Договор о разделе манчжурии на сферы влияния

Оглавление:

Договор о разделе манчжурии на сферы влияния

Начавшуюся 1 августа 1914 г. Первую мировую войну в Японии стремились использовать для установления своего контроля над приморскими районами Китая и северной частью Тихого океана. Считалось, что этого можно добиться, приняв непосредственное участие в военных действиях. Однако Япония не сразу решила, на чьей стороне вступать в войну. Альтернативой присоединения к державам Антанты был вариант выступить на стороне Германии и попытаться в ходе войны вытеснить из Китая Великобританию и другие колониальные державы. Но воевать со странами Антанты было опасно и еще не под силу Японии. Немаловажное влияние на выбор формы участия Японии в войне оказывала позиция входившей в Антанту Российской империи. Выступить на стороне противника России — Германии означало вновь вступить в конфронтацию с северным соседом. Это противоречило японским планам создания японо-русского союза для совместного противодействия колониальному владычеству в Восточной Азии западноевропейских держав и США.

23 августа в Японии был обнародован манифест об объявлении войны Германии. В тот же день японская корабельная артиллерия обстреляла крепость Циндао, которую занимали немцы. После продолжавшейся два с половиной месяца осады японцы овладели крепостью, а затем и всей провинцией Шаньдун. В октябре—ноябре 1914 г. силами японского флота были оккупированы и островные владения Германии на Тихом океане.

На этом участие Японии в военных действиях в Первой мировой войне ограничилось. Воспользовавшись занятостью великих держав на фронтах борьбы с Германией и ее союзниками в Европе, японское правительство предприняло попытку заставить власти Китая признать главенствующее положение Японии в этой стране. 18 января 1915 г. китайскому правительству был вручен документ, получивший в истории название «21 требование». Требования были разделены на пять групп. Четыре из них включали условия, предусматривавшие передачу Японии прав на бывшее германское владение в Шаньдуне, расширение привилегий в Южной Маньчжурии и Внутренней Монголии, отказ Китая от предоставления третьим странам прав на аренду китайских портов и островов; строительство дорог, портов, хранилищ и складов должно было перейти в руки японских концернов.

В соответствии с пятой группой требований устанавливалось руководящее положение японцев в государственной, политической, экономической и культурной жизни Китая. Китайское правительство обязывалось приглашать японцев в качестве политических, финансовых и военных советников. Китай должен был приобретать в Японии свыше 50 процентов необходимого ему вооружения, создавать объединенные японо-китайские арсеналы оружия. Удовлетворение этих требований напрямую ущемляло суверенитет Китая, вело к установлению японского протектората над этой страной.

После того как Япония для «подкрепления» своих требований направила в Южную Маньчжурию и Шаньдун 7 тыс. дополнительных войск, китайское правительство вопреки протестам народных масс подписало соответствующие японо-китайские соглашения. Хотя в условиях мировой войны на Западе США и Великобритания не желали обострять отношения с японцами, они не собирались уступать им Китай. Это в Токио хорошо понимали и разрабатывали планы по изменению баланса сил в Китае в свою пользу. Союзником Японии в противоборстве с западными державами могла стать Россия, которая, несмотря на вхождение в Антанту, продолжала рассматривать Великобританию как своего традиционного соперника. Сближение с Японией на антибританской основе отвечало стратегическим целям России. К тому же в условиях затяжной войны в Европе она нуждалась в военных поставках Японии.

Хотя заключенные в 1907, 1910 и 1912 гг. российско-японские соглашения о разделе Маньчжурии на сферы влияния сыграли определенную роль в сдерживании проникновения американского капитала в этот район Китая, американцы не оставляли надежд под флагом «интернационализации» укрепить здесь свои позиции в железнодорожном и строительном бизнесе. Задача совместного противодействия экономической экспансии США в Маньчжурии объективно требовала углубления политического взаимодействия России с Японией.

Наконец, политику Японии в отношении России в данный период во многом определяло стремление использовать влияние северного соседа как одного из главных партнеров Антанты при решении судьбы захваченных Японией германских владений на Дальнем Востоке и Тихом океане. Это побуждало Токио повысить уровень отношений двух стран, придав им союзнический характер.

С конца 1915 г. между правительствами России и Японии начались переговоры о заключении союзного договора. В качестве компенсации за поставки вооружения Япония вопреки условиям Портсмутского договора выдвинула требование о передаче ей участка КВЖД — Куаньчэнцзы—Харбин, а также о предоставлении новых концессий на рыболовство в русских водах и других льгот . Это затруднило переговоры, которые растянулись на месяцы. Русское правительство отказалось обсуждать японские требования пересмотреть в свою пользу условия разграничения КВЖД и ЮМЖД. В ответ японцы не спешили брать на себя обязательства по поставке России необходимого ей оружия. Лишь 3 июля 1916 г. был подписан договор, устанавливавший союзные отношения на случай войны.

В соответствии с опубликованным текстом стороны приняли взаимные обязательства не присоединяться к каким-либо союзам, которые были бы направлены против интересов одной из сторон, и в случае угрозы со стороны других стран согласовывать и осуществлять меры по совместной защите своих интересов на Дальнем Востоке. В секретной части договора речь шла о конкретном объекте договора — Китае: «Обе высокие договаривающиеся стороны, признавая, что их жизненные интересы требуют, чтобы Китай не подпал владычеству какой-либо третьей державы, враждебной России или Японии, вступят в откровенные и дружеские сношения каждый раз, когда обстоятельства того потребуют, и согласятся относительно мер, которые должны быть приняты, дабы воспрепятствовать тому, чтобы создалось подобное положение» .

Привлекая на свою сторону в качестве военного союзника Россию, Токио шел на риск вызвать серьезное недовольство Великобритании, которая в 1911 г. пролонгировала на 10 лет англо-японский союзный договор. Было очевидно, что под упомянутой в русско-японском договоре «третьей державой», которой надлежало противостоять, подразумевались США и Великобритания. Внимательно анализировавший тогдашнюю международную политику В.И. Ленин утверждал, что между Россией и Японией «заключен уже во время теперешней войны новый тайный договор, направленный не только против Китая, но до известной степени и против Англии. Это несомненно, хотя текст договора неизвестен. Япония при помощи Англии побила в 1904—1905 годах Россию и теперь осторожно подготовляет возможность при помощи России побить Англию» .

Однако в Лондоне решили воздержаться от заявления протеста, дабы не подтолкнуть Японию к дальнейшим изменениям своего внешнеполитического курса, в частности, в отношении Германии. Для того чтобы добиться от стран Антанты и США признания своих новых территориальных приобретений, японское правительство прибегло к шантажу, намекая, что может заключить сепаратный мир с Германией. Несмотря на объявление войны Германии, японцы открыто заявляли, что будут оказывать покровительство германским подданным в Японии, не препятствовать их экономической деятельности и свободному передвижению по стране. Японское правительство демонстративно ответило отказом на просьбы держав Антанты отправить японские войска и военные корабли на Западный фронт против Германии, долго не присоединялось к лондонской декларации о незаключении с Германией сепаратного мира. Такая политика давала свой эффект — страны Антанты всерьез опасались, что Япония в удобный для нее момент может перейти на сторону Германии и попытается захватить их дальневосточные владения.

Одной из причин того, что Россия активно поддержала японские претензии на «германское наследство» на Дальнем Востоке и Тихом океане, было, как уже отмечалось, стремление получать из Японии вооружение. Ослабленная войной и внутренними проблемами Россия рассчитывала на поставки из Японии 700 тыс. винтовок и другого вооружения на 300 млн. иен.

Великобритания и США не скрывали своего недовольства заключением русско-японского союзного договора. Госдепартамент США направил правительствам обеих стран ноту, в которой сетовал на отсутствие в тексте договора подтверждения намерения следовать политике «открытых дверей» в Китае. Хотя Петроград и Токио в ответ на ноту на словах подтвердили приверженность этому принципу, действовать они намеревались, руководствуясь исключительно своими интересами.

Союз с Россией позволил усилить позиции Японии в отстаивании претензий на германские колонии. С другой стороны, заключенный союз нейтрализовал Россию при расширении японской экспансии в Китае. 16 февраля 1917 г. японское правительство добилось официального соглашения с Великобританией о передаче Японии после войны провинции Шаньдун. Затем 1 марта поддержка японских притязаний в Китае и на Тихом океане была оформлена японо-французским соглашением, а 5 марта — русско-японским соглашением. Эти обязательства оставались втайне до начала Версальской мирной конференции, и даже США официально о них не были уведомлены. Имея согласие русского правительства на получение «германского наследства», Японии стало легче добиваться от западных держав признания перехода Шаньдуна и германских островных владений в Тихом океане в состав японских владений.

Читайте так же:  Приказ мониторинга безопасности лекарственных средств

Возросший экономический и военный потенциал позволил Японии претендовать наряду со странами Антанты и США на руководящее положение на открывшейся 18 января 1919 г. мирной конференции в Париже. Хотя поначалу западные державы сомневались в целесообразности предоставления Японии равных с ними прав, японское правительство все же добилось включения своих представителей в состав рабочего органа Парижской конференции «Совет десяти», в который вошли по два делегата от США, Великобритании, Франции, Италии и Японии.

Китайское правительство рассчитывало добиться на мирной конференции согласия великих держав по следующим основным пунктам: 1. Возвращение Китаю Шаньдуна и ликвидация договоров 1915 г., заключенных с Японией на основе «21 требования». 2. Ликвидация всех особых прав и привилегий иностранных держав в Китае. Под этим понимались: а) ликвидация сфер влияния; б) вывод с территории Китая иностранных военных и полицейских частей; в) ликвидация почтовых учреждений и радиостанций иностранных держав в Китае; г) отказ от консульской юрисдикции; д) возвращение Китаю «арендованных» территорий и сеттльментов; е) предоставление Китаю таможенной самостоятельности. 3. Ликвидация всех политических и экономических прав Германии и Австро-Венгрии в Китае.

Так как удовлетворение этих требований прямо затрагивало интересы западных держав, они отказались рассматривать их. Особо непримиримую позицию по поводу сохранения своих прав в Китае заняла делегация Японии, требовавшая официального подтверждения в мирном соглашении перехода к ней всех германских владений к северу от экватора. При этом японцы ссылались на секретные соглашения 1916 и 1917 г., в которых Великобританией, Францией и Россией признавались права Японии на эти территории. Заметим, что делалось это в условиях, когда подписывавшее тайные договоры с Японией царское правительство уже не существовало. Тем не менее, представители западноевропейских держав и США сочли доводы убедительными и предпочли удовлетворить территориальные требования Японии. В обмен на эти и другие уступки западные политики ждали от Японии активного участия в подавлении пролетарской революции в России. Известный японский дипломат С. Того отмечал: «Союзники также страстно желали, чтобы Япония поставила в 1918 г. львиную долю войск для совместного экспедиционного корпуса в Сибири и взяла на себя командование» .

Проводимая в годы Первой мировой войны крупными державами мира, в том числе Россией, политика умиротворения Японии за счет интересов Китая не только не ограничила японскую экспансию, но, наоборот, поощрила все новые вооруженные захваты в Восточной Азии, стимулировала японские правящие круги устранить в этом обширном регионе мира влияние как западных стран, так и России, не останавливаясь при этом перед войной с ними.

Русско-японское соглашение 1907 года, 30 июля (Вышинский, 1948)

Русско-японское соглашение 1907 года по общеполитическим вопросам — подписано 30. VII в Петербурге министром иностранных дел России А. П. Извольским и японским послом в России Мотоно. Обсуждение условий Русско-японского соглашения происходило одновременно с переговорами о соглашениях по вопросам торговли, рыболовства и манчжурских железных дорог, предусмотренными Портсмутским мирным договором 1905 года. Недовольство японской военщины условиями Портсмутского договора и её стремление к новым захватам создали чрезвычайную напряжённость в русско-японских отношениях. В связи с этим переговоры тянулись свыше года (с мая 1906 года), часто оказываясь под угрозой срыва. Они привлекали к себе пристальное внимание Англии и Франции. Французское правительство задерживало даже размещение японского займа на парижской бирже, пока в русско-японских переговорах не было достигнуто соглашение по важнейшим вопросам. Подготовленный текст Русско-японского соглашения ещё до подписания был сообщен обеими сторонами правительствам Англии и Франции.

Русско-японское соглашение состояло из гласной конвенции и секретного договора (последний был опубликован лишь после Октябрьской революции в России). Согласно конвенции русское и японское правительства обязались уважать территориальную целостность обеих стран, независимость и целостность Китая, а также принцип общего равноправия по отношению к торговле и промышленности в Китае (см. Политика «открытых дверей»).

Между тем секретный договор устанавливал раздел Манчжурии на русскую (северную) и японскую (южную) сферы влияния. Демаркационная линия между Северной и Южной Манчжурией, установленная дополнительной статьёй, начиналась на востоке от русско-корейской границы, проходила через Хунчунь, далее по р. Сунгари до устья р. Наньцзян (Нонни), по притоку её Толахэ до пересечения Толахэ со 122-м меридианом в. д. Япония обязывалась не искать для себя или для своих подданных «никакой железнодорожной или телеграфной концессии в Манчжурии к северу от демаркационной линии. и не затруднять ни прямо, ни косвенно всякого рода действия, поддержанные российским правительством, имеющие в виду такого рода концессии в указанном районе» (ст. 1). Россия принимала на себя аналогичные обязательства по отношению к японской сфере влияния.

По ст. 2 секретного договора Россия признавала все трактаты, заключённые между Японией и Кореей, и обязывалась не чинить препятствий развитию японо-корейских отношений; России предоставлялось право наибольшего благоприятствования в Корее. В свою очередь Япония по ст. 3 секретного договора признавала во Внешней Монголии наличие специальных интересов России и обязывалась «воздерживаться от всякого вмешательства, способного нанести ущерб этим интересам».

Заключённое вскоре после франко-японского соглашения и незадолго до англо-русского соглашения 1907 года (. ) об Иране, Афганистане и Тибете Русско-японское соглашение было призвано гарантировать Антанте сохранение статус кво на Дальнем Востоке и связать её с англо-японским блоком. Русско-японское соглашение временно избавило Россию от угрозы захвата Японией её дальневосточных владений и проникновения японцев в сферу русских интересов — Северную Манчжурию и Монголию.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

РУ́ССКО-БРИТА́НСКОЕ СОГЛАШЕ́НИЕ 1899

  • В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 74

    Скопировать библиографическую ссылку:

    РУ́ССКО-БРИТА́НСКОЕ СОГЛАШЕ́НИЕ 1899, соглашение о раз­де­ле сфер влия­ния в Ки­тае. За­клю­че­но в фор­ме об­ме­на но­та­ми в С.-Пе­тер­бур­ге 16(28) апр. Пе­ре­го­во­ры, пред­ше­ст­во­вав­шие Р.-б. с., на­ча­лись в нач. 1898 по ини­циа­ти­ве Ве­ли­ко­бри­тании. Пер­вый ра­унд про­шёл в ус­ло­виях ост­рой кон­ку­рен­ции двух дер­жав за пре­дос­тав­ле­ние Ки­таю зай­ма на сум­му в 100 млн. лан (св. 140 млн. руб.) для вы­пла­ты кон­три­бу­ции Япо­нии по ус­ло­ви­ям Си­мо­но­сек­ско­го до­го­во­ра . Сто­ро­ны вер­ну­лись к идее раз­гра­ни­чить зо­ны эко­но­мич. влия­ния осе­нью 1898. Ве­ли­ко­бри­та­ния бы­ла обес­по­кое­на уча­сти­ем Рус.-Кит. бан­ка в со­ору­же­нии ж. д. Пе­кин – Хань­коу (ны­не в со­ста­ве г. Ухань), а рос. пра­ви­тель­ст­во бы­ло не­до­воль­но строи­тель­ст­вом на сред­ст­ва брит. Гон­конг-Шан­хай­ско­го бан­ка ж.-д. ма­ги­ст­ра­ли Тянь­цзинь – Шан­хай­гу­ань – Нюч­жу­ан (Ин­коу), ко­то­рая долж­на бы­ла кон­ку­ри­ро­вать с Юж. ли­ни­ей Ки­тай­ско-Вос­точ­ной же­лез­ной до­ро­ги. Р.-б. с. пре­дос­тав­ля­ло Рос­сии пра­во вес­ти ж.-д. строи­тель­ст­во к се­ве­ру от Вел. Кит. сте­ны, а Ве­ли­ко­бри­та­нии – в бас­сей­не р. Янц­зы. Обе дер­жа­вы обя­зы­ва­лись не пы­тать­ся по­лу­чить ж.-д. кон­цес­сии в пре­де­лах чу­жой сфе­ры влия­ния. Ки­тай не при­знал Р.-б. с., од­на­ко взял на се­бя обя­за­тель­ст­во при­дер­жи­вать­ся его ус­ло­вий в рус.-кит. со­гла­ше­нии о Мань­чжу­рии, под­пи­сан­ном в Пе­ки­не 26.3(8.4).1902. Со­гла­ше­ние ут­ра­ти­ло ак­ту­аль­ность по­сле рус.-япон. вой­ны 1904–05.

    русско-японские соглашения

    Энциклопедический словарь . 2009 .

    Смотреть что такое «русско-японские соглашения» в других словарях:

    РУССКО-ЯПОНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ — 1) 1907, по общеполитическим вопросам (заключено 30 июля в Санкт Петербурге): гласная конвенция об уважении территориальной целостности сторон, независимости и целостности Китая и равных правах в торговле с ним; договор о разделе Маньчжурии на р … Большой Энциклопедический словарь

    РУССКО-ЯПОНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ — РУССКО ЯПОНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ, 1) 1907, по общеполитическим вопросам, заключено 17(30).7 в Санкт Петербурге; включало гласную конвенцию об уважении территориальной целостности сторон, независимости и целостности Китая и равных правах в торговле с… … Русская история

    Русско-японские договоры и соглашения — Договор 1855 о торговле и границах, подписан 26 января (7 февраля) в г. Симода Е. В. Путятиным со стороны России, Цуцуи Масанори и Кавадзи Тосиакира со стороны Японии. Согласно договору, состоявшему из 9 статей, устанавливались… … Большая советская энциклопедия

    Читайте так же:  Адвокат дьявола 3 игра

    РУССКО-ЯПОНСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ — 1) Р. я. д. 1855 о дружбе, торговле и границах подписан 7. II в Симоде уполномоченным России вице адмиралом Е. В. Путятиным и уполномоченными Японии Цуцуя Хизенно и Кавади Сайэменни. Активизировав в 40 50 х годах 19 в. свою политику на Дальнем… … Дипломатический словарь

    Русско-японские договоры и соглашения — Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    РУССКО-ЯПОНСКИЕ ДОГОВОРЫ 1855, 1858, 1875 — Договор 1855 о торговле и границах подписан 26 янв. (7 февр.) в г. Симода Е. В. Путятиным, Масанори Цуцуи и Тосиакира Кавадзи. Договором устанавливались дипломатич. отношения между странами. Во владениях обоих гос в русские и японцы должны были… … Советская историческая энциклопедия

    Русско-японская война 1904-5 — Русско японская война Верх: Корабль во время боя. Слева по часовой стрелке: японская пехота, японская кавалерия, два корабля российского флота, русские солдаты стоят над траншеей с убитыми японцами во время осады Порт Артура. Дата 8 февраля 1904… … Википедия

    Русско-японская война 1904 — 1905 — Русско японская война Верх: Корабль во время боя. Слева по часовой стрелке: японская пехота, японская кавалерия, два корабля российского флота, русские солдаты стоят над траншеей с убитыми японцами во время осады Порт Артура. Дата 8 февраля 1904… … Википедия

    Русско-японская война 1904—1905 — Русско японская война Верх: Корабль во время боя. Слева по часовой стрелке: японская пехота, японская кавалерия, два корабля российского флота, русские солдаты стоят над траншеей с убитыми японцами во время осады Порт Артура. Дата 8 февраля 1904… … Википедия

    РУССКО-ЯПОНСКАЯ РЫБОЛОВНАЯ КОНВЕНЦИЯ 1907 — подписана 28. VII в Петербурге со стороны России министром иностранных дел А. П. Извольским и товарищем министра иностранных дел Губастовым и со стороны Японии посланником Мотоно. Р. я. р. к. была заключена на основании ст. 11 Портсмутского… … Дипломатический словарь

    Раздел Китая на сферы влияния

    Японо-китайская война была началом нового общего наступления колонизаторов на Китай. «Япония. — указывал В. И. Ленин, — попробовала пробить брешь в китайской стене, открывая такой лакомый кусок, который сразу ухватили зубами капиталисты Англии, Германии, Франции, России и даже Италии».

    Наряду с другими районами колониальных хищников начинает интересовать Маньчжурия. Об этом свидетельствовала попытка Японии захватить Ляодунский полуостров. Английские дельцы с 1890 г. занимались изысканием трассы для строительства железной дороги от Шаньхайгуаня, на север. Американские монополии добивались концессии на постройку железной дороги Гуанчжоу — Ханькоу — Пекин с продолжением ее на северо-восток.

    Статья 1 договора предусматривала военный союз, который должен был вступить в силу при нападении Японии на Россию, Китай или Корею. Предусматривалось, что, если начнется такая война, все порты Китая «будут в случае необходимости открыты для русских военных судов».

    Царское правительство получило концессию на строительство железной дороги, соединяющей Владивосток с Сибирской магистралью через территорию Маньчжурии. Построенная на основе этого договора КВЖД стала важным орудием колониальной эксплуатации прилегающей к ней китайской территории. В полосе отчуждения дороги и в Харбине был установлен режим экстерриториальности. Они перешли под контроль русских властей.

    Воспользовавшись убийством в Шаньдуне двух немецких миссионеров, Германия направила в ноябре 1897 г. в Китай эскадру и высадила войска в заливе Цзяочжоу. В марте 1898 г.она принудила Китай подписать договор о передаче в «аренду» на 99 лет области Цзяочжоу с военным портом Цзяочжоувань (Циндао). Кроме того, Германия получила право строить в провинции Шаньдун железные дороги и разрабатывать ее горные богатства.

    Почти одновременно Россия заключила с Китаем конвенцию об «аренде» на 25 лет портов Люйшунь (Порт-Артур) и Далянь (Дальний) вместе с прилегающим водным и сухопутным пространством. Россия получила также право построить железную дорогу, соединяющую Порт-Артур с КВЖД.

    В апреле 1898 г. Франция «арендовала» на 99 лет военный порт Гуанчжоувань (Каньцзян). В мае 1898 г. Англия захватила порт Вэйхайвэй, «узаконив» этот захват соответствующим соглашением об «аренде». Кроме того, Англия получила ©»аренду» на 99 лет так называемую Новую территорию на п-ове Цзюлун и примыкающих островах, присоединенную >к колонии Гонконг.

    Захваченные империалистическими державами на китайской территории опорные пункты стали их базами для развертывания дальнейшей агрессии против китайского народа. Империалисты разделили Китай на сферы влияния. 10 провинций, расположенных в бассейне Янцзы, стали сферой влияния Англии, провинции Юньнань, Гуандун и Гуанси — Франции и частично Англии, Шаньдун — Германии, Фузцянь — Японии. Территории к северу от Великой китайской стены составили сферу влияния царской России.

    США, захватив Гавайские острова, о-в Гуам, Филиппины, создали цепь баз, пересекавших Тихий океан по направлению к Китаю. Учитывая, что почти вся территория Китая была уже поделена на сферы влияния другими империалистическими державами, американская дипломатия провозгласила в 1899 г. так называемую доктрину «открытых дверей» и «равных возможностей» в Китае. Рассчитывая на свое экономическое превосходство, американские монополии надеялись таким путем подчинить себе весь Китай. Разоблачая колонизаторскую сущность доктрины «открытых дверей», Сунь Ятсен впоследствии говорил: «Разбойники пришли в дом и еще требуют, чтобы двери оставались открытыми».

    К концу XIX в. завершился процесс превращения Китая в полуколонию держав. В результате целого ряда захватнических войн империалисты опутали Китай системой неравноправных договоров и разделили его на сферы влияния. На «арендных территориях» постоянно находились их военно-морские силы и сухопутные войска. Империалисты поставили под свой контроль все важные торговые порты Китая, создали в них сеттльменты и концессии, находящиеся под иностранным управлением. Китайское население подвергалось там унижениям и оскорблениям. У входа в обширный парк шанхайского сеттльмента висела надпись: «Вход китайцам и собакам воспрещен».

    Иностранцы захватили таможни и внешнюю торговлю Китая, контролировали важные пути сообщения. В конце XIX в. развернулась острая борьба между различными капиталистическими державами за выгодные железнодорожные концессии.

    Только за пять лет, с 1895 по 1899 г., Китаю было навязано семь кабальных займов на общую сумму 370 млн. лян (свыше 500 млн. золотых рублей по курсу того времени). Многие займы навязывались путем открытых угроз. Один из китайских чиновников писал в дневнике, что во время переговоров о заЙмах китайское ведомство иностранных дел (цзунлиямынь) стало походить на ярмарку, английский посланник «рычал и бесновался, добиваясь, чтобы заем был предоставлен Англией. Можно ли было вынести столь гнусное зрелище?» К концу XIX столетия государственный долг Китая га 4 раза превышал доходы его бюджета.

    К 1897 г. в Китае существовало более 600 иностранных фирм и проживало около 10 тыс. иностранцев. Колонизаторы подчиняли своим нуждам сельскохозяйственное производство страны.

    Империалисты развернули идеологическую экспансию. Этой цели служили деятельность тысяч миссионеров, создание иностранцами учебных заведений, издание ими газет, привлечение китайской молодежи в учебные заведения за границей. Особую активность в этом отношении проявляли США, пытавшиеся привлечь на свою сторону китайскую интеллигенцию.

    Вторжение колонизаторов способствовало распаду китайского феодального общества и развитию элементов капитализма, В ряде районов был подорван присущий феодализму натуральный характер хозяйства. Однако основа феодального гнета — эксплуатация крестьян помещиками — не только сохранилась, но в сочетании с полуфеодальной эксплуатацией крестьян компрадорами и ростовщиками по-прежнему занимала преобладающее ‘положение. Национальный капитализм получил некоторое развитие, однако он не превратился в основной обществен» но-экономический уклад Китая.

    Империалистический гнет и господство феодальных пережитков препятствовали развитию капиталистических отношений, закрепляли экономическую и культурную отсталость страны.

    РУССКО-АНГЛИЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ СФЕР ВЛИЯНИЯ 1907 года — Информационно-справочные материалы

    РУССКО-АНГЛИЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ СФЕР ВЛИЯНИЯ 1907 года

    31 августа 1907 г. в Санкт-Петербурге при посредничестве Франции было подписано русско-английское соглашение, сыгравшее весьма существенную роль в исторической судьбе Российской империи и Европы. Этот документ, именуемый иногда Петербургским договором или конвенцией, по сути, закреплял смещение акцентов российской внешней политики с дальневосточного и центрально-азиатского направлений в сторону Европы. Подписи под ним поставили министр иностранных дел А.П.Извольский и британский посол в России А.Николсон. Инициатором подписания соглашения выступил Лондон. [АВПРИ.Ф. Трактаты. Оп.3. 1907. Д. 363/340]

    В практическом плане оно привело к окончательному оформлению военно-политического союза Англии, России и Франции (т.н. Тройственного согласия — «Антанта») в противовес Германии и Австро-Венгрии. За три года до этого, в 1904 г., свои, главном образом, колониальные противоречия урегулировали Великобритания и Франция. Что касается российско-французского сближения, то оно произошло значительно раньше: еще в 90-е годы XIX-го столетия. В 1891-1893гг. Петербург и Париж, подписав серию соглашений, вступили в тесный военно-политический союз, подкрепленный к тому же французскими займами царскому правительству. [Манфред А.З. Образование русско-французского союза. М, 1975]

    В конце XIX века Англия на мировой внешнеполитической арене в основном предпочитала действовать в одиночку, не вступая в длительные союзы с другими державами. По отношению к России ее политика была чаще всего открыто враждебной. Это проявлялось в стремлении Лондона ущемить интересы России там, где это только возможно. Напряженность нередко грозила перерасти в военные столкновения, в частности, в Центральной Азии (в районе «треугольника» т.н. русской Средней Азии, Афганистана и китайского Синьцзяна). Россия и Великобритания жестко конкурировали за влияние в Персии, между ними существовали также противоречия в Китае в связи с приобретением Россией особых прав в Маньчжурии и в других вопросах. Следует отметить, что антианглийские настроения были довольно широко распространены среди части российской политической элиты, включая самого Николая II, несмотря на династические связи между двумя дворами.

    Вместе с тем, ряд факторов подталкивал Россию и Великобританию к сближению. Наша страна потерпела поражение в войне с Японией, подтачивали внешнеполитические позиции Петербурга и принявшие широкий размах внутренние беспорядки. По условиям Портсмутского договора (1905 г.) Россия лишалась половины Сахалина, контроля над Ляодунским полуостровом и позиций в Корее. За ней оставалась лишь Северная Маньчжурия. Лондон открыто поддерживал Токио во время русско-японской войны (между ними действовал договор о союзе 1902 г.). Кроме того, несмотря на подписанный Портсмутский договор, российско-японские отношения и в 1907 г. продолжали оставаться довольно напряженными. Царское правительство опасалось, что Япония может воспользоваться временной слабостью России и посягнуть на ее земли на Дальнем Востоке.

    Быстрое усиление военно-политической и экономической мощи Германии, рост ее колониальных амбиций, строительство Багдадской железной дороги (Берлин-Стамбул-Багдад с продолжением до Басры) все более беспокоили британский истеблишмент. Персидский залив рассматривался англичанами исключительно в качестве зоны своего влияния и ближних подступов к Индии. Ввиду наметившегося германо-турецкого сближения Англия стала отходить от своей традиционной политики поддержки Порты. Видный представитель британских правящих кругов лорд Элленборо в 1903 г. заявил в Палате лордов, что «предпочитает скорее увидеть Россию в Константинополе, чем германский военно-морской арсенал на берегах Персидского залива»/ [Дипломатический словарь, М., 1986. Статья «Англо-русское соглашение 1907 г.»]

    Ускоренное перевооружение германской армии, строительство военно-морского флота, бросившего вызов извечному британскому господству на морях, а также захват Германией ряда еще неподеленных колониальных владений (Юго-Западная Африка) не могли не тревожить Лондон. Это подталкивало его к поиску союзников с целью создания противовеса Германии и Австро-Венгрии. В 1904 г. Великобритания подписала военно-политический договор с Францией, который позволил разрешить существовавшие между ними наиболее острые колониальные противоречия. Однако она понимала, что без России как великой континентальной державы сражаться с Германией и Австро-Венгрией будет крайне сложно. По мнению ряда историков, Британия вообще не планировала участия в сухопутной войне, надеясь всю ее тяжесть переложить на Россию и Францию. Поэтому все усилия Лондона после завершения русско-японского конфликта были направлены на вовлечение России в блок «Антанта».

    В российской правящей элите в это время шла ожесточенная борьба вокруг определения дальнейших внешнеполитических приоритетов страны после поражения на Дальнем Востоке. Император в этом вопросе часто колебался, не доверяя ни англичанам, ни кайзеру, активно склонявшему Россию к подписанию союзного договора, направленного против Англии. Председатель правительства П.А.Столыпин выступал за крайне осторожные действия, опасаясь вовлечения России в войну, что нарушило бы его планы по реформированию страны. Близких взглядов на этот счет придерживались и министр финансов С.Ю.Витте, будущий премьер В.Н.Коковцов и многие другие. Однако министр иностранных дел А.П.Извольский отстаивал перед императором важность «устранения вековой англо-русской розни, приковывавшей наши силы к дальне- и средневосточным театрам», что «позволит нам, когда наступит время, приложить все силы к разрешению тех великих задач, которые мы имеем на Ближнем Востоке» [Национальная политическая энциклопедия, статья «Англо-русское соглашение 1907 г.]. Речь здесь шла, прежде всего, о свободном проходе российского флота и коммерческих судов через Проливы в Средиземное море и в конечном счете о судьбе Константинополя. Однако, несмотря на все старания А.П.Извольского, англичане оставили данную тему вне рамок Конвенции. Следует учесть, что в российском обществе зрело недовольство политикой Германии. Русские деловые круги, в частности, были раздражены стремительной экспансией германского капитала на наши рынки.

    Чисто формально Конвенция 1907 г. сводилась к решению трех спорных вопросов: раздела Персии на сферы влияния (разумеется, без ее ведома), определения статуса Афганистана и Тибета. Россия и Великобритания признавали сюзеренные права Цинской империи на Тибет (который не считал себя частью Китая), брали на себя обязательства не вмешиваться в его дела и не посылать своих дипломатических агентов в Лхассу. Англичане должны были вывести свой вооруженный контингент из одного из его районов.

    Что касается Афганистана, то Россия, согласно Конвенции, признавала тот факт, что он находится вне зоны ее политических интересов. Не являясь де-юре колонией Англии, эта страна была лишена права на проведение собственной внешней политики. Эту роль англичане оставляли за собой. Афганистан становился как бы «буфером» между российской Средней Азией и британской Индией. Россия не имела права направлять туда своих дипломатических представителей. Правда, взамен ей предоставлялись «равные торговые права» в Северном Афганистане, что не имело какого-либо практического значения.

    Наиболее важным вопросом русско-английского соглашения являлся раздел Персии на три зоны. Согласно договоренности, за англичанами закреплялся юго-восток страны. Тем самым они перекрывали подступы к Белуджистану и Афганистану. К России отходил весь север и частично центр страны вместе c ее столицей. Создавалась и нейтральная зона, в которой обе стороны получали одинаковые торгово-экономические права. Россия и Англия обязались не добиваться для себя каких-либо концессий в чужой сфере влияния. Над финансами персидского правительства устанавливался строгий контроль. Обе державы условились не вмешиваться во внутренние дела Персии.

    На деле же, зафиксированный в Договоре принцип «невмешательства» играл на руку лишь англичанам, активно интриговавшим против пророссийски настроенного Мухаммед-Али-Шаха, поддерживая при этом свою креатуру — незаконного претендента на престол принца Зилли-ус-Султана. Причем свои действия англичане искусно камуфлировали стремлением поддержать «демократическое обновление» Персии, желательностью принятия конституции, к которой страна была явно не готова.

    Значение соглашения 1907 г. выходило далеко за рамки урегулирования российско-британских разногласий по вопросам Персии, Афганистана и Тибета. По существу, с его подписанием окончательно оформился блок «Антанта» в противовес союзу Германии и Австро-Венгрии, к которым позднее присоединилась Турция. В Европе произошло резкое политическое размежевание, что неизбежно вело к росту военно-политической напряженности на континенте.

    Историко-документальный департамент