сценария не предусматривает и союзный договор.

Реальные результаты

Конечно, на фоне подобных вбросов у большинства интернет-пользователей создается впечатление, что белорусско-российские отношения переживают кризис. Однако давайте проанализируем реальные итоги.

Конец года преподнес Беларуси и России решение сразу нескольких важных вопросов, которые стояли на повестке дня не один год.

Во-первых, двумя государствами была одобрена новая редакция военной доктрины Союзного государства.

Предыдущая редакция, к слову, была принята еще в далеком 2001 г. и морально устарела. Теперь новую редакцию Доктрины остается завизировать на уровне Высшего Госсовета как главного органа Союзного государства. Данный факт показывает приверженность развитию союзнических отношений Беларуси и России в области безопасности.

В рамках научно-технического сотрудничества было реализовано рекордное количество программ – 12. Более того, в 2016-2017 гг. были пересмотрены подходы к формированию содержания этих программ.

Главной задачей сегодня является уход от мелкотемья и ставка на стратегические, крупномасштабные исследовательские проекты.

Третьим важным прорывом стала подготовка соглашения о взаимном признании виз, появления которого ожидали еще с середины 2000-х гг. К концу года текст соглашения был опубликован. Начало его реализации ожидается уже летом 2019 г. Подготовленное соглашение призвано отрегулировать переход белорусско-российской границы гражданами третьих стран, которые сегодня не имеют возможности транзита через границу наземным транспортом.

Важной темой переговоров является и постепенная отмена роуминга. И хотя в этом году не удалось выйти на окончательное соглашение, однако было достигнуто принципиальное согласие в необходимости этих мер, а также принято решение о постепенном снижении тарифов. Если еще в первой половине года особую позицию занимали некоторые операторы мобильной связи, то уже к концу года единственным препятствием стала синхронизация тарифов за мобильный трафик, которые отличаются в России и Беларуси.

Особым достижением можно назвать постепенное решение проблемы снятия барьеров по реализации белорусской сельскохозяйственной продукции. Шаг за шагом с белорусских предприятий снимаются ограничения, и проблема теперь не стоит так остро.

Нефтегазовый вопрос

Особый и наиболее болезненный кейс белорусско-российских отношений – вопросы энергетики. Главной проблемой здесь видится различная природа подходов к энергетической отрасли. И это не только подходы к компенсации по налоговому маневру. Ведь проблемы возникли в этой отрасли не сегодня и не вчера, а в 2007 г., после объявления ряда российских энергетических компаний о постепенном переходе с Беларусью на рельсы рыночного ценообразования. Российская сторона желала вывести цены для Беларуси на уровень мировых, за чем должен был последовать такой же шаг и в отношении российских потребителей.

Иную позицию занимало руководство Беларуси. Здесь видели ситуацию через призму невозможности равной конкуренции субъектов хозяйствования Беларуси и России со своими западными партнерами в случае рыночного ценообразования тарифов и цен в сфере энергетики. Белорусская сторона рассматривала разницу между внутренними и рыночными ценами на энергоносители как субсидию и инвестицию в модернизацию предприятий и развитие социальной сферы двух стран.

Именно разница подходов и породила споры. Последний из них, налоговый маневр, связан с обязательствами России при вступлении в ВТО выйти на рыночные цены на нефть внутри страны.

Однако при ценообразовании предполагаемый маневр для предприятий внутри страны будет компенсироваться различными механизмами. И в этом отношении белорусские нефтеперерабатывающие предприятия оказываются в менее выгодных условиях, нежели их российские коллеги. И выходов здесь два – либо отменить субсидию российского правительства своим предприятиям, либо ее назначить также и белорусским.

При этом следует понимать всю сложность ситуации.

Во-первых, отсутствие компенсации налогового маневра приведет к фактическому уравниванию цены на нефть для Беларуси с мировой уже к 2024 г. Все это будет означать, что белорусские нефтеперерабатывающие предприятия встанут перед выбором, какую нефть приобретать.

Читайте так же:  Новицкая те гражданский кодекс рсфср 1922 года

Кроме российской для белорусских НПЗ также имеется возможность закупки азербайджанской и иранской нефти. При этом особый характер отношений с Азербайджаном дает возможность рассчитывать на скидку в этом вопросе, про что не единожды говорилось на переговорах между Александром Лукашенко и Ильхамом Алиевым.

С Ираном ситуация обстоит еще интереснее. Беларусь имеет опыт добычи нефти в исламской республике. Более того, в связи с восстановлением санкций со стороны США, а также потребностью в технологической модернизации Ирана, здесь может выстроиться множество вариантов схем по формуле «дешевая нефть в обмен на сборочные предприятия тракторов, комбайнов, коммунального транспорта» и т.д. При этом белорусская сторона постоянно поддерживает контакты с иранскими нефтяниками. Представители Белнефтехима ежегодно посещают исламскую республику и ведут мониторинг ситуации.

Одним словом, выход на мировое ценообразование повысит конкуренцию на белорусском нефтяном рынке. Здесь могут закрепиться и другие игроки нефтяного рынка.

Однако имеется еще и второй фактор. К 2025 г. в рамках ЕАЭС должен вступить в силу единый рынок газа и нефти. И здесь кроется проблема, насколько нефтяной маневр будет соответствовать принципам равных условий для субъектов хозяйствования внутри ЕАЭС. Ведь при наличии внутренней субсидии для предприятий в одних странах при отсутствии таковых в других получаются неравные условия хозяйствования.

Более того, единый рынок нефти и газа будет означать также возможность продажи данных видов ресурсов без ограничений на всей территории ЕАЭС не только Россией, но и Казахстаном. И здесь опять можно будет наблюдать усиление внутренней конкуренции, в том числе и на внутрироссийском рынке.

Следует понимать, что данный вопрос имеет стратегический характер для белорусско-российских отношений. Ведь профильными и ведомственными разногласиями в одной сфере не прочь воспользоваться противники евразийской интеграции. Причем данные попытки иногда выглядят комично. Особенно в случае с решением о восстановлении дип. представительств США и Беларуси. Данное решение было подготовлено еще осенью, однако всплыло в СМИ на следующий день после совещания Президента Беларуси по вопросу о налоговом маневре. Подобные манипуляции призваны подорвать доверие между союзниками и увеличить настороженность Минска и Москвы друг к другу.

Повестка на 2019 год

В этом отношении 2019 г. можно рассматривать как стояние на перекрестке, когда главными событиями белорусско-российских отношений станут переговоры: от вопросов цены нефти и газа до вопросов апгрейда Союзного договора.

Можно с уверенностью сказать, что интенсификация отношений будет только увеличиваться. Ведь в Беларуси в 2019 г. запускается также еще один альтернативный источник энергии – БелАЭС.

Ее введение в эксплуатацию предусматривает постепенный отказ от газа и мазута, переход на электротранспорт в различных сферах жизнедеятельности, что со временем перекроит энергетический рынок страны.

Двадцатилетний юбилей Союзного договора активизирует работу по осмыслению и обновлению союзных соглашений, актуализации интеграционной повестки дня. По информации автора этих строк, уже сегодня профильные ведомства двух стран работают над анализом функционирования союзного договора и вносят свои предложения по вопросам его модернизации.

Предполагается, что в центре внимания окажутся и вопросы промышленной кооперации, создания совместных технологических цепочек, призванных также углубить совместную работу в области импортозамещения.

Также президентом и председателем Центризбиркома Беларуси 2019 г. анонсируется как предвыборный. В политических кругах страны идет дискуссия о том, как разделить выпадающие на близкие даты 2020 г. президентскую и парламентскую кампании. Предлагается перенести одну из них на ноябрь-декабрь 2019 г. Имеется мнение, что вместе с избирательной кампанией будет организован и республиканский референдум. Также неясно, какие вопросы могут быть вынесены на него. Возможны варианты: от введения новой модели выборов в парламент до реформирования местного самоуправления. Думается, что мы об этом узнаем уже достаточно скоро. А пока можно говорить, что 2019 г. для Беларуси и белорусско-российских отношений будет богатым на события, которые потенциально имеют судьбоносный характер.

Петр Петровский, белорусский политолог, сопредседатель редакционного совета «Евразия.Эксперт», директор консервативного центра NOMOS (Минск)

Союзное государство России и Беларуси: сценарии

Белорусские эксперты видят ряд угроз национальной безопасности, но отмечают, что элита страны не заинтересована во вхождении в состав России

Одной из наиболее обсуждаемых внешнеполитических тем в конце минувшего года стало возможное поглощение Беларуси Россией путем создания так называемого «союзного государства».

И, судя по всему, данный сюжет имеет все шансы остаться в центре внимания на обозримую перспективу. Во всяком случае, в первые дни наступившего 2019 году появилось несколько новых публикаций о «присоединении» Беларуси к РФ по «крымскому сценарию». Так, “Bloomberg” поместил материал под названием «Пенсионный план Путина зависит от Беларуси». В этой статье, перепечатанной на сайте «Белорусский партизан», говорится, что выход на пенсию в 2024 году для российского крайне нежелательный вариант: «Путин никогда не может быть уверен в каких-либо гарантиях личной безопасности, которые могли бы быть предоставлены его преемником».

В то же время включение Беларуси в состав России в рамках существующего пока только на бумаге «союзного государства» несет Путину очевидные выгоды. Например: «мирное воссоединение с белорусами также может быть использовано как компенсация россиянам за недавний разрыв с некогда дружественной Украиной», — отмечает автор статьи в “Bloomberg”.

А американская газета “Washington Post” опубликовала на днях статью Энн Эпплбаум (Anne Applebaum) «Почему мир должен обратить внимание на путинский план по Беларуси». Здесь, в частности, говорится: «Теоретически две страны уже являются частью так называемого «Союзного государства Беларуси и России», и обе страны проводят совместные военные учения. Но после российского вторжения в Украину в 2014 году Лукашенко попытался защитить свою независимость и спроецировать другой образ своей страны, иногда игнорируя запросы России, проводя несколько независимую внешнюю политику».

Далее Энн Эпплбаум рассматривает «умеренную» модель поглощения меньшего государство большим, и «экстремальную версию», включающую «объявление нового политического образования, которым управляет один президент, предположительно тот, чье имя начинается с “В”».

По поводу нынешнего белорусского президента у автора статьи в “Washington Post” особых иллюзий нет: «Лукашенко оставался у власти все эти десятилетия, потому что он хорошо чувствует, откуда дует ветер. Если Россия сделает ему предложение, от которого он не сможет отказаться, он не окажет сопротивления».

В конце статьи Энн Эпплбаум предупреждает, что если Запад проявит равнодушие к экспансионистским устремлениям России, то Москва вполне вновь может стать «столицей полноценной империи, поглотившей множество стран».

Фактор белорусского казачества и храмов РПЦ МП в воинских частях

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попробовала узнать, как относятся к возможному вхождению в состав России в самой Беларуси.

По мнению независимого политического аналитика Романа Яковлевского, гражданского общества в Беларуси сейчас фактически нет. «На обыденном уровне эта тема затрагивается, но я бы не сказал, что ее обсуждают очень широко», – замечает эксперт.

Вместе с тем, по его словам ситуация развивается довольно динамично: «Буквально на днях российский посол в Беларуси Михаил Бабич, который также является спецпредставителем Путина по торгово-экономическим вопросам, посетил Жировичский монастырь. И сказал, что впредь посольство Российской Федерации в Беларуси будет оказывать всю необходимую помощь данному монастырю. И это можно понять, как усиления влияния России на весь белорусский экзархат, как на неотъемлемую часть Русской православной церкви московского патриархата», – подчеркивает Роман Яковлевский.

Помимо заметного оживления РПЦ МП в Беларуси собеседник «Голоса Америки» отмечает и активизацию так называемого белорусского казачества. «У нас есть соответствующее общественное объединение, зарегистрированное официально. Его главой является Николай Улахович, который даже был зарегистрирован кандидатом в президенты Беларуси. В прошлом году состоялся объединительный съезд российского казачества, где белорусы присутствовали в качестве гостей. Кстати, верховный атаман российского казачества утверждается указом Путина. И поскольку значительную часть этих “ребят” составляют отставные военные, то их вертикальная подчиненность Кремлю, безусловно, вызывает здесь озабоченность», – указывает белорусский политический аналитик.

Упомянув, что на территории воинских частей белорусской армии стоят храмы РПЦ МП, а предстоятель белорусской православной церкви является гражданином РФ, Роман Яковлевский заключает: «Лично я считаю, что декларируемое “Союзное государство России и Белоруссии является химерой”. Но в то же время все предпосылки для создания нового союзного государства уже прописаны и утверждены парламентами двух стран».

Продолжение политики «мир, дружба, жвачка» в обмен на дешевые энергоносители

Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук считает, что защитить государственный суверенитет Беларуси должны. В первую очередь, сами граждане этой страны. «Если белорусы не мобилизуются и не поймут, что независимость является абсолютной ценностью, то никакие внешние мнения, вливания, интервенции и так далее не помогут. Поэтому, прежде всего, речь идёт о том, чтобы повысить сознание белорусов в случае опасности до такого уровня, чтобы ни Кремлю, ни “Газпрому”, ни Путину не пришло в голову даже начинать политические проекты, которые могли бы ограничить суверенитет нашей страны», – сказал Романчук в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Читайте так же:  Ремонт автомобиля договор оказания услуг

Перейдя к личности президента Беларуси, эксперт напомнил, что Лукашенко более 20 лет «играл в различные интеграционные проекты». Причем, в первую очередь, в этих проектах было заинтересовано не население страны, а белорусские чиновники и кремлевские монополисты, которые пользовались российским бюджетом ради собственной выгоды. «Из-за того, что было много слов, но практически не было никаких действий, мы с Россией не имеем даже полноценной зоны свободной торговли, что является абсурдом для соседних стран с достаточно серьезным взаимным проникновением производственных циклов и процессов», – считает Романчук.

Как считают наблюдатели, в конце 90-х Александр Лукашенко надеялся войти в российскую политическую элиту, но с приходом к власти Путина все интеграционные процессы приобрели инерционный характер. «Безусловно, Лукашенко подписал тот договор, на который постоянно ссылаются Медведев и Путин, но в этом документе не была прописана практика его реализации. Так что Союзное государство – еще более рыхлая структура, чем СНГ. Из этого документа не следует создание наднациональных органов, в нем не прописаны механизмы принятия решений и вообще не согласовано практически ничего. И если Кремль будет ставить условием сначала создание наднациональных органов, а потом определенные схемы поставок энергоресурсов, это, безусловно, можно считать энергетическим шантажом», – продолжает он.

Ярослав Романчук рассказал также, что в последние дни в республике проводилось несколько социологических опросов относительно возможного слияния страны с Россией. «Около 70% за то, чтобы сохранить суверенитет, около 15% за то, чтобы стать частью России, а остальные хотели бы продолжить этот “сюжет” с Союзным государством: дайте нам дешевые энергоресурсы, а мы будем по-прежнему обещать вам мир, дружбу, жвачку.

Причем я знаю настроение национальной элиты – по правительству, по чиновникам, по крупному бизнесу – все категорически против того, чтобы входить в Россию либо шестью областями, либо единым федеральным округом. И хотел того Лукашенко, или нет, но за 25 лет в Беларуси сформировалось четкое представление о том, что мы должны быть независимыми и выстраивать свои отношения с соседними странами на основе дружбы и свободной торговли. Свободной торговли сейчас нету, дружба – есть, но я считаю, что в данной ситуации личная власть Александра Лукашенко совпадает с императивом сохранения независимости страны.

Поэтому мы можем обвинять его в том, что он не оправдал всех наших ожиданий, не диверсифицировал экономику. Но я сегодня не вижу ни с его стороны, ни со стороны министерства иностранных дел, Совета безопасности, правительства никаких шагов, которые бы означали, что эти люди готовы подписаться под сценарием Кремля», – заключает Ярослав Романчук.

Договор россии и белоруссии 2019

Заявление о возможном создании общей валюты для Российской Федерации и Республики Беларусь носит позитивный характер, так как такой шаг будет способствовать росту экономики обеих стран, считает депутат Госдумы от «Единой России», член Комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов

Встреча Путина и Лукашенко может состояться хоть завтра, заявил Дмитрий Песков
Александр Лукашенко: Беларуси и России необходимо быть вместе

Беларуси и России необходимо быть вместе. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня на встрече с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ, передает корреспондент БЕЛТА

Александр Лукашенко: «Большой разговор» станет основой подготовки Послания Президента народу и парламенту

«Большой разговор» станет основой подготовки ежегодного Послания Президента народу и парламенту. Об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко сегодня на встрече с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ, передает корреспондент БЕЛТА

Александр Лукашенко проводит «Большой разговор» с представителями общественности, экспертами и СМИ

Президент Беларуси Александр Лукашенко проводит встречу с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ

Техника трех белорусских предприятий представлена на Агропромышленном форуме Юга России

Белорусские предприятия «Гомсельмаш», МТЗ, «Амкодор» представили свою технику на крупном Агропромышленном форуме Юга России. Об этом порталу Союзного государства сообщили в Посольстве Беларуси в России

Депутаты Беларуси и России будут вырабатывать единые позиции по актуальным вопросам при проведении международных парламентских мероприятий

Депутаты Беларуси и России будут вырабатывать единые позиции по актуальным вопросам при проведении международных парламентских мероприятий. Такая договоренность была достигнута 28 февраля в Минске на заседании Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики

Россельхознадзор снял ограничения на поставки продукции двух белорусских предприятий

Россельхознадзор направил в адрес Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь письмо с информацией о согласовании снятия временных ограничений на поставки продукции двух белорусских предприятий: ОАО «Брестский мясокомбинат» и ЧПУП «15 авеню». Об этом говорится на сайте российского ведомства

Беларусь и Россия будут сотрудничать в антимонопольной сфере

Беларусь и Россия заключили межправительственное соглашение о сотрудничестве в области защиты конкуренции. Документ подписали сегодня в Москве министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси Владимир Колтович и руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев, сообщили БЕЛТА в пресс-службе российского ведомства

Сергей Шойгу: подготовка к белорусско-российскому учению «Щит Союза — 2019» перешла в активную фазу

В активную фазу перешла подготовка учения вооружённых сил России и Белоруссии «Щит Союза – 2019» и специального учения с Коллективными силами оперативного реагирования ОДКБ «Взаимодействие – 2019». Об этом заявил министр обороны России Сергей Шойгу во время заседания коллегии ведомства, передаёт пресс-служба Минобороны РФ

Построенную по белорусскому проекту молочно-товарную ферму ввели в строй на Сахалине
Максим Ермолович: Беларусь обратилась к России за кредитом для рефинансирования долга на $600 млн

Беларусь обратилась к России за кредитом для рефинансирования долга на $600 млн, решение о выделении кредита РФ пока не принято, сообщил журналистам министр финансов Беларуси Максим Ермолович, передаёт БЕЛТА

Союзный договор Беларуси и России должен оставаться незыблемым и не подлежащим ревизии

Об этом заявил председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Михаил Мясникович на заседании совета по взаимодействию органов местного самоуправления в Минске в среду, пишет «Интерфакс»

Александр Лукашенко 1 марта встретится с представителями общественности и СМИ

Президент Беларуси Александр Лукашенко 1 марта встретится с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ, сообщили в пресс-службе белорусского лидера

Парламентарии выступают за активизацию работы по наращиванию производственного взаимодействия в рамках Союзного государства

Члены Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам посетили Барановичи. В рамках визита состоялась встреча союзных парламентариев с председателем Барановичского городского исполнительного комитета, рассказали в пресс-службе собрания

Депутаты подчеркивают необходимость решения задач по формированию единого миграционного пространства Союзного государства
Александр Лукашенко с членами Совбеза обсудил тему комплектования Вооруженных Сил Беларуси

Возможные изменения в вопросах призыва в армию обсуждаются 26 февраля на совещании у Президента Беларуси с постоянными членами Совета безопасности. Об этом сообщает пресс-служба белорусского лидера

Союзные парламентарии изучают опыт по интеграции с Россией

Рабочие будни последней недели февраля для союзных парламентариев начались на стапелях «558 Авиационного ремонтного завода» и в цехах «Барановичского станкостроительного завода». Члены комиссии по бюджету и финансам знакомятся с опытом кооперации предприятий Союзного государства на примере Брестской области Республики Беларусь

Cергей Лавров: мы готовы продолжать сотрудничество настолько, насколько готова это делать Беларусь
Союзные парламентарии обсудят выполнение программы согласованных внешнеполитических действий

Внешнеполитическая деятельность в Союзном государстве будет обсуждаться 28 февраля в Минске на заседании Комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики, сообщили в пресс-службе собрания

Около 65% продукции «Белджи» продаётся в Россию

За 2018 год СЗАО «Белджи» выпустили более 10 тыс. машин. И большая часть из всего объёма поставляется на российский рынок. Об этом сообщил первый заместитель министра промышленности Республики Беларусь, исполняющий обязанности генерального директора предприятия СЗАО «Белджи» Геннадий Свидерский, передаёт корреспондент портала Союзного государства