Налог за воду 2011

Заплати налог за воду!


Выпитую в офисе и использованную в туалете

По мнению Министерства финансов РФ, вода может рассматриваться как «натуральный продукт», которым работодатель расплачивается с сотрудником, а потому она должна облагаться налогом.

Чиновники из Минфина решили повысить налоговую нагрузку для населения. Помимо 13% от официальной зарплаты, каждый работающий россиянин должен платить государству. за выпитую воду.

Основания для этого сотрудники министра Кудрина привели следующие: воду для кулеров в помещении предприятия закупает работодатель, а потребляют её, соответственно, сотрудники. Следовательно, воду можно рассматривать как натуральный продукт, которым работодатель расплачивается с работниками за труд. Таким образом у сотрудника возникает доход в натуральной форме в виде безвозмездно полученного им имущества, с которого и следует заплатить налог.

Позиция минфина изложена в письме от 13 мая 2011 года № 03-04-06/6-107, что даёт налоговикам весомые основания требовать допналог через суд. Организация, приобретающая питьевую воду, выполняет функции налогового агента, предусмотренные ст. 226 кодекса, — говорится в письме. Таким образом, каждый сотрудник должен платить по 13% от стоимости воды, которую он выпил, скажем, за месяц.

Чтобы фирма могла официально отчислять из зарплаты работников водяной налог она должна будет каждый месяц определять, сколько именно воды выпил конкретный работник. Для этого потребуется счетовод, который и будет записывать расход воды на каждого работающего.

Продолжая развивать эту идею, минфин, возможно, предложить начислять налог и на посетителей фирмы, которые к несчастью захотят выпить водички в жаркий день.

Но и это ещё не конец в решении проблемы собираемости социальных налогов. В следующий раз минфин обяжет взимать налог за пользование водой из крана. Ведь и оттуда берут воду для питья. К тому же ею пользуются в туалете. И у каждого унитаза нужно будет поставить по сторожу, который будет записывать кто, сколько раз и по какому делу воспользовался водой при смыве унитаза.

По материалам digest.subscribe.ru , «Авторынок Калининграда», №23 от 14.06.2011

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой

Оглавление:

Налог за воду 2011

Министерство финансов РФ решило обложить налогом воду, которую организации закупают для офисных работников, пишет rbc.ru. Ведомство Алексея Кудрина считает, что стоимость выпитой работниками воды должна вычитаться из их зарплаты.

Как пишет РБК-daily, в справочных правовых системах накануне появилось письмо Минфина, в котором дается ответ на вопрос, подлежит ли удержанию НДФЛ стоимость питьевой воды, приобретаемой организацией для своих работников.

«При приобретении организацией питьевой воды для своих сотрудников указанные лица могут получать доходы в натуральной форме, как это установлено ст.211 Налогового кодекса, а организация, приобретающая питьевую воду, — выполнять функции налогового агента, предусмотренные ст.226 кодекса», — говорится в документе.

Эксперты издания поясняют данную позицию Минфина. По их словам, если организация закупает питьевую воду в кулерах, а сотрудники ее пьют, то у них возникает доход в натуральной форме в виде безвозмездно полученного ими имущества. Иначе говоря, организация должна учесть, сколько воды из общего кулера выпил каждый сотрудник. Соответственно, если ей это удастся, она должна удержать из зарплаты 13% от стоимости выпитой воды и сообщить о полученном доходе в налоговые органы.

Собеседники газеты признают, что определить, кто сколько выпил, не так-то просто. В то же время, по их мнению, решить проблему можно, поставив около кулера сторожа, чтобы тот записывал, кто к нему подходит и сколько пьет, или установив видеокамеру.

При этом эксперты издания не без иронии замечают, что при таком подходе организации следует попытаться еще посчитать, сколько холода «потребил» каждый сотрудник из кондиционеров, сколько ковролина «протоптал» и сколько стульев он «просидел».

Государство может ввести для работающих налог на воду

За выпитую воду будут вычитать из зарплаты?

ВЛАДИВОСТОК. 19 июня. ВОСТОК-МЕДИА – По мнению Министерства финансов РФ, вода может рассматриваться как «натуральный продукт», которым работодатель расплачивается с сотрудником.
Устоявшийся бюджетный дефицит и необходимость наращивать расходы на «социалку» уже подтолкнули правительство к тому, чтобы увеличить налоги на предприятия малого и крупного бизнеса. Так, был переформирован и в результате повышен единый социальный налог (ЕСН), в ближайшем будущем может вырасти налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ ).
Но этого, видимо, оказалось мало — и чиновники Минфина решили рискнуть, повысив перед президентскими выборами налоговую нагрузку для населения. Помимо 13% от официальной зарплаты (НДФЛ), каждый работающий россиянин должен, по мнению Министерства, платить государству. за выпитую воду.
Справедливости ради надо сказать, что налог на воду — отнюдь не изобретение ведомства Кудрина. Судебной практике уже известны случаи, когда представители налоговой службы требовали включить плату за воду в НДФЛ и основания для этого приводили следующие: воду для кулеров в помещении предприятия (фирмы, офиса и т.п.) закупает работодатель, а потребляют её, соответственно, сотрудники. Следовательно, воду можно рассматривать как натуральный продукт, которым работодатель расплачивается с работниками за труд. Как пояснил этот юридический «феномен» старший партнер «Пепеляев Групп» Рустем Ахметшин, с точки зрения налоговиков, у сотрудника «возникает доход в натуральной форме в виде безвозмездно полученного им имущества». А налог на доход физического лица составляет 13%.
Такого же мнения придерживается и Минфин. Накануне в сети появился официальный документ, который подтверждает позицию Министерства (письмо от 13 мая 2011 года № 03-04-06/6-107), а это потенциально даёт налоговикам более весомые основания требовать допналог через суд.
«При приобретении организацией питьевой воды для своих сотрудников указанные лица могут получать доходы в натуральной форме, как это установлено ст. 211 Налогового кодекса, а организация, приобретающая питьевую воду, — выполнять функции налогового агента, предусмотренные ст. 226 кодекса», — говорится в письме, которое цитирует РБК. Таким образом, каждый сотрудник должен платить по 13% от стоимости воды, которую он выпил, скажем, за месяц.
Тут, впрочем, возникает чисто математическая трудность для вычисления налога. Чтобы фирма могла официально отчислять из зарплаты работников водяной налог вместе с НДФЛ, по идее, она должна каждый месяц определять, сколько именно воды выпил конкретный работник. Поскольку, даже по мнению Минфина, «при отсутствии возможности» определить персональный «водяной доход» — доход, с юридической точки зрения, не возникает.
— Но ведь есть возможность или нет — понятие очень субъективное. В конце концов, всегда есть возможность поставить около кулера сторожа, чтобы тот записывал, кто к нему подходит и сколько пьет, также можно поставить видеокамеру, — излагает г-н Ахметшин возможный ход мыслей налоговиков. Если в суде налоговому представителю удастся доказать, что работодатель мог, но намеренно не стал подсчитывать количество глотков на каждого человека, работодатель будет признан виновным в нарушении налогового законодательства.
До сих пор суды рассматривали подобные иски не в пользу ФНС. Цену воды относили к расходам на обеспечение нормальных условий труда, а эти издержки НДФЛ не облагаются. Однако письменная поддержка Минфина может в корне поменять логику правосудия. Раз вода для «нормальных условий» не нужна — а является «натуральным продуктом» и, по всей видимости, излишеством, — аналогичным образом можно брать налог за охлаждённый кондиционером воздух, истоптанный работниками ковролин, бумажные полотенца или, например, лифт (мол, работодатель расплачивается с сотрудниками, обеспечивая им транспортные услуги).
В этом случае работодатель может вообще перестать закупать воду для кулеров (это самый простой выход из ситуации), либо, например, предложить сотрудникам оплачивать её самим. Остаётся надеяться, что в итоге россиянам не придётся платить из своего кармана и за ковролин, и за лифты, и вообще за любезно предоставленную им возможность поработать.
Mail.ru

Приморский край: Тел.: +7 (423) 260-61-97, e-mail: [email protected]

Реклама на сайте: [email protected] Тел. 8 (423) 260 61 99

Свидетельства о регистрации средств массовой информации: Сетевое издание «Восток-Медиа» — Эл № ФС77-61690 от 07.05.2015 г., выдано Роскомнадзором.

Учредитель: ООО «Дальневосточная Информационная Компания» (ОГРН 1122722002688).

Главный редактор — Артемчук Е.В.

Региональный директор по ДФО: Зверев К.С. 8-924-325-94-97

Налог на добычу обычной воды

Объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 336 НК РФ). В то же время согласно подп. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ из всех добываемых подземных вод к видам добытого полезного ископаемого, подлежащим обложению налогом, отнесены лишь подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.

То есть добываемая организацией вода будет признаваться объектом обложения НДПИ только в том случае, если она по своим физическим свойствам или химическому составу относится к промышленной, минеральной или термальной воде (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 № 64, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2009 № Ф04-15/2009(19100-А03-6)).

Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ к объекту обложения водным налогом, в частности, относится забор воды из водных объектов. При этом забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальных вод объектом обложения водным налогом не является (подп. 1 п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Таким образом, добытые подземные воды, не относящиеся к промышленным, минеральным или термальным водам, не облагаются налогом на добычу полезных ископаемых и подлежат обложению водным налогом (письмо Минфина России от 22.12.2011 № 03-11-06/2/182).

Надо учитывать также, что согласно в п. 2 ст. 333.9 НК РФ не признается объектом обложения водным налогом, в частности, забор подземной воды:

— для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

— санитарных, экологических и судоходных попусков;

— орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Обратите внимание, что, по мнению Минфина России, льготы, установленные п. 2 ст. 333.9 НК РФ в отношении добычи подземных вод, могут применяться лишь при указании в лицензии льготируемой цели использования подземных вод и с обязательным отражением в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды, установленных для данной цели (письма Минфина России от 05.05.2012 № 03-06-06-02/7, от 26.08.2011 № 03-06-06-02/3).

Таким образом, если в лицензии указана лишь одна цель «питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение», налоговая инспекция будет требовать уплаты водного налога со всего объема добываемой воды. Даже если организация будет фактически частично забирать воду на льготируемые цели, что будет подтверждено данными счетчиков расхода воды, налоговый спор весьма вероятен.

По общему правилу налогоплательщик рассчитывает водный налог самостоятельно (п. 1 ст. 333.13 НК РФ). Для этого у него должны быть водоизмерительные приборы и возможность отделять облагаемый расход воды от необлагаемого. Объем забранной воды определяется на основании показаний приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды (п. 1, 2 ст. 333.10 НК РФ).

Налоговые ставки по налогу установлены в рублях на 1000 куб. м воды забранной из подземных водных объектов в зависимости от экономического района и бассейна озера или реки (ст. 333.12 НК РФ).

Причем ставки, установленные п. 1 ст. 333.12 НК РФ, в 2016 г. умножаются на повышающий коэффициент 1,32 (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ).

Кроме того, ставки, установленные п. 1 ст. 333.12 НК РФ, умножаются на дополнительные коэффициенты в следующих случаях:

— при превышении квартальных (годовых) лимитов водопользования в отношении суммы превышения применяется дополнительный коэффициент 5 (п. 2 ст. 333.12 НК РФ);

— при отсутствии приборов учета забранной воды применяется дополнительный коэффициент 1,1 (п. 4 ст. 333.12 НК РФ). Отметим, что если приборов учета воды нет, то объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. Если и такой возможности расчета нет, то объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления (п. 2 ст. 310 НК РФ), то есть исходя из квартальных (годовых) лимитов водопользования, установленных данной организации;

— если организация осуществляет забор воды из водного объекта в целях ее реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару, то при исчислении водного налога применяется дополнительный коэффициент 10 (п. 5 ст. 333.12 НК РФ).

Согласно позиции Минфина России, изложенной в письмах от 10.07.2015 № 03-06-05-02/39740 и от 14.07.2015 № 03-06-06-02/40287, необходимым и достаточным условием для применения дополнительного коэффициента 10 к ставке водного налога является упаковка забранной воды в тару (например, бутилирование, пакетирование) с последующей ее оптово-розничной реализацией.

В отношении забора воды для водоснабжения населения п. 3 ст. 333.12 НК РФ предусмотрена льготная ставка налогообложения. С 1 января по 31 декабря 2016 г. включительно она составляет 93 руб. за 1000 куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Применение льготной ставки возможно на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод с указанием целевого использования добываемых подземных вод для водоснабжения населения. При отсутствии в лицензии указания на соответствующее целевое использование забранной воды водный налог уплачивается по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 НК РФ (письмо Минфина России от 25.12.2014 № 03-06-05-02/67463). Причем под термином «водоснабжение населения» Минфин понимает водоснабжения жилых и иных помещений, предназначенных для постоянного или преимущественного проживания граждан, зарегистрированных по месту жительства в установленном порядке (письмо Минфина России от 30.12.2010 № 03-06-05-02/17).

Налог уплачивается и декларация по нему представляется в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом), в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения (ст. 333.11, 333.14, 333.15 НК РФ).

Налог за воду 2011

Важным элементом экологического налогообложения в России является водный налог плата за пользование водными объектами). Водный налог является федеральным налогом и наряду с НДПИ относится к разряду природно-ресурсных платежей. Поэтому помимо фискальной функции, отвечающей за формирование доходов бюджета, водный налог реализует значимую регулирующую функцию: стимулирует хозяйствующих субъектов к осуществлению рационального и эффективного водопользования, повышая их ответственность за сохранение водных ресурсов страны и поддержание экологического равновесия; имеет воспроизводственное назначение, так как часть собранных средств целевым образом предназначена для осуществления мероприятий по охране и восстановлению водных объектов.

Читайте так же:  Трудовой кодекс прогул какая статья

Следует отметить, что российской практике известны различные формы платы за использование водных ресурсов. В Советском Союзе в 1920–1930 гг. взимался водный сбор с единицы орошаемой площади, плательщиками являлись юридические и физические лица, а налогооблагаемой базой – сельскохозяйственный доход. С завершением коллективизации водный сбор был отменен. В период с 1949 по 1956 г. существовала плата за воду, подаваемую оросительными системами. С 1982 по 1998 г. взималась плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. С 1982 по 1998 г. существовала плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Она преследовала цель стимулировать потребителей к экономному пользованию водными ресурсами. Однако данный платеж носил символический характер. Его размеры были незначительны, поэтому для бюджета он не мог рассматриваться как полновесный доходный источник.

С 1 января 2005 г. вступила в силу новая глава НК РФ – гл. 25.2 «Водный налог» (соответствующие изменения были внесены в НК РФ Федеральным законом от 28 июля 2004 г. № 83-ФЗ) и одновременно прекратил свое действие Закон № 71-ФЗ. Этот налог заменил ранее существовавшую плату за пользование водными объектами. Если плата за пользование водными объектами относилась к категории региональных платежей, водный налог является федеральным налогом, т.е. регионы уже не вправе изменить то, что установлено гл. 25.2 НК РФ. С момента его введения в налогообложение водопользования привнесен ряд изменений, которые можно обобщить следующим образом.

Во-первых, были отменены отдельные налоговые льготы, которые устанавливались законодательными органами субъектов РФ, а также значительно расширен перечень налогоплательщиков. Так, наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога стали и физические лица, не являющиеся ИП.

Во-вторых, из объекта налогообложения исключен такой вид водопользования, как сброс сточных вод в водные объекты, что объясняется стремлением исключить ситуацию двойного налогообложения, поскольку за сброс загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В-третьих, в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки налога за забор воды из водных объектов. Помимо этого, ставки налога теперь установлены НК для всей территории РФ, а законодательные органы субъектов РФ теперь лишены права их регулировать.

В-четвертых, в качестве самостоятельного объекта налогообложения дополнительно выделено использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

В соответствии со статьей 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие в соответствии с российским законодательством специальное или особое водопользование. Специальное или особое водопользование осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим Водным кодексом РФ от 16.11.1995, который утратил силу с 1 января 2007 года в связи с введением в действие нового Водного кодекса РФ от 03.06.2006.

Если организации и физические лица осуществляют водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных или принятых после введения в действие нового Водного кодекса Российской Федерации (то есть после 1 января 2007 года), плательщиками водного налога они не являются. Данный кодекс упразднил действовавшее ранее лицензирование водопользования поверхностными водными объектами. С 2007 года оно осуществляется либо по договору водопользования, заключенному с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления – в зависимости от того, в чьей собственности находится водный объект, либо на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Такое решение принимается Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Водопользователи, заключившие соответствующие договоры после 1 января 2007 года, уплачивают неналоговую плату за пользование водными объектами. Водопользователи, которые используют водные объекты на основании действующих лицензий на водопользование либо договоров водопользования, оформленных до 1 января 2007 года, продолжают уплачивать водный налог в соответствии с положениями главы 25.2 НК РФ. Прекращение действия лицензии на водопользование не снимает с организации или физического лица обязанности по уплате водного налога. Водопользователи будут являться плательщиками водного налога до момента, когда заключенный ими после 1 января 2007 года договор на водопользование не будет зарегистрирован в государственном водном реестре, как того требует статья 31 Водного кодекса Российской Федерации.

Плательщиками водного налога являются также организации, которые после истечения срока действия лицензии не заключили договор на водопользование в соответствии с действующим законодательством, но при этом фактически продолжают водопользование. Прекращение обязанности по уплате водного налога наступает только после того, как водопользователем будет заключен и зарегистрирован в государственном водном реестре договор на водопользование, предусматривающий неналоговую плату, либо после принятия соответствующего решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование. Согласно ст. 8 нового Водного кодекса РФ, все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в федеральной собственности. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать субъекту федерации, муниципальному образованию, организации или даже частному лицу, но только при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд (обводненный карьер) в пределах береговой линии.

Договор водопользования и решение о предоставлении его в пользование оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог. Однако в некоторых случаях не потребуется ни договора, ни решения, например, если водный объект предполагается использовать: для судоходства (в том числе морского); рыболовства, рыбоводства и охоты; научных и учебных целей; забора воды судами, чтобы обеспечить работу судовых механизмов, устройств и технических средств; забора воды, чтобы обеспечить пожарную безопасность, предотвратить чрезвычайные ситуации или ликвидировать их последствия.

Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды – еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). С 2015 года повышена льготная ставка водного налога, предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения, она составляет 81 рублей за 1 000 куб. м. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015–2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях. С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.

Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.

Рассматривая динамику поступления водного налога по РФ (таблица), мы видим, что с каждым годом наблюдается тенденция к снижению сумм поступивших налоговых платежей по водному налогу. Так, в 2014 году сумма водного налога на 246663 тыс. рублей меньше, чем в 2012 году, что составляет 10 %. В то же время количество налогоплательщиков уменьшилось на 19,4 % по сравнению с 2012 годом, а объем забора воды снизился на 8,2 %, площадь акватории водных объектов, предоставленных в пользование, уменьшилась вдвое, что составляет 53 %. Также тенденция к понижению в 2014 году наблюдается и в отношении количества выработанной электроэнергии, оно составило 23 %.

Одной из причин снижения сумм водного налога является применение налогоплательщиками пониженной ставки в отношении забора воды в целях водоснабжения населения (рис. 1) а также уменьшение количества налогоплательщиков водного налога. Снижение количества налогоплательщиков связанно так же и с введением с 1 января 2007 года Водного кодекса РФ.

Как мы видим по рис. 1, сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с применением пониженной ставки при заборе воды для водоснабжения населения, за 2014 год составляет 47 % от общей суммы водного налога за этот же период. Количество налогоплательщиков, осуществляющих забор воды для водоснабжения населения, составляет 30 % от общего количества налогоплательщиков, осуществляющих забор воды из водных объектов в 2014 году, а объем воды в целях водоснабжения населения составляет 42 % от общего количества забранной воды.

Анализируя динамику поступления водного налога за 2012–2014 годы по Республике Дагестан, мы видим (рис. 2) что и здесь наблюдается тенденция к снижению налоговых поступлений, но не такие значительные, как в целом по Российской Федерации. За три года сумма водного налога, подлежащая уплате в бюджет, в общем уменьшилась на 4 %.

Основные показатели, характеризующие динамику поступления водного налога за 2012–2014 гг. по Российской Федерации

Налог за воду 2011

Налог за воду 2011

Министерство финансов РФ решило обложить налогом воду, которую организации закупают для офисных работников, пишет rbc.ru. Ведомство Алексея Кудрина считает, что стоимость выпитой работниками воды должна вычитаться из их зарплаты.

Как пишет РБК-daily, в справочных правовых системах накануне появилось письмо Минфина, в котором дается ответ на вопрос, подлежит ли удержанию НДФЛ стоимость питьевой воды, приобретаемой организацией для своих работников.

«При приобретении организацией питьевой воды для своих сотрудников указанные лица могут получать доходы в натуральной форме, как это установлено ст.211 Налогового кодекса, а организация, приобретающая питьевую воду, — выполнять функции налогового агента, предусмотренные ст.226 кодекса», — говорится в документе.

Эксперты издания поясняют данную позицию Минфина. По их словам, если организация закупает питьевую воду в кулерах, а сотрудники ее пьют, то у них возникает доход в натуральной форме в виде безвозмездно полученного ими имущества. Иначе говоря, организация должна учесть, сколько воды из общего кулера выпил каждый сотрудник. Соответственно, если ей это удастся, она должна удержать из зарплаты 13% от стоимости выпитой воды и сообщить о полученном доходе в налоговые органы.

Собеседники газеты признают, что определить, кто сколько выпил, не так-то просто. В то же время, по их мнению, решить проблему можно, поставив около кулера сторожа, чтобы тот записывал, кто к нему подходит и сколько пьет, или установив видеокамеру.

При этом эксперты издания не без иронии замечают, что при таком подходе организации следует попытаться еще посчитать, сколько холода «потребил» каждый сотрудник из кондиционеров, сколько ковролина «протоптал» и сколько стульев он «просидел».

Закон о плате за воздух внесен в Госдуму

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

МОСКВА, 17 янв — РИА Новости. Госдума вскоре может рассмотреть законопроект, согласно которому атмосферный воздух приравнивается к природным ресурсам, таким как вода и полезные ископаемые, а за его использование промышленными предприятиями в технологических процессах должна взиматься плата.

Проект закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и отдельные законодательные акты РФ» был внесен в нижнюю палату российского парламента Липецким областным советом депутатов, он направлен на рассмотрение думского комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

В частности, законопроектом предлагается внести во вторую часть Налогового кодекса поправки, предусматривающие плату за потребление атмосферного воздуха юридическими лицами для производственных нужд, а также за выдачу разрешения на это. В закон «Об охране атмосферного воздуха» предлагается внести положения о нормативах и предельно допустимом потреблении атмосферного воздуха юрлицами, а также о плате за это потребление.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что российское природоохранное законодательство подробно регламентирует порядок использования компонентов природной среды. Так, использование воды и плата за это регламентируются Водным кодексом РФ, порядок пользования недрами — законом «О недрах», существуют законы, касающиеся порядка использования животного мира, растительных ресурсов. Кроме того, закон «Об охране окружающей среды» устанавливает, что использование природных ресурсов должно оплачиваться, а вред окружающей среде — возмещаться.

Однако, указывают авторы законопроекта, «отмечается отсутствие единого правового подхода и пробел законодательства в части потребления атмосферного воздуха как компонента природной среды».

«Вместе с тем атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей среды — интенсивно эксплуатируется в процессе хозяйственной деятельности. Атмосферный воздух необходим для сжигания твердого, жидкого и газового топлива в любых технологических процессах. Образующиеся при этом выбросы парниковых газов играют ведущую роль в формировании совокупного выброса парниковых газов в РФ», — говорится в записке.

Липецкие депутаты напоминают, что антропогенные выбросы парниковых газов в России в 2007 году составили 2,19 миллиарда тонн эквивалента СО2, а для сжигания ископаемого топлива на промышленных объектах в 2007 году было использовано около 5,81 миллиарда тонн атмосферного воздуха.

При этом Киотский протокол обязывает Россию ограничивать и сокращать выбросы парниковых газов, в частности, путем содействия лесовосстановлению, внедрения экотехнологий.

«Таким образом, изъятие атмосферного воздуха и выделение парниковых газов в процессах горения для производственных нужд осуществляется коммерческими юридическими лицами, а лесовосстановление и воспроизводство лесов, которые поглощают парниковые газы, обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления», — констатируют инициаторы законопроекта.

По их мнению, принятие законопроекта создаст экономические условия для совершенствования технологических процессов и снижения выбросов парниковых газов.

Я прекрасно понимаю ваше негодование, ведь на первый взгляд такая новость — какое-то обдиралово народа, простого и честного, совершенно обычного народа.

Окей, убеждать не умею, может посчитаем?
Самая простая и дешевая станция воздухоразделения, KDON-700,
700 кг кислорода в час.
700*24=16,8 тн = 16,8 тн*5000 руб (оптовая цена, это очень дешево)= более 800 тыс. руб. в сутки — причем азот я вообще не учитывал, а из воздуха производится еще куча разных специфических и очень дорогих штук вроде инертных газов особой чистоты и проч. и проч.
Электричества в сутки такая станция кушает ну никак не на 800 тыс. руб.
Налицо сверхприбыли, деньги [b]буквально[/b] из воздуха.
То есть, не значит ли это, что налицо, к тому же, потребление реального природного ресурса, — как лес или нефть, — задарма.
Кстати, речь идет всего лишь о создании закона, предписывающего, кому и что и как делать.
Помните, что происходило после развала СССР, когда нормативно-правовой базы регулирования имущественных отношений зачастую не существовало?
Вот-вот, и я о том же.

P.S. Речь, насколько может понять мой скромный разум, идет о крупных потребителях. Так что интересы рабочих тут вряд ли затрагиваются.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Читайте так же:  Фильмы с участием прокурора

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Сюрприз от Кудрина: «Офисный планктон» получил налог на… воду

Министерство финансов РФ решило обложить податью кулеры в организациях и учреждениях

Не ограничиваясь ростом налогов на бизнес, на недвижимость, неустанно заботясь о государственном благе, ведомство Алексея Кудрина посчитало, что стоимость выпитой работниками воды должна вычитаться из их зарплаты. А чтобы все было по-честному, необходимо наладить учет воды, выпитой каждым отдельным сотрудником.

В письме Минфина от 13 мая 2011 года N 03−04−06/6−107 «Об обложении НДФЛ стоимости питьевой воды, приобретаемой для сотрудников» сказано: «При приобретении организацией питьевой воды для своих сотрудников указанные лица могут получать доходы в натуральной форме, как это установлено ст. 211 Налогового кодекса, а организация, приобретающая питьевую воду, — выполнять функции налогового агента, предусмотренные ст. 226 кодекса».

То есть, организация, приобретающая питьевую воду для своих работников, должна платить за нее налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Ведь согласно Налоговому Кодексу, доход — это не только деньги, но и прочая экономическая выгода, которую можно подсчитать. И когда офисный клерк пьет воду из кулера, он тоже получает экономическую выгоду, делают вывод в Минфине. Поэтому организация, дающая живительную влагу своим сотрудникам, должна подсчитать 13% от стоимости выпитой воды и сообщить о полученном доходе в налоговые органы.

Вопрос, собственно, остаётся только один: как это сделать? Поставить возле кулера сотрудника, который будет записывать, кто к нему подходил и сколько выпил? Установить видеонаблюдение?

А если подойти к вопросу творчески (в ведомстве Кудрина это умеют), то можно задуматься и о том, сколько воздуха «потребил» каждый сотрудник, сидя возле кондиционера, сколько протоптал ковролина или сколько стульев просидел? Или извлекают ли натуральный доход и получают ли экономическую выгоду сотрудники, пользуясь корпоративным туалетом? Если учитывать, что посещение туалета в городе обходится в 20 рублей, то — несомненно, получают. Плюс метраж туалетной бумаги… Это ж какое пополнение бюджета намечается! Бояре из русской старины с их примитивным налогом на лапти, на соль — давно пройденный этап. Современный подход, который демонстрирует ведомство Алексея Леонидовича, гораздо эффективнее. Тут и зарубежная классика нам подсказывает:

— После того, как мы ввели налог на воздух, они — указывая перстом на забитый народ, — стали меньше дышать! — кричал с трибуны принц Лимон в старом советском мультфильме «Чиполлино» по одноименной сказке Джанни Родари.

Со стороны толпы раздавался слабый ропот.

Но у принца были припасены дополнительные меры в назидание населению, не понимающему важность оплаты налога на воздух в сложившейся тяжелой экономической ситуации.

— А вот вам налог на дождь: 100 лир за простые осадки! 200 лир — за сильный дождь! 300 — за ливень с громом и молнией!

Корреспондент «Свободной прессы» обсудила животрепещущую новость с земляками министра финансов в Петербурге.

— Налог на воду? Посредством НДФЛ нельзя это сделать, — поделился своим мнением юрист Владислав Лапинский, — По этому поводу уже было решение Верховного, потом — определение Конституционного суда, правда, это касалось не воды, а питания. В том случае, если каждому сотруднику отдельно выдавался бы талончик на питание и они учитывались бы организацией, то тогда эти талоны можно было бы включить в НДФЛ, как доход сотрудников. А в случае, если сотрудник заходил в столовую, садился за стол и ел, то это учесть нельзя. Потому что конкретный сотрудник мог потреблять, а мог и не потреблять именно эту пищу и, соответственно, нельзя его облагать налогом. Пил сотрудник эту воду или не пил? Это же нельзя сказать точно.

«СП»: — Вопрос как раз в это и упирается, как эту экономическую выгоду подсчитать.

— Определение КС по этому поводу было уже давно, боюсь сказать, может быть, в 2002 или в 2003 году. Правда, Конституционный суд рассматривал вопрос по питанию, но это аналогично, суть одна и та же. Если неизвестно, сколько сотрудник из того кулера потреблял, а может быть, вообще не потреблял. То есть, никакого НДФЛ быть не может. Если можно определить, сколько дохода получил сотрудник, пользуясь питанием в своей организации, тогда можно говорить об НДФЛ.

«СП»: — Если есть налог на воду, то можно логически продолжить эту цепочку…

— В принципе, я допускаю, что налог на воду можно установить, выдавая каждому сотруднику по бутылке воды. Не вопрос! Но если мы не знаем, кто пользуется кулером в данном офисе, то никого учета этой воды быть не может. Может, воду пьют посетители… Ну, давайте, будем учитывать энергию батарей, которые стоят в каждом офисе тоже, расписывать её на сотрудников, мы же за нее платим, а сотрудники потребляют… Маразм крепчает, конечно.

Александр Кобринский, профессор РГПУ им. Герцена, юрист

— А вы знаете, что это письмо не является нормативным документом? Это письмо руководителя департамента. Когда фирма закупает для своих сотрудников воду, она тратит на это деньги. За них надо каким-то образом отчитываться. Крупные фирмы довольно большие деньги на это тратят. Чтобы не было проблем с налоговыми инспекторами, они и задают этот вопрос. Вот руководитель департамента министерства финансов им и ответил. Там сказано, что если невозможно установить, кто потребляет эту воду, то налогообложению она не подлежит. Вот если эта вода куплена для какого-то конкретного человека, тогда он должен платить за неё налог.

«СП»: — Какой бы вы предложили налог для пополнения бюджета?

— Об этом говорится в романе Алексея Толстого «Пётр Первый», там описывается заседание боярской думы, когда Пётр был ещё совсем юным. Один из бояр предлагает думе взять кредит у французского короля. Дума отказывает, а деньги нужны. И тогда бояре предлагают ввести налоги на лапти. Поскольку крестьяне несколько пар лаптей изнашивают за год, то, мол, давайте на них введем налог. И дума с большим удовольствием принимает налог на лапти… На всё, что угодно, можно ввести налог. В книге Соловьева «Приключения Хаджи Насреддина» тоже обсуждают, на что еще нет налогов. Там собеседник Ходжи Насреддина ехидно предлагал ввести подать на слёзы, а Ходжа Насреддин прокомментировал, что это замечательно придумано: подать на слёзы будет вызывать новые слёзы, а новые слёзы будут вызывать новую подать. Казна будет полна!

Государство решило полностью переложить обеспечение предпенсионеров на их семьи

Офисным сотрудникам придется платить налог за воду из кулеров

За воду, которую офисные работники пьют из корпоративного кулера, организация должна платить подоходный налог, считает Минфин. А чтобы все было честно, необходимо наладить учет воды, выпитой каждым отдельным сотрудником.

В открытый доступ попало письмо Минфина от 13 мая 2011 года N 03-04-06/6-107 «Об обложении НДФЛ стоимости питьевой воды, приобретаемой для сотрудников». Оно написано в ответ на вопрос, должна ли организация, приобретающая питьевую воду для своих рабдотников, платить за ее налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

В Минфине полагают, что такая обязанность у компаний действительно существует. Дело в том, что, согласно Налоговому Кодексу, доход – это не только деньги, но и прочая экономическая выгода, которую можно подсчитать. И когда офисный клерк пьет воду из кулера, он тоже получает экономическую выгоду, делают вывод в Минфине.

При этом, «организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой сотрудниками», говорится в письме. Как именно компаниям необходимо наладить учет воды, потребляемой каждым отдельным сотрудником, Минфин не уточняет.

«Получается что-то вроде субсидии«, — объясняет логику Минфина юрист адвокатской коллегии «Гестион» Антон Гришко. «Это примерно как платить налог за то, что сотрудники пользуются компьютерами и интернетом», — иронизирует он.

Впрочем, финансовое министерство отмечает, что если нет возможности оценить экономическую выгоду от наличия в офисе кулера для каждого отдельно взятого сотрудника, то необходимости платить с него НДФЛ не возникает.

Более того, в последнем абзаце Минфин уточняет, что это письмо не являются нормативным правовым актом и руководствоваться им необязательно. «Были случаи, когда Минфин выпускал письма с взаимоисключающими разъяснениями», — говорит Антон Гришко.

Собирается ли руководствоваться письмом Минфина Федеральная налоговая служба, пока не сообщалось.

О плате за пользование водой для налогоплательщиков Крыма и Севастополя

Многие из хозяйствующих субъектов Крыма и Севастополя в той или иной форме пользуются водными источниками, расположенными в регионе, что неудивительно. Пользование водой как ресурсом уже давно во всем мире стало платным, не является исключением и Российская Федерация. В настоящей статье расскажем крымчанам и севастопольцам, какие платежи установлены в данной сфере, в каком порядке они уплачиваются.

Как платить за воду?

Дело в том, что согласно ст. 333.8 НК РФ плательщиками данного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Но здесь же указывается, что плательщиками этого налога не признаются организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 03.06.2006 № 73‑ФЗ данный кодекс был введен в действие с 01.01.2007. То есть если договор водопользования [1] был заключен или решение о предоставлении водного объекта в пользование было принято после этой даты, то оснований для уплаты водного налога нет.

В то же время согласно ст. 20 ВК РФ договор водопользования предусматривает платность пользования водным объектом. Ставки такой платы, порядок ее расчета и взимания устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности находится водный объект.

Так, в Республике Крым в этих целях следует руководствоваться постановлениями Совета Министров Республики Крым от 24.12.2014 № 611 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Республики Крым» (далее – Постановление № 611) и от 28.10.2014 № 411 «Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Республики Крым» (далее – Постановление № 411).

В частности, Постановление № 411 в отношении водных объектов, находящихся в собственности Республики Крым, предусматривает, что данная плата взимается, если договор водопользования заключен для следующих целей.

  • для судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;
  • осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;
  • забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
  • забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
  • забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
  • забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;
  • рыболовства, охоты.

Плата вносится ежеквартально, расчет ее самостоятельно осуществляет водопользователь, определяя ее как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы. Ее следует вносить по месту пользования водным объектом или его частью не позднее 20‑го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Отметим, что согласно Постановлению Правительства РФ от 14.12.2006 № 764 в аналогичном порядке взимается плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности. Что касается ставок платы за такие объекты, Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 устанавливает их для Республики Крым и города Севастополя в следующем размере.

– рек и озер – 32 000 руб.;

– Азовского моря – 44 880 руб.;

– Черного моря – 49 800 руб.

Теперь о водном налоге

Финансисты ссылаются на ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6‑ФКЗ, согласно которой на территориях Республики Крым и города Севастополя действуют лицензии, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого‑либо подтверждения со стороны государственных органов РФ, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Читайте так же:  Судебные приставы гпскова

То есть сказанное надо понимать следующим образом: при наличии таких лицензий организация или ИП Крыма и Севастополя становится плательщиком водного налога. Впрочем, и в этом случае должен применяться п. 2 ст. 333.8 НК РФ, в силу которого плательщиком водного налога не является тот, кому лицензия, пусть согласно законодательству Украины, выдана до 01.01.2007.

Но нюанс заключается еще и в том, что, хотя в целом водопользование в РФ с указанной даты не лицензируется, в соответствии с п. 3 ст. 9 ВК РФ право пользования подземными водными объектами приобретается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Имеется в виду ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». На этом основании пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, так как оно лицензируется на основании данной нормы (см. Письмо Минфина России от 12.10.2007 № 03‑06‑03‑02/14).

Собственно, о названном виде водопользования и говорится в Письме Минфина России № 03‑06‑05‑02/13793 (пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения). Финансисты в поименованном письме констатировали тот факт, что ставки водного налога в отношении водных объектов, расположенных на территории Республики Крым и города Севастополь, НК РФ не установлены. Казалось бы, после этого можно было бы сделать вывод, что законодатели и не предписывали взимать налог в случае пользования обозначенными объектами, тем более что они могли бы установить указанные ставки, например, Федеральным законом от 24.11.2014 № 366‑ФЗ, который как раз с 01.01.2015 внес существенные изменения в ст. 333.12 НК РФ.

Заметим, что пока ничего не известно о законопроекте, который бы устанавливал эти ставки для Крыма и Севастополя. Такая попытка была сделана Минфином в законопроекте, который был им подготовлен еще летом 2014 года (в данных регионах предлагалось установить ставки те же, что и в Центральном округе РФ), но этот законопроект так и не поступил в Госдуму РФ, а основные его положения вошли в Федеральный закон от 29.11.2014 № 379‑ФЗ, исключая те, которые касаются водного налога.

Все это позволяет нам считать, что в отношении водных объектов, расположенных в Крыму и Севастополе, водный налог не уплачивается. Но, как мы видим, Минфин думает иначе, а ссылаясь на него, и ФНС. Отсутствие утвержденных ставок чиновников не смущает. Они указывают, что в случае забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения надо применять ставку в размере 81 руб. за 1 000 куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, вне зависимости от места его расположения.

Дело в том, что согласно п. 3 ст. 333.12 НК РФ такая ставка для данного типа водоснабжения установлена на 2015 год одинаковой для всей территории РФ, но это само по себе не говорит, что она распространяется и на водные объекты Крыма и Севастополя, однако…

Понятно, что чиновники не поясняют, какие же ставки надо применять в остальных случаях водоснабжения, то есть не связанных с водоснабжением населения. Ведь их нет в НК РФ.

Из Письма Минфина России от 30.12.2010 № 03‑06‑05‑02/17 [3] следует, что под термином «водоснабжение населения» нужно понимать водоснабжение жилых и иных помещений, предназначенных для постоянного или преимущественного проживания граждан, зарегистрированных по месту жительства в установленном порядке. К этому случаю не относится забор воды для обеспечения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд учреждений, предприятий и организаций, в том числе гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, больниц, других подобных учреждений (см. также Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 № 5580/12 по делу № А31-2702/2011).

Обрисованная ситуация противоречит п. 6 ст. 3 НК РФ, согласно которой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, включая ставки, по которым налоги взимаются. Положения актов законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Тем не менее для тех организаций и ИП Крыма и Севастополя, которые примут позицию Минфина, сообщим, что согласно пп. 1, 13 и 14 п. 2 ст. 333.9 НК РФ не признается объектом налогообложения забор:

  • из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  • из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Кроме того, забор воды из бытовых колодцев и скважин из первого от поверхности водоносного горизонта обложению водным налогом не подлежит в любом случае (Письма Минфина России от 30.10.2007 № 03‑06‑05‑02/12 [4] ).

В случае если лицензией на право пользования недрами владеет администрация муниципального образования, а фактически забор воды из подземного водного объекта осуществляет учрежденный ею МУП, плательщиком водного налога является администрация (Письмо ФНС России от 06.02.2012 № ЕД-4-3/[email protected] [5] ).

Объем воды, забранной из подземного источника, устанавливается на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды, а при их отсутствии – исходя из времени работы и производительности технических средств. Если же и это невозможно сделать, то объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент (коэффициенты), установленный (установленные) ст. 333.12 НК РФ. Уплачивается налог по месту нахождения объекта налого­обложения не позднее 20‑го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом). В те же сроки подается декларация в налоговый орган также по местонахождению объекта налогообложения (п. 2 ст. 333.14, п. 1 ст. 333.15 НК РФ).

[1] При заключении договора водопользования учитываются положения Постановления Правительства РФ от 12.03.2008 № 165, приказов Минприроды России от 22.05.2014 № 225, от 12.03.2012 № 57 и от 14.09.2011 № 763.

[2] Согласно Письму ФНС России от 09.04.2015 № ГД-4-3/[email protected] размещено на сайте www.nalog.ru и обязательно для применения территориальными налоговыми органами.

[3] Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 21.01.2011 № КЕ-4-3/[email protected]

[4] Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 16.11.2007 № СК-6-11/[email protected]

Налог на добычу обычной воды

Объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 336 НК РФ). В то же время согласно подп. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ из всех добываемых подземных вод к видам добытого полезного ископаемого, подлежащим обложению налогом, отнесены лишь подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.

То есть добываемая организацией вода будет признаваться объектом обложения НДПИ только в том случае, если она по своим физическим свойствам или химическому составу относится к промышленной, минеральной или термальной воде (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 № 64, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2009 № Ф04-15/2009(19100-А03-6)).

Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ к объекту обложения водным налогом, в частности, относится забор воды из водных объектов. При этом забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальных вод объектом обложения водным налогом не является (подп. 1 п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Таким образом, добытые подземные воды, не относящиеся к промышленным, минеральным или термальным водам, не облагаются налогом на добычу полезных ископаемых и подлежат обложению водным налогом (письмо Минфина России от 22.12.2011 № 03-11-06/2/182).

Надо учитывать также, что согласно в п. 2 ст. 333.9 НК РФ не признается объектом обложения водным налогом, в частности, забор подземной воды:

— для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

— санитарных, экологических и судоходных попусков;

— орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Обратите внимание, что, по мнению Минфина России, льготы, установленные п. 2 ст. 333.9 НК РФ в отношении добычи подземных вод, могут применяться лишь при указании в лицензии льготируемой цели использования подземных вод и с обязательным отражением в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды, установленных для данной цели (письма Минфина России от 05.05.2012 № 03-06-06-02/7, от 26.08.2011 № 03-06-06-02/3).

Таким образом, если в лицензии указана лишь одна цель «питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение», налоговая инспекция будет требовать уплаты водного налога со всего объема добываемой воды. Даже если организация будет фактически частично забирать воду на льготируемые цели, что будет подтверждено данными счетчиков расхода воды, налоговый спор весьма вероятен.

По общему правилу налогоплательщик рассчитывает водный налог самостоятельно (п. 1 ст. 333.13 НК РФ). Для этого у него должны быть водоизмерительные приборы и возможность отделять облагаемый расход воды от необлагаемого. Объем забранной воды определяется на основании показаний приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды (п. 1, 2 ст. 333.10 НК РФ).

Налоговые ставки по налогу установлены в рублях на 1000 куб. м воды забранной из подземных водных объектов в зависимости от экономического района и бассейна озера или реки (ст. 333.12 НК РФ).

Причем ставки, установленные п. 1 ст. 333.12 НК РФ, в 2016 г. умножаются на повышающий коэффициент 1,32 (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ).

Кроме того, ставки, установленные п. 1 ст. 333.12 НК РФ, умножаются на дополнительные коэффициенты в следующих случаях:

— при превышении квартальных (годовых) лимитов водопользования в отношении суммы превышения применяется дополнительный коэффициент 5 (п. 2 ст. 333.12 НК РФ);

— при отсутствии приборов учета забранной воды применяется дополнительный коэффициент 1,1 (п. 4 ст. 333.12 НК РФ). Отметим, что если приборов учета воды нет, то объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. Если и такой возможности расчета нет, то объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления (п. 2 ст. 310 НК РФ), то есть исходя из квартальных (годовых) лимитов водопользования, установленных данной организации;

— если организация осуществляет забор воды из водного объекта в целях ее реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару, то при исчислении водного налога применяется дополнительный коэффициент 10 (п. 5 ст. 333.12 НК РФ).

Согласно позиции Минфина России, изложенной в письмах от 10.07.2015 № 03-06-05-02/39740 и от 14.07.2015 № 03-06-06-02/40287, необходимым и достаточным условием для применения дополнительного коэффициента 10 к ставке водного налога является упаковка забранной воды в тару (например, бутилирование, пакетирование) с последующей ее оптово-розничной реализацией.

В отношении забора воды для водоснабжения населения п. 3 ст. 333.12 НК РФ предусмотрена льготная ставка налогообложения. С 1 января по 31 декабря 2016 г. включительно она составляет 93 руб. за 1000 куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Применение льготной ставки возможно на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод с указанием целевого использования добываемых подземных вод для водоснабжения населения. При отсутствии в лицензии указания на соответствующее целевое использование забранной воды водный налог уплачивается по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 НК РФ (письмо Минфина России от 25.12.2014 № 03-06-05-02/67463). Причем под термином «водоснабжение населения» Минфин понимает водоснабжения жилых и иных помещений, предназначенных для постоянного или преимущественного проживания граждан, зарегистрированных по месту жительства в установленном порядке (письмо Минфина России от 30.12.2010 № 03-06-05-02/17).

Налог уплачивается и декларация по нему представляется в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом), в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения (ст. 333.11, 333.14, 333.15 НК РФ).

Задача: исчислить сумму водного налога

Здравствуйте) Помогите пожалуйста решить задачу, указав на ошибки , если таковые имеются. Подскажите, буду признательна.
Заранее благодарю!
Задача №2.
ИП осуществляет забор воды из поверхностных водных объектов. Северный район. Река Нева.. ИП имеет лицензию .Лимит за год -50 000 куб.метров. По данным журнала первичного учета оббьем забранной воды за 1 квартал 5 000 куб. метров.
Требуется: исчислить сумму водного налога за 1 квартал.
Решение мое рассуждение)
Лимит — 50000 метра кубических ( за год) — это нам дано по условию

Забор — 5000 метра кубических ( за 1 квартал)- это нам дано по условию
Найдем за год 5000:3*12= 20000метра кубических
Отсюда следует, что в лимит мы вложились. Т.к лимит за год у на 50000, а по забру 20000
Исчисляем сумму водного налога за 1 квартал: 5000 метра кубических* 70 руб.= 350000руб.

Спасибо)
Но я же не могу знать сколько будет забор воды во 2,3 и 4 квартале. Т.к не написано это в условии задачи. Я только могу предполагать, что забор будет такой же. (Я правильно поняла, я же по данным которые есть в условии задачи не могу вычислить забор других кварталов.)

Вы написали, что : Налог за 1 кв-л составит 5 тыс.м3 х 264 = 1 320 руб.
Но , если 5000* 264=1320000