Налог на имущество на стоянку

Статья Льгота по налогу на имущество по многоэтажным гаражам-стоянкам

Одной из первостепенных задач государства является функция налогового контроля, что включает выявление фактов ухода налогоплательщиков от исполнения обязанности по уплате налогов. Однако для реализации данной задачи необходимо четкое разграничение легальных и нелегальных способов оптимизации налогообложения. На сегодняшний день политика государства направлена на усиление администрирования и контроля за уплатой налогов. Поэтому одним из наиболее актуальных вопросов в сфере налогообложения является вопрос законности снижения налоговой нагрузки.

Как показывает практика, большинство организаций, ставивших целью налоговой оптимизации исключительно снижение налоговой нагрузки, провайдером которых являются «схемы», рано или поздно подвергаются проверкам со стороны налоговых или правоохранительных органов.

Современные тенденции предлагают снижение налогового бремени через интеллектуальное налоговое планирование. Под оптимизацией налогообложения принято понимать, прежде всего, снижение налогов и налоговой нагрузки легальным способом. В соответствии с НК РФ оптимизация возможна путем применения льгот, преференций, специальных налоговых режимов, международных договоров об устранении двойного налогообложения и т.д. Но процесс реформирования налогового законодательства, которое используется в рамках налогового контроля, постоянно продолжается. В связи с этим появляются новые направления правового обеспечения налоговой оптимизации.

В настоящей статье мы рассмотрим один из возможных способов легального снижения налога на имущество организаций через применение преференций налогового законодательства, который позволил нашему клиенту сэкономить на налоге на имущество более 125 млн.руб.

Объектами налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Налог на имущество организаций устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов РФ. Субъектам РФ предоставляется возможность устанавливать для организаций дополнительные льготы по налогу на имущество, которые не установлены НК РФ. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Так в частности от обложения налогом на имущество освобождаются организации в отношении многоэтажных гаражей-стоянок, в том числе и в отношении встроенных подземных. Исходя из буквального толкования этой нормы, критериями для освобождения имущества от налогообложения служат только количественные и качественные характеристики имущества, а именно: многоэтажность имущества (здания, помещения); назначение использования имущества — гаражи-стоянки. Относительно того, что гаражи-стоянки должны быть отдельно стоящими, в норме не указано.

Однако на практике данная льгота до последнего времени не нашла широкого применения и вот почему.

Изначально данная льгота, в соответствии с Законом г. Москвы от 02.03.1994 г. № 2-117 «О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий», предусматривалась только в отношении многоэтажных гаражей-стоянок, созданных в ходе реализации программы Правительства Москвы по строительству многоэтажных гаражей-стоянок.

Нормами, вступившими в силу с 1 января 2004 года, предусмотрено расширение круга освобождаемых от уплаты налога на имущество налогоплательщиков. В результате, применять упомянутую льготу стало можно не только в отношении стоянок, созданных в ходе реализации программы Правительства г. Москвы, но и иных возводимых на территории города многоэтажных гаражей-стоянок.

Требование о наличии свидетельства о регистрации права на гараж-стоянку для применения льготы, законодательством не установлено.

Правила, регулирующие регистрационные действия в отношении недвижимого имущества, не позволяют признать запись «объект права — многоэтажный гараж-стоянка» соответствующей действующему законодательству, обязательной при оформлении регистрационных документов и квалифицирующей для применения льготного режима налогообложения.

Не смотря на то, что Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ указывала , что налоговая льгота, предоставляемая организации в отношении недвижимого имущества, не может зависеть от субъекта права собственности, вида и формы государственной собственности, такая не состыковка требований налогового законодательства и правил регистрации права на объекты недвижимости не позволяла в полной мере использовать данную льготу налогоплательщикам на протяжении ряда лет.

И вот в 2015 году вопрос о применении льготы, предусмотренной Законом г. Москвы «О налоге на имущество организаций» в отношении многоэтажных гаражей-стоянок, был поднят снова. Решения Верховного суда РФ, принятые по ряду дел , окончательно разрешили данный вопрос, указав, что исходя из буквального толкования подпункта 9 пункта 1 статьи 4 Закона города Москвы о налоге на имущество организаций, в соответствии с которым критериями для освобождения имущества от налогообложения служат только количественные и качественные характеристики имущества, а именно: многоэтажность имущества (здания, помещения) и назначение использования имущества — гаражи-стоянки.

Применив существующие преференции налогового законодательства и арбитражную практику, специалисты компании IPT Group помогли своим клиентам вернуть из бюджета 125 млн. руб. за 2012-2015 годы в связи с заявлением льготы по налогу на имущество в отношении многоэтажных гаражей-стоянок.

В заключении мы хотели бы отметить, что с 01 января 2016 года налоговая льгота в виде освобождения от налога на имущество организаций в отношении многоэтажных гаражей-стоянок не распространяется на административно-деловые и торговые центры, а также на здания, предназначенные для использования или фактические используемые для размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Рекомендуем организациям, у которых в составе имущества есть многоэтажные гаражи-стоянки незамедлительно воспользоваться льготой, предусмотренной п. 9 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы №64 «О налоге на имущество организаций» и сдать уточненные декларации по налогу на имущество за период 2013-2015. В случае, если у вас возникнут вопросы при подготовке документов для ИФНС для обоснования возмещения сумм налоговых льгот и получения положительного результата завершения камеральной проверки, специалисты IPT Group всегда готовы помочь.

Бизнес лишат налоговых льгот на паркинги и гаражи

«Отмена льгот по налогу на имущество для парковок и гаражей торговых и офисных центров, безусловно, повысит нагрузку на бизнес, который, в свою очередь, переложит ее на посетителей этих учреждений», – считает член Совета Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Алексей Небольсин.

Читайте так же:  Пенсия сиротам без родителей

Ранее Мосгордума одобрила в окончательном чтении изменение параметров налога на имущество для торговых и офисных центров, по которым эти учреждения не смогут пользоваться льготой на имущество для своих парковок и гаражей, а также еще ряд поправок в налоговое законодательство.

Как отметил руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников, сейчас в Москве налогом на имущество организаций не облагаются многоэтажные гаражи-стоянки. Эта льгота была введена 12 лет назад и была призвана стимулировать гаражное строительство. С 2014 года в Москве вступили в силу изменения в налог на имущество организаций, и для крупных торговых и офисных центров введен налог на имущество от кадастровой стоимости. Однако крупные ТЦ часто выводят парковки и стоянки из своего комплекса для использования данной льготы, хотя при начислении налога от кадастровой стоимости учет неполезных площадей, таких как стоянки, холлы и лифтовые зоны, позволяет снизить размер налога для крупных объектов.

«Таким образом, мы предлагаем, что если в целом объект находится на кадастровом налогообложении, то он этой льготой воспользоваться не может. Отдельно стоящие объекты смогут по-прежнему пользоваться указанной льготой», – сказал Решетников.

По словам А. Небольсина, законодатели, обнаружив, что собственники торговых и офисных центров активно применяют так называемый коэффициент масштабности (понижающий коэффициент) и за счет этого снижают себе нагрузку по налогу на имущество, лишили владельцев торгово-офисной недвижимости этой возможности с 1 января. 2016 года.

«Если раньше для торгово-офисного центра иметь собственный паркинг было нормой, то отныне это будет роскошь», – отметил эксперт.

Алексей Небольсин предположил, что вслед за повышением налоговой нагрузки на собственников паркингов и гаражей вырастут и цены на пользование такими парковками для посетителей торговых и офисных центров.

«Получается, что Москва, с одной стороны, снижает темпы роста налога на имущество, а с другой стороны, лишает бизнес действующей льготы», – заключил Алексей Небольсин.

По мнению председателя Комитета по бытовому обслуживанию МГО ОПОРЫ РОССИИ Дмитрия Несветова, повышение издержек собственников недвижимости, безусловно, отразится на арендаторах, особенно в торговых центрах:

«У всех издержки на пределе, и арендодатели не станут понижать свою норму прибыли из-за отмены льготы, они просто переложат расходы на арендаторов – на малый и средний бизнес», – полагает Д. Несветов.

Суд защитил предпринимателей от ФНС, освободив от налога встроенные парковки

Авторы: Алина Михалева, Ирина Кондратьева

Суд облегчил бизнесу налоговое бремя: постановлением московской кассации многоэтажные парковки освобождаются от налога на имущество, существенно возросшего после пересчета кадастровой стоимости недвижимости. О позиции суда, возможностях, открытых делом ООО «Гашека Риэлти» для бизнеса, а также сохранившихся для предпринимателей сложностях – на Право.Ru

Суд на стороне бизнеса

27 июля 2015 года Арбитражный суд Московского округа в рамках дела №А40-162157/2014 признал, что в Москве для освобождения от налога на имущество автопарковок достаточно того, чтобы, во-первых, они были многоэтажными, а во-вторых, соответствовали своему предназначению – являлись гаражом-стоянкой. «Своим решением суд практически встал на сторону предпринимателей, защитив их от ФНС, которая часто пыталась оспорить фактический статус помещения, являющегося гаражом», – говорит Антон Толмачев, генеральный директор юридической компании «ЮрПартнерЪ».

Сам спор по этому делу начался с того, что ООО «Гашека Риэлти», будучи собственником 14-этажного нежилого здания с тремя подземными этажами в Москве на ул. Гашека, д. 6, сочло, что имеет право на льготу по пп. 9 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций». Согласно этой норме организации освобождаются от уплаты налога в отношении многоэтажных гаражей-стоянок. В здании «Гашека Риэлти» были размещены сдаваемые в аренду офисы, а также парковочные места на подземных этажах (32 % от общей площади недвижимости).

Однако ИФНС №10 по г. Москве с этим не согласилась. По ее мнению, льгота может применяться, только если льготируемый объект – это именно отдельно стоящий многоэтажный гараж-стоянка, а не составная часть нежилого офисного здания, и именно на него выдано свидетельство о госрегистрации права собственности, а не на все здание в целом. При этом руководствовалась налоговая письмом Департамента финансов г. Москвы от 29 января 2014 года №90-01-01-04-04/14, согласно которому установление льготы направлено на стимулирование строительства современных отдельно стоящих многоэтажных гаражей-стоянок, а основанием для ее предоставления является свидетельство о госрегистрации права собственности, в котором объектом права является многоэтажный гараж-стоянка. Свидетельство же о госрегистрации на нежилые здания вне зависимости от наличия или отсутствия в них парковочных площадей не является основанием для ее применения, указывается также там. В итоге ИФНС по результатам камеральных проверок налоговых деклараций за 2010 -2012 г.г. в мае 2014-го доначислила «Гашека Риэлти» 32,5 млн руб. налога на имущество. Такая сумма – не признанная инспекцией льгота на автопарковку по пп. 9 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы №64.

Судья Арбитражного суда г. Москвы Лариса Шевелева такой подход не поддержала и признала решение налоговой недействительным. К обратным выводам пришла коллегия 9-го ААС (Рашит Нагаев, Олег Мишаков и Елена Солопова): решение суда первой инстанции она отменила и в требованиях «Гашека Риэлти» отказала. Впрочем, все на свои места вернула кассационная коллегия АС Московского округа в составе Светланы Тетёркиной, Натальи Буяновой и Веры Черпухиной. 27 июля этого года судьи оставили в силе решение АСГМ, признав таким образом правомерность освобождения от налога на имущество многоэтажных автопарковок.

Изучив постановление кассации округа, Толмачев выделил позиции, представляющие наибольший интерес. «Первая позиция, говорит о том, что раз получение специального свидетельства о праве собственности на многоэтажную стоянку в качестве условия для применения льготного режима налогообложения действующим законодательством не предусмотрено, то критериями для освобождения имущества от налогообложения служат только количественные и качественные характеристики имущества, а именно: многоэтажность имущества (здания, помещения) и назначение использования имущества – гаражи-стоянки», – рассказывает юрист. Второе – раз на сегодняшний день Закон г. Москвы №64 и НК РФ не указывают порядок расчета налоговой базы по налогу на имущество организаций, в состав которого входят не подлежащие налогообложению помещения, то в случае парковки, по аналогии закона, базу необходимо рассчитывать пропорционально доле, которую составляет площадь гаража в общей площади здания, продолжает Толмачев.

Читайте так же:  Gmp международный стандарт требования

Подобные выводы суда могут сильно повлиять на существующее положение вещей, полагает Толмачев. «Можно ожидать от бизнесменов попыток представить налоговой просторные нежилые помещения в качестве многоэтажного гаража-стоянки», – иронизирует он.

Возможности и сложности

Льгота в отношении многоэтажных гаражей-стоянок была установлена Законом еще в 2005 г., напоминает Дмитрий Малкин, юрист налоговой практики Goltsblat BLP, однако именно сейчас, в условиях кризиса и высокой кадастровой стоимости недвижимости (которая с 2014 года является налоговой базой для налога на имущество), ее применение стало как никогда актуально для налогоплательщиков.

Льгота – отличная возможность для компаний снизить расходы, сделать бизнес более конкурентоспособным. «В свою очередь, это позволит бюджету Москвы пополняться за счет роста среднего бизнеса, представители которого, как правило, являются арендаторами офисных помещений и парковок и заинтересованы в снижении стоимости аренды», – поясняет Малкин.

При этом применение льготы может быть связано с различными юридическими и техническими трудностями. «У каждого налогоплательщика учет встроенной парковки может отличаться. Нельзя говорить о том, что сегодня есть единый подход, который позволит каждому собственнику освободить свою парковку от налогообложения, – рассказывает Малкин. – Каждая ситуация индивидуальна, и все зависит не только от выработки правовой позиции юридической командой, но и от индивидуальных характеристик конкретной парковки, которые могут касаться ее расположения, особенностей ее использования и конструктивной обособленности».

В совокупности такие индивидуальные характеристики парковки должны подтверждать, что парковка представляет собой гараж-стоянку, который является многоэтажным, как и указано в законе. Если же указанные требования закона к этажности и функциональному предназначению не будут выполняться в полной мере, говорить о применении льготы не приходится. Именно поэтому перед предъявлением льготы важно провести предварительный комплексный анализ гаража-стоянки, заключает Малкин.

Судебных решений по подобным делам пока не так много: по словам Малкина, сегодня известно только о трех актах на уровне окружной кассации (параллельно с делом «Гашека Риэлти» рассматривались аналогичные дела с участием ООО «Серебряный город» (№А40-163052/2014) и ООО «Квартал 674-675» (№А40-162145/2014), но нельзя исключать, что в первой инстанции уже находится несколько дел на рассмотрении.

При этом стоит отметить, что в АС Московского округа даже в рамках дела «Гашека Риэлти» единодушия в судьях не было – председательствующий судья Тетеркина написала особое мнение на этот счет. По ее мнению, прав был именно апелляционный суд, который «правомерно» пришел к выводу об отсутствии оснований для применения льготы. «В Законе г. Москвы №64 не указано, что следует подразумевать под многоэтажными гаражами-стоянками в целях освобождения от налогообложения, – рассуждала Тетеркина. – Полномочия по разъяснению порядка применения законодательства города Москвы о налогах и сборах предоставлены Департаменту финансов г. Москвы». И именно последний в своем письме №90-01-01-04-04/14 фактически сообщил волю законодателя, которое следует понимать таким образом: законодатель отдает предпочтение именно организациям, владеющим специализированными гаражами-стоянками, а не всем владельцам зданий (независимо от целевого назначения), в которых имеются подземные многоуровневые парковки. «Такое сужение сферы применения Закона №64 объяснимо с точки зрения различного наполнения инфраструктурой отдельно стоящих гаражей-стоянок, предлагающих чаще всего минимум удобств и не предполагающих извлечение из занятых площадей иной коммерческой выгоды, – указывала судья. – В данном же случае входящие в нежилое здание автостоянки не предназначены для общественного хранения легковых автомобилей и не являются отдельно стоящими гаражами-стоянками».

«Безусловно, подход, примененный АС МО будет воспринят судами Московского округа положительно. Но нельзя не учитывать и особое мнение судьи Тетеркиной, которое также может оказывать влияние как на арбитражные суды, так и на налоговые органы, которые рассматривают вопросы применения льготы на первом этапе», – заключает Малкин.

Работа на перспективу

Налоговая нагрузка на предпринимателей растет, и оспаривание кадастровой стоимости в последнее время пользуется популярностью как выгодное в долгосрочной перспективе. Решения в пользу оспаривающих выносятся достаточно часто. По данным Росреестра, а также по иным статистическим данным, за прошлый год и за первое полугодие этого года вынесено около 30 % положительных решений по оспариваемой кадастровой стоимости именно применительно к торговым и офисным бизнес-центрам (коммерческой недвижимости), говорит Вадим Байбуз, партнер юридического бюро «Байбуз и партнеры». При этом на данный момент ситуация такова, что собственник вполне может снизить кадастровую стоимость в суде до 30%, а иногда даже более, рассказывает Толмачев.

Тем не менее говорить о сформированной судебной практике применительно к данной категории споров с учетом произошедших изменений пока рано, считает Вадим Байбуз: совсем недавно вступили в силу правила о подсудности таких споров судам общей юрисдикции. Кроме того, остается и много спорных моментов. Так, определение кадастровой стоимости зданий проводится раз в два года, а сравнительный подход, который применяется в данном случае, не учитывает большое количество нюансов, поясняет юрист. Например, этажи подземных паркингов считаются по полной стоимости, а доход, который реально они приносят, не сопоставим с доходами предпринимателя от сдачи в аренду торговых и офисных площадей. «Каким-либо образом стабилизировать данную ситуацию смогут только детальные и подробные разъяснения Верховного суда РФ с учетом большого количества споров данной категории», – делает вывод Байбуз.

Налог на имущество за автостоянки могут пересчитать

ФНС уточнила, как налоговые органы должны считать налог на имущество физических лиц в отношении автостоянки (письмо от 19.06.2018 N БС-4-21/11702@).

Ведомство напоминает, что налоговые органы считают налог на имущество физических лиц на основании сведений, полученных из органов, осуществляющих кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимость в ЕГРН.

При этом в НК РФ объект с наименованием «автостоянка» не выделен в самостоятельный вид объекта налогообложения. Это значит, что автостоянка может относиться к «прочим» объектам и облагаться налогом на имущество по ставке 0,5%.

Вместе с тем, в ФНС считают, что для объектов с наименованием «автостоянка», права на который были зарегистрированы до 1 января 2017 года, допускается применять налоговую ставку, установленную для машино-мест, то есть не более 0,1%.

Такой порядок допускается, если сведения, полученные налоговым органом, свидетельствуют о наличии в ЕГРН хотя бы одной характеристики данного объекта в качестве «машино-места».

Например, такой характеристикой может быть вид или дополнительное наименование с указанием слов «машино-место», адрес с номером машино-места и т.п..

Читайте так же:  Как учесть налог на имущество при расчете налога на прибыль

Как поясняют в ФНС, это связано с требованиями федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ, который установил, что объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места и права на который были зарегистрированы до 1 января 2017 года, признается машино-местом.

Кроме того, в ФНС отмечают, что если ранее в ЕГРН были зарегистрированы доли в праве общей собственности на автостоянку, то каждый участник может осуществить выдел в натуре своей доли посредством определения границ машино-места.

После этого собственник может зарегистрировать право собственности на машино-место.

Налоги на машиноместо

Машиноместо стало объектом недвижимого имущества с 01.01.2017 года после вступления в силу № 315-ФЗ.

об это мы сообщали в 2016 году: Машиноместо является недвижимостью, предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

База для начисления налога на машиноместо

При расчете налога на имущество физических лиц за машиноместо исходя из кадастровой стоимости применяется налоговая ставка не более 0,3%.

  • ФНС России обращает внимание, что для исчисления налога налоговые органы используют сведения, представленные органами Росреестра.
  • Так как до сих пор четкого определения машиноместа в федеральном законодательстве не было, права на такие объекты могли оформляться как на часть или на долю в нежилом помещении без указания его конкретного назначения. Соответственно, такие объекты облагались налогом как нежилые помещения: налоговая ставка составляла до 0,5%, налоговые льготы не применялись.
  • Налог на машиноместо уплачивается ежегодно на основании требования ФНС.

Как перевести недвжимость в машиноместо

Если в свидетельстве о государственной регистрации права собственности указано наименование объекта — машиноместо, то такой собственник может обратиться в налоговую инспекцию, в том числе через «Личный кабинет налогоплательщика», за перерасчетом налога либо предоставлением налоговой льготы.

Если же в свидетельстве о собственности не указано, что объект является машиноместом, однако фактически он отвечает требованиям, предъявляемым законодательством к машиноместам, то для изменения наименования объекта собственник может обратиться с заявлением в органы Росреестра, начиная с 2017 года. После этого информация поступит в налоговые органы для расчета налога на имущество физических лиц.

Машиноместо – часть стоянки, имеющая разграничительные отметки в виде конструкционных элементов или разметочных линий, предназначенная для размещения одного автотранспортного средства. Данный термин, не смотря на частое упоминание в постановлениях правительства Москвы, стал юридически значимым только после вступления в силу Постановление Правительства Москвы от 20.02.2007 N 99-ПП.

Машиноместом считается часть автостоянки, занимаемая 1 автотранспортным средством и расположенная в специально предназначенном для этого здании, сооружении (или части здания, сооружения) или на специальной открытой площадке, предназначенной только для организованного хранения (временной стоянки) транспортных средств.

Общее понятие «автостоянка», а так же нормы, которые должны быть соблюдены при строительстве или планировке здания под автостоянку прописаны в СНиП 21-02-99 . Однако данные правила не имеют указание на размер одного машиноместа. Машиноместо может являться отдельным объектом имущества и подлежит регистрации владельцем в качестве собственности в установленном порядке. Владелец прописывается в свидетельстве на право собственности на парковочное место. Среднее значение площади машиноместа 3.5 кв.м для существующих зданий.

Мосгордума лишила торговые центры налоговых льгот на гаражи и стоянки

МОСКВА, 25 ноября. /ТАСС/. Мосгордума одобрила в окончательном чтении изменение параметров налога на имущество для торговых и офисных центров, по которым эти учреждения не смогут пользоваться льготой на имущество для своих парковок и гаражей, а также еще ряд поправок в налоговое законодательство. Об этом стало известно в среду на заседании столичного парламента.

Как отметил руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников, в настоящее время в Москве налогом на имущество организаций не облагаются многоэтажные гаражи-стоянки. Эта льгота была введена 12 лет назад и была призвана стимулировать гаражное строительство. С 2014 года в Москве вступили в силу изменения в налог на имущество организаций, и для крупных торговых и офисных центров введен налог на имущество от кадастровой стоимости. Однако крупные ТЦ часто выводят парковки и стоянки из своего комплекса для использования данной льготы, хотя при начислении налога от кадастровой стоимости учет неполезных площадей, таких как стоянки, холлы и лифтовые зоны, позволяет снизить размер налога для крупных объектов.

«Таким образом, мы предлагаем, что если в целом объект находится на кадастровом налогообложении, то он этой льготой воспользоваться не может. Отдельно стоящие объекты смогут по-прежнему пользоваться указанной льготой», — сказал Решетников.

Он добавил, что предлагается также освободить от уплаты земельного налога объекты, предназначенные для проведения масштабных конно-спортивных мероприятий. Кроме того, законопроектом предлагается распространить льготу по отмене торгового сбора на цирки и планетарии, при этом льготой могут воспользоваться те организации, в структуре выручки которых более 50% составляет выручка от продажи билетов.